Отъ Санктпетербургскаго Комитета Духовной Цензуры печатать дозволяется. 9-го Ноября 1837 года. Цензоръ Архимандритъ Климентъ.

ПОЛЬЗА ОТЪ ПЬЯНСТВА

Если хочешь безпрестанно томиться жаждой, пей до сыта вино; ибо чѣмъ чаще и чѣмъ болѣе пить оное станешь, тѣмъ чаще и тѣмъ болѣе будешь томиться жаждой.

Если желаешь воспрепятствовать твоимъ друзьямъ возвысить тебя въ мірѣ, будь пьяницей; ибо такимъ образомъ уничтожатся всѣ ихъ усилія.

Если хочешь учинить безплодными твои собственныя стремленія успѣвать въ твоихъ дѣлахъ, будь пьяницей; и ты въ этомъ будешь имѣть удачу.

Если хочешь помѣшатъ другимъ, старающимся сдѣлать тебя человѣкомъ уважаемымъ, достойнымъ довѣрія и благополучнымъ, будь пьяницей; и безъ всякаго сомнѣнія восторжествуешь.

Если ты рѣшился быть нищимъ, будь пьяницей; и въ скоромъ времени покроешься рубищами, и не будешь имѣть въ кошелькѣ ни копѣйки.

Если хочешь семейство твое довести до голода, будь пьяницей; ибо пьянствомъ твоимъ лишишься способовъ къ поддержанію домашнихъ твоихъ.

Если хочешь быть вовлекаемъ въ обманъ безчестными людьми, будь пьяницей; ибо такимъ образомъ облегчишь ихъ труды.

Если хочешь быть ограбленъ, будь пьяницей; и ты вору дашь способъ безопасно тебя ограбить.

Если хочешь притупить твои чувства, будь пьяницей; и ты въ скоромъ времени сдѣлаешься безчувственнѣе осла.

Если хочешь слыть безумнымъ, будь пьяницей; и ты скоро лишишься разсудка.

Если хочешь быть неспособнымъ къ умной бесѣдѣ, будь пьяницей; и это сдѣлаетъ тебя совершенно неспособнымъ къ оной.

Если ты рѣшился погубить себя, будь пьяницей; ибо пьянство есть самое вѣрное къ тому средство.

Если хочешь показать твое безуміе и обнаружить твои тайны, будь пьяницей; и онѣ станутъ истекать изъ устъ твоихъ, подобно какъ въ нихъ втекаетъ вино.

Если почитаешь себя слишкомъ крѣпкимъ, будь пьяницей; и вскорѣ будешь ослабленъ симъ могущественнымъ врагомъ.

Если хочешь избавиться отъ денегъ, не зная какъ это сдѣлать, будь пьяницей; и твои деньги непримѣтно исчезнутъ.

Если хочешь остаться безъ всякаго способа или убѣжища въ старости, будь пьяницей; и ты не будешь въ состояніи найти себѣ пріютъ.

Если ты рѣшился изгнать изъ твоего дома всякое утѣшеніе, будь пьяницей; и ты дѣйствительно въ томъ успѣешь.

Если хочешь всегда находиться въ сильномъ подозрѣніи, будь пьяницей; ибо какъ бы ты ни думалъ, но всѣ согласны въ томъ, что грабящiе самихъ себя и семейства свои, будутъ грабить и другихъ.

Если хочешь быть доволенъ до необходимости убѣгать твоихъ заимодавцевъ, будь пьяницей; и вскорѣ принужденъ будешь лучше ходить по переулкамъ, нежели по общенароднымъ улицамъ.

Если хочешь быть мертвымъ членомъ общества и тяготить землю, будь пьяницей; оно сдѣлаетъ тебя безполезнымъ, безнадежнымъ, тягостнымъ, требующимъ издержекъ.

Если хочешь быть смраднымъ, будь пьяницей; ибо подходящій пьяница подобенъ кучѣ смраднаго навоза.

Если хочешь навлечь на себя ненависть твоего семейства и друзей, будь пьяницей; и ты сдѣлаешься для нихъ отвратительнымъ.

Если хочешь быть язвою общества, будь пьяницей; и тебя убѣгать станутъ, какъ имѣющаго заразу.

Если не желаешь, чтобъ другіе исправляли твои недостатки, пребывай пьяницей; и ты не станешь внимать добрымъ совѣтамъ.

