Огромное большинство памятников искусства, относящихся к древнекаменному веку и переходной эпохе к новокаменному веку, изображает главным образом животных, реже людей и еще реже растения. Тесная связь животных с существованием первобытных людей отразилась на выборе сюжетов первобытных художников.

В это время главным источником, доставляющим средства к существованию, была охота, которая давала не только мясо, но также шкуры, идущие на приготовление одежды, и кость с рогом, из которых выделывались необходимые орудия.

Поэтому как у современных охотничьих народов, так и у первобытных подготовка к охоте, заключающаяся в выработке специальных приспособлений (копьеметателей, гарпунов, луков и пр.), приемов и способов ведения охоты, поглощала все время и все силы.

В настоящее время у бушменов, стоящих на низком уровне развития, одним из способов, обеспечивающих удачную охоту, считается изготовление изображений животных. Бушмены верят, что путем воспроизведения животных они получают власть над ними и этим содействуют удаче на охоте. Нередко перед отправлением на охоту перед подобными изображениями совершаются таинственные обряды, сопровождаемые танцами.

Первобытная живопись несомненно имела магический характер. На это указывают изображения животных с нарисованными на них стрелами, как бы заранее намечающими место, в которое должна попасть стрела и поразить животное.

По видимому в первобытные времена перед изображениями животных совершались обряды с танцами. В пещере Тюк д'Одубер (Франция) открыто пещерное святилище со статуэтками и контурными рисунками животных; на полу пещеры обнаружены следы ног и пяток танцевавших здесь первобытных людей.

Другой способ достижения удачной охоты состоял в переодевании в животных.

В настоящее время в Северной Америке индейцы, отправляясь на охоту, надевают на себя звериные шкуры, чтобы походить на животных. Для охоты на антилопу охотник закутывается в шкуру антилопы, а чтобы походить на тюленя, надевает маску тюленя.

Танцующие фигуры в звериных шкурах и в масках серн, выгравированные на «начальническом жезле», найденном в Абри Межа (Франция), являются отголоском подобного переодевания охотников в животных с целью достижения удачной охоты.

Форма первобытного хозяйства и образ жизни охотничьих племен оказали свое влияние на характер первобытного творчества. Большая часть художественных произведений, кроме непосредственно эстетического значения, имела практическую цель и возникла в связи с этой целью.

Иллюстрации к повести «Кремень и кость» представляют собою репродукции памятников каменного века, найденных в пещерах и стоянках первобытных людей Западной Европы (Испании, Франции, Германии и Швейцарии) и России. Нами приведены образцы всех видов палеолитического искусства: стенная живопись, гравировка по кости, рогу и камню и скульптура из кости и глины.

Южная Франция в области Верхней Гаронны, вдоль северного склона Пиренейских гор, изобилует пещерами с замечательной стенной живописью.

Наиболее обширная из открытых во Франции пещер — Нио — находится в долине реки Ви де Со, притока Арьеж, на высоте 90 метров над уровнем воды. Длина ее доходит до 1 200 метров. От входа идет длинная галерея над берегами подземного озера, оканчивающаяся большой залой с мраморными стенами. На гладкой желтоватой поверхности мрамора отчетливо видны изображения животных, нарисованных исключительно черной краской, в виде контуров, без штрихов. На некоторых животных или около них нарисованы стрелы красной краской (стр. 59, зубр со стрелами на боку).

Всего открыто 35 зубров, 10 лошадей, 3 горных козла и 2 оленя. Длина изображений колеблется от 25 см. до 1,5 метра.

На глиняном дне пещеры, благодаря сильному затвердению глины, сохранилось два контурных рисунка — зубра и рыбы.

Другая пещера в Арьеже, на речке Лауин Марсула, доходит до 60 метров длины. На стенах пещеры изображены дикие лошади, зубры, горные козлы и олень. Часть рисунков вырезана на камне (напримерстр. 167, лошадь или зебра), часть нарисована красками. Зубры, изображенные настранице 30, выполнены красными точками и доходят до 1 метра в длину.

По соседству с пещерой Нио находится пещера Тюк д'Одубер (близ Монтескье). Эта пещера представляет сложную сеть переходов и зал. На стенах ее вырезаны и частью покрыты красками фигуры животных: мамонта, благородного оленя, северного оленя, лошадей и зубров.

В малодоступной верхней галерее, наверху очень узкого прохода, уходящего ввысь, открыто прекрасное изображение двух зубров, вылепленных из глины. Длина каждого достигает 60 см. (стр. 185 ).

