Развитие электрификации в СССР. Ведущее место в Сталинском плане преобразования природы занимает проблема дальнейшего развития энергетического хозяйства страны.
За 34 года советской власти наша Родина достигла огромных успехов в электрификации страны. Царская Россия по годовой выработке электроэнергии в 1913 г. занимала одно из последних мест в мире, производя ежегодно не более 2 млрд. киловатт-часов. Последствия первой мировой войны и иностранной интервенции привели к тому, что в 1921 г. фактическая выработка электроэнергии составляла около 0,5 млрд. киловатт-часов.
С первых дней установления советской власти В. И. Ленин и И. В. Сталин лично руководили созданием электроэнергетической базы в СССР.
После победоносного завершения гражданской войны, приведшей к разгрому белогвардейской контрреволюции и позорному изгнанию англо-франко-американскнх интервентов за пределы Советской страны, по инициативе В. И. Ленина и И. В. Сталина был составлен государственный план электрификации России, связанный с развитием всего ее народного хозяйства. В 1920 г. В. И. Ленин провозгласил исторический лозунг: «Коммунизм — это есть Советская власть плюс электрификация всей страны»[13].
Пятнадцатилетний план электрификации России (план ГОЭЛРО) намечал постройку 30 районных электростанций общей мощностью 1 750 тыс. киловатт и годовой выработкой электроэнергии в 8,8 млрд. киловатт-часов.
В. И, Ленин назвал этот план второй программой партии большевиков. В своем докладе на VIII съезде Советов в 1920 г. В. И. Ленин говорил:
«Наша программа партии не может оставаться только программой партии. Она должна превратиться в программу нашего хозяйственного строительства, иначе она негодна и как программа партии. Она должна дополниться второй программой партии, планом работ по воссозданию всего народного хозяйства и доведению его до современной техники. Без плана электрификации мы перейти к действительному строительству не можем»[14].
Далее В. И. Ленин говорил: «Только тогда, когда страна будет электрифицирована, когда под промышленность, сельское хозяйство и транспорт будет подведена техническая база современной крупной промышленности, только тогда мы победим окончательно»[15].
В. И. Ленин считал, что электрификация является верным и основным путем к победе над капитализмом: «Если электрификация через 10—20 лет, ни капли не страшен индивидуализм мелкого земледельца и свободная торговля его в местном обороте. Если не электрификация, все равно неизбежен возврат к капитализму»[16].
И. В. Сталин в письме, написанном в марте 1921 г. В. И. Ленину, следующими словами характеризует план электрификации России: «Превосходная, хорошо составленная книга. Мастерский набросок действительно единого и действительно государственного хозяйственного плана без кавычек. Единственная в наше время марксистская попытка подведения под советскую надстройку хозяйственно-отсталой России действительно реальной и единственно возможной при нынешних условиях технически-производственной базы»[17].
И. В. Сталин указал на необходимость, не теряя ни одной минуты на болтовню о плане, немедленно практически приступить к его осуществлению.
Разъясняя значение электрификации в жизни советской страны, И. В. Сталин указал: «...под электрификацией страны Ленин понимает не изолированное построение отдельных электростанций, а постепенный „перевод хозяйства страны, в том числе и земледелия (курсив мой. — И. Ст. ), на новую техническую базу, на техническую базу современного крупного производства“, связанного так или иначе, прямо или косвенно, с делом электрификации»[18].
О роли электрификации в создании социалистического общества И. В. Сталин писал:
«Нам нужно миллионов 15—20 индустриальных пролетариев, электрификация основных районов нашей страны, кооперированное сельское хозяйстве и высоко развитая металлическая промышленность. И тогда нам не страшны никакие опасности»[19].
Особое значение И. В. Сталин придает электрификации важнейших отраслей хозяйства СССР.
«...Кроме возможности восстановления капитализма существует ещё у нас возможность победы социализма, ибо мы можем уничтожить возможность восстановления капитализма, можем выкорчевать корни капитализма и добиться окончательной победы над капитализмом в нашей стране, если поведём усиленную работу по электрификации страны, если под промышленность, сельское хозяйство и транспорт подведём техническую базу современной крупной промышленности. Из этого и вытекает возможность победы социализма в нашей стране»[20].
Вопреки предсказаниям капиталистических заправил и их подголосков, вроде английского писателя Герберта Уэллса, план ГОЭЛРО не только оказался выполнен, но и намного превзойден.
Первенцами электрификации Советской России была Шатурская и Волховская станции. Днепровская гидроэлектростанция им. В. И. Ленина, вступившая в строй в 1932 г., вырабатывала в год более 2 млрд. киловатт-часов, т. е. столько, сколько все станции дореволюционной России.
Схема размещения государственных лесных полос и оросительно-обводнительных систем
Последовательно входили в строй крупные электростанции на Свири, Верхней Волге (Иваньковская, Угличская, Щербаковская), в Закавказье, Средней Азии, на Урале. Уже в 1932 г. Советский Союз производил 13,5 млрд. киловатт-часов электроэнергии, а в 1940 г. Советский Союз вырабатывал 48,3 млрд. киловатт-часов электроэнергии, заняв третье место в мире по производству электроэнергии.
В годы Великой Отечественной войны советский народ продолжал создавать тепло- и гидроэлектростанции в Средней Азии, на Урале, в Сибири. С завершением первой послевоенной пятилетки Советский Союз занимает по выработке электроэнергии первое место в Европе и второе место в мире. В 1951 г. в СССР будет выработано 104 млрд. киловатт-часов электроэнергии.
