1) Ursus arctos L. Медведь бурый.
У ходзенов: на́-мафа (т. е. земной медведь; медведь, живущий на земле) или на́нинги;
самец: са́гдзирма;
самка: дза́инг.
У манджуров: нажинь и лэфу.
У китайцев: ма-то́за.
У орочей: сонгго(?).
Я находил этих медведей по всему течению Усури, которое мне удалось проехать, также на Сунгачи и около озера Кенгка; везде они попадались очень часто. Что они также обыкновенны и на реках Даубихе и Сандуху, дающих начало Усури, это я узнал от туземцев, которые нередко убивают их там. Хотя бурый медведь живет, по крайней мере в амурском крае, преимущественно в гористых местностях, заросших лесом, однако на Усури он довольно часто попадается и на луговых степях, усеянных лиственными рощами. Причина этого весьма проста: около Усури луговые степи не растягиваются, как по берегам Амура, на большие расстояния, а, напротив того, часто перемежаются с отрогами горных хребтов, которые проходят невдалеке от реки. Особенно это справедливо относительно правого берега Усури, где медведи везде очень обыкновенны и где туземцы, несмотря на страх, который внушают им эти звери, довольно часто убивают их. Доказательством последнего служат медвежьи шкуры и черепа, которые нередко случается видеть у туземцев; черепа имеют здесь значение трофеев, напоминающих прежние охоты, и иногда сохраняются в зимних жилищах, а иногда торчат, надетые на сучья деревьев, в лесах, поблизости этих жилищ. Я часто видал также в лесах, в высокой траве, перекрещивающиеся во всех возможных направлениях свежеутоптанные медвежьи тропинки, которые, как известно, легко узнать. Хотя бурый медведь по природе своей приурочен отыскивать пищу в лесах, однако же позднею осенью он, по-видимому, приближается к реке, куда, вероятно, привлекает его поспевающий к этому времени виноград; по крайней мере тогда нередко случается находить на берегах Усури места, где зверь пировал, безжалостно ломая виноградные лозы. Тогда же он нередко переправляется вплавь с одного берега на другой. В это время идет и кэта (Salmo lagocephalus); но не она причиною, что медведь приближается к реке и плавает по ней: рыба эта, конечно, довольно обыкновенна в Усури, но все-таки она идет здесь далеко не такими огромными стадами, как в Камчатке, и потому эти передвижения медведей должны происходить от каких-либо других обстоятельств, которые нам в настоящее время еще неизвестны. Как бы то ни было, переправы этих зверей весьма выгодны для туземных охотников: напав на животное, когда оно плывет через реку, охотник уже уверен, что оно от него не уйдет. Тут между ними начинается борьба: вооруженный небольшим копьем, туземец подъезжает к медведю на берестянке и начинает колоть его своим оружием; после каждого удара зверь бросается на своего противника, утлый челнок которого ему ничего не стоить опрокинуть, но тот всякий раз быстро и ловко увертывается от этой опасности, несколькими ударами весел отгоняя свою легкую лодочку от разъяренного животного, и затем снова подъезжает к зверю, чтобы нанести новый удар. Раны, наносимые верною рукою охотника, скоро начинают оказывать свое действие: медведь более и более ослабевает от потери крови, движения его делаются более и более неверными. Наконец, животное издыхает, и торжествующий охотник вытаскивает его на берег. Эта охота весьма нравится туземцам, которые извлекают из убитых медведей много пользы; мясо и жир, очень вкусные, употребляются в пищу, шкуры идут на удовлетворение многих нужд в домашнем хозяйстве и, наконец, желчь составляет предмет выгодного торга с китайцами, которые платят за нее довольно дорого. Эта желчь весьма употребительна в китайской медицине: как внутреннее средство, она дается, распущенная в воде, небольшими приемами, в лихорадочных припадках и в болезнях груди, в которых, по мнению китайцев, весьма полезна; как наружное лекарство она употребляется против нарывов и вередов. Самый большой пузырь, весящий около 4 янгов, ценится китайцами, на месте, в 2–3 собольи шкурки, а в городах на Сунгари за каждый янг желчи платят 1,000—1,500 джеха[49]. У туземцев ходзенской расы шаманы, занимающиеся и врачеванием телесных недугов своих соплеменников, по-видимому, также употребляют желчь и жир медведя как лекарство, и в медицине их эти два вещества играют, кажется, весьма важную роль.
Употребление в пищу медвежьего мяса сопровождается у ходзенов усурийской долины некоторыми суеверными обрядами. Впрочем, здесь медведь далеко не играет такой важной роли в религиозных воззрениях и обрядах жителей, как у живущих по Амуру гиляков, мангунов и ближайших к ходзенам по племенному сродству гольдиев. У этих приамурских народов медведей, как известно, держат в маленьких загородках, где их выкармливают для особенных медвежьих празднеств, в которых эти животные играют важную роль; в селениях, лежащих по берегам Усури, весьма редко случается видеть живых медведей, да и тех держат здесь только для того, чтобы при случае сбыть их за выгодную цену покупателям из сейчас упомянутых приамурских племен.
Что касается до расы, к которой относятся бурые медведи усурийской долины, то об этом предмете я не буду говорить; желающие найдут все необходимые о нем сведения у г. Шренка[50]. Здесь же мне остается только сказать о некоторых зоографических особенностях этих зверей.
Бурые медведи усурийской долины по большей части отличаются огромною величиною, что подтверждают также виденные мною черепа и шкуры необыкновенно значительных размеров. Цвет этих зверей довольно разнообразен: они попадались различных мастей от темно-бурой до весьма светлой палево-бурой. Звери последней масти особенно замечательны: это именно те белые медведи страшной величины, о которых мне говорили во многих частях усурийской долины, особенно около озеро Кенгка, и которых случалось иногда видеть русским поселенцам и казакам.
2) Ursus Thibetanus (?) Cuv. Медведь тибетский.
У ходзенов: гойдзирма или гойдимар, также мо́-мафа (т. е. древесный медведь; медведь, живущий на деревьях) или мо́-ноко.
У манджуров: модзихянь и модзисянь.
У китайцев: гау-то́за.
Маленькие медвежьи шкуры с черным волосом, которые часто случается видеть у туземцев амурского края, принимались прежними путешественниками за шкуры одной из разностей бурого медведя ( U. arctos var. collaris ). Однако же многочисленные сведения, собранные мною на месте, заставляют думать, что эти меха доставляются тибетским медведем, и шкура, которую я привез с собою, вполне подтверждает это предположение: она по всем признакам принадлежит U. Thibetanus. Только недостаток черепа не позволяет считать вопрос окончательно решенным, что и заставило меня поставить вопросительный знак подле латинского видового названия в заголовке этой статьи. Медведь, о котором идет речь, водится в усурийской стране, где туземцы также считают его и в видовом отношении, и по образу жизни совершенно отличным от бурого. Название древесного медведя ( мо́-мафа ) этот зверь получил, по словам местных жителей, оттого, что влезает на деревья гораздо чаще, чем обыкновенный, и для зимнего сна забирается в дупла древесных стволов. Главную его пищу составляют, по рассказам туземных охотников, кедровые орехи и ягоды. Те же охотники говорили мне, что этот медведь не свиреп и что, при нападении на него, он никогда не становится на задние лапы и не душит своего противника, как бурый медведь, а только кусается и царапается. Живые древесные медведи ценятся у ходзенов гораздо ниже, чем живые же бурые; это происходит оттого, что первые никогда не употребляются гиляками, мангунами и гольдиями для медвежьих празднеств. Шкуры обоих видов продаются китайским торговцам по одному янгу за штуку, а если очень велики, то по полтора янга.
