Наиболее полный библиографический указатель печатных трудов П. А. Кропоткина, составленный Е. В. Старостиным (М., 1980), насчитывает 1948 названий книг, очерков, статей, опубликованных на самых разных языках, преимущественно на русском и английском. Значительная их часть приходится на переиздания и редакционные варианты. Но и без того общее количество этих работ достаточно велико. В большинстве своем они посвящены разработке и популяризации идей анархизма в связи с общей социально-политической ситуацией в мире.

Наиболее активно работы П. А. Кропоткина публиковались до 1932 года, после чего их число резко пошло на убыль. Не потому, что идеи анархизма потеряли актуальность. Дело, по-видимому, в том, что в капиталистических странах обострилась - по мере укрепления СССР - борьба со всеми проявлениями анархо-коммунизма. А в СССР тогда окончательно укоренилась марксистско-ленинская идеология (с изменениями и дополнениями И. В. Сталина), в которой важная роль в строительстве коммунизма отводилась социалистическому государству, а не анархическим организациям.

Таким образом, решительное отрицание П. А. Кропоткиным государственных систем любого образца не отвечало (и не отвечает!) интересам имеющих капиталы и власть. Неудивительно, что произведения П. А. Кропоткина за последние семь десятилетий издавались редко. Из наиболее крупных работ отметим: "Записки революционера" (1933, 1966, 1988), "Великая французская революция. 1789- 1793" (1979), "Хлеб и воля", "Современная наука и анархия" (1990), "Этика" (1991). Фрагменты из последних двух книг использованы в настоящем издании.

Взаимная помощь как фактор эволюции

В этой работе сделана попытка проследить единую линию развития принципа взаимопомощи начиная с животных (от беспозвоночных, насекомых, птиц до обезьян) через дикарей и варваров - до капиталистического общества включительно. В настоящем издании приведены только первые две главы книги с Введением и Заключением. Отсутствуют главы о взаимопомощи среди варваров, в средневековом городе и в современном (на XIX век) обществе. Это объясняется прежде всего ограниченным объемом данной книги, а также и тем, что примеры человеческой солидарности приведены П. А. Кропоткиным в работах, посвященных этике, а также в разделе "Современная наука и анархия".

Впервые сокращенный вариант данной работы был опубликован в Софии на болгарском языке (1900 г.). Полностью она вышла в 1902 г. на английском языке в Лондоне и Нью-Йорке. На русском языке ее впервые опубликовали в 1904 г. в переводе М. Д. Орехова, затем дважды переиздавалась в 1907 и трижды - в 1919 г. С тех пор она не выходила в свет, став, по существу, библиографической редкостью.

Печатается по изданию: Кропоткин П. Л. Взаимная помощь как фактор эволюции. Харьков, Вольное братство, 1919 (Научно-анархическая библиотека), с. 3-98 и 226-231.

Современная наука и анархия

Основу этой работы составляют статьи, написанные П. А. Кропоткиным в Англии в конце XIX века. В виде отдельной книги они были впервые опубликованы на английском языке в 1912 г. На следующий год во французское издание был включен ранее публиковавшийся очерк "Государство и его роль в истории", а также раздел о современном государстве и приложения. Для русского издания 1920 года автор сделал несколько новых примечаний.

Печатается по изданию: Кропоткин П. Л. Хлеб и воля. Современная наука и анархия. Приложение к журналу "Вопросы философии". М., Правда, 1990, с. 244-516 и 532-537. Не включены главы: "Существенные характерные черты государства", "Может ли государство служить освобождению рабочих?", "Современное конституционное государство", "Разумно ли усиливать современное государство?", а также "Приложение". Почти полностью сокращены многочисленные примечания автора. Все эти изъятия сделаны исключительно в связи с ограниченным объемом данной книги.

Анархия. Ее философия, ее идеал

Работа представляет собой популярное изложение основ анархизма. Впервые была напечатана в 1896 г. на английском, французском и голландском языках (в Лондоне, Париже, Амстердаме). Она неоднократно переиздавалась, а на русском языке - в переводе с французского - впервые вышла в 1900 г. сразу двумя изданиями.

