Вместо введения

Каждый час приближает нас к коммунизму. Его черты стали уже зримыми. Будущее становится настоящим. В нашем сегодня мы видим черты завтрашнего дня. Они видны и в нашей жизни и в нашей технике.

Новая, невиданная раньше техника создается нами. Это она облегчает труд советского человека и сберегает труд обществу.

«…Нигде так охотно не применяются машины, как в СССР, — говорит товарищ Сталин, — ибо машины сберегают труд обществу и облегчают труд рабочих, и, так как в СССР нет безработицы, рабочие с большой охотой используют машины в народном хозяйстве».

У новой техники и свои, новые черты. Она не стоит на месте, а все время совершенствуется. Старая — заменяется новой, новая — новейшей. Без этого был бы немыслим рост социалистического производства.

Еще шире, чем раньше, применяет она все достижения передовой советской науки. В единении науки и практики проявилась великая сила технического прогресса наших дней.

Еще больше, чем раньше, выросла ее роль. На базе высшей техники непрерывно совершенствуется и развивается социалистическое производство.

Еще больше, чем раньше, выросла роль человека — творца и хозяина новых машин. С особой силой звучат сейчас слова товарища Сталина о том, что техника во главе с людьми, овладевшими техникой, способна творить чудеса.

Достижениями энергетики, химии, физики, металлургии, машиностроения и многих других отраслей техники и науки нашей страны мы заслуженно можем гордиться. Они входят в нашу жизнь. Сбылись слова Ленина: «…чудеса техники, все завоевания культуры станут общенародным достоянием».

О чудесах техники, служащей нашему народу, рассказано в этой книге. Конечно, нельзя охватить всю технику и науку в таком рассказе; поэтому здесь говорится лишь о некоторых важнейших достижениях в области технического прогресса, о борьбе за скорость.

«Чудеса» буржуазной техники не идут ни в какое сравнение с тем, чего добилась техника нашей родины, догнавшая и перегнавшая передовые капиталистические страны.

Говоря о современной технике — технике больших скоростей, мы понимаем слово «скорость» шире, чем просто меру быстрота движения. Быстрее двигаются части машин, быстрее летают самолеты и быстрее идут самые различные процессы в самых различных областях техники.

Вот почему становится крылатой фраза: большие скорости — стиль коммунизма! Быстрее — значит больше делать всего, что нужно стране, значит быстрее идти вперед, в будущее.

Всемирно-исторический XIX съезд Коммунистической партии Советского Союза в своих решениях дал величественную программу нового мощного подъема народного хозяйства страны. По сталинскому плану идет грандиозная переделка природы. По сталинскому плану создается материально-техническая база коммунистического общества. Вся страна стала великой стройкой коммунизма.

И если подумать, что каждый шаг в борьбе за скорость дает новые тонны металла, руды, угля, новые машины и тысячи других вещей, — становится ясно, какой огромной важности задачу решает наша новая скоростная техника — техника коммунизма.

Но эта новая техника не появилась сразу, внезапно. Для ее создания надо было, как говорил В. М. Молотов, «использовать все, что дал капитализм и предшествующая история человечества, и из кирпичей, созданных трудом людей на протяжении многих веков, строить новое здание…»

Как же создавалась техника нашего века? Из каких «кирпичей» строилась она? Какие наметились направления в развитии техники? Чтобы понять это, надо совершить небольшую прогулку в прошлое.

* * *

На рубеже двух столетий, более полувека назад, открылась очередная всемирная выставка.

Со всех концов света стекались в Париж коммерсанты, журналисты, ученые и любопытные туристы. В самом центре Парижа семьдесят пять тысяч представителей из разных стран заполнили залы многочисленных павильонов, где выставлено было напоказ все, чего достигла их промышленность, техника, культура. Французы ради выставки спешно подкрасили «знаменитую парижанку» — Эйфелеву башню. Десятки миллионов франков истрачены были для увеселения посетителей. Дворцы, созданные изощренной фантазией архитекторов, гигантский глобус, огромный телескоп, движущиеся тротуары — чего только не придумывалось, чтобы удивить, изумить, поразить воображение!

«Рубеж двух веков — станция современной цивилизации, — писали газеты. — Парижская выставка девятисотого года покажет нам, чего мы достигли, покажет чудеса техники и науки нашего времени…»

Да, техника в то время действительно начинала творить чудеса.

Крупнейшие технические открытия преобразовывали лицо мира. Пробуждались силы, которые могли бы сделать человека великаном, властелином планеты.

В новый век — век пара и электричества, химии и металлургии, автоматики и авиации — вступило человечество.

Паровые турбины и гидростанции вооружили человека энергией в миллионы лошадиных сил. Они дали жизнь фабрикам и заводам, дали свет городам, дали технике силу, которая переделывает мир.

Быстрее заработали машины. Не сотни, а тысячи оборотов в минуту — и не сотни, а тысячи, миллионы киловатт потекли по электрическим артериям. Электромотор, паровая турбина, двигатель внутреннего сгорания стали поистине двигателями прогресса, помогли человеку победить пространство и время.

На морях и океанах, на тысячах километров водных просторов суда перестали быть игрушкой ветра. Плавающие города, о которых мечтал Жюль Верн, стали явью.

Пути-дороги изрезали страны вдоль и поперек. Поезда и автомобили сделали соседями отдаленные края. Начался победный путь авиации — открылась эпоха завоевания воздуха.

Техника, машины проникали всюду, где трудился человек. Семейство машин росло с каждым годом. И уже целая армия инженеров занята созданием все новых и новых стальных помощников человека.

Победы техники, подобно чудесному ускорителю из фантастического рассказа Уэллса, изменили меру времени. На что раньше уходили годы, стали нужны месяцы. Машины, механизмы, автоматы невиданно ускорили бег времени, и девизом техники нового века стал девиз — быстрее!

Не только во времени новые мерки. Они везде: в количестве добытого металла и топлива, в числе построенных машин, в цифрах лошадиных сил, служащих человеку.

