Глава первая

Автобусы миновали город, несутся по извилистому шоссе. Оно еще влажное, блестит. По краям дороги кустарники, дальше — нежная зелень полей. Озимые хлеба ровным ковром протянулись до самого горизонта. Небо сливается с полями. Необъятными кажутся они детям. Прижавшись к окнам автобуса, ребята затихли. Их поражают открывшиеся просторы. Всё ново, незнакомо, всё занимает их. Первый раз после войны они едут на дачу. Как выглядят поля и леса, большинство из них не помнит или даже не знает. До войны многие были еще совсем малы. Каждый поворот дороги, речки, мост — всё занимает.

— А что это? — спрашивает маленькая Дунюшка.

— Это коровы! — объясняет ей Галя. — Разве ты не помнишь, я показывала тебе их на картинке?

— Какие они большие!..

— Смотрите, поезд идет!.. — и все бросаются на одну сторону, а с другой уже кричат:

— У нас подбитый немецкий танк!..

— А у нас курочки!..

— Самолет!..

— Дети, осторожнее, вы же упадете! Не высовывайтесь в окна!..

Разве их остановишь! Теперь уже ничего не укроется от любопытных детских глаз. Молчание, которое царило в первые минуты пути, сменилось бурной, озорной радостью, и если кто падал с сиденья и ушибался немного, разве это важно? Незаметно прошли два часа. Уже приехали…

— Выходите!.. Осторожно!.. Не толкайтесь!..

— Да нас качает, стоять не можем!

Каждый торопится вылезти первым, первым всё осмотреть. Столпились у дверей. Каждому хочется вперед выскочить. Держатся друг за друга. Только вмешательство старших приводит всё в порядок.

Надя пыталась построить ребят в колонну. Ничего не вышло! Пока она устанавливала первые ряды, задние уже ковыляли к дому. Тихий сад и пустая дача ожили. К голосам ребят прибавилось чириканье воробьев, карканье ворон. Надя старалась собрать малышей, но они рассыпались по саду. В это время воспитатели распределяли ребят по комнатам. Из открытых окон кухни пахло так вкусно! Обед на свежем воздухе показался необыкновенным.

— Прибавки!.. И мне!.. И мне!.. — кричали со всех сторон дети.

Повара с удовольствием подливали горячий суп в тарелки. Доктора радовал хороший аппетит воспитанников; в городе приходилось уговаривать, особенно слабых детей.

Утомленные массой впечатлений, дети и спать захотели раньше. А завтра? Завтра опять всё новое. И сколько будет таких дней, целое лето! Поставив около кроваток костыли, протезы, с наслаждением растянулись на мягких постелях. Такой счастливой, полной радости показалась им жизнь!

Уложив малышей, Надя пошла отыскивать свое новое жилище. Она не знала еще, где ее комната. Проходя мимо домика, в котором разместились старшие девочки, на ступеньках крылечка она заметила Лизу. Придерживая рукой раскрытую книгу, девушка не читала. Она сидела, подняв голову. Казалось, Лиза внимательно следит за последними лучами солнца. Когда Надя окликнула ее, девушка не отозвалась.

— О чем ты мечтаешь, Лиза? — подойдя ближе, спросила Надя.

— Я не мечтаю… Я просто думала. Осенью мне исполнится семнадцать. В детдоме я дольше оставаться не смогу. У меня нет родных… Где я буду жить? В техникуме или педагогическом училище есть общежития, я могу поступить туда. Но техникум меня не привлекает! С детства мечтаю об университете. Я перешла сейчас в девятый класс. Считаюсь первой ученицей. Сделаю всё, чтобы кончить с золотой медалью. Тогда меня, наверное, примут на математический факультет. Я уверена в этом. Меня так привлекает научная работа! Лучшего пути в жизни быть не может. И отсутствие руки тут не помешает… Надя, голубушка, помогите мне остаться здесь до окончания школы!

— Зачем ты так беспокоишься, Лиза! Тамара Сергеевна давно хлопочет о тебе в райсобесе. Если там откажут — придумаем что-нибудь другое. Отдыхай спокойно и не тревожься об этом. Ты при всех условиях будешь учиться в школе.

