Книг, популярно написанных и действительно с материалистической точки зрения трактующих этот интересующий почти всех вопрос «о начале и конце мира», — нет на русском языке. Почти нет таких книг и вообще на других языках.
Большинство известных авторов, разбиравших эти космогонические вопросы, очень трудно и мало понятно их излагают для среднего читателя, или же уходят в дебри идеалистической философии, так что их сочинения являются даже вредными для нашего читателя — рабочего и сознательного крестьянина. Поэтому мне было не легко редактировать книжку этого автора, хотя и большого мастера писать популярно-научные книги, но имеющего идеалистическое мировоззрение.
При редактировании этой книжки я выбросил все идеалистические философствования автора, все его искания какой-то «души в материи и в небесных телах», «господство какого-то высшего разума», — все это похоже на «старого боженьку», которого буржуазные ученые подсовывают массам в различных замаскированных видах.
Прав В. И. Ленин, который говорил: «Ни единому из этих профессоров, способных давать самые ценные работы в специальных областях химии, истории, физики, нельзя верить ни в едином случае, когда речь заходит о философии. Задача марксистов — суметь усвоить себе и переработать те завоевания, которые делаются этими приказчиками, и уметь отсечь их реакционную тенденцию, уметь вести свою линию и бороться со всей линией враждебных нам сил и классов».
Я оставил в этом переводе только изложение фактического материала. Разбил текст на отдельные параграфы, иначе трудно было бы разобраться в этом большом, сравнительно, материале, изложенном, нужно признаться, в плохой методической последовательности.
Мне пришлось также выпустить все ссылки автора на другие его сочинения, которых он привел очень много в этой книжке, так как все эти ссылки носят рекламный характер.
Таким образом, этот перевод многим отличается от оригинала, в особенности в I части. Большего с этой книжкой, однако, нельзя было сделать. Нужно написать совершенно новую книгу по этому вопросу, излагая, согласно диалектического материализма, затронутую здесь тему.
Эта книжка, однако, является увлекательно написанной научной поэмой о создании и кончине мира, нас окружающего. Прочитав ее, читатель убедится, что, собственно говоря, не существует ни начала, ни конца в этом кругообороте развития миров. Нет ни начала, ни конца мира, а есть только эволюция миров — постепенное развитие их с происходящими иногда катастрофами, этими мировыми революциями, необходимыми для возрождения и улучшения миров.
Каждый конец мира есть начало нового мира. Смерти нет в природе: гибель какого-нибудь тела есть рождение нового. «Атомы только покидают те соединения, которые они раньше составляли, чтобы образовать новое, другого рода, соединение». Каждому созиданию нового мира предшествует гибель старого мира.
Дикарь уже в простом, скоро проходящем, наводнении видит «конец мира», а сильная гроза для него настоящее «светопреставление». Чем сознательнее человек, тем бесстрашнее он относится к этим естественным явлениям природы.
Эта книжка как раз всесторонне знакомит с подобными естественными явлениями природы, при которых происходят образование нового мира и гибель старого, отжившего мира. Она открывает нам глаза на эти катастрофы и расширяет наш кругозор настолько, что «кончина мира» представляется нам лишь неизбежным этапом в развитии миров.
Проф. Н. Каменьщиков
Ленинград
Гос. Унив. Обсерватория.
Октябрь 1925