Человек-великан повелевает огромными силами, покоряет величайшие реки, соединяет моря и океаны, прорезает горы тоннелями и производит тысячи разнообразнейших предметов.

Человек делает и новые большие шаги на бесконечном пути познания природы — наука помогает ему переделывать мир, двигать технику вперед.

С помощью химии он становится властелином атомов. Из нефти и угля создаются краски всех цветов радуги и даже такие, каких нет в природе, лекарства, пища моторов — бензин и бесчисленное множество других продуктов.

Физика открывает все новые тайны: лучи, которые проникают внутрь вещей, и лучи, которые могут засветить фотопластинку в темноте, лучи, которые приходят из мировых пространств и замечены всюду — высоко в воздухе и глубоко под землей.

Началось путешествие в мир малых величин, в атом — и в нем, казалось бы неделимом кирпичике вещества, найден еще целый мир мельчайших частиц.

Физика раздвигает для человека пределы познания мира. Вооруженный глаз устремляется в глубины Вселенной и в глубь микромира. По обе стороны узенькой щелки видимого света в длинном спектре электромагнитных колебаний открываются волны с новыми свойствами, таящие в себе поистине чудесные возможности.

Готовится почва для величайших открытий, которые неизмеримо расширят власть человека над природой, сделают сказки былью, фантазию — реальностью наших дней.

…И во дворцах Парижской выставки страны всех частей света старались перещеголять друг друга всем, что только давали их фабрики и заводы, шахты и рудники, мастерские и лаборатории.

Новая сила вошла в мир — электричество. На выставке показаны были электрические машины, электрическое отопление и освещение, электрометаллургия и электрохимия, телеграф и телефон. Яркий свет заливал центр Парижа, где был устроен смотр старому веку и высилась статуя «гения электричества».

Смотря на собранное в, павильонах, оглядываясь на прошлое, нельзя было не удивляться достижениям техники конца века.

Но все эти чудеса, все завоевания культуры были доступны лишь ничтожному меньшинству населения планеты.

Трудом миллионов простых людей создается все в мире. Плоды же их труда присваивает кучка богачей.

А ведь успехи техники, культуры, промышленности могли бы сделать богатым все человечество, дать ему счастье, продвинуть его далеко вперед.

Разбудив гигантские силы, капитализм не может ими управлять. Буржуазия походит на волшебника, который не в состоянии более справиться с подземными силами, вызванными его заклинаниями. Так образно говорит «Коммунистический манифест».

Ленин писал: «Капиталистическое производство развивается скачками и порывами. То „блестящий“ расцвет промышленности, то крах, кризис, безработица».

Только одна отрасль промышленности там не знает кризисов. На нее указывал товарищ Сталин. «Эта отрасль — военная промышленность. Она всё время растёт, несмотря на кризис. Буржуазные государства бешено вооружаются и перевооружаются».

То, что было, то, что происходит сейчас, полностью подтверждает эти слова.

Непрерывным потоком сходят с конвейеров заводов капиталистических стран пушки и снаряды, винтовки и патроны, предметы снаряжения, которые нужны только для войны.

Война требует металла — металлургия дает прочные стали для брони и снарядов, для пушек и кораблей.

Химия — созидающая химия — превращается в убийцу, создавая не лекарства, а взрывчатые вещества невиданной силы, газы, которые душат, ослепляют, отравляют человека.

Война — неизбежный спутник империализма.

Силы производительные империализм превращает в их противоположность — силы разрушительные. Так учит марксизм-ленинизм, и это показывает вся история техники, подчиненной капиталу.

Прошло всего четырнадцать лет с того времени, как в Париже капиталистический мир устроил смотр своей техники на рубеже двух веков. То, что созревало в недрах секретных лабораторий, в исследовательских институтах и конструкторских бюро, вышло на поля сражений.

Консервированная смерть, что хранилась на военных складах, миллионы тонн стали и взрывчатки вырвались на свободу, унося человеческие жизни. То, что было создано трудом многих людей, на что были затрачены металл, энергия, деньги и главное — напряжение ума, воли человека, то, что воплотило в себе высокое инженерное искусство и успехи не одной, а многих наук, — гибло в считанные минуты. Шли ко дну огромные океанские корабли. Рушились форты и крепости. Снаряды сверхдальнобойной артиллерии уничтожали памятники старины, бесценные произведения искусства.

Авиация и химия, танки и подводные лодки, десятки изощреннейших способов убивать, уничтожать, разрушать были выпущены волей империализма на поля войны.

А между тем, какие огромные возможности могли бы открыть перед человечеством техника и наука для жизни, для творчества, для переделки планеты, для счастья всех людей!

Еще много рек можно было перегородить плотинами, и многие миллионы, нет, миллиарды лошадиных сил заставить служить человеку. Мертвые земли пустынь, занимающие треть поверхности Земли, ждали воды, которая могла бы вернуть их к жизни и превратить в цветущие края. Можно было бы прорыть новые тоннели, построить новые города, поднять в небо эскадры пассажирских воздушных кораблей и взбороздить волны морей пловучими городами…

Смелая мысль человека работала над тем, чтобы радиоволны победили расстояние, а ракетные корабли отправились в далекие миры. Человек стремился изучить неведомые высоты воздушного океана и неизведанные глубины морей, стремился проникнуть взором глубже в недра вещества и в космические дали. И уже открывались первые, еще робкие намеки на возможность обладания энергией, полученной из материи, энергией атома — величайшей силы на. Земле…

Прошло еще около двадцати лет.

Очередная всемирная выставка открылась в Нью-Йорке.

Полосы американских газет кричали, захлебываясь заголовками, прорезавшими их, как глубокие раны:

«Век прогресса!», «Всемирная выставка в Нью-Йорке!», «Мир будущего!», «Чудеса техники Старого и Нового Света!»

