Лекция 1.

Принято, обычно, начинать с определений, но я уверен, что все вы хорошо знакомы, в главных частях, с историей, и с правилами, и с характерными особенностями шахматной игры, и что, поэтому, вы позволите мне сразу, так сказать, броситься «in medias res». Шахматы были представляемы, или, лучше сказать, были ошибочно представляемы, только, как игра, то-есть, как вещь, которая не может хорошо служить серьезной цели, а создана лишь для развлечения в часы досуга. Если бы они были только игрой, шахматы никогда не пережили бы тех серьезных испытаний, которым отчасти подвергались за долгое время своего существования. Некоторые горячие энтузиасты возвеличивали шахматы, как науку или искусство. Они — ни то, ни другое; но их главное характерное свойство — это, кажется, то, что доставляет высшее наслаждение человеческому интеллекту, а именно — борьба. Правда, это не борьба, возбуждающая нервы грубых натур, где льется кровь, и где удары оставляют свои видимые следы на телах борющихся, но борьба, в которой владычествует безраздельно — научный, художественный, чисто умственный элемент. С этой точки зрения шахматная партия является гармоничным целым, эскиз которого я буду стремиться набросать перед вами в этой серии лекций.

Принадлежности шахматной игры — доска, разделенная на 64 равных квадрата и два лагеря войск (пешек и фигур). Значит, мы имеем большое преимущество перед полководцем, который ведет армию в поход, — мы знаем, где найти неприятеля, мы знаем силу, которая находится в его распоряжении. Мы имеем приятную уверенность, что, по крайней мере, в отношении размера армии — мы равны с нашим противником. Однако, несмотря на это, наш первый шаг будет в точности аналогичен первому шагу главнокомандующего армии. Прежде всего мы мобилизуем наши войска, чтобы сделать их готовыми к действиям и постараемся овладеть важными дорогами и пунктами, которые еще никем не заняты. Эти действия, как мы дальше увидим, как общее правило, требуют не более шести ходов. Если мы упустим это сделать, наш противник воспользуется представившимся ему преимуществом, атакует какой нибудь жизненный пункт и раньше, чем мы сможем собрать свои войска, сражение уже будет окончено. Позвольте теперь мне для иллюстрации моих утверждений обратиться к нескольким коротеньким хорошо известным партиям, на которых очень легко проследить ошибки и наказание за них.

Белые.   Черные.

1. e2—e4   e7—e5

2. Кg1—f3   d7—d6

3. Сf1—c4   h7—h6

До сих пор, за исключением последнего хода черные играли вполне хорошо.

Они открыли линии для своих слонов и для своего ферзя и теперь должны были вывести своего ферзевого коня на c6. Вместо этого, опасаясь какой-то преждевременной атаки, они без всякой надобности делают ход, который не прибавляет силы ни одной из их фигур.

4. Кb1—c3   Сc8—g4

Ошибка. Сначала нужно выводить коней, затем уже слонов.

5. Кf3 : e5   Сg4 : d1

6. Сc4 : f7+   Крe8—e7

7. Кc3—d5× Мат.

Вот еще песенка на тот же лад.

Белые.   Черные.

1. e2—e4   e7—e5

2. Кg1—f3   Кg8—f6

3. Кf3 : e5   Кb8—c6

Черные, очевидно, верят в принцип скорейшего развития фигур и даже пренебрегают взятием белой королевской пешки, чтобы выиграть время.

4. Кe5 : c6   d7 : c6

5. d2—d3   Сf8—c5

6. Сc1—g5   . . . . .

Ошибка. Белые должны были защищаться от угрозы Кf6—g4 — ходом Сf1—e2. Теперь происходит катастрофа.

6. . . . . .   Кf6 : e4

7. Сg5 : d8   Сc5 : f2+

8. Крe1—e2   Сc8—g4×

Другой вариант.

Белые.   Черные.

1. e2—e4   e7—e5

2. f2—f4   e5 : f4

Белые, с целью форсировать развитие, жертвуют пешку. Основательно это или нет — мы не будем разбирать в настоящее время.