Если хочешь быть безпокойнымъ для другихъ, ходить съ разбитымъ лицемъ, падатъ съ повозокъ и подъ лошадей, и сидѣть въ Съѣзжемъ домѣ[1], будь пьяницей; и тогда покажется страннымъ, если въ семъ не будешь имѣть успѣха.

Если желаешь, чтобы всѣ твои надежды въ жизни помрачились, будь пьяницей; и скоро онѣ покроются мглою.

Если хочешь разстроить твое тѣло, будь пьяницей; ибо пьянство есть источникъ болѣзней.

Если думаешь погубить твою душу, будь пьяницей; и ты лишишься блаженства, предопредѣленнаго праведнымъ въ небесахъ.

Наконецъ, если ты рѣшился быть разстроеннымъ по имѣнiю, по тѣлу и душѣ, будь пьяницей; и вскорѣ узнаешь, что кромѣ пьянства не возможно найти болѣе дѣйствительныхъ средствъ, къ исполненію твоего намѣренія.

Пьянствомъ изгоняется разсудокъ, — затмѣвается памятъ, — приводится въ безобразіе красота, — ослабляется крѣпость, — воспламеняется кровь. — Пьянство причиняетъ внутреннія и наружныя неисцѣлимыя раны, — оно есть обвороженіе для чувствъ, врагъ для души, — тать[2] для кармана, — спутникъ нищихъ, — несчастіе для жены, — печаль для дѣтей, — оно крѣпкаго дѣлаетъ слабымъ, мудраго безумнымъ. Тотъ хуже скота, и есть самоубійца, кто пьетъ за здравiе другихъ, лишая себя собственнаго здравія. Ни какое животное не станетъ умышленно пить одуряющіе напитки; но пьяница поглощаетъ вино, совершенно зная состояніе, до котораго онымъ доведенъ будетъ, и что отъ таковаго питья лишится употребленія своего разсудка, и сдѣлается хуже скота. Дѣйствіемъ крѣпкихъ напитковъ злыя страсти и нравъ пьяницы освобождаются отъ обузданія, и въ состоянiи упоенія, онъ дѣлаетъ то, о чемъ въ трезвомъ видѣ не помыслилъ бы безъ трепета. Многія злыя дѣла учинены, многія убійства совершены въ то время, когда произведшіе сіи злодѣйства упоены были; рѣдко проходитъ судопроизводство надъ уголовными преступниками, чтобъ нѣкоторые изъ нихъ не приводили въ свое оправданіе того, что они учинили преступленіе въ пьяномъ видѣ. Сего извиненія законы не принимаютъ, и очень справедливо; ибо если люди добровольно лишаютъ себя разсудка, то безъ сомненiя не могутъ быть невинными въ своихъ злодѣйствах, которыя они совершають вѣ нетрезвомъ состояніи. Почему трепещи ты, который предаешься пьянству, разсуждай прежде нежели придвинешь стаканъ къ устамъ твоимъ; помни, что ты готовишься совершить всякое преступленіе, къ которому испорченная природа, не будучи болѣе обуздываема, можетъ тебя побудить, и что ты можетъ быть пробудишься отъ сего состоянія виновнымъ противу законовъ твоего отечества, достаточныхъ къ тому, дабы излить на главу твою праведное мщеніе и когда будешь терпѣть наказаніе за твои преступленія, или помышлять о слѣдствіяхъ оныхъ, какое утѣшеніе можешь имѣтъ отъ воспоминанія о постыдномъ наслажденіи, которому ты предавался? Законъ говоритъ, что всѣ прочія преступленія на земли не погубляютъ столько человѣческаго племени, и не разоряютъ столько домовъ какъ пьянство.

По истинѣ сiи причины очень достаточны къ тому, дабы убѣдить васъ, предающіеся пьянству, отринуть отъ себя ядоносную чашу и трепетать при опасности.

Но нѣтъ ли сильнѣйшихъ доказательствъ противу пьянства, нежели каковыя предложены нами? Есть безъ сомненія. Изъясненныя выше поражаютъ преимущественно тѣло, и запрещаются разсудкомъ; но вы имѣете безсмертную душу, а пьянство неминуемо погубитъ оную, и подвергнеть васъ въ некончаемыя муки.

Внимайте, что Слово Божіе говоритъ.

Утрезвитеся піяніи отъ вина своего, и плачитеся. (Іоиль 1, 5.)

