1

Пан не уехал конечно на Тильилухт. Сегодня мы отправляемся с ним в Беломорск, на величайший в СССР горно-химический комбинат, расположенный в устье реки Кольвины, у побережья Белого моря. Но в нашем распоряжении еще несколько часов и мы идем пить чай, по дороге прихватив с собой геолога — Иветту Аугустовну Тальберг.

Мы выходим из здания треста и шагаем мимо обогатительной фабрики к дому Островецкого. У ворот фабрики необычное оживление. Десятки, сотни рабочих и работниц с песнями проходят в фабричные ворота и рассыпаются по широкому двору, украшенному еловыми ветками и алеющими флагами. Навстречу нам попадается прораб Уканов. Он еще издали приветливо машет рукой.

— Здравствуйте! Как вам нравится сегодняшний наш праздник?

— А что у вас сегодня за торжество?

— Рабочий субботник! Снимаем общими усилиями тепляк, чтоб к 1 мая фабрика засияла во всей красе.

Не останавливаясь, Уканов пролетает мимо нас. Сегодня у него боевой день, сегодня ему некогда тратить время на разговоры.

На крыше тепляка показывается первая группа рабочих. Стучат топоры, визжит пила, и доски одна за другой летят на фабричный двор. Субботник уже начался, а все новые и новые партии рабочих вливаются в фабричные ворота.

Крышу тепляка разбирают на наших глазах. Из-под нее показывается крытая железом крыша фабрики.

— Полтора года тому назад, — говорит Островецкий, — эти места были пустынны и дики. Помню, сидели мы на берегу озера и смотрели на воду. Она была гладкая, точно полированная, и в ней, как в зеркале, отражались заснеженные вершины Юкспорра и Вудчорра.

— А в этом году, — улыбнулась Иветта Августовна, — к пейзажу прибавились очертания нового города.

В комнате Пака обычный винегрет. Чертежи и меха, книги и ружья, спальные мешки и лыжи, все это разбросано, развешено как попало, раскидано по углам. Единственные кажется «благополучные» кровать и оттоманка с нашим приходом тоже подвергаются общей участи. Пан по-турецки усаживается на кровати, я бросаюсь на оттоманку. Иветта Августовна осталась в кухне хлопотать около примуса.

— Замечательно! — потягивается Островецкий. — Помню, в прошлом году в это время, — продолжает Пан, — я и Семеров ночевали в бараке в лопарской долине. Ночью завьюжило и поднялся такой ветер, что совершенно серьезно мы с Петром приготовились лететь с бараком вместе к чорту[1] на кулички. Опасения наши оправдались наполовину. Барак уцелел, но зато стекла выдавило силой ветра во всех окнах. Ну же и досталось нам! Ветер хлестал в окна и навалил на нашу постель большущий сугроб снега. К утру мы еле двигали ногами.

Пан протянул руку к горячо натопленной печке и с удовольствием зажмурился.

Мы пьем чай.

— В карельских просторах неисчерпаемые богатства скрыты, — отставляя стакан, говорит Пан. — Только копнуть их — и глаза разбегутся. Например, такой сравнительно пустяк как горшечный камень. Стоит наладить небольшое производство, и вы будете добывать его в неограниченном количестве. А ведь он заменяет дорогостоящий мрамор и помимо всех своих преимуществ режется ножом.

Или возьмите хотя бы громадные залежи на острове Брусно так называемого брусниковского песчаника. Они разрабатывались еще двести лет тому назад, а теперь заброшены. Я подсчитал, что если наладить там производство, то казенная цена бруска не превысит 15 копеек против 32 копеек существующей цены. Это при резке песчаника кроссом, конечно. А слюда? Вы даже представить себе не можете, какие богатые месторождения ее имеются в Карелии. Мне известно до шестидесяти пунктов, где имеются указания на местонахождения слюды.

Слюда идет в промышленность главным образом как изолятор для разного рода электрических машин. В настоящее время все страны мира предъявляют на нее усиленный спрос. До революции слюда, как это ни странно, ввозилась к нам главным образом через Германию, в которой в настоящее время насчитывается около 35 крупных акционерных предприятий, которые занимаются ее переработкой и перепродажей. Получает Германия слюду из Южно-Африканских колоний, из Индии и из Канады.