Рядом с Тюк д'Одубер находится пещера «Трех братьев». На одной из стен ее, под самым потолком, обнаружена фантастическая фигура получеловека, полузверя, нарисованного красками. Место, где помещен рисунок, почти недоступно; только при известной ловкости можно забраться туда по выступам стены.

Пещерный художник, должно быть, во время рисования пользовался какой-нибудь лестницей или подмостками. Фантастическая фигура (страница 110 ) изображена с головою совы, украшенной оленьими рогами, с длинной бородой и волчьими ушами; туловище покрыто шкурой; хвост лошадиный, две медвежьи лапы и две человеческие ноги. По мнению некоторых ученых, данная фигура изображает замаскированного колдуна или божество охотничьих народов.

Стенная живопись открыта также в департаменте Дордонь. Особенно много было сделано открытий на реке Везере. Недалеко от Лез Эйзи находится знаменитая пещера Фон де Гом (стр. 16 ) на высоте 20 метров над долиной. От входа пещеры идет узкий проход длиною в 65 метр., оканчивающийся обширной залой в 60 метр. длины. Стены ее покрыты изображениями животных не только внизу, но и на высоте 4 метров. По рисункам Фон де Гом можно проследить развитие живописи от грубых контурных рисунков до многоцветных изображений. Гравировка на камне редка и обычно дополнена черной краской, придающей отчетливость контурам. Художники нередко пользовались естественными неровностями поверхности камня для сообщения рисункам большей рельефности. Большинство рисунков исполнено красной, коричневой и черной красками. Фигуры животных достигают 2 1 / 2 метров длины, но некоторые незначительного размера — в 50 см. Животные расположены рядами друг за другом. Всего открыто около 50 зубров, 3 мамонта, 5 оленей, 4 лошади, 3 антилопы, 1 волк и 1 носорог. Кроме животных имеются различные геометрические узоры, напоминающие по очертанию хижины (страница 84 ) и лестницы.

Замечательны по своему реализму следующие изображения: волк (страница 12 ), вырезанные на камне и раскрашенные красками — носорог (страница 9 ), исполненный красной краской, скачущая лошадь (страница 48 ), бык в виде черного силуэта (страница 164 ) и олени (страница 35 ). Необычайно тонко выгравирован на камне рисунок, изображающий мамонта (страница 54 ), но характеру исполнения напоминающий манеру современных художников-импрессионистов.

По соседству с Фон де Гом, в долине реки Бэн, притока Везера, находится пещера Комбарель, длиною в 225 метров, с низким потолком — высотою от 50 см. до 3 метров. Рисунки начинают появляться на стенах пещеры на расстоянии 119 метров от входа. Изображения животных исполнены исключительно гравировкой. Иногда для большой рельефности контуры обведены черной краской. С той же целью производилось выскабливание камня вокруг изображений. Больше всего обнаружено лошадей (около 40) и зубров, меньше оленей и горных козлов; как единичные образцы попадаются мамонты, пещерный медведь (страница 3 ) и пещерный лев (страница 7 ). Задняя часть льва уничтожена натечным известняком.

В области Дордонь, департаменте Ло, открыт грот Мервелль, на стенах которого найдены рисунки, своеобразные по технике выполнения. На прилагаемой репродукции (страница 53 ) изображены отпечатки человеческих рук пещерных жителей, окруженные точками, и голова лошади, нарисованная пунктирными линиями. Точки исполнены красками — черной и красной. Подобный стиль живописи считается более древним, предшествующим штриховой и полихромной живописи.

Испания, как и Франций, изобилует пещерами, сохранившими живопись на своих стенах и сводах.

В северной области, в провинции Сантандер, у Кантабрийских гор, открыта громадная пещера Альтамира, с низким потолком, украшенным, как и стены, рисунками, относящимися к разным временам, начиная с более древних контурных рисунков, кончая полихромными. Изображения животных отличаются стильностью и выразительностью и поражают прекрасным исполнением.

Многочисленны изображения зубров (страница 62 ), самка зубра,страница 19 истраница 94, зубр, много лошадей (стр. 32 ), кабанов (стр. 38 ) и ланей (стр. 107 ); есть олени и горные козлы. На потолке находится гравированное изображение (считающееся самым лучшим из всех найденных до настоящего времени) благородного оленя (стр. 166 ).

В пещерах, открытых в восточной и южной Испании, на ряду с животными, исполненными вполне реалистично, появляются сильно стилизованные человеческие фигуры, образующие нередко целые группы и сцены. Рисунки исполнены красной, коричневой и черной красками.