Большие глаза Лизы заблестели. Она крепко сжала руку Нади. Понимая состояние девушки, пионервожатая перевела разговор:

— Что ты читаешь, Лиза?

Та, задумавшись, не сразу поняла, о чем ее спрашивают.

— Читаю?.. Вы спрашиваете, что читаю? Это биография Лобачевского. Мне одноклассница дала… Ее отец профессор. Он советует нам еще в школе познакомиться с великими русскими математиками. И вообще — «Жизнь замечательных людей» мне нравится читать больше, чем романы. А вот «Неэвклидову геометрию» плохо понимаю… А вы читали ее, Надя?

— Нет, я же не буду математиком, — торопливо ответила та, поднимаясь с крылечка. Какое-то внутреннее беспокойство и неприятное ощущение осталось у нее после разговора с Лизой. И не только «Неэвклидова геометрия», о которой она и не слыхала, задела Надю. Нет! Она давно наблюдала за Лизой. Уменье девушки заниматься в самых тяжелых условиях, ее целеустремленность, побеждающая все препятствия, желание знать и добиваться знаний — вот чему завидовала Надя.

«Путь таких, как Лиза, Слава, — ясен, и они без колебаний идут по нему. Я тоже выбрала свой путь: это — воспитание детей. Сумею ли я работать так, как Лиза?.. В детстве меня звали настойчивой. Я должна добиться своего, сделаться настоящим педагогом! И Люся верит в меня… Какое письмо я от нее получила!.. За последнее время я стала заниматься лучше. Самое главное — привыкла работать и находить время для занятий. Не только сама подтянулась, но и Варе стала помогать. Та сейчас сдает экзамены. Перейдет в десятый класс. С осени я поступлю в ту же вечернюю школу. Буду учиться вместе с ней. А за лето надо отдохнуть. Здесь очень хорошо! Я и не подозревала, что под Ленинградом есть места, похожие на наши. Лес от дачи совсем близко. А вот фруктовых садов не видно…» Погруженная в свои мысли, Надя не заметила, как к ней подошла Екатерина Казимировна:

— Надя, я давно вас ищу! Пойдемте устраивать нашу комнату. Мы будем жить вместе.

Они поднялись на второй этаж. И когда Надя увидела, что комната их — с балконом, с видом на реку, она очень обрадовалась: о лучшей нечего и мечтать. Пока девушка раскладывала вещи, застилала постель, Екатерина Казимировна уснула. Наде хотелось посидеть на балконе. Светлая, теплая ночь была так хороша! Необычайная тишина успокаивала, настраивала мечтательно. Так хотелось сидеть долго, ни о чем не думать и чего-то ждать. Луна выглянула. Соловьи по-весеннему заливаются. Повеяло запахом сосны и полевых трав. Как легко здесь дышится…

«Завтра пойдем на речку… Может, лучше в лес?.. Может, сейчас спуститься?..»

Скрипят ступеньки старого дома. Надя старается идти тихо. Это ей удается с трудом. Она даже туфли сняла. Боится детей разбудить. Осторожно открыла дверь. Вот и сад, а дальше лес. Бегом пустилась по тропинке. Чья-то тень мелькнула.

«Может, здесь опасно ходить ночью?..» — подумала Надя. На миг остановилась. И снова — бегом туда, где видела тень. Там что-то белеет. Кто-то шевелится, ползет по земле белая полоска. Надя за ней… Догоняет.

«Ребята!.. Что они здесь делают?»

Брошена простыня. Кто-то шарахнулся в кусты.

— Остановитесь! Всё равно догоню.

Она разглядела прижавшуюся к стволу фигурку, узнала ее. Это — Ваня Буренков из старшей группы.

Раньше он был в компании Окунева и старался подражать ему. Ребята не раз высмеивали Ваню, а он сердито говорил: «Пионеры везде нос суют!».