В России слюду начали добывать в XVI веке. Употреблялась она главным образом вместо оконных стекол.

Пан протянул руку под кровать и вытащил оттуда небольшой кованный сундучок.

— Хочу показать вам образчики слюды, они очень красивы.

В сундучке лежало более ста отдельных кусков слюды. Среди них были совершенно прозрачные и бесцветные, окрашенные в белый, розоватый, зеленоватый и бурые цвета и даже несколько кусков черной, прямо смолистой.

Пан захлопнул крышку и ногой пихнул сундучок под кровать.

Посмотрите на образчики слюды, — сказал Пан.

— И поперек и вдоль земли исходил я, прежде чем наполнился этот сундучок образчиками. В нем еще не все. Большую коллекцию подарил я минералогическому музею, да кой-что сохранилось в Ленинграде.

— Я не понимаю вас, Пан! — заговорила Иветта Августовна. — Не понимаю вашего «поперек и вдоль земли»! Вы хотели сказать света?

— Как бы не так! Если б я по всему свету полазил, мне сотни таких сундучков не хватило бы. Итти «поперек земли» — чисто карельское выражение. Итти поперек земли означает итти с юго-востока на северо-запад, то есть — все время проходить по болотам, искать брод при встрече с речками, обходить встречающиеся каждые несколько километров озера. Итти же с востока на запад — «вдоль земли», по гребням, значительно легче. Таково геологическое построение Кольского полуострова, и отсюда эти простые «вдоль» и «поперек» земли.

Пан задумчиво посмотрел на меня.

— А походил бы я сейчас! Коль не апатиты, наверняка работал бы со слюдой, с кошачьим золотом.

— С кошачьим золотом?

— Ну да. После прокалки, в костре например, слюда превращается в сгустки, очень похожие на золото или бронзу. Поэтому охотники зовут эти сгустки кошачьим глазом и верят, что они приносят счастье,

2

На станции Хибиногорске, у высокой платформы стоит пассажирский поезд Вуд-явр — Титан — Беломорск. Я и Островецкий предъявляем постоянные свои пропуска и поднимаемся в вагон. В нем немного пассажиров, не более двадцати. Вагон — новой конструкции и я внимательно начиная осматривать его внутренность.

В нем отдаленное сходство с московским трамваем. Посредине широкий проход, по бокам двуместные диваны, — уютные открытые купэ на четырех пассажиров. Около каждого окна раздвижные столики, в ящиках которых лежат шахматы и шашки. Игральные фигуры изготовлены из хибинита, — массивны и тяжелы. И в этом их преимущество, — они крепко стоят на квадратном поле, даже при быстром ходе поезда.

Оконные стекла чисто вымыты. На резных карнизах висят полосатые, желто-белые занавески. В окнах есть и еще одно преимущество — летом, когда открывают их, стекло механически заменяется сеткой, сквозь которую не в силах проникнуть комары. Казалось бы мелочь, а она приносить колоссальное облегчение пассажирам.

Мы выбираем свободное купэ в конце вагона и удобно располагаемся в нем. Пан вынимает папиросы и спичку из приделанной к стене спичечницы; закуриваем.

— А теперь поговорим о деле, — заявляет Островецкий. — Итак как времени у нас более чем достаточно, поговорим подробно, не торопясь.

— В прошлом году намечались только общие контуры Хибиногорского комбината. В прошлом году в Вуд-явре не было еще ни одного дома — теперь город; в прошлом году прорабатывались только схемы будущих производств, заострялось внимание на изучении апатитово-нефелиновой породы, на организации горных выработок, транспорте и конечно на открытии совершенно новых перспектив в окружающих Хибины тундрах. В этом же году, мне кажется, можно взять на себя смелость заявить, что будущее Кольского полуострова, в особенности горно-химического Хибино-Беломорского комбината рисуется не в виде увлекательных фантастических планов, а в абсолютно реальных тонах. Вчерне, работа по планированию и изучению хибинских тундр окончена. Допускаю, конечно, что новые открытия месторождений редких минералов не исключены, недаром в Монча-тундре и Волчье-тундре совсем недавно открыты богатейшие залежи сырья для алюминия и найдены даже золотоносные породы. Но в основном пути развития Хибинских тундр наметились достаточно определенно. Основное в них — апатит и нефелин. Попутно и титановые руды.

