Спиральная пружина не только сделала возможным изобретение хронометра, но она же была предпосылкой к улучшению хода карманных часов. Важным этапом на долгом пути развития карманных часов, в первую очередь, послужило изобретение цилиндрического хода Томасом Тампионом в Лондоне в 1695 году, хотя оно вошло во всеобщее употребление лишь около 1830 года. Часами с цилиндрическим устройством можно было достигнуть более точного хода, чем шпиндельным ходом.
Еще более важное значение имело изобретение анкерного хода Георгом Грахамом в Лондоне около 1700 года. Грахам был учеником Тампиона и одним из лучших часовщиков, каких можно отметить в столь богатой продуктивными умами в области часового искусства Англии. Анкерный ход Грахама, хотя значительно превзошел цилиндрический ход его учителя Тампиона, но привился лишь около 1850 г. Произошло это потому, что с цилиндрическим ходом легче было обращаться и использовать его всесторонне. Он открывал возможность придавать карманным часам еще более плоскую, а также более приятную форму и для часов с боем и с репетицией, благодаря применению пружины, вместо бывшего до того времени колокольчика. Около 1730 года стали выделывать карманные часы значительно меньшего размера и вводить в употребление эмалевый циферблат. В начале 18-го столетия чаще стали появляться часы с репетицией, над улучшением которых особенно много работал Юлий Леруа в Париже. Это был часовщик с обширным образованием. Его изобретения и всесторонние улучшения часового механизма создали ему громкую славу среди часовщиков того времени. Он также изготовил башенные часы, которым придал значение более точного измерителя времени.
Одним из лучших часовщиков Франции считали его сына, Пьера Леруа (род. 1717 г., умер 1785 г.) За свой лучший хронометр он получил в 1770 году первую награду от Академии Наук.
В то время всемирной славы достиг превосходный часовщик, Авраам Луи Бреге, родившийся в Невшателе в 1747 году, потомок семьи, выселившейся из Франции после уничтожения Нантского эдикта. Бреге принадлежат крупные открытия и усовершенствования на поприще часового искусства, механики и физики. В часах с репетицией он изобрел пружину для боя (ressort timbre.-Tonfeder). Изобретенный им двойной волосок и доныне носит название его имени «Spiraux Bréget». Часы его работы продавались за большие деньги и высоко ценятся в настоящее время. Любимыми часами Наполеона I были часы Бреге с прыгающими цифрами вместо стрелок. У него в мастерской работали лучшие часовщики того времени. Он был часовщиком Морского Ведомства, членом Академии Наук и членом Бюро по определению долгот. О его проницательности и находчивости рассказывают много анекдотов. Так он однажды спас от разъяренной толпы своего земляка и друга, знаменитого революционера Марата. Он переодел этого, невзрачного на вид, друга народа в женское платье и под видом дряхлой старухи вывел его под руку из его дома на глазах у бушевавшей толпы. Умер Бреге в 1823 г. в Париже, работая у станка. Лучшая смерть для человека, вся жизнь которого была посвящена делу часового искусства.
Рис. 9. А. Л. Бреге 1747–1823.
Нельзя не упомянуть о заслугах придворного часовщика в Копенгагене, — Урбана Юргенс (1776–1830). Он был сыном часовщика. В Лондоне и Париже он работал у Ферд. Берту и Бреге и там обогатил свои познания. Возвратясь на родину он учредил общество для изготовления морских хронометров, которые отличались высоким качеством и создал себе тем самым громкое имя за пределами своего отечества. Он был также одно время часовщиком Адмиралтейства в С.-Петербурге. Юргенс оставил много научных трудов по часовому искусству.
В то время пользовался также известностью Антони Лепин (род. 1750 г. умер 1814 г.), который создал новый калибр карманных часов, делая их преимущественно плоскими, и также проложил дорогу развитию цилиндрического и анкерного хода.
Антуан Таван в Женеве первый приспособил анкерный ход к карманным часам в начале 19-го столетия.
Жорж Лешо (1800–1884) стал широко применять анкерный ход и тем его популяризировал. Жизнь Лешо чрезвычайно интересна. Воспитанный в духе Жан-Жака Руссо он жил то пастухом, то каменщиком, укрепляя свое здоровье. Часовое дело он изучил у часовщика в Женеве и весь отдался этому делу. Он ввел изготовление карманных часов посредством специально приспособленных машин и инструментов в массовом количестве, и работу эту поручал преимущественно женщинам, которые при сборке мелких и нежных частей механизма выказывали особую аккуратность и чистоту выполнения. В 1840 году он заведовал фабрикой знаменитой женевской фирмы «Вашерон и Константин», и ему Швейцария обязана развитием крупной часовой промышленности.
Анкерный ход в часах стал вытеснять шпиндельный и цилиндрический ход после того, как молодой часовщик, Антуан Лешо применил его в 1848 году в Швейцарии. Само собой разумеется, что анкерный ход постепенно совершенствовался последующими мастерами, пока он не достиг того совершенства и превосходства, какими обладает в настоящее время.
