После открытий, сделанных во второй половине XIX и начале XX века, никто уже против существования ископаемого человека не спорит. Ныне даже в среде самого реакционного, католического духовенства имеются люди, серьезно занимающиеся изучением ископаемого человека и его культуры, вроде патера Обермайера и аббата Брёйля. Правда, исследователи этого рода всячески стараются как-нибудь примирить непримиримое, то есть религию и науку, и хоть на словах согласовать религиозное учение о происхождении человека с сокрушительными для него выводами науки.
В свое время еще первые дарвинисты предсказывали, что когда-нибудь из недр земли будут извлечены на свет остатки ископаемых антропоидов, являющихся предками человека и современных высших обезьян. Эти предсказания осуществились. В настоящее время наука располагает целой коллекцией костных остатков из группы ископаемых высших обезьян — группы, которая имеет черты и человека, и высших обезьян. Наиболее ярким представителем этой группы является дриопитек — лесная, или древолазящая, обезьяна, которая еще узко не специализировалась для лазания, как современные антропоиды. Судя по тому, что кости дриопитека и родственных ему ископаемых антропоидов найдены и в Азии, и в Европе, и в Африке, антропоид этот был широко расселен на поверхности земного шара в период неогена, то есть второй части третичного периода.
Потомком дриопитека является другой ископаемый антропоид — австралопитек, южная обезьяна, череп и зубы которой найдены в южной Африке. В Африке найдены кости и других ископаемых антропоидов, близких к дриопитек). В июне 1938 года ученик одной из школ Трансвааля Герт Тербланш обнаружил в плотном известняке кости, которые оказались находкой мирового значения. Это кости неизвестной большой обезьяны ростом выше шимпанзе. Она ходила уже на нижних конечностях, а не на четвереньках. В 1947 году открыта затылочная кость другого австралопитека. Вполне возможно, что именно эта порода была звеном, ведущим от дриопитека к ископаемому человеку.
Но еще резче изменилось положение с исследованием костных остатков самого ископаемого человека.
Антропология, то есть наука, изучающая физическую природу человека, располагает теперь несколькими десятками находок.
В 1856 году была сделана находка, привлекшая к себе внимание всего ученого мира. В местности Неандерталь, близ города Дюссельдорфа (Германия), были подобраны случайно найденные при земляных работах черепная крышка и некоторые другие части скелета, принадлежавшие человеку, который должен был резко отличаться от современного. Череп этого ископаемого человека (получившего название неандертальского человека) по некоторым признакам был похож на обезьяний. Но противники взгляда о существовании ископаемого человека заявляли, что одна черепная крышка не может служить доказательством. По их словам, обнаруженные в ней уклонения от нормального черепа следует объяснить тем, что она принадлежала не ископаемому человеку, а человеку современного типа, страдавшему какой-нибудь болезнью, вроде рахита или даже идиотизма. В довершение всего неандертальская черепная крышка была найдена одна, без всяких орудий, являющихся обычными спутниками доисторического человека.
В XX веке во Франции были найдены не только черепа и отдельные кости людей, подобных неандертальскому, но и целые их скелеты. Есть среди них такие находки, которые проливают свет не только на физический облик этих ископаемых людей, живших в ледниковом периоде, но и на их культуру. В 1907 году, например, наткнулись в одной из пещер близ населенного пункта Мустье (Франция) на кости ископаемого человека, принадлежавшего к тому же физическому типу, что и человек из Неандерталя. Здесь был найден скелет юноши, большая часть костей которого при отрывании обратилась в прах. Однако положение скелета было точно установлено. Юноша имел позу спящего. Г олова покоилась на подставке из нескольких кусков кремня. Лицо было покрыто тоже несколькими кремнями. Вокруг валялось много разбитых костей, в том числе и кости ископаемого быка. Здесь налицо было погребение, притом погребение неандертальца. Сохранившийся череп обнаруживает отчетливые признаки неандертальского типа.