В провинции Альбасет, в 5 километрах от железнодорожной станции Альпера, по дороге из Валенса в Мадрид, у подножья горы Сиерры де Чинчиля, под нависшей скалой открыто убежище (место поселения каменного река) дель Венадо. Стена убежища на протяжении 7 метров в длину и 3 метров в высоту и потолок украшены рисунками. Среди животных изображены 30 коз, 26 оленей, 5 быков, 3 лани, 2 лошади, 1 лось и 7 волков.

Рисунок настр. 70 представляет часть фрески дель Венадо. В центре нарисован человек с перьями в голове, со стрелами в руках, по видимому, охотник. За его спиной виднеется фигура оленя, раскрашенная бледной краской. Наверху слева изображен охотник, отправляющийся на охоту, с луком и стрелами в руках и колчаном; голова его украшена перьями (стр. 83 — в увеличенном размере). Справа на рисункестр. 70 нарисован горный козел, внизу — быки, а между ними — бегущий человек; слева, над быком, изображены скачущие дикие козы.

В приведенной части фрески фигуры животных и охотников следует рассматривать каждую в отдельности, так как они ничем не связаны друг с другом. Настр. 50 представлена другая часть фриза, изображающая целую сцену охоты на оленей. Настранице 74 мы видим охотника и лань в лежачей позе. Женские фигуры встречаются реже мужских. На рисункестр. 137 женщины одеты в длинные юбки с обнаженной верхней частью туловища. Голова одной из них украшена перьями. Всего человеческих фигур в дель Венадо насчитывается около 70. Все они отличаются своеобразной стилизацией, заключающейся главным образом в неестественном удлинении туловища в сравнении с другими частями тела.

Более реалистично изображены человеческие фигуры на скалах стоянки Минатеда, в той же провинции Альбасет. На рисункестр. 181, представлена часть фриза, изображающая группу бегущих людей, вооруженных луками и стрелами, как бы атакующих своего врага. В этой сцепе художником необычайно живо передано стремительное движение вперед. Изображения человеческих фигур, также полных экспрессии, но в сильно стилизованном виде, найдены в пещере дель Севиль около Вальторты. Фрески исполнены красками — коричневой, красной, черной и белой. На рисункестр. 52, мы видим группу воинов с луками и стрелами. Один из них в увеличенном виде представлен на рисункестр. 176. Контуры его тела обведены для отчетливости белой краской, перья на голове тоже белого цвета. На рисункестраницы 98 представлены четыре воина, увеличенные с того же рисунка.

Другая часть фриза изображает воинов, нарисованных на более древней фреске, изображавшей до этого сцену охоты (стр. 183 ), о чем свидетельствуют сохранившиеся фигуры животных, исполненные бледной краской. На рисункестр. 146 изображена громадная фигура кабана с летящими в него стрелами; справа и слева маленькие фигуры человечков; в левой части фрески нарисована лань с повернутой к кабану головой.

Кроме пещерной фресковой живописи, мы располагаем многочисленными художественными изделиями из рога и кости животных, также относящимися к каменному веку. Во Франции, в Арьеже, в пещере Мас д'Азиль, прорытой горной речкой Аризой, произведены были раскопки, давшие ряд прекрасных предметов из рога и кости северного оленя.

Настр. 89 изображена антилопа, вырезанная из кости. Настр. 121 представлена в увеличенном виде, в сравнении с оригиналом, голова лошади в момент ржания. Сделана она из рога северного оленя с необычайно тонкой отделкой. Из такого же материала вырезан горный козел настр. 29 украшающий копьеметатель — орудие приспособленное для метания копий или дротиков на дальнее расстояние. Над головой козла сделан крючок, поддерживающий нижний конец дротика в момент его бросания.

На рисункестр. 123 изображена куропатка, вырезанная также из рога северного оленя. Голова И лапы ее, отмеченные пунктиром, реставрированы. Кроме скульптурных изделий, найдена резьба по кости и рогу. Настранице 43 изображено какое-то растение, напоминающее хвощ; настранице 170 представлен обломок «начальнического жезла», украшенного тонкой гравировкой, изображающей головы серн. Над верхней из них вырезаны два какие-то знака. Орудия, известные под наименованием «начальнических» или «магических жезлов», обычно делались из рога северного оленя с одним или несколькими круглыми отверстиями и украшались резными узорами. Назначение их до сих пор не выяснено. Существует предположение, что они были знаком отличия или знаком наследственной власти вождей; некоторые же считают их орудиями для выправления древков, дротиков и стрел.

