На 1 000 жителей 10 солдат

Несколько западнее маленького белорусского городка Дриссы на реке Западной Двине начинается узенькая, остолбленная с двух сторон полоска земли и тянется на юг вплоть до Гусятина на Украине, разрезая пополам Белоруссию, Полесье, Волынь, — это польско-советская граница.

На всем ее протяжении — 1286 километров — с обеих сторон от столба к столбу, где на версту, где на полверсты, ходят вооруженные пограничники: с нашей стороны красноармеец, с польской — в короткой шинели, во французском шлеме — польский солдат.

А там, за полосой границы, в старых царских казармах расквартированы пехотные, кавалерийские, артиллерийские полки польской армии, которую буржуазные заправилы Польши в любое время готовы продать любым иностранным империалистам, лишь бы те дали денег взаймы.

Из последних сил польские паны[1] тянутся, чтобы держать непомерно большую армию, чтобы все время ее увеличивать на случай, если с помощью иностранных империалистов им придется возвращать себе огромные поместья, которые они потеряли в Советской Украине и Советской Белоруссии после Октябрьской революции, или придется подавлять восстание у себя дома.

Численность польской армии все время растет. Так, в 1924 году в Польше под ружьем находилось 264 000 чел., в 1925 г. — 308 000, а в 1926 г. — 325 000 чел. А это значит, что в Польше на каждых 1 000 жителей приходится больше 10 солдат, тогда как у нас на 1 000 жителей всего 3,8 красноармейца.

К этому числу в 325 000 солдат регулярной (постоянной) армии надо прибавить еще не менее 565 000 человек членов разных фашистских союзов, которые на случай войны вольются в армию.

В соответствии с численностью армии и военные расходы Польши чрезвычайно велики. Вот что об этом пишет в польском солдатском журнале докладчик по военному бюджету в сейме Четвертинский:

«А военные расходы у нас не маленькие. Мы тратим на содержание армии больше трети и меньше половины всех государственных доходов».

Точнее, поляки тратят на армию и военную промышленность тридцать пять процентов всего государственного бюджета страны (мы тратим только 12,7 процентов), а в цифрах это будет 305 миллионов рублей. На душу населения это составит в Польше около 10 руб., а у нас около пятерки.

Всю эту уйму денег польские паны ухлопывают на то, чтобы содержать как можно больше солдат. Что же собою представляет польский солдат, как он живет, как учится, воспитывается, насколько он боеспособен, как и чем вооружен? Об этом мы сейчас и расскажем.

Призыв в армию

Неохотно идут в армию польские рабочие и крестьяне и считают военную службу большой тяготой. Два раза в год — в апреле и октябре — производится призыв молодежи в возрасте 21 года, и два раза в год тянутся партии новобранцев под присмотром полиции из уездных городов в казармы воинских частей. Почему новобранцы идут в армию так неохотно? Польский крестьянин видит, что у соседнего пана 1 000 дес. земли, а у него самого — десятина-две, а то и того нет. Вот что пишет один из польских солдат-новобранцев своему товарищу, находящемуся в Советском союзе.

«В нашем Барановическом округе, как и во всей Польше, призывается в буржуазную армию молодежь 1905 г. Настроение молодежи, по сравнению с прошлым годом, совсем другое. В 1925 году призываемая молодежь собиралась группами по нескольку человек и удирала в Советскую Белоруссию.

— Не хотим, — говорили они, — служить в панской армии.

Теперь молодежь смотрит иначе. Она видит, что, убегая в Красную армию, она не разрешает наболевших вопросов. Молодежь поняла, что нужно идти в польскую армию для того, чтобы внутри нее вести революционную работу, чтобы полученное оружие употребить в удобный момент против капиталистов и генералов. Настроение наших „пятигодников“ бодрое, революционное. Нередко можно встретить, например в Слониме, новобранцев, возвращающихся с призывного пункта и поющих революционные песни».

Чтобы предупредить такие случаи, новобранцы берутся под наблюдение полиции и идут до казарм под ее присмотром.

Кто же попадает в польскую армию? Главная масса призывников падает на крестьян, которых в Польше 61 проц. населения, рабочих, которых в Польше 10 проц., и мелкую городскую буржуазию и свободные профессии, которых в Польше 23 проц. Буржуазная молодежь идет либо в офицеры, либо пользуется отсрочками по образованию, либо просто откупается от службы. В результате в составе армии оказывается до 80 проц. крестьян и до 10 проц. рабочих; остальные 10 проц. падают на мелкую городскую буржуазию, которая не сумела увернуться от призыва.

Новобранцы стараются всеми силами избавиться от военной службы, и на этой почве происходит много злоупотреблений. В 1924 г., например, в Варшаве была открыта целая компания укрывателей от воинской повинности во главе с главным врачом Уяздовского военного госпиталя и варшавским богачом Фуксом. В этой компании работало 74 человека. Пачками выдавались фальшивые документы, на место здоровых призывников подставлялись больные. Один из таких больных 16 раз освидетельствовался комиссией в разных городах Польши.

В дело оказались замешанными видные чины польской охранки, получившие в виде взяток 300 000 руб. Об этом деле писали в польской газете «Robotnik» — за 1924 г.

Разбивка по частям и срок службы

Еще у воинского начальника производится разбивка новобранцев по частям. Производится она так, чтобы в наиболее важные части — авиационные, технические — попадали наиболее надежные с точки зрения буржуазии люди и чтобы в остальных частях для буржуазии было обеспечено ее влияние. Об этом польским панам приходится очень серьезно заботиться.

Крестьяне и рабочие в глазах буржуазии очень ненадежны. Крестьяне в Польше задавлены малоземельем и безземельем. Самые лучшие куски земли находятся в руках помещиков, а крестьянство бьется на ничтожных наделах. По подсчетам выходит, что 19 900 помещиков держат в своих руках почти половину всей земли—12 600 000 десятин. Кроме того, значительная часть земли принадлежит монастырям и попам всех религий. Остальная земля—15 182 000 десятин принадлежит крестьянам, но и среди них распределена неравномерно. Так, среди крестьян резко выделяется кулацкая группа с наделами от 20 до 100 дес. на хозяйство. Таких хозяйств всего 3 проц., но они держат под собой десятую часть всей земли. В деревнях большой процент (почти четверть всего крестьянского населения) составляют батраки, живущие по панским имениям, и беднота, арендующая клочки земли у тех же помещиков. На почве малоземелья в Польше постоянно существует недовольство крестьянства, особенно на восточных окраинах, где малоземелье наиболее остро чувствуется. Польские паны поэтому подозрительно относятся к главной массе новобранцев из крестьян.

Рабочие тоже неспокойны. В 1927 году третья часть их не имела работы вовсе, заработок снижен, а рабочий день почти во всех отраслях промышленности увеличен до 10 и даже до 12 часов. Из-за этого на фабриках и заводах часто вспыхивают забастовки. Новобранцы же из вчерашних забастовщиков для буржуазии тоже ненадежны.

Неспокойное настроение, революционная пропаганда передаются от населения к солдатам, а поэтому паны стараются порвать всякие связи армии с населением и в первую очередь территориальные. Новобранцев стараются загнать подальше от родных мест. Обычно новобранцев украинцев и белоруссов загоняют на западные окраины Польши, новобранцев немцев гонят на восток и все части более или менее равномерно насыщают коренными поляками, опять таки стараясь, чтобы солдат не служил в родной местности. Делается это с тем расчетом, что оторванного от родных мест солдата легче обработать в нужном для буржуазии духе.

У нас в терчастях красноармеец служит в части, которая расположена в районе его местожительства, у нас Красная армия сильна именно своей связью с населением, а польские паны этой связи как-раз и боятся.

У поляков, понятно, и речи быть не может о формировании национальных частей, как это делается у нас. Мы имеем белорусские, украинские, татарские, грузинские, армянские и другие национальные части, так как наша армия является точной копией внутреннего строительства нашей страны, в которой нет никакого национального гнета.

Польские паны так делать не могут, потому что боятся революционных вспышек среди национальных меньшинств. В 1920 году они, правда, имели полк татарской конницы и литовско-белорусскую дивизию, укомплектованную не литовцами и белоруссами, а поляками — выходцами из Литвы и Белоруссии, но сейчас же после войны 1920 г, они эти части расформировали.

Национальная борьба в Польше очень обострена. Ведь поляков на сотню населения Польши даже по польской статистике, которая считает поляком всякого католика, всего 62 чел. Из остальных 38 человек населения 23 — украинцы и белоруссы, 10 — евреи, 4 — немцы и остаток — литовцы, татары, русские и другие мелкие национальности. Таким образом на 18 миллионов поляков приходится почти 7 млн. украинцев и белоруссов, 3 млн. евреев, около 2 миллионов немцев и т. д.

Получилось это оттого, что во время возникновения польского государства польские паны при поддержке Англии и Франции захватили много чужих земель. Они захватили Верхнюю Силезию и Данцигский коридор (по-польски Поморье), населенные в большинстве немцами, Виленскую область, населенную литовцами и белоруссами, Западную Украину и Западную Белоруссию. Даже с Латвией и Чехо-Словакией у них были споры из-за небольших кусков земли.

Чтобы держать разноплеменную массу населения в повиновении, польское правительство проводит политику жестокого национального угнетения всех, кто не является поляком, особенно на восточных окраинах — в Зап. Украине и Зап. Белоруссии. Закрываются национальные школы, газеты, громятся национальные организации, люди десятками сажаются в тюрьмы. В Зап. Белоруссии есть волости, где за время владычества панов до 60 процентов населения уже посидело в тюрьмах.

Острая национальная борьба среди населения отражается и в армии. Поэтому польская буржуазия боится, чтобы в какой-нибудь части не скопилось много солдат непольской национальности, и старается новобранцев разных национальностей распределить по частям равномерно.