В 1908 году откопали близ Шапель-о-Сен (Франция) скелет старика ростом в 160 сантиметров, лежавший в специально выкопанной могиле, под слоем земли с массой каменных орудий и костями животных ледникового периода. В могиле, кроме скелета, были найдены кости ископаемого зубра, каменные орудия и куски охры, служившие, по-видимому, для раскраски. Во Франции же было найдено еще несколько скелетов, очевидно, принадлежавших людям, погребенным в скорченном положении, с ногами, подтянутыми к подбородку. Например, в 1931 году в пещере Феррасси был откопан шестой по счету скелет в такой же скорченной позе. Рядом лежали каменные орудия и неизвестного назначения камень с искусственно сделанными чашевидными углублениями. Все это были остатки людей неандертальского типа.
Что это были люди, доказывается их уменьем изготовлять орудия и пользоваться огнем, а также употреблением каких-то украшений. Что это были, однако, люди, физически отличавшиеся от современных людей и стоявшие довольно близко к антропоидам, доказывается рядом чисто обезьяньих черт в строении их черепа и скелета. Неандертальский человек представляет собой не только ископаемого человека, но и одно из промежуточных звеньев между современным человеком и обезьяной. Еще до неандертальцев были откопаны скелеты людей, которые по физическому строению стояли уже гораздо ближе к современному человеку, но все же были людьми ископаемыми, так как на памяти истории таких людей не существовало.
Скелеты и черепа шимпанзе (в левом столбце), неандертальца и современного человека (в правом столбце).
Еще в 20-х годах прошлого столетия в Англии, в пещере Пэвиленд, расположенной в отвесной известковой скале, была обнаружена куча разломанных и обгрызенных костей среди слоев золы. Эта куча совершенно неоспоримо представляла собой «кухонные остатки», как называют археологи нагромождения отбросов и остатков пищи, накоплявшихся у первобытных людей недалеко от места их стоянок. Близ этой кучи найден был скелет женщины с ясно сохранившимися следами окраски. Скелет этот, прозванный «Красной леди», пролежал здесь не меньше двадцати тысяч лет. Рядом с ним были найдены разные каменные орудия, гораздо более совершенные, чем у неандертальцев.
Впоследствии скелетов того типа, к которому относится «Красная леди», было найдено много. Известны кости не менее чем семнадцати человек разного пола и возраста, обнаруженные в южной Франции, близ города Ориньяка. Кости эти были найдены случайно, и невежественный мэр (городской голова) Ориньяка приказал отпеть их и похоронить по церковному обряду. Об этом, однако, прослышали археологи, которым удалось настоять на том, чтобы кости были откопаны и переданы для изучения. Близ Ориньяка сделано много ценнейших находок.
В знаменитой Ориньякской пещере, которая еще с доисторических времен была завалена камнем у самого входа и где не могло произойти никаких намывов и наносов, были обнаружены тщательно оббитые орудия среди костей животных ледникового периода, валявшихся вокруг толстого слоя золы и пепла.
В 1868 году во Франции, близ маленькой деревушки Кроманьон, рабочие, прокладывавшие дорогу, нашли под скалой пять скелетов, у одного из которых на черепе был след раны — шрам. Рядом со скелетами валялись каменные орудия и просверленные раковины. Скелеты эти принадлежали к той же человеческой породе, что «Красная леди» и скелеты Ориньякской пещеры. Этот тип людей получил название кроманьонцев. Кроманьонцы хотя и являются ископаемыми людьми, так как людей с такими черепами и сильно развитыми жевательными мышцами теперь на земле уже нет, однако по развитию они стоят гораздо ближе к нам, чем неандертальский человек.
Если череп неандертальца был более сплющен, чем череп современного человека, если у неандертальца не было еще подбородочного выступа, как у нас. если рост его в среднем был ниже нашего нормального роста, если, наконец, неандерталец держался гораздо менее прямо, чем современный человек, то кроманьонцы были людьми выше нашего среднего роста, с длинными, но очень емкими черепами (около 1600 кубических сантиметров) и вполне прямой походкой.
Кроманьонцы были ископаемыми людьми, но людьми современного типа. Неандертальцы же резко отличались от современного человека, и поэтому их называют иногда палеоантропами (от греческих слов: «палайос» — древний и «антропос» — человек). Однако эти «древние люди» столь далеко отстояли от антропоидов, что между ними и их обезьяньими предками оставалась зияющая брешь.