Что касается распространения древесного медведя, то туземцы говорили мне, что он гораздо чаще встречается на правом берегу Усури, чем на левом. Причина этого заключается в том, что по правую сторону Усури местность гораздо более гориста и богата лесами, чем по левую, где горные цепи большею частью идут вдалеке от реки. К самой реке древесный медведь, по словам туземцев, никогда не подходит, что весьма замечательно, как особенность в образе жизни, отличающая животных этого вида от бурых медведей.
3) Meles Taxus Schreb. var. amurensis Schrenck. Барсук обыкновенный.
У ходзенов: при устье Усури: доро́; при среднем течении Усури: доро́ и дорко́; взрослый самец: ахада́.
У манджуров: дорго́нь.
У китайцев: енг-дзуйза.
Из наблюдений прежних путешественников известно уже, что барсук встречается по всему Амуру и по Усури от устья ее до впадения Нора[51]. Собственные мои исследования только заставляют отодвинуть еще далее к югу экваториальную границу распространения этого зверя. Все пространство усурийской долины, которое я проехал, богато местностями, где барсуку привольно жить и вырывать свои норы. Таковы, например, поросшие деревьями холмы на луговых степях, холмы, почва которых большею частью весьма рыхла и состоит иногда из песка, а иногда — из чернозема. Отлогие скаты гор и скалистые выступы боков долины, по-видимому, не менее удобны для барсука; по крайней мере он часто живет в этих местностях: так например, местные жители говорили мне, что и сам он, и его норы[52] очень часто попадаются на мысе Кырма, который вдается в Амур из левого берега Усури, в Хёхцырских горах и на мысе Каланг, находящемся около устья реки Нора. На мысе Уанг-бобоза я сам нашел много барсучьих нор, которые были вырыты в рыхлом черноземе, наполняющем расселины утесов; свежие следы показывали, что это не были старые, уже покинутые жилища, а западни[53], расставленные около нор, служили доказательством, что местные жители ловят барсуков. Далее к югу я встречал этих зверей на луговых степях около Сунгачи и, наконец, находил их на самом южном пункте, которого достиг в это путешествие, у северного края озера Кенгка. В последней местности они были очень многочисленны, и это весьма естественно, потому что северный берег озера, песчаный, возвышающийся в виде вала, чрезвычайно удобен для рытья их нор. Туземцы с верховьев Усури говорили мне, что барсук водится также на Даубихе и Сандуху и что по верхнему течению этих двух рек он встречается реже, чем около других частей. Последнее обстоятельство по всей вероятности обусловливается преимущественно горным характером страны около верховьев Даубихи и Сандуху. Что барсук водится и к югу от этих двух рек и от озера Кенгка, это я узнал от живущих на Усури китайцев, которые не раз говорили мне, что он встречается в окрестностях городов Гирин и Хун-Чун.
В домашнем быту туземцев этот зверь не играет особенно важной роли. По большей части они убивают его только тогда, когда собака случайно выследит его и сделает над ним стойку; западни же на барсуков они ставят только там, где этих зверей очень много. Из барсучьих шкур туземцы делают себе ягташи и особенного рода одежды, вроде передника, которые надеваются при рыбной ловле и при охоте. Мясо барсуков они едят, и довольно охотно, а жиром смазывают кожаные вещи.
4) Mustela zibellina L. Соболь.
У ходзенов: сёфа́; самец: аке́, а самка: уыр.
У манджуров: сэкэ.
У китайцев: деаупи́ или деауфи́.
У орочей: ньёхо́ (?).
Соболь, как известно, держится преимущественно в местностях гористых, поросших хвойным лесом, и распространение его в долине Усури находится, по-видимому, в теснейшей связи с расположением местностей, представляющих эти два условия. Действительно, около устья Усури он попадается довольно часто у самой реки, в поросших хвойным лесом горах Хёхцырских; далее же вверх по течению он держится в некотором расстоянии от русла, на соседних горных хребтах, и только у верховьев Усури опять приближается, вместе с горами, к реке. Сообразно с этим, и туземцы усурийской долины, промышляя соболей, удаляются от реки более или менее, смотря по тому, у какой части Усури живут. При этом охотники иногда следуют по маленьким речкам, впадающим в Усури, и достигают до их истоков, а иногда просто углубляются в соседние с Усури горы. Так, туземцы, живущие около низовьев Усури, посещают Хёхцырские горы, источники реки Хи и реку Хаута; ходзены, населяющие окрестности Ауа, промышляют в горах Танхе, в которых соболей везде очень много. От устья Усури до реки Нора промысел этот производится только на правом берегу, потому что на левом, здесь также, как и около Нора (на мысе Каланг ), соболей вовсе нет. За устьем последней реки, по среднему течению Усури, где и на левом берегу появляются уже горные цепи, поросшие хвойным лесом, соболь встречается по обеим сторонам, и туземцы, живущие в местности Бикин, добывают его иногда на правом берегу, в горах Сумур, а иногда на левом, в горах Иктыр и Сиада-дынгза. Далее вверх по Усури он встречается довольно часто и, притом, недалеко от реки на левом берегу, в горах Кирки, Кынг-хада, Дума и Дузхеле, за этими горами он скоро исчезает на приречном пространстве земли, потому что здесь место гор заступают луговые степи, которые начинаются уже около реки Мурени и тянутся до озера Кенгка. По мере приближения к устью реки Имы, горы более и более удаляются от Усури, так что жители Бихарке принуждены уже ходить на охоту в горы Сахале и Джаками, которые едва виднеются от них на горизонте; зато в этих горах они обыкновенно находят богатую добычу. От Бихарке до устья Дамгу тянется луговая степь, края которой, если смотреть на нее с Усури, теряются на горизонте; только от устья Дамгу виднеется здесь, по направлению к ЮВ, гора Да-хуанг-дынгза, весьма богатая пушными зверями и потому весьма охотно посещаемая местными жителями. При верхнем течении Усури соболь опять встречается около русла, в горах, которые тут проходят. На реках Даубихе и Сандуху, он, как мне говорили, принадлежит еще к числу зверей весьма обыкновенных. Что южная граница его отечества проходить не здесь, а где-нибудь ближе к экватору, это я узнал от китайцев, которые говорили мне, что соболи водятся в долине реки Суйфуна и по берегам северных притоков реки Тюмена, где живут в горах, поросших хвойным лесом. Таким образом, распространение соболя идет, по-видимому, рука об руку с распространением хвойных лесов, обстоятельство, которым, без сомнения, надо объяснять и тот факт, что южная граница этого вида опускается на азиатском материке, как это мы должны принять, зная, что Темминг не упоминает о соболе в числе зверей, свойственных Японии.
Достоинство соболей, добываемых в приусурийской стране, различно, смотря по местностям. Рассмотрев большое число шкурок, я считаю возможным поставить за общее правило, что соболи становятся тем хуже, чем более мы подвигаемся по Усури от северного полюса к экватору. Шкурки, добытые в Хёхцырских горах, на реке Хи и в хребте Танхе́ были средней доброты и не уступали тем, которые добываются по берегам Амура ниже устья Усури. Около устья Дамгу я видел у одного китайца большое число соболей, которые были добыты в области источников Усури; они почти все отличались весьма светлым бурым цветом, однако же, все-таки, были далеко не так светлы, как описывает г. Шренк[54] шкурки с острова Сахалина. Кроме того, охотники утвердительно и единогласно говорили мне, что в местностях, лежащих по левую сторону от Усури эти звери гораздо светлее, чем на гористой полосе правого берега, где они, притом, встречаются и в большем числе. Последнее обстоятельство легко объясняется тем, что в стране между Усури и морем высокие горы обусловливают более суровый климат и более северный характер растительности.