Таковы невиданные в истории и недоступные для капиталистического мира темпы роста электроэнергетического хозяйства Советского Союза, обеспеченные условиями социалистического строя.
За 30 лет, прошедших с начала великих работ по выполнению плана ГОЭЛРО, советский народ под мудрым руководством партии Ленина — Сталина перевыполнил этот план более чем в 10 раз.
Партия и правительство всегда придавали громадное значение электрификации социалистического сельского хозяйства.
Вместе с ростом электроэнергетических мощностей в Советской стране значительно росло и снабжение сельского хозяйства электроэнергией. Так, в первый год первой пятилетки сельское хозяйство СССР получило около 34 млн. киловатт-часов электроэнергии. Через 10 лет, в 1937 г., снабжение сельского хозяйства электроэнергией выросло в 10 раз и достигло 330 млн. киловатт-часов. В следующее десятилетие, несмотря на разрушения, вызванные временной оккупацией некоторых западных территорий Советского Союза в 1941 —1943 гг., снабжение сельского хозяйства электроэнергией более чем удвоилось и составило в 1947 г. — 784 млн. киловатт-часов.
Завершение великих строек на Волге, Днепре, Дону и Аму-Дарье позволит намного увеличить снабжение социалистического хозяйства электроэнергией. Электроэнергия будет широко использована на орошение. Колхозные предприятия и местная промышленность будут электрифицированы. Электроэнергия облегчит большую часть трудоемких работ в сельском хозяйстве и войдет обязательным элементом в быт колхозника.
Портовое хозяйство Волги, Дона, промышленность Донбасса будут широко снабжены дешевой электроэнергией.
Советский Союз создает мощные энергетические системы, объединяющие крупнейшие существующие электростанции и вновь строящиеся гидроэлектростанции. Единая высоковольтная сеть даст возможность целесообразно и планово передавать электроэнергию на большие расстояния, далеко на Север, на Урал, в Донбасс и на Юг, в промышленные или в сельскохозяйственные районы по мере того, как в этом возникнет необходимость.
Великие Сталинские стройки коммунизма, многочисленные электростанции в колхозах, районных пунктах и мелких городах дадут стране новые миллиарды киловатт-часов электроэнергии, что обеспечит энергетике Советского Союза первое место в мире.
Гигантские гидроузлы на реке Волге. По Сталинскому плану на Волге — самой крупной реке Европы — энергетические ресурсы которой неисчерпаемы, создаются две мощные электростанции — Куйбышевская и Сталинградская.
Суммарная мощность обеих станций составит около 3,7 млн. киловатт с 20 млрд. киловатт-часов годовой выработки электроэнергии. Эго более чем в 10 раз превосходит выработку всех электростанций царской России, и почти равно всей годовой выработке электроэнергии в Италии. Существующие электростанции, в том числе и самые мощные гидроэлектростанции Америки, такие, как Боулдер-Дэм и Грэнд-Кули, по своей мощности и выработке электроэнергии уступают Куйбышевской и Сталинградской гидроэлектростанциям.
Куйбышевская гидроэлектростанция мощностью около 2 млн. киловатт ежегодно будет вырабатывать в средний по водности год по 10 млрд. киловатт-часов электроэнергии, что превосходит выработку электроэнергии всеми станциями, намечавшимися планом ГОЭЛРО, и в 4 раза больше того, что дает Днепрогэс. Из этого количества энергии 6,1 млрд. киловатт-часов будут направлены в Москву, 2,4 млрд. пойдет в район Куйбышева и Саратова и 1,5 млрд. киловатт-часов будет использовано на орошение земель Заволжья.
Электроэнергия Куйбышевской станции будет широко использована в сельском хозяйстве, промышленности и транспорте Среднего Поволжья.
Воды Волги с помощью электроэнергии Куйбышевской гидроэлектростанции оросят 1 млн. га плодородной земли. В сочетании с другими мероприятиями это создаст возможность получать на орошенной территории гарантированный высокий урожай при любых условиях погоды.
Сталинградская гидроэлектростанция будет иметь мощность не менее 1,7 млн. киловатт с годовой выработкой электроэнергии около 10 млрд. киловатт-часов, из которых 4 млрд. будет передаваться в Москву, 1,2 млрд. — в районы Центрально-Черноземных областей, 2,8 млрд. — в Сталинградскую, Саратовскую и Астраханскую области и, наконец, 2 млрд.. киловатт-часов — на орошение и обводнение земель Заволжья и Прикаспия. Передача обеими волжскими гидроэлектростанциями более 10 млрд. киловатт-часов электроэнергии превратит Московский узел в самую мощную энергетическую систему мира.
Большой Сталинградский канал, протяженностью до 650 км, пройдет от Сталинградской плотины до реки Урал, пересекая всю Прикаспийскую равнину. Магистральными и распределительными каналами будет пересечено междуречье Урал — Волга.
В результате орошения 1,5 млн. га и обводнения около 12 млн. га пустынь и полупустынь Прикаспия улучшатся климатические условия обширных территорий, подверженных засухам. Орошаемые земли будут использованы для возделывания пшеницы, технических и огородных культур. На юге Поволжья будут возделываться рис и хлопчатник. Животноводство в этих бескрайних степях будет обеспечено пресной проточной водой,а также пастбищами и сенокосами с устойчивым урожаем трав. Орошение и обводнение обширных территорий, сеть государственных и колхозно-совхозных лесозащитных полос, лесонасаждения вдоль крупных магистральных каналов в сочетании с электроэнергией Сталинградской и Куйбышевской гидроэлектростанций создадут в ближайшие годы в Поволжье цветущий край электрифицированного поливного земледелия, садоводства, огородничества и высокопродуктивного животноводства.