В пещере Гурдан (область Верхней Гаронны) найдены фрагменты оленьего рога с резьбой: на одном из них вырезаны изящные головки серн (стр. 187 ) на другом — лось (стр. 79 ) на третьем — голова антилопы (стр.150 ). Найдены также изображения лебедя (стр. 144 ) выгравированного на камне (шифере), и утки (стр.168 ), вырезанной на роге оленя.

В пещерах Арюди и Лурд, расположенных к западу от истоков р. Гаронны, найдены замечательные узоры из спиралей и кругов, вырезанных на кости и роге оленя. Кроме того в Арюди найдена голова кошки, вырезанная из плоской кости, а в Лурде — изображение утки, гравированное на камне. Недалеко от Лурда, в пещере Лорте, найден фрагмент кости с прекрасным изображением оленей и рыб между ними (стр. 159 ).

К западу от р. Гаронны, в пещере Брассампуи (Ланды), найдена женская головка, вырезанная из слоновой кости, с головным убором или капюшоном. Брови и нос слегка намечены, а глаза и рот, повидимому, ранее были раскрашены краской, не оставившей никаких следов (стр. 33 истр. 129 ).

К востоку от р. Гаронны, в пещере Нешер, находящейся в гористой области Оверни, найден рог северного оленя с вырезанной на нем фигурой лошади (стр. 152 ).

В области Дордонь, в бассейне реки Везера, открыта большая группа (около 20) пещер с остатками поселений первобытных людей. В пещере Ложери Басс из найденных предметов интересны фрагменты кости с гравированными изображениями растений в виде колоса (стр. 39 истр. 40 ). На рисункестр. 68 изображен кинжал из рога оленя (меньше натур. вел.), украшенный скульптурным изображением бегущего оленя. Задние ноги его вытянуты вдоль стержня кинжала, передние загнуты под туловище, рога закинуты за спину, морда поднята кверху. Настранице 142 изображена круглая костяная пуговица с отверстием в центре для продевания ремешка, прикреплявшегося к одежде. На пуговице вырезано животное, похожее на лань.

В знаменитой пещере ля Мадлен, находящейся неподалеку от Ложери Басс, где впервые обнаружено было во время раскопок громадное количество художественных изделий из кости и рога северного оленя, найдены замечательные по своей тонкой гравировке — «начальнический жезл» с изображением вереницы лошадей (страница 95 ) и фрагмент рога с двумя оленями (стр. 72 ).

В области между реками Дордонь и Лаурой, в департаменте Савинье, в пещере Шаффо, найдена тонкая шиферная плитка с гравированным изображением стада лошадей (страница 46 ), а в пещере де ля Мери у Тейята найдена трубчатая кость орла, на которой вырезано стадо оленей (страница 155 ). Импрессионизм и перспективная группировка животных на представленных нами образцах, замечательная и в каменном веке, является редким исключением.

В департаменте Шарант, в пещере Плякар, найден «начальнический жезл» с головой лисицы, вырезанной на одном из концов (страница 58 ). На «начальническом жезле» из Абри Межа обнаружено интересное изображение прыгающих человеческих фигур в звериных шкурах и масках серн. Здесь мы имеем изображение религиозного танца в масках (страница 111 истр. 113 ), подобно тому, как в настоящее время в южной Африке, Австралии и в Океании у диких народностей совершается религиозный ритуал, сопровождаемый танцами маскированных.

В пещере Трилобит, около Арси сюр Эйа, расположенной на р. Кюр, притоке Ионы, найдено довольно редкое изображение, гравированное на кости, растения в виде ветки с листьями (стр. 44 ).

В пещерах также находились украшения человека. В департаменте Эндр в Сен Марсель найдена костяная подвеска, покрытая узорами из кругов и линий.

В департаменте Ло, в пещере ля Кав, найдены звериные зубы (страница 124 ) с просверленными отверстиями для подвешивания; два из них орнаментированы нарезами.

Раковины также носились как украшение шеи, головы, пояса и рук. Настранице 69 представлены морские раковины с просверленными отверстиями, найденные в пещере Кро-Маньон (Дордонь).

