Приложения составлены Н. М. Вахтанговой и Л. Д. Вендровской

I

Даты жизни и творчества Е. Б. Вахтангова

1883. 1 февраля. Родился во Владикавказе (ныне гор. Орджоникидзе).

1893. Поступил в приготовительный класс 1-й Тифлисской гимназии.

1894. Поступил в 1-й класс Владикавказской гимназии.

1900. 22 января. Первое выступление в домашнем спектакле «Бедность не порок» в роли Пелагеи Егоровны.

1902. 3 января. Первое публичное выступление в гимназии в комедии Печорина-Цандера «Пробел в жизни» в роли аптекаря Тейха.

1903. Май. Окончил курс Владикавказской гимназии.

1903. Сентябрь. Поступил на естественный факультет Московского университета.

1904. Сентябрь. Перешел на юридический факультет Московского университета.

1905. Женился на Надежде Михайловне Байцуровой.

1906. Лето. Организация студенческих спектаклей (и участие в них) во Владикавказе, Кизляре, Моздоке, Грозном.

1906–1907. Москва. Участие в спектаклях студенческого драматического кружка при университете в доме Романова («Романовка» на Бронной).

1907. 1 января. Родился сын Сергей.

1908–1910. Москва. Председатель смоленско-вяземского землячества при Московском университете. Организация студенческих спектаклей (и участие в них) в Смоленске, Вязьме, Сычевке, Гжатске и др.

1909. Август. Москва. Поступил в школу драмы А. И. Адашева. Преподаватели Л. А. Сулержицкий, В. В. Лужский, Л. М. Леонидов, В. И. Качалов, С. С. Глаголь и др.

1910–1911. Декабрь — январь. Совместная работа с Л. А. Сулержицким над постановкой «Синей птицы» в театре Режан в Париже.

1911. 12 марта. Окончил школу А. И. Адашева.

1911. 15 марта. Зачислен сотрудником Московского Художественного театра.

1911. 3 сентября. Начал преподавать в Школе драмы С. В. Халютиной.

1911. 6 сентября. Принял предложение поставить «Оловянных солдатиков» в «Летучей мыши» Н. Ф. Балиева.

1911. Сентябрь. Первая роль в МХТ — цыган в «Живом трупе» Л. Н. Толстого.

1911–1912. Занятия с группой молодежи МХТ по «системе» К. С. Станиславского.

1912. Май — июль. Новгород-Северск. Режиссер и актер в труппе молодых актеров, окончивших школу А. И. Адашева, — С. Г. Бирман, Л. И. Дейкун, В. И. Глеб-Кошанская и др.

1912. Июнь — июль. Поездка в Скандинавию.

1912. Сентябрь. Роль Сахара в «Синей птице» М. Метерлинка в МХТ.

1913. 15 сентября. Первая постановка Е. Б. Вахтангова в 1-й студии МХТ — «Праздник мира» Гауптмана.

1914. 26 марта. Первое представление постановки Е. Б. Вахтангова «Усадьба Ланиных» Б. Зайцева в Студенческой драматической студии (в помещении Охотничьего клуба).

1914. Март. Роль Крафта в «Мысли» Л. Н. Андреева в МХТ.

1914. 24 ноября. Премьера «Сверчка на печи» Диккенса в 1-й студии МХТ. Роль Текльтона.

1915. Первый исполнительный вечер в Студенческой драматической студии. «Женская чепуха» И. Л. Щеглова, водевиль «Спичка между двух огней», «Страничка романа» Прево, водевиль «Соль супружества» и «Егерь» А. П. Чехова.

1915. 14 декабря. Премьера постановки Б. Вахтангова «Потоп» Г. Бергера в 1-й студии МХТ. В последующих спектаклях играл роль Фрезера.

1916. 25 января. Роль Дантье в «Гибели Надежды» Г. Гейерманса в 1-й студии МХТ.

1916. Второй исполнительный вечер в Студенческой драматической студии. Миниатюры Сутро, Прево и «Егерь» Чехова.

1917. Переименование Студенческой драматической студии в Драматическую студию под руководством актера МХТ Е. Б. Вахтангова.

1917. Третий исполнительный вечер в Студии Е. Б. Вахтангова. «Враги», «Иван Матвеевич», «Егерь», «Рассказ г-жи NN» А. П. Чехова, «Гавань» Мопассана.