Стоимость электроэнергии на Куйбышевской и Сталинградской гидроэлектростанциях будет в 3 раза дешевле, чем на тепловых станциях.
На Волге, которая является важнейшей транспортной артерией, соединяющей Москву, Урал с Каспийским морем и югом Советской страны, после ввода в действие Куйбышевского и Сталинградского гидроузлов значительно улучшатся условия судоходства. Цепь плотин — уже построенных и тех, которые будут сооружены, поднимет уровень воды в реке. По Волге и ее притокам смогут доходить до Москвы крупные морские суда. Подсчитано, что по Волге можно будет перевозить грузов примерно в 40 раз больше, чем по мощной железнодорожной магистрали.
Водохранилище, образованное Куйбышевской плотиной, распространится вверх по течению на 500 км. Город Казань, который теперь расположен в 5 км от берега реки Волги, будет находиться у самой реки.
Строительство гигантских электростанций на Волге развернется с невиданным размахом.
Днепрогэс был построен за 1500 дней. На строительство Куйбышевской ГЭС, при огромном увеличении объема работ, намечено также 1500 рабочих дней.
Подобные нарастающие темпы производства строительных работ недоступны для капиталистических стран Гидростанция Бохарнуа на реке св. Лаврентия строилась 16 лет; 35 лет строится гидроузел и химический комбинат на реке Теннесси. Плотина в дельте реки Пила строилась 68 лет. Гидростанция Боулдер-Дэм на реке Колорадо мощностью 1320 тыс. киловатт строилась около 20 лет, однако монтаж оборудования на ней затянулся до сих пор.
Строительство же Сталинградской и Куйбышевской гидроэлектростанций будет закончено в течение 1950 — 1956 гг.
В сталинскую эпоху сбываются пророческие слова великого русского поэта Н. А. Некрасова о реке Волге:
Иных времен, иных картин
Провижу я начало
В случайной жизни берегов
Моей реки любимой:
Освобожденный от оков,
Народ неутомимый
Созреет, густо заселит
Прибрежные пустыни;
Наука воды углубит;
По гладкой их равнине
Суда-гиганты побегут
Несчетною толпою,
И будет вечен бодрый труд
Над вечною рекою...
Главный Туркменский канал. Одна из самых могучих рек Средней Азии — Аму-Дарья, берущая свое начало на северном склоне Гиндукуша, была до последнего времени мало использована для орошения. Огромное количество пресной воды, составляющее в год 50—60 млрд. кубометров, терялось бесполезно на глазах дехкан, чьи поля испокон веков стеснены грозными пустынями и остро нуждались в воде.
Продолжительность паводков на Аму-Дарье, начинающихся в марте и продолжающихся до октября, почти полностью совпадает с периодом роста сельскохозяйственных культур. Паводки на Ниле, считающемся одним из лучших источников орошения во всем мире, начинаются в августе и кончаются в декабре. Каждую секунду Аму-Дарья сбрасывает в Аральское море около 1,5 тыс. кубометров воды, содержащей немало плодородного ила и растворенных питательных веществ.
В каждом кубометре аму-дарьинской воды вдвое больше наносов, и они содержат намного больше полезных для растений веществ, чем в известной большим содержанием ила реке Нил.
Бурное течение Аму-Дарьи очень капризно. Человек, на протяжении сотен поколений не мог овладеть этой рекой. В течение многих столетий Аму-Дарья неоднократно смывала города и села, плодородные земли и не покорялась человеку. Веками туркменский народ, чьи земли в Средней Азии особенно страдали от безводья, мечтал использовать воды Аму-Дарьи для орошения. Осуществить свою вековую мечту туркменскому народу удалось лишь в годы советской власти. В условиях социалистического советского строя стало возможным при помощи мощной индустрии и коллективного труда покорить Аму-Дарью, подчинить ее силы интересам трудящихся.
Главный Туркменский канал, сооружаемый по гениальному Сталинскому плану преобразования природы, принесет воды Аму-Дарьи на территорию песчаных пустынь Кара-Кумов и юго-западную субтропическую часть Туркмении.
Трудно переоценить значение канала для дальнейшего развития экономики и культуры Туркменской ССР, девять десятых территории которой занимают пески Кара-Кумов.
Главный Туркменский канал имеет протяженность 1100 км. Он берет начало у теснины Тахиа-Таш, в нижнем течении реки Аму-Дарьи. Частично для прокладки Главного Туркменского канала будет использовано русло Узбоя.
Общая площадь пригодных для орошения земель достигает в зоне Главного Туркменского канала 3 млн. га. Предусматриваемая постановлением Совета Министров СССР возможность дальнейшего увеличения забора воды из Аму-Дарьи в Главный Туркменский канал до 600 кубометров в секунду позволит оросить и освоить огромные земельные массивы.
Водами Аму-Дарьи в Кара-Калпакии и Туркмении будет орошено и освоено, главным образом для хлопководства, 1,3 млн. гектаров земель. При этом будут возрождены погибшие от безводья в далеком прошлом оазисы древнего Хорезма и Мессернана.
