Автомобиль деда был для Вали настоящим мучением. С некоторых пор профессор решил, что Валя должен пройти полный курс шоферского дела, и теперь почти после каждого катанья поручал внуку мыть машину или вытирать с нее пыль. Но Валя никак не мог с этим примириться и был полон ненависти ко всем автомобилям на свете и к тому выдуманному американскому мальчику-шоферу, которого все время поминал дед.
К несчастью, здесь, на даче, не было настоящего гаража. Сарай, в котором стоял автомобиль, был маленький и тесный, и машину приходилось мыть во дворе, на глазах у всех. А это было уже прямо нестерпимо.
Ну, посудите сами: каким авторитетом среди товарищей может пользоваться мальчик, который ежедневно надевает большой дворницкий фартук и моет во дворе автомобиль, пользуясь шлангом для поливки цветов?
Валя чувствовал себя несчастным всякий раз, когда ему приходилось за это браться, и думал, что уж лучше бы поскорее уехать от этих бессердечных людей, которые заставляют его заниматься таким унизительным делом.
Вот, например, сегодня. Валя собирался ехать с Эдуардом Кондитером вниз по реке, на городище, где Эдуард нашел однажды несколько старинных монет, а теперь собирался откопать целый клад. Кондитер уже достал лодку и обязался сам грести и туда и обратно, все было готово, и вместо всего этого вот извольте надевать этот проклятый фартук…
Свою злобу Валя вымещал на машине. Он сердито обливал ее водой и яростно тер тряпкой, заботясь только о том, чтобы поскорей, пока его никто не увидел, закончить это неприятное дело.
Раз человеку не везет, то уж не везет до конца. Оглянувшись, Валя увидел, что позади него стоят Шура и Рая Горские и с любопытством наблюдают за его работой. Очевидно, они уже успели рассмотреть, что он делает, и видели его хмурое, раздраженное лицо. Сделать вид, что он моет машину просто так, для развлечения, уже было поздно.
Единственное, что теперь оставалось Вале, — это предусмотрительно взяться за шланг с водой, чтобы холодным душем пресечь попытки поднять его насмех или отбить возможное нападение Раи.
Но девочки были мирно настроены и приветливо ему улыбались.
С тех пор как Мишка Гольфштрем рассказал им, что Валя был освобожден от занятий по состоянию здоровья и приехал сюда поправиться, они относились к нему совсем по-иному.
Теперь Рае и Лене было даже неловко вспоминать, как они побили его при первой встрече.
— Значит, это ты играешь на рояле по вечерам? — сказала Шура. — Хорошо играешь, мы часто слушаем. Я бы хотела уметь так играть.
— Конечно, я. У нас в семье все музыканты, — горделиво сказал Валя, крайне довольный тем, что новая стычка с врагом не состоялась.
— Машину моешь? — с завистью сказала Рая и погладила теплую шершавую шину. — Хорошая вещь — автомобиль. Давай-ка я тебе помогу!
С этим Валя охотно согласился.
— Прекрасно! — сказал он, крайне польщенный ноткой зависти, которую услышал в голосе Раи. — Это будет совсем неплохо. А после, если захотите, я поиграю вам на рояле.
— Поиграешь? Я буду очень рада тебя послушать. Давай и я буду помогать, — присоединилась к сестре Шура.
Что значил какой-то легковой автомобиль для мощного конвейера сестер Горских? Через десять минут машина так засияла, будто только что вышла с завода или же вернулась из лучшего гаража.
После того как автомобиль был вымыт и поставлен на место, Валя пригласил девочек к себе.
— Нет, я не пойду, — сначала было отказалась Рая, боявшаяся профессора, но потом уступила просьбе сестры и отправилась вместе с ней.
Квартира профессора и собранные в ней редкие и удивительные вещи очень заинтересовали Раю.
«Так вот как живет мой враг!» думала она, с любопытством осматривая комнату.
Валя предложил Шуре поиграть вместе, и они сели за рояль вдвоем.
— Раз, два, три. Раз, два, три… — отсчитывал такт вальса Валя.
Рая не слушала музыкальных упражнений сестры. Она с уважением посмотрела на стоявший на столе телефон и углубилась в осмотр фотографий и коллекции редкостей. Тут было на что посмотреть!
— Ты знаешь, чья это работа? — спросил Валя, с усмешкой показывая на потолок, где красовалось большое грязное пятно.
— Наша? — покраснела Рая. — Не понимаю, как это могло получиться! Мы здесь ничего такого не устраивали, водяные часы я делала в городе. Но это неважно. Подожди, сейчас я это исправлю. Есть отличный способ!
Она тотчас побежала домой и вернулась с пульверизатором и коробкой зубного порошка.
— Сейчас все сделаем. Потолок будет как новенький! — сказала она и принялась за дело.
Валя и Шура продолжали играть, а Рая разболтала зубной порошок в воде, добавила немного клея и налила этой смеси в пульверизатор. Потом она поставила на стол стул, на стул табуретку и начала забрызгивать грязное пятно на потолке. Белый меловой дождь посыпался на потолок, и пятно стало быстро покрываться свежим покровом.
