Статистика населения; церкви; училища; библиотеки.
Оренбург в настоящее время занимает весьма, обширную площадь: он находится под 51° 45′ сев. шир. и 72° и 46′ вост, долг., в 2171 верст. от Петербурга и 1497 верст. от Москвы; число жителей в нем, по последним статистическим сведениям, определено в 35,969 чел. обоего пола, кроме войск и учащихся. По сословиям, главный процент населения представляют мещане, 9072 д. обоего пола; затем, отставные солдаты, их жены, вдовы и дети, 6714 д. обоего пола; купцов 1375 д. обоего пола; дворян потомственных и личных 3595; сельских сословий до 5000 д.; есть и неизвестного происхождения 555 человек; киргиз и башкир жителей всего 335 чел. По вероисповеданию, православных считается 28784 чел. обоего пола; единоверцев 292; раскольников 856; католиков 278; магометан 4735 и евреев 716 человек; есть и неизвестного вероисповедания 64 чел. Учащихся в Оренбурге, по сведениям за 1875 год, считалось в военной и гражданской гимназиях 579 чел,; в женской гимназии 225 чел.; в одной военной прогимназии 249 чел.; в одной женской прогимназии 145 и институте 83; в уездном, приходских и духовном училищах 710; юнкерское училище и фельдшерская школа имеют до 370 учащихся; частные учебные заведения и детский приют 365 и казачье училище до 250 чел.; так что общая цифра учащихся доходит до 3000 чел. обоего пола. Войска, квартирующие в Оренбурге, составляют местный баталион, один линейный баталион, башкирский дивизион, казачий полк, одна казачья баттарея и артиллерийская команда. В городе находятся: казенных, общественных, церковных и частных до 300 каменных и 2800 деревянных домов; около 600 каменных и 500 деревянных лавок и один театр; церквей в городе считается: православных и каменных (в том числе 2 собора) и 3 деревянных; монастырей 2; раскольнических молелень 2; магометанских мечетей 2 каменн. и 1 дер.; и протестантская церковь и 1 римско-католическая. Евангелическое исповедание открыло свое публичное богослужение здесь со 2-й половины прошедшего столетия, при военном губернаторе Рейнсдорфе, и находящийся при кирке пастор считается при штабе военного округа; римско-католическое-же богослужение начато по ходатайству военного губернатора Перовского. Ксендз тоже находится при штабе округа и получает казенное содержание. Из православных церквей здесь более замечательны: церковь Св. Троицы; она первоначально была деревянная и освящена в 1774 г., во время осады Оренбурга Пугачевым; в 1783 году она была сломана и построена каменная; но чрез 4 года сгорела и возобновлена в 1801 году; церковь Вознесения Господня, на вратах гостинного двора, построенная по ходатайству оренбургского губернатора, тайного советника Неплюева, в 1750 году; о церкви св. Петра и Павла, — вследствие того, что, вопреки уставам православной церкви, алтарь ее обращен не на восток, а на юго-восток, — существует народное предание, что, будто бы, самое здание первоначально, в XVIII веке, назначалось для лютеранской, католической или армянской церкви, что при Неплюеве в Оренбурге переселилось очень много астраханских армян, но потом разъехались, оставя церковь недостроенною, без алтаря, верха и колокольни. В конце XVIII века, оренбургские жители желали это недостроенное здание сделать церковью; но духовное начальство, по той причине, что здание обращено на юго-восток, долго не соглашалось дать разрешения, и только по ходатайству губернатора Бахметева, здание это в 1800 году разрешено обратить в церковь, во имя апостолов Петра и Павла, для оренбургского драгунского полка, у которого и полковой образ был в честь этих святых. С тех пор, церковь эта получила назначение военной церкви. Освящена эта церковь в октябре 1809 года, В этой церкви хранятся трофеи оренбургских войск, состоящие из 33-х знамен, отбитых у коканцев и бухарцев в 1833—1867 годах, при взятии крепостей Ак-Мечети и Ташкента; все они из разноцветных бухарских шелковых