В глубине цирков Тахтарвумчорра заляжет молибденитовый рудник. Построенная возле него небольшая обогатительная фабрика будет добывать несколько процентов дорогих листочков молибденитового блеска из твердой полевошпатовой породы. Расположенные на западных отрогах Ловозерских тундр циркониевые рудники завалят сырьем осветительную и керамическую промышленность Союза. В начале следующей пятилетки фосфорит и апатит не будут перерабатываться на суперфосфаты, к началу новой пятилетки технически мы шагнем настолько далеко, что на новых мощных фабриках и заводах сможем превращать их в специальные комбинированные удобрения, сочетая калий и азот с фосфором в особые соединения. Причем азот мы будем получать из воздуха, а калий — из нефелина.

Главные количества добываемых пород мы отправляем на юг, к большим источникам водной энергии, к белому углю. На берегу Белого моря, в устье Кольвицы нами построен город Беломорск, да и на реках Ковде, Кеми и Выге — целый ряд мощных гидроэлектрических установок для переработки различных продуктов хибинской породы. Уже сейчас мы на этих установках отделяем апатит от нефелина и титановых руд и путем дальнейшей переработки получаем из них ценнейшие титановые сплавы, великолепную белую краску, заменившую в Союзе свинцовые и цинковые белила…

Островецкий замолчал и сосредоточенно начал разглядывать оконную раму. Потом поманил меня к себе.

— Смотрите! Рама выкрашена белой краской, добытой из титана. Плоха разве краска?

Не веря глазам, я ощупал раму пальцами. Белоснежная поверхность ее была настолько гладка, что человек непосвященный никогда не подумал бы, что рама выделана из дерева и покрашена. Ее смело можно было принять за литую из какого-либо керамического сплава, за изготовленную из чего угодно, только не из дерева.

А теперь поговорим о деле, — сказал Островецкий, устроившись у окна.

— Итак! Получаем из титана ценные сплавы и краску. Из апатита же приготовляем редкие земли для осветительной техники и пирофорных сплавов, стронций для разнообразнейших видов промышленности и, наконец, торий для светящихся красок. Одновременно с апатитом перерабатывается и нефелин; из него мы получаем прекрасное сырье для стекольной промышленности; вся казенная посуда уже изготовляется из этого сырья, и десятки номенклатур химических продуктов, из которых мне хотелось бы выделить дубитель для кожевенной промышленности. Этот нефелиновый дубитель, заменивший у нас квебраховый экстракт[2], мало того, что произвел настоящую революцию в кожпромышленности, экономит еще нам ежегодно десятки миллионов золотых рублей. Нефелин находит сейчас настолько широкое применение, что его уже нехватает — я не считаю разработки нефелинового песка, о них особо — и нам пришлось заложить в южных Хибинах специальные каменоломни, в которых мы добываем только нефелиновую породу — уртит и иолит. И так без конца — возможности, возможности и возможности, неисчерпаемые перспективы…

Лишь благодаря тому, что все лучшие силы республики брошены были на Кольский полуостров, удалось нам столь невиданными темпами форсировать развитие Хибин. Да и не только Хибин! За Хибинами тянется весь край, Хибины для нас — рычаг, благодаря которому мы получили возможность повернуть к жизни экономику и промышленность Кольского полуострова.

Приближаясь к разъезду Титан, поезд замедлил ход. Отсюда железнодорожная колея ответвлялась на юг, тянулась по южным нагорьям Хибин до самого берега Белого моря и оканчивалась у устья реки Колвицы в Колвицком фиорде, в тридцати километрах восточнее Кандалакши, к которой по побережью проложена была особая железнодорожная ветка.

Пан взглянул в окно.

