Большинство подобных аппаратов требует для своего изготовления точных токарных работ, поэтому любителю приходится выбирать простейшую систему аппарата, позволяющую по возможности обойтись без токарного станка.

Наиболее сложным в аппарате является обычно смещающий механизм, передвигающий рекордер с каждым оборотом диска в направлении его радиуса на вполне определенное расстояние, называемое шагом записи.

В описываемом аппарате такой механизм фактически отсутствует. Точнее, его роль выполняет простая граммофонная пластинка. Так как звуковая канавка нанесена на ее поверхности как раз так, как нам надо при записи на диск, т. е. спиралеобразно, с постоянным шагом смещения, возникла мысль использовать граммпластинку в качестве приспособления, «смещающего» рекордер во время записи. Принцип работы аппарата показан на рис. 32.

Рис. 32. Простейший аппарат для записи на диск: 1 — планшайба; 2 — граммофонная пластинка; 3 — целлулоидный диск; 4 — прижимная гайка: 5 — рекордер; 6 — ведущая приставка; 7 перемычка; 8 — поворотный рычаг.

На вращающуюся планшайбу 1 кладется граммофонная пластинка 2 и поверх ее целлулоидный диск 3. При помощи широкой гайки 4 диск прижимается в центре планшайбы к граммпластинке. Рекордер 5 соединен с ведущей приставкой 6 при помощи жесткой перемычки 7, которая в свою очередь закреплена на поворотном рычаге 8.

Ведущая приставка имеет иглодержатель, в котором крепится обычная граммофонная игла, входящая в канавку граммпластинки. С каждым оборотом планшайбы ведущая приставка смещается к центру на расстояние, равное шагу записи граммпластинки. При этом она смещает на такое же расстояние соединенный с нею рекордер. В итоге на поверхности целлулоидного диска образуется спиральная звуковая канавка.

Поскольку используемая граммпластинка наверняка содержит запись, игла ведущей приставки, кроме постоянного равномерного смещения к центру, будет совершать дополнительные колебательные движения в соответствии с извилинами звуковых канавок на пластинке. Важно, чтобы эти колебания не передались резцу рекордера, иначе на диске получится перезапись граммпластинки. Достигается это приданием всей конструкции достаточного веса и упругостью закрепления якоря в рекордере и иглы в ведущей приставке.

Недостаток подобного аппарата — малое время записи, поскольку размеры целлулоидного диска ограничены размерами центральной части граммпластинки (там, где на ней нет звуковых канавок). Это, однако, окупается, как уже говорилось, его простотой и доступностью в изготовлении.

Переходим к описанию отдельных узлов и деталей аппарата.

Выбор граммофонной пластинки. Ведущая граммофонная пластинка должна быть новой, без механических дефектов. Если желательно увеличить время записи, надо взять пластинку большого размера («Гигант»). Особое внимание при отборе следует обратить на то, чтобы пластинка имела незначительный эксцентриситет центрального отверстия. Это легко проверить, воспроизводя пластинку на граммофоне или электропроигрывателе. При этом не должны быть заметны на глаз колебания мембраны (или адаптера) из стороны в сторону.

Пластинка должна иметь ровную поверхность. Выгнутость или вогнутость ее вследствие коробления недопустимы.

Привод планшайбы во вращение. При записи требуется расходовать большую мощность на вращение диска, чем при воспроизведении, так как при этом возникают значительные тормозящие усилия между резцом и звуконосителем. Поэтому граммофонные пружинные приводы для записи непригодны. Следует применять привод от электромотора мощностью 5-60 вт. Если удастся достать специальный граммофонный мотор, делающий 78 оборотов в минуту, то планшайбу закрепляют непосредственно на оси мотора. При более быстроходных моторах соединение надо произвести через редуктор или соответствующую ременную передачу.

Рекордер. Так как рекордер во многом не отличается по своему устройству от адаптера, возникает вопрос, нельзя ли обычный электромагнитный адаптер использовать для записи? Это, естественно, сильно облегчило бы изготовление аппарата. К сожалению, если не делать никаких переделок, качество записи адаптером будет невысоким. Требуемые переделки не столь уж сложны и сводятся в основном к следующему:

1. В адаптере надо поставить более сильный постоянный магнит.

2. Демпферовку якоря, которая у адаптеров слишком «мягка», надо сделать более упругой, отрегулировав ее соответствующим образом и при необходимости сменив резину демпфера на более твердую.

3. Если катушка адаптера намотана очень тонкой проволокой, она при записи может сгореть. Поэтому ее следует перемотать проводом 0,1–0,15 (до заполнения).

При сборке надо следить за тем, чтобы якорь занимал симметричное положение в зазоре между полюсными наконечниками и не касался их. При отклонении якоря в ту или другую сторону от нейтрали рука должна ощущать одинаковое сопротивление демпфера.

