Александра Михайловна приехала из Москвы утром, как раз накануне дня сдачи чертежей. Она очень торопилась: ей сразу же нужно было ехать в город на какое-то заседание. Из-за этого она не успела даже как следует поговорить с дочерьми и отложила на вечер раздачу подарков, привезенных из Москвы каждой из девочек. Одна только Женя сразу получила свой пакет с игрушками, который был у матери в руках.
А Рая даже не спросила у матери, что та ей привезла. Разговор между ними был совсем короткий.
— Что, все сидишь над своей геометрией? — поинтересовалась Александра Михайловна и, прищурив лукаво блеснувшие глаза, посмотрела на чертежи машины, лежавшие на столе.
— Да, и над геометрией тоже, — поспешила перевести разговор смущенная Рая. — Так ты, мама, приезжай из города поскорей. Мы по тебе соскучились и хотим, чтобы ты рассказала обо всем, что видела в Москве. Не задерживайся, мы не заснем, пока ты не приедешь!
Шура и Лена пошли провожать Александру Михайловну на станцию, а Рая, которой теперь была дорога каждая минута, осталась дома с маленькой Женей.
Рая тотчас снова уселась за свои чертежи. Около нее на полу расположилась со своими игрушками — старыми и новыми — Женя.
Рая спешила. Чертежи были почти готовы. Теперь она работала над последним листом, на котором была изображена вся машина в целом. Оставалось закончить этот лист, и можно было нести чертежи в институт.
Правда, для порядка не мешало бы еще перечертить второй вариант передаточного механизма, который она показала только намеком. Но на это уже не оставалось времени: чертежи нужно было сдать завтра — двадцатого июня, точно в двенадцать часов дня. Все же Рая решила попытаться сделать это вечером или завтра рано утром, когда все еще будут спать.
Прошло два часа. По примеру старшей сестры маленькая Женя тоже решила взяться за черчение. Она разложила на полу большой лист оберточной бумаги и рассадила вокруг него своих кукол, плюшевых мишек, зайцев, кур и петрушек, а сама взяла красный карандаш и начала торжественно выводить большие круги.
— Посмотрите, как я черчу! — обратилась Женя к своим куклам и зверям, наблюдавшим за ее работой. — Посмотрите, я тоже делаю машину, я тоже изобретательница!
«Ну, наконец-то! — облегченно вздохнула Рая, глядя на законченный большой чертеж своей машины, той самой машины для боронования, которой было отдано столько сил и времени. — Готово! — счастливо потянулась она. — Теперь можно и погулять, а прежде всего выкупаться. Завтра ровно в двенадцать чертежи будут уже в институте. Пусть там увидят, на что она способна. Пусть знают! Пусть, пусть!..» запрыгала Рая по комнате.
— Ну, Женя, пошли на реку? — обратилась она к сестре, закончив свой победный танец и положив чертежи в портфель.
— Не мешай мне, пожалуйста! Я делаю машину, и мне некогда с тобой разговаривать, — ответила серьезно Женя, вошедшая в свою роль изобретательницы.
— Хорошо, хорошо! — рассмеялась Рая. — Оставайся здесь. Шура и Лена там, во дворе, — добавила она, выглянув в окно и увидев сестер, разговаривавших с Валей.
Во дворе беседа шла о Дворце пионеров, который неотразимо влек к себе каждого из ребят в возрасте от пяти до семнадцати лет.
— Там и юные натуралисты есть, — мечтательно говорила Лена. — У них там, говорят, целый зверинец. Я бы пошла туда с нашим Эдуардом. Он уж большой, ему уже лет десять, он умеет себя вести и ничего не боится.
Лена по-своему определяла возраст животных, не так, как все — со дня их рождения. Она устанавливала возраст животных применительно к человеческому. Таким образом, поросенок Эдуард отвечал по своему возрасту десятилетнему мальчику. Гусю Тюльпану было уже тридцать лет, а ящерице Майе, которую он съел, — все сорок, хотя ящерица появилась на свет по крайней мере на год позже гуся.
Все уже привыкли к этому, и никто не был удивлен десятилетним поросенком. Разговор продолжался.
— А я бы училась там музыке. Ведь рояля у нас пока еще нет, — вздохнула Шура. — Там много музыкальных студий.
— А на заседания клуба юных исследователей Арктики, говорят, привозят живого тюленя. Такой молоденький — лет пятнадцати — и очень симпатичный! Он совсем ручной, я видела его в зоопарке, — добавила Лена.
— Это, конечно, все так. Но у нас в Ленинграде еще лучше… — начал было Валя.
— Ура! Кончила чертежи! — прервала Валю счастливая Рая, спешившая поделиться своей радостью с сестрами. — Кончила все, осталось только кое-что доделать в передаточном механизме. Завтра в одиннадцать еду в институт. А теперь пошли купаться, товарищи!
— Нет, я не пойду, мне надо кормить голубей, — отозвалась Лена.
— А ты, Шура?
— Я пойду. А где Женя?
— Дома. Машину изобретает. Лена за ней присмотрит. Пошли!
— А разве ты с нами не пойдешь? — обратилась к Вале Шура.
— Не могу, я очень занят, — ответил тот и направился к дому.
Занятые своей беседой, ребята не заметили высокого хорошо одетого молодого человека с портфелем. Он подошел к даче, посмотрел на ее номер и исчез в дверях.
Сестры, помчавшиеся наперегонки к речке, так и не видели пришедшего, а Валя прошмыгнул мимо него, когда тот звонил в квартиру профессора.