Ремонтуарный завод карманных часов стал известен в первую четверть 18-го столетия; его ввела в употребление известная фирма Луи Одемар в Брасусе. Эта старинная часовая фабрика в Швейцарии с постоянно совершенствующимся оборудованием своей фабрикации достигла всемирной известности. Прекрасные и сложные часы фирмы Одемар с давних пор являются желанными для знатоков часового искусства. Кто из любителей часов не любовался чистотой их отделки, тщательностью выработки и регулировкой. Фирма Одемар в 1885 году соединилась с двумя другими фирмами того же имени,чтобы продолжать дело старой фирмы Луи Одемар, основанной в 1811 году в Брасусе (Швейцария). Часовое искусство многим обязано этой фирме за ее отличные усовершенствования и улучшения в выработке часов. В числе многих изобретений, принадлежащих старой фирме Одемар, одно из самых крупных, это конструкция механизмов со своеобразным ремонтуарным заводом. Фирма начала выпускать эти часы с 1838 года. Карманные часы этого типа произвели в часовой фабрикации полный переворот, предвидеть который в то время, когда они появились, разумеется, было невозможно. Другим важным изобретением этой же фирмы были часы с вечным календарем, появившиеся в 1860 году. Фирма Одемар одна из первых выпустила дорожные часы особой конструкции с указанием верного времени во всех главнейших городах Европы. Той же фирме мы обязаны различными улучшениями в хронографах, репетирах и других механизмах. Старая фирма Одемар приготовила первые карманные часы, соединявшие в себе все функции сложного часового механизма. Эти часы носят название «самобой», они бьют часы и четверти часа, а минуты бьют посредством репетиции. Они снабжены двумя секундо-хронографами с отдельной передачей, которые действуют независимо друг от друга, вечным календарем, фазами луны, металлическим термометром, тремя заводами и двойным переводом стрелок. Величина их равняется 21 линии.
Есть еще у этой фирмы миниатюрные часы тончайшей работы с репетицией величиною в 8 лин. — 18 м. и представляющие из себя чудо искусства.
Старая фирма Одемар, значительно расширившись с 1848 года, выпускала самые сложные и превосходные по качеству механизмы, а на ряду с ними и обыкновенные часы, которые были в большом спросе на рынках всего мира. На самых больших выставках фирма получила высшие награды. В 1878 году она награждена была орденом Почетного Легиона, а в 1880 году она получила звание придворного поставщика русского императора. В настоящее время фирма братьев Одемар прилагает все усилия, чтобы поддержать прежнюю славную репутацию. Корпуса для ее часов изготовляются лучшими женевскими фабрикантами и отличаются солидностью и изяществом.
Все эти постепенные улучшения Служили предвестником позднейшего крупного производства карманных часов. В течение 19-го столетия фабрикация часов этой фирмы приобретала все большее и большее значение, и ничто не могло остановить ее прогрессивного развития.
Ремонтуарный завод часов усовершенствовали фирма А. Л. Бреге в 1840 г., а также часовщик Филипп, основатель известной фирмы в Женеве «Патек, Филипп и Комп.» в 1863 г. Новый изобретенный завод Филиппа подробно описан в его книжке под названием: «Les montres sans clef». Эта система завода вышеназванных фабрик и теперь считается превосходной.
В 1867 году были демонстрированы на Парижской выставке ремонтуарные часы системы Роскопф. Фабрикант, их изобретатель, имел намерение создать часы дешевые, доступные каждому. Завод часов был сконструирован самым обыкновенным образом. Минутная стрелка переводится рукою. Механизм без позолоты и винты без полировки. Несмотря на обыкновенный простой механизм часы идут хорошо и находят большое распространение. Качество часов системы Роскопф все улучшается. Упоминаю здесь об этих часах с целью указать на них, как на самые подходящие шаблонные часы, которые следовало бы попытаться изготовлять у нас. Для первого опыта такие часы были бы самыми подходящими.
С гордостью мы можем в числе известных часовщиков 18-го столетия назвать автора классической комедии «Севильский Цирульник» и «Свадьба Фигаро» — Бомарше (род. 1732 г., умер 1799 г.). Он изготовил для г-жи Помпадур, метрессы Людовика XV часы микроскопических размеров, имеющие в диаметре только 9 мм., которые помещались в кольце на руке и заводились ногтем посредством вращающегося вокруг циферблата ободка. Бомарше удалось, благодаря своей изумительной изворотливости и таланту, попасть ко двору Людовика XV. Как сын бедного часовщика он возбуждал к себе со стороны придворных презрение, и они искали случая уязвить его самолюбие. Однажды один из придворных в Версале в присутствии блестящего двора обратился к нему со следующими словами: «Как я рад, что так кстати вас встретил — мои часы остановились и я просил бы вас их исправить». — «К сожалению,» ответил Бомарше, «я очень неловок». Тот настаивал; тогда Бомарше взял часы и как бы нечаянно уронил их на пол. С тех пор придворные больше не беспокоили его. Бомарше воздвигнута была в новой городской ратуше статуя из белого мрамора; в правой руке статуя держит пергамент, а у ног ее изображены часы с гирями.