Поливные почвы в Туркмении дают исключительно высокие урожаи хлопчатника, риса, свеклы, пшеницы, кормовых трав, плодовых культур, винограда, шелковицы и т. д. Так, в Ташаузской области передовые колхозы «Большевик», «Имени 8 марта» и другие из года в год получают урожай по 35—40 ц/га хлопка-сырца. Орошение земель Кара-Калпакии и Туркмении обеспечит новый подъем хлопководства в этих районах; производство хлопка увеличится в 7—8 раз. В Туркмении значительно расширятся площади садов, виноградников, огородов. Теплый сухой климат на юго-западе Туркмении способствует выращиванию субтропических растений. Орошение даст возможность наряду с разведением особо ценных сортов хлопчатника культивировать здесь маслины, гранат, хурму, инжир, миндаль и др. Несколько миллионов тутовых деревьев будет высажено по берегам новых каналов. Имеющийся опыт субтропического хозяйства в районе Кизил-Атрека говорит о возможности создания очагов поливного субтропического земледелия на юге Туркмении.
Предусмотренное решением Совета Министров СССР обводнение до 7 млн. га пастбищ в пустыне Кара-Кумы, находящихся в зоне Главного Туркменского канала, открывает богатейшие перспективы для развития животноводства Туркмении. Выпас скота в Туркмении производится в течение почти всего года в основном на естественных пастбищах. Безводье существенно ограничивало темпы развития животноводства в этих районах. Обводнение пастбищных земель и устройство правильного орошения вдоль Главного Туркменского канала создадут благоприятные условия для дальнейшего развития животноводства.
Это позволит более чем в 2 раза увеличить поголовье крупного рогатого скота и во много раз — табуны лошадей и стада каракульских овец, которыми издавна славится эта республика.
Создание защитных лесных насаждений, закрепление песков вдоль Главного Туркменского канала, вдоль крупнейших оросительных и обводнительных каналов, а также по границам земель нового орошения, вокруг промышленных предприятий и населенных пунктов сыграют громадную роль в преобразовании природы пустынь Туркмении и в борьбе с движущимися песками. На песчаных массивах для закрепления песков будут применены крупные насаждения саксаула. Опыт посева черного саксаула и других древесных пород на голых барханных песках в Бухарской области свидетельствует о том, что за 10—15 лет возможно создание сплошного леса, обеспечивающего закрепление песков, защиту орошаемых оазисов и производство больших количеств древесины. Промышленность западных районов Туркмении получит неограниченное количество пресной воды, которая так необходима для ее развития. Более чем в 10 раз должна возрасти мощность наших хлопкоочистительных заводов.
Мощность трех гидроэлектростанций, которые будут сооружены на канале (100 тыс. киловатт) даст возможность электрифицировать промышленность и города Туркмении, использовать на хлопковых полях республики электрические тракторы. На крупнейшей в мире базе ценного химического сырья — в Кара-Богаз-Голе — будут построены новые заводы; развернется промышленность искусственных минеральных удобрений для хлопковых плантаций. Солончаковые пустыни полуострова Челекен и территории Небит-Дага, страдающие ныне от безводья и страшных ветров, покроются зелеными насаждениями.
В связи с подъемом продуктивности животноводства и освоением субтропиков создается база и для развития пищевой промышленности. Вырастут новые заводы по выпуску консервированного мяса, фруктов и т. д. Более чем в 11 раз возрастет выпуск растительного масла.
Главный Туркменский канал разрешает одновременно четыре жизненно важные проблемы: орошение, энергетика, транспорт и водоснабжение.
Туркменский канал будет крупнейшей транспортной магистралью, связывающей районы низовьев Аму-Дарьи с Каспийским морем, а через Волгу и Волго-Донской канал — с Черным, Балтийским и Белым морями. Из преображенной пустыни будут доставляться важные для народною хозяйства страны грузы в Москву и Ленинград, к берегам Закавказья и Балтики.
Главный Туркменский канал Аму-Дарья — Красноводск по длине может быть сравним только с Великим Китайским каналом. Все же остальные каналы мира, в том числе американские, индийские и египетские, по своей длине значительно уступают ему.
О темпах этой величественной стройки дают представление следующие данные. Суэцкий канал, протяженностью 164 км, строился II лет, Панамский канал, длиной 81 км, — 20 лет. Длина американского канала, соединяющего Гудзон с озером Эри, составляет 560 км, Средне-Германского канала Рейн — Одер — 566 км, канала Иосифа в Египте — 420 км. И все они строились десятилетиями.
Главный Туркменский канал и вся система оросительных и обводнительных каналов, протяженностью около 3000 км, будут построены за 7 лет. Объем земляных работ на всем строительстве составит не менее 600—700 млн. кубометров.
К подготовительным работам по строительству Главного Туркменского канала страна приступила в 1951 г., а закончена эта грандиозная стройка будет в 1957 г.
Гидросооружения на Днепре. В 1951 г. начаты подготовительные работы к строительству Каховской гидроэлектростанции на Днепре и Южно-Украинского и Северо-Крымского каналов В 1956 г. будет завершено сооружение станции, а в 1957 г. — строительство каналов со всей оросительной системой.
Создание Каховского водохранилища на Днепре, Южно-Украинского и Северо-Крымского каналов позволит оросить в древних запорожских и таврических степях 1,5 млн. га плодородных черноземов и обводнить 1,7 млн. га земель, а Каховская гидроэлектростанция обеспечит сельское хозяйство и промышленность электроэнергией.
Южно-Украинский канал возьмет свое начало у Запорожья на Днепре. Он понесет днепровские воды к реке Молочной и далее, в направлении Аскания-Нова, до Сиваша. Продолжением его будет Северо-Крымский канал, который начнется от Сиваша и пойдет на Джанкой по степным районам Крыма, до Керчи. Общая протяженность обоих каналов, которые составят единую водную магистраль. — 550 км.
