Дороговизна перевозки вследствие отсутствия хороших путей сообщения, редкость населения, континентальность страны — не могли способствовать развитию промышленности и техники даже в XVIII в.
Но все же русская техника XVII в., как и сама жизнь, в эту эпоху содержит много оригинального, как об этом свидетельствуют путешественники-иностранцы.
О том, как путешествовали по Руси в XVII в., мы имеем много описаний, и наших соотечественников, и иностранцев.
Так, Павел Алеппский, сопутствовавший антиохийскому патриарху, приезжавшему в первой половине XVII в. в Россию, пишет: «До чего трудны и узки здешние дороги… Непролазная грязь… Дорогу часто заслоняют упавшие деревья, которые столь велики, что никто не в силах их разрубить или отнять прочь… Когда подъезжала повозка, то колеса приходилось подымать на эти деревья… Повозка падала с такой силой, что у нас в животе разрывались внутренности»…
Плохие дороги, подобно тому как это было на Западе в средние века, заставляли даже богатый класс совершать путешествия верхом или дожидаться зимы, когда первопуток был особенно благоприятен для дальних путешествий на санях. Вообще сани — любимый экипаж русского человека XVI–XVII вв. Невеста даже летом выезжала в церковь в санях. Лошадью редко правили при помощи вожжей. Обычно кучер сидел верхом на лошади. Вот что пишет иностранец Таннер (бывший в Москве в 1678 г.) о выезде русской боярыни:
«На лошади находился парень в косматом полушубке (дело было летом. — В. Л.), босоногий. В экипаже сидела дородная госпожа в широкой, нигде не стянутой одежде и так густо набеленная, что с первого взгляда можно было подумать, что лицо ее обсыпано мукой. В ногах у нее помещалась служанка, заменявшая скамейку для ног»…
Иностранцы указывают на другие особенности русских путей сообщения: на редкость населения и отсутствие постоялых дворов. Англичанину Дженкинсону, посетившему Москву в 1557 г. при путешествии от Холмогор до Вологды по Двине не пришлось побывать ни в одной избе. Путешественники останавливались на берегу реки под открытым небом и здесь готовили пищу из запасов, взятых с собой. Дженкинсон советует всякому, предпринимающему поездку по России, непременно иметь при себе топор, огниво с трутом, котел и пищу на всю дорогу, потому что всего этого обыкновенно нельзя достать. Путешественнику грозила, кроме того, опасность от хищных зверей, а еще более от лихих людей, которые промышляли по большим дорогам.
Рис. 120. Выезд знатной особы в XVII веке.
Московское правительство еще в XVI в., желая облегчить торговлю, которую оно вело, а также для лучшего управления государством и для охраны границ, создало — «ямы». «Ям» и «ямщик» — слова татарские. «Ям» (исковерканное слово «дзям») значит дорога, ямщик — значит «проводник». Ямы, или ямщичьи стойки, получили большое распространение в XVI в.
Иностранец Герберштейн, посетивший Москву в 1517 г. и в 1526 г., следующим образом описывает свой переезд:
«Когда я ехал наскоро из Великого Новгорода в Москву, то начальник почт, который на их языке называется „ямщиком“, заботился, чтобы ранним утром мне приводили, когда тридцать лошадей, а иной раз 40 и 50, когда мне нужно было не более двенадцати. Поэтому каждый из нас брал такого коня, который казался ему подходящим. Потом, когда эти лошади уставали и мы приезжали на пути к другой гостинице, которая у них называется „ямом“, нам немедленно меняли лошадей, оставляя прежнее седло и уздечку».
Повинность выставлять к ямам, ямская езда на таком пути, как Москва — Ленинград, просуществовала вплоть до открытия Николаевской (теперь Октябрьской) железной дороги.
В XVII в. — в 1666 г., по почину знаменитого Ордына-Нащокина, была заведена в Московии почта для пересылки государственных бумаг и частной переписки торговцев. Эта почта направлялась на Запад.
В 1693 г. по просьбе английских и голландских купцов была учреждена почта от Москвы до Архангельска, через Ярославль и Вологду. Это имело огромное значение для развития мануфактуры в Ярославле, несмотря на то, что почта ходила всего раз в неделю.
12 ноября 1698 г. выходит указ об организации почт с Москвы во все сибирские города до Якутска и Нерчинска. Почта ходила три раза в месяц.
Таковы были сухопутные пути. В XVII в. в торговле, при перевозке партий товаров, предпочитали переезды водным путем.
На выставке в Московском Историческом музее имеется интересная карта торговых путей, где показаны также важнейшие водные пути XVII в. торговых людей при переправке товаров с Востока — из Персии, Индии, Турции и пр. — и с Запада — из Англии, Голландии, Германии и пр.
В качестве двигательной силы для судов служили либо парус, либо весла, либо бечева, которую тянули люди, шедшие по берегу. Вот почему уже в XVI в. наблюдается «канатное производство». На выставке имеется гравюра, воспроизводящая технику этого производства. И здесь, как и в других производствах, русское канатное производство XVI в. носило кустарный характер.
Первый русский корабль («Апостол Петр») был спущен 26 апреля 1696 г., а 27 мая 1696 г. русский флот впервые вышел в Азовское море.