В течение последних десятилетий немало советских изобретателей потрудилось над тем, чтобы построить такой тип ветряного двигателя, который работал бы при любой скорости и при любом направлении ветра. Старались создать такие образцы, которые можно легко делать кустарными средствами или серийным порядком на заводах. Были сконструированы ветродвигатели для самых различных нужд народного хозяйства. Резко увеличилась и мощность ветряков.

Уменьшение веса и увеличение числа лопастей ветрового колеса улучшили работу ветряков. Они стали более легкими на ходу. Благодаря этому современные ветродвигатели приходят в движение уже при ветрах силой в два — два с половиной метра в секунду.

Если ветер опасно усиливается, лопасти колеса ветродвигателя автоматически изменяют свое положение, и тем самым уменьшается число оборотов ветроколеса. Таким путем добиваются довольно постоянного числа оборотов ветровых колес при любых изменениях силы ветра. С помощью ряда других приспособлений, описания которых мы здесь не приводим, в современных ветродвигателях осуществляется полное превращение изменчивой энергии голубого угля, например, в электрический ток постоянного напряжения.

Так, один из последних советских образцов — быстроходный ветродвигатель «ВИМЭ-Д-12», мощностью в десять киловатт, при любой нагрузке и скорости ветра (от трех метров в секунду и выше — до штормовых ветров) дает строго постоянное число оборотов рабочего вала, а значит, и вырабатывает во всё время работы электрический ток одного напряжения.

Установка ветрового колеса на ветер стала осуществляться без помощи человека. Посредством различных приспособлений ветряки всегда держатся строго против ветра.

Мощность современных ветроустановок может быть очень велика. От ветрячков в сто и менее ватт, способных дать электрическую энергию двум небольшим лампочкам, конструкторы ветродвигателей дошли до таких мощных установок, как двигатель в тысячу киловатт. В 1935 году у нас был сконструирован ветряк такой мощности (марка «ЦВЭИ-Д-50», рис. 19).

Рис. 19. Мощный советский ветродвигатель «ЦВЭИ-Д-50» на 1000 киловатт; проект.

В 1945 году все проекты последних моделей советских ветряков были рассмотрены и проверены специальной комиссией под председательством академика Винтера. Она одобрила к массовому производству несколько лучших марок ветряных двигателей из тех, которые хорошо показали себя в работе. Среди этих ветродвигателей — самые различные образцы ветряков, от ста ватт до тысячи киловатт мощности.

Один из лучших советских быстроходных ветряков средней мощности имеет марку «Д-12». Его мощность — двенадцать-пятнадцать киловатт. Этот двигатель можно применять для самых различных работ: для освещения, молотьбы, орошения полей, очистки и помола зерна, для лесопилок и других машин. Ветродвигатель «Д-12» хорошо работает в Арктике (на островах Ледовитого океана) с 1935 года (рис. 20).

Рис. 20. Ветродвигатель «Д-12».

Там же с 1939 года работают маломощные ветродвигатели марок «ВИМЭ-Д-5» и «ВИСХОМ-Д-1,5», также одобренные комиссией. «ВИСХОМ-Д-1,5» — это очень маленький, простой и безотказный в работе ветрянок. Диаметр его ветрового колеса всего полтора метра. Он способен работать при ураганных ветрах и морозах в сорок — сорок пять градусов. Вырабатывая сто — сто двадцать ватт электрической энергии, «ВИСХОМ-Д-1,5» освещает две точки.

Лучший советский тихоходный ветряк имеет марку «ТВ-8». Его мощность доходит до 6 лошадиных сил. Этот ветродвигатель изготовляется на наших заводах по плану послевоенной пятилетки.

Очень много работают советские конструкторы ветродвигателей над упрощением конструкции и изготовления ветряков, которые можно было бы делать в небольших слесарных мастерских. Основные материалы для изготовления таких ветродвигателей — дерево и черное железо, а подчас и просто отработанные части различных сельскохозяйственных машин.

Таковы, например, простейшие ветродвигатели системы инженера Фатеева, предложенные им в годы Отечественной войны. Они строятся в настоящее время силами колхозов во многих областях Советского Союза. Это — деревянные ветряки, похожие по своему устройству на ветряную мельницу. Мощность их — от шести до двенадцати лошадиных сил.