Ход черных, белые выигрывают.
Пешку f7 — не задержать. Черные ищут возможностей пата.
1. . . . . . Лh2—g2+
2. Крg1—f1 Лg2—g4
3. f7—f8Л . . . . .
Если вместо этого пешка превратится в ферзя, то Лf4+, жертвуя собой, вынуждает пат.
3. . . . . . Лg4—a4
4. Лf8—a8 Крh3—g4
Превосходный ход. Белые угрожали a5—a6—a7 и затем шах ладьей. Если теперь 5. a6, то Крf3, угрожая матом, вынуждает ничью, напр., 6. Крe1, Крe3; 7. Крd1, Крd3; 8. Крc1, Крc3; 9. Крb1, Лb4+ и т.д.
5. Крf1—e2 Крg4—f5
6. a5—a6 Крf5—f6
Не Крe6, так как 7. a7, Крd7; 8. Лh8 выигрывает ладью.
7. Крe2—d3 . . . . .
Решающий маневр. Король теперь подходит к пешке для ее поддержки, чтобы развязать ладью, тогда как черные не могут ничего сделать для изменения позиции в свою пользу. Поле a7 делается свободным для короля и обеспечивает ему безопасное место от шахов черной ладьи.
7. . . . . . Крf6—g7
8. Крd3—c3 Крg7—h7
9. Крc3—b3 Лa4—a5
10. Крb3—b4 Лa5—a1
11. Крb4—b5 Лa1—b1+
12. Крb5—c6 Лb1—c1+
13. Крc6—b7 Лc1—b1+
14. Крb7—a7 . . . . .
Без этого убежища партию никогда нельзя было бы выиграть. Теперь же это очень простое дело.
14. . . . . . Крh7—g7
15. Лa8—b8 Лb1—a1
16. Лb8—b6 Крg7—f7
17. Крa7—b7 легко выигрывая.
Черные могли защищаться иначе, но в конце концов пешка a проходит, напр,:
15. . . . . . Лb1—f1
16. Лb8—b5 . . . . .
грозит уже Крb6 и Лa5.
16. . . . . . Лf1—f6
17. Крa7—b7 . . . . .
Черный король слишком удален, для того, чтобы помочь; если же он занял бы сперва поле e7, то последовало бы сразу a6—a7 с шахом или Лa8—h8.
Бергер — Бауер.
Ход Бергера; белые выигрывают.
Здесь представлена борьба проходных пешек. Белые реализуют свое преимущество открывая дорогу пешке a.
1. c2—c4 b4 : c3 e.p.
2. Крf3—e3 . . . . .
Вступая в квадрат пешки c3.
2. . . . . . Крg6—g5
3. a2—a4 Крg5 : g4
4. b3—b4 a5 : b4
5. a4—a5 b4—b3
6. Крe3—d3 и белые выигрывают, т.к. их король задерживает обе черных пешки, белая же пешка a проходит в ферзи.
В. и М. Платовы.
Белые начинают и выигрывают.
Очевидно выигрыш должна дать проходная пешка. Первый ход поэтому ясен.
1. b6—b7 . . . . .
Все дело теперь в том, чтобы не дать возможности черной ладье атаковать поле b8. Так как белый король в общем стоит не плохо, то черные дают шах. Если 1. . . .Лd4—d8, то просто 2. Кd6+, . . .; 3. Кc8, Лd1; 4. Кd6 и выигрывают.
1. . . . . .Лd4—d5+
2. Крa5—b6 Лd5—d8
3. Кe8—d6+ Крe4—f4
Ксли 3. . . . Л : d6, то 4. Крc7!
4. Кd6—c8 Лd8—d1
5. Кc8—d6 Лd1 : d6+
6. Крb6—c7 и черные не могут воспрепятствовать ходу b7—b8Ф.
Д-р Бертольд — Ласкер.
Белые начинают и выигрывают.
Пешку c2 задержать нельзя, следовательно белые вынуждены перейти к непосредственной атаке.
1. Сf7—g8 Лd8 : g8
2. Крe6—f7 Лg8 : g6
3. f5 : g6 и то, чего не могли сделать слон и ферзь, оказывается под силу проходной пешке.
Белые начинают и выигрывают.
Благодаря сильной проходной пешке белые превращают проигранную партию в выигранную. К тому же им удается использовать не защищенное положение черного ферзя на e7.
1. Лc1—c8+ Лd8 : c8
2. Фa4 : a7+! Крb8 : a7
3. b7 : c8К+ и выигрывают.
Эм. Ласкер.
Белые начинают и выигрывают.
Разница в позиции королей решает борьбу.
1. Крc8—b8 Лc2—b2+
2. Крb8—a8 Лb2—c2
3. Лf7—f6+ Крa6—a5
Если Крb5, 4. Крb8 выиграло бы быстро.
4. Крa8—b8 Лc2—b2+
5. Крb8—a7 Лb2—c2
6. Лf6—f5+ Крa5—a4
7. Крa7—b7 Лc2—b2+
8. Крb7—a6 Лb2—c2
9. Лf5—f4+ Крa4—a3
10. Крa6—b6 Лc2—b2+
11. Крb6—a5 Лb2—c2
12. Лf4—f3+ КрaЗ—a2
13. ЛfЗ : f2 . . . . .
и выигрывают с ферзем против ладьи.
Маршалл — Капабланка.
1. . . . . . Лd8—d1+
Ладья пробивается в тыл и препятствует приближению белого короля. Непосредственная угроза матом ходом Сe6—h3 была бы неправильна, из-за хода Лc3—c1, и нелогична, т.к. слон нужен для поддержки будущей проходной пешки. Напр., 1. . . . Сh3; 2. Лc1, Лd2; 3. Лb1, a5; 4. Сc6, b4; 5. ab, ab; 6. Сg2 и теперь c4 нуждается в защите.
2. Крg1—g2 a7—a5
3. Лc3—c2 b5—b4
4. a3 : b4 a5 : b4
5. Сe4—f3 Лd1—b1
6. Сf3—e2 b4—b3
Здесь решающее значение приобретает образующаяся проходная пешка. Если 7. Лc2—c3, то Л : b2; 8. С : c4; Лc2 и черные выигрывают. Мы начинаем понимать, как важен каждый ход; если бы теперь пала пешка c, то партия окончилась бы в ничью.
7. Лc2—d2 Лb1—c1
8. Сe2—d1 c4—c3
9. b2 : c3 b3—b2
10. Лd2 : b2 Лc1 : d1
Черные выиграли фигуру. Их дальнейшая стратегия базируется на связывании неприятельских фигур.
11. Лb2—c2 Сe6—f5
12. Лc2—b2 Лb1—c1
13. Лb2—b3 Сf5—e4+
Если f2—f3, то Лc2+
14. Крg2—h3 Лc1—c2
15. f2—f4 h7—h5
Выигрыш обеспечен.