Однако объединить какой-нибудь общей целью всю разноплеменную массу солдат, спаять армию в единый организм чрезвычайно трудно. Ведь Польша до 1918 г. находилась под властью трех императоров — русского, австрийского и германского, отдельные куски Польши входили в состав трех государств, резко отличавшихся друг от друга и своим государственным устройством, и организацией, и бытом армий. Теперешнее польское офицерство, особенно высшее, тоже пришло в польскую армию из бывших императорских армий. В частях Польши, принадлежавших раньше России, Австрии и Германии, сложились свои особые обычаи, свои порядки. И теперешней Польше не удалось еще спаять воедино свои составные части, до сих пор еще в ней нет даже единых судебных законов: в бывшей русской Польше суд идет по старому царскому уложению, в бывшей германской и австрийской Польше судят по германским и австрийским законам.

Это отражается, конечно, и на армии и делает ее недостаточно спаянной и крепкой.

Срок службы в польской армии в связи с финансовыми затруднениями теперь несколько сокращен. В пехоте, пешей артиллерии, санитарных, интендантских и обозных войсках солдат служит 18 месяцев, в кавалерии и конной артиллерии—25 месяцев, в авиации, морском и речном флоте и технических войсках— 24 мес.

За это время ставится задача сделать из новобранца хорошего бойца, умеющего драться в условиях современного боя. Во всех уставах, в приказах, в газетах и журналах усиленно подчеркивается мысль, что Польша готовит армию «для войны, и для войны победной», а отсюда следует вывод — необходимо обучение вести усиленным темпом, так как срок обучения невелик.

Воспитание польского солдата

Но как же можно надеяться, что польский рабочий и крестьянин, неохотно идущие в армию, станут верными слугами буржуазии? Здесь польские паны раскидывают тонкую паутину лжи и обмана, стараясь затуманить классовое самосознание солдата и на этой лжи, на этом обмане и строят все его воспитание.

У нас воспитание красноармейца ведется в классовом духе. Мы прямо говорим: наша рабоче-крестьянская Красная армия защищает классовые интересы трудящихся, для нашей армии буржуазия — враг. Мы своей Красной армии придаем резко классовый характер, не допуская в ее ряды нетрудовой элемент. Четко и ясно мы говорим красноармейцу: ты защищаешь интересы трудящихся, а значит, и свои, так как ты сам — рабочий или крестьянин.

Польская буржуазия так открыто говорить не может. Подавляющее большинство польских солдат — рабочие и крестьяне. Разве может буржуазия прямо сказать им: вы защищаете интересы буржуазии, а не своего класса? Конечно, нет. И польские паны ни одним словом не заикаются о том, чьи классовые интересы защищает их солдат. Польские паны здесь ловко обманывают солдата. Вместо того, чтобы прямо сказать, за чьи интересы будет драться польский солдат, они начинают говорить о боге, о родине, о воинском долге, о воинской чести и т. д.

Один из польских офицеров в польской военной газете «Вооруженная Польша» так определяет задачи воспитания солдат:

«Мы должны воспитать в новобранце любовь к родине и чувство долга, чувство строгой дисциплины, доверие и привязанность к офицерству и привязанность к полковому знамени».

На этих четырех столбах и строится вся система воспитания польского солдата, начиная с первых дней его пребывания в казарме. В первые же 2 месяца командир роты проводит с новобранцами 20 часовых бесед. О чем ведутся эти беседы? Один час уделяется вводной беседе о солдатском звании (вроде царской беседы на тему «солдат есть имя первое, знаменитое»), 4 часа — на беседы о любви к отечеству, 3 часа — на беседы о воинской чести, 4 часа — о послушании, 3 часа — о мужестве и по часу о боеготовности, товариществе, воинских подвигах, правах солдата и о присяге.

Панский «политчас»

Основным стержнем не только этих бесед, но и всей работы по воспитанию солдата польской армии является «развитие в солдате чувства любви к отчизне для спайки армии в единый организм». Польской буржуазии нужно как-то сколотить разноплеменных солдат своей армии в единое целое и внушить солдату, что Польша — его отечество, защищать которое он должен «до последней капли крови». Проводят эту мысль паны очень тонко. В этом отношении чрезвычайно любопытно построена первая беседа с новобранцами «о любви к отечеству». Ход рассуждения таков: государство — это большая семья. В семье есть хозяин, дети, внуки; есть здоровые и больные; есть мужчины и женщины; но интересы всей семьи едины, и каждый член семьи стоит за свою семью горой. Так, мол, и в Польше: есть поляки, евреи, белоруссы, и т. д.; есть богатые и бедные; есть рабочие, крестьяне, купцы; есть и хозяин — польский народ. Но все члены государства— «большой семьи» — обязаны защищать его интересы сообща, должны питать любовь к отечеству.

Это — на словах, а на деле получается несколько иначе. Политика национального угнетения, проводимая польской буржуазией во всей стране, отражается и на армии. Польское офицерство старается ополячить всех солдат и пускает в ход все средства. Белоруссу, еврею, немцу нет хода по служебной линии, «выбиться в люди» чрезвычайно трудно. Над национальными меньшинствами всячески издеваются. Пышным цветком распускается антисемитизм. Один из еврейских депутатов так говорил в сейме:

«Солдаты из национальных меньшинств живут в казарме в атмосфере плохо скрываемой вражды. Они терпят издевательства как со стороны товарищей-поляков, так и со стороны командиров».

А вот что рассказывает польский солдат-перебежчик, по происхождению белорусс: «При обращении с нами, белоруссами, нас иначе не называют, как — холера, кацапы, чубарики. Если мы обращались к командирам на своем языке, так как по-польски плохо говорили, то они нам не отвечали до тех пор, пока не спросим по-польски. Особенно доставалось от сержантов (унтер-офицеров)».

В то же время белоруссам и украинцам стараются вбить в голову, что они не белоруссы и украинцы, а обрусевшие поляки, что Белоруссии и Украины как отдельных национальных единиц нет и не было, что исконные польские земли простираются «от моря до моря» и от Одера до Днепра. Не стесняются паны в пылу подыскивания доказательств и исторической подделкой. Так, в солдатском журнале «Польский солдат» в календаре событий есть такой «памятный» день:

«6 сентября 1580 г. король Стефан Баторий начал войну с Москвой, чтобы отнять у русских польские города Смоленск, Псков, Новгород, Великие Луки».

А всякий знает, что ни Смоленск, ни тем более Псков, Новгород и Великие Луки не были польскими городами.

Ополячивая белоруссов, украинцев, немцев, евреев, польская буржуазия не упускает и другой цели — затушевать классовые противоречия. Делая кое-какие поблажки солдатам-полякам и угнетая солдат других национальностей, польское офицерство этим добивается того, чтобы польский и белорусский крестьянин, польский и еврейский или немецкий рабочий не почувствовали общности своих классовых интересов. Ведь крестьян и рабочих в польской армии по польским подсчетам 88 %. И вот старательно вытравляется все, что может напомнить солдату о классовой борьбе. Для этой цели подделывается даже статистика.

Вот как, к примеру, солдатский журнал «Польский солдат» рассказывает солдатам о том, чем занимается население Польши. Оказывается, что в Польше земледельцев 63 проц., занимающихся промышленностью— 14 проц., торговцев—9 проц. и остатки — «прочие занятия».

А куда же делись помещики и фабриканты? Их, по панской статистике, как будто, и нет. Хитро поставлено дело: помещики и буржуи свалены в одну кучу с рабочими и крестьянами. Крестьян в Польше 61 проц., а помещиков—2 проц. Польские паны в своей статистике объединяют и помещиков и крестьян— дескать, все они сидят на земле — и пишут: земледельцев 63 проц. А какой же помещик земледелец? Разве он сам обрабатывает землю?

Точно так же и с рабочими. Рабочих в Польше 10 проц., фабрикантов (крупных и мелких), заводчиков, буржуазии—4 проц. Паны всех их объединяют и говорят солдату: промышленностью у нас занимается 14 проц. населения. Но фабрикант разве стоит у станка?

Делаются эти цифровые фокусы для того, чтобы затуманить солдату голову: темный польский солдат все равно, мол, не разберется.

И расчет верный, так как неграмотность в Польше очень большая. Есть районы, где число неграмотного населения составляет 68 проц. Поэтому и среди армии процент неграмотных большой. Сам Пилсудский, возражая в сейме против сокращения сроков службы, сказал, что количество неграмотных в армии «чрезвычайно велико».

Попы в польской армии

Проводя в армии, как и во всей стране, политику национального угнетения, польская буржуазия, вместе с тем, поощряет религиозность солдат. Поп и офицер работают вместе над тем, чтобы затуманить сознание солдата.

Польская буржуазия великолепно учитывает это и всячески покровительствует попам. В армии по польской статистике 70 проц. католиков, 13 проц. православных, 10 проц. евреев, 4 проц. протестантов и остальное— мелкие вероисповедания и секты. И для их обработки польское командование держит на службе разнообразных попов. Даже для татар, которых в польской армии всего несколько сот, и то содержится специальный главный муфтий и 2 муллы.

Все военные попы носят офицерские мундиры, погоны, получают офицерские чины и приличное жалованье.

Зато и попы служат буржуазии не за страх, а за совесть. Они часто говорят проповеди, ведут беседы с солдатами, а в дни церковных праздников главные попы разных вероисповеданий обращаются к солдатам своей веры со специальными «приказами» по армии, которые оглашаются перед солдатами. Понятно, в этих приказах содержатся призывы молиться за отечество, слушаться начальников и просить у бога «победы и одоления наияснейшей Речи посполитой польской» (так называется польская республика).

Чтобы облегчить попам работу по отравлению сознания солдат, командование всячески поощряет религиозность. Есть специальный приказ освобождать солдат некатоликов от работы в дни их религиозных праздников. Всякие религиозные обычаи — розговены, елки, пасхи, судные и прочие дни — тщательно соблюдаются.