Детдомовцы не обращали внимания на воркотню мальчика и старались втянуть его в жизнь коллектива. Последнее время и Ваня стал хорошо учиться. В сапожном деле не было мастера лучше его.

— Что ты здесь делаешь, Буренков? — строго спросила Надя.

Он молчал. Вдруг совсем близко из-за куста раздался тоненький детский голос:

— Ваня не виноват… Это я попросил его сделать палатку.

— Какую палатку? — допрашивала пионервожатая, глядя на Витю, лучшего воспитанника младшей группы.

— Надежда Павловна, мой папа был военный. Он рассказывал мне, что солдаты летом живут в палатках. Очень мне захотелось пожить, как они. Когда все ложились спать, я подошел к окну, и так меня потянуло поспать в палатке! Ваня отказывался идти со мною. Он согласился только палатку сделать. Мы едва начали натягивать простыню, вы и пришли. Простите нас, или накажите меня одного. Это я…

Больше Витя не мог говорить.

Первым намерением Буренкова было удрать или спрятаться. Слова маленького Вити, бравшего всю вину на себя, смутили Ваню. И совсем несердитым голосом Буренков сказал:

— Не распускай нюни, Витька, я больше тебя виноват. — Немного помолчав, он добавил: — Надежда Павловна, мне и самому хотелось провести ночь в лесу.

Витя стоял на полянке, залитой лунным светом. Какой он худенький, маленький! На голове шапочка с предохранительной пластинкой. В дни войны фашисты выбросили его на ходу из окна поезда. Красноармейцы подобрали малыша едва живым. В госпитале ему удалили часть черепной кости, поэтому Витя, не снимая, носит свою предохранительную шапочку.

Наде тяжело его наказывать, но вместе с ним — старший, да еще такой озорной мальчишка. Что-то надо сделать.

Наступило молчание. Еще ярче светила луна. Еще лучше было кругом. Еще больше тянул к себе лес, и как странно было Наде чувствовать себя в роли судьи именно сейчас. Она сама бежала в лес, чтобы полюбоваться такой ночью.

«А это — дети. За что же я их буду наказывать? Но нарушать правила нельзя. Как же поступить с ними?..»

И, глядя на усталое личико Вити, она мягко сказала:

— Даете слово больше не делать так?

— Да! Честное пионерское!

— Ну, иди и ложись скорее в постель!

— А Ваня тоже?..

Надя колебалась. Строго сказала:

— Пусть идет. Да живее в постель!..

Довольные благополучно окончившимся приключением, мальчики побежали к дому. Надя вернулась вместе с ними.

Рано проснулись дети. В незавешенные окна радостно ворвалось солнышко. Оно скользнуло по подушкам, заглянуло в глаза. Спать невозможно, когда так светло и петухи кричат. В городе воспитанников будили звонком. Здесь часом раньше все уже были на ногах. Завтрак среди зелени, под большой березой, прошел весело и быстро. Торопились пойти в лес. Товарищи помогли дежурным убрать посуду. Веники сами сделали, подмели. Всякая работа занимала детей. Это была скорее игра, увлекательная и разнообразная.

В лес отправились все, кто мог ходить. Шли спокойно. Едва поровнялись с опушкой — рассыпались в разные стороны. Надя не знала, что и делать. За кустами и высокой травой детей не видно, слышны лишь голоса:

— Я нашел зеленые ягоды!..

— Здесь шишки! Кто их так погрыз?

— Какое это дерево?

— Эх ты, березу не знаешь!

— А мы нашли гнездо. Оно с дерева свалилось!.. — закричал Юра.

Коля толкнул его в спину.

— Замолчи, не болтай! Не будь сорокой! — зашипел он на приятеля и быстро прикрыл гнездо травой. Прибежавшим ребятам сказал: — Это Юрка шишки за гнездо принял!..

Когда дети ушли, Коля стал разглядывать свое сокровище. В гнезде лежали два маленьких галчонка.

Осмотрев внимательно птенчиков, мальчики заметили, что они едва живы:

— Голодные, наверно. Скоро околеют!

— Замолчи, Юрка, если ничего не понимаешь в этом деле!

