Многоглаголание есть седалище, на котором тщеславие любит являться и торжественно себя выставлять. Многоглаголание есть признак неразумия, дверь злословия, руководитель к смехотворству, слуга лжи, истребление сердечного умиления, призвание уныния, предтеча сна, расточение внимания, истребление сердечного хранения, охлаждение святой теплоты, помрачение молитвы. [11, 2]

Молчание Иисусово постыдило Пилата; и безмолвие уст благочестивого мужа упраздняет тщеславие. [11, 6]

Утесняй чрево воздержанием, и ты возможешь заградить себе уста; ибо язык укрепляется от множества снедей. Всеми силами подвизайся противу сего мучителя и бодрствуй неослабным вниманием, наблюдая за ним; ибо если ты хотя мало потрудишься, то и Господь тотчас поможет. [14, 23]

Не старайся многословить, беседуя с Богом, чтобы ум твой не расточился на изыскание слов. Одно слово мытаря умилостивило Бога, и одно изречение, исполненное веры, спасло разбойника. Многословие при молитве часто развлекает ум и наполняет его мечтаниями, а единословие обыкновенно собирает его. [28, 10]

Ложь

Железо и камень, соударяясь, производят огонь; многословие же и смехотворство порождают ложь. [12, 1]

Ложь есть истребление любви, а клятвопреступление есть отвержение от Бога. [12, 2]

Никто из благоразумных не сочтет ложь за малый грех, ибо нет порока, против которого Всесвятой Дух произнес бы столь страшное изречение, как против лжи. Если Бог погубит вся глаголющия лжу (Пс. 5:7), то что постраждут те, которые сшивают ложь с клятвами? [12, 3]

См.ГОРДОСТЬ. [12, 6]

Кощунство

Петр Апостол изрек слово и потом плакался горько, забыв изречение Псалмопевца: рех сохраню пути моя, еже не согрешати ми языком моим (Пс. 38:1), и слово другого мудрого мужа: « Лучше пасть с высоты на землю, нежели от языка » (Сир. 20:18). [11, 7]

Когда выходишь из своего уединения, храни язык твой, ибо он может в малое время расточить плоды многих трудов. [27, 81]

От многословия, кощунства и молвы истребляется плач. [7, 5]

Леность, расслабление души, дряхлость ума

Малый огонь часто истребляет все случившееся вещество, и малая скважина (леность) расточает весь труд наш. [26, 97]

Как невозможно по естеству прожить без пищи, так и до конца жизни невозможно ни на минуту предаваться нерадению. [26, 222]

См.УНЫНИЕ. [6, 13]