1918. 23 апреля. Премьера постановки Е. Б. Вахтангова «Росмерсхольм» Ибсена в 1-й студии МХТ. В последующих спектаклях играл роль Бренделя.

1918. 15 сентября. Первое представление постановки «Чудо св. Антония» М. Метерлинка в Студии Е. Б. Вахтангова.

1918. Режиссерская работа Е. Б. Вахтангова в еврейской студии «Габима». «Вечер студийных работ».

1918. Организация Народного театра у Каменного моста по поручению Театральной секции Отдела просвещения Моссовета.

1918–1919. Руководство Мамоновской студией.

1918–1919. Руководство Студией А. О. Гунста.

1919. Постановка «Потопа» Бергера в Студии Е. Б. Вахтангова.

1919. Работа в совете 2-й студии МХТ.

1919. Роль шута в «Двенадцатой ночи» Шекспира в 1-й студии МХТ.

1919. Преподаватель Армянской драматической студии.

1919. Июнь — июль. Рузаевка — Шишкеево. Репетиции «Сказки об Иване-дураке» Л. Н. Толстого с актерами 2-й студии МХТ.

1920. Сентябрь. «Свадьба» А. П. Чехова в Студии Е. Б. Вахтангова.

1920. Переход Драматической студии под руководством Е. Б. Вахтангова в Московский Художественный Академический театр с переименованием в 3-ю студию МХАТ.

1921. 29 января. Премьера второго варианта «Чуда св. Антония» в 3-й студии МХАТ.

1921. 29 марта. Премьера постановки Е. Б. Вахтангова «Эрик XIV» Стриндберга в 1-й студии МХАТ.

1921. 7 апреля. Празднование десятилетнего юбилея работы Е. Б. Вахтангова в МХАТ и в 1 й студии.

1921. 13 ноября. Открытие театра 3-й студии МХАТ (Арбат, 26). Спектакль «Чудо св. Антония».

1922. 31 января. Первое представление постановки Е. Б. Вахтангова «Гадибук» С. Ан-ского в театре «Габима».

1922. 27 февраля. Показ Московскому Художественному театру постановки Е. Б. Вахтангова «Принцесса Турандот» К. Гоцци в 3-й студии МХАТ.

1922. 28 февраля. Премьера «Принцессы Турандот».

1922. 29 мая в 9 часов 55 минут вечера Е. Б. Вахтангов умер.

1922. 31 мая. Похороны на кладбище, б. Новодевичьего монастыря.

II

Основная библиография о Е. Б. Вахтангове

1. Статьи, письма и записи Е. Б. Вахтангова

Е. Вахтангов. Рецензии и статьи в газете «Терек» (Владикавказ): Осип Дымов — «Слушай, Израиль», № 158, 15/VII 1907 г.; «Без заглавия», № 161, 19/VII 1907 г.; «Гастроль», № 176, 5/VIII 1907 г.; «Бутафор», № 179, 10/VIII 1907 г.

Е. Вахтангов. Пишущим о «системе» Станиславского. «Вестник театра» № 14. 1919 г. Москва.

Е. Вахтангов. «Эрик XIV». «Культура театра» № 4. 1921 г. Москва.

Е. Вахтангов. С художника спросится!.. «Известия ВЦИК» № 121. 29/V 1924 г.

Е. Б. Вахтангов. Из дневников и заметок. «Красная новь» № 10. 1933 г. Москва.

Е. Vakhtangov. From the Notebooks. «Theatre Arts Monthly», September. 1936. New-York.

E. Вахтангов. Записки — письма — статьи. Сост. и коммент. Н. М. Вахтангова, Л. Д. Вендровская, засл. деятель искусств Б. Е. Захава. Изд-во «Искусство». 1939 г. Москва — Ленинград[50].

2. Литература о Е. Б. Вахтангове

1) Книги, сборники и брошюры

Н. Волков. Вахтангов. Изд. «Корабль». 1922 г. Москва.

«Принцесса Турандот» в постановке Третьей студии МХАТ. Статьи Н. Бромлей, П. Маркова, Ф. Степуна, Мих. Осоргина и др. Госиздат. 1923 г. Москва.

А. В. Луначарский. Театр и революция, стр. 110–111. Госиздат. 1924 г. Москва.

Н. Эфрос. Московский Художественный театр (1898–1923 гг.), стр. 305, 351, 402–408, 415, 416, 417. Госиздат. 1924 г. Москва.