3. Сf1—c4   Фd8—h4+

4. Крe1—f1   d7—d5

Прекрасный ход. Черные также жертвуют пешку, облегчая вывод своих фигур.

5. Сc4 : d5   g7—g5

6. Кg1—f3   Фh4—h5

7. h2—h4   . . . . .

Хороший ход, благодаря которому входит в игру ладья белых. Однако, атака на пешку черных в настоящее время только кажущаяся, так как и конь белых и их ладейная пешка связаны.

7.  . . . . .   h7—h6

Черные должны были развить фигуру, в данном случае слона f8 на g7. Это упущение будет стоить им партии.

8. Сd5 : f7+   Фh5 : f7

не 8. Кр : f7, по причине 9. Кe5+

9. Кf3—e5   Фf7—g7

10. Фd1—h5+   Крe8—e7

11. Кe5—g6+   Крe7—d8

12. Кg6 : h8   Фg7 : h8

13. h4 : g5   . . . . .

Теперь белые имеют две пешки и ладью в превосходной позиции, против двух легких фигур, тогда как все фигуры черных еще не развиты, а их король в небезопасном положении. Поэтому между приблизительно равносильными игроками исход партии решен в пользу белых.

Теперь позвольте мне перейти к ходам, которые часто встречаются в так называемых закрытых партиях.

1. e2—e4   e7—e6

2. d2—d4   d7—d5

3. Кb1—c3   Кg8—f6

4. Сc1—g5   Сf8—e7

Черные должны были сначала разменяться пешками и затем уже вывести слона на e7. Таким способом они получили бы неприступное положение.

5. Сg5 : f6   Сe7 : f6

6. Кg1—f3   0—0

Черным нет надобности рокировать так рано. Их первой заботой должно быть развитие ферзевого фланга. Например 6. . . . de; 7. К : e4, Кbd7; 8. Сd3, b6; 9. 0—0, Сb7 — было бы, если не самым лучшим, то во всяком случае, совершенно безопасным планом развития.

7. Сf1—d3   b7—b6

8. e4—e5   Сf6—e7

9. h2—h4   . . . . .

Белые последовательно стараются вести атаку против королевского фланга черных.

Фигуры ферзевого фланга черных имеют такое малое значение на действительной арене сражения, что партия их уже значительно скомпрометирована.

9. . . . . .   Сc8—b7.

Единственным, сравнительно безопасным, ходом было бы Сc8—a6.

10. Сd3 : h7+   Крg8 : h7

11. Кf3—g5+   Крh7—g6

Если вместо этого 11. . . . Крg8, то 12. Фh5, С : g5; 13. hg, f6; 14. g6 и мата нельзя предотвратить.

12. Кc3—e2   Сe7 : g5

13. h4 : g5   f7—f5

Если Ф : g5, то 14. Кf4+, Крf5; 15. Фd3+, Крg4; 16. Фh3+, Кр : f4; 17. Фf3×.

14. g5 : f6   Крg6—f7

15. Кe2—f4   Лf8—h8

Чтобы защититься от хода белых Лh7. Но защита эта фиктивна, и жестокий враг не дает ни минуты покоя.

16. Фd1—g4!   Лh8 : h1+

17. Крe1—d2   g7 : f6

Что могут делать черные? Если Лh7, то 18. Ф : e6+, Крf8; 19. Кg6×.

18. Фg4—g6+   Крf7—e7

19. Фg6—g7+   Крe7—e8

20. Фg7—g8+   Крe8—e7

21. Фg8 : e6+   Крe7—f8

Сначала белые оттесняют короля черных на самое опасное место и затем уже следует заключительный удар.