Китайцы уже с незапамятных времен считают Манджурию настоящею страною соболей, и даже имеют поговорку, которая гласит, что Небо даровало этой части срединного государства три сокровища: жень-шень, соболя и траву ула. В этом случае они особенно имеют в виду усурийский бассейн; по крайней мере относительно жень-шеня нельзя иначе думать, так как он нигде более не встречается; да и о соболе можно сказать почти то же, потому что он здесь весьма обыкновенен. Богатство усурийского края соболями, конечно, находится в теснейшей зависимости от орографических условий и растительности этой страны; может быть, оно обусловливается и еще какими-нибудь неизвестными нам причинами, но, во всяком случае, одним из главных его оснований должно признать то, что промышленников здесь весьма мало, сравнительно с пространством земли, и что они добывают соболей весьма несовершенным способом. Но, по всей вероятности, обстоятельства скоро изменятся: русские поселенцы деятельно примутся за этот промысел, и число соболей быстро уменьшится. Эти новые промышленники, конечно, не ограничатся туземными приемами охоты, но станут охотиться и с собаками, по обыкновенному способу сибирских охотников; последний род охоты, как известно, состоит в том, что собака выслеживает соболя и загоняет его на дерево, где уже охотник его убивает; а такой способ добывания, конечно, и более истребителен, и более пугает соболей, чем способ, употребляемый туземцами.
Подобно приамурским племенам, и туземцы усурийской долины платят китайскому правительству ежегодную дань собольими шкурками. Китайские чиновники, живущие при устье реки Имы, часто делают поездки вверх и вниз по Усури для сбора этой дани, причем, обыкновенно, не обходится без притеснений и незаконных поборов в пользу собственного кармана собирателей. Со времени последних русских завоеваний в амурском крае он часто посещается иркутскими и забайкальскими купцами и другими путешественниками-торговцами, которые все занимаются здесь преимущественно вымениванием от туземцев соболей. Вследствие такого постоянного запроса, соболи уже в это короткое время (6 лет) успели значительно подняться в цене. В первые годы русского владычества на Амуре почти всякий путешественник привозил из амурского края значительное количество соболей, полученных от туземцев в обмен за несколько аршин какой-нибудь ткани или даже за медные пуговки, кольца и тому подобные мелочи; теперь же здесь приходится уже платить от 3–5 рублей серебром за шкурку, притом непременно серебряною монетою, и эта цена, без сомнения, будет возрастать с каждым годом.
В быту ходзенов соболь играет весьма важную роль как пушной зверь, составляющий главный источник их благосостояния. Возвратясь домой с промысла, ходзен отправляется к своим «друзьям», китайским торговцам, и отдает им добытые шкурки, как ходячую монету или в уплату старых долгов, или за новые покупки; а так как эти друзья доставляют ему необходимые для него и для его семьи в течение всего года жизненные припасы и другие товары, то чем удачнее был промысел, тем на более долгое время обеспечивается благосостояние ходзена.
Промышлять соболей начинают с первым снегом, следовательно, на Усури около начала ноября. В это время промышленники покидают свои жилища и отправляются ставить свои самострельные западни[55] в тех местах, где больше найдут соболиных следов. Охота обыкновенно продолжается около двух месяцев, и если она идет удачно, то каждый промышленник добывает в течение этого времени до 50 шкурок. Иногда добыча бывает и гораздо менее богата: случается, что туземец приносит домой около 20 штук; но это число можно уже принять за minimum. Одну из причин, мешающих иногда успеху, составляют глубокие снега, которые затрудняют самое производство промысла. Нередко также надежды охотников на удачный промысел разрушаются переходами соболей с одного места на другое. Эти переходы, очень хорошо известные туземцам, от которых я и узнал о них, находятся в тесной связи с переселениями белок, бурундуков, мышей и других грызунов, которые составляют главную пищу соболей.
5) Mustela sibirica Pall. Колонок.
У ходзенов, около низовьев Усури: цольци́ и цольцоэ; у них же, около верховьев Усури: чольци.
У манджуров: солохи́.
У китайцев: хонгшо-ля́нгза и хуанг-ши́нза.
Я много расспрашивал туземцев об этом северном виде куньего рода, и они сообщили мне, что он водится по всей Усури, за исключением только обширных луговых степей (около озера Кенгка и около Мурени ), и везде попадается довольно часто; зимою колонок, по словам местных жителей, показывается и на луговых степях, вероятно, для того, чтобы ловить здесь мышей и других маленьких грызунов. Этот зверек не составляет для туземцев предмета особенного промысла, хотя китайцы, торгующие с ними в усурийской долине и покупают колонковые шкурки весьма охотно. Впрочем, они довольно часто попадаются у китайских торговцев между другими пушными товарами оттого, что колонки нередко делаются жертвами тех западней, которые ставятся на соболя. В домашнем быту туземцев шкурки этого вида имеют весьма небольшое значение. Китайские же торговцы доставляют их в Гирин, где они, говорят, продаются за хорошую цену. Но особенно спрашивается этот товар в китайском городе Ше-янь, где платят по 500 джеха за шкурку. На Усури с меня брали 50–80 копеек серебром за шкурку.
6) Mustela erminea L. Горностай.
У ходзенов около устья Усури: джели́.
У китайцев: йиньшу.
Хотя горностай известен обитателям всей усурийской долины, однако же все собранные мною на месте сведения делают весьма вероятным, что южная граница его распространения проходит через эту часть Манджурии. При устье Усури местные жители говорили мне, что он встречается у них нередко. По мере же приближения к экватору он становится все реже и реже; некоторые из ходзенов, ежегодно охотящихся у источников Усури, говорили мне, что им почти никогда не случалось видеть там горностая, и это заставляет думать, что горы Сихота-алин составляют южную его границу, тем более, что и по всему верхнему течению Усури этого зверя уже не промышляют.
7) Mustela vulgaris Briss. Ласка обыкновенная.
О том, что ласка водится в амурском крае, мы до сих пор знали только по экземпляру, который был добыт при устье Амура и описан г. Шренком[56].
Одно неделимое, найденное мною при Сунгачи, заставляет расширить область этого вида приблизительно до 45°30′ с. ш. Шкурка этого неделимого, которую я привез с собою, имеет летнюю шерсть и во всех отношениях сходна с амурскою шкуркою, описанною г. Шренком. Ласка, кажется, уже весьма редка в усурийской долине и мало известна жителям: туземцы, которым я показывал свой экземпляр, называли зверька — джелики, а это название показывает, что они или вовсе не отличают ласку от горностая, или же считают ее детенышем последнего.
8) Mustela flavigula Bodd. Непальская куница.
М. Hardwicki. Horsfield, Zoolog. journ. IV, 239, tab. 8. — Sal. Müller Verhdl. need Bezitt. I, 30.
Viverra quadricolor. Schaw. gen. zool. I, b, 429. — Pennant Quadrup. II, 52.
Mustela Henrici. Westermann, Bijdr. Dierk. 13.
У ходзенов: харса́.
У манджуров: харса́.
У китайцев: ми-гау́за.