Зато совершенно нетерпимо безбожие. «Плох тот солдат, у которого в сердце нет бога», — говорят попы, а офицеры доказывают эту истину дисциплинарными взысканиями. Перебежчики-солдаты так рассказывают:

«Во время молитвы сержанты следят за нами. Чуть заметят, что ты губами не шевелишь, — сейчас же взгреют… Раз я не захотел пойти в церковь. Таких неохотников в роте набралось еще трое. Как только товарищи ушли в церковь, нас заставили чистить уборные для всего полка. Так у нас весь праздник прошел в сортире. В другой раз не вздумаешь отказаться от церкви, когда тебя в нее зовут…»

Образец польской «божественной» картинки: Божья матерь благословляет польские самолеты.

И в польской присяге на первом месте стоит бог и отечество. Текст присяги таков:

«Присягаю господу богу всемогущему, в троице святой единому, быть верным отчизне моей республике польской и сражаться за нее до последнего дыхания в груди. Присягаю стоять на страже конституции и чести солдата польского. Присягаю приказы командиров и начальников выполнять, знамен польских никогда не бросать, военную тайну беречь. В этом да поможет мне бог и святая сына его мука».

Понятно, о классовых интересах, что особенно подчеркивается в нашей красной присяге, у поляков нет и речи. Наоборот, они затушеваны расплывчатым понятием «отечество». Стоит только посмотреть на распределение земли, чтобы понять, что скрывается за этим понятием. У 19 900 помещиков 12 миллионов десятин земли, а на долю 18 миллионов крестьян приходится всего 15 миллионов десятин. И выходит, что польский солдат именем бога клянется защищать не свои классовые интересы, а интересы помещиков и капиталистов.

Дисциплина

Основа дисциплины в польской армии— безусловное подчинение воле начальника. У нас дисциплина понимается, как сознательное соблюдение порядка, установленного трудящимися в Красной армии. Наш командир следит за этим и требует исполнения тех правил, которые установлены законами и уставами, изданными властью самих же трудящихся.

У поляков понимание дисциплины иное. Они говорят, что воинская дисциплина есть «подчинение своей воли приказам начальников», — и только. О том, что эти начальники ставленники буржуазии — молчок. Просто — повинуйся офицеру и не рассуждай…

Польская буржуазия боится, что солдат начнет мыслить, а раз он начнет мыслить, то может додуматься и до попытки проявить свою волю и повернуть штыки против буржуазии, против ее ставленников в армии— офицеров.

Этого смертельно боится буржуазия и добросовестно вколачивает солдатам в головы, что высшая доблесть солдата — полное подчинение начальнику. В «Спутнике пехотинца» (есть такая книжка, предназначенная для солдат) прямо говорится: «Солдат должен повиноваться, хотя бы даже думал, что отданный ему приказ преступен. Никогда нельзя спрашивать о мотивах отданного приказа. Действия солдата только тогда имеют ценность, когда ими руководит исключительно воля вождя».

Таким путем польская буржуазия старается опутать солдата слепой дисциплиной, сделать из него машину, слепо, не рассуждая повинующуюся своему офицеру.

Особенно ярко это сказалось во время майского переворота Пилсудского в 1926 г., когда солдаты дрались, точно не зная, за что дерутся. В разгар событий солдатский журнал не обмолвился ни одним словом о них и только в одном из июньских номеров сообщил, что «народное собрание избрало нового президента, проф. Игнатия Мосьцицкого. Родился он в таком-то году… и т. д.».

Правда, офицеры-пилсудчики развили в частях большую устную агитацию, но Пилсудский еще раз обманул пошедших за ним солдат. Он выставил лозунгом переворота оздоровление государства. Этот лозунг был понят частью солдат так, что Пилсудский обещает улучшить положение рабочих и крестьян. А на самом деле Пилсудский просто-напросто старался захватить власть в свои руки, в своих личных целях, и чуть ли не на другой день после переворота сумел сговориться с буржуазией и стал ее верным слугой. Обманутые солдаты еще раз послужили для Пилсудского подножкой, чтобы он мог сесть в кресло главного министра Польши, полновластного ее хозяина.

Хозяин республики польской — маршал Пилсудский.

Братоубийственная война обманутых польских солдат между собой во имя генеральских интересов сильно расшатала единство польской армии, и так не очень крепкое. Особенно резко отразилось это на офицерстве, и Пилсудскому пришлось начать заигрывать с офицерством, чтобы обеспечить себе на всякий случай поддержку. Удалив из армии своих явных врагов, Пилсудский увеличил офицерам жалование, предоставил им избирательное право в органы самоуправления и дал целый ряд преимуществ.

А чтобы предохранить себя от вспышек солдатского недовольства, Пилсудский еще крепче завинтил гайку дисциплины. О дисциплине был издан ряд приказов, и опять на первый план выступило полнейшее слепое подчинение солдата офицеру.

Но раз сознательность в выполнении воинских обязанностей отходит на задний план, то на первое место выступает страх, палка, чинопочитание. На этом страхе перед начальством и основывается дисциплина в польской армии.

Солдат и офицер

Газета «Вооруженная Польша» в одной из статей о культурно-просветительной работе в армии проговорилась:

«Не надо нажимать на наказания, так как рекрут и без того напуган».

Вот что рассказывает солдатский журнал «Польский солдат». Рассказывает от лица солдата, который «со смехом» разъясняет новобранцам казарменные порядки:

«Провинился я как-то. Зовет меня сержант и говорит:

— Станьте к печке и прокричите в душник 20 раз фразу: „Я не послушался начальника“. — Смеху-то сколько было».

Плохой это смех, издевательством от него пахнет. Солдаты-перебежчики рассказывают и о таких наказаниях:

«Заставят сесть на корточки, дадут в каждую руку по карабину, и сиди полчаса-час. Все руки затекут».

«А то раз был у меня рукав запачкан. Вызвали в канцелярию, сержант дал две пощечины, потом дал в каждую руку по кувшину, велел вытянуть руки вверх и заставил приседать. Вода лилась за рукава и воротник, а стоявший сзади офицер смеялся».

И, наконец, последнее свидетельство — приказ военного министра. Он начинается так:

«Я узнал, что в некоторых частях офицеры и унтер-офицеры дают солдатам пощечины и причиняют иногда значительные телесные повреждения».

После этого приказа несколько офицеров было отдано под суд, но положение мало улучшилось. По-прежнему имеют место унизительные и тяжелые наказания, о чем сообщают перебежчики-солдаты и сейчас.

На почве ненормальных взаимоотношений с офицерством в польской армии учащаются самоубийства солдат. Сообщения об этом попадают в газеты. Одна из варшавских газет «Golos prawdy» сообщает:

«Солдат I шволежерского полка Петржак утопился в пруду Лазенковского парка. Сержант обвинил его в краже фуражки у товарища и приказал явиться к командиру эскадрона с рапортом. Петржак испугался допроса, побежал в парк и бросился с моста в воду».

Положение настолько обострилось, что в марте 1927 года военная комиссия сената специально занялась вопросом о самоубийствах в армии. Один из депутатов объяснил эпидемию самоубийств в армии тяжелым режимом, который создан чрезвычайной и ничем не оправдываемой строгостью офицеров и унтер-офицеров по отношению к солдатам.

«Чин чина почитай»

Поскольку дисциплина в польской армии держится на безусловном повиновении офицеру «не за совесть, а за страх», постольку взаимоотношения военнослужащих строятся на строжайшем чинопочитании. Внешним образом это выражается в отдании чести.

Польский солдат обязан отдавать честь всем полевым жандармам, старшим рядовым, унтер-офицерам и офицерам польской армии и союзных Польше армий. Генералам, ксендзам со святыми дарами, воинским знаменам и президенту польский солдат обязан становиться во фронт.

Польский устав переполнен всякими мелочами чинопочитания во всех случаях жизни. Честь отдавать надо за 6 шагов до начальника, а опускать руку в 3 шагах за начальником. Каждый шаг солдата — как войти в комнату начальника, как вести себя в театре, на вокзале, в столовой, в трамвае, на улице, в отпуску, — все предусмотрено уставом, и за нарушение каждой мелочи следует наказание.

Вот как, например, поучает журнал «Польский солдат» насчет отдания чести:

Когда в отпуск солдат ходит,
Пускай нос по ветру держит:
Попадет как раз на «паку» [2]
За небрежность к офицеру.
За поклон свой неучтивый
Насидится в грязной «паке»,
Будет кушать суп червивый,
Спать на перине деревянной.
Кругом мыши, блохи, жабы—
Позабудь про свою бабу:
Пока срок свой отбываешь —
Уж с другим она гуляет.

«Послушание и учтивость» — так сказано в уставе. На деле эта учтивость выливается сплошь и рядом в халуйство. «Спутник пехотинца» рекомендует солдату «оказывать начальнику учтивость путем мелких услуг: открыть двери, подать шинель, зажечь спичку, выполнить мелкое поручение и т. д.».

Армия резко делится на три группы: солдат, унтер-офицеров и офицеров. Связь между этими группами определяется исключительно служебными взаимоотношениями. Вне службы товарищеские отношения немыслимы.

Авторитет начальника строго блюдется. К примеру, запрещено делать выговор старшему в присутствии младших. Взыскания на унтер-офицеров объявляются в особом унтер-офицерском приказе, который читается только унтер-офицерам.

На почве таких взаимоотношений в армии наблюдается недовольство, особенно среди унтер-офицеров, которые — по словам одного польского капрала — «от солдат отстали, а к офицерам не пристали».

Еще ярче вскрывает взаимоотношения командиров и солдат один поручик. Он пишет:

«Между унтер-офицером и солдатом начинает расти китайская стена непонимания, как это было в русской, немецкой и австрийской армиях, где унтер-офицер был „врагом внутренним“ для солдата».