В настоящее время и эта брешь оказалась в значительной мере заполненной. Несмотря на то, что обнаруженные по сие время кости ископаемых людей составляют микроскопическую долю тех костных архивов, которые ждут лопаты археолога в недрах разных частей света, уже теперь можно утверждать, что основные звенья цепи между ископаемым антропоидом и человеком восстановлены с полной достоверностью.
В 1907 году рабочие, добывавшие гравий в яме около селения Мауэр, в районе Гейдельберга (Германия), откопали нижнюю челюсть, лежавшую в одном слое с костями ископаемых слонов и носорога. Челюсть эта оказалась не похожей ни на какую обезьянью или человеческую челюсть. Замечательным в ней было то, что, лишенная подбородочного выступа, она по массивности и размерам походила на обезьянью челюсть, а по строению зубов была скорее человеческой. Тщательное изучение этой челюсти, носящей название мауэрской, показало, что она принадлежит ископаемому человеку, который отстоит от человека современного типа еще дальше, чем неандерталец, и которому дано в науке название гейдельбергского человека.
Окаменелые кости питекантропа, найденные на острове Ява: череп, бедро и зуб.
В конце XIX века голландский военный врач Евгений Дюбуа попал по делам службы на далекий остров Ява, находящийся к югу от Азии, в группе Зондских островов. Ему уже раньше приходилось слышать о находках костей вымерших животных этого острова. Когда ему было поручено голландскими властями исследовать строение почвы на Яве, он решил воспользоваться этим случаем для палеоантропологических раскопок.
В 1890 году Дюбуа стал копать на высоком берегу реки близ селения Триниль. В августе 1891 года на глубине 12–15 метров он нашел сначала коренной зуб человека, затем на некотором расстоянии — черепную крышку и бедро. После этого было найдено еще несколько костей.
Особенности строения черепной коробки и бедра, найденных на Яве, позволили Дюбуа утверждать, что они принадлежали существу, которое занимает промежуточное положение между человеком и обезьяной и стоит гораздо ближе к обезьяне, чем неандерталец. Дюбуа назвал это существо «прямоходящим обезьяночеловеком», или питекантропом.
Вокруг вопроса о питекантропе поднялись горячие споры. Некоторые буржуазные ученые, противники дарвинизма, пытались даже отрицать принадлежность тринильских костей вообще человеку, приписывая их гиббону или другой человекообразной обезьяне. Ученый Вирхов, бывший ярым реакционером по своим общественным взглядам, стал оспаривать находку Дюбуа так же, как он раньше пытался опорочить неандертальскую находку. Он утверждал, что Дюбуа открыл кости не ископаемого человека, а человека современного типа, и что череп из Триниля имеет необычную форму вследствие давления огромного пласта земли, под которым он пролежал долгое время.
Теперь уже ни один серьезный ученый не сомневается в том, что питекантроп является древнейшим ископаемым человеком. Всяким попыткам оспорить принадлежность питекантропа к человеческому роду положен конец одним из величайших открытий последнего времени, а именно обнаружением костей так называемого китайского обезьяночеловека — синантропа.
В результате исследований, произведенных с 1927 по 1935 год группой европейских и китайских ученых у селения Чжоу-гоу-тянь (в 40 километрах от столицы Китая Пекина), удалось обнаружить в пещере Кот-Тце-Танг неожиданный и ценнейший материал. Учеными собрано много костных остатков — пожалуй, не менее чем от сорока особей синантропа. При ближайшем изучении удалось установить, что синантроп по устройству черепа очень близок к питекантропу, хотя и несколько более развит. У синантропа объем мозга составлял 1050 кубических сантиметров, тогда как у питекантропа он составлял 950, а у гориллы он равен 600 кубическим сантиметрам.