материй; одно с арабскою надписью; на верху знамен лошадиные хвосты и посеребренные булавы. В ограде церкви, за алтарем, в 1833 году погребен, по желанию жителей Оренбурга, бывший оренбургский генерал-губернатор, граф Сухтелен. Говорят, что при управлении краем гр. Перовским, Святейший Синод возбудил переписку о перенесении могилы гр. Сухтелена из ограды городской церкви на кладбище, как потому, что граф Сухтелен был лютеранин, так и потому, что указом 24-го декабря 1771 года кладбища при городских церквах уничтожены; но сильный своим влиянием и замечательный умом, граф Василий Алексеевич Перовский не только не исполнил требования Синода, но в очень резком ответе дал свое заключение, что память о таком заслуженном государственном деятеле, как гр. Сухтелен, должна быть так священна, чтобы никогда не возбуждать вопроса об удалении праха его с того места, которое было единодушно избрано всеми сословиями городского общества. Так дело это и кончилось. Введенский собор, на берегу р. Урала, построен на казенный счет в 1756 году; в 1859 году, с открытием в Оренбурге архиерейской кафедры, собор сделан кафедральным; к этому собору принадлежит еще собор летний, также на берегу р. Урала; в этом соборе, при входе, с правой стороны, погребена 5-тилетняя дочь бывшего губернатора Волкова, Елизавета. Другие церкви здесь не представляют в историческом отношении особенного интереса; вообще все они весьма бедны благолепием, особенно собор.
К чести Оренбурга можно отнести его учебную обстановку. В городе находятся, как читатель видел выше, столько удобных заведений, как мало бывает в наших губернских городах; здесь есть одна книжная лавка, две частных библиотеки, очень порядочная и довольно большая библиотека казачья, с платою за право чтения в ней 5 р. в год, небольшая библиотека при отделе географического общества, при юнкерском училище и при окружном штабе; но, бесспорно, лучшая и полнейшая библиотека — при военной гимназии. Отличное содержание, порядок, выбор книг и полнота этой библиотеки могут поставить ее на ряду с лучшими библиотеками; очень жаль только, что она не предоставлена пользованию общества и составляет, как мебель, исключительную принадлежность гимназии; мне кажется, что абонементная плата за право чтения, кроме пользы обществу, дала-бы возможность еще более усилить, самую библиотеку и сделать ее лучше. В городе находятся статистический комитет и отдел Императорского русского географического общества. Публика оренбургская, особенно та часть ее, которая живет более замкнутою жизнию, очень много читает. Статистика выписываемых журналов и газет, собранная мною за прошедший год, представляет следующие результаты: всего здесь выписывается до 800 экз. журналов и до 450 экз. газет. Главный % газет остается за: «Русским Миром», 64 экз., «Новое Время», 52 экз., «С.-Петерб. Ведом.», 21, «Русск. Инвал.» 34, «Голос», «Биржев. Вед.» и «Москов. Вед.». Из журналов первое место занимают: «Нива», 79, «Отечеств. Записки», «Вестник-Европы», 29, затем — «Дело» и «Всемирная Иллюстрация». История педагогии в Оренбурге относится к 1825 г. Кажется, первым рассадником просвещения было открытое в том году оренбургское Неплюевское военное училище; так как это было первое воспитательное заведение и служило, так сказать, родоначальником образования в крае, то не безинтересно будет сказать несколько слов о возникновении этого заведения. Оно основано в 1825 году, имея преимущественною целью сближения азиатцев с русскими. В истории развития и укрепления нашего влияния в средней Азии было бы несправедливо отрицать хотя некоторую долю значения оренбургского Неплюевского военного училища, комплектовавшего втечении нескольких десятков лет офицерами исключительно войска Оренбургского края, наполнявшего значительную часть административных мест в степи и вносившего, чрез своих инородческих питомцев, первые семена цивилизации в среду местных номадов.