«Честь мундира»

Не смея сказать своему солдату о том, что он призван защищать не свои интересы, а интересы буржуазии, польское офицерство не скупится на красивые слова, чтобы их трескотней заглушить классовое сознание рабочих и крестьян, одетых в шинели. На первый план выдвигается здесь «честь мундира». Солдату внушается, что военная служба — великая и почетная обязанность «кровавый налог, приносимый каждым гражданином Польши на алтарь отечества». Тут опять предусмотрительно умалчивается, что собою представляет это отечество. Солдату усиленно внушается, что он — «первое лицо» в стране и что «честь мундира» не должна быть ничем запятнана. В этом оберегании чести мундира дело иногда доходит до смешного. Так, уехавшему в отпуск солдату запрещается работать в поле в мундире, так как это является «неуважением к мундиру».

Что надо сделать, чтобы охранить честь мундира? «Спутник пехотинца» говорит так:

«Честь мундира требует безупречного поведения, бодрого вида, старательного убранства, уклонения от дурной компании, послушания начальству; честь мундира не позволяет участвовать в собраниях и вечеринках без разрешения командира роты; не позволяет делать долгов, пьянствовать, играть на деньги в карты, водиться с проститутками; честь мундира требует, чтобы солдат держал язык за зубами, чтобы солдат никому не позволял поносить польскую республику и ее армию, мундир которой он имеет честь носить. Солдат со всей твердостью должен защищать честь своего мундира: никогда никому не позволит отобрать оружие, никогда не уступит дороги бродяге и авантюристу».

На первый взгляд все это очень хорошо. Не пьянствовать, не играть в карты, не водиться с проститутками, не делать долгов — очень хорошие правила.

Но стоит присмотреться поближе к этим правилам, как из них начинает вылезать рожа буржуазии. Мы тоже говорим красноармейцу: не пей, не играй, не водись с проститутками. Почему? Потому что это вредит боеспособности Красной армии, разлагает ее, а Красная армия — армия трудящихся. Каждый красноармеец, который вредит Красной армии, вредит самому себе, так как Красная армия— его армия. Так мы открыто и говорим.

Польские паны так прямо сказать этого не могут. И в борьбе с разлагающими армию безнравственными поступками они выдумывают «честь мундира». И все требования «чести мундира» составлены так хитро и ловко, что их настоящую суть трудно заметить.

Понятно, что в первую голову идет послушание начальству. Умело поставлено и требование о том, чтобы солдат не посещал никаких собраний без разрешения командира: здесь открытое стремление уберечь солдата от влияния революционных партий. Точно так же буржуазия стремится обязать солдата в силу «чести мундира» оправдывать существующий капиталистический строй: «никому не позволяй поносить республику польскую».

Журнал «Польский солдат» прибавляет сюда еще одно качество:

«Честь мундира не позволяет солдату осквернять своих губ похабными словами и ложью».

Однако ругательства в польской армии процветают настолько, что один майор в военной газете «Вооруженная Польша» поднял вопрос о матерщине. Только способ борьбы у этого майора несколько своеобразен. Он пишет так:

«Ругань царит и в казарме, и на походе. Ругаются офицеры, ругаются унтер-офицеры, а с них берут пример и „шереговцы“ (рядовые). Главным образом процветает русская матерщина».

Но разве майор против ругани? Нет, майор только предлагает заменить русские ругательства польскими.

Традиции части и праздники

Чтобы создать среди солдат внутреннюю спайку, привить им любовь к своей части, поляки уделяют большое внимание боевому прошлому армии. Многие полки носят такие же названия, какие носили польские полки при Наполеоне (шволежерские полки). Кроме официальных названий, почти каждый полк имеет еще кличку, связанную с его боевым прошлым. Например, есть полк «детей Варшавы», отличившийся в боях под Варшавой в 1920 году, есть полк «защитников Львова», есть полк «студенческий легион».

Польскому солдату при всяком удобном случае внушается, что он — самый лучший солдат в мире. К примеру, в одном из гражданских журналов помещена фотография из жизни американских ковбоев (пастухов, охраняющих огромные стада скота в западных степях Америки). А подпись под рисунком такая: «Американские ковбои — лучшие кавалеристы в мире, кроме польских». Солдату усиленно внушается, что польская армия никогда не терпела поражений, а если и были когда неудачи, то это именно неудачи, а не поражения.

Солдат обязан твердо вызубрить историю своей части. В дни полковых годовщин выпускаются специальные брошюры-листовки по истории частей, издаются специальные приказы по части.

В солдатском журнале при описании каких-нибудь боевых действий польской армии тщательно указывается, какие роты каких полков участвовали в бою, кто ими командовал, вспоминаются имена убитых героев-солдат и офицеров. В казармах развешиваются портреты героев части, списки убитых в боях.

Так исподволь прививается солдату мысль, что польская армия — действительно лучшая армия, что часть, в которой служит солдат, — самая боевая часть, служить в которой великая честь.

По образцу Франции установлен праздник «Неизвестного солдата», посвященный памяти всех убитых польских солдат. На главной площади Варшавы в 1925 г. с великим торжеством похоронены кости, взятые из могил польских солдат, убитых под Львовом. День и ночь на этой могиле солдаты несут караул, а в день «Неизвестного солдата» к могиле собираются делегации от всех частей армии. На полях битв торжественно сооружаются памятники.

Вся эта возня с мертвыми, оказание им почестей является величайшим лицемерием буржуазии. Буржуазий понимает, что сотни тысяч жертв в мировой войне требуют оправдания. Массы трудящегося населения, массы бывших солдат требуют улучшения жизни после войны. А дать это улучшение буржуазия не может и не хочет. Грошовая пенсия инвалидам, например, задерживается по 4–5 лет, задерживается выдача пенсий за военные ордена (кстати, пенсия за военный крест «виртути милитари» для солдата равна 2 рублям в год). Обещанная солдатам в 1920 году земля не дается. Правда, многие бывшие военные получили землю на восточных окраинах Польши, но подавляющее большинство их — офицеры и чиновники. Так, в Виленщине в 1926 г. из всех военных, получивших землю, только двое были солдатами, да и то генеральскими денщиками. Обманутая солдатская масса требует выполнения обещаний, данных буржуазией в опасную для нее минуту. На эти требования буржуазия отвечает новым обманом: ставя памятники убитым, она этим старается пустить пыль в глаза живым.

Польская буржуазия не упускает ни одного случая, чтобы ударить по воображению молодого солдата, наружной красивостью замазать внутреннее классовое противоречие в армии.

Очень серьезно ставится вопрос о форме солдата, о ее красоте. Военная газета «Вооруженная Польша» ряд статей посвятила военной костюмологии, то есть науке о костюмах. Эта же газета отмечает, что наиболее надежная (с буржуазной точки зрения, конечно,) молодежь не хочет идти в пехоту, а стремится попасть в кавалерию, где форма красивее, чем в пехоте; поэтому, говорит газета, надо серьезно подумать о том, чтобы форму пехоты сделать красивее, дать что-нибудь вроде лампасов на штаны, цветных околышей и погон.

Для лучших стрелков придуманы отличия, резко бросающиеся в глаза, — цветной шнур с кистями на груди.

Всякий праздник используется для того, чтобы обставить его поторжественнее и попышнее. Ни один праздник не обходится без парада с церемонией подъема на плацу на мачту государственного флага и обязательно с «походной обедней». В праздничные дин увеличивают паек: прибавляют хлеб, мясо, в особо торжественных случаях дают белый хлеб и пиво. Обычно для улучшения пайка в эти дни часть денег жертвует местная буржуазия.

Понятно, эти праздники и парады выходят солдатам «боком», так как подготовка к «дефиляде» (церемониальному маршу на параде) отнимает много времени и сил, да и топтанье на плацу в ожидании начальства утомительно.

К параду готовятся старательно, долго муштруя солдат, чтобы они, проходя церемониальным маршем, держали равнение в струнку, «давали крепко ножку», чтобы штыки были «в линеечку». Погоня за такой показной красивостью сильно выматывает солдат. Зато основная цель — ударить по воображению и этим облегчить офицерству обработку солдата — польской буржуазией достигается. Одурманенного внешним блеском солдата легче обратить в слепо повинующуюся приказу офицера машину.

Права солдата

В программе занятий с новобранцами недаром один только час отводится на беседу о правах солдата. Польский солдат просто-напросто никаких прав не имеет, так что и говорить о них много не приходится.

По существующим законам, польский солдат лишен всяких политических прав. Он не может состоять ни в какой политической организации. В общественных организациях он может состоять только с разрешения военного министра. Понятно, что военный министр разрешает состоять только в буржуазных фашистских организациях.

Даже основного политического права — избирательного — солдат фактически лишен. По закону, все польские военнослужащие имеют только пассивное избирательное право, то-есть они могут быть избранными в сейм, но сами голосовать права не имеют. Расчет тут простой: солдатам нельзя доверить право голоса, иначе они могут провести в сейм лиц, неугодных правительству. В Чехо-Словакии и Эстонии, где солдат пользуется полным избирательным правом, не раз на выборах бывали случаи, когда солдаты голосовали за коммунистов. Поэтому польская буржуазия и не дает своим военнослужащим права голоса.

Однако среди военнослужащих есть и ставленники буржуазии — офицеры и генералы. Запирать им дорогу в сейм для самой же буржуазии невыгодно. И вот военнослужащим предоставляется пассивное избирательное право, т. е. право быть избранным в сейм голосами гражданских организаций. Понятно, кандидатуру солдата ни одна буржуазная партия не выставит, а офицер или генерал — человек свой. Поэтому в польском сейме заседает несколько генералов и офицеров, прошедших голосами буржуазных партий, а из солдат — нет никого.

Ограничен солдат и в гражданских правах. Он не может писать в газеты без просмотра того, что он пишет, командиром полка. Если же солдат или даже офицер осмелится написать большую статью по военным вопросам, то для напечатания ее нужно разрешение или военного министра, или командующего войсками корпусного округа.