Далеко вперед шагнула техника. Многое, что раньше только рисовалось смутно сквозь завесу времени, теперь стало буднями наших дней.

Авиация и радио, кино и телевидение, электричество, проникшее всюду, химия, которая, сверкая яркими многоцветными красками, разрослась пышным деревом со множеством веток. Все это никого не удивляло, ибо это была уже сама жизнь.

Разговор без проводов через всю планету, путешествие на самолете вокруг света за несколько суток, гигантские прыжки по воздуху с одного материка на другой, путешествие в океанские глубины и полеты в стратосферу оказались под силу технике XX века.

Созданы были новые отрасли техники и науки, которых не знал прошлый век.

Такова электроника. Она заставила покоренный электрон служить человеку в «волшебной» радиолампе, в аппаратах для телевидения, в кино, переставшим быть «великим немым», и во множестве приборов, которые должны чувствовать острее и действовать быстрее, чем может человек.

Такова ракетная техника, которая открыла удивительную возможность безграничного роста скорости полета, возможность победы над величайшей силой природы — силой тяготения — и полета в мировое пространство, возможность покорения Вселенной.

Атомная физика смело двинулась на штурм самой неприступной крепости природы — атомного ядра, чтобы проникнуть в него и освободить чудовищную силу, скрытую в недрах атома.

Одно перечисление новых наук и достижений новой техники, рожденных в XX веке, заняло бы немало места. Человек стал неизмеримо сильнее. Он шагнул вперед так далеко, что обогнал самую смелую безудержную фантазию романистов XIX столетия.

Он стал управлять колоссальной энергией, о которой не могла мечтать энергетика начала века. Мощные электростанции дали новые миллионы лошадиных сил, и энергия потекла в отдаленные уголки планеты.

Транспорт, промышленность, города, сельское хозяйство — всюду еще быстрее забился пульс жизни. Еще глубже проник взгляд человека в окружающий мир — на миллионы световых лет, во Вселенную, на стомиллионные доли сантиметра, в атом.

Крайности природы — давления в сотни тысяч атмосфер и в миллионные доли атмосферы, температуры в тысячи градусов и близкие к абсолютному нулю — научились получать в лабораториях. И не только получать, но использовать в науке и в технике.

Высокие давления дали химикам новое оружие для перестройки вещества, расширили власть над молекулами и атомами. Низкие давления понадобились в электронных приборах, чтобы управлять в пустоте потоками электронов, несущихся с космической скоростью.

Еще сильнее раздвинулось окно в мир электромагнитных колебаний: самые длинные и самые короткие волны, от космических лучей до радиоволн, изучаются человеком. Свет, радио, рентгеновские лучи и лучи из недр атома служат человеку.

Металлургия, теплотехника потребовали применения все более высоких температур, чтобы быстрее плавить металлы, сильнее нагревать пар в котлах, строить новые двигатели на новых видах топлива. А холод мирового пространства, полученный на Земле, стал превращать газы в жидкости и твердые тела и открыл физикам новые удивительные свойства вещества.

И на Нью-Йоркской выставке можно было увидеть новейшие достижения техники «века прогресса».

На глазах посетителей рождались автомобили и паровозы — от заготовки сырья для всех их частей до готовых машин. Чудеса электротехники и автоматики могли они видеть в кухне, где сам собой готовился обед и мылась посуда.

Телевидение, радио, кино, телефон, лампы дневного света — интереснейшие технические новинки рекламировались разными фирмами.

Магнитогорский металлургический комбинат.

Люди XX века захотели оставить память о себе для далекого будущего. И «бомбу времени» — стальной футляр, предназначенный для потомков, которые выкопают ее через пятьсот веков, — начинили предметами, олицетворяющими самые выдающиеся достижения человеческого гения по-американски: от электрической бритвы до модной дамской шляпки, от сигарет до роскошно изданной библии…

Назойливо лезла в глаза наглая реклама, безудержное хвастовство во славу американского «технического гения». Но они не могли скрыть страха перед будущим, потому что давно капитализм вступил в последнюю фазу своей жизни, в эпоху великих потрясений.

Мир уже стал другим. Он раскололся на два лагеря. Мраморное здание павильона новой державы, родившейся около четверти века назад, привлекало внимание всех посетителей выставки. Красная звезда высоко вскинулась к небу в руке статуи рабочего. На красном мраморе — герб Советского Союза и гордые слова Сталинской Конституции: «Союз Советских Социалистических Республик есть социалистическое государство рабочих и крестьян».

Американцы гордились тем, что их страна — самая молодая среди других промышленных капиталистических стран — перегнала Европу. Недаром, мол, Америку называют Новым Светом. Он за несколько столетий сделал то, на что Старому понадобились тысячелетия.

А новая держава — Советский Союз — за четверть века совершила то, перед чем бледнеют хваленые американские темпы.

Английский писатель Уэллс, человек, которому нельзя отказать в смелости фантазии, назвал утопией великий ленинский план превращения отсталой России в передовую страну мира. Фантазия отказалась служить фантасту. Уэллс, фантазировавший о будущем, видел в нем лишь прошлое. В XXII век попадает герой одного из его романов, и там, в мире, ушедшем вперед, в мире новых, невиданных машин, городов, залитых электрическим солнцем, — все то же, что и раньше: в мире два мира — богатство и бедность.

Не один Уэллс, а и многие другие буржуазные писатели, ученые, журналисты пытались заглянуть в будущее, и не смогли его увидеть.

Токарно-винторезный станок «ДИП-200».

«Техника и человек в 2000 году» — так назвал свою книгу немецкий буржуазный писатель Любке. Широкими мазками рисует он будущие достижения культуры. Он пророчит новые грандиозные сдвиги в технике и науке. Сила ветра и морских приливов, тепло земли и солнечных лучей, бесконечно малый атомный мир подвластны человеку. Вода и воздух стали неисчерпаемыми источниками сырья. Транспорт будущего, сверхскоростные поезда, самолеты-гиганты, межпланетные корабли — обо всем этом говорит Любке. Он не забывает на рубеже XXI века отопление и освещение квартир, автоматические уличные пылесосы и пневматическую почту, радиогазеты и телефон с телевизором, но «забывает» одно: человека, который стоит в заголовке его книги.