Первоначальная мысль об учреждении в Оренбурге военного училища принадлежит Государю Александру I и относилась к лучшим временам Его царствования, временам многих полезных реформ. Еще в 1801 году Государь выразил, в рескрипте оренбургскому губернатору Бахметьеву, желание иметь в Оренбурге дворянское военное училище; но Неплюев для основания здесь училища собирал еще в 1744—1745 году пожертвования, и только в 1806 году желание Государя принялся осуществлять военный губернатор, князь Волконский; ему-же принадлежит мысль связать имя Неплюева с именем заведения, об основании которого он хлопотал, но неизвестно, почему он не осуществил своего желания. На предложение Волконского, родственники Неплюева прислали 21,000 р. ассигнациями; затем, была открыта подписка, доставившая еще до 152,000, но самое утверждение проэкта состоялось не ранее, как в 1824 году, во время управления краем генерала Эссена, а открыто оно лишь в 1825 году; состав воспитанников был определен в 40 чел. и столько-же приходящих. Первым директором этого первого в крае заведения был инженер-подполковник Генс, один из умнейших и замечательнейших деятелей в крае. Первой особенностью в курсе заведения было введение неположенных в число предметов, поименованных в Высочайше утвержденном положении заведения, французского и немецкого языков, что, конечно, объясняется господствующею в то время в современном обществе маниею. Применение этой господствовавшей моды воспитания к ученикам Неплюевского училища было, однако, очень трудно; один из очевидцев говорит, что не только тогда, но и в позднейшее время, училищу приходилось выдерживать не мало трудностей в приучении, так сказать, своих питомцев к школе, не говоря уже о том, что самые звуки русского языка, для большинства поступавших в училище, были совершенно чуждыми. Предубеждение против училища было настолько велико в среде туземного инородческого населения, что при открытии училища приходилось прибегать почти к насильственным мерам для привлечения в него учащихся. Полицейские служителя ходили по домам и собирали сведения о том, нет ли там детей, которых можно-бы отдать в училище. Матери тщательно скрывали своих детей, как-бы оберегая их от какой-то грозящей им гибели. Старики и муллы, отпуская детей, напитывали их убеждениями, что их ведут на мученье, что каждого из них будут держать как лошадей в стойле, что их станут наказывать, сажая в бочку с железными гвоздями.
Один из бывших воспитанников уверяет, что подобное предубеждение было не столько из невежественности и фанатизма, сколько из того, что в существующей в то время в Оренбурге школе кантонистов, которая пополнялась, преимущественно, евреями из западных губерний, розга заменяла все педагогические приемы и была самым важным стимулом для возбуждения прилежания и поддержания порядка. Жестокости наказаний в этом училище обращали на себя всеобщее внимание и были ужасны по рассказам, а к этому еще примешалась и ревность законоучителя этой школы к обращению еврейских мальчиков в православие. Трудно согласиться, однако, с тем, чтобы строгости училища кантонистов были пугалом для поступления в Неплюевскую гимназию — бывшее училище; то было время, то были нравы, когда слово гуманность не имело никакой гражданственности ни в обществе, ни, особенно, в школах, и розги, действительно, были тогда стимулом всего, всего... Что тот-же стимул действовал и в Неплюевском училище, в этом нет никакого сомнения, как нет сомнения и в том, что тот-же стимул действовал даже в очень недавнее время и, преимущественно, по субботам; это памятно, вероятно, воспитанникам еще очень недавних выпусков. В 1830 году, вновь назначенный главным начальником края, гр. Сухтелен, обозревая Неплюевское военное училище, нашел в учебной его части, как он сам выразился, «настоящее вавилонское столпотворение», а потому и признал нужным дать учебному курсу его другую организацию; но свидетели говорят, что между воспитанниками были такие субъекты, что начальство не могло с ними справиться; они причиняли обиды посторонним лицам, и, в особенности, не безопасно было проходить мимо окон училища; главные шалуны были инородцы, дерзость которых доходила до того, что учителя не всегда чувствовали себя совершенно безопасными в классе, во время урока; на одном, например, преподавателе мусульманского закона, мулле, воспитанники, во время урока, в классе, устроили катанье верхом и начальство вынуждено было принять строгие меры: 4 воспитанника переведены были в баталион военных кантонистов, и розга надолго получила первенствующее и видное место в системе исправления нравственности и поведения воспитанников; в настоящее время заведение это представляет отрадное явление, в отношении порядка и системы воспитания детей.