— А ты воображаешь, что больше меня смыслишь? Оставь их здесь. Всё равно не выживут!

Коля только посмотрел на своего товарища. Жилеткин знал этот взгляд и быстро заковылял, стараясь подальше отойти от знакомых культяпок. Коля пытался запрятать гнездо в карман курточки. Юра наблюдал за ним издали, потом подошел. Они вместе уложили гнездо и поспешили догнать своих. Услышали голоса:

— Надежда Павловна, как эти цветы называются?..

Пионервожатая, стараясь собрать детей, металась из стороны в сторону. Она боялась заблудиться в незнакомом лесу. В ответ на бесчисленные вопросы детей она кричала:

— Идите ко мне! Надо домой возвращаться, пора обедать!

— Надежда Павловна, необыкновенная находка! Посмотрите, что здесь!.. Скорее!..

Не одна Надя, а большинство детей бросились на крик.

— Глядите, глядите, какой шалаш мы нашли! Здесь и записочка оставлена. Она пролежала всю зиму и сохранилась.

— Еще бы: она спрятана в консервной банке!

— Слушайте, что здесь написано: «Мы, пионеры детского дома, строили этот шалаш. Не успели кончить его. Просим нашедших нашу записку доделать шалаш и жить в нем. Мы уезжаем в город».

И дальше шли подписи. Их было много.

— Давайте жить здесь!

— Сначала надо достроить!

Надя воспользовалась моментом и предложила сейчас же собрать всех ребят и сообща решить, как поступить с находкой.

Мигом все были найдены и столпились около шалаша. Обсуждали недолго.

— Давайте сейчас кончим постройку! — закричали ребята.

— Я принесу ветки! — и уже несколько человек бросились за ними.

— Не торопитесь. Работать будем организованно. Составим план. Распределим, кто за какую работу отвечает, — предложила пионервожатая. — А сейчас пойдем обедать. После тихого часа вернемся. К ужину успеем кончить.

— Я не хочу обедать!

— Я тоже. Лучше здесь останемся!

Надя, не обращая внимания на их крики, скомандовала:

— Шагом марш! Кто отстанет или не подчинится, не будет допущен к работе.

За обедом говорили только о находке. Ребята рассказывали, читали найденную записку.

— А нас завтра возьмете? — спрашивали те, кто не имел возможности самостоятельно двигаться. Боязнь, что откажут, слышали дети в просьбе товарищей и торопились уверить их, что находка принадлежит всем. Тут же старались придумывать способы, как переправить неходячих. Разные были предложения. Остановились на носилках.

После тихого часа более сильные и здоровые побежали достраивать шалаш и делать носилки.

Коля с Юрой незаметно пробрались на чердак. Они нашли удобный выступ в крыше и пристроили там гнездо. Маленькие птенцы едва пищали, разевая клювы.

Юра притащил червей и мух. Трудно было приучить галчат есть. Мальчики давали им слишком большие куски, и птенцы не могли их проглотить. Юра выбился из сил:

— Не умею я быть нянькой! Кричат, а не глотают. Ничего у нас не выйдет!

— Я позову Галю. Она терпеливее тебя и настойчивее, — сказал Коля и уже хотел спуститься с лестницы, но Юрка остановил его:

— Подожди! Мы и без девчонок справимся! Смотри, этот, что побольше, проглотил червяка. А малыш — не берет.

— А вот и маленький тянется к червяку!.. Пойдем скорее, нас зовут!

Мальчики побежали вниз.

— Куда вы опять пропали? Все ушли в лес, а вы как в воду канули! — сердился Иван Иванович.

Коля очень вежливо попросил извинить их за опоздание. Иван Иванович пристально посмотрел на Дубкова. Он хорошо знал друзей, и если они делались изысканно вежливыми, понимал, что они придумали новую шалость.

Эти два мальчика умели работать. Они как бы дополняли один другого. Когда нужны были руки — Юра работал за двоих. Зато ноги Коли не знали усталости. Он всегда помогал товарищу, и не раз видели, как Дубков на спине переносил усталого Юру.