Не всем, может быть, известно, что к числу часовщиков и ревностных покровителей часовой индустрии мы можем причислить великого философа и мыслителя Франции, Франсуа Вольтера.
Оставив двор Фридриха Великого он уединился в маленький городок Ферней (в департаменте Эн, недалеко от Женевы. Местопребывание Вольтера от 1761 г. до 1778 г.) и с помощью пятидесяти эмигрантов часовщиков из Женевы он устроил там в 1770 году небольшую фабрику часов, которая, пока сам Вольтер непосредственно был душой этого дела, великолепно процветала. Ее художественно отделанные часы из живописной эмали в корпусах цветного золота, усыпанные бриллиантами и с репетицией нашли большой сбыт среди придворных Людовика XV. Благодаря личному влиянию Вольтера и его большим связям и также покровительству таких влиятельных людей того времени, как герцога Шуазеля и герцога Ришелье, фабрика имела ежегодный оборот в 500.000 франков. Вольтер завоевал клиентов с помощью послов при французском дворе и в других странах.
Известно, что Екатерина II приобрела у Вольтера часы в 20.000 талеров. Она ему написала письмо, по выражению Вольтера, «в духе г-жи де Севиньи» и расплатилась с ним «по царски».
Вольтера в его начинаниях поддерживал также знаменитый часовщик того времени Лепин, но предприятие было, все-таки, непродолжительным и совершенно расстроилось, как только Вольтер оставил Ферней, и часовщики-эмигранты опять перекочевали в Женеву. Видно условия тогдашнего времени были не очень благоприятны для развития фабрикации часов. Вольтеру же часовое искусство не мало обязано своим развитием во Франции и в других странах, и часовщики могут с гордостью считать великого философа, как одного из покровителей и ревностных любителей этого прекраснейшего искусства.
В 1793 г. декретом Национального Конвента была введена десятичная система в указании времени: 24-х часовой день должен был разделяться на 10 часов, каждый час на 100 Минут по 100 секунд в минуте. Декрет был осуществлен, и до нас дошли часы, изготовленные соответственно этому декрету. У X. Рабло в Париже имеется обширная коллекция разнообразных предметов той эпохи и среди них находятся также карманные часы, принадлежавшие земляку и другу Л. Бреге, известному революционеру Марату. Корпус этих замечательных часов сделан из серебра и имеет форму фригийской шапки. По краю корпуса идет бордюр с надписью: «N’obéir qu’a la loi» (повинуйся только закону) и «N’aimer que la patrie» (люби только отечество). У Рабло имеются также знаменитые карманные часы «с гильотиной». На них изображено это орудие казней с деятелем французской революции Сантерром и отрядом национальной гвардии, ожидающими Капета. На циферблате показаны две системы часов: 12-ти часовая и 10-ти часовая, отвечающая постановлениям Национального Конвента, согласно которым день и ночь (сутки) подразделены на 10 часов, час на 100 минут и минута на 100 секунд.
Начиная с 1800 г. карманным часам стали придавать внешнюю красоту и более изящный вид, снабжая их музыкой и подвижными фигурами. С этого времени мы встречаем бесчисленное количество часов с маленькими золотыми фигурками, прикрепленными к циферблату и при репетиции ударяющими в колокольчики, с танцующими или качающимися на качелях любовными парами, с кузнецом работающим молотом, с пасущимися стадами овец и лающей пастушечьей собакой, с вращающимися мельничными колесами и т. д. Такие карманные часы изредка встречаются еще в 1700 году. Так, в коллекции Моргана есть карманные часы с корпусом из перламутра, с роскошными наборными орнаментами из золота и эмали, изображающими гербы и военные эмблемы. Покрывающая весь механизм крышка сделана из золота и изображает охотника, преследующего оленя, причем все изображения на крышке представляют тончайшую ювелирную работу с художественной эмалью. В специально сделанном на крышке вырезе появляются два рыцаря, которые сражаются и затем быстро исчезают, чтобы дать место двум другим воинам. Эту первоклассную работу конца 17-го столетия не следует, однако, смешивать с носящими чисто ремесленный характер часами времен ампира.
Для полноты следует еще упомянуть о том, что в 18-м столетии изготовлялись карманные часы, так называемые «перпетуали», которые, при ходьбе носившего их лица, заводились сами собой вследствие сотрясения рычага, снабженного особым молотком. В 1859 г. изобретены были Генрихом Голэ в Брасусе (Швейцария) часы с репетицией, носящие название «Grande sonnerie». Эти часы — величайший триумф часового искусства. Карманные и дорожные часы такого образца бьют часы, четверти и минуты.
Около 1830 года в Швейцарии сделано новое изобретение, которому на первых порах не придали большого значения, но вскоре это изобретение вытеснило все часы с заводом посредством ключа и вошло в употребление повсюду. Это — карманные часы с бигельным заводом (ремонтуар). Первые часы с бигельным заводом были очень дороги: английская королева Виктория приобрела часы от Л.
Бреге в Париже в 1838 году за 4000 франков. Стоимость этих часов еще увеличилась, вероятно, от того, что корпуса для них делались особенно ценными, отличающимися тщательностью работы.