Нельзя даже жениться без разрешения начальства. Солдату разрешение это дается в исключительных случаях «по уважительной причине» лишь при условии, если он представит удостоверение от гражданских властей. Уважительными причинами считается развал хозяйства, получение наследства. Да и то солдат должен доказать, что его невеста — вполне порядочная женщина.

Право жалобы на незаконные действия начальников для солдата фактически ограничено. По уставу, солдат, конечно, имеет право жаловаться. Но он может пожаловаться не раньше 1 дня и не позже 3 дней после события, и притом только в письменной форме и в момент подачи рапортов — от 11 до 12 часов. Таким образом, на жалобу солдат имеет только 3 часа.

Понятно, проку от этого мало. Сержант или офицер, на которого солдат хочет пожаловаться, всегда сумеет послать его куда-нибудь на это время подальше со служебным поручением. Наконец, ни польскому солдату, ни его семье нет никаких льгот. Польские паны говорят солдату, что военная служба — «величайшая жертва, которую каждый поляк приносит на алтарь родины», а поэтому, дескать, и на льготы и помощь семье рассчитывать нечего. Только если солдат умрет на службе, то его семье выдается трехмесячный оклад жалованья.

Жалованье и паек солдата

Несмотря на то, что Польша на свою армию тратит много денег, жалованье солдата до смешного низко.

Рядовой солдат получает в месяц 86 грошей (на наши деньги 17 коп.), а старший рядовой — 1 злотый 5 грошей (несколько больше 20 коп.).

Кормят польского солдата сносно. В день он получает в граммах:

Хлеба — 1000.

Мяса — 250.

Жиров — 50.

Картофеля — 700.

Овощей — 200.

Луку — 12.

Подб. муки — 10.

Мыла — 5.

Консервирован. кофе — 50.

Соли — 25.

Сахар вовсе не входит в солдатский паек, так как солдату дается консервированное сладкое кофе очень плохого качества. В 1926 г. в связи с недостатком хлеба в стране хлебный паек был уменьшен до 800 грамм.

Качество пищи неважное. Там, где командир части следит за котлом, пища сносная. Вообще однообразного питания еще нет. В некоторых частях имеются хорошие столовые, а в некоторых солдаты берут суп в котелок и едят в казармах.

На гауптвахте дают есть только через день, причем остающийся от арестованных паек идет на улучшение котла роты.

Как одет польский солдат

Одеты все солдаты одинаково: короткая, чуть ниже колен, шинель, мундир и шаровары цвета хаки, ботинки с обмотками, четырехугольная фуражка, а при походной форме французский стальной шлем. Только кавалеристы и конные артиллеристы носят длинную шинель и сапоги, да подхалянские стрелки (горная пехота) вместо фуражек носят шляпы с пером.

Отличаются отдельные роды войск по цвету петлиц: у пехоты петлицы синие с желтым кантом, артиллерия и танкисты — темно-зеленые с черным кантом, саперы — черные с красным кантом, у летчиков желтые. Кавалеристы носят петлицы особой формы с вырезом и разного цвета для каждого полка. Есть двух-, трех- и даже четырехцветные петлицы. Околыши на фуражках у кавалеристов особого цвета для каждого полка.

Моряки одеты так же, как и наши: бескозырка с ленточками, бушлат, а летом матроска с отложным воротником и длинные брюки-клёш.

Погоны у всех защитного цвета; нашивки на погонах у солдат красные, у офицеров— серебряные галуны. Чины различаются по нашивкам и звездочкам на погонах и по звездочкам и галунам на фуражке.

По качеству обмундирование неважное. За время службы солдат получает 1 шинель (срок носки 3 года), 2 пары суконного обмундирования (срок носки 2 года), 1 пару летнего (срок носки 2 года), фуражку, 2 пары ботинок и обмоток (срок носки 1 год), 4 пары летних и 2 пары зимних портянок, 2 пары летнего белья и 1 пару зимнего (срок носки полтора-два года), 2 утиральника, 2 носовых платка, кожаный пояс (срок носки 6 лет), брючный ремень (срок носки 3 года).

Постельная принадлежность выдается на все время службы и состоит из тюфяка, 1 нижней, и 2 верхних подушечных наволочек, 2 простыней и 1 шерстяного одеяла.

Кроме того, солдату на все время службы выдается 1 зубная щетка, 2 сапожных и 1 одежная. Щетки считаются собственностью солдата.

Из предметов снаряжения выдается 2 кожаных подсумка (срок службы 8 лет), сухарный и вещевой мешки (срок службы 4 года), ранец (срок службы 6 лет), мешок для гранат, котелок и фляга (срок службы 5 лет).

Все обмундирование и снаряжение солдат должен держать в полном порядке. На этот счет существует ряд инструкций: как чистить мундир, как чистить сапоги, как и чем выводить пятна.

Обмундирование польской армии

Стоят слева направо: 17. Подхалянский стрелок. 18. Пехотинец в походной форме. 19. Моряк. 20. Пехотинец. 21. Плутоновый (взводный унтер-офицер). 22. Генерал бригады. 23. Военный священник. 24. Поручик кавалерии. 25. Сержант пехоты в шинели. 26. Улан.

Погоны: 1. Подпоручик. 2. Поручик. 3. Капитан. 4. Майор. 5. Подполковник. 6. Полковник. 7. Генерал бригады. 8. Генерал дивизии. 9. Генерал брони. 10. Маршал. 27. Рядовой солдат. 28. Старший рядовой. 29. Капрал. 30. Плутонговый (взводный). 31. Сержант. 32. Подхорунжий. 33. Штабной сержант. 34. Хорунжий (прапорщик).

Фуражки: 11. Генерал бригады. 12. Капитан. 13. Капрал. 14. Шляпа подхалянского стрелка. 15. Орел на фуражке. 16. Орел на офицерских петлицах.

В этом отношении и нам есть кое чему поучиться у поляков. На внешний вид, на чистоту одежды обращается очень много внимания. Польская военная газета «Вооруженная Польша» и солдатский журнал «Солдат польский» много пишут о необходимости быть чистым и опрятным, о сбережении обмундирования. Любопытно, что «Солдат польский» мотивирует это тем, что грязного и неряшливого солдата девушки любить не будут. В одном из номеров этого журнала напечатан даже целый рассказ о том, как чистоплотный солдат отбил девушку у товарища-неряхи тем, что постоянно чистил зубы и чисто и аккуратно одевался.

И надо сказать, что польский солдат на улице производит хорошее впечатление: всегда подтянут, шинель заправлена, как следует, обмотки закручены, как надо, ботинки вычищены, фуражка не сбивается ни на затылок, ни набекрень, не смята.

Гигиена в казарме

За соблюдением чистоты строго следят и офицеры, и унтер-офицеры. Дежурный по части обходит казармы и смотрит, вычищены ли сапоги, правильно ли сложено обмундирование, вымыты ли у солдат ноги.

Если обмундирование сложено не по порядку, солдата будят, заставляют сложить по форме и дают дисциплинарное взыскание.

Если пахнет от ног — тоже будят, заставляют мыть и опять таки «греют».

Много внимания в польской армии уделяется сбережению здоровья солдат. И здесь каждый шаг предусмотрен уставом, либо инструкцией. Особенно следят за чистотой ног, так как грязные ноги легко стираются в походе. Солдат заставляют на ночь обязательно мыть ноги холодной водой, так как от теплой воды кожа делается мягкой и нежной и легче стирается.

За несоблюдение правил сбережения здоровья строго наказывают.

Распорядок дня

Уставом и инструкциями предусмотрен каждый шаг солдата. Целая орава начальства следит за выполнением всех положений. Тут и младший командный состав: старший рядовой, капрал, сержант, старший сержант, штабной сержант, подхорунжий; тут и младшие офицеры: хорунжий (прапорщик), подпоручик, поручик, капитан; тут и штаб-офицеры: майор, подполковник, полковник; тут и три генеральских чина, и сам маршал Польши Пилсудский.

Все время солдат находится под неусыпным наблюдением офицера. Даже распорядок дня составлен так, чтобы солдат имел как можно меньше свободного времени в своем распоряжении. Объясняют это паны на своих «политчасах» тем, что солдат, мол, должен все свое время отдавать отечеству.

Зимой подъем бывает в 6 часов. Время от 6 до 8 отводится на умыванье, молитву и завтрак — на завтрак дают кофе. С 8 до 11 — строевые занятия, с 11 до 12 — развод караулов и прием рапортов старшим начальником от младших. С 12 до 14 — обед и обеденный отдых: между прочим, строго соблюдается «мертвый час». С 14 до 17 — опять занятия, затем час отводится на чистку оружия и починку обмундирования. Потом полчаса дается на ужин (опять кофе), и с 19 до 21 часа солдат получает отдых. За четверть часа до 21 подается сигнал «на молитву», читаются короткие молитвы, и солдаты укладываются спать. В праздник — днем обязательно богослужение. Летом подъем бывает на час раньше. Таким образом в сутки солдат имеет свободного времени не больше 2 часов. В награду за хорошее поведение солдат отпускают в город — только в свободное время — от 19 до 21 часа. По праздникам пускают гулять и днем.

Интересно отметить, что солдаты отпускаются в город только в определенные районы. Начальник гарнизона в специальном приказе сообщает, на каких улицах и в каком районе солдаты могут находиться. В этих районах за поведением солдат устанавливается слежка.

Таким образом польский солдат все время находится на виду у командира. Этим польские паны думают уберечь своих солдат от революционных влияний. А революционных влияний паны сильно боятся — и не зря: они учли урок краковских событий в 1924 г., когда целый уланский полк поддержал бастующих рабочих.

