Польская буржуазия чувствует опасность роста революционных настроений в армии и принимает все меры к тому, чтобы рассеять их. Мы уже говорили о «политчасе» для новобранцев. Старослужащие солдаты тоже подвергаются политической обработке. Для этого в армии существует специальный культурно-просветительный аппарат.

Тон всей работе задает просветительный отдел при III отделе генерального штаба. При штабах корпусных округов имеются офицеры-референты (советники) по культурно-просветительной работе, в полках и отдельных частях эту работу ведут специально выделенные «просветительные офицеры», по большей части кто-нибудь из командиров рот, а в ротах — солдата обрабатывают младшие офицеры. Кроме того, в работе участвуют ксендзы и другие попы всех мастей.

Офицерам рекомендуется вести воспитательные «погаданки» (беседы) по истории Польши, по ее географии, экономике, по общеобразовательным предметам. Однако эти беседы проводятся плохо, так как офицеры не особенно стараются загружать себя работой. Газета «Вооруженная Польша» прямо плачется на плохую постановку таких бесед:

«Изучение истории Польши в большинстве частей проходится урывками. Ведущие культурную работу офицеры часто меняются, и каждый из них обязательно начинает от королей Мешка и Болеслава Храброго. За время службы наш солдат еле-еле добирается до истории Польши X–XI веков».

И в другом месте та же газета пишет:

«Наши преподаватели забывают, что самые простые для них понятия для солдата являются недоступными. Не многие из солдат знают, что значит миллион, а есть и такие, которые не представляют себе и тысячи. Такие беседы идут впустую».

Поэтому сейчас польское командование много работает по ликвидации неграмотности. За время службы каждый солдат обязательно научится грамоте — за это отвечает командир роты. Понятно, все солдаты должны изучить польскую грамоту, а не какую-нибудь еще. Таким образом, просветительная работа идет рука об руку с ополячиванием солдата.

Для грамотных во всех частях имеются солдатские библиотеки, а в крупных гарнизонах — гарнизонные. Подбор книг таков, чтобы удалить солдата от всякого намека на политику. К примеру, львовская гарнизонная библиотека имеет 7 000 книг: из них 4 200 — беллетристика, а остальные — учебники и военные книги.

Денег, однако, польское правительство на культурную работу солдат отпускает не много. Так, в 1925 г. на эту надобность было отпущено лишь четверть процента всего военного бюджета.

Изыскание средств на культурную работу правительство почти целиком возлагает на буржуазные общественные организации — «Польский белый крест», «Комитет опеки над солдатами» и т. д.

Эти организации дают средства на солдатские полковые клубы (светлицы), на ротные солдатские комнаты (огниска), на солдатские театры и кино. Эти же организации устраивают ряд солдатских курсов — ремесленных, сельскохозяйственных, общеобразовательных.

В больших гарнизонах организуются специальные солдатские клубы «Дома солдата». Обычно, в этих клубах есть библиотека-читальня, зрительный зал, бильярды, буфет с пивом, солдатская лавка.

Для младшего командного состава в полках организуются отдельные унтер-офицерские клубы (казино), а для офицеров — свои, офицерские казино.

Развлечениям для солдат уделяется много внимания. В одном из приказов военного министра прямо рекомендуется «чаще водить солдат в кино и театры, чтобы не дать им скучать».

Специальным приказом все оркестры частей обязаны 2 раза в неделю играть для солдат.

Большое распространение получили солдатские хоры, участвующие в богослужении, а заодно выступающие и для развлечения господ офицеров в офицерских казино.

Очень большое внимание уделяется спорту, хотя военное министерство и не дает на это ни гроша. Здесь опять много помогают буржуазные общественные организации. Летом во всех частях проводятся состязания по всем видам спорта.

Главным образом практикуются такие спортивные упражнения, которые пригодятся потом на войне. Основная задача спортивных занятий — развить в солдате ловкость и выносливость. Специального времени для спорта не отводится: спортом солдаты занимаются в свободное время.

Солдату прививается мысль, что только штыковой удар решает судьбу боя, и поэтому поощряется штыковой бой. Солдатский журнал «Солдат польский» усиленно пропагандирует «искусство, рукопашного боя», описывая приемы японской борьбы «джиу-джитсу», несколько видоизмененные: как вырвать у противника револьвер, как повалить его на землю, как вырваться у него из рук и т. д.

В кавалерии развит конный спорт. На состязаниях большей частью участвуют офицеры и унтер-офицеры; в сообщениях о состязаниях очень редко попадаются фамилии солдат.

Интересной особенностью спортивных состязаний является то, что награды победителям раздает не командир части, а либо самая красивая женщина города, либо самая маленькая девочка из. офицерской семьи.