Этот зверь представляет весьма интересное явление в фауне усурийской долины, потому что до сих пор был находим только на Яве, Суматре, и в лесистых горах Непала. Я узнал о нем в первый раз от туземцев, которые называли его вышеприведенным именем; а впоследствии купил у них и шкурки, которые привез в Петербург. Эти шкурки можно принять с первого взгляда за принадлежащие особенному виду, потому что они довольно отличны и по цвету, и по расположению красок от непальского экземпляра, хранящегося в зоологическом музее Императорской Академии Наук; но более внимательное сравнение их убедило меня, что это не более, как географическая разность. Последнее тем вероятнее, что и в настоящем своем отечестве, т. е. во внутренней Азии, непальская куница принадлежит к числу форм, значительно изменяющихся. В этой стране найдены две разности, различающаяся окраской — одна более темная, другая более светлая. У первой разности: верхняя поверхность головы и шеи, задняя часть туловища, так же, как конечности и хвост, черные с лоском; спина и брюхо однообразно бурые; нижняя челюсть чисто белая, задняя часть нижней поверхности шеи — светло-желтая, а передняя иногда светло-желтая, иногда оранжевая, иногда же оранжево-бурая. Вторая, более светлая, разность отличается от первой чернобурым цветом в окраске головы, шеи, ног, затылка и хвоста; сверх того, у второй разности туловище сверху и снизу и передняя поверхность шеи песчано-желтые; нижняя челюсть у ней белая, также как и у предыдущей.
Так как этот вид хотя и давно известен, но еще недостаточно изучен, и так как, притом, привезенные мною из усурийской долины экземпляры представляют некоторые заметные (хотя и не существенные в отношении видового сродства) отличия от непальских куниц, — то я считаю не лишним подробно описать здесь одну из моих шкурок. Эта шкурка снята с взрослого животного, имевшего вполне развитую зимнюю одежду и добытого в горах Кирки. Вот ее описание:
Конец морды, переносье и лоб темно-бурые. Две полоски такого же цвета тянутся от лба над ушами и переходят на верхнюю поверхность шеи; они идут параллельно одна с другой и резко ограничивают желтый цвет нижней поверхности шеи. Гортань белая и ограничена узкою полосою, лежащею на щечной части головы; эта полоса светлее, чем лоб, переносье и конец морды, и волосы ее имеют желтые кончики. Щетины на конце морды черные, а щетины, сидящие на гортани, белые. Уши снаружи такого же цвета, как и верхняя часть головы, внутри несколько светлее, а по краям светло-бурые, коротко-волосистые. Нижняя поверхность шеи светлая, оранжево-желтая, с пуховыми волосами того же цвета, и эта окраска продолжается в промежуток между передними ногами. В промежутке между ушами, следовательно на затылке, темно-бурые волоса ости окрашены, только на самых кончиках, желтым цветом; на верхней части шеи эти желтые части волос становятся все больше и больше, и оттого здесь образуется слабовыраженная долевая полоса, которая ограничена с боков двумя вышеупомянутыми, параллельными одна с другой, полосками. По мере приближения к лопаткам, желтый цвет все более и более распространяется по волосам ости, от вершины к основанию каждого волоса, и, наконец, на лопаточной части хребта эти волосы сохраняют бурый цвет только на нижних своих половинах; верхние же их половины желты, отчего и спина в этом месте имеет уже желтый цвет, который, впрочем, здесь гораздо темнее, чем на нижней поверхности шеи. Пуховые волоса здесь также желто-бурые, но светлее. Рассматривая волоса ости от лопаток к хвосту, мы замечаем, что густой желтый цвет постепенно переходит в бурый и, наконец, эти волоса являются уже темно-бурыми, только с более светлыми, лоснистыми кончиками. Вследствие этого, мы находим на хребте, хотя и несколько расплывающуюся, но все-таки явственную полосу, которая тянется от средины спины до основания хвоста. Пуховые волоса на пространстве, занимаемом этою полосою, грязно-серые и темнее, чем на других частях спины. Волоса ости на задней половине спины имеют 38 милл. длины, а на пространстве между лопатками — 35 милл. — Нижняя часть туловища, как под мышками и в пахах, так и вдоль всего брюха и около заднепроходного отверстия, окрашена в грязный желтовато-белый цвет. — Задняя поверхность и концы передних конечностей бурые; передняя же и верхняя их части окрашены цветом нижней поверхности шеи, т. е. оранжево-бурым, который, однако же, постепенно переходит в предыдущий, темно-бурый, оттого, что бурый цвет оснований остевых волос делается преобладающим. У задних конечностей верхняя часть до самого коленного сгиба светло-бурая и притом все пространство ее представляет мелкие черточки, происходящие оттого, что здесь некоторые из остевых волос на концах желтоваты; ступни и вообще все остальные части задних конечностей темно-бурые, коротко-волосистые; ногти белые. — На хвосте волоса ости черно-бурые, а пуховые бурые; длина хвоста без волос, составляющих его конец, равняется 360 милл., а длина этих конечных волос — 100 милл.
Если мы теперь сравним описанный сейчас экземпляр с двумя разностями, о которых было говорено выше, то убедимся, что он не может быть отнесен ни к той, ни к другой: в некоторых отношениях он сходен с темною разностью, тогда как в других — приближается к светлой. Потому я считаю справедливым признать зверя, шкурка которого только что описана, за особенную разность непальской куницы, достигающую полярного предела этого вида в усурийской стране. А так как эта новая разность идет к северу далее всех других, то ее можно назвать, как весьма удачно предложил г. Радде, var. y. borealis.
Мне остается еще описать две другие шкурки, которые я достал около устья Нора. Это тоже зимние шкурки, но не взрослых еще животных и, в некоторых отношениях, отличные от описанной уже шкурки взрослого зверя. Главное отличие заключается в том, что желтый цвет в первых двух шкурках не так ярок, а белый не так чист, как в последней. Напротив, цвет задней части спины у молодых животных темнее, чем у взрослого; отчего у первых полоса, находящаяся на хребте перед хвостом, выступает гораздо явственнее. Кроме этих особенностей, я не нашел никаких различий между всеми тремя шкурками, ни в расположены цветов, ни в самых цветах.
О распространении этой, столь интересной, южной формы в усурийской речной области я могу сообщить здесь следующее:
Куница, о которой я здесь говорю, водится еще в Хёхцырских горах; но и здесь она уже весьма редка, а если ее удавалось кому-либо встречать к северу отсюда, в соседних горах левого берега Амура, то это были, без сомнения, забежавшие неделимые. Во всяком случае, 49° с. ш. можно с достаточною вероятностью принять за полярную границу этого зверя. Идя от Хёхцырских гор вверх по Усури, мы находим эту южную куницу в горах, проходящих около нижнего течения названной реки. Она здесь вообще редка; но уже за устьем Нора начинает попадаться заметно чаще.
В горах Хара, Дума, Кынг и Кирки она уже гораздо обыкновеннее, хотя все-таки встречается здесь далеко не так часто, как соболь. Еще далее к югу животных этих, как мне говорили, довольно много в горах Акули и в речной области источников Усури.
Эта представительница южной фауны в усурийской стране живет, как и соболь, в горах, и именно в таких, которые идут далеко от реки и поросли хвойным лесом. В торговле с китайцами она не играет важной роли: мех ее, некрасивый и жесткий, ценится весьма низко. Оттого и охотники бьют этого зверя только тогда, когда он случайно им попадется, да берут тех неделимых, которые делаются жертвами западней, расставляемых на соболя. Впрочем, в религиозных воззрениях ходзенов непальская куница, по-видимому, имеет некоторое значение; так можно думать потому, что ходзенские шаманы обвешивают свои шапки ремешками, вырезанными из ее меха.
9) Lutra vulgaris Erxl. Выдра.
У ходзенов: дзюку́; взрослый самец: альге́; взрослая самка: уки.
У манджуров: альги́нь.
У китайцев: су́эта.