В то время как около питекантропа не было найдено никаких орудий, в пещерах у Чжоу-гоу-тяня удалось вместе с костными остатками древнейшего человека найти около двух тысяч остатков орудий труда. Здесь и не обработанная еще галька, и куски кварца, подвергшегося оббивке, и рога молодых оленей, превращенные в подобие кинжалов, и части оленьих черепов, превращенные в чаши для питья. Следовательно, синантроп умел выделывать каменные и, возможно, костяные орудия, то есть был несомненным человеком; ведь человек— это «…животное, делающее орудия», по выражению Карла Маркса[4]. Больше того, вместе с костями и орудиями синантропов в пещерах Чжоу-гоу-тяня были найдены остатки золы, слой которой в некоторых местах достигает толщины в 7 метров. Это свидетельствует о том, что синантроп умел пользоваться огнем.
Открытие синантропа принесло такие бесспорные доказательства в пользу принадлежности обезьяночеловека к человеческому роду, что даже реакционные ученые были вынуждены склониться перед ними. Когда во Французской академии наук во время доклада об открытии в Чжоу-гоу-тяне некоторые слишком придирчивые критики пытались усомниться в том, чтобы существо, близкое к питекантропу, могло изготовлять орудия, в защиту обезьяночеловека выступил не кто иной, как французский археолог Брейль, священник католической церкви. Он, конечно, имел тонкое намерение показать несоответствие физической организации синантропа его умственным способностям и объявить их божественное происхождение, но недаром говорится, что, где тонко, там и рвется. Вопреки своим намерениям он очень помог подлинной, то есть материалистической науке, когда заявил: «Некоторые слишком недоверчивые умы полагают, что близкий родственник яванского обезьяночеловека не мог обладать способностями, достаточными для таких завоеваний, как изготовление орудий и использование огня. Мне остается только пожалеть, что в те отдаленные времена не было обычая подписывать или помечать свои произведения. Фактом является то, что это существо, которое по своему росту, по осанке и по форме должно было так близко стоять к обезьяне, обладало всеми начальными элементами культуры, а поскольку еще никто никогда не видел, чтобы животное добывало огонь и выделывало орудия из камня или кости, приходится признать, что этот антропоид был человеком».
Немало других важных антропологических находок сделано за последнее десятилетие. Кроме черепов неандертальцев, найденных в 1931 году на острове Ява и принадлежавших, по-видимому, потомкам питекантропа, кроме новых, очень важных находок костей питекантропа на Яве, открытых в 1937–1939 годах, необходимо отметить различные останки неандерталоидов, то есть людей, которые очень близки к неандертальцу, но представляют собой дальнейший шаг вперед, к современному человеку. Из этих останков особенно замечательны череп, открытый в 1921 году в Брокен-Хилле, названный родезийским, и костные останки десятка скелетов, обнаруженных в 1931 году в Палестине, у подножья горы Кармел. Эти так называемые палестинские люди характеризуются тем, что, в отличие от типичных неандертальцев, они имеют подбородочный выступ, обладают более высоким сводом черепа, более выгнутыми бедрами и т. д.
«Палестинские люди», жившие не позже пятидесяти тысяч лет тому назад, являются промежуточным звеном между неандертальцем и человеком современного типа.
На Северном Кавказе М. А. Гремяцким найдена в отложении реки Подкумок (в Пятигорске) неандерталоидная подкумская черепная крышка. Она хранится в Антропологическом музее при Московском университете, ожидая опубликования.
Таким образом, находки последних пятидесяти лет окончательно разрешили вопрос о «недостающих звеньях» в родословной человека.
Если во времена Дарвина и Энгельса наука располагала только черепной крышкой неандертальца, то теперь в ее распоряжении имеется огромный, тщательно проверенный и изученный материал, заполняющий все основные звенья в физическом развитии человека со времени его выделения из царства животных. Мы имеем налицо непрерывную цепь развития от ископаемого антропоида до современного человека.
Ископаемый «новый человек» (неоантроп), с физическими особенностями современного человека, появился еще до современного геологического периода, то есть в такие времена, от которых до нас дошли лишь ископаемые остатки животного мира. Ископаемый «неоантроп» имел некоторое отличие от современного человека. Так называемые кроманьонские, гримальдийские, ориньякские, асселярские и прочие люди (они названы так по местностям, где найдены их останки) очень сильно напоминают современных людей разных рас; однако их нельзя отождествлять с современными расами.
