Ясное, весёлое утро предвещало хороший и тёплый осенний денёк: стояла уже половина сентября. Яркие, словно летние, лучи солнца пробивались сквозь густую листву тополя, росшего у самого дома. Они заглядывали в окно небольшой комнаты, зайчиками играли на её стенах.
Вот они шаловливо перебежали со стены на наши две стоявшие рядом кровати. На одной лежала я, а на другой спала сестра Лиза. Дальше, дальше и ласковый золотой лучик заскользил и упал мне прямо на лицо.
Я невольно засмотрелась на луч. Вот он упал на столик, стоявший между кроватями. На столике всё было сдвинуто и появился какой-то новый предмет.
Я мигом вскочила и взяла его обеими руками. Это была небольшая почтовая посылка, под полотном, в котором она была зашита, чувствовалось что-то твёрдое.
«Кому же это?» — подумала я и прочитала надпись: «Магнитогорск. Советская улица. Лазурите Георгиевне». От тёти Оли, конечно. И действительно, внизу было написано: «Свердловск, Ольга Николаевна Жигарёва». Тётя Оля жила в Свердловске и работала там геологом.
В это время дверь тихонько приоткрылась и на пороге появилась мама, как всегда ласковая и улыбающаяся.
— Что-то заспались мои дочки. Хотя сегодня и воскресенье, но пора вставать: уже девять часов.
— Сейчас, мамочка, — отозвалась я. — Лиза, Лазурита! Смотри, что тебе тётя Оля прислала.
— Что это? — широко раскрыла Лиза свои синие глаза.
— Скорее одевайтесь, девочки. Папа сейчас вскроет посылку, — сказала мать и на минуту остановила на нас свой внимательный взгляд.
Мы с сестрой очень походили друг на друга.
И только глаза у нас были разные: у меня — карие, у Лизы — синие, синие. «Как камень лазурит», — сказала как-то геолог тётя Оля и стала называть сестру Лизу — Лазуритой.
На днях Лизе должно было исполниться 15 лет и училась она в 8-м классе. Я училась в 7-м классе той же школы.
Через полчаса вся наша семья собралась вокруг маленькой посылки. Лиза бережно распорола полотно. Там оказался белый, гладко выструганный ящичек, приятно пахнувший сосной. Отец вынул клещами гвозди и снял крышку ящичка. На свет появился другой ящичек, вернее, шкатулочка из какого-то красивого пёстрого непрозрачного камня. В нём сочетались цвета красные, чёрные, коричневые и зелёные.
Особенно интересна была крышка. На ней был изображён уральский лес: высокие сосны с густой зелёной хвоей, небольшая полянка и на ней среди пышной травы — большие серые камни.
— Какая хорошенькая шкатулочка! — воскликнула Лиза. — Мы будем класть в неё новые ленточки.
Открыли крышку — там была вата. Дрожащими от волнения пальцами Лиза сняла верхний слой её. Там лежал какой-то предмет, завёрнутый в шёлковый платочек. Лиза развернула его. Что-то ослепительно яркое сверкнуло в лучах солнца. На платочке лежал в изящной золотой оправе камень густого тёмнозелёного цвета. Он, словно живой, вспыхивал искрящимися зелёными огоньками.
— Как красиво! — сказала мама.
— И какая работа, какое искусство гранильщика, — добавил папа. — Вот это подарочек! Настоящий подарок геолога. Ну и тётя Оля...
— А как называется этот камень? — спросила Лиза.
Никто этого не знал и не мог ей ответить.
— И почему это тётя Оля только Лазурите прислала подарок? — недоумевали мы.
Все разъяснил новый приход почтальона. Теперь уже увесистый пакет был на моё имя. В нём оказалась большая книга в зелёном переплёте, с изображением какого-то красивого камня и надписью золотыми буквами: «Акад. А. Е. Ферсман. Занимательная минералогия». В книгу было вложено письмо от тёти Оли.
Она поздравляла Лазуриту с днём её рождения и посылала в подарок шкатулочку с брошкой. Книгу тётя дарила нам обеим.