По масштабам и темпам строительства и народнохозяйственному значению южно-украинские и северо-крымские оросительные системы превзойдут все подобные сооружения Европы, Африки и Америки.
Южно-Украинский и Северо-Крымский каналы являются сложными гидротехническими сооружениями. Предстоит возвести две громадных плотины, которые образуют гигантские водохранилища объемом в 14 млрд. кубометров на Днепре, у города Каховки, и в б млрд. кубометров на реке Молочной. На этих водохранилищах будут построены электростанции. Одна лишь Каховская гидростанция будет вырабатывать около 1 млрд. 200 млн. киловатт-часов электрической энергии в год. Кроме водохранилищ при главных плотинах, на канале будет построено несколько небольших водохранилищ общим объемом до одного миллиарда кубометров.
Строителям предстоит вынуть около 800 млн. кубометров грунта. Эго свыше чем в 10 раз превышает объем соответствующих работ на Суэцком канале.
Каждую секунду канал будет пропускать 600—650 кубометров воды, т. е. столько же, сколько пропускает Днепр в летние месяцы.
Народнохозяйственное значение новой стройки на юге Украины и на севере Крыма огромно. Днепровскими водами будут орошаться плодороднейшие поля, где на протяжении последних 60 лет каждые 3—4 года повторялись засухи. На орошаемых землях колхозы и совхозы будут получать обильные и устойчивые урожаи.
Значительная часть новых поливных земель предназначается для возделывания хлопка, пшеницы, винограда и различных других ценных культур.
Хлопчатник на Украине — новая культура, и возделывается он на неполивных землях. Хотя климат Южной Украины отличается обилием тепла и продолжительностью лета, урожаи хлопка были здесь невысокими. Орошение Южной Украины и Северного Крыма позволит в несколько раз увеличить площадь под хлопчатником и в несколько раз поднять его урожаи.
Таким образом, на юге Украины и на севере Крыма будет создана новая мощная хлопководческая база, которая даст сотни тысяч тонн дополнительного сырья для легкой промышленности.
Резко возрастет благодаря орошению плодородие украинских и крымских земель. Урожаи пшеницы в южных районах Украины и в северной части Крыма держались на уровне 10—11 ц/га. Между тем, работами на опытных нолях доказано, что плодородие степных земель позволяет при их орошении получать урожаи зерна в 50—45 ц/га.
1700 тыс. га южноукраинскнх и северокрымских земель будут обводнены и превращены в пастбища для развития мясо-молочного животноводства, тонкорунного овцеводства и птицеводства. Южно-Украинский и Северо-Крымский каналы коренным образом решат проблему снабжения водой городов и колхозов ныне маловодных районов.
Украина и Крым получат новую энергетическую базу которая еще выше поднимет уровень механизации сельского хозяйства. Энергия электростанций у Каховки и на реке Молочной будет широко использована для пахоты с помощью электрических тракторов. Электроэнергия будет также широко применяться при обмолоте хлебов в животноводстве, при переработке кормов и т. д.
Сооружение новой оросительной и обводнительной сети даст возможность закрепить днепровские пески, передвижение которых наносило серьезный ущерб народному хозяйству, и насадить вдоль трасс каналов крупные лесные массивы, которые вместе с оросительными и обводнительными системами улучшат климат. Плодородие черноземов, благоприятный климат, самоотверженная борьба масс колхозников за высокие урожаи, — все это даст громадный народнохозяйственный эффект.
Волго-Донской судоходный канал и орошение ростовских и сталинградских степей. Строительство Волго-Донского судоходного канала было начато еще до войны. Война прервала начатое строительство. В 1947 г. работы по строительству Волго-Донского канала были возобновлены.
Соединение двух великих рек европейской части СССР является важным звеном в грандиозном Сталинском плане преобразования природы. Волга — крупнейшая река Европы — не имеет выхода к океану. Она замкнута Каспийским морем.
По замыслу сталинского гения, Волга, в бассейн? которой живет четверть населения СССР и на берегах которой расположены тысячи населенных пунктов, должна стать главной водной магистралью европейской части СССР.
Строительство Волго-Донского пути осуществляется благодаря высокой технической оснащенности быстрыми темпами. Это дало возможность правительству сократить ранее установленные сроки завершения строительства судоходного канала на 2 года. В 1952 г. Волго-Донской судоходный канал вступит в эксплуатацию. Неиссякаемым потоком двинутся по каналу и Волге лес с Севера, нефть из Баку, хлопок из Туркмении, руды с Урала и т. д. Каналом будут связаны воедино области, разделенные тысячами километров друг от друга.
Волжские грузы получают также выход через Днепр на Украину. Продолжением волжской магистрали с юга явится Главный Туркменский канал, идущий в глубь Туркмении.
После проведения Волго-Донского судоходного канала Волге будет открыт выход в Черное и Азовское моря. Этим будет решена задача общесоюзного значения — соединение всех морей Европейской части СССР в единую транспортную систему.
Строителям Волго-Донского канала приходится преодолевать большие трудности. Уровень Волги на 40 м ниже уровня Дона, а между ними расположен узкий водораздел. Приходится поэтому создавать по волжскому и донскому склонам канала сложную систему шлюзов. Большое затруднение вызывают рыхлые грунты, залегающие на трассе водного пути (на Волго-Доне шлюзы, канал, водосбросы сооружаются в мягких грунтах). Но обширные инженерно-геологические изыскания, проведенные в этих районах, позволили разобраться в геологическом строении местности и найти для всех сооружений наилучшие условия.