Сегодня мальчики особенно старались помогать Ивану Ивановичу. Они натаскали жердей для носилок больше, чем требовалось. До вечера работали все, кто мог. Лесной дом вышел на славу. Девочки украсили его лозунгами. На пол набросали много свежей травы.

— Это — вместо ковра, — объяснила Нина.

У входа спустили гирлянды из цветов и зелени.

— А наш букет будет самым лучшим украшением! — объявил Юра, ставя большой пучок сирени.

— Откуда вы его достали? — любопытствовали ребята.

— Это тайна!

Больше Коля ничего не сказал, но по разорванной рубашке видно было, что цветы достались ему нелегко.

Дорожки около домика посыпали песком. На следующий день назначили торжественное открытие пионерского шалаша: в нем будет помещаться штаб.

Возвращаясь, домой, дети заметили темные тучи.

— Неужели разразится гроза? Опять испортится погода, и завтра нас не пустят в лес! — тревожились они.

К счастью ребят, гроза пронеслась ночью. Дождик освежил зелень. Еще душистее, чище стал воздух. После завтрака все двинулись к шалашу. Дети, никогда не бывавшие в лесу, тихо покачивались на носилках. С восторгом смотрели они на незнакомый им зеленый мир. Нелегко на протезах идти с носилками по неровной земле, но маленькие носильщики и виду не показывали, что им трудно. Незаметно прошли короткий путь. Еще поворот — и они будут на месте. Колонна выровнялась. Кто-то запел:

А ну-ка песню нам пропой, веселый ветер,
Веселый ветер, веселый ветер!
Леса и горы ты обшарил все на свете…

Вот и последний пригорок. Старшая пионервожатая обогнала идущих. Ей надо было выстроить впереди пионеров… Сбор должен начаться торжественной линейкой.

Но что это?!. Все остановились. Растерянно смотрят кругом.

— Где же наш шатер?

— Где пионерский штаб?..

— Может, мы отклонились, сбились с дороги?

— Может, не туда пришли?.. Может… — раздается со всех сторон.

Груда переломанных палок и зеленых веток — вот всё, что осталось от их чудесного лесного домика.

— Кому помешал наш пионерский штаб? Кто это сделал?

В голосах детей звучали негодование и горе.

— Зачем это сделали?

Что могли им ответить воспитатели? Они сами не знали, кто разрушил шалаш.

— Давайте восстановим! — неуверенно сказала Надя.

Дети молчали. Кто-то тихо возразил:

— Опять разрушат.

Предложение Ивана Ивановича построить такой же домик в саду около дачи не изменило настроения. Детям надо было знать, кто это сделал и зачем?

Коля советовал снова построить шалаш и выследить тех, кто придет его разрушать.

— Мы зададим им тогда! — кричали ребята.

Иван Иванович ходил кругом, рассматривал разоренное. Он поднимал обломки палок, ветки, разглядывал землю…

«Ага! Вот следы копыт… — думал он. — Еще!.. А рядом — много ребячьих!.. Что бы это значило?..»

Коля тоже заметил следы, но воспитатель уклончиво сказал:

— Это мы сами сейчас натоптали!

Мальчик понимающе замолчал и еще пристальнее стал осматривать всё кругом.

— Ничего мы сейчас не узнаем! — решила Тамара Сергеевна. — Пойдемте лучше домой.

Ребята повиновались. Подавленные чьей-то непонятной жестокостью, они не хотели оставаться в лесу. Воспитатели опять уложили на носилки больных и малышей. Иван Иванович и Надя старались построить, ребят, даже запели, но дети шли молча, сбившись в кучу.

При повороте на дорогу услышали крик; их кто-то догонял. Уже ясно доносились слова:

— Остановитесь!.. Подождите!..

Надя пошла навстречу бегущим. Ребята настороженно следили за ней. Вот она остановилась, говорит с кем-то.

— Она машет нам рукой! — закричал Дубков.