Это животное водится по всей Усури, от устья до верховьев, и, далее на юг, в области ее источников; в различных местностях оно встречается более или менее часто, смотря по тому, где находит более или менее благоприятные условия для жизни. Всего охотнее поселяется выдра около богатых рыбою горных ручьев. Охотники, которых я очень много расспрашивал об этом звере, говорили мне, что часто видят его в горных ручьях Хёхцырского хребта, в р. Чирку, на мысе Каланг, при устье Нора, в притоках реки Бикина и т. д. Выдра водится также и по берегам рек, которые протекают по луговым степям, расстилающимся около среднего течения Усури; но здесь она уже далеко не так обыкновенна. Наконец, она часто встречается около притоков верхнего течения этой реки и в областях тех рек, из которых происходит Усури: так говорили мне не только охотники, занимавшиеся своим промыслом в тех местах, но и китайские купцы, которые ежегодно получают оттуда значительное число выдровых шкур. Уже на основании этих показаний можно принять, что экваториальный предел выдры должен проходить не через усурийский бассейн, а где-либо южнее; и действительно, китайцы включают в число местностей, в которых она водится, южный склон хребта Сихота-алин и долины Суйфуна и Тюмена.
Судя по тем шкурам, которые я мог исследовать, выдры усурийской долины превосходят наших европейских и достоинством меха, и величиною шкурок. В том, что размеры шкурок, добываемых на Усури, действительно особенно велики, я убедился посредством измерений, произведенных с большими предосторожностями, которые в этом случае были весьма необходимы, потому что кожи всех пушных зверей, находимые у местных жителей, большею частью бывают чрезвычайно вытянуты. Шкурка самой большой выдры, какую мне только удавалось видеть в усурийской долине, имела 14 децим. длины, считая от основания хвоста до конца морды.
По значению своему в быту туземцев выдра занимает первое место после соболя. Мясо ее они едят; мех же ее часто употребляется у них для приготовления зимних одежд и, вместе с тем, составляет предмет весьма выгодного торга с китайцами, которые очень охотно покупают этот товар и платят за хорошую шкурку, на месте, 4–5 янгов.
Охота за выдрами начинается, когда земля покроется первым снегом, на котором легко можно видеть следы зверя. Заметив те места, где животные обыкновенно сходят в реку, охотники растягивают в воде, против этих мест, сети в 3–4 сажени длиною, и затем, вооружившись острогами, начинают подстерегать зверя; когда тот покажется, они бросаются на него и стараются загнать в сети. Когда река покрылась уже льдом, тогда в тех местах, где находятся полыньи или небольшие отверстия во льду, ставят самострельные западни.
10) Canis lupus L. Волк.
У ходзенов: енггу́р; взрослый самец: уаза́нг, а взрослая самка: хуса́[57].
У манджуров: ниохэ.
У китайцев: ланг.
Волк водится во всей усурийской долине, но на луговых степях, усеянных лиственными рощами, встречается чаще, чем в поросших хвойным лесом гористых местах. Так, мне говорили, что волков очень много по рекам Нору и Мурени; сам я также нередко видал этих животных и следы их, как здесь, так и, особенно, по Сунгачи и около озера Кенгка. По верхнему течению Усури и в области ее источников волков уже не так много, что находится в тесной связи с характером местности в этих странах.
Волчьи шкуры охотно покупаются китайцами, которые платят, на месте, 3 янга за штуку. — Туземцы говорили мне, что у них волки, которые часто бегают стаями, не вредят ни лошадям, ни скоту, вероятно, потому, что здесь очень много косуль, которых этим хищникам гораздо легче добывать. — Волк играет, по-видимому, некоторую роль в поверьях туземцев; я думаю так по тому, что часто видал на серьгах у туземных женщин род талисмана из нанизанных волчьих зубов.
11) Canis alpinus Pall. Волк красный.
У ходзенов: дзаргу́ль.
У манджуров: дзарху́.
У китайцев: цай-ла́нгза.
По единогласному свидетельству охотников усурийской долины, красный волк, как указал уже и г. Шренк[58], живет преимущественно в горах, а на ровных местах показывается весьма редко. На все расспросы мои об этом звере я постоянно слышал в ответ, что он водится в горах, а на луговых степях попадается только сродный с ним обыкновенный волк ( C. lupus ). Вместе с тем, меня единогласно уверяли, что красные волки держатся более или менее многочисленными стаями, гоняются за косулями, которые составляют их главную добычу, и, вообще, весьма сходны в образе жизни с обыкновенными волками. О географическом распространении этого вида в амурской стране я могу сообщить здесь следующее. Становой хребет составляет, по-видимому, полярную границу красного волка, который, впрочем, кажется, довольно обыкновенен в горах, лежащих на север от Амура. Около ближайших к устью частей Усури он водится в Хёхцырских горах, в горах близ Ауа, в хребте Танхе́ и т. д.; но нигде не встречается здесь часто. На мысе Каланг и в горах Кёча этот зверь, как мне говорили, гораздо обыкновеннее; далее же вверх по Усури вовсе не встречается на двух горах: Дума и Кынг-хада, находящихся на левом берегу ее, а в горах Акули весьма редок. Однако же в последней местности он не достигает еще южной границы своего распространения, и редкость его во всей этой части усурийской долины есть только следствие общего, малогористого, рельефа страны. И действительно, далее на юг отсюда, в гористых местностях, среди которых протекают верховья и источники Усури, красный волк опять встречается часто, как напр. в горах Ситуху и Даубиха.
И у туземцев, и у торгующих в усурийской долине китайцев весьма редко случается увидеть шкуру красного волка, хотя зверь этот, как мы видели, далеко здесь не редок. Причина этого странного явления заключается в том, что он внушает здешним охотникам какой-то суеверный ужас, который не позволяет им убивать его. Мне казалось даже, что и на расспросы мои о красном волке некоторые туземцы отвечали неохотно.
12) Canis vulpes L. Лисица.
У ходзенов: лисица вообще: солаки́; красная лисица хылдагде́; крестовка: кечере́; чернобурая лисица: авата́.
У манджуров: лисица вообще: до́би; крестовка: кирса́; чернобурая лисица: лудзури.
У китайцев красная лисица: хули́; крестовка: хуа-хули; чернобурая лисица: уада́у.
Лисица водится во всей усурийской долине и везде попадается довольно часто, так что экваториальная граница этого вида должна проходить где-либо южнее. — Китайцы охотно покупают лисьи шкуры и хорошо за них платят, отчего и туземцы часто охотятся за лисицами. Разность, которая обыкновенно встречается по всей Усури и по ее источникам, красная; две другие разности, крестовка и чернобурая, попадаются здесь, как меня единогласно уверяли охотники, гораздо реже, особенно последняя, которая уже чрезвычайно редка в усурийской стране. Тут, впрочем, и нет ничего удивительного: чернобурые и другие темные лисицы встречаются преимущественно в Камчатке и на Сахалине, так что усурийская долина находится уже вне той области, которой особенно свойственны темные разности лисицы.
13) Canis procyonoides Gray. Собака енотовидная.
У ходзенов: яндако́.
У китайцев: ха́уза.
Хотя я привез из усурийской долины весьма много шкур и черепов этого вида, однако же ничего не могу прибавить к тому, что мы уже знаем о нем в чисто зоографическом отношении: благодаря последнему труду г. Шренка[59], различные одежды енотовидной собаки теперь уже достаточно известны, и место, которое этот вид должен занимать в системе, с точностью определено. Напротив того, образ жизни и нравы названного животного нам совершенно или, по крайней мере, почти неизвестны, и потому я считаю полезным изложить здесь все, что мне удалось узнать об енотовидной собаке в этом отношении в короткое время моего пребывания в усурийской долине.