— Да! Так на чем же это я остановился? — наморщил он лоб. — Ага! Вполне естественно, что у каждого мало-мальски разумного человека должен возникнуть вопрос: — А почему же, собственно говоря, горно-химический комбинат построен в Беломорске, а не у источников сырья, не в Хибинах? — На это можно ответить: — Окружающие хибинские месторождения долины настолько тесны, что развертывание в них строительства как промышленного, так и городского, сверх намеченного основным планом треста «Апатит», являлось невозможным. Кроме того, завоз в Хибины вспомогательного сырья являлся нецелесообразным, да и энергетические источники расположены от Хибин тоже на порядочном расстоянии. Поэтому возникла необходимость найти на территории Кольского полуострова такую точку, от которой равно недалеко отстояли бы и основное и вспомогательное сырье, которая в достаточной мере была бы обеспечена местными строительными материалами, белым углем, и в которой удачно сочетались бы железнодорожные и водные пути. К этому еще, нужно добавить, что под понятием "строительные материалы" подразумевались глина для выделки кирпича и известняк для цемента. То и другое — одинаково редкие минералы на Кольском полуострове.

У выхода Колвицкой губы в море было обнаружено несколько глубоких, защищенных от ветра бухточек, в одной из которых неподалеку от тони Лебедиха заканчивается постройка порта, настоящего морского порта, в который свободно проходят океанские, глубокой осадки, суда. И вот город готов. Город, понимаете город, настоящий промышленный город, в котором имеется все, начиная от рабочего клуба и кончая спортивным полем, в котором имеются прекрасные жилые дома, бани, больницы, кооперативы, банк. Новый социалистический город построен на том месте, где еще совсем недавно академик Ферсман собственноручно выжег первый кирпич, на котором пальцем начертил букву «Б». Вы представьте себе только! Первый кирпич, а через два года — город! Буква «Б», выросшая в Беломорск! Разве не прекрасно это?

Поезд несся полным ходом. За беседой мы не заметили, как напился он водой и нефтью и отошел от разъезда Титан.

В окнах мелькал привычный, знакомый пейзаж. Покатые холмы, кое-где взрыхленные острогубыми утесами, низкорослые кустарники, редкий лес. Изредка блестели светло-зеленые ледяные окна озер, вкрапленные в кольца пушистых лапландских елей.

— Где-то там, — кивнула головой Иветта Августовна на окно, — год тому назад, пробираясь с оленьей райдой, я провалилась под лед. И как это случилось, до сих пор понять не могу. Так и ухнулась вместе с оленями и санями. Выручил лопарь Гордей Тугошин, — перерезал постромки и выудил меня, если память не изменяет, за волосы. Олени, конечно, погибли. Чтобы не замерзнуть, я принялась скакать и бегать, пока Гордей разводил костер. А потом он раздел меня, полуокоченевшую, и принялся растирать. Ну и массаж это был. Тело мое стало цвета вареной свеклы. И помню, лежа в меховом мешке, я думала о том, что через десять — пятнадцать лет проложена будет в этих местах проезжая дорога и не надо уже будет рисковать, проезжая через полузамерзшие озера. Когда я поделилась своими мыслями с Гордеем, он, улыбаясь, возразил мне:

— Какая уж тут дорога! Деды наши меж кустов ходили и мы по овражкам перебираться будем.

Словом, Гордей был настроен весьма пессимистично. А потом, как в сказке, не через десять лет, а через год, один год, проложили по этим дебрям не проселочную, а железную дорогу и не приходится уже больше таскаться на капризных оленях, а спокойно можно ехать в теплом вагоне, и этот же Гордей ухитрился проехать в первом беломорском поезде зайцем. И зовут теперь его не просто Гордей, а Гордей — Первый Заяц. Он весьма гордится своим прозвищем и, по-моему, не без основания. Иметь прозвище, рожденное техникой, это чего-нибудь стоит!

— Пустяки! — отмахнулся Пан. — Найдется ижемец[3], который ухитрится даром пролететь на аэроплане. Штрафовать за такие художества надо!

Беломорск

Обычная вокзальная суета, красная фуражка начальника станции около пыхающего паром паровоза, громыханье багажных вагонеток и стук телеграфного аппарата из распахнутого окна. Несмотря на то, что вокзал крытый, — масса света, солнца. Перрон выложен из камня, из камня же выложены гигантские колонны — арки, поддерживающие застекленную крышу.