По технической схеме соединения Волги с Доном возле станицы Цимлянской создается плотина, длиной около 13 км, и Цимлянское водохранилище (Донское море), с полезным объемом в 12,6 млрд. кубометров. Из Цимлянского водохранилища вода будет перекачиваться в Волго-Донской канал при помощи мощных насосных станций. На трассе канала, длиной в 101 км. будет построено 13 шлюзов, 3 плотины, насосные станции, пристани, мосты и другие сооружения.
Гидроэлектростанция на базе плотины Цимлянского узла мощностью 160 тыс. киловатт будет снабжать дешевой электроэнергией районы орошаемого земледелия и промышленности.
В 1951 г. должно быть закончено строительство основных гидротехнических сооружений, а полное завершение строительства оросительных систем определено правительством на 1946 г. Построены и введены в действие все вспомогательные предприятия и сооружения. В настоящее время уже заканчиваются бетонные и земляные работы; в значительной мере выполнены работы по сооружению Цимлянского гидроузла и гидростанции и новых оросительных каналов.
Одновременно с проблемой Волго-Донского судоходного канала будут решены большие народнохозяйственные задачи по орошению полупустынных и засушливых районов Ростовской и Сталинградской областей на плошали 750 тыс. га с целью получения высоких урожаев сельскохозяйственных культур и по обводнению 2 млн. га для нужд высокопродуктивного животноводства.
В Ростовской области будет орошено 600 тыс. га и обводнен I млн. га; в южных районах Сталинградской области будет орошено 150 тыс. га и обводнен 1 млн. га. Волами Дона в 1952 г. будет орошено 100 тыс. га и обводнено 100 тыс. га засушливых земель. В 1954 г. орошено будет 350 тыс. га, а обводнено 600 тыс. га.
Колхозы и совхозы получат широкую возможность использовать дешевую электроэнергию на полевых работах Электрическая энергия будет применена также для комплексной механизации трудоемких процессов в животноводстве и других отраслях сельского хозяйства.
Программа орошения и создание условий для получения высоких и устойчивых урожаев будут обеспечены строительством крупнейших гидротехнических сооружений. Донской магистральный канал длиной в 190 км, крупные распределительные каналы протяженностью в 568 км, обводнительная и оросительная сеть, насосные станции обеспечат подачу воды на колхозные и совхозные поля. Эта оросительная и обводнительная сеть, по которой впервые в 1952 г. будет пушена вода в засушливые и полупустынные районы Ростовской и Сталинградской областей, явится залогом еще более счастливой и зажиточной жизни населения этих районов. Орошаемые земли будут широко использоваться для культуры зерновых и технических растений. В колхозах и совхозах Ростовской и Сталинградской областей будут возделываться поливной хлопчатник, пшеница, рис, лубяные культуры. Поливное земледелие обеспечит получение на орошаемых землях высоких урожаев пшеницы, риса и хлопчатника.
Значительно должно быть увеличено поголовье крупного рогатого скота, свиней, овец и птицы. Не менее чем в 3—4 раза должно быть расширено производство молока, масла и мяса и в 2—3 раза — шерсти. Сооружение Ban го-Доне кого канала разрешает целый комплекс транспортных, энергетических и ирригационных проблем, от которых зависит дальнейший рост могущества и благосостояния нашей родины.
Рост советского транспорта. Советская страна получила в наследство от старой России слабую и неравномерно размещенную транспортную сеть.
Непрестанная забота великих основоположников и руководителей Советской республики В. И. Ленина и И. В. Сталина о развитии транспорта и советской транспортной науки, мощная тяжелая промышленность, созданная в Советском Союзе за годы социалистического строительства, дали возможность коренным образом перевооружить и реконструировать железнодорожный и водный транспорт Советского государства, создать заново автомобильный, воздушный транспорт и построить лучший в мире Московский метрополитен.
Советский транспорт в годы Великой Отечественной войны не только блестяще выполнил свои задачи, но и продолжал развиваться.
Строительство гигантских гидроузлов, каналов и оросительно-обводнительных систем в Поволжье, прикаспийских и кара-кумских пустынях, на юге Украины и на севере Крыма окажет исключительное влияние на дальнейшее развитие всех отраслей советского транспорта.
Строительство Волго-Донского судоходного канала завершит планомерные работы по созданию глубоководных путей, связывающих Белое, Балтийское, Каспийское моря с Азовским и Черным.
Благодаря этому каналу с Черноморским бассейном будет связано около 30 тыс. км судоходных рек бассейна Волги и Северо-Запада. Строительство Куйбышевского и Сталинградского гидроузлов превратит Волгу в каскад глубоких водохранилищ, соединенных системой совершенных шлюзов.
Постоянные рейсы мощных грузовых и комфортабельных быстроходных пассажирских судов свяжут Архангельск. Ленинград, Молотов и Ростов-на-Дону.
Для продления периода навигации на Волге будут широко применяться ледоколы.
Сооружение Главного Туркменского канала разрешит проблемы широкого орошения пустынь Туркмении и установит водно-транспортные связи между бассейнами Каспийского и Аральского морей.
Главный Туркменский канал будет на всем протяжении судоходным. Он свяжет через Каспий и Волгу бассейны крупнейших в Средней Азии рек — Аму-Дарьи и Сыр-Дарьи с Черным, Балтийским и Белым морями.
Металл, нефть и уголь, хлопок, лес и зерно, автомобили и тракторы, продукция пищевой, легкой и химической промышленности будут перевозиться по водным магистралям, связывающим самые отдаленные экономические районы Советского Союза; это разгрузит железные дороги страны.