Печатается по изданию: Кропоткин П. Анархия. Ее философия, ее идеал. Перевод с французского. Книгоиздательство "Мысль". А. Миллер, Лейпциг С.-Петербург. 1906 (без указания переводчика), с. 3-44. Не включены последние 3 страницы, имеющие отношение к актуальным проблемам того давнего, а не нынешнего времени.

Этика

Над книгой "Этика" Петр Алексеевич работал с начала XX века до самой своей смерти в 1922 году. Работа осталась незаконченной. Она во многом перекликается с трудом французского философа Жана Мари Гюйо (Кропоткин обычно называл его ошибочно Марком) "Опыт морали без обязанностей и санкций" (в другом переводе - "Нравственность без принуждения и без санкций"). В первой части своей работы П. А. Кропоткин изложил историю этики с позиций анархизма. Мы приводим лишь "Заключение". Этот отрывок (а также последующие работы П. А. Кропоткина, приведенные в данной книге) печатается по изданию: Кропоткин П. Л. Этика. Избранные труды. М., Политиздат, 1991, с. 254-258.

Справедливость и нравственность

Об истории возникновения этой статьи поведал сам автор в предисловии к ней. Статья в значительной мере стала ответом на лекцию Т. Гексли, посвященную происхождению нравственности. О какой конкретно лекции Т. Гексли идет речь, определить трудно. Кропоткин ссылается на ту, которая была в феврале 1888 года, позже выходила в виде брошюры и включалась в сборники работ Гексли. "В русском переводе, - по словам Кропоткина, - она появляется в "Русской Мысли" в 1893 году..." Однако публикация в "Русской Мысли" под заглавием "Эволюция и этика" в переводе К. Т. (К. А. Тимирязева?) имеет пояснение: "Речь Томаса Гексли. Произнесена 18 мая 1893 г.". Остается неясным, то ли речь идет о двух разных лекциях Гексли, то ли это была одна и та же речь в разных редакциях, то ли Кропоткин ошибочно указал дату своей первой лекции (1888 г.), то ли, наконец, он отозвался первоначально действительно на лекцию Гексли, произнесенную в феврале 1888 г. Впрочем, принципиального значения этот вопрос не имеет. Обратим внимание на одно высказывание Т. Гексли (в тексте из "Русской Мысли"), которое, как и некоторые другие, должно было вызвать негативную реакцию Петра Алексеевича. Гексли утверждал: "Своим успехом в диком состоянии человек, конечно, широко обязан тем качествам, которые он разделяет с обезьяною и тигром: своей исключительной физической организации, своему лукавству, чувству общественности, любопытству и страсти к подражанию, своему инстинкту истребления, проявляющемуся как только какое-либо сопротивление пробуждает его гнев.

По мере того как анархия сменялась социальною организацией, по мере того как цивилизация стала приобретать цену в его глазах, эти глубоко вкоренившиеся и сослужившие ему службу качества превратились в недостатки". По мнению Кропоткина, нравственные начала даны человеку от природы, а анархия является одной из форм социальной организации, причем наиболее справедливой, нравственной, возвышающей человеческую личность.

Печатается по изданию, упомянутому выше, с. 260-280.

Нравственные начала анархизма

Первоначально очерк был издан в 1890 г. на французском и русском языках, а затем многократно переиздавался.

Печатается по изданию, упомянутому выше, с. 280-317.

Экономика и нравственность

Фрагменты из книги П. А. Кропоткина "Поля, фабрики и мастерские. Промышленность, соединенная с земледелием, и умственный труд с ручным" (М., 1918), впервые изданной в Англии в 1898 г., а на русском языке - в 1908 г. в переводе А. Н. Коншина; позже автор проверил, исправил и дополнил этот перевод.

Печатается по изданию, упомянутому выше, с. 380-387.

Мораль, право, политика

Фрагменты из книги П. А. Кропоткина "Речи бунтовщика" (М., Пг., 1921), впервые вышедшей во Франции в 1885 г., когда ее автор находился во французской тюрьме. Русский перевод книги первоначально был издан в 1906 г., а затем был исправлен и дополнен автором.

Печатается по изданию, упомянутому выше, с. 387-404.