Однако закончить это приятное и успешное предприятие Рае не удалось.
— Дед вернулся! — с ужасом в голосе вдруг закричал Валя, увидев через окно направлявшегося к дому профессора.
Шура мигом выскочила из-за рояля и в одну секунду выскользнула из комнаты. Рая же, едва не свалившаяся со стола вместе со всей своей пирамидой, замешкалась.
Она оказалась около двери в тот самый момент, когда профессор уже отпирал своим ключом дверь снаружи. Хорошо хоть она открывалась вовнутрь, и когда профессор открыл ее, Рая оказалась между дверью и стеной.
Что делать? Сейчас профессор закроет дверь, и Рая столкнется со своим врагом нос к носу. Перспектива была ужасная.
Однако Рая нашлась и здесь. Она взлохматила свои побелевшие от мелового дождя волосы и, наклонившись над мешком, который заменял коврик у входа, спросила замогильным голосом:
— А бутылки еще есть?
Валя, который уже успел убрать стул и табуретку и теперь стоял в коридоре, ожидая развязки, мигом понял, в чем дело.
— Есть, есть! И бутылки и консервные банки, — ответил он. — Сейчас я соберу и принесу. Это, дедушка, пришли за утилем, — пояснил он остановившемуся в недоумении профессору.
— Ага, утиль, — кивнул тот головой и ушел в комнату, так и не узнав в этой маленькой седой старушонке изобретательницу машины для боронования, делавшую доклад у него в институте.
Теперь уже нельзя было убежать! Чтобы не вызвать подозрений профессора, приходилось стоять с мешком в руках и ждать Валю.
У Раи на секунду зародилось подозрений не воспользовался ли Валя случаем, чтобы выдать ее профессору? Однако ее бывший враг тут же вышел с большой корзинкой, полной пустых бутылок и банок, и сам помог Рае сложить все это в мешок.
— Ну, на этот раз хватит. Приходите еще, — сказал он громко, чтобы услышал дед, и добавил шопотом: — Я не знал, что он так скоро вернется. Мешок принесешь обратно, а то бабушка будет ругаться.
После этого Валя помог Рае взвалить мешок на плечи и со смехом открыл ей дверь.
— А здо́рово мы его провели! Так вы с Шурой опять приходите — обязательно.
Поднимаясь наверх с тяжелым мешком за плечами, Рая думала о том, что́ ей делать с этим, так неожиданно свалившимся на нее богатством. Просто выбросить все это было нельзя. Она вспомнила о том, что обещала как-то Шуре сделать арфу или флейту, и у нее сразу родился план.
Она вынесла мешок на балкон и привязала к перилам две длинных веревки, одну над другой, как для сушки белья. Потом взяла ведро с водой и позвала к себе на помощь Шуру.
— Послушай, Шура, — сказала она, — ты лучше меня разбираешься в музыке и, конечно, знаешь все ноты. Скажи мне, это будет «до» или же «ре»? — спросила она, стукнув палочкой по бутылке, наполовину наполненной водой.
— «Фа», — ответила, немного подумав, Шура и пропела: — фа-а-а…
— А это? — налила Рая воды в другую бутылку и стукнула по ней.
— Никакая, фальшивая.
— А так? — отлила Рая немного воды из бутылки.
— Ми-и-и… — театрально пропела Шура.
— До чего же голос противный! — сморщилась Рая. — Ладно, пусть будет «ми».
— Зачем это тебе? — заинтересовалась Шура, пропев «до» над очередной бутылкой.
— Потом увидишь, — ответила Рая и взялась за следующую.
Подобрав две октавы, она привязала бутылки к веревкам. Затем взялась за консервные банки и повесила и их над бутылками.
Изготовление нового музыкального инструмента было закончено. Рая удовлетворенно оглядела свою работу и обратилась к Шуре:
— Вот тебе и рояль, можешь играть. Даже больше чем рояль — шумовой оркестр с ксилофоном. Ну-ка, сыграй мне: «Калинка, калинка, калинка моя…»
Александра Михайловна, пришедшая с купанья, застала дома целый оркестр, состоявший из четырех музыкантов и исполнявший «Метелицу» в таком бешеном темпе, что она превратилась в головокружительный галоп.
Шура и Женя играли на бутылках и банках, Рая — на гребешке, а солистка Лена выстукивала мотив на ложечках и, пританцовывая, подпевала сестрам.
— Что за ансамбль? — удивилась было мать, но тут же, увлеченная ритмом, тоже присоединилась к музыкантам.
* * *
— Ого! Да там наверху целый оркестр народной музыки! — заметил сидевший за обедом профессор. — Больше тебя эти девочки не били? — обратился он к Вале.
— Нет, мы помирились, а со старшей даже подружились. Изобретательница схватила переэкзаменовку по геометрии, но пока что сидит над чертежами своей машины. Ей трудно приходится, вряд ли она с этим справится.
— Почему же не справится? — спросил Кранцев, пододвигая свой стул поближе к внуку.