Сеть крупных каналов, которые будут построены для орошения на юге Украины, в Крыму и донских степях, а также на равнинах Среднего Поволжья, Прикаспия, Туркмении, будет широко использоваться как средство дешевого местного водного транспорта. Опыт использования крупных каналов в этих целях уже имеется в орошаемых оазисах Аму-Дарьи.
В социалистическом обществе благодаря планированию народного хозяйства сухопутный, водный и воздушный транспорт составляют единую стройную систему, тесно связанную со всей экономикой государства. Поэтому великие Сталинские стройки вызовут новый подъем в развитии сухопутного транспорта, который в условиях социалистического государства не конкурирует с водным транспортом, а гармонично сочетается с ним.
Развитие водного транспорта повлечет за собой расширение сети железных и шоссейных дорог, автострад, подъездных путей, соединительных линий, новых станций и портов. На Волге, Доне, Урале, Аму-Дарье будут построены новые железнодорожные переходы и мосты. Увеличится численность подвижного состава и сильно возрастет его оборачиваемость.
Значительно вырастет московский водно-транспортный узел. Москва — ныне порт трех морей — станет портом шести морей. Грузооборот увеличится во много раз. В районе Москвы будут построены новые речные порты, причалы и подъездные дороги.
Намечаемое Сталинским планом огромное производство электроэнергии даст возможность осуществить перевод железных дорог на электрическую тягу.
Открываются большие возможности в использовании электроэнергии для водного и сухопутного транспорта, а также на станциях, в портах, ремонтных предприятиях и т. п. Электротяга будет широко применяться на Главном Туркменском канале.
Механизация работ на великих стройках[21]. На великих стройках коммунизма предстоят земляные и грузоподъемные работы такого размаха и таких темпов, каких никогда не знала еще история человечества. По имеющимся подсчетам необходимо будет вынуть и переместить около трех миллиардов кубометров грунта, уложить десятки миллионов кубометров бетона, прорыть тысячи километров каналов для орошения и обводнения миллионов гектаров земель в пустыне и степях.
Такой небывалый объем работ, если использовать способы недалекого прошлого, потребовал бы многомиллионной армии рабочих, которая была бы занята на этих работах десятки лет.
В условиях капиталистического общества технический прогресс и создание новых машин, заменивших мускульную энергию человека энергией механической не только не приносит рабочим облегчения, но и еще более усиливает их эксплуатацию. В нашей стране победившего социализма труд людей действительно облегчен с помощью самой широкой механизации работ.
На строительстве Днепровской гидроэлектростанции были широко механизированы все виды работ.
Для условий новых строек коммунизма механизированное оборудование строительства Днепрогэса было бы теперь уже совершенно недостаточным. Механическое увеличение числа маломощных механизмов только усложнило бы производство работ. Работы на великих стройках коммунизма должны быть механизированы совершенно по-новому.
В нашей стране освоен выпуск в достаточном количестве мощных экскаваторов, шагающих экскаваторов, скреперов, бульдозеров, думпкаров, автосамосвалов, землесосов, которые заменяют труд десятков тысяч людей и обеспечивают высокие темпы производства работ.
Для производства земляных работ при строительстве каналов сейчас в нашей стране применяются мощные землесосы. Землесос, вынимающий в час до тысячи кубометров грунта, выполняет работу многих сотен землекопов. Важнейшим рабочим механизмом землесоса является винтовой разрыхлитель грунта. Грунт при работе разрыхляется, превращается в пульпу — полужидкую массу, которую при помощи' насосов перекачивают по трубам к месту работ. Такими снарядами намывают земляную плотину: вода в дальнейшем из пульпы уходит и грунт уплотняется.
На строительстве волжских и днепровского гигантов будут применены крупные землесосные снаряды, которые позволят давать выработку до 3000 кубометров земли в час.
К другому виду землеройного оборудования, применяющегося на стройках гидроэлектростанции, относятся мощные экскаваторы и шагающие экскаваторы.
Ковш мощных экскаваторов имеет емкость 14 кубометров, т. е. равен целому вагону грунта. Высота экскаватора — несколько этажей, вес — 1054 т. Состоит экскаватор из 58 000 деталей и имеет 44 электромотора, мощностью в 0000 киловатт. Это целая электростанция! За сутки работы экскаватор вынимает и перебрасывает 10 тысяч кубометров грунта.
На шагающем экскаваторе новейшей конструкции «ЭШ-14 65» установлено 48 моторов. Машинный зал экскаватора напоминает машинный зал небольшой электростанции. Экскаватор представляет собой вращающийся дом. этажа в три высотой, с несколькими окнами. На ответвляющейся очень длинной толстой мачте — стреле из металла — сделана дорожка, на которой установлены на столбиках электрические фонари. Емкость ковша экскаватора равна 14 кубометрам; за смену экскаватор может перебросить 600 ковшей. Экскаватор заменяет труд 10 000 землекопов, причем обслуживает его небольшая группа персонала Передвигается экскаватор при помощи расположенных по бокам двух лыж, которые выдвигаются поршнями огромных насосов. Наша машиностроительная промышленность готовит экскаваторы с ковшами емкостью до 22 кубометров.
Одним из последних достижений современной техники в области строительства новых машин и механизмов для строек коммунизма является создание новой землеройной машины, которая по производительности будет в 1 1 / 2 раза превосходить шагающий экскаватор. Вес новой машины будет равен всего 60 т, в то время как вес шагающего экскаватора превышает 1000 т.