Кому горе, кому молва, кому судове[3], горести и свары[4], кому сокрушенія вотще[5], кому сини очи? Не пребывающимъ ли в винѣ, и не назирающимъ ли, гдѣ пирове бываютъ? Не упивайтеся виномъ. Послѣди же яко отъ змiя уязвен прострется (Притч. 23, 20–32.)

Горе востающим за-утра, и сикеръ[6]{1} гонящимъ, ждущимъ вечера: вино бо сожжет я; съ гусльми бо и пѣвицами, и тимпаны[7], и свирѣльми, вино пiютъ, на дѣли же Господня не взирают, и дѣлъ руку Его не помышляютъ. (Іса. 5, 11. 12.)

Горе крѣпким вашимъ, вино пiющимъ и вельможамъ растворяющимъ сикеръ. (Іса. 5, 22.)

Усрамишася, не пиша вина, горька быть сикера пiющимъ. (Іса. 24, 9.)

Дела плоти извѣстны, онѣ суть: прелюбодѣяніе, нечистота, убійство, пiянство и тому подобное. Я предварялъ васъ, и теперъ предваряю, что поступающіе такимъ образомъ не наслѣдуютъ Царствія Божія. (Галат. 5,19. 21.)

Если живете по плоти, то умрете: а естьли духомъ умерщвляете дѣла плотскія, то живы будете. (Рим. 8, 13.)

Какъ днемъ станемъ ходить чинно, не предаваясь пированіямъ и пьянству, сладострастію и распутству, распрямъ и зависти; но облекитесъ въ Господа нашего Іисуса Христа, и попеченія о плоти не простирайте до похотей. (Рим. 13, 13. 14.)

Не прельщайтесь; Бога не обманешь, что посѣетъ человѣкъ, то и пожнетъ: сѣющий въ плоть свою, въ плоти пожнетъ тленіе: а сѣющій въ духъ пожнетъ жизнь вѣчную. (Гал. 6, 7. 8.)

Таковы суть страшныя прещенія Слова Божія, и оныя безъ сомнѣнія исполнятся надъ пьяницей, который полагаетъ свое удовольствіе въ пьянствѣ.

Онъ не можетъ наслаждаться Божіею любовію, не будетъ принятъ въ небеса. Помышляй о семъ, и доколѣ имѣешь время, моли Бога, дабы онъ даровалъ тебѣ силы оставить грѣхъ твой. Помни, что Господь Богъ сказалъ въ Своемъ словѣ;

Да оставитъ нечестивый пути своя, и мужъ беззаконенъ совѣты своя, и да обратится ко Господу, и помилованъ будетъ яко по премногу оставитъ грѣхи ваши. (Іса. 4, 7.)

Вѣрно и всякаго пріятія достойно то слово, что Христосъ Іисусъ пришелъ въ міръ спасти грѣшниковъ, изъ коихъ я первый. (1. Тим. 1, 15.)

Ибо такъ возлюбилъ Богъ мiръ, что отдалъ Сына Своего единороднаго, дабы всякъ вѣрующій въ Него не погибъ, но имѣлъ жизнь вѣчную. (Іоан. 3, 16.)

Да напечатлѣются сiи слова въ душѣ твоей, и да направятъ тебя къ тому убѣжищу, въ которомъ одномъ можешь быть безопаснымъ; да укажутъ тебѣ стези, которыя однѣ ведутъ къ утѣшенію въ настоящемъ, и къ благополучію въ будущемъ мірѣ.

Бѣги отъ пьянства, какъ заразы,
Какъ чумной, смертоносной мглы,
Или какъ гибельной проказы,
Чтобъ жить щастливо на земли!

Любезный читатель! Сохранилъ ли тебя промыслъ Божій отъ сего пагубнаго зла, и всегда ли ты держался правилъ воздержанія? Если можешь на сей вопросъ отвѣчать утвердительно, то благодари Господа Бога; но помни, что никто никогда не дѣлался пьяницею вдругъ. Самыя нещастныя жертвы сего порока начинали пить по одной рюмкѣ, или еще и того менѣе; и кто употребляетъ, хотя изрѣдка, по рюмкѣ водки, для того чтобъ развеселиться, тому нельзя быть совершенно увѣрену, что онъ не сдѣлается когда-либо пьяницею. Гораздо легче удержать себя отъ пріобрѣтенія дурной привычки, нежели оставить ее, когда она уже вкоренилась; но изъ всѣхъ привычекъ почти непреодолимою дѣлается привычка напиваться.

ИСТОРИЧЕСКОЕ

ПРИБАВЛЕНІЕ.

