Все вы знаете, что для увеличения размаха колебаний качелей необходимо подталкивать качели через определённое время, как говорят, в такт их колебаниям. От этого качели вскоре сильно раскачиваются. Если же раскачивать качели не в такт, то одни толчки будут ускорять движение качелей, другие — тормозить их, и сильных колебаний не получится.
Такое же явление происходит и с волнами. Любая механическая или звуковая волна, достигая какого-либо тела, способного колебаться, приводит его в колебания. Обычно эти колебания настолько слабы, что заметить их трудно. Но иногда бывает иначе. Так, если вы будете длительно петь какую-либо ноту перед роялем с открытой крышкой, то после того, как вы замолчите, можно услышать звук, издаваемый одной из струн, именно той, период колебаний которой совпадает с периодом колебаний спетого звука. Струна как бы отзывается на ваш звук. Если вы споёте другую ноту, то на неё отзовётся другая струна, так как каждая из струн рояля имеет свой определённый период колебаний. Такой же опыт можно сделать и с гитарой, только в этом случае не каждый звук будет вызывать ответное звучание струны, так как гитара имеет всего 7 или 9 струн, и период возбуждающего звука может не совпасть с периодами гитарных струн.
Сжатия и разрежения воздуха, создающиеся при пении, действуют на струну так же, как толчки действуют на качели. Сжатие толкает струну вправо; она изгибается. Но так как струна упруга, она сейчас же начинает выпрямляться, причём если в этот момент сжатие в воздухе сменилось разрежением, то струна распрямляется свободно и идёт в другую сторону. Следующее сжатие воздуха снова толкает её вправо, и так далее. Если воздушные толчки действуют в такт, то струна раскачивается.
Это замечательное явление называют резонансом («резонанс» по-русски обозначает «отклик»). При резонансе период колебаний раскачиваемого тела как раз совпадает с периодом колебаний той силы, которая раскачивает тело.
При благоприятных условиях размах резонансных колебаний может в тысячи раз превышать размах в отсутствии резонанса. Известны случаи, когда резонансные колебания приводили к катастрофам. Так, однажды по мосту проходила воинская часть, двигавшаяся «в ногу». Случайно период шагов солдат совпал с периодом собственных колебаний моста. В результате мост раскачался настолько сильно, что разрушился. Теперь в воинских уставах указывается, что по мостам воинская часть должна идти «не в ногу», чтобы не создать опасного резонанса.
Рис. 5. Камертон на резонансном ящике.
Явление резонанса используется также для усиления звуков, возбуждаемых в воздухе каким-либо колеблющимся телом. Так, если держать звучащий камертон (так называют прибор, похожий на вилку; он применяется при обучении пению) в руках, то издаваемый им звук кажется тихим; создаваемая камертоном звуковая волна слаба, так как маленькие ножки камертона приводят воздух только в очень слабое движение. Но если поставить камертон на полый ящик, открытый с одного конца (рис. 5), то он быстро приведёт в колебание весь столб воздуха, заключённый в ящике; издаваемый звук оказывается более сильным. Конечно, размеры ящика должны быть выбраны таким образом, чтобы колебания воздушного столба были резонансными.
Легко при этом заметить, что если камертон держать в руках, то он звучит дольше, но зато слабее, чем камертон с ящиком. Это происходит потому, что в последнем случае — при камертоне с ящиком — отдача звука в окружающее пространство ( «излучение» звука) происходит быстрее, камертон быстрее теряет энергию и перестаёт колебаться.