Революционное движение в армии

Несмотря на все рогатки, поставленные офицерством, все-таки революционные мысли проникают и в казарму. В некоторых частях существуют даже подпольные коммунистические и комсомольские ячейки. В казармах распространяется агитационная литература. Не раз бывали случаи, когда в казармах в дни революционных праздников вывешивались красные знамена.

Понятно, офицерство зорко следит за тем, чтобы коммунистическое влияние не проникло в армию. С солдатом, у которого найдут коммунистическую листовку, жестоко расправляются. Революционная агитация приравнивается к государственной измене, и в казарме не один польский рабочий или крестьянин поплатился за верность своим классовым интересам смертью или долголетней каторгой.

Весной 1927 года в Грудзионже судили 10 солдат за то, что они организовали коммунистическую ячейку в части. Главных обвиняемых приговорили к 12 годам тюремного заключения, а солдаты, которые знали о том, что в их части есть коммунисты и не донесли об этом, получили по 2 года тюрьмы.

Классовая борьба находит место и среди офицерства. Наиболее честные из офицеров идут в революционное движение. Яркий пример — польские офицеры тт. Багинский и Вечоркевич.

Тт. Багинский и Вечоркевич раньше принадлежали к партии польских социалистов. Потом, когда от этой партии, продавшейся польской буржуазии, откололась левая часть и организовала коммунистическую партию, Багинский и Вечоркевич стали коммунистами и повели революционную агитацию среди солдат.

О тов. Багинском польские солдаты, служившие под его начальством, рассказывали, что он не был похож на других офицеров, хорошо относился к солдатам, часто и долго беседовал с ними и давал читать им литературу.

Это не укрылось от панской охранки, Багинский и Вечоркевич были арестованы, их обвинили в государственной измене, в том, что они хотели взорвать варшавскую цитадель, и приговорили к смертной казни. Президент заменил им казнь долголетним тюремным заключением.

Когда у нас за истязание женщин и контрреволюцию были осуждены ксендз Уссас и епископ Цепляк, поляки предложили обменять на них нескольких заключенных в польских тюрьмах коммунистов, в том числе и тт. Багинского и Вечоркевича.

Когда их везли в СССР для обмена, польский жандарм застрелил их в вагоне почти у самой границы с СССР.

Именем т. Багинского назван один из полков нашей Красной армии.

Солдат усиленно стараются натравить на коммунистов, рассказывают разные небылицы о СССР, пишут в солдатском журнале статьи о том, что в СССР под властью большевиков все разваливается, полный беспорядок, в Красной армии, мол, все так же, как при царе.

Печатаются басни о восстаниях в наших частях, о волнениях среди рабочих. В 1925 г. в польской газете была заметка о том, что в нашем городе Новозыбкове полк пехоты ходил усмирять рабочих, было много убитых и раненых. А на самом деле полк ходил в полном составе на фабрику в гости к своим шефам. Нужно отметить, что эта заметка появилась в польской военной газете через неделю после того, как военкор из ходившего в гости на фабрику полка сообщил об этом в свою окружную газету, причем польская газета точно указала день этой экскурсии.

А вот еще заметка из польской военной газеты:

«В Москве призыв. Целый день по городу идут команды новобранцев, уже одетых в военную форму. Впереди на лошадях прекрасно одетые командиры, сияющие золотом эполет[3] и нашивок».

Такие выдумки печатаются польскими панами для того, чтобы показать солдату, что в России, мол, ничего не переменилось после революции, что в России опять заводятся царские порядки. А отсюда идет ниточка и к другой стороне панской агитации против СССР. В трудящихся массах Польши до сих пор еще живы воспоминания о днях царского гнета, когда беспросыпно пьяный урядник был хозяином волости, а варшавский генерал-губернатор — царем и богом для всей Польши, когда с польского рабочего и крестьянина драли семь шкур не только за то, что он рабочий и крестьянин, а и за то, что он поляк. В памяти польских трудящихся живо сохраняются картины царского произвола. Этим сейчас пользуются паны и говорят, что и большевики ведут, мол, царскую политику, угнетают нерусские национальности, что и Украина и Грузия хотят отделиться из-за этого от СССР, что в СССР поляков жестоко преследуют, что большевики — такие же «москали-угнетатели», какими были и царские чиновники. И на эту удочку и вранье попадаются многие несознательные польские новобранцы. Недаром же при встречах польских пограничников с нашими поляки в первую очередь заводят разговор о национальном вопросе и о взаимоотношениях с офицерством.

Солдат усиленно натравливают и на польских рабочих, особенно на польских коммунистов, которых офицерство старается выставить «платными агентами Москвы». Один из польских солдат-кавалеристов прислал своему родственнику, находящемуся в СССР, такое письмо:

«За 3 дня до 1 мая нам выдали боевые патроны и запретили на неделю отлучаться из казарм. Пришел командир эскадрона и говорил о том, что 1 мая рабочие и коммунисты собираются устроить беспорядки и что уланы должны выполнить свой долг до конца. Всю неделю мы спали, не раздеваясь, а посреди казарм стояли пулеметы, налитые водой».

В 1927 году по гарнизону Варшавы был отдан специальный приказ к 1 мая. Этим приказом запрещалось военнослужащим не только участвовать в демонстрациях, но даже и смотреть на них в качестве зрителя.

«Нужно, чтобы на военнослужащего не пало и тени подозрения в том, что он участвует или интересуется демонстрацией». — говорится в этом приказе, а дальше: «полиции немедленно арестовывать всех замеченных в нарушении этого приказа».

Внешкольная работа

Польская буржуазия чувствует опасность роста революционных настроений в армии и принимает все меры к тому, чтобы рассеять их. Мы уже говорили о «политчасе» для новобранцев. Старослужащие солдаты тоже подвергаются политической обработке. Для этого в армии существует специальный культурно-просветительный аппарат.

Тон всей работе задает просветительный отдел при III отделе генерального штаба. При штабах корпусных округов имеются офицеры-референты (советники) по культурно-просветительной работе, в полках и отдельных частях эту работу ведут специально выделенные «просветительные офицеры», по большей части кто-нибудь из командиров рот, а в ротах — солдата обрабатывают младшие офицеры. Кроме того, в работе участвуют ксендзы и другие попы всех мастей.

Офицерам рекомендуется вести воспитательные «погаданки» (беседы) по истории Польши, по ее географии, экономике, по общеобразовательным предметам. Однако эти беседы проводятся плохо, так как офицеры не особенно стараются загружать себя работой. Газета «Вооруженная Польша» прямо плачется на плохую постановку таких бесед:

«Изучение истории Польши в большинстве частей проходится урывками. Ведущие культурную работу офицеры часто меняются, и каждый из них обязательно начинает от королей Мешка и Болеслава Храброго. За время службы наш солдат еле-еле добирается до истории Польши X–XI веков».

И в другом месте та же газета пишет:

«Наши преподаватели забывают, что самые простые для них понятия для солдата являются недоступными. Не многие из солдат знают, что значит миллион, а есть и такие, которые не представляют себе и тысячи. Такие беседы идут впустую».

Поэтому сейчас польское командование много работает по ликвидации неграмотности. За время службы каждый солдат обязательно научится грамоте — за это отвечает командир роты. Понятно, все солдаты должны изучить польскую грамоту, а не какую-нибудь еще. Таким образом, просветительная работа идет рука об руку с ополячиванием солдата.

Для грамотных во всех частях имеются солдатские библиотеки, а в крупных гарнизонах — гарнизонные. Подбор книг таков, чтобы удалить солдата от всякого намека на политику. К примеру, львовская гарнизонная библиотека имеет 7 000 книг: из них 4 200 — беллетристика, а остальные — учебники и военные книги.

Денег, однако, польское правительство на культурную работу солдат отпускает не много. Так, в 1925 г. на эту надобность было отпущено лишь четверть процента всего военного бюджета.

Изыскание средств на культурную работу правительство почти целиком возлагает на буржуазные общественные организации — «Польский белый крест», «Комитет опеки над солдатами» и т. д.

Эти организации дают средства на солдатские полковые клубы (светлицы), на ротные солдатские комнаты (огниска), на солдатские театры и кино. Эти же организации устраивают ряд солдатских курсов — ремесленных, сельскохозяйственных, общеобразовательных.

В больших гарнизонах организуются специальные солдатские клубы «Дома солдата». Обычно, в этих клубах есть библиотека-читальня, зрительный зал, бильярды, буфет с пивом, солдатская лавка.

Для младшего командного состава в полках организуются отдельные унтер-офицерские клубы (казино), а для офицеров — свои, офицерские казино.

Развлечениям для солдат уделяется много внимания. В одном из приказов военного министра прямо рекомендуется «чаще водить солдат в кино и театры, чтобы не дать им скучать».

Специальным приказом все оркестры частей обязаны 2 раза в неделю играть для солдат.

Большое распространение получили солдатские хоры, участвующие в богослужении, а заодно выступающие и для развлечения господ офицеров в офицерских казино.

Очень большое внимание уделяется спорту, хотя военное министерство и не дает на это ни гроша. Здесь опять много помогают буржуазные общественные организации. Летом во всех частях проводятся состязания по всем видам спорта.

Главным образом практикуются такие спортивные упражнения, которые пригодятся потом на войне. Основная задача спортивных занятий — развить в солдате ловкость и выносливость. Специального времени для спорта не отводится: спортом солдаты занимаются в свободное время.

Солдату прививается мысль, что только штыковой удар решает судьбу боя, и поэтому поощряется штыковой бой. Солдатский журнал «Солдат польский» усиленно пропагандирует «искусство, рукопашного боя», описывая приемы японской борьбы «джиу-джитсу», несколько видоизмененные: как вырвать у противника револьвер, как повалить его на землю, как вырваться у него из рук и т. д.

В кавалерии развит конный спорт. На состязаниях большей частью участвуют офицеры и унтер-офицеры; в сообщениях о состязаниях очень редко попадаются фамилии солдат.