«Московский Художественный театр 2-й», стр. 67–176 (статья П. Маркова, «Сулержицкий, Вахтангов, Чехов»). Изд. МХТ 2-го. 1923 г. Москва. Имеются 2-е и 3-е издания в 1928 и 1931 гг.

К. С. Станиславский. Моя жизнь в искусстве, стр. 429, 460, 474. ГАХН. 1926 г. Москва.

Юр. Соболев. Актеры, стр. 1–19. Изд. «Огонек». 1926 г. Москва.

Б. Захава. Вахтангов и его студия. Изд. «Академия». 1926 г. Москва — Ленинград. 2-е издание в «Теа-кинопечати». 1930 г.

М. А. Чехов. Путь актера, стр. 62–66, 82–92, 127–130,135–139. Изд. «Академия». 1928 г. Москва.

«Актеры и режиссеры». Статьи Н. Бромлей, С. Бирман, Б. Сушкевича, А. Чебана, О. Пыжовой, А. Орочко, О. Басова. Изд. «Современные проблемы». 1928 г.

П. Марков. Вахтангов. Большая советская энциклопедия. Книга 9-я, стр. 93–95. 1928 г. Москва.

А. Блок. Дневники 1911–1913 гг., стр. 200–201. Изд. писателей в Ленинграде. 1929 г. Ленинград.

Huntley Carter. The New Spirit in the Soviet Theatre. 1928. London.

Théâtre Académique de l'Etat Eug. Vakhtangov. Moscou. 1928.

А. Кугель. Профили театра, стр. 190–197. Изд. «Теа-кинопечать». 1929 г. Москва.

Сергей Радлов. 10 лет в театре, стр. 157–159, 168–173. Изд. «Прибой». 1929 г. Ленинград.

Б. М. Сушкевич. Семь моментов работы над ролью, стр. 10–18. Изд. Гос. акад. театра драмы. 1933 г. Ленинград.

П. Новицкий. Современные театральные системы, стр. 109–206 и 220–223. ГИХЛ. 1933 г. Москва.

Б. Захава. Взаимодействие между актером и режиссером, стр. 12–13, 21, 29, 34, 36. Изд. Упр. театрами НКП, 1935 г.

Н. Львов и И. Максимов. Мастерство актера. Хрестоматия Статьи: Б. Алперс «Мастерство актера», стр. 19, 24, 25; Е. Б. Вахтангов, стр. 329–335; Б. Е. Захава, стр. 342; Ю. А. Завадский, стр. 350, 351; А. Д. Попов, стр. 358, 362, 364; Р. Н. Симонов, стр. 366, 367; С. Г. Бирман, стр. 373; Б. В. Щукин, стр. 380. ГИХЛ. 1935 г. Москва.

С. Балухатый. Чехов-драматург, стр. 304–312. ГИХЛ. 1936 г. Ленинград.

Norris Houghton. Moscow Rehearsals, pp. 126–135, 203, 204, 208, 211, 215, 216, 251. New-York. 1936.

Ben-Ari. Habima. New-York. 1937. (На еврейском языке.)

H. Зограф. Вахтангов. Изд. «Искусство» 1939 г. Москва.

П. Марков. Театральные портреты. Изд. «Искусство». 1939 г. Москва.

Л. Д. Вендровская. «Принцесса Турандот». Издание музея театра имени Евг. Вахтангова. 1940 г. Москва.

Хр. Херсонский. Беседы о Вахтангове. Изд. ВТО. 1940 г. Москва — Ленинград.

2) Периодическая пресса

а) Некрологи и статьи к годовщинам смерти

Хр. Херсонский. Е. Б. Вахтангов. «Известия ВЦИК» № 120. 1922 г. Москва.

Э. Лойтер. Вахтангов. Газета «Дер Эмес». 31/V 1922 г. Москва. (На еврейском языке.)

Юр. Соболев. Путь Вахтангова. «Театральная Москва» № 93. 5/VI 1922 г. Москва.

Олег Леонидов. Переписка из двух этажей. «Театральная Москва» № 44. 1922 г. Москва.

Н. Бромлей. Предсмертные дни Вахтангова. «Эрмитаж» № 5. 1922 г. Москва.

П. Антокольский. Памяти учителя. «Театр и студия» № 1–2. 1922 г. Москва.