По собственным моим наблюдениям и по рассказам туземцев, енотовидная собака водится и в лесах, и на луговых степях. Однако же она, по-видимому, более любит последние и встречается на них всего чаще, что́, впрочем, находится в теснейшей связи с ее образом жизни. Главную ее пищу составляют рыба, лягушки, пиявки[60] и мыши, из которых последними она питается преимущественно зимою, когда лед, покрывающий воды, не позволяет ей добывать других животных. Все луговые степи усеяны лужами, озерами, кочковатыми болотами, и прорезаны неглубокими рукавами реки, которые во время низкой воды не сообщаются с главным течением. Эти водовместилища всегда богато населены животными, которыми более всего питается енотовидная собака, и именно в тех местностях, где находятся такие природные водоемы, она встречается наичаще. Рыбы всего более в помянутых сейчас неглубоких рукавах; особенно же много в них сазанов, которые водятся здесь в таком огромном количестве, что я с моими людьми иногда ловил их руками, и нам случалось наловить в короткое время 10–15 штук. Около этих-то рукавов мне нередко удавалось видеть енотовидных собак, особенно вечером, после заката солнца, и ночью, а иногда также и днем; они бегали тут, высматривая добычу, которую им нетрудно было отыскать. В том, что они часто посещают эти местности, убеждали также следы их, в большом числе отпечатанные на сырых, глинистых берегах рукавов, и разбросанные около воды остатки их пищи, особенно рыбьи кости и чешуи. В ловле водяных животных они выказывают большую ловкость; мне не раз случалось видеть на берегах озер и на болотах, как проворно эти небольшие звери перескакивают с кочки на кочку, чтобы хватать добычу, которую заметят в прозрачной воде.
Енотовидная собака — зверек весьма злой и проворный; ее ползучие, но быстрые движения и манера часто выгибать спину, как кошка, несколько напоминают виверр. В то время, когда европейские путешественники только что начали посещать амурскую страну и когда это животное было известно только по наружному виду, его считали принадлежащим к одному роду с барсуком, с которым оно действительно сходно по своей одежде и по ползучим движениям. Вместе с тем, енотовидная собака похожа, по крайней мере с первого взгляда, и на енота, как это выражено и в ее видовом названии ( procyonoides ); оттого-то новые русские поселенцы в Амурском крае и назвали ее по имени последнего зверя, и это имя, по-видимому, останется за ней надолго; по крайней мере, казаки, которых мне случалось здесь видеть, и до сих пор называют ее енотом.
Хотя енотовидная собака показывается иногда и днем, но преимущественно выходит она на добычу в сумерки и ночью, так что ее, без всякого сомнения, надо отнести к настоящим ночным животным. Даже и в неволе она ясно выказывает стремление к ночной жизни. Мне случалось видать животных этого вида, которых держали в клетках: днем они большею частью спокойно лежали, свернувшись как обыкновенная собака, а, напротив, ночью находились в беспрестанном движении и, между прочим, часто делали весьма смешные прыжки.
Енотовидные собаки живут в норах, совершенно сходных с барсучьими; я часто видал эти жилища их в песчаных холмах луговых степей и в лиственных лесах, которые растут на подходящих к Усури скалистых отрогах соседних гор. В таких жилищах проводят они большую часть дня и в них же прячутся в ноябре, для зимнего сна. Весьма замечательно, что этому сну подвергаются только те неделимые, которые успели перед тем отъесться и разжиреть; тогда как тощие звери, по единогласному уверению местных охотников, вовсе не впадают в зимнюю спячку и занимаются добыванием пищи в течение всей зимы. Этот интересный факт служит новым подтверждением того мнения, что зимний сон животных находится в тесной зависимости от их питания и именно от количества пищи, которое они принимают перед временем этого сна. В течение зимы енотовидные собаки питаются, как я уже выше заметил, преимущественно мышами; сверх того, они едят в это время года белок и других мелких грызунов. Тогда часто случается видеть на снегу следы этих собак: они большею частью показывают, что двое животных бежали вместе, помогая одно другому в охоте за мелкими зверьками. Впрочем, енотовидные собаки — животные не исключительно плотоядные: когда дикая виноградина и Pyrus Ussuriensis покрыты зрелыми плодами, они, по-видимому, питаются преимущественно этими плодами; по словам туземцев, они даже переселяются на это время в те местности, где растут два названный растения; по крайней мере они тогда попадаются здесь очень часто. Когда они живут в этих местностях, то их легко ловить, потому что здесь всякая собака без большого труда может их выследить, и туземцы часто берут их живыми; пойманных таким образом зверей ходзены нередко держат в маленьких клетках или на цепях около своих жилищ и кормят рыбою.
В быту туземцев енотовидная собака имеет довольно большое значение: вкусное ее мясо употребляется в пищу; жир идет на смазывание ремней, звериных шкур и пр., наконец, шкурки продаются китайским торговцам, которые платят за них довольно дорого (по 1 янгу за штуку) и отправляют их во внутренние части Китая, где из них выделывают меха, весьма любимые китайцами. Сверх того, шкурки енотовидных собак принимаются также и в уплату дани, особенно зимние, более светлые и более красивые. Последние вообще ценятся выше других, но в торговле встречаются реже, оттого, что зимой добывание енотовидных собак особенно трудно, так как они большею частью проводят это время года в своих норах, погруженные в зимний сон.
Время метания щенят приходится в мае, и каждая самка, по словам местных охотников, приносить 10–15 детенышей.
Что касается распространения енотовидной собаки, то в амурском крае истинным ее отечеством надо признать долины Усури и Сунгари и межлежащее пространство земли. Такой взгляд на предмет оправдывается тем, что вся эта страна составляет, собственно, путь, по которому область енотовидной собаки расширяется из северного Китая — центральной своей части и настоящего отечества этого вида — в страны, лежащие по среднему и нижнему Амуру, в которых 50° с. ш. составляет полярную границу этого животного. Собственно в усурийской долине енотовидная собака особенно часто встречается на луговых степях около Мурени и около озера Кенгка. Вообще же о распространении ее в этой долине можно сказать, что она гораздо более обыкновенна на левом берегу Усури, чем на правом, как то подтверждают и собственные мои наблюдения, и сведения, которые я собрал у местных жителей. — Этот факт легко объясняется тем, что левый берег особенно богат луговыми степями, тогда как на правом гораздо более гор, которые идут недалеко от русла и от которых, особенно около среднего течения Усури, часто отделяются скалистые выступы, подходящие к реке. Подобным же образом можно объяснить и то, что енотовидная собака довольно редко встречается около верхнего течения Усури и, особенно, в области источников этой реки: местность здесь довольно неблагоприятна для этого зверя, потому что очень гориста и горы подходят весьма близко к рекам.
14) Canis familiaris L. Собака домашняя.
У ходзенов: инда́.
У манджуров: индаху́нь.
У китайцев: кау.
В быту ходзенов, также как и в быту китайцев, собака имеет весьма большое значение. И те и другие употребляют ее не только для охоты, но и как упряжное животное, особенно зимою, когда собаки возят санки туземцев и китайцев в дальних путешествиях, предпринимаемых для охоты или для торговли; впрочем, и летом они иногда тянут маленькие лодки туземцев против течения. Ходзены и, преимущественно, китайские торговцы употребляют также собаку как сторожевое животное; мне случалось иногда находить в усурийской долине жилища и строения, в которых сберегаются запасы, совершенно оставленные людьми и охраняемые только несколькими собаками.
