Другой неиссякаемый источник, откуда черпается религиозными родителями материал для бесед, есть окружающая и неотразимо действующая на ребенка природа. Не даром же ее называют раскрытою пред глазами человека книгою.
Как сочинитель, пишет св. Тихон Воронежский, из разума своего измышляет слова и наносит их на бумагу и таким образом сочиняет книгу и как бы из ничего нечто делает: Так премудрый и всемогущий Создатель что в Божественном разуме Своем имел и что восхотел, все сотворил и как бы книгу из двух листов, т. е. неба и земли, состоящую сочинил; в этой книге видим Божие всемогущество, премудрость и благость. Каждая вещь и разные творения, добавляет св. Василий Великий, суть некоторые буквы, по которым читаем провидение и высочайшую премудрость Творца. Мир, повторил недавно Папа Лев XIII, это книга, на каждой странице которой начертаны имя Божие и премудрость Его; и тот будет более убежденным христианином, кто в ней больше прочтет и поймет прочитанное».
В книге св. Тихона: «Сокровище духовное от мира собираемое», а также в беседах на шестоднев св. Василия Великого и в книге «Чтения для детей» пастора Тодда родители найдут готовые (в первой и последней приспособленные для понимания детей) беседы на тему: «Небеса поведают славу Божию и творения руку его возвещает твердь».
Дабы читатели Энциклопедии составили себе представление о беседах этого рода, приведем в сокращении рассуждения известного у нас богослова, обратившие на себя внимание глубиною мысли при простоте изложения «Мир есть великая книга Божия, беседует ученый под анонимом сельского священника, которую можно и должно читать всякому православному христианину, — и грамотному и неграмотному.
Спросите: о чем читать?
Отвечаю: прежде всего о Господе Боге, как Его познавать, веровать и во всякой вещи видеть Его всемогущество, премудрость, благость, п т. д. Спросите опять: как читать?
Отвечаю: видением, слышанием, рассуждением. Видишь что-нибудь, слышишь о чем-нибудь, — тотчас подумай и рассуди; откуда оно, почему, для чего? Видишь, например, небо и на небе множество звезд; видишь землю и на земле многое множество всяких вещей. Откуда все это взялось и как стало быть? Ты мне скажешь просто: Бог знает откуда и как. Вот ты уже и прочел самое главное и самое великое слово—Бог; уже понял, что если есть небо и земля, то, конечно, есть и Бог.
Видишь одно небо и одну землю: знаешь, что одно солнце на небе, один Государь в государстве, один отец у своих детей и один хозяин в доме. И только в том доме хорошо, в том доме чин, порядок и лад, где правит один: а где хозяев много, где муж начнет рядить по-своему, а жена по своему, отец так, а дети на изнанку, — там не бывать добру. Это всякий из вас знает: что-ж он отсюда может узнать? какое слово прочесть о Господе Боге? Такое слово, что наш Господь Бог есть Бог— Един.
Пойдем далее: когда ты смотришь на поле, покрытое прекрасною, густою и зреющею пшеницею или рожью, ты говоришь: она не сама собою взялась; ее кто то посеял и хорошо обработал все поле. Когда видишь богатый сад, прекрасно устроенный, опять говоришь: кто нибудь-же насадил его. Когда глядишь на прекрасный дом, тоже помышляешь: дом не сам собою вырос, а строил его разумный плотник, или строитель. Словом, на какую вещь ни посмотришь, везде найдешь, что она не сама от себя, а кто нибудь сделал ее.
Посмотри же опять на небо, на землю, на все, что называется миром. Какой дом, или сад, или поле может равняться с этим великим миром? Посмотри и спроси себя: откуда он взялся? Как дом не вырастает сам собой, а надобно, чтобы он кем нибудь построен был: так и мир не сам собою стал и есть, а кем нибудь построен, сделан, сотворен. Кем сотворен? Самое простое рассуждение скажет тебе, что он сотворен Богом. И вот ты прочел в великом мире Божьем, как в книге, что Бог есть Творец мира, Создатель неба и земли, видимым же всем и невидимым, т. е. Творец всего того, что ты видишь, и еще более того, что не видишь; ибо ты не все видишь, что есть на свете.