Усилитель записи должен развивать мощность порядка 3–5 вт. По своей схеме он не отличается от известных типовых схем. Можно использовать также усилительную часть в радиоприемнике. Рекордер при этом включается на место звуковой катушки громкоговорителя (если, конечно, их сопротивления близки по величине). При этом можно вести запись радиопередач или перезапись граммпластинок, воспроизводимых адаптером, включенным в гнезда радиоприемника «адаптер». Запись с микрофона может осуществляться лишь при угольном микрофоне, дающем достаточное полезное напряжение. Схема включения угольного микрофона в радиоприемник показана на рис. 33.

Рис. 33. Схема включения угольного микрофона.

Более качественный динамический микрофон развивает весьма малое напряжение. Поэтому при записи с него нужно применять специальный (обычно 3-ступенный) усилитель с большим усилением.

Для улучшения режима записи рекомендуется рекордер включать через корректирующую ячейку (рис. 34).

Рис. 34. Схема включения рекордера.

Величины емкости и сопротивления, входящие в эту ячейку, надо подобрать практически (они зависят от данных рекордера), ориентируясь при этом на возможность получения более громкой и неискаженной записи.

Резцы для записи. Лучшими для записи на целлулоидных дисках являются сапфировые резцы заводского производства. Самостоятельное изготовление их в любительских условиях довольно затруднительно. Если есть возможность, легче сделать стальные резцы. Для этого стальная граммофонная игла затачивается на шлифовальном камне так, как показано на рис. 35.

Рис 35. Резцы для записи.

Правильная установка резца при записи дана на том же рисунке. В зависимости от веса рекордера резец при записи будет более или менее глубоко погружаться в целлулоид и вырезать в нем мелкую или глубокую канавку. Наиболее правильно отрегулировать аппарат так, чтобы ширина холостой канавки (без записи) при рассматривании ее через увеличительное стекло была несколько больше расстояния между краями соседних канавок. Регулировка осуществляется подбором дополнительного груза (обычно свинцового), крепящегося к рекордеру.

На первых порах можно попробовать обойтись без резцов для записи. Дело в том, что звуковая канавка на поверхности диска может не только вырезаться, но и выдавливаться. Для выдавливания вместо резца в рекордер вставляется обычная граммофонная игла. Качество записи при этом заметно хуже чем при резании, и такой способ может рекомендоваться лишь как опыт.

Смещающий механизм. Как уже упоминалось смещение рекордера осуществляется в данном аппарате по системе ведущей приставки с граммофонной пластинкой. Конструкция системы показана на рис. 36.

Рис. 36. Смещающая система.

При записи первоначально опускают на граммофонную пластинку иглу ведущей приставки и лишь после того, как планшайба сделала несколько оборотов, на целлулоидный диск опускают резец рекордера. Стружка, выходящая из-под резца, должна быть направлена кисточкой в центр диска к прижимной гайке и наматывается на нее.

Следует обратить внимание на то, чтобы крепление рекордера на оси было плотным, без люфта, иначе шаг получающейся записи будет изменяться.

Приготовление дисков для записи. Исходным материалом для этой цели является рентгеновская или широкая фотопленка. В теплой воде с нее удаляется при помощи щетки верхний эмульсионный слой. Оставшаяся целлулоидная подложка высушивается, и из нее нарезаются диски требуемого диаметра. Центровое отверстие следует пробивать стальным пробойником диаметром 7 мм. После этого диски готовы к употреблению. Ввиду незначительной толщины целлулоида запись можно делать лишь с одной стороны диска. Иногда для придания большей механической прочности целлулоид наклеивают на бумажные (или картонные) диски. Наклейку можно производить и с обеих сторон. Тогда получаются двусторонние диски. В качестве клея берется жидкий столярный клей. Рекомендуется склеенный диск спрессовать между двумя ровными поверхностями. Для удаления выступившего клея края дисков впоследствии зачищаются мелкой шкуркой.

Если применяются ненаклеенные целлулоидные диски, при записи под них следует подкладывать тонкий (0,5–1 мм) резиновый диск.

Выбор уровня записи. Качество звучания во многом зависит от того, как правильно выбран уровень записи. При слишком большой его величине возникают нелинейные искажения, обусловленные как перегрузкой усилителя и рекордера, так и тем, что соседние звуковые канавки заходят одна за другую, взаимно разрушаясь в местах пересечения.

Опасен и слишком малый уровень. Для того, чтобы получить достаточную громкость при воспроизведении такой записи, надо применить большое усиление, при этом будет сильно прослушиваться шум, возникающий из-за неоднородности строения звуконосителя, дефектов режущих граней резца и т. д.

Практически удобнее всего следить за уровнем записи хотя бы по купроксному вольтметру, включенному во время записи параллельно выходу усилителя. Сделав ряд записей и замечая каждый раз, в каких пределах изменялось это напряжение, можно найти наилучший режим и в дальнейшем его и придерживаться.

Воспроизведение сделанной записи. Целлулоидные диски с записью можно воспроизвести и с помощью граммофона и на электропроигрывателе. Однако второй способ следует предпочесть. Особенно желательно воспроизводить записи на дисках легкими адаптерами, мало разрушающими звуковые канавки. Подходящим, например, является пьезоэлектрический адаптер. Игла перед воспроизведением должна быть слегка затуплена проигрыванием обычной граммофонной пластинки в течение 0,5 минуты.