Что касается до породы домашних собак в усурийской долине, то она здесь та же самая, которую мы находим у туземцев, населяющих берега Амура, и описание и изображение которой уже даны мною прежде[61]. По наружному виду собаки усурийской долины напоминают наших гончих; впрочем, здесь часто встречаются также и собаки, происшедшие от смешения туземной породы с монгольскою; эти ублюдки бывают различнейших мастей: черные, белые, бурые, пятнистые и проч. Хота собаки и до сих пор еще приносят большую пользу здешним жителям как упряжные животные, однако же наверно можно сказать, что лошади, которых уже начали приводить сюда русские, скоро лишат их этого значения. Я думаю так потому, что здесь снег никогда не выпадает за раз такими огромными массами и никогда не свирепствуют такие страшные пурги, которые делают действительно необходимым употребление собак для езды во многих частях Сибири и около нижнего течения Амура.
15) Felis Lynx. L. Рысь обыкновенная.
У ходзенов: ту́бджа, ту́гдзя и ци́бджя; взрослый зверь: сиду́; невзрослый: цацаре́.
У манджуров: шилу́нь.
У китайцев: чересу́нь.
У орочей: тигдзиехи́(?).
Рысь известна туземцам по всей Усури и, хотя не часто, однако же встречается на всех лесистых горах. О том, что она здесь водится, я узнал частью из рассказов охотников, которым этот зверь хорошо знаком, а частью потому, что нашел здесь рысьи шкуры, одну из которых привез в Петербург, и которых я довольно много видел у китайских торговцев. Таким образом я убедился, что рысь встречается в Хёхцырских горах, в горах около Ауа, в хребтах Танхе́ и Акули и в многих других горах по нижнему и среднему течению Усури, равно как и в горах Ситуха, около верхнего течения, и около рек Даубихи и Сандуху. Рысьи шкуры очень ценятся китайцами, которые платят на месте по 5–8 янгов за штуку. За ту шкуру, которую я привез с собою, я заплатил на Усури 10 рублей серебром. Охота на этого зверя производится так же, как и у нас в России: его загоняют собаками на дерево, и потом убивают из ружья или стрелами.
16) Felis Tigris L. Тигр.
У ходзенов: мафа́ (т. е. старик), маре́, амба́ (т. е. дьявол), сагджи́ най (т. е. старый человек) и мырга́ мафа (т. е. богатый старик).
У манджуров: тасха́; трехгодовой: шурга́нь.
У китайцев: лау-ху и лау-ма́за.
Усурийская долина бесспорно есть та часть всего известного нам пространства амурского края, в которой тигр встречается всего чаще. Это и понятно, потому что здесь местные условия особенно ему благоприятны: в лесистых горных цепях усурийской страны и на ее луговых степях, частью усеянных лиственными рощами, частью поросших высокою травою и местами болотистых, он находит и много мест, где ему удобно жить, и много животных, которыми питается. И действительно, он хорошо известен туземцам по всему течению Усури, около ее источников, и при озере Кенгка; и они не только знают этого, столь страшного для них зверя, по рассказам и по следам, которые им случалось видеть, но, напротив, бо́льшая часть местных охотников сами видали его, занимаясь своим промыслом.
Также и мне нередко случалось находить свежие отпечатки больших лап, которые по своей форме могли принадлежать только тигру или сродному с ним барсу (F. Irbis); эти следы попадались мне на берегу озера Кенгка, в высоком тростнике, и в лиственных рощах луговых степей; там же видал я места, на которых тигр недавно лежал, и несъеденные остатки его пищи. Самого зверя мне случилось увидеть только раз: и я и он подкрадывались к одной косуле, но тигр предупредил меня, одним прыжком налетев на добычу, и косуля досталась ему. Всего чаще встречается он, по словам туземцев, около озера Кенгка, где водится, как они говорят, в горах, находящихся в некотором отдалении от озера и на болотистых берегах его. И здесь, и в других частях усурийской долины мне рассказывали, что тигры нередко приближаются к жилищам людей и нападают на скот и на собак; но это бывает по большей части зимою, равно как и случаи, что они нападают на человека. Около озера Кенгка мне говорили, что, незадолго до моего приезда, там был разорван тигром один ходзен. Для избежания подобных несчастий, ходзены постоянно разводят вокруг себя по нескольку огней, когда останавливаются на ночлег во время путешествий или на охоте, и этим способом охраняют себя от нападений тигра: предосторожность, которую я сам принимал почти постоянно, находясь в усурийской стране, и которую советую также принимать будущим путешественникам в этой части амурского края. Любимую пищу тигра составляют настоящий олень и особенно косуля, которая чаще всех других копытных животных встречается в усурийской долине и которую ему всего легче добывать. Впрочем, он не отказывается вступать в бой и с вепрем (дикою свиньею) и, несмотря на страшные клыки последнего, обыкновенно одолевает его. Охотники говорили мне, что им часто случалось видеть следы обоих животных, расположение которых показывало, что тигр гнался за вепрем. По всей вероятности, даже и переходы тигров из одной местности в другую направляются по переселениям косуль и диких свиней. Туземцы чрезвычайно боятся тигра, что и весьма понятно, так как они недостаточно ловкие охотники, чтобы вступать с ним в бой. Но замечательно то, что этот страх не ограничивается одною боязнью встретить тигра в открытом поле или в лесу, а выражается еще во множестве суеверных поверий и даже в обоготворении страшного зверя. Только немногие охотники, и то из числа самых храбрых, решались рассказывать мне об этом животном все, что им было известно без особенных с моей стороны просьб и увещаний. Все другие весьма неохотно вступали в разговор о страшном звере, в полной уверенности, что, даже произнося без нужды имя тигра, они могут навлечь на себя несчастье. Туземцы считают его злым духом и оттого, когда не хотят произнести его настоящее имя, называют его "амба" (злой дух). Встретившись с тигром, ходзен становится на колени и приносить ему поклонение, как существу высшего разряда, что, однако, не мешает ходзену держать наготове копье, если только это оружие случилось при нем в минуту опасной встречи.
Больших охот на тигра туземцы не предпринимают, и оттого он в усурийской стране редко бывает убиваем, да и то в тех только случаях, когда нападет на охотника прежде, чем тот успеет уйти или спрятаться. В окрестностях городов Гирина, Нингуты и в других частях Манджурии иногда устраиваются тигровые охоты в больших размерах, и некоторые охотники усурийской долины, которые сами видали их, рассказывали мне, как они производятся. В них всегда принимает участие большое число охотников и людей других профессий, потому что главною целью этих охот всегда бывает — поймать тигра живьем, чтобы отослать его в звериный парк Богдохана. Если зверя нашли в лесу, то составляют цепь из вооруженных деревянными вилами людей, которые расставляются так, что окружают тигра; эти люди загоняют его в нарочно расставленные сети из железных проволок, и когда он запутается, то прижимают его вилами к земле и удерживают в этом положении, покуда другие участники охоты не свяжут ему лап.
Из числа приведенных выше имен тигра, ходзены чаще всего употребляют имя "мафа́", т. е. старик, которое и само по себе уже довольно почетно, но к которому они еще обыкновенно прибавляют (чаще всего около верховьев Усури) прилагательное "мырга́", т. е. богатый, чтобы выразить особенное уважение к тигру. Китайцы, по-видимому, мало или вовсе не питают к этому зверю суеверного страха. Туземцы, живущие по берегам нижнего Амура, особенно мангуны и гиляки, которые боятся тигра, если возможно, еще более чем ходзены, имеют, как известно, идолов, представляющих тигра; эти идолы, бывающие разной величины, вырезываются из дерева и размалевываются черной и красной красками. Таких же идолов находим мы у ходзенов около нижнего течения Усури, у которых они бывают расставлены поблизости жилищ, а маленькие нашиваются также на платье. Эти идолы освящаются шаманами посредством пения священных песен, и после того, по мнению ходзенов, имеют силу предохранять своих владельцев от различных несчастий, особенно же от нападений тигра.