Многоразличныя бѣдствія, которыми порокъ пьянства поражаетъ родъ человѣческій, побудили многихъ благодѣтельныхъ и разумныхъ людей думать о средствахъ, наиболѣе способныхъ остановить опустошительное распространеніе онаго.

Склонность къ употребленію крѣпкихъ напитковъ обыкновенно бываетъ слѣдствіемъ безразсуднаго подражанія общему обычаю; но въ то же время всемірный опытъ къ нещастію удостовѣряетъ насъ, что ничего нѣтъ труднѣе, какъ исправить того, въ комъ сія страсть господствуетъ, или, иначе сказать, закоренѣлаго пьяницу.

На сей предметъ, нѣсколько лѣть тому назадъ, обращено было особенное вниманіе въ Американскихъ Соединенныхъ Штатахъ, и не очень давно въ Великобританіи; и теперь весьма многіе въ оныхъ Государствахъ приняли за основаніе, что не иначе можно искоренить сіе гибельное зло, какъ убѣждая тѣхъ въ коихъ привычка пьянствовать еще не образовалась, во все отказаться отъ употребленія крѣпкихъ напитковъ, съ исключеніемъ тѣхъ случаевъ, когда того будетъ требовать предписаніе врача.

Сообразно таковому основанію, какъ въ Америкѣ такъ и въ Великобританіи учреждены Общества, коихъ члены добровольно обязываются совершенно воздерживаться отъ употребленія спиртныхъ напитковъ, исключая вышеупомянутые случаи; и при благословенiи Божіемъ, почившемъ на трудахъ первыхъ дѣлателей въ семъ изящномъ предпріятіи, оныя Общества имѣютъ уже великое число членовъ изъ всякаго сословія людей. Нѣкоторые изъ нихъ записались въ сіи Общества, руководствуясь увѣренностію въ личной безопасности, которая должна проистекать отъ таковаго поступка; а многіе, на которыхъ едва ли могло дѣйствовать сіе побужденіе, сдѣлались членами изъ благороднаго желанія, показать своимъ соотчичамъ примѣръ, дабы и другіе вступали въ Общества трезвости.

Такимъ образомъ много уже добра учинено, и успѣхъ въ семъ предпріятіи столь великъ, что хладнокровно судящіе не могли бы этого ожидатъ.

ДРУЖЕСКІЙ СОВЕТЪ

РАБОЧЕМУ НАРОДУ.

Друзья мои! Я знаю, что вы имѣете мало удовольствій въ жизни, но желаю, чтобы вы имѣли ихъ гораздо болѣе.

Всякому извѣстно, что человѣкъ просиживая въ какомъ-либо трактирѣ[8] или кабакѣ[9], теряетъ то, чѣмъ снискиваются удовольствія семейныя, каждый мужъ долженъ помнить, что жена его часто имѣетъ весьма трудное занятіе въ домѣ съ неугомонными, а часто больными дѣтьми се окружающими, и естьли онъ имѣетъ нужду въ облегченіи своего положенія, то не столько ли оно потребно и для нея? Какъ можетъ отецъ семейства безразсудно расточающій свои деньги въ питейномъ домѣ[10] или трактирѣ, просить благословенія Божія, дабы оно почило на его дневныхъ трудахъ, и какъ можетъ ожидать Божіей благодати безъ усердной молитвы, которой онъ дѣлается чуждымъ? — Я ничего уже не говорю объ его семействѣ, когда жена слѣдуетъ примѣру своего мужа и упивается также какъ онъ самъ, — тогда конецъ всѣмъ наслажденіямъ и домашнему благополучію!

Крѣпкіе напитки не имѣютъ въ себѣ питательности, не помогаютъ человѣку переносить холодъ или сырость и не болѣе способствуютъ въ его работѣ, какъ одинъ толчекъ во время его усталости на пути, или какъ кнутъ для изнуренной лошади. Онъ можетъ подкрѣпить себя къ работѣ на короткое время, но послѣ того чувствуетъ холодъ и сырость и усталость болѣе, чѣмъ когда бы ни капли не употреблялъ вина. Самое малое употребленіе напитковъ раздражаетъ человѣка, и много добрыхъ и веселаго нрава женщинъ перемѣняются чрезъ то, въ своемъ характерѣ и дѣлаются вздорливыми, и то, что онѣ считаютъ за самую малостъ, употребляемую какъ бы только для подкрѣпленія, служитъ имъ къ совершенному вреду.

