Железная дорога Граево — Белосток, пересекавшая долину Бобра на среднем участке, облегчала движение германской армии из пределов Восточной Пруссии к Белостоку — этому важнейшему узлу железных и шоссейных дорог, находящемуся на магистрали Варшава — Вильна.
Это обстоятельство еще более подчеркнуло значение указанного выше участка Гониондз — Сосня и заставило принять меры к затруднению его форсирования.
После соответствующих изысканий было решено затруднить это форсирование средствами долговременной фортификации, создав в первую очередь на левом берегу Бобра, в 2 км от железнодорожного моста, в непосредственной близости от полотна железной дороги, форт-заставу (схема 3), который и получил название форт-застава Осовец. Постройка форта началась в 1882 г.
Форт занимал значительную площадь — около 1 кв. км; начертание фронтов полигональное и кремальерное. Форт имел мощные двойные валы и глубокие рвы с фланговой пушечной обороной. Внутри форта имелось много кирпичных казематированных сооружений оборонительного и охранительного характера. Форт имел на вооружении 60 тяжелых орудий. Гарнизон форта состоял из соответствующего количества артиллеристов и четырех рот пехоты.
Еще форт не был закончен, как возникла идея активной обороны переправ через Бобр, которая требовала -прочного владения правым берегом Бобра и безопасной переправы с одного берега на другой.
Для этой цели на правом берегу Бобра (см. схему 3), в 1,25 км от железнодорожного моста, началась постройка форта № 2, который был назван Заречным. Влево от этого форта до линии железной дороги возвели оборонительный гласис как вспомогательную пехотную позицию.
Заречный форт имел форму пятиугольника, площадь 500 X 400 м, рвы водяные, без фланговой пушечной обороны. Внутри форта были устроены две кирпичные казармы для гарнизона, состоящего из роты пехоты и соответствующего количества артиллеристов и сапер.
Сообщение с центральным фортом производилось по шоссе, которое было прикрыто от обзора и обстрела земляными брустверами высотой до 2 м. Через Бобр был построен деревянный мост на сваях, прикрытый земляным тет-де-поном, вооруженным четырьмя полевыми орудиями (см. схему 3).
Схема 3. Схема развития Осовецкой крепости
Так как созданная позиция была однобокой и никакой внутренней площади не имела, а маневры 1883 — 1885 гг. указали на явную возможность переправы через долину Бобра около Шведского брода, то с 1886 г. стали возводить на левом берегу Бобра, в 2 км к юго-западу от форта № 1, форт № 3, который был назван Шведским. Этот форт имел форму правильного пятиугольника и размерами своими мало отличался от Заречного форта; особенностью устройства Шведского форта были глубокие сухие рвы, имеющие продольную пушечную оборону из кирпичных капониров.
С течением времени между фортами Центральным и Шведским построили оборонительные гласисы — северный и южный; гласисы были обеспечены водяными рвами.
Лесисто-холмистая площадь, обеспеченная двумя фортами — Центральным и Шведским — и гласисами — северным и южным, получила название плацдарма. На плацдарме стали постепенно развиваться работы по созданию батарей для тяжелых орудий, центральных пороховых погребов и гражданских сооружений — казарм, складов, жилого городка и пр.
В таком виде Осовецкая крепость стала называться крепостью заставой Осовец.
Боязнь обхода крепости зимой с флангов, особенно с левого, заставила обратить внимание на правофланговые высоты у Гониондз и на песчаные холмы под названием Лысая гора и другие на левом фланге крепости.
В 1892 г. были составлены, утверждены и начаты работы по созданию форта № 4 под названием Нового, Ломжинского редута, круглой батареи и других фортификационных сооружений на промежутке между фортами № 3 и 4.
К 1900 г. все эти работы в основном были закончены. Что же касается правого фланга крепости, то здесь оборонительное строительство не вышло за пределы рекогносцировок и составления проектов.
Только в 1913 г. был утвержден проект Гониондзского узла, но приступить к работам по созданию долговременных сооружений не удалось вследствие начала военных действий.
В 1912 г., после пробной мобилизации, в крепости началось усиленное строительство новых сильных фортификационных сооружений и усиление существующих, чтобы они смогли оказать должное сопротивление новым мощным бомбам германской артиллерии.
В фортах Заречном, Шведском и Новом стали усиливать фортовые казармы, в Центральном форту приступили к постройке новых казарм. Кроме того, начались работы по устройству новых убежищ на плацдарме, на Лысой горе и на Заречной позиции. На Скобелевой горе началась постройка броневой батареи, единственной во всех русских сухопутных крепостях.
К сожалению, не все эти работы были закончены к началу войны, и некоторые из них, например усиление казармы Нового форта, пришлось закончить спешным порядком, отступив от утвержденного проекта.
Таким образом, к началу 1914 г. Осовецкая крепость представляла собой долговременно укрепленную полосу, состоящую из двух позиций — Заречной на правом берегу и Главной на левом берегу Бобра; Главная позиция состояла из трех опорных пунктов — фортов № 1, 3, 4 — и укрепленных между опорными пунктами промежутков.
Прежде чем перейти к подробному описанию фортификационного устройства крепости, необходимо указать на значение крепости и задачи, которые должна была выполнить крепость в военное время, а именно:
1. преградить противнику ближайший и удобнейший путь на Белосток вдоль железной дороги Граево — Белосток, отразив все попытки форсировать реку открытой силой, и заставить противника потерять время или на ведение длительной осады, или на поиски обходных путей;
2. затруднить противнику устройство обходных путей и переправ;
3. облегчить действия наших войск, назначенных для обороны смежных с крепостью участков Бобра;
4. служить опорой для перехода наших войск в наступление для вторжения в пределы Восточной Пруссии;
5. в случае невозможности удержать противника на крепостных позициях подготовить все средства для полного уничтожения всех переправ и переправочных средств через Бобр и его болотистую долину.