«Я не сообщаю вам, дорогие девочки, — писала тётя Оля, — названия камней, из которых сделана шкатулка и брошка. Вы сами найдите их в прекрасной книге академика А. Е. Ферсмана, которую я вам посылаю. Там же вы найдёте и описание чудесных свойств этих и других, не менее интересных минералов, которые добываются в нашей стране. Посылаю вам самые оригинальные из них.
Геология и минералогия — интереснейшие и полезнейшие науки. В наше время, в связи с бурным развитием социалистической промышленности в нашей стране, особое место заняла прикладная минералогия.
Это наука о том, как применять те или иные свойства камня в индустрии и народном хозяйстве. Многие красивые драгоценные камни, употреблявшиеся раньше лишь как предмет роскоши, теперь получают и другое значение, служат социалистическому строительству: применяются во многих областях техники. Минералогия изучает все камни: и обыкновенный булыжник, которым мостят мостовые, и красивые и редкие драгоценные камни.
Вы, девочки, хотя и живёте в таком замечательном городе, как Магнитогорск, почему-то совсем не интересуетесь камнями.
И вот мне, как геологу, хочется вам сказать словами академика Александра Евгеньевича Ферсмана: «А я очень хочу вас увлечь, хочу, чтобы вы начали интересоваться горами и каменоломнями, рудниками и копями, чтобы вы начали собирать коллекции минералов, чтобы вы захотели отправиться из города подальше... к вершинам гор... туда, где ломают камень, добывают песок или взрывают руду. Там всюду мы с вами найдём чем заняться. И в мёртвых скалах, песках и камнях мы научимся читать великие законы природы, по которым построена вселенная...»
Весь день мы с сестрой убирали овощи на своём маленьком приусадебном огороде, но, улучив свободную минуту, прибегали взглянуть на тётины подарки. Уже совсем стемнело, когда мы окончили работу, помыли руки и бросились к своим сокровищам. Я зажгла свет, Лиза открыла шкатулочку и... ахнула от неожиданности.
В шкатулке на белой вате лежал совсем не тот камень. Золотая оправа, величина и форма его были те же, но камень был не тот. Всего каких-нибудь два часа назад здесь был тёмнозелёный камень. А этот... Трудно найти слова, чтобы его описать. Он сиял малиново-красным светом, из него словно вылетали сверкающие искры.
— Мама! — закричали мы в один голос. — Тётин камень из зелёного стал красным. Какой это камень?
— Это вы узнаете из книги, — ответила мать словами тёти Оли.
...День рождения Лизы — Лазуриты праздновали через 2 дня. Наши подруги любовались невиданным, красивым, лучисто-красным камнем и яшмовой шкатулочкой и большой книгой «Занимательная минералогия».
Вскоре вся наша школа знала о «волшебном камне», который меняет свой цвет, смотря по тому, при каком свете на него смотрят. Заинтересовались этим камнем не только учащиеся, но и учителя, особенно только что окончившая институт преподавательница географии Елена Владимировна. На очередное заседание краеведческого кружка мы принесли свои сокровища: камень и книгу. На этом интересном заседании были зачитаны отрывки из книги акад. А. Е. Ферсмана.
Выяснилось, что «волшебный камень» — это александрит, обладающий своеобразным свойством менять свой цвет в зависимости от освещения. При дневном свете он тёмнозелёный. В ярких лучах солнца — нежно-фиолетовый с синевато-зелёным отливом. А при свете электричества, лампы и даже спички загорается тёмномалиновым цветом.
Не менее интересен оказался и камень яшма, из которого была сделана шкатулочка. Рисунок на её крышке был очень сложен, в нём причудливо сочетались разнообразные линии и узоры разных цветов: красного, зелёного, чёрного, жёлтого, коричневого и др. Это было сделано самой природой. Художнику-камнерезу, работавшему над яшмой, осталось только провести всего несколько линий, усилить несколько штрихов, чтобы получилась картина.
Разыскивая решение загадки волшебного камня, дошли до главы «Ильменский заповедник». Несколько последующих заседаний краеведческого кружка было посвящено изучению Ильменских гор. На одном из заседаний кружка было вынесено решение: как только настанут летние каникулы, совершить поход в Ильменский заповедник. А пока надо готовиться к этому походу: читать «Занимательную минералогию» академика Ферсмана и другие книги по минералогии. Это поможет лучше разобраться в минералах, которые встречаются в этом «Заповеднике камней».