Меж арками — строгие квадраты дверей. Впервые вижу я такие именно квадратные двери, и на каждой из них — блестящая стеклянная дощечка с надписью на русском и финском языках. Буфет, парикмахерская, зал ожидания, библиотека-читальня, курительная, почта, — дверей несчетное количество, и за каждой — что-то хорошее, светлое, веселое.

Поражает отсутствие дыма и копоти, столь обычных на вокзалах. Стекла на крыше чисты настолько, что кажется, только окончили мыть их. Задрав голову, я изучаю крышу квадрат за квадратом, но при всем желании не могу найти и одного хотя бы загрязненного.

— Хороша крыша? — подтрунивает надо мной Островецкий. — Чиста? Это потому, что поставлены специальные дымоуловители.

Действительно, над паровозной трубой висит какой-то странного вида кожух, напоминающий воронку, перевернутую широким концом вниз.

— Мы боремся с загрязнением воздуха дымовыми газами, — поясняет инженер. — Дымоуловитель этот относится к типу так называемых преципитационных устройств[4] для собирания сажи и действует при помощи тока высокого напряжения. Кроме того, он соединен с особого рода небольшой гидравлической установкой, осаждающей твердые частицы газа. В итоге — мы не только очищаем воздух, но и получаем от этого немалые прибыли. Все фабрики, заводы и электростанции Беломорска снабжены подобными установками. Однако не будем задерживаться на вокзале. Мы рискуем опоздать на автобус.

Проходим через громадный вестибюль, отделанный белым гранитом, выходим на крыльцо и я останавливаюсь пораженный. Подножие широкой, мелкоступенчатой лестницы лежит у асфальтированного тротуара, серым кольцом опоясывающего абсолютно круглую площадь. Она сравнительно невелика и замощена продолговатыми, белыми, каменными плитками. Посреди площади выложена из неизвестного мне ярко-красного камня пятиконечная звезда, в центре которого высится строгий, из красного порфира, пьедестал, на котором стоит отлитая из бронзы фигура Ленина.

Поверхность площади блестит под лучами солнца точно полированная. Ровными стрелами тянутся от нее во все стороны прямые улицы, закованные в гранит и бетон. Площадь окантована небольшими, одинаковыми железобетонными зданиями, богато застекленными, зеленокрышими. Фасады их покрашены белой краской и может быть оттого-то площадь и все окружающее ее кажется незабываемо воздушными, светлыми…

За день мы успеваем осмотреть только главный завод в Беломорске — по электровозгонке фосфора из непосредственного сырья рудников. Зато детально осмотрели город, некоторые здания и общественные учреждения.

Только поздним вечером попадаем. наконец в гостиницу. Это действительно гостиница. Не отепленный полусарай, полубарак, в каком жил я в Хибиногорске, а настоящий каменный дом, с паровым отоплением, электричеством и уютно обставленными комнатами.

Подают ужин. Набрасываемся на него как волки. Кушанья одно вкуснее другого.

— Уф! — откидывается наконец на спинку стула Пан. — Хорошо же здесь кормят, не хуже чем в Хибиногорске.

— Если не лучше.

— И то может быть, — соглашается Пан.

Встав из-за стола, мы подтаскиваем кресла к окну. Вернее даже не к окну, а к стеклянной стене, выходящей на улицу. Это окно-стена начинается в двадцати сантиметрах от пола и кончается у самого потолка. Летом комната бывает, должно быть, буквально наводнена солнцем.

Откуда-то сверху раздается шипенье, потом энергичный женский голос возвещает:

— Слушайте! Слушайте! Говорит Беломорск! Волна 2000 метров.

Пан недоуменно смотрит на потолок.

— Что такое? Радио? Месяц тому назад его здесь не было.

— Одновременно работает мощный коротковолновой передатчик на волне в тридцать шесть метров. Передаем программу завтрашней передачи. В 7 ч. 30 м. зарядовая гимнастика под руководством инструктора Мантейфеля для рабочих первой смены. В 7 ч. 55 м. — музыкальный антракт. В 8 ч. передача руководящих указаний от Академии наук и ГГРУ геолого-исследовательским партиям, работающим в районе севернее Ловозерской тундры. Передача только в эфир. В 10 ч. бюллетень погоды от Мурманского бюро погоды. В 10 ч. 30 м. информация Беломорсксоюза для местных кооперативных обществ. В 11 ч. рабочий полдень — участвуют кружок гармонистов горняцкого клуба молодежи, объединенный хор 1-й и 3-й единых трудовых школ, и прочие номера. В 12 ч. поверка времени по часам Беломорской…

Островицкий нетерпеливо ежится потом поднимается и выключает громкоговоритель.