Прекрасные рисунки на кости и роге северного оленя обнаружены в Швейцарии. В пещере Кесслерлох найдено гравированное изображение пасущегося оленя (страница 80 ). Это единственное изображение ландшафта в искусстве каменного века. Близ Женевы, в пещере Вепрье, найден обломок «начальнического жезла» с изображением растения в виде ветки с листьями. В России при раскопках Мезинской стоянки, расположенной под открытом небом (Кролевец уезд Черниговщины), найдены костяные изделия, украшенные резьбой. Настранице 114 изображена костяная игла с линейным орнаментом. Настр. 105 представлена фигура птицы, вырезанная из кости мамонта. На брюшке ее изображен свастиковидный узор[1] на спине — треугольник, хвост украшен линейным узором. Таких птиц найдено на стоянке четыре; две из них с отломанными хвостами, две — целые. Предполагают, что птицы представляли собою предметы религиозного культа.

Настранице 153 изображена половина браслета, сделанного из кости мамонта. Поверхность его покрыта меандро-зигзаговым узором; сбоку, у края, просверлены три отверстия для продевания ремня, затягивавшего браслет на руке.

Из предметов производственного значения нами взяты, как образцы:

1. Гарпуны для ловли крупной рыбы из рога северного оленя, цилиндрической формы, с зубцами с одной стороны и с двух сторон, найденные во Франции.

Некоторые гарпуны у основания имеют выступы, к которым привязывались древки. Форма гарпунов изменялась в зависимости от материала. Внутренняя часть рога благородного оленя более рыхлая, чем у северного, и поэтому приходилось вырезать гарпуны из более плотного, наружного слоя рога, благодаря чему получалась плоская форма.

Для охоты на птиц и зверей приготавливались из кости и рога наконечники стрел, копий или дротиков.

В Брассампуи найдено интересное орудие из кости в виде толстого короткого гвоздя (страница 133 ). Предполагают, что данное орудие втыкалось в рану убитого на охоте животного для приостанавливания вытекания крови. Подобные затычки в наше время употребляются на охоте эскимосами.

Костяные орудия, изображенные настранице 171, по видимому, употреблялись при шитье одежды. В Гаронне и Брассампуи найдены так называемые «головные булавки» или шилья, а в Ложери Басс — дублированные острея (стр. 178 истр. 179 ).

Несомненно для шитья одежды употребление костяных игл (страница 67 ), найденных в пещере Комбарель и изображенных рядом с полировальным камнем (песчаником), на котором они шлифовались.

До шлифовки костяные иглы округлялись с помощью особых кремневых пластинок с округлыми выемками по краям.

Посредством трения обрабатывалась не только кость, но и камень. Настр. 51 истр. 151 изображена каменная ступка из Ложери Басс, сделанная из гальки, обточенной со всех сторон с помощью другого камня, с углублением посредине. В подобных ступках растирались минеральные краски в порошок, употреблявшийся первобытными художниками для росписи пещер. Краска в порошке сохранялась в особых футлярах. В пещере ля Котте (Виенна) найдена трубчатая кость оленя с резным узором; внутри ее содержался порошок краски (стр. 143 ).

Настранице 156 в половину натуральной величины изображена лампа, сделанная из красного песчаника, обточенная так же, как и ступка для растирания красок, со всех сторон, с углублением посредине и одной ручкой сбоку. Впадины и края ее почернели от горения жира в лампе. Подобными светильниками освещались пещеры, в которые никогда не проникал дневной свет.

На полях многих страниц представлены раскрашенные гальки из пещеры Мас д'Азиль. Раскраска производилась окисью железа, растертой в порошок в камерной ступке, перемешанной с жиром. Узоры на гальках напоминают схематические узоры, обнаруженные также в некоторых пещерах на стенах. Многие склонны видеть в знаках, изображенных на гальках, зачатки букв; другие считают их цифрами, а некоторые придают им значение религиозных символов. Интересно отметить, что в Центральной Австралии у племени арунта имеются «шуринга», сделанные из дерева или камня, совпадающие по форме и раскраске с азильскими гальками. Австралиец видит в «шуринга» воплощение одного из своих предков, дух которого перешел в него. Возможно, что азильские гальки представляют собою символы предков.

Настранице 5 представлено «гнездо человеческих черепов» (числом 27), открытое в пещере Офпег (Германия). У черепов найдены только шейные позвонки. Никаких других костей скелета не обнаружено. Существует предположение, что после смерти трупы обезглавливались, тело сжигалось на костре, а головы хранились в пещерах. По исследовании позвонков выяснилось, что царапины, замеченные на них, произведены кремневым орудием, по видимому, при отделении головы от тела. Около одного из черепов найдены просверленные зубы, у другого — раковины. Приведенный обряд погребения свидетельствует о развитии сложного религиозного культа.