Человечество не остается одним и тем же. Маркс и Энгельс открыли законы развития общества. Они доказали, что капитализм не вечен, что он неизбежно идет к гибели. Ленин, развивая учение Маркса, показал, что империализм — высшая стадия капитализма и последняя в его жизни.

Но старый мир не уходит без боя. Он цепляется за жизнь, он желает отсрочить свою гибель.

Универсальный токарно-винторезный станок высшего класса — «1620».

«Старый порядок вечен», — упрямо закрыв глаза, твердят буржуа. И не случайно, что Любке кончает свою книгу разговором о технике в будущей войне. Ведь без войны, без грабежей и крови не может существовать старый мир.

«Войны прошлого были лишь неуклюжими дуэлями… В будущем в лабораториях будут сидеть почтенные господа, рассеивая над долинами, горами, флотами и большими беспомощными городами ядовитые миазмы смерти, которые не только разрушают тело, но и разлагают дух с помощью страха и паники перед неизвестностью», — приводит он слова некоего американского «ученого» Хилля.

Как тут не вспомнить другого американского людоеда новейшей формации! «Почтенный господин», ректор университета в городе Тампа Нэнс говорит: «Я одобрил бы бактериологическую войну, применение газов, атомных и водородных бомб и межконтинентальных ракет…»

А вот еще один мечтатель другого рода — Ганс Гюнтер. В книге «Через 100 лет» он фантазирует об энергетике будущего. Грандиозные проекты находим мы на страницах его книги. Здесь и покорение всех стихий, и переделка лица планеты, и многое другое, что только может изобрести фантазия человека, напуганного угрозой угольного, нефтяного и прочего голода.

Но Гюнтер тоже забыл, что мир капитализма не вечен. А пока он существует, нет в нем места планам, идущим на благо человека. И мечтания Гюнтера — не больше как красивая утопия, сказка, которой не суждено сбыться.

Ибо империализм — хищник, для которого существует только одно— прибыль. Ради нее он торгует смертью, ради нее мир потрясают войны. Его техника служит войне. «Почтенные господа», о которых говорилось в книге Любке, это капитал. К нему относятся известные слова, приведенные Марксом:

«Капитал избегает шума и брани и отличается боязливой натурой. Это правда, но еще не вся правда. Капитал боится отсутствия прибыли или слишком маленькой прибыли, как природа боится пустоты. Но раз имеется в наличии достаточная прибыль, капитал становится смелым. Обеспечьте 10 процентов, и капитал согласен на всякое применение; при 20 процентах он становится оживленным, при 50 процентах положительно готов сломать себе голову, при 100 процентах он попирает ногами все человеческие законы, при 300 процентах нет такого преступления, на которое он не рискнул бы, хотя бы под страхом виселицы».

Итак, фантазия буржуа желает видеть мир неизменным. И Уэллс, приехав в Советскую Россию, увидев развалины старого, не смог понять, что здесь рождается новое, рождается новый мир, мир будущего.

Грузовой автомобиль «МАЗ-525».

«Мир завтра» — так назывался один из отделов Нью-йоркской выставки тысяча девятьсот тридцать девятого года.

Здания, непривычные для глаза: дом-шар, дом-пирамида, и все гигантских размеров. А внутри макет города будущего с неизбежными «стритами» и «авеню», небоскребами, автомобилями и автострадами — высшим достижением американской цивилизации…

Но на самом деле мир будущего был не там. Он был в павильоне, где у входа сияла надпись: «Союз Советских Социалистических Республик».

За четверть века молодая страна, стоявшая позади капиталистических стран, создала свою технику и вырвалась далеко вперед по пути прогресса. Россия стала страной электрической, передовой индустриальной державой мира.

Это могло бы показаться чудом. Но чудес нет на свете. В советском государстве человек-великан, свободный от оков капиталистического рабства, стал хозяином своей судьбы, смог развернуть во всю свои силы.

Партия большевиков, ее вожди Ленин и Сталин указали путь в будущее и повели по нему страну.

«Такой небывалый рост производства нельзя считать простым и обычным развитием страны от отсталости к прогрессу, — сказал товарищ Сталин. — Это был скачок, при помощи которого наша Родина превратилась из отсталой страны в передовую, из аграрной — в индустриальную».

Все новейшие достижения техники стали нашим достоянием.

На великой стройке.

Чародей-электричество проникло во все области жизни. Ни в одной стране мира не было так много машин, которые двигаются электрической силой.

Ни в одной стране мира не было так много совершенных машин, которые облегчают тяжелый труд человека. Машины добывали уголь, руду и металл, строили железные дороги, электростанции и города, прокладывали каналы и работали на полях.

Появились «умные машины» — автоматы.

Ни в одной стране мира химия не проникла так глубоко во все области жизни. Каучук и пластмассы, краски и лекарства, топливо и искусственное волокно, множество других продуктов, нужных людям, машинам, земле, изготовлялись на ее заводах.

Грузовой автомобиль «ГАЗ-АА».

Немало новых достижений науки и техники принесли стране четверть века.

Смелость и широта мысли всегда отличали русских ученых и инженеров. В том, чем гордилась мировая техника, был их бесценный вклад. Многое сделали они, чтобы наступил век электричества и радио, автоматики и электроники, химии и металлургии, авиации и ракетной техники.

Авиация — сгусток всего нового, что дает техника и наука. И молодая авиация нашей страны показала, на что она способна.

В борьбе за скорость полета и покорение стратосферы, в беспримерных перелетах, поразивших мир, прославились советские летчики.

Таков был мир техники молодой советской державы, мир труда во имя жизни.

…Началась вторая мировая война.