Советские ученые уже в начале 1930-х годов открыли смену трех ступеней в процессе превращения ископаемого антропоида в человека: 1) обезьянолюди, 2) древние люди (палеоантропы) и 3) новые люди (неоантропы). Советские антропологи объединили всех ископаемых и современных людей в единый человеческий род с подразделением на три подрода, состоящие в свою очередь из видов: 1) обезьянолюди (питекантроп, синантроп, гейдельбергский обезьяночеловек), 2) древние люди (неандерталец, неандерталоид), 3) новый человек (ископаемый, современный).
Замечательные открытия последних десятилетий позволили науке не только пролить свет на родословную человека, не только определить физические особенности ископаемых людей, но и выяснить, как жили ископаемые люди, как они добывали себе средства к существованию, как они вели борьбу с природой, как складывались их отношения друг к другу и к окружающему миру.
При раскопках удалось обнаружить в земле множество орудий первобытных людей, остатки их жилищ, их пищи, их святилищ и погребений, а по этим находкам наука шаг за шагом начала восстанавливать хозяйственную деятельность и общественный строй ископаемого человечества.
Если Буше де Перту около ста лет тому назад приходилось выдерживать жестокую борьбу с казенной наукой, отстаивая свой взгляд на найденные им каменные орудия, то теперь никому и в голову не придет оспаривать принадлежность искусственно обработанных камней, находимых в земле, именно ископаемому человеку. В любом историческом и антропологическом музее можно видеть теперь огромные коллекции предметов, являющихся памятниками труда и искусства ископаемого человека. Здесь и грубо отесанные куски кремня, здесь и мелкие, с человеческий ноготь, кремневые осколки, так называемые микролиты, здесь и неуклюжие каменные топоры, и разрисованная галька, и разукрашенные изделия из кости и рога, и копии с рисунков, оставленных первобытным человеком на стенах и сводах пещер, и многое другое.
Много замечательных находок подобного рода, переносящих нас в «дремуче-древнюю», как выразился Энгельс, старину, сделано и на территории СССР.
На берегу Дона, например, в селении Гагарине, близ Липецка, было обнаружено жилище доисторического человека, тщательно исследованное в 1928–1929 годах.
Все внутреннее пространство этого жилища было заполнено кремневыми и костяными изделиями, кусками охры, осколками кремня и кости. Наряду с шестьюстами кремневыми орудиями отсюда было извлечено много других изделий из бивня мамонта, среди них шесть статуэток, представляющих изображения женщин.
В другом месте, за тысячи километров от Гагарина, в селении Мальте, близ Иркутска, были найдены не только кремневые и костяные изделия первобытного человека, не только различные украшения (бусы из камешков, рыбьих позвонков и слоновой кости), но и многочисленные остатки животных (бизонов, пещерных львов и др.), которые теперь давно вымерли в Сибири, но на которых еще охотился первобытный человек.
Находки подобного рода исчисляются в разных странах сотнями. «Каменная летопись» первобытной истории человечества каждый год заполняется новыми страницами.
Как же наука расшифровывает эти археологические находки, которые сами по себе являются немыми? Как наука узнает о назначении тех орудий, которые находят рядом с останками ископаемых людей или отдельно от них? Каким образом наука разгадывает смысл рисунков, оставленных первобытными художниками?
Здесь на помощь догадкам археологов приходят материалы этнографии. Этнография — наука, изучающая как жизнь сохранившихся дикарских и варварских племен, не имеющих своей письменной истории, так и пережитки незапамятной старины у цивилизованных обществ.
Этнография — такая же молодая наука, как антропология и первобытная археология.
Мы уже знаем из первых страниц этой книги, что до XVIII века у народов Европы существовали самые нелепые представления как о животном мире, так и о человеческом населении земли. Даже среди образованных людей пользовались доверием всякие небылицы, возникшие в древности и в средние века.
Лишь с конца XVIII века началось научное исследование быта народов и племен, которые в течение тысячелетий были отрезаны от культурного мира и за которыми укрепились названия дикарей и варваров.
И теперь в некоторых отдаленных углах земного шара сохранились племена, которые еще не знают разделения общества на классы, не знают частной собственности, металлических орудий, письменности и т. д.