Надя подбежала с двумя незнакомыми пионерами, запыхавшимися, разгоряченными. Ребята долго не могли отдышаться. Пот лил с них градом. На вопросы Тамары Сергеевны пришлось отвечать Наде:

— Это Володя и Зоя. Они из пионерского лагеря имени Микояна. Помните, Тамара Сергеевна, красивые дома на берегу реки? Ребята зовут нас к себе. Уверяют, что там мы узнаем, кто сломал шалаш.

— Мы везде вас искали! — заговорил мальчик. — Пойдемте скорей! Это совсем близко отсюда!

Тамара Сергеевна сначала не хотела идти, но взглянула на детдомовцев, горевших желанием скорее узнать тайну шалаша, и согласилась.

Снова выстроились детдомовцы. Фанфаристы и барабанщик — впереди. Володя и Зоя показывали путь. Они пересекли шоссе и свернули на тропинку. Сверкнула река. Дорожка сделалась узенькой. Пришлось пробираться гуськом. Где-то совсем близко раздался звук фанфар.

Ребята увидели широкую, ровную площадку и на ней — выстроившихся пионеров. Музыканты приветствовали гостей. Воспитатели и начальник пионерского лагеря помогли удобнее рассадить малышей и слабопередвигающихся. Опять заиграла музыка. Пионеры, как занавес, раздвинулись и встали по бокам. Изумленные детдомовцы увидели вход в большой, прекрасно сделанный шалаш.

— Да на нем наш флаг! Правда, Маша, мы с тобой его шили? — спросила Нина.

— А надпись «Пионерский штаб» тоже ты рисовала!

— Значит, это они из нашего шалаша взяли и нас же приглашают! — негодовал Юра.

В это время высокий, загорелый юноша вышел на середину площадки.

— Товарищи! — обратился он к Тамаре Сергеевне и детдомовцам. — По поручению пионеров лагеря имени Микояна прошу вас всех чувствовать себя не гостями, а хозяевами. Это — ваш пионерский штаб.

Он показал рукой на шалаш. Заметив, что ребята изнывают от любопытства, — сразу перешел к делу:

— Наш лагерь находится совсем близко отсюда, вон за теми деревьями, — юноша показал рукой на красные крыши домов. — Один из наших пионеров видел вчера, как вы строили шалаш в лесу. Когда подошли туда — глазам своим не поверили. Шалаш оказался развороченным. Стадо коров и коз с удовольствием доедало нарванную вами траву. Мы были очень огорчены. Нашли пастушонка и выругали его. А он сам ничего не знал: первый раз повел здесь коров. Сначала мы решили сейчас же исправить повреждения, но узнали, что стадо теперь будут каждый день гонять через этот лесок. Тогда кто-то из мальчиков предложил перенести ваш штаб на другое место. Мы долго не могли найти подходящего. Остановились на этой поляне. Здесь песок, сосны и очень близко от вашей дачи, если идти вот этой тропинкой, по берегу реки. А больных детей не придется носить; мы будем перевозить их на лодке.

Юноша замолчал, как бы вспоминая, всё ли сказал. К нему подошли звеньевые. Он прошептал им что-то. Потом обратился к детдомовцам:

— Дорогие друзья! Просим осмотреть и принять ваш «дворец пионеров»!

Под музыку пионеры лагеря стали шпалерами вдоль дорожки, ведущей к шалашу. Детдомовцы внимательно всё разглядывали и решили: «Да, это настоящий дворец!».

Тамара Сергеевна крикнула:

— Ура строителям!

Радостное, долго несмолкавшее «ура!» грянуло ей в ответ. Дети были счастливы, что у них есть свой пионерский дворец, а самое главное — много новых друзей.

Оживленные, веселые лица детдомовцев радовали воспитателей. Им так хотелось, чтоб в памяти ребят скорее сгладились тяжелые впечатления войны.

Проверив ночных дежурных и обойдя спальни, воспитатели собрались на крылечке. Спать не хотелось. Надя предложила зажечь костер.

— Правильно! Хорошо провести вечерок со своими думами, — согласился Иван Иванович.

Он подбросил хворосту. Сухие ветки сразу загорелись. Пахнуло теплом и дымом.