— Беломорск, — говорит он снова усаживаясь — расположен очень удачно, он окружен неисчерпаемыми запасами белого угля. Нива, например, при одностороннем и многостороннем расположении электростанций дает в среднем конечно, — 235 тысяч киловатт. Колвица без перепуска Умбы дает 100 тысяч квт. С Умбой дело обстоит сложнее. Ее намечают перебрать и перепустить в Колвицкое озеро, причем десятиметровая высота падения даст 150 тысяч квт, а верхнюю ее часть можно использовать помимо того для Хибиногорска на 25 тысяч квт. Кроме того, Ковда в верхней части Княжьей губы дает 200 т. квт. и в «запасе» еще остается Сороко-Кемский район с реками Кемь — 225 т. квт и Выг — около 125 т. квт, в том числе 55 тыс. с Подвойцкого падуна.

Как видите, запасы энергетики неисчерпаемы. Я говорю нарочно — «неисчерпаемы», ибо, сами знаете, белый уголь работает вечно.

Теперь пару слов о расстояниях. 1300 километров, отделяющие нас от Ленинграда, и более 1700 километров от Москвы намного снижали ценность Хибинского сырья. Почти половина его стоимости в Москве ложилась на провоз по железной дороге. Первое время мы не могли победить расстояния, даже за границу экспортировали необработанные глыбы апатитовой породы. И как вы думаете, что дало нам возможность преодолеть это препятствие? Да все тот же Беломорск! Благодаря ему, мы вырабатываем ценные концентрированные препараты на самом севере. Недалек тот час, когда мы начнем выпускать сверхфосфаты, металлический алюминий, аммофосы, силокочель[5], этот ценнейший, влагоемкий продукт для конденсирования и окончательно победим дороговизну провоза. Академик Ферсман в октябре 1929 г. писал: «Надо организовать новое (Хибинское) дело в чисто американском масштабе, с чисто американскими темпами». Проскочили два года и американская пресса, вы только вслушайтесь… американская, пишет о нас: «Организацию подобного горно-химического комбината возможно было осуществить только лишь в чисто советском масштабе и благодаря лишь подлинным коммунистическим темпам. Факт существования Хибин и Беломорска неоспорим».

Каково, а? Сама Америка, страна могущества доллара и техники, склоняет перед нами знамена. Отныне советские масштабы являются показательными для мира и только коммунистические темпы есть подлинные темпы, по признанию даже наиболее махровых буржуазных газет.

Раннее утро. Мы выходим с Паном из гостиницы. В 9 часов Пан уйдет на какое-то заседание, а я, предоставленный сам себе, должен буду дожидаться обратного поезда на Хибиногорск.

Через громадное окно виднелись широкие улицы Беломорска

Уличные тротуары посыпаны крупными бисеринами кварцевого песка. Он поскрипывает под ногами.

— В Беломорске надо пожить недельку, две, — говорит Островецкий, — чтобы как следует изучить город. Рекомендую приехать в будущем году, — много увидите нового.

Говорить нет желания. Хочется смотреть, запечатлеть в мозгу все эти улицы, площади и здания. Мысленно я ругаю себя, что не имею фотоаппарата. Его беспристрастный глаз помог бы мне запомнить многое. Например — ажурные очертания моста через овраг, рабочие домики, расположенные на окраине города, стройные, застекленные корпуса больницы и зигзагообразный мол — волнорез в беломорском порту.