В 1924 году на внутренней территории острова Новая Гвинея, куда ни разу до тех пор не проникали европейцы, обнаружили целый ряд деревень на сваях, населенных темнокожими папуасами. Эти туземцы не знали ни железа, ни письменности, ни торговли, ни разделения на классы. Несколько позже — в 1934–1935 годах — стало известно, что на той же Новой Гвинее живут еще около двухсот тридцати тысяч папуасов, которые до сих пор пользуются исключительно каменными орудиями.
В настоящее время с этими нелепыми теориями покончено.
С тех пор как великий основоположник марксизма Фридрих Энгельс в своей классической работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (1884) материалистически подошел к колоссальной груде этнографических данных, накопленных наукой, дикари и варвары обрели свое правильное место в истории человечества.
Великий русский ученый Н. Г. Чернышевский писал:
«Каждое племя, стоящее на одной из ступеней между самым грубым дикарством и цивилизациею, служит представителем одного из тех фазисов исторической жизни, которые были проходимы европейскими народами в древнейшие времена. Поэтому этнография дает нам все те исторические сведения, в которых мы нуждаемся. Как восходя от подошвы горы к ее вершине, мы в один день видим физическую жизнь, принадлежащую всем временам года, — у подошвы желтеющие нивы осени и лета, выше яркую зелень весны, еще выше первое таяние снегов, и наконец царство зимы, — так, перенесясь в пустыни Америки, в степи Азии и Африки, мы переносимся в жизнь тысячелетия, предшествовавшего периоду греческой цивилизации; обозревая острова Великого Океана, проникаем еще далее в глубь веков… Каковы нравы и учреждения одного пастушеского племени, таковы есть и были нравы и учреждения всех племен, когда они стоят на той же ступени развития; каковы ныне обычаи австралийцев, таковы же были обычаи всех племен, когда они были в том же периоде младенчества»[5].
В этих словах великий революционный демократ образно передал значение изучения «отсталых» народов для истории первобытной общины.
В отличие от буржуазной этнографии, изучающей дикарские общества, советская этнография изучает все народы земного шара. В настоящее время на земном шаре дикарских и варварских народов нет, сохранились лишь отдельные «запоздалые» общества. В силу неравномерности исторического развития одни человеческие общества ушли вперед, другие задержались на ступенях развития, уже пройденных первыми. Это произошло вовсе не потому, что одни общества состояли из людей «высшей» расы, а другие — «низшей» расы. Наука установила, что нет ни высших, ни низших рас: человечество состоит из народов больших и малых, с разной культурой, с различным общественным строем, но все они без исключения — полноценные и полноправные члены единого человеческого рода.
Оказалось, что дикари и варвары — это не «игра природы», не какая-то «низшая раса», не способная к развитию. Они свидетельствуют об определенных этапах, через которые в своем развитии проходило все человечество. Все народы земли, одни раньше, другие позже, одни быстрее, другие медленнее, прошли через эти этапы.
Выводы Энгельса, подкрепляемые каждым новым фактом антропологии, археологии и этнографии, показали, что предки всех современных культурных народов были когда-то дикарями и варварами.
Богатейшие материалы, собранные разными путешественниками, особенно славными нашими путешественниками Миклухо-Маклаем о папуасах, Крашенинниковым о камчадалах (ительменах) и т. д., наполнились новым смыслом. Оказалось, что предисторические предки европейцев, столь гордящихся своей культурой, жили когда-то в таких же свайных постройках, в каких обитают ныне папуасы; что в тех местах, где высятся наши небоскребы, где раскинулись залитые электрическим светом муравейники — города, бродили когда-то покрытые звериными шкурами первобытные охотники, орудия которых были не лучше тех, какие существуют в настоящее время у дикарей Австралии.
Этнография, раскрывающая быт современных дикарей и варваров, помогает нам узнать, как жили наши предки, когда и они были дикарями и варварами. Многое из того, что дает нам археология, становится ясным из сопоставления с материалами этнографии.
Блестящим примером, показывающим, какое огромное значение имеют наблюдения этнографов для расшифровки материалов археологии, которые сами по себе иногда непонятны, является знаменитая пещерная живопись.