Снова полилась кровь. Снова империализм выпустил на поля сражений «чудеса» своей техники.

Французский писатель Пьер Жиффар, фантазируя в прошлом веке о будущей войне, предсказал летающую смерть — боевую авиацию, электричество и химию на войне. Но Жиффар не мог и думать о том, что через полвека артиллерия будет стрелять почти без промаха, бомбы будут охотиться за целью, как охотник за дичью, а о приближении вражеских самолетов и кораблей будут узнавать ночью и в тумане. Если в первую мировую войну неуклюжие стальные чудовища — танки — получили только первое боевое крещение, то через четверть века танковые армии решали судьбы сражений. Лишь первое боевое крещение получила тогда и авиация, а теперь воздушные бои кипели над фронтами, воздушные армии переносили войну и смерть в далекий тыл.

Новое оружие появилось в этой войне: ракетные снаряды, летающие бомбы и дальнобойные ракеты, реактивные самолеты и управляемые торпеды. Были мобилизованы электромагнитные колебания сверхвысокой частоты, инфракрасные лучи и ультразвук, потоки электронов и магнитные поля. Новые прочные сплавы, новые виды топлива, новая автоматика и приборы позволили создать новые снаряды, бомбы, самолеты.

И, наконец, взрыв атомной бомбы возвестил о рождении нового вида энергии, которая по воле империалистов стала оружием войны.

Тяжелые испытания выпали на долю нашей родины. Вскормленные американо-английскими империалистами, гитлеровцы коварно напали на Советский Союз. За океаном считали дни до победы фашизма. Но счет затянулся. Надежды фашистов на молниеносный разгром Страны Советов провалились. Великая Отечественная война закончилась полной победой советскою народа.

Стратостат «СССР».

Промышленность наша в военные годы работала для победы. Она давала все, что нужно фронту, — самое современное оружие, боеприпасы, весь сложный арсенал войны. Советские танки, советские самолеты, советские ракетные минометы показали себя лучшими в мире. Советская техника одержала победу над военной техникой врага.

Но уроки истории не пошли империализму впрок. Едва закончилась война, как снова полным ходом заработали военные заводы, а наука вновь одела военную форму. За океаном мечтают о господстве над миром, забыв, что историю нельзя повернуть вспять.

Мир представляет для нас большую угрозу, чем война, твердят современные империалисты.

Угроза мира может лишить нас прибылей, которые можно получить от колоссальных запасов товаров, добавляют они.

О каких же товарах идет речь? Может быть, о тех, что нужны простым людям, которые, как сказал Сталин, кормят и одевают весь мир?

Нет. Речь идет о военном производстве, об астрономических цифрах военных расходов, которые почти в 10 раз превышают суммы, истраченные на вооружение в предвоенный год.

Как же сбываются эти «товары»? Вот пример.

Авиация США сбросила за первый год войны на корейские города и села 97 тысяч тонн фугасных бомб, 254 тысячи ракетных снарядов, 35 миллионов литров напалма… Войска агрессоров выпустили 98 миллионов пуль и снарядов… Итог — уничтожено более миллиона мирных жителей Кореи.

В век прогресса, когда техника достигла невиданного расцвета, ее пытаются сделать оружием истребительной войны.

Сталинский маршрут.

Когда-то Свифт написал блестящую сатиру на современное ему общество. Он отправил героя своего романа Гулливера в страну лилипутов и в страну великанов. Там он увидел нелепые вещи, характерные для самой Англии. Если бы Гулливер попал сейчас в Америку, где на подготовку войны тратится каждый час 7,5 миллиона долларов, или во Францию, где ежечасно идет 100 миллионов франков на войну, или в «добрую старую» Англию, где за десяток лет в 8 раз выросли военные расходы, он увидел бы, как ученые, вместо того чтобы работать над раскрытием новых тайн природы в интересах мира и счастья на земле, изобретают чудовищные орудия смерти.

В институтах и академиях он не встретил бы ученых, занятых бесплодным извлечением солнечного света из огурцов, как в стране лапутян, но зато нашел бы людей, размышляющих над тем, как быстро можно уничтожить добрую половину человечества или даже все человечество!

Трактор ЧТЗ «Сталинец».

Ученый-людоед Арнольд из Чикаго подсчитал же, что уничтожение населения нашей планеты атомными и водородными бомбами будет стоить 40 миллиардов долларов.

И вот один из таких «ученых» — профессор Чикагского университета Чилард — проектирует отравить водородной бомбой всю земную атмосферу. Другой — специалист-атомник Хэфстэд, подсчитывает, на сколько долларов может принести разрушений атомная бомба, и, нащелкав на арифмометре изрядную сумму, пишет ученый труд о том, что энергией атома выгоднее разрушать, чем созидать. Третий — деятель авиационной науки, генерал Крейги, размышляет над тем, как через полтора часа после начала войны можно будет бомбардировать любой город на земле. Четвертый — профессор Колумбийского университета Розбери, предлагает бациллы и микробы как удобное средство уничтожать огромные массы людей. И на мирные города Кореи и Китая по приказу Трумэна летят бактериологические бомбы с американских самолетов.

Новый Гулливер, побывав в лабораториях, университетах и институтах, нашел бы там немало отвратительного, ужасного, чем можно только возмущаться.

Профессорские мантии — поверх генеральских мундиров… За университетскими скамьями — «студенты» в военной форме, которые обучаются искусству убивать при помощи науки, убивать атомными бомбами, ракетами, бациллами, газами.

Новый Гулливер узнал бы, что в Америке погибла или близка к гибели почва на огромных пространствах земли, что ежегодно уносятся в океан миллиарды тонн плодородной почвы, что только около трети энергии рек используется гидростанциями, да и то главным образом для нужд все той же войны.

И он узнал бы о том, что вся сила, вся мощь науки в Америке идет на создание более эффективного оружия уничтожения.

Но одного желания империалистов развязать новую войну недостаточно, чтобы война стала неизбежной.