Подвигаясь вперед против течения Усури, мы находим этих идолов все реже и реже, и, наконец, там, где китайское население уже довольно густо и конфуциево учение господствует между туземцами, там их, по-видимому, уже вовсе нет.
Мясо тигров не употребляется в пищу, как обыкновенное кушанье; только охотники едят его иногда из суеверного убеждения, что такая пища может предохранить их от нападения тигра.
Тигровые шкуры ценятся весьма высоко китайскими торговцами, которые платят за них, на месте, по 15–25 янгов за штуку. Они идут на короткие епанчи, которые носят живущие в городах достаточные манджуры и китайцы. Кости тигров также покупаются китайцами, которые платят за них довольно дорого и употребляют их как лекарство, увеличивающее телесную силу.
17) Felis Irbis Mull. Барс.
У ходзенов: ерга́.
У манджуров: ярха́; самец: муха́нь.
У китайцев: пау, цинь-цен-пау, или дзинь-зень-пау (около озера Кенгка ).
Барс или ирбис водится по всему протяжению усурийской долины, от устья до верховьев Усури и, далее на юг, в области источников этой реки. Но, по словам туземцев, он встречается здесь далеко не так часто, как тигр, а во многих местностях и вовсе неизвестен, как например при устье Нора, в горах Каланг и около впадения Мурени. Вообще, местности, в которых он, по мнению жителей, не попадается, находятся на левом берегу; напротив, туземцы, живущие на правом берегу, почти везде говорили мне, что ирбис у них водится. От чего происходит такая неравномерность в распространении барса по обеим сторонам Усури, находится ли она в связи с характером местности в различных частях усурийской долины, или проистекает из каких-либо других причин — этого в настоящее время сказать нельзя. Как бы то ни было, уверения туземцев, что барс редок или вовсе не встречается в каких-нибудь местностях, нельзя объяснять тем, что туземцы его не знают или смешивают с тигром. Ирбис хорошо им известен: они и описывали, и рисовали его мне не так, как тигра. Сверх того, я видал у туземцев, живущих около нижнего течения Усури, идолов, представляющих барса, и эти идолы хотя были такой же формы, как и идолы, изображающие тигра, но значительно отличались от последних раскраскою; а именно, фигуры, представляющие барса, были покрыты черными и красными или одними черными пятнышками, тогда как статуйки тигра были раскрашены полосами.
Можно наверно сказать, что жители усурийской долины боятся барса еще более, чем тигра, хотя и не имеют для этого никаких разумных оснований, потому что первый, как известно, нисколько не кровожаднее второго. Чтобы показать, как велик этот страх, расскажу одно происшествие, случившееся зимою 1858/59 года. В ходзенское селение Дзоадза, находящееся на нижнем течении Усури, повадился ходить один барс. Он являлся каждый день в течение нескольких недель и навел ужас на весь околоток. Нисколько не боясь соседства людей, он, при всяком своем появлении, подходил к жилищам и уносил собаку или свинью, так что, наконец, в селении не осталось ни одной собаки. Ни жертвы, которые были предлагаемы хищнику, ни заклинания шаманов не могли избавить ходзенов от посещений непрошеного гостя. Наконец, после долгих совещаний, решено было, по предложению шаманов, отдать на съедение зверю ребенка, как такую жертву, которая наверно его умилостивит. К счастью, однако же, до этого дело не дошло, потому что к тому времени прибыли в селение русские казаки, которые устроили охоту на барса и убили его.
18) Felis sp. Вид кошки.
У ходзенов: биха́нг-кыска или хури́-кыска.
У китайцев: е-мау или сенг-мау.
Китайцы и ходзены, живущие при верхнем и среднем течении Усури, говорили мне, что у них водится одна кошка, которая, судя по их описанию, не может быть отнесена ни к одному из видов кошачьего рода, какие были находимы в амурском крае до последнего времени. По этому описанию, она похожа окраскою на рысь, от которой, однако же, отличается с первого взгляда недостатком ушных кисточек и не черным концом хвоста; длина зверя должна быть около 12 дюймов, не считая хвоста, а длина последнего — 9 дюймов. Музеум Петербургской Академии Наук недавно получил из окрестностей Благовещенска один экземпляр Felis undata Desm.,[62] и весьма может быть, что кошка, о которой я здесь говорю, относится к этому виду; по крайней мере то, что я о ней слышал, этому не противоречит.
Что касается распространения этого зверя в усурийской долине, то, по рассказам местных жителей, он встречается только на верхнем и среднем течении Усури, хотя и здесь, вообще говоря, редок; на нижнем течении жители везде уверяли меня, что эта кошка у них не водится.
19) Felis catus L. Кошка дикая.
У ходзенов: одзальхи́.
У манджуров: удзирха́.
У китайцев: хоймалэ (?).
И этого вида я не мог найти шкурок в усурийской стране; но тем не менее, считаю себя вправе признать одну из здешних кошек, которую мне описывали туземцы, за дикую кошку. Они говорили мне, что это животное несколько больше домашней кошки и что, именно, длина его без хвоста равняется, приблизительно, 9 дюймам, а длина хвоста 5 дюймам; что спина у него бурая, иногда светлее, иногда темнее, и, подобно хвосту, исчерчена многочисленными более темными полосами, идущими поперек. По словам туземцев, эта кошка водится в лесистых горах около верхнего и, реже, среднего течения Усури и, подобно предыдущему виду, относится к числу животных, встречающихся весьма не часто. Так, в горах Даубихи и Ситухи мне говорили о ней, как о звере, который хотя и встречается там, но одиночно. В речной области Имы туземцы могли припомнить только один случай, что у них была убита дикая кошка, а именно на горе Лаизха, около истоков Имы. В этой речной области, или немного севернее, должна проходить и полярная граница этого вида, потому что около Субки, как положительно уверяли меня тамошние жители, дикая кошка уже не встречается.
Она мечет, как я слышал, в конце апреля или в начале мая 1–2 котят. Если охотник попадет на след дикой кошки, то загоняет ее на дерево и там застреливает. Шкурки этих зверей охотно покупаются китайцами, которые платят по 2 янга за штуку.
20) Felis domestica Briss. Кошка домашняя.
У ходзенов: кыска́; кот: хус-кыска́; кошка: аси-кыска.
У манджуров: кэшкэ.
У китайцев: мау.
В усурийской долине я находил домашних кошек во всех китайских жилищах и в некоторых ходзенских селениях; ходзены и, особенно, китайцы очень их любят, но мало получают от них пользы, а держат в домах или, реже, в кладовых преимущественно как животных, доставляющих удовольствие.
Кошки и до сих пор доставляются в усурийскую страну китайскими купцами, и города, из которых они сюда привозятся, суть Гирин, Нингута и Сань-син. Все те, которых я видел в этой стране, были короткошерстые[63] и различных мастей, а именно: пятнистые, черные с белым; рыжие, цвета обыкновенной лисицы; наконец такие, окраска которых представляла смесь всех упомянутых цветов. От наших европейских кошек они отличались, может быть, тем, что имели несколько более удлиненные формы. Китайские купцы, торгующие в Усурийской долине, не кастрируют тех котов, которых продают или дарят туземцам; что, по словам г. Шренка[64], делают, из жадности, китайские же купцы, посещающие нижнее течение Амура. Русские привозят домашних кошек на Усури с 1858 года, но в незначительном числе.