Три стакана вина каждый день по 10-ти копѣекъ составитъ въ годъ 108 рублей, которые можно употребитъ на слѣдующія вещи, а именно:

1 Шляпа             стоитъ  6 руб.

1 сертукъ             ——   30 —

1 панталоны           ——   10 —

1 сапоги              ——    5 —

1 башмаки             ——    2 — 50 коп.

1 пара муж. чулковъ   ——    2 —

1 - женск.            ——    2 —

1 муж. рубаха стоитъ  ——    2 — 50 коп.

1 женс                ——    5 —

1 юбка                ——    3 —

1 чепчикъ             ——    5 —

1 салопъ              ——   25 —

1 шерс. одѣяло        ——   10 —

И того 108 руб.

Не лучше ли издержать сіи деньги на исчисленныя здѣсь потребности, нежели расточить для утоленія пагубной наклонности къ пьянству?

Размысли о семъ со вниманіемъ, и тогда благодать Божія поселитъ въ тебѣ доброе намѣреніе воздерживаться отъ вина.

Если же твоя склонность къ употребленію вина, хоть по не многу всякій день, такъ въ тебѣ вкоренилась, что когда ты при усиліи провести одинъ только день безъ напитковъ, чувствуешь безпокойство; въ такомъ случаѣ, я долженъ сказать тебѣ откровенно, что ты не далеко отъ того, чтобъ впасть въ пьянство, которое разрушитъ твое тѣло и душу! Не теряй ни одной минуты, но прилѣжно моли Бога, да ниспошлетъ тебѣ Своего Святаго Духа, и да исторгнетъ тебя изъ сего весьма опаснаго положенія, которое ведетъ къ временной и вѣчной погибели. Не отлагай своего исправленія до будущаго времени, дабы зло пьянства не вкоренилось въ тебѣ; тогда хотя бы ты хотѣлъ покаяться, но древній змій будетъ тебя обольщать и держать какъ на удѣ дотолѣ, пока повлечетъ тебя за собою во тьму кромѣшнюю на дно адово, гдѣ нѣтъ больше покаянія, и гдѣ одно отчаяніе и муки будутъ терзать не раскаянныхъ во всю вѣчность!

Комментарии

1

Сикера — слово это вышло из употребления в русском языке, причем из активного бытового языка, как раз в XIV-XV веках, на том самом рубеже, когда произошла смена и в терминологии, и в существе производства русских алкогольных напитков. Поскольку слово это исчезло из языка совершенно бесследно, не оставив никакой замены, аналога или иного лексического рудимента, то мы постараемся как можно тщательнее выяснить его значение и первоначальный смысл, ибо оно проливает свет на историю русских спиртных напитков. Слово «сикера» вошло в древнерусский язык из Библии и Евангелия, где оно упоминалось без перевода, так как переводчики в конце IX века затруднялись подыскать ему эквивалент в славянских языках, в том числе и в древнерусском языке. Оно было употреблено и понималось как первое общее обозначение алкогольных напитков вообще, но в то же время четко отделялось от виноградного вина. «Вина и сикеры не имать пити». В греческом языке, с которого переводилось Евангелие, «сикера» также означала искусственный «хмельной напиток» вообще, причем любой пьянящий напиток, кроме естественного вина. Однако источником этого слова послужили слова на древнееврейском и арамейском языках - «шекар» («шехар») и «шикра».

Шикра (sikra) на арамейском означало род пива, это слово и дало «сикеру». Шекар (Schekar) на древнееврейском - «всякий пьяный напиток, кроме лозного вина». Это слово дало в русском «сикер». Поэтому в одних источниках встречается «сикера», в других - «сихер». Совпадение обоих этих слов по звучанию и очень близких по значению привело к тому, что даже лингвисты считали их за вариации одного и того же слова. Однако это были не только разные слова, но они означали и разные понятия с технологической точки зрения.

Дело в том, что в Палестине и у греков «сикер» изготовлялся из плодов финиковой пальмы и был, по сути дела, финиковой водкой. Арамейское же понятие «сикера» означало хмельной, опьяняющий напиток, по технологии близкий к медо- или пивоварению, без гонки.

Нет сомнения, что в древнерусских монастырях ученые монахи доискивались до подлинного значения упоминаемых в Библии и Евангелии греческих, арамейских и древнееврейских слов и тем самым получали полное представление о технологических процессах и их отличиях.