Товарищ Сталин сказал:

«Мир будет сохранён и упрочен, если народы возьмут дело сохранения мира в свои руки и будут отстаивать его до конца». Под знаменем борьбы за мир, которое крепко держат народы нашей страны, сплотилось все передовое человечество.

Нашу страну, а не бывший Новый Свет — Америку, нужно теперь назвать подлинно Новым Светом.

Это она освещает теперь планету новым светом — светом мира…

Ее силы, ее техника, ее наука работают для мира.

Страна строит. И не полигоны для сверхдальнобойной ракетной артиллерии, а огромные каналы возникают в ее пустынях, чтобы напоить землю водой и сделать то, о чем мечтал веками народ, — превратить пустыни в цветущие края. Не «исследовательские центры» атомной, химической, бактериологической и всякой иной агрессивной войны, а гигантские гидростанции, каких еще никогда не строил человек, появляются на ее карте. Не военные базы, опоясывающие мир и грозящие всему свету, а лесозащитные полосы устраивает ее народ, чтобы победить в борьбе со стихийными силами природы.

В этой борьбе советская техника помогает народу. Это она и только она может помочь за невиданно короткое время сделать неслыханно много: вынуть миллиарды кубометров земли и уложить миллионы кубометров бетона, проложить тысячи километров каналов, покорить величайшие реки, преобразить природу огромной страны…

«Я не сомневаюсь, — сказал товарищ Сталин в 1946 году, в первом послевоенном году, — что если окажем должную помощь нашим учёным, они сумеют не только догнать, но и превзойти в ближайшее время достижения науки за пределами нашей страны».

Немного времени прошло с тех пор, как были сказаны эти исторические слова. И уже сейчас мы видим, как претворились они в жизнь.

Трудно даже просто перечислить все успехи советской науки и техники за последние годы.

Трактор «ДТ-54».

Советские ученые и инженеры построили первый в мире завод, где на всем пути изделия — от заготовки до готовой детали — к нему не прикасается человеческая рука. Это они создали множество новых машин, чтобы сильнее стал человек, а труд его — легче и радостнее.

Новые чудесные сплавы, о которых только могла мечтать раньше техника, новые неизвестные ранее вещества, которые будут теперь нам служить, — вот она, подлинная власть над миром творящего человека!

А сам мир, где мы живем? В нем еще много загадок, и неуклонно, неизменно идем мы по пути познания мира.

Советские ученые открыли тайну рождения миров — звезд и планет. Они проникают в тайну рождения живого вещества — величайшей загадки природы. Они двигаются в глубь микромира, изучая не только атом, но и мельчайшие частички, составляющие его, которые в сотни тысяч раз меньше самого атома.

В глубь атомов и в глубь тысячелетий, на миллионы световых лет во Вселенную и в мир десятимиллиардных долей сантиметра идет наступление советской науки.

Превращения вещества, тайны жидкостей и кристаллов, тепла и света, радиоволн и космических лучей — страницу за страницей в великой книге природы открывает она.

«Советские ученые плодотворно работают над созданием новой физической картины мира, — говорит академик Скобельцын. — Мы, ученые, хорошо понимаем, что все эти поразительные завоевания научной мысли могут иметь неизмеримое, почти безграничное значение для блага человечества. В наши дни, в середине двадцатого века, наука и труд способны доставить человечеству материальное изобилие, обеспечить каждому высочайший жизненный уровень».

Овладев неприступной крепостью природы — атомным ядром, наша физика работает над тем, чтобы атомная энергия стала помощником человека. Изучая атомный мир, она покоряет его.

Она заставляет электроны работать на нас в приборах, которые делают то, что недоступно человеку.

И все новейшие открытия физики, и не только физики, но и всех других наук, у нас становятся достоянием техники, практики, человека.

Все быстрее движется наша наука. Все быстрее движется наша техника. Век подлинного прогресса, век великих открытий настал. Мы живем в этом веке, мы пользуемся этими открытиями.

Легковой автомобиль «М-1».

Двадцать лет тому назад Сталин сказал:

«Нам осталось немного: изучить технику, овладеть наукой. И когда мы сделаем это, у нас пойдут такие темпы, о которых сейчас мы не смеем и мечтать».

Исполнились слова великого вождя.

Наши темпы, наша скорость движения к коммунизму опережают самую смелую мечту.

* * *

Четыре основных направления в советской технике можно подметить за последние годы.

Электрификация, механизация и автоматизация, химизация, большие скорости — вот генеральные пути нашего технического прогресса.

Все больше и больше проникает электричество в жизнь страны. Мы привыкли к тому, что электродвигатель стал сердцем машин на фабриках и заводах, что электричество освещает, греет, побеждает расстояние, помогает металлургам и химикам — повелителям вещества. Электрическую искру советские ученые сделали инструментом, который режет самые твердые сплавы, самую прочную сталь. Мы привыкли К электропоездам на земле и под землей, и уже появляются мощные электроходы на наших реках.

В прошлом веке писатель Робида написал роман «Электрическая жизнь». Фантазии французского буржуа едва хватило на то, чтобы представить себе электрические музыкальные инструменты и, уж конечно, электрические военные суда. Робида писал и об искусственном дождевании, и об орошении пустынь. Но он и не подозревал, что через полвека электричество станет силой, способной изменять мир, переделывать природу целой страны, что действительность в невиданных масштабах обгонит мечту, — когда народ свергнет царство капитала.

Мы делаем то, о чем лишь робко мечтали раньше.

Легковой автомобиль «ЗИМ».

Товарищ Сталин сказал:

«Нам нужно добиться тою, чтобы наша промышленность могла производить ежегодно до 50 миллионов тонн чугуна, до 60 миллионов тонн стали, до 500 миллионов тонн угля, до 60 миллионов тонн нефти. Только при этом условии можно считать, что наша Родина будет гарантирована от всяких случайностей… Это дело можно сделать, и мы должны его сделать».