При сооружении глубоких выемок, наряду с мощными землесосными машинами, будут широко применяться взрывные работы.
К механизмам нового типа относится и скрепер — землеройная машина с корытообразным ковшом Скрепер за одну смену вынимает и перевозит 500 кубометров грунта на расстояние до 150 м. Эта машина, заменяющая труд сотен людей, управляется несколькими рабочими.
В землеройных работах используются также гидромониторы — электронасосы. Направленная гидромонитором сильная струя воды размывает грунт и превращает его в полужидкую массу, которую по трубам перекачивают вторым насосом к месту назначения Производительность гидромонитора — 3—4 тыс. кубометров в сутки.
Гидромеханическим способом-за 4 1 / 2 года производства земляных работ на крупных стройках можно переработать свыше 20 млн. кубометров грунта.
При выполнении земляных работ будут осуществляться поточные методы Система машин, включая скрепер, механизмы для зачистки дна и откосов, может в сутки прокладывать несколько десятков метров канала. С помощью экскаваторов скорость прокладки можно увеличить в несколько раз.
Огромную роль в каждом строительстве играет транспорт. Перевозка строительных материалов, грунта и оборудования производится в первую очередь на обычных железнодорожных платформах. Но, кроме этого, на новых стройках найдут широкое применение и новые механизмы-думпкары, саморазгружающиеся большой грузоподъемности платформы с автоматически открывающимися бортами и металлическим кузовом. 20 таких платформ обслуживают 2 человека. Применение думпкаров на строительстве заменяет труд огромного количества людей, требующийся обычно в производстве трудоемких работ.
Большое значение в строительной практике имеет новый тип грузовых автомашин-самосвалов, грузоподъемность которых достигает 25 т. Машина грузоподъемностью в десять тонн заменяет труд 30 человек и такое же количество конных подвод.
Для перемещения на короткие расстояния сыпучих строительных материалов и бетона вместо применявшихся ранее тачек и носилок используются ленточные транспортеры. Суточная производительность этого механизма доходит до 30 тыс. кубометров.
Сооружение мощных гидростанций и каналов связано со строительством автомобильных дорог и жилых поселков. Советская промышленность обладает сейчас возможностями полностью механизировать и эти работы. В СССР производится такое оборудование, которое позволяет организовать поточное строительство автомобильных дорог: колонна машин оставляет за собой несколько сот метров готовой дороги в сутки.
На постройке дорог в районах великих строек применяются мощные бульдозеры. Бульдозер обслуживается одним человеком. В течение часа бульдозер выравнивает, очищает от кустарника, засыпает канавы, рвы, ямы на 6 га земли.
Мощной землеройной машиной является грейдер-элеватор. Он применяется для рытья котлованов. Производительность его — 400 кубометров грунта в час. Советский грейдер-элеватор в час выполняет всю дневную работу 80 землекопов. Грейдер-элеваторы насыпают железнодорожное полотно высотой в 2,5 м, после чего рельсы укладываются специальной машиной.
Среди грузоподъемных механизмов, без которых немыслимы строительные и монтажные работы, наряду с всевозможными кранами значительной грузоподъемности и простого управления, которые применяются в настоящее время, имеются и новые, усовершенствованные грузоподъемные механизмы, конструкции дерриков — подъемных стрел, вращающихся вокруг своего крепления. Эти советские механизмы заменяют работу многих тысяч рабочих, так как переносят одновременно тяжести весом до 25 т, необычайно ускоряя производство работ.
Особо ответственная роль на гидростроительствах принадлежит бетонным заводам. Бетонный завод должен быть полностью электрифицирован и обеспечивать круглосуточно и бесперебойно выпуск бетона в большом количестве.
На Куйбышевском гидроузле предстоит уложить за 3 года б млн. кубометров бетона, т. е. по 2 млн. кубометров в год. Как сообщает академик Л. В. Винтер, на Днепрострое в последний год работы было уложено 550 тысяч кубометров, что в те времена являлось рекордом.
Разнообразные бетономешалки, бетононасосы, виброхоботы применяются для укладки бетона. Приготовленный бетон они легко доставляют и быстро укладывают на место. Специальные установки отсасывают из бетона влагу и воздух, благодаря чему бетон твердеет через 10—15 минут. В прошлом для этого требовались сутки.
Большое значение в работе бетонных заводов имеют бетономешалки, от емкости которых зависит производительность завода. Наши машиностроительные заводы готовят к выпуску новые бетономешалки емкостью в 4 кубометра. Часовая производительность каждой из них составит около 48 кубометров бетона. 10 бетономешалок этого типа дадут в год 2 млн. кубометров бетона. Для производства бетона необходимо заблаговременно заготовлять щебень, который производится на камнедробильных заводах. В настоящее время группой инженеров Всесоюзного научно-исследовательского института.строительного и дорожного машиностроения созданы передвижные дробильно-сортировочные установки. Эти установки представляют собой автоматизированные заводы с сложным комплексом машин и механизмов. Дробильно-сортировочная установка этой конструкции перерабатывает более 300 т камня в сутки.
Широко механизируется строительство новых поселков и городов. Поточный метод применяется в строительстве жилых поселков. Благодаря механизации строительства возможен ввод в эксплуатацию каждые сутки нескольких сот квадратных метров жилья.
Творческая мысль лучших ученых и инженеров нашей страны продолжает упорно работать над созданием новых конструкций машин и строительных механизмов, при помощи которых стройки коммунизма в максимально короткие сроки будут успешно завершены.