Памяти Вахтангова. «Эхо театра». Номер, специально посвященный спектаклям 3-й студии МХАТ. Июнь 1922 г. Киев.

Олег Леонидов. Памяти Вахтангова. «Сегодня» № 6. 24–29/Х 1922 г. Москва.

Самуил Марголин. Фантазия о неповторимом спектакле. «Театр и музыка» № 10. 1922 г. Москва.

Юр. Соболев. День Вахтангова. Там же.

Эм. Бескин. На перепутьи. «Зрелища» № 38. Май 1923 г.

Хр. Херсонский. Голос Е. Б. Вахтангова. «Известия ВЦИК» № 121. 29/V 1924 г. Москва.

Самуил Марголин. Вахтангов и Чехов. «Жизнь искусства» № 26. 8/VI 1925 г. Ленинград.

Юр. Соболев Путь Вахтангова «Известия ВЦИК» № 131 (2464). 12/VI 1926 г. Москва.

Е. Viniar. Dem Lehrer. «Die Studie». 29/V 1926. Wien. (На еврейском языке.)

П. Марков. Вахтангов. «Правда» № 121 (3653). 3/VI 1926 г.

И. Крути. Памяти Е. Б. Вахтангова «Вечерние известия». 29/V 1927 г. Одесса.

A. Орочко. Из воспоминаний о Вахтангове. Там же.

П. Антокольский. Вахтангов. «Литературная газета» № 24 (193). 29/V 1932 г. Москва.

Б. Захава. Е. Б. Вахтангов. Десять лет со дня смерти «Советский театр» № 6. Июнь 1932 г. Москва.

B. И. Качалов. Молодой Вахтангов. Там же.

A. Луначарский. Речь на гражданской панихиде в Третьей студии МХАТ, 29 ноября 1922 г. Газ. «Вахтанговец» № 6. 29/V 1936 г.

Л. Русланов. Памяти учителя. Там же.

П. Антокольский. Е. Б. Вахтангов. Там же.

Ю. Завадский Мастер советского театра. «Молот». 29/V 1937 г. Ростов на Дону.

Б. Захава. Евгений Вахтангов. «Правда». 29/V 1937 г. Москва.

Б. Захава. Евгений Богратионович Вахтангов. «За коммунистическое просвещение». 30/V 1937 г. Москва.

B. Яхонтов. Памяти Вахтангова. «Советское искусство» 30/V 1938 г. Москва.

б) Пресса по спектаклям

«Праздник мира»

Сергей Глаголь. Студия Художественного театра («Праздник мира»). «Столичная молва» № 338. 1913 г. Москва.

И. Джонсон. Спектакль Студии Художественного театра. «Маски» № 2. 1913/14 г. Москва.

Н. Шебуев. «Праздник мира» в Студии. «Обозрение театров» № 3409. 17/IV 1914 г. Петербург.

«Горький в Студии Художественного театра». «Раннее утро». 15/II 1914 г. Москва.

«Сверчок на печи»

Н. Эфрос. Московские письма («Сверчок»). «Театр и искусство» № 50. 14/XII 1914 г. Петроград.

Юрий Соболев. Студия Московского Художественного театра. «Рампа и жизнь» № 48. 1914 г. Москва.

Александр Бенуа. «Сверчок» на сцене Студии. «Речь» № 53. 24/II 1915 г. Петроград.

Любовь Гуревич «Сверчок на печи» «Речь» № 123. 5/V 1915 г. Петроград.

М. Кузмин. Студия. О чем пел чайник. «Жизнь искусства» № 129. 6/V 1919 г. Петроград.

Н. Эфрос. «Чайка» и «Сверчок». «Театр и музыка». 30/I 1923 г. Москва.

«Усадьба Ланиных»

И. Джонсон. «Усадьба Ланиных». «Утро России» № 71. 27/III 1914 г. Москва.

В. Волин. «Усадьба Ланиных» (Охотничий клуб). «Театральная газета» № 19. 30/III 1914 г. Москва.

«Потоп»

Юр. Соболев. «Потоп». «Театр» № 1785. 14/XII 1915 г. Москва.

Эм. Бескин. «Потоп». Студия Художественного театра. «Раннее утро» № 288. 15/XII 1915 г. Москва.

Сергей Яблоновский. Студия Художественного театра. «Потоп» Г. Бергера. «Русское слово» № 287. 15/XII 1915 г. Москва.