— Чем могу быть полезным? — спросил профессор, открывая гостю дверь.
— Я из редакции центральной газеты. Мне нужна изобретательница Горская, — пояснил журналист.
— Этажом выше! — сердито бросил профессор и захлопнул дверь. Однако тут же открыл ее снова.
— Послушайте, молодой человек! — обратился он к гостю, поднимавшемуся по лестнице. — Я попрошу вас после зайти ко мне. Мне надо будет кое-что вам сообщить, — сказал он таинственно и, когда журналист снова подошел к двери, добавил еще что-то, на что тот утвердительно кивнул головой. — А потом я сам отвезу вас на автомобиле в город. Согласны? — спросил профессор в заключение.
— Обязательно! — ответил журналист, шагая через три ступеньки сразу.
Через несколько секунд высокий молодой человек появился у Горских, где Женя, окруженная своими куклами, все еще возилась над бумагой.
— К вам можно? — спросил журналист, переступая порог. — Я хотел бы видеть изобретательницу Горскую, — сказал он, с любопытством рассматривая маленькую девочку рисовавшую что-то на большом листе бумаги.
— Прошу вас! — солидно ответила Женя, поднимаясь с пола. — Я Горская. Здравствуйте! — протянула она руку посетителю и спросила тоном вежливой хозяйки: — Как поживаете?
Гость с явным недоумением смотрел на гостеприимную Женю и, повидимому, никак не мог сообразить, в чем дело. Как это так? Такая маленькая девочка и вдруг изобретательница? Карлица она, что ли? Это было действительно достойно удивления.
— Ничего, благодарю вас, немного замялся журналист, пожимая руку Жене. — Я по поводу изобретения. Кто у вас здесь делает машину?
— Я делаю машину. Я изобретательница. А больше никого нет дома. Присаживайтесь, пожалуйста, — ответила Женя так же солидно.
— Ты делаешь? Да неужели? — рассмеялся журналист, наконец поняв, в чем дело. — Замечательно!
Тут он увидел на столе то, что его интересовало, — портфель с чертежами Раи.
— А это что? — спросил он и направился к столу. По дороге он нечаянно наступил на рисунок Жени, лежавший на полу. Бумага попала ему под ноги, и он отбросил ее в сторону.
— Не смей трогать моих чертежей! — вскипела Женя, совсем забыв о своем тоне гостеприимной хозяйки.
— Виноват, виноват! — остановился журналист и, осторожно положив бумагу на место, подхватил Женю на руки и подбросил ее вверх.
Двадцать столетий назад в захваченном римлянами греческом городе Сиракузах великий механик и геометр древности Архимед сказал эти слова воину, пришедшему, чтобы его убить. А теперь эту фразу снова произносила маленькая девочка здесь, в поселке Зеленая Речка. История повторялась.
— Ах ты, Архимед мой маленький! — от души хохотал гость, продолжая держать на руках брыкающуюся Женю.
Но Женя ничего не знала о словах знаменитого грека, так же как и о самом его существовании. Имя же его, как ей казалось, звучало явно оскорбительно.
— Сам ты Архимед! — замахнулась она рукой на гостя. — Теперь я знаю, кто ты такой, — ты Архимед! — убежденно повторяла она, увлеченная своей выдумкой.
Потом, сменив гнев на милость, она снова приняла тон гостеприимной хозяйки и пригласила журналиста полюбоваться ее рисунками.
— Смотри, Архимед, — вот колесо, а вот борона! — показывала она свою работу гостю, присевшему на пол рядом с ней.
Новый знакомый понравился Жене. Гость относился к ней с подобающей почтительностью, угощал ее конфетами и оказался, как это тут же выяснилось, очень приятным человеком. Он пожал руки и лапы всем куклам зверям, с которыми его познакомила Женя, и разговаривал с девочкой, как старший приятель.
Женя рассказывала ему о себе, сестрах, матери и о машине Раи, рассказала о Вале и о его деде-профессоре и затем пригласила гостя на балкон, чтобы показать ему джаз-ксилофон сестер Горских, состоявший, как известно, из бутылок и жестянок, подвешенных на веревках для белья.
— Смотри, Архимед, это рояль нашей Шуры, — хвастала Женя. — Это ей Рая сделала. Пока нет настоящего рояля, Шура учится на нем музыке!
Удивительный рояль очень понравился гостю. Журналист сразу подобрал «Чижика-пыжика», а потом совсем разошелся, сбросил пиджак, положил его в сторону вместе с портфелем и начал увлеченно играть вдвоем с Женей, как видно, совсем забыв, зачем пришел.
Женя была счастлива. Ни с кем из посторонних ей не приходилось так приятно проводить время, и никто не шутил так весело и не обращался с ней с такой предупредительностью, как этот Архимед.
Она искренне огорчилась, когда вспотевший Архимед, взглянув на часы, схватился сначала за голову, а потом за пиджак и портфель и убежал, едва успев пожать руку хозяйке на прощанье.
— Так ты приходи еще, Архимед! Не забывай нас! — крикнула она вслед журналисту, сбегавшему вниз по лестнице.
— Хорошо, приду обязательно! — откликнулся гость, нажимая кнопку звонка в квартиру профессора.
— А у нас Архимед был! — радостно сообщила Женя вернувшейся Лене. — Мы с ним на бутылках играли. Он очень славный.
Лена, которая тоже не могла похвастать близким знакомством с гениальным греком, не придала значения словам сестры, решив, что та просто перепутала имя кого-нибудь из знакомых мальчиков.