— Странно как-то: костер в белую ночь.

— А по-моему — даже очень хорошо. Тепло и комаров нет, — возразил Иван Иванович.

— Я немного боюсь огня, — задумчиво сказала Тамара Сергеевна. — Он напоминает мне зарево пожара.

Надя заметила, как изменилось лицо директора. Глубокая складка легла на лбу. Печаль появилась в молодых, живых, всегда ласковых глазах.

— Вы вспомнили начало войны, горящий Петергоф? — спросил Иван Иванович.

Костер разгорелся. Высоко поднялось пламя. Тамара Сергеевна молча глядела на него. Казалось, она не слышала вопроса.

Надя мало знала о жизни своего директора. Слышала, что муж Тамары Сергеевны погиб в начале войны. Осталась маленькая дочка Светлана. Девочке семь лет. Мать взяла ее с собою на дачу.

Взглянув на безмолвно сидевшую женщину, Надя подумала:

«Наверно, она вспоминает сейчас всё, что пережила за время войны».

— Вы правы, Иван Иванович, — подняв голову, заговорила Тамара Сергеевна. — Огонь всегда напоминает мне Петергоф, те страшные дни, когда фашисты отрезали его от Ленинграда…

Анатолию Георгиевичу захотелось отвлечь директора от печальных мыслей. Он сказал:

— Давайте подумаем сообща, что еще можно сделать для наших маленьких воспитанников.

Тамара Сергеевна с благодарностью поглядела на молодого педагога. Она не любила показывать свое горе на людях и охотно перевела разговор на детдомовцев:

— Сегодня ребятишки устали немного, но такие довольные вернулись! Я прошла по спальням; дети даже во сне улыбаются.

— Совершенно верно, Тамара Сергеевна! Только следовало бы окна оставлять на ночь открытыми, — сказал подошедший доктор.

— Дмитрий Яковлевич, присаживайтесь к нам!

Анатолий Георгиевич встал, уступая доктору место на крылечке.

— Спасибо, спасибо, дорогой! Мне некогда рассиживаться. Надо еще к старшим заглянуть… Так вот, уважаемый директор, прошу вас распорядиться оставлять окна открытыми на ночь. А по утрам хорошо бы ввести зарядку. Вы возразите, Тамара Сергеевна, что у нас нет на эту работу штатной единицы? А зарядка прямо необходима для многих из наших детей. Конечно, к каждому воспитаннику следует подходить индивидуально. Я бы мог составить табличку с указанием, какие упражнения кому разрешаются. А вот кто станет заниматься с ними?..

Доктор остановился, глядя в упор на Анатолия Георгиевича. Тот понял намек и просто сказал:

— Я охотно стал бы руководить зарядкой, но незнаком с лечебной физкультурой.

— Я вас научу! Было бы только желание…

Тамара Сергеевна улыбнулась. Она знала настойчивость доктора. Следя глазами за сгорбленной фигурой старика, медленно уходившего в глубь сада, она подумала:

«Придется мне заняться вопросом об окнах! Если их открывать — в спальню может заскочить кошка и напугать ребят. Да и сами они соблазнятся и станут вылезать ночью в сад… Лучше всего сделать верхние фрамуги!»

Анатолий Георгиевич недавно окончил институт имени Герцена. Он работал в общей школе и преподавал русский язык в школе детдома. Перед самым отъездом на дачу одна из воспитательниц заболела. Анатолий Георгиевич согласился заменить ее.

Здесь молодой педагог нередко помогал Наде советами. Она расспрашивала его о педагогическом институте.

— Вы непременно поступайте в Герценовский, — настаивал он. — У нас там очень хорошие профессора. А библиотека какая!..

Выслушав разговор доктора с Анатолием Георгиевичем, девушка задумалась. Потом решила, что она найдет время, и предложила товарищу проводить зарядку совместно.

Тамара Сергеевна одобрила ее намерение. Взглянув на посветлевшее небо, она поднялась:

— Товарищи, засиделись мы! Ночь на исходе. Смотрите, вершины сосен порозовели.