И. Джонсон. Московские письма. «Потоп». «Театр и искусство» № 52. 27/XII 1915 г. Петроград.

Н. Эфрос. Студия и ее «Потоп». «Киевская мысль» № 39. 8/II 1916 г. Киев.

«Росмерсхольм»

Ю. Соболев. Ибсен в Художественном театре. «Театр» № 2099. 13–15/IV 1918 г. Москва.

В. Ашмарин. «Росмерсхольм». «Известия ВЦИК» № 260 (524), 28/XI 1918 г. Москва.

«Чудо св. Антония»

Хрис. В. (X. Херсонский.) «Чудо св. Антония». «Известия ВЦИК» № 10 (502). 16/1 1919 г. Москва.

Юрий Соболев. «Чудо св. Антония». «Вестник театра» № 1. 1–2/II 1919 г. Москва.

Любовь Гуревич. «Чудо св. Антония». «Театральное обозрение» № 3. 1921 г. Москва.

Я. Тугендхольд. Возрождение Метерлинка. «Экран» № 9. Ноябрь 1921 г. Москва.

М. Загорский. «Чудо св. Антония». «Театральная Москва» № 13–14. Ноябрь 1921 г. Москва.

Г. Крыжицкий. «Чудо св. Антония». «Музыка и театр» № 17. 1/V 1923 г. Петроград.

«Эрик XIV»

Юр. Соболев. 1-я студия МХТ. «Эрик XIV». «Вестник театра» № 87–88. 1921 г. Москва.

Юрий Анненков. Статьи в «Жизни искусства» № 752–754, № 758–760, № 767–769, № 770–772. 1921 г. Петроград.

М. Кузмин. Созвездия и звезды. «Король Эрик XIV» в Студии МХТ. «Жизнь искусства» № 755–757. 18–20/VI 1921 г. Петроград.

Xр. Херсонский. Сто спектаклей «Эрика XIV». «Известия ВЦИК» № 241 (1978). 21/Х 1923 г.

П. Антокольский. После сотого спектакля «Эрика XIV». «Театр и музыка». Октябрь 1923 г. Москва.

«Гадибук»

С. Марголин. В раскрывающихся скитах. «Экран» № 10 25/Х1 1921 г. Москва.

М. Загорский. «Гадибук» (Студия «Габима»). «Театральная Москва» № 25. 31/1 1922 г. Москва.

С. Марголин. Студия «Габима». «Вестник театра» № 93–94. 1922 г. Москва.

Б. Рут. «Гадибук» в «Габиме». «Правда» № 40. 19/II 1922 г. Москва.

М. Загорский. О наших разногласиях. «Театральная Москва» № 28. 20/II 1922 г. Москва.

М. Гнесин. «Габима». «Театр» № 3. 17/Х 1922 г. Москва.

М. Горький. Вахтангов в театре «Габима». «Театр и музыка» № 1–7. 14/XI 1922 г. Берлин.

А. Кугель. Случайные заметки. «Театр и музыка» № 25. 5/V 1923 г. Москва.

А. Кугель. Спектакли «Габима». «Жизнь искусства» № 24. 19/VI 1923 г. Петроград.

Сергей Радлов. Письма о театре. «Гадибук». «Красная газета», вечерний выпуск, № 136 (217). 15/VI 1923 г. Петроград.

А. Канкарович. Театр «Габима». «Петроградская правда» № 134. 19/VI 1923 г. Петроград.

Д. Тальников. Песнь торжествующей любви. «Театр и музыка» № 29. 10/VII 1923 г. Москва.

А. Волынский. Еврейский театр. «Жизнь искусства» № 27. 10/VII 1923 г. Петроград.

Н. Л. Цемах. 300-й спектакль «Гадибук». «Жизнь искусства». 9/II 1926 г. Ленинград.

M. Olgin. Der «Dybuk» in Theater «Habima» «Freiheif». 15/XII 1936. New-York.

«Принцесса Турандот»

Вас. Каменский. «Турандот». «Наш журнал» № 1. Март 1922 г. Садко. «Принцесса Турандот» в 3-й студии МХАТ. «Известия ВЦИК», № 54. 5/III 1922 г. Москва.

Эм. Бескин. «Турандот» на Арбате. «Театральная Москва» № 30. 1922 г. Москва.

М. Загорский. «Турандот». Там же.

И. Волков. О «Турандот». «Театральное обозрение» № 5. 28/III 1922 г. Москва.