Продолжайте еще размышлять, други мои. Вы знаете, что все тяжелое держится только на твердом и не может держаться на том, что мягче и легче его.
Бросьте камень и палку на воздух. Они не будут держаться на воздухе, но упадут и будут лежать на земле. Мы, люди, стоим, ходим, лежим на земле, скотина и зверь— тоже; города, села, деревья, воды равным образом держатся на земле. Птица хотя летает, по воздуху, но не на долго; полетает, полетает — и сядет либо на дерево, либо на крышу, либо на землю. На чем же держится сама земля? Ни на чем; на ничесом же повесивый землю повелением Твоим, говорит одна песнь церковная. Как же такая непомерная тяжесть может держаться сама собою? Не может; вы легко догадываетесь, что ее содержит некая сила великая. Чья сила? Ничьей иной силы вы тут не угадаете, кроме всемогущей силы Божией. Бог все держит, все движет, всем управляет. Таким образом вы еще прочли в книге мира одно великое слово о Боге, что Он есть Вседержитель.
Но зачем отягощать слух и разум ваш такою великою тяжестью, какова целая земля? Смотрите на вещи малые разумно, и они все будут говорить вам, как книга, о Господе Боге Вседержителе. Видишь, например, зеленую травку, хороший цветок, — подойди, полюбуйся и спроси: кто его так убрал, нарядил, украсил? Он скажет тебе: Отец небесный. Видим птиц, летающих по воздуху, ходящих по земле; они сами не сеют, не жнут, не собирают в житницы, однако же, всегда бывают сыты и довольны. Спроси, кто их кормит? Отец небесный, — скажут они. Может быть, ты подумаешь: птицы едят наш хлеб крестьянский. Но ваш хлеб откуда взялся, по чьей воле и повелению вырос? Когда ты бросаешь семена в землю, знаешь ли, что они непременно взойдут, вырастут и созреют? Не знаешь, а говоришь только, когда сеешь: уроди, Господи, Отец небесный. И Отец небесный уродит, когда ты просишь Его, как добрый и послушный сын, и когда будет на то Его святая воля, Его Божеская милость. Не видишь ли теперь, что Бог есть не только Творец, Вседержитель, но и Отец?
Видите, что хотя мы не много учились и читали, а между тем сколько прочли и узнали слов и истин важных, великих и святых!
1) Простой вопрос: откуда все то, что есть на свете? указал нам на Бога, и мы узнали, что, если есть на свете вещи, есть мир, то непременно и необходимо есть Бог.
2) Простое помышление о том, что хорошо только там, где всем каждый правит один, а где суется управлять по своему там нет ни порядка, ни ладу, — научило нас, что как в царстве дар один, так и в целом мире Господь Бог Един.
3) Простой взгляд на засеянное поле, на цветущий сад, на красивый дом, из которых каждое кем нибудь сделано, привел нас к тому, что и мир, сей неизреченно великий дом Божий, сотворен Богом и что поэтому Бог есть Творец.
4) Простой разговор о том, что земля, будучи несметно тяжела, не может сама собой держаться ни на чем, а между тем держится, изъяснил нам, что и землю, и солнце, и все небо может один Бог держать и что, следовательно, Бог есть Вседержитель.
5) Наконец, травка, растущая по полям, птичка, летающая по воздуху, проговорили нам, как бы нашим языком человеческим, что их питает и одевает Отец небесный и что, следовательно, Господь Бог есть Отец Всемилосердный. Что же вышло? Вышло, что в книге природы, или в книге мира Божия, мы прочитали то же самое, что читается в обыкновенных книгах, состоящих из бумаги и чернил, т. е. прочитали начало, или первый член нашего святого Символа веры: верую во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. Точно также и в той же книге можно прочесть и первую заповедь Божию: Аз есмь Господь Бог твой: да не будут тебе бози иныи, разве Мене.
Приведенные примеры уясняют внутреннюю сторону содержания бесед и отчасти очерчивают внешние способы передачи религиозных знаний детям.