22. Лa1 : h1   Крf8—g7

23. Лh1—h7+    Крg7 : h7

24. Фe6—f7+    Крh7—h8

25. Кf4—g6×

Если мы снова бросим критический взгляд на те немногие варианты, которые выше рассмотрели, то мы должны быть поражены одним обстоятельством, именно тем, что проигрывающая сторона имеет большую часть своей армии на таких позициях, где она не принимает никакого участия в разрешении решающих вопросов. Эта армия могла бы с таким же успехом стоять не на доске, а где-нибудь в любом другом месте. Согласно моего собственного опыта за доской и, я думаю, согласно установленных фактов, я следующим образом формулирую правила развития фигур:

I. В начале партии (в дебюте) не двигайте никаких других пешек, кроме королевской и ферзевой.

II. Не ходите в начале партии (в дебюте) дважды одной и той же фигурой, но ставьте ее сразу на правильное место.

[В своей практике я всегда находил, что самая сильная позиция для коней — это третья линия — f3, c3, f6, c6 — где они имеют превосходное действие; для королевского слона — лучшая позиция — на его первоначальной диагонали (f1—a6, f8—a3); если он не подвергается размену, то на c4 и c5].

III. Выводите коней ранее развития слонов, в особенности ранее ферзевого слона.

IV. Не связывайте королевского коня противника (ходами Сc1—g5, Сc8—g4) до рокировки его короля.

В отношении правила I, иногда, в особенности, в дебютах ферзевой пешки, вы найдете, что лучше продвинуть пешку ферзевого слона (c) на два хода раньше, чем загородить ее ферзевым конем. Это, однако, единственное исключение, в котором оправдывается безусловно нарушение только что изложенных правил. Вы видите таким образом, что, согласно с изложенным планом вся мобилизация требует шести ходов: два на развитие пешек, два — на коней и два — на слонов. Правда, вы можете быть принуждены потратить некоторое время в начале партии (дебюте) на размен пешек или фигур, или может встретиться необходимость сделать один или два защитительных хода, но действительная работа по мобилизации может быть закончена не более, как в шесть ходов, посвященных этой цели.

Дополнения.

Можно заставить противника уклониться от вышеуказанных принципов, если самому играть против правил; большой, однако, вопрос, можно ли себе позволить такую роскошь, и не даст ли она в конечном счете, несмотря на самую лучшую игру, плохое положение. В королевском гамбите после ходов 1. e2—e4, e7—e5, белые, играя 2. f2—f4, уклоняются от правил. Черные могут, не считаясь с этим, продолжать планомерно свое развитие ходом 2. . . . d7—d5; 3. e4 : d5. Правда, в этом случае они вынуждены ходом 3. ... e5—e4 терять ход пешкой (также против правил), однако, им удается зато захватить в свои руки инициативу.

И в ферзевом гамбите 1. d2—d4, d7—d5; 2. c2—c4, e7—e6; 3. Кb1—c3, Кg8—f6 белые часто перед рокировкой играют Сc1—g5, чтобы не запереть своего слона ходом e2—e3; тогда белые вслед за сим занимают ходом e2—e3 очень крепкое положение; однако преимущества у них не видно, наоборот черным при правильной игре удается через несколько ходов добиться полного равенства в положении. В последнее время вошло в моду «фианкеттирование» слонов, т.е. развитие их на g2, g7, b2, b7; быть может не легко играть против такой системы, но и здесь могут служить вышеуказанные правила. Как пример я даю следующую последовательность ходов: 1. Кg1—f3, d7—d5; 2. c2—c4, c7—c6 (защита и нападение); 3. b2—b3, Кg8—f6; 4. Сc1—b2, Сc8—f5; 5. g2—g3, e7—e6; 6. Сf1— g2, Кb8— d7; 7. 0—0, Сf8—d6; 8. d2 — d3, e6—e5. Черные стоят не плохо. Они сделали ход c7—c6, следовательно коню предназначалось место d7, а поэтому предпочтительно развитие слона Сc8—f5 до выхода коня. Можно к правилам добавить для об‘яснения следующее: наиболее важные для дебюта поля, это поля центральные e4, e5, d4, d5, и наиболее слабые f2, c2, f7 и c7; кто на этих полях получает перевес, тот в дебюте стоит лучше. Все прочее — дело середины игры и концов, которые должны, в общем, являться логическим следствием дебюта.

Приведенные выше рассуждения оставляют открытым вопрос, как наказывается уклонение от правил. Разобрать в этом месте этот вопрос исчерпывающе, было бы с методической точки зрения неправильно; несколько намеков выше даны; этого должно быть пока достаточно. Методический разбор этого вопроса последует в главах, посвященных стратегии нападения и защиты.