Чугун, сталь, уголь, нефть…

Это сотни новых заводов, тысячи километров новых стальных путей.

Это новые города.

Это новое наступление на природу.

Это и новая битва за энергию.

Энергию дадут великие стройки коммунизма — новые гидростанции на реках нашей родины. Реки Советского Союза обладают ресурсами гидроэнергии, которым нет равных в мире.

На Волге и Днепре через несколько лет вырастут гигантские фабрики энергии — самые большие в мире.

Каждая из новых станций будет давать больше энергии, чем две самые крупные электростанции Америки.

За 5–6 лет мы построим волжские станции, которые дадут в 10 раз больше энергии, чем все станции царской России.

Днепровская гидроэлектростанция имени В. И. Ленина.

На волжской электроэнергии будут работать заводы Москвы, Куйбышева, Сталинграда. Она приведет в движение тяжеловесные поезда, сельскохозяйственные машины, подаст воду в оросительные каналы.

Вооруженные мощным электрическим оружием, мы поведем наступление на природу. Вода не только даст энергию. Вода — это жизнь в пустыне, это высокие урожаи в засушливых степях.

Строя гидростанции, мы возьмем от воды все, что она может дать. Дешевая электроэнергия вернет к жизни мертвую землю пустынь. Мы победим векового врага урожая — засуху.

Невиданные в истории великие работы разворачиваются в нашей стране. Сейчас Волга и Днепр. Затем наступит очередь многоводных рек Сибири.

Ленин предвидел, что «электрификация переродит Россию». В великих делах Сталина воплощаются самые смелые ленинские предвидения. Лучшее свидетельство этому — строительство волжских и днепровских гидростанций. Какой другой стране под силу такие стройки!

Фабрика энергии.

Все сильнее и сильнее у нас простирает химия руки свои в дела человеческие.

Она помогает нам все лучше хозяйничать в окружающем мире. Мы все шире используем кладовую природы — почти все клетки менделеевской таблицы, все виды сырья — воду и воздух, минералы и дерево, уголь и нефть, газы и многое другое. У нас ничего не пропадает даром, даже отходы — и те химики превращают в ценные продукты. Спирт, сахар и ткань из опилок и стекла — будни нашего века. Пластмассы, прочные, как металл, волокно без шерсти, резина без натурального каучука, топливо для армии машин, лекарства и краски, удобрения и витамины — все это достижения уже не только лабораторий, а заводов, это достояние советских людей.

Химия — союзница техники. Без нее не было бы сплавов невиданной прочности, которые не боятся жары и холода, кислот и щелочей, сплавов легче пробки и тяжелее платины, сплавов тверже алмаза и мягких, как бумага. Химия сегодня удлиняет жизнь машин и повышает урожай, убыстряет плавку стали и чугуна, добывает нужные нам металлы, продукты, превращает каменный уголь в газ под землей.

Химикам подвластны явления космоса, полученные искусственно на земле: температура в тысячи градусов, как в раскаленных небесных телах, холод и пустота, как в межпланетном пространстве. Они управляют титаническими силами — давлениями в сотни и тысячи атмосфер, чтобы быстрее перестраивать вещество.

Все глубже и глубже входит в нашу жизнь автоматика. Многочисленные машины все больше облегчают тяжелый труд человека. Мощные землеройные машины, землесосные снаряды, автоматические бетонные заводы работают ныне на великих стройках коммунизма. Машины добывают уголь, нефть и руду, они строят пути-дороги, они грузят суда и железнодорожные составы, работают в лесу и на полях.

Цимлянская гидроэлектростанция.

Плавим ли мы металл или добываем электроэнергию, управляем блюмингом или ведем поезда, — у нас есть верные помощники, которые не устают и не ошибаются, которые работают точнее и аккуратнее, чем человек. Это автоматика, великое достижение техники XX века. Машины, работающие сами, — не сказка, а быль наших дней. В одном из фантастических романов можно было прочитать о том, будто на Луне, в подземном царстве вымершей планеты, межпланетные путешественники нашли машины, работающие, как часы, заведенные раз и навсегда… Но теперь не только в мире фантастики существует сказочное царство машин, подвластных человеку; у нас есть автоматические линии станков, а теперь советскими инженерами строятся заводы-автоматы.

Все быстрее и быстрее двигаются машины, быстрее обрабатывается металл, быстрее идет работа всюду.

За полвека больше чем в 200 раз выросла скорость резания металлов в нашей стране.

Растут скорости машин — на земле, в небесах и на море. И опять на другие меры пошел счет в технике — со скоростью в несколько тысяч метров в минуту режется металл, со скоростью курьерского поезда мчится сталь в прокатном стане, тысячи оборотов в минуту делают турбины. За тысячу километров в час перешла скорость современного самолета, быстрее звука летают теперь ракеты. Есть аппараты, где части движутся, делая десятки и даже сотню и более тысяч оборотов в минуту. И есть приборы, где работают электроны, несущиеся с фантастическими скоростями в десятки тысяч километров в секунду.

Высокие и низкие давления, высокие и низкие температуры, крайности высоких и низких величин встречаем мы теперь в технике. И все это, вместе с автоматикой, с машинами, облегчающими труд, направлено к одному — чтобы делать быстрее, делать больше, двигаться скорее вперед, к коммунизму.

В росте скоростей, мощностей, давлений, температур — тех величин, которые характерны для машин, видны черты техники будущего коммунистического общества. В автоматике — покорении машин человеком, в небывалом развитии энергетики, вооружении человека энергией виден прообраз промышленности будущего, производственной базы коммунизма. И в тесном содружестве техники и науки, теории и практики сегодняшнего дня видим мы силу, которая ведет и будет вести людей по бесконечному пути познания и переделки мира.

Веком больших скоростей можно назвать наш век, век «чудес» техники и науки.

* * *

Новая, высокоскоростная техника — это и новые трудности, новые задачи.