Фотоаппарату пришлось бы здесь работать не переставая. Одну за другой проглатывал бы он светочувствительные пластинки и запечатлевал на них:

…Ровные улицы, протянутые во все стороны от сгустков площадей; вереницы крытых амовских грузовиков, покачивающиеся на легких тросах электролампы; витрины кооперативных магазинов — пестрые, наполненные товарами: коленчатые трубы теплоцентрали, протянувшиеся щупальцами от тепловой станции, а рядом с ними незаметные трубки-ролики пневматической почты, связывающие все главные городские учреждения…

…Лопарей, невозмутимо шествующих в рабочих комбинезонах, ижемцев, сидящих у автомобильного руля, комсомольцев — зырян и поморов, из-под малиц которых зеленеют юнг-штурмовские костюмы[6], и шустрых, смуглолицых пионеров, играющих с самоедскими лайками.

…Бревенчатые леса и досчатые опалубки вновь строящихся зданий, простого рисунка керамические подоконники и карнизы отстроенных домов, частую сеть телеграфных и телефонных проводов, соперничающих на крышах с антеннами и полосатые, зелено-красные колонки «Нефтеторга», наполненные бензолом для мотоциклов и автомобилей.

На месте пустырей быстро вырастают новые дома.

Да! Здесь есть что заснять, есть чему научиться!

Заходим в столовую-закусочную. Несмотря на ранний час, нам подают душистый кофе и румяные, сдобные булочки. Пан сплющивает их меж ладоней и, понаделав тартинок, принимается за еду. Он ест аппетитно и быстро, и я стараюсь не отставать от него.

— Пользуюсь последними минутами, — допивая кофе говорит Пан, — чтоб сообщить вам кое-какие добавочные цифры и сведения. Запишите их, они пригодятся вам.

— Что даст нам комбинат через несколько лет, когда полностью заработают все его установки? Он будет давать нам ежегодно — 2 000 000 тонн суперфосфата, 80 000 тонн глиноземистого цемента. 20 000 тонн металлического алюминия или 40 000 тонн высокосортного аландума и 40 000 тонн соды и поташа. Кроме того миллионы тонн концентрата для суперфосфатной промышленности, 100 000 тонн металлического фосфора, 10 000 тонн титано-магнетита, 150 000 тонн керамического нефелина. И это еще не все! О многом я не упоминал, а цифры привел самые минимальные, памятуя, что осторожность — сестра деловых людей.

В основу построения комбината положено требование — применять только местные материалы.

Электрические часы мелодично пробили девять ударов. Островецкий, поспешно запихивая в рот последнюю тартинку, промычал:

— Опоздал! Ей-ей опоздал! Давайте руку и… жду вас в следующем году. Входите без стука, как старый приятель.

Метеором промчался он к выходу и гулко хлопнул дверью. Я остался за столиком приводить в порядок записи.

Поднимаюсь по лестнице на вокзал и невольно оборачиваюсь, чтобы последний раз взглянуть на площадь. Она лежит внизу попрежнему круглая, белоснежная, украшенная яркой звездой, посередине которой стоит памятник Ленину.

Прощай, Беломорск, построенный в советских масштабах и коммунистическими темпами! Прощай, Беломорск!..

Вхожу в вагон, выбираю свободное купэ и удобно устраиваюсь около окна. На столике свежие номера «Хибиногорского рабочего», «Беломорской правды», и «Полярной правды». Пораженный, я заглядываю в соседнее купэ. Там тоже лежат газеты. Значит таковы железнодорожные правила! И это в тундре, за полярным кругом!

Протяжный гудок, и поезд, лязгнув буферами, трогается с места.

3

Я написал о городе, который еще не построен. Я попробовал опередить действительность на два года и написал о Беломорске то, что будут писать о нем в 1932 — 33 гг.

Несколько лет тому назад подобный очерк причислили бы к разряду так называемых «фантастических». А про автора с усмешкой сказали бы:

— Утопист!..

Советская действительность изменяет понятие о «фантастике» и «утопиях». Изменяет с той же решимостью, с какой изменила понятия об «американских масштабах» и «американских темпах».

Два года тому назад Хибины были утопией. Сегодня Хибины — наиреальнейшая действительность. Через два года действительностью станет и Беломорск, сегодня едва лишь оконтуренный на картах.

Я сознательно написал о городе, которого нет. Я написал о кем потому, что знаю — он будет.

---

Журнал "Всемирный следопыт", № 6 за 1931 год. стр. 66–75

Рис. А. Медельского.