Александр Дейч. Карло Гоцци и его «Турандот». «Эхо театра». Номер, посвященный спектаклям 3-й студии МХАТ. Июнь 1922 г. Киев.

Самуил Марголин. Игра страстями. Там же.

Юр. Соболев. Игра в театр. «Театр и музыка» № 8. 21 /XI 1922 г. Москва.

С. Радлов. Письма о театре. «Турандот». «Красная газета», вечерний выпуск, № 95(176). 28/IV 1923 г. Петроград.

М. Блейман. «Принцесса Турандот». (Гастроли Студии им. Вахтангова.) «Красная газета» № 130. 7/VI 1926 г. Ленинград.

С. Мокульский. «Турандот». «Жизнь искусства» № 24. 15/VI 1926 г. Ленинград.

Конст. Тверской. «Турандот». «Рабочий театр» № 24. 1926 г. Ленинград.

Крути. «Принцесса Турандот». «Известия» № 2288. 19/V 1927 г. Одесса.

Parijanine. La Princesse. «L'Humanhé». 14/VI 1928. Paris.

André Mauprey. Théâtre Artistique Vakhtangov â Paris. Paris-Soir». 15/VI 1928. Paris.

Maurice Rostand La Princesse Turandot. «Le Soir». 15/VI 1928. Paris.

Antоine. Représentations Russes â l'Odeon. «Information». 18/VI 1928. Paris.

Pierre Brisson. Spectacles russes «Temps». 18/VI 1928. Paris.

H. Волков. 600-е представление «Турандот». Театр им. Вахтангова. «Известия ЦИК СССР и ВЦИК». 17/II 1929 г. Москва.

И. Нозаки. Две «Турандот». Журнал «Тохо». Июнь 1934 г. Токио. (На японском языке.)

К. Сонойке. «Турандот», которую я видел в Москве. Там же.

А. Горюнов. Вахтанговские традиции. «Советское искусство» № 21 (307). 5/V 1936 г.

Л. Вендровская. История «Турандот». «Советское искусство» № 25 (311). 29/V 1936 г. Москва.

Письмо А. В. Луначарского Е. Б. Вахтангову. Газ. «Вахтанговец» № 4 (20). 20/II 1937 г.

Записка К. И. Котлубай после спектакля «Турандот». Там же.

О «Турандот». Отзывы В. И. Качалова, А. Моисси, А. Мопре. Там же.

С. Мстиславский. Старое и новое. Там же.

Олег Леонидов. Через пятнадцать лет. Там же.

Н. М. Вахтангова. Пятнадцать лет тому назад. Там же.

Б. Захава. «Принцесса Турандот». Там же.

А. Луначарский. Великолепная шутка. Там же.

П. Антокольский. К истории текста «Принцессы Турандот». Там же.

в) Разные статьи

А. «Дядя Ваня». «Терек» № 3466. 1 /VIII 1909 г. Владикавказ.

Казаров. «У царских врат» Кнута Гамсуна. «Терек» № 3488. 23/VIII 1909 г. Владикавказ.

Як. Львов. «Летучая мышь». «Вечерняя газета». 3/Х 1911 г. Москва.

Олег Леонидов. На пути к романтизму. «Театральный курьер» № 14. 3/Х 1918 г. Москва.

Олег Леонидов. В Мансуровском. 3-я студия Художественного театра. «Театральный курьер» № 20. 10/Х 1918 г. Москва.

Хрис. В. (X. Херсонский.) Чеховский вечер. «Известия ВЦИК» № 281 (545). 22/XII 1918 г. Москва.

Т. Игумнова. История одной мечты. «Творчество» №№ 1 и 2. 1919 г. Харьков.

Н. Волков. Три студии. «Театральное обозрение». 11/XII 1921 г. Москва.

Юр. Соболев. Трагедия одиночества. «Театральная Москва» № 50. 1922 г. Москва.

Е. Калужский. «Сказка об Иване-дураке». Программы московских госактеатров. Июль 1922 г. Москва.

П. Марков. Вахтангов. «Жизнь» № 3. 1922 г. Москва.

С. Марголин. Балаганное представление. «Театр и музыка» № 11–12. 1922 г. Москва.

Н. Бромлей. Е. Вахтангов. Программы московских госактеатров. 21–31/XII 1922 г. Москва.