Высокие скорости, большие нагрузки требуют материалов высокой прочности.

Их требуют конструкторы высокоскоростных машин, в которых часто приходится иметь дело и с потоками сильно нагретых газов, несущихся быстрее звука, и с большими давлениями, и с низкими температурами.

Их требуют конструкторы скоростных самолетов и ракет, которым нужны прочные и в то же время легкие материалы для своих машин.

Их требуют конструкторы ракетных двигателей, которым нужны прочные материалы для работы при очень высоких температурах.

И можно, не преувеличивая, сказать, что развитие высокоскоростной техники во многом зависит от металлургов, от тех, кто совершенствует старые, кто создает новые материалы для новых машин.

Борьба за прочность — это и борьба за скорость.

Больших успехов добились металлурги. Конструкторы скоростных машин располагают теперь нужными материалами. Но жизнь идет вперед. Скорости, давления, температуры все время растут. То, что было достигнуто вчера, уже не устраивает конструктора сегодня.

Иметь материал — это еще не все. Его нужно обработать, да так, чтобы в новых, более тяжелых условиях работы, при повышенных скоростях, он не сдал бы, не изменил свойств, которых тяжелым, упорным трудом добились металловеды, металлурги и ученые, занимающиеся прочностью материалов.

Очень прочные материалы оказались и очень капризными. Бывает, что малейший дефект при обработке и заметить-то трудно, а он дает о себе знать аварией, когда машина начинает работать.

Скорости в технике и природе.

С капризами высокопрочных металлов и технолог и конструктор — каждый по-своему — ведут борьбу. Новые способы исследования материалов, контроля деталей машин и их работы найдены в последние годы. Все шире применяется новая технология, новые способы обработки металла.

Начиная от литейных цехов и кончая сборочными, на всем пути создания машины стремятся к быстроте и точности. Литейщики получают отливки, которые максимально приближаются по форме и размерам к готовой детали. Сварка, ковка-штамповка, скоростное резание ускоряют изготовление машин. Электроискровой способ решает задачу обработки высокопрочных сплавов. Автоматика и поток проникают во все области машиностроения.

По-новому, остро заявляют о себе трение и износ материалов при больших скоростях. Резко возрастает износ, быстрее истираются поверхности деталей. Это сокращает жизнь машин. А долговечность машины — закон для ее творца.

Инженеры-технологи находят новые способы обработки металла, новые способы борьбы против износа.

Борьба с износом — тоже борьба за скорость в машиностроении.

Маленькая, но нужная деталь всякой машины, где есть вращение — подшипник, начинает с ростом скорости заявлять о себе большими неприятностями. Ему становится трудно, а иногда и просто невозможно работать при больших скоростях.

Значит, задача в том, чтобы заставить служить эту упрямую деталь в машинах больших скоростей.

Выходит, борьба за подшипник — тоже борьба за скорость.

С ростом скорости больше выделяется тепла, сильнее, чем раньше, нагреваются части машин. Уже при 5 тысячах оборотов может загореться смазка в подшипниках. На самолете при очень больших скоростях нагревается и размягчается прозрачная пластмасса, из которой сделаны фонари кабин, и в кабине становится жарко. Чем быстрее полетит самолет, тем сильнее будет нагрев: предполагают, что в стратосфере при полете быстрее звука весь самолет сильно нагреется от трения о воздух. До сих пор приходилось заботиться об отеплении кабины. А здесь нужно будет думать об ее охлаждении.

Найти способы быстрого, надежного охлаждения сильно нагретых частей — еще одна задача для конструкторов высокоскоростных машин.

И решение этой задачи — тоже борьба за скорость.

Когда части машин делают десятки тысяч оборотов в минуту, от устойчивости их в работе зачастую зависит успех дела. При больших скоростях развиваются и большие силы, которые стремятся нарушить устойчивую работу машин. И если машина плохо уравновешена, если где-нибудь возникает опасность вибраций, разлетается на куски турбина, выходит из строя мотор, разрушается скоростной самолет.

С этим нельзя не считаться конструктору. Он должен обеспечить устойчивую, надежную работу скоростной машины.

Однако прочность, трение и износ, нагрев, устойчивость — это еще не все, что с новой силой заявляет о себе при больших скоростях.

Самолеты, лопатки турбин, другие машины и части машин, работающие на высоких скоростях, требуют от своих создателей борьбы с возросшим сопротивлением, которое мешает им работать.

Возникают проблемы борьбы с сопротивлением воздуха или жидкости. По-новому они решаются и учеными, и конструкторами, и производственниками.

Непривычные на первый взгляд формы скоростных самолетов — с короткими, отогнутыми, как у ласточки, крыльями, с высоко поднятым оперением — таково решение задачи учеными и конструкторами.

Еще более гладкие, чем раньше, поверхности самолета, где выступы меряются на микроны, где заклепка, торчащая наружу, теперь считается преступлением, — она крадет скорость, — это решение задачи технологами.

Новый двигатель, более мощный, чем раньше, который помогает самолету бороться с сопротивлением, когда скорость растет, — это решение задачи инженерами-моторостроителями.

Для получения больших скоростей нужны большие скорости и приводов — двигателей, дающих жизнь машинам.

Высокоскоростной привод нужен станкам и центрифугам, ручному инструменту и приборам. Он нужен и на электростанции, чтобы вращать генератор, и на самолете, чтобы вращать воздушный винт и питать воздухом двигатель. Такие приводы появились в последние годы. Немало трудностей побеждено, чтобы их создать. Немало трудностей еще впереди.

Создание высокоскоростных машин требует решения новых задач, которых не возникало раньше. Новая техника требует и нового подъема науки. И этот подъем налицо.

Большие скорости — это более высокие требования к производству.

Для изготовления быстроходных машин нужна новая технология, большая точность, большие знания, подъем культуры производства.

Новая техника требует людей, в совершенстве владеющих ею.

И такие люди есть у нас. Их воспитала партия. Их воспитал Сталин.