В 1879 году один археолог обнаружил в пещере Альтамира (в Испании) замечательные многокрасочные изображения животных на потолке и стенах. С тех пор в Западной Европе и в других местах было обнаружено очень много таких памятников пещерного искусства. Здесь и гравюры, и рисунки, и статуэтки, изображающие животных и женщин, и странные отпечатки руки на скалах и т. д. Было с полной достоверностью установлено, что это искусство принадлежит нашим доисторическим предкам, но цель и назначение этого искусства оставались для науки загадкой. Лишь когда в конце XIX и в начале XX века путешественникам удалось обнаружить подобные же пещерные и наскальные рисунки у тасманийцев, австралийцев и других современных отсталых племен, загадка пещерного искусства была раскрыта.
Оказалось, что часть этих рисунков имела колдовское, магическое значение. Это открыло нам, что и у первобытных людей должны были существовать верования и обычаи, напоминающие верования и обычаи живущих в наше время австралийцев и папуасов. «Немые» памятники археологии обрели, таким образом, язык и позволили науке проникнуть даже в духовный мир ископаемого человека, жившего десятки тысячелетий назад.
Не менее ярким примером плодотворного содружества археологии и этнографии в изучении первобытности является исследование орудий древнего человечества.
Коллекции каменных орудий, собранные археологами, в настоящее время позволяют с полной несомненностью установить, как на протяжении тысячелетий медленно совершенствовались и изменялись эти орудия. Сто лет тому назад по материалу, из которого делались орудия, разделили всю историю человеческой культуры на три века: каменный, бронзовый и железный. Каждый из этих «веков» продолжался, конечно, не столетие, а много больше. Каменный век, например, тянулся сотни тысячелетий, тогда как бронзовый век начался около семи тысяч лет тому назад, а железный век — не раньше трех с половиной тысяч лет тому назад.
Каменные орудия, как оказалось, очень разнообразны по своему виду, по своей отделке, по своему назначению, да и по своей древности. Археологи установили, что в каждом культурном слое земли всегда откапываются каменные орудия только определенного типа. Культурным слоем в науке называют пласт почвы, где в силу каких-нибудь обстоятельств сохранились ископаемые памятники человеческой культуры: орудия, остатки жилищ, украшения, утварь и т. п.
Обычно в пластах, которые находятся ближе к земной поверхности, обнаруживаются тонко отделанные, хорошо отшлифованные или отполированные каменные орудия, отличающиеся большим разнообразием. В пластах более древних, залегающих глубже, раскопки открывают все более и более грубо отделанные, все более и более однообразные каменные орудия, вплоть до таких камней, которые носят на себе еле заметные следы искусственной обработки и которые порой трудно отличить от простых камней.
Таким образом, археологи, сопоставляя самые разнообразные каменные орудия, установили целый ряд типов, или, как они говорят, «культур», следующих друг за другом во времени и различающихся прежде всего по способу обделывания камня. Каждой из этих культур дано свое название по тому месту, близ которого впервые откопаны орудия, принадлежащие к данному типу. Если нам, например, сообщают, что близ Гагарина найдены орудия ориньякской культуры, то это означает, что здесь найдены орудия того типа, который впервые был обнаружен близ городка Ориньяк, во Франции.
В науке принято разделять каменный век на два больших периода: древнекаменный век, или палеолит (от греческого «палайос» — древний и «литос» — камень), и новокаменный век, или неолит. Но и этих подразделений оказалось мало, и в настоящее время наука делит каменный век на шесть основных эпох, из которых к каждой относятся определенные культуры. Эпохи эти следующие.
Эолит, или «заря камня». Это — время простейших деревянных орудий, которые, конечно, не сохранились, сгнив в земле, и таких каменных орудий, которые создавались, вероятно, путем простого дробления и расщепления камня. Эти орудия порой невозможно отличить от обычных камней, находимых в природе. Совершенно очевидно, что первые орудия человека должны были отличаться крайней грубостью и простотой.
Может возникнуть следующий вопрос: раз еще у древнейших ископаемых людей должны были существовать простейшие деревянные орудия в виде палок