Хр. Херсонский. Л. Сулержицкий. Е. Вахтангов. М. Чехов. «Известия ВЦИК». 28/1 1923 г. Москва.

К. С. Станиславский. Телеграмма из Нью-Йорка. Программы московских госактеатров. 5-й выпуск. 1–15/II 1923 г. Москва.

Речь Вл. И. Немировича-Данченко. Там же.

Речь А. А. Яблочкиной. Там же.

Речь Б. М. Сушкевича. Там же.

Ю. Слезкин. Вещие старухи. «Театр и музыка» № 4. 17–30/I 1923 г. Москва.

Ю. В. Соболев. Моисеи и Вахтангов. «Красная нива» № 15. 1924 г. Москва.

Н. Волков. Традиции красной комнаты. «Новый зритель» № 12. 1924 г. Москва.

М. Загорский. Хорошая сенсация. «Жизнь искусства» № 24. 1924 г. Ленинград.

О. Леонидов. Вахтангов. «Зрелища» № 80. Апрель 1924 г. Москва.

А. Гвоздев. Актер-режиссер-драматург. «Жизнь искусства» № 26. 29/VI 1926 г. Ленинград.

С. Марголин. Неизданные материалы о Евг. Вахтангове. «Жизнь искусства» № 28, 13/VII 1926 г.; № 32, 10/VIII 1926 г.; № 36, 31/VIII 1926 г. Ленинград.

П. Марков. Студия им. Вахтангова. «Правда» № 275(3504) 27/XI 1926 г.

Н. Волков. Театр Вахтангова. «Известия ЦИК СССР и ВЦИК» № 278(2907). 28/XI 1926 г. Москва.

П. Марков. Вахтанговская студия. «Красная нива» № 50. 12/XII 1926 г. Москва.

Юр. Соболев. Путь Вахтангова и его студии. «Театр — музыка — кино» № 4.1926 г. Киев.

С. Мокульский. Вахтангов и его студия. «Жизнь искусства» № 3. 18/I 1927 г. Ленинград.

Эм. Бескин. Два Вахтангова. «Жизнь искусства» № 7. 15/II 1927 г. Ленинград.

Эм. Бескин. Вахтангов и вахтанговцы. «Вечерняя Москва». 11/XI 1931 г.

Б. Розенцвейг. От «Турандот» к «Темпу». «Комсомольская правда» № 309 (2042). 12/XI 1931 г. Москва.

Ю. Юзовский. Десять лет театра им. Вахтангова. «Литературная газета» № 62(161) 17/XI 1931 г. Москва.

Л. Д. Вендровская. Выставка «Творческий путь Вахтангова». «Советский музей» № 1. 1933 г. Москва.

Эм. Бескин. Сын МХАТ'а. «Вечерняя Москва». 13/I 1934 г. Москва.

П. Новицкий. Мастер революционного театра. «Советское искусство» № 6 (172). 5/II 1934 г. Москва.

Эм. Бескин. Вахтангов и Художественный театр. «Советское искусство». 11/III 1934 г. Москва.

Д. Тальников. Перевернутая страница. «Литературный критик», кн. 10. Октябрь 1934 г. Москва.

Б. Е. Захава. Вахтангов и Чехов. «Советское искусство» № 5 (231). 29/I 1935 г. Москва.

П. Антокольский. Е. Б. Вахтангов работает над Чеховым. «Театр и драматургия» № 2. 1935 г. Москва.

Гордон Крэг. Театральная Москва. Сорок два дня в СССР. «Советское искусство» № 52 (278). 11/XI 1935 г. Москва.

Б. В. Щукин. Мой путь. «Советское искусство» № 42 (328). 11/IX 1936 г. Москва.

Д. Тальников. Театр перед революцией. «Театр» № 7. 1937 г. Москва.

Н. Зограф. Два этапа в творчестве Вахтангова. Там же.

X. Херсонский. Вахтангов. «Новый мир» № 5. Май 1939 г.

А. Мацкин. Речь о режиссуре. «Театр» № 6. 1939 г. Москва.

Ю. Калашников, Факты и концепции. «Театр», № 7. 1939 г. Москва.

Н. Охлопков. Режиссер-постановщик. Там же.

К. Авштолис. Вахтангов и его комментаторы. «Театр» № 3. 1940 г. Москва.

А. Роскин. Две книги о Вахтангове. «Литературное обозрение» № 6. 1940 г. Москва.