Интересной особенностью спортивных состязаний является то, что награды победителям раздает не командир части, а либо самая красивая женщина города, либо самая маленькая девочка из. офицерской семьи.

Солдатская литература

Для солдат издаются специальные книжки патриотического содержания. Издается несколько солдатских журналов: «Польский солдат», «Великопольский солдат», «Балтийский маяк». Наиболее распространен «Польский солдат», издающийся военным министерством. Выходит он еженедельно и всеми мерами проталкивается в части: рассылается бесплатно, офицерам вменено в обязанность выписывать его для своих частей, среди унтер-офицеров — проводится широкая кампания за подписку. Цена очень низкая — 1 злотый 50 грошей в месяц, а для солдата — 1 злотый (напомним кстати, что солдатское жалованье равно всего 86 грошам в месяц).

Политических вопросов журнал не затрагивает. Главная его цель — помощь военной учебе. И вот из номера в номер ведется описание боевых операций, преимущественно из кампании 1920 г. Описываются мелкие боевые эпизоды, причем усиленно подчеркивается, что «польский солдат всегда и везде наступает, всегда и везде побеждает». Таким образом незаметно солдат привыкает верить в непобедимость польской армии.

Печатается очень много самых разнообразных военных статей. Статьи подкрепляются отдельными таблицами, рисунками на тактические темы. Чрезвычайно наглядно изображается, как надо вести борьбу с танком, с пехотой, с артиллерией, что делать в случае газовой атаки, и т. д. А чтобы солдат не заскучал, ему преподносятся образчики бравого поведения «уланов-молодцов» и «лихих пехотинцев». К примеру:

— Сидят в пивной два солдата. Один и говорит:

— Есть ли на свете что-нибудь лучше одной рюмки водки?

— Есть…

— Что?

— Две рюмки водки.

Или разговор солдата с садовником:

— Эй, в кредит продай мне дочку!
— Нет, она не для продажи!
Но солдату страху нету —
Смело он за девкой лезет.

Это все пишут для солдата, а что пишет сам солдат? Искать его подлинных мыслей — пустая трата времени: нет их в журнале. Писать можно только с разрешения командира части и под офицерской цензурой. И вот отдел «из жизни части» заполняется никчемными описаниями празднеств разного рода. Вот для примера типичная заметка о празднике:

— В 7 пех. полку торжественно отпразднован день именин первого маршала Польши Пилсудского. Весь полк со знаменем отправился в костел к обедне. После святой службы был парад, а вечером — торжественное собрание с докладом о жизни Пилсудского.

А вот другая, о культработе:

— В 23 арт. полку был поставлен спектакль для сбора средств на розговены солдатам. Особенно отличилась госпожа майорша Бреннер. Прекрасно играл оркестр, и наши милые солдатики изрядно веселились.

Маршал Пилсудский. (Шарж).

Связь с населением

В польских журналах приходится видеть фотографии полковых обедов в день полковых праздников. На них почему-то чаще всего попадают углы столов, где заседает офицерство вперемежку с пышно-разодетыми дамами, а на заднем фоне — серая «жолнерска вяра» (солдатская братва). Там уже ни одного гражданского пятнышка не увидишь.

Польская буржуазия старательно отгораживает казарму от влияния «гражданского духа» из опасения, что в казарму проникнут революционные веяния. Связь армии с населением только показная, на парадах и праздниках.

Вся переписка солдат с родными прочитывается офицерами, так как все письма из казармы и в казарму проходят через их руки.

И, если солдат напишет в письме то, что думает, — беда! Один из польских солдат-перебежчиков рассказывает:

«Один солдат в письме домой писал, что в казарме не дают читать газеты, что не дают говорить с местными жителями и т. д. Этого солдата вывели перед строем всей компании (роты), и ксендз начал читать письмо. Каждое слово письма ксендз толковал, как измену государству, как подрыв польской гордости — армии. После этой церемонии солдата еще наказали по служебной линии».

Таким путем, — отрывая солдат от населения, запирая в казарме, не спуская с него зоркого ока начальства, одуряя его сознание религией, поддерживая суровую дисциплину, основанную на палке и чинопочитании, — польская буржуазия старается сделать из солдата послушное слепое орудие, бездушный автомат, который всегда выполнял бы приказ буржуазного офицера.

Как и чем вооружен польский солдат

Теперь, ознакомившись с жизнью польского солдата, давайте посмотрим, каково его вооружение, какова его боевая подготовка.

Польский солдат-пехотинец носит на себе винтовку, 120 патронов, ранец с шинелью и котелком, лопатку, флягу, противогаз — общим весом 25–28 килограммов (62–70 фунтов). Все офицеры носят сабли и револьверы.

Кроме винтовки, на вооружении пехоты состоят гранатометы, ручные и станковые пулеметы, 37-миллиметровые пушки и минометы Стокса. Пулеметчики носят вместо винтовок карабины. Все это оружие разнокалиберное. Большая часть пехоты вооружена немецкой винтовкой Маузера и французской винтовкой Бертье. На винтовках имеются штыки плоской формы в виде ножа. Винтовки эти не лучше, кое в чем и хуже, наших (более сложное устройство, бьют несколько хуже наших).

Пулеметы, как ручные, так и станковые, разных систем. Есть и «Льюисы», и «Шоши», и «Максимы», и «Кольты», и «Гочкисы», и «Шварцлозе». «Льюисы» и «Шоши» такие же, как и у нас; другие пулеметы сложнее, чем наши, и дают больше задержек при стрельбе.

Лучший пулемет — немецкий «Максим». Он устроен так же, как и наш, только рукоятка в нем двигается в обратном направлении, чем у нас, да еще в нем затыльник откидной.

Легкая артиллерия вооружена французскими 75-миллиметровыми пушками и 105-миллиметровыми австрийскими гаубицами. По качеству французские пушки несколько хуже наших трехдюймовок, австрийские гаубицы очень хороши. Тяжелая артиллерия имеет 155-миллиметровые пушки и 15-миллиметровые гаубицы.

Конница имеет карабины, ручные и станковые пулеметы (вьючные и на тачанках), сабли, а первые шеренги носят пики с флажками цветов полка. Конная артиллерия вооружена русскими трехдюймовками.

Занятия по стрелковой подготовке.

Авиация вооружена французскими самолетами. За последние 2 года поляки купили во Франции все лучшие самолеты. Особенно хороши истребители. Разведчики несколько хуже; они недостаточно хорошо управляются, из-за чего бывают частые аварии.

В последнее время на вооружение поступили очень хорошие бомбардировщики типа Бреге-19. Как раз на самолете этой системы французские летчики сделали полет в 4 800 километров за 29 часов без посадки.

Танки у поляков небольшие, системы Рено. На них установлены 37-миллим. орудия или станковые пулеметы Гочкиса. Запас боевых припасов на танке 225 снарядов и 12 ящиков картечи или 4 500 пулеметных патронов.

Танков куплено во Франции около 120–150 штук. Вес их — пять с половиной тонн (около 316 пудов). Скорость по хорошей дороге — 7–8 верст в час. Команду танка составляют 2 чел. Толщина брони — от 6 до 16 миллим. Броня пробивается у смотровых щелей бронебойными ружейными пулями, у дверец — пулями из специальных противотанковых ружей и пулеметов, вся вообще броня уязвима для легкого миномета. Гусеницы приводятся в негодность связкой ручных гранат.

За последнее время Польша, очевидно, постарается ввести на вооружение танковых частей средние и тяжелые танки. Кроме того, уже имеются специальные невооруженные танки для создания дымовой завесы впереди своей наступающей пехоты.

Противогаз у поляков хороший, последнего французского образца с переменным патроном. Если уголь в патроне (коробке) износится и станет пропускать отравляющие вещества, то коробка заменяется запасной.

Организация польской армии

Основной род войск польской армии — пехота, которая в мирное время исчисляется в 125 000 чел. Пехоты всего 90 полков, сведенных в 30 дивизий. Самое маленькое подразделение — секция (звено) из 6 человек. Звенья бывают гренадерские, в котором один человек имеет гранатомет, и фузильерские, имеющие ручной пулемет. Два звена — гренадерское и фузильерское — составляют отделение (дружину). Четыре отделения составляют взвод (плутонг). Таким образом, в польском взводе 54 бойца (из них один офицер), 4 ручных пулемета, 4 гранатомета, 45 винтовок и 1 револьвер. Станковых пулеметов ни во взводе, ни в роте нет. По огневой силе польский взвод несколько сильнее нашего; зато наша рота по огню сильнее польской роты.

Полк состоит из 3 батальонов, батальон — из 3 рот, в роте (компании) 3 взвода. Кроме того, батальоны имеют еще роту станковых пулеметов и взвод батальонной артиллерии. В пулеметной роте 8 пулеметов, во взводе батальонной артиллерии — один миномет и одно 37-миллим. орудие. В военное время полк усиливается еще химическим взводом.

3 шволежерских, 27 уланских и 10 конно-стрелковых полков — вот и вся польская конница. Названия полков исторические, сохранившиеся со времен наполеоновских войн, когда в состав армии французского императора Наполеона входили польские конные уланские и шволежерские полки. Сейчас разницы между этими полками ни в вооружении, ни в организации нет. Только шволежеры имеют более легкую седловку.

В кавалерийском полку 4 сабельных и 1 пулеметный эскадроны. В эскадроне 4 взвода, во взводе 4 отделения (одно из них с ручным пулеметом). Конницы всего 32 000 чел.

Подготовка артиллеристов.

Артиллерии в польской армии всего около 40 000 чел. Легкой артиллерии 30 полков. В каждом полку 24 пушки и 12 гаубиц. Тяжелой артиллерии 10 полков по 24–26 орудий в каждом. Конной артиллерии 13 дивизионов. Кроме, того есть артиллерия специального назначения: 1 полк большой мощности, 1 полк горной, 1 полк и 10 дивизионов зенитной и 4 роты крепостной.

В авиации служит около 6 000 человек, разделенных на 6 авиационных полков. Каждый полк делится на дивизионы, а дивизионы — на эскадрильи по 10 самолетов в каждой. Таким образом в строю сейчас 360 боевых самолетов, не считая большого мобилизационного запаса.

Из технических войск польская армия имеет 2 железнодорожных полка, 10 инженерно-саперных, 3 полка связи (в том числе 1 радиотелеграфный), 10 автодивизионов, 1 танковый полк в 60 танков и 10–15 бронепоездов. Кроме того, в состав технических войск входят 10 самокатных и 1 учебно-химическая рота.

Военный флот

Польша имеет очень небольшой военный морской и речной флот. В составе морского флота она имеет 1 купленный летом 1926 г. во Франции старый легкий крейсер, 5 миноносцев, 2 канонерки и 9 более мелких судов. Кроме того во Франции строятся 4 новейших больших миноносца и 3 подводных минных-заградителя.

Для нас наиболее интересен речной флот, который в последнее время переброшен целиком на нашу границу, на приток Днепра р. Припять. Русло реки расчищается для свободного прохода судов, изучается течение реки. В случае войны речной флот Припяти (пинская флотилия) будет прикрывать фланги наступающих польских армий или прорываться в Днепр.

В состав пинской флотилии входят 6 мониторов (два из них новые, спущены на воду только в 1926 г.), 6 вооруженных пароходов, 45 вооруженных моторных катеров и вспомогательные суда. Все речные боевые суда бронированы.

Мониторы имеют на борту по 2 десятисантиметровых орудия и по 5 пулеметов, вооруженные пароходы — по 2 трехдюймовки и по 4 пулемета. Катера имеют одну или две английских фунтовых пушки и по 2 пулемета.

Во флоте служит около 3 000 человек. Комплектуется флот в большинстве из добровольцев.

Общее соотношение родов войск в польской армии такое: на 100 человек военнослужащих насчитывается 42 пехотинца, 12 кавалеристов, 14 артиллеристов, 2 летчика, 1 моряк, 7 человек из технических войск и 22 из вспомогательных частей и учреждений военного ведомства.

Фашистские военные союзы

Кроме постоянной регулярной армии польская буржуазия имеет в своем распоряжении ряд фашистских военных союзов, основной целью которых официально считается военная подготовка населения. В эти союзы входит патриотически настроенная молодежь, кулацкие сынки, городские ремесленники, которые позажиточней, и мелкая городская буржуазия.

Самый крупный союз — «Стшелец» (стрелковый союз), созданный Пилсудским и целиком поддерживающий его. Так, в мае 1926 г. во время переворота Пилсудского стрелковый союз мобилизовал 122 000 бойцов, которые дрались за Пилсудского. Сейчас (в 1928 году) в этом союзе 541 430 членов, а вместе с более мелкими союзами («Легион Польской республики», «Сокол», «Гарцер», союз унтер-офиц. запаса, союз верхнесилезских повстанцев, союз военных колонистов и др.) численность фашистских военных организаций доходит до 750–800 тысяч человек.

Эти фашистские организации представляют собою серьезную боевую силу, хорошо подготовленную и гибкую. К примеру, в Ченстохове в мае 1926 г. через 15 минут после расклейки афиш о сборе стрелков на сборных пунктах было уже 400 вооруженных членов стрелкового союза, а через 2 часа — тысяча.

Буржуазные дамы-фашистки обучаются стрельбе.

Летом и осенью 1926 г. фашистские союзы участвовали в маневрах совместно с войсками и устраивали свои отдельные маневры. Так, в сентябре у Быдгоща (Бромберг) маневрировали местные фашистские военные союзы, составившие свыше полка пехоты. Бывший на маневрах армейский инспектор ген. Скерский так отозвался о работе маневрировавших организаций:

«Маневрировавшие военно-воспитательные организации (так называются официально фашистские военные союзы) показали полную исправность, дисциплину, выносливость, быстрое выполнение действий, хорошую стрелковую подготовку».

В мае 1926 г. отряды стрелкового союза сражались не хуже регулярных частей.

В течение 1927 г. при войсковых частях польских армий было проведено не менее 38 инструкторских курсов для «актива» фашистских военно-общественных организаций. Организованы фашистские союзы по-военному. Отдельные местные организации разных военных союзов сводятся в роты и взводы. Несколько ротных районов объединяются в полковой.

Однако, среди фашистских организаций идет грызня. Кроме стрелкового союза есть еще несколько организаций, которые резко враждебны Пилсудскому и поддерживают опальных генералов Галлера и Довбор-Мусницкого («галлерчики» и «довборчики»), которые особенно сильны в Познани. Пилсудский постепенно зажимает эти союзы, стараясь подчинить их влиянию «стрелков». Довборчикам и галлерчикам правительство не отпускает денег, запретило им вести военную подготовку своих членов, и, наконец, весной 1927 г. Пилсудский запретил военнослужащим вступать в эти союзы. Таким образом, фашистские организации постепенно объединяются вокруг стрелкового союза, а значит, и вокруг Пилсудского.

В случае войны с этими организациями придется серьезно считаться.

Боевая подготовка польского солдата

Боевая подготовка польского солдата довольно высока. Польские паны, опутав солдата тенетами дисциплины, ослепив его баснями о боге и родине, сумели хорошо поставить дело военного обучения.

Все обучение основано на наглядности и показе. Ошибки обучающихся тут же исправляются. Учеба идет очень напряженно. Это отмечается и польским командованием, и сеймом, и отзывами иностранных военных специалистов.

Занятия по стрелковой подготовке.

Все внимание обращено на то, чтобы сделать из солдата хорошего бойца. Самый распорядок дня составлен так, чтобы возможно больше времени дать на боевую подготовку.

Успешность обучения, в связи с денежными затруднениями, толкнула сейм летом 1926 года на мысль еще больше сократить срок службы. Против этого выступал сам Пилсудский и, между прочим, дал интересную характеристику польского солдата.

«Поляк, — сказал он, — изучает военное дело очень быстро, но недостаточно хорошо. Он несколько легкомыслен и скоро забывает свои обязанности. Белорусс и украинец усваивают медленно, но зато прочно. Сокращать более срок службы нельзя, надо нашего солдата путем повторения учений приучить к работе».

Занятия по тактической подготовке.

Надо сказать, что в обучении солдат польские офицеры добились больших успехов. Вот как писал после больших маневров в 1925 г. польский военный министр ген. Сикорский:

«Пехота удачно применяется к местности. Были случаи, когда она продвигалась вперед так скрытно, что поле боя казалось пустым. Она выдерживает боевую стрельбу через голову и идет за артиллерийской завесой так близко, как это возможно только в боевой обстановке. Кавалерия со времени 1920 г. многому научилась. Артиллерия быстро пристреливается, но у нее слабо взаимодействие с другими родами войск».

На этих маневрах была проведена боевая стрельба из пулеметов через головы своих частей, причем пехота показала очень хорошую стрелковую подготовку.

Технические войска действуют хуже, чем можно было бы от них ожидать. Так, танки на маневрах под Бродами в 1925 г. действовали плохо, что было отмечено на разборе этих маневров.

Боевой подготовке поляки уделяют много внимания и не стесняются брать хорошее в других армиях. К примеру, кавалерийские начальники очень внимательно изучают опыт войны 1920 г. и, в частности, боевую работу нашей кавалерии. Польские военные журналы часто печатают разборы действий конной армии Буденного, и очень многое из тактики нашей конницы уже перенято поляками.

Интересно проводится военно-химическая подготовка солдат. Солдата приучают дышать равномерно (16–18 вдохов в минуту). При окуривании в камере солдат заставляют маршировать, бегать, носить друг друга на спине, чтобы приучить работать в противогазах. При вторичном окуривании солдаты входят в камеру без противогазов и одевают их уже в самой камере. При занятиях в поле некоторые участки местности заражаются отравляющими веществами не условно, а всерьез, конечно, только при слабой концентрации: отравиться нельзя, но слезоточение вызывается обильное.

Каков же польский солдат?

Каков же польский солдат? Крепко связанный дисциплиной, уставами и инструкциями, которые предусматривают буквально каждый его шаг, польский солдат пока находится в руках своих офицеров. Его хорошо одевают, он хорошо вооружен; во время войны он не будет иметь недостатка в помощи со стороны английских и французских империалистов. В войну 1920 года польский солдат, например, носил французское обмундирование, ел американское сало и консервы, стрелял английскими патронами и снарядами. В боевом отношении польский солдат хорошо подготовлен, особенно пехотинец, стреляет хорошо и является серьезным противником.

Однако в польских частях нет внутренней спайки между солдатами разной национальности. Сказывалось это еще в 1920 году, когда познанцы дрались хорошо, а полки, где было много белоруссов, украинцев, польских рабочих, были слабы в боевом отношении. Сказывается это и сейчас, особенно после того нажима на национальные меньшинства, который был произведен за последнее время правительством Пилсудского, после разгрома революционной крестьянской «Белорусской громады», после судов над украинцами, когда украинцев сажали в тюрьмы сотнями.

Слаба и спайка между солдатом и офицером, нет взаимного доверия, все держится на палке.

Ухудшающееся хозяйственное положение Польши, ухудшающееся положение трудящегося населения оказывает влияние на польского солдата и понижает его боеспособность.

Зная о преследованиях его семьи, зная, что правительство не оказывает его семье никакой помощи, не дает никаких льгот, польский солдат вряд ли будет стойко защищать это правительство.

Революционная пропаганда тоже делает свое дело. Затуманенное офицерами и попами сознание польского солдата проясняется. Недаром же паны принимают строгие предупредительные меры перед праздником 1 мая, недаром же паны боятся посылать войска для разгона демонстраций. Польский рабочий и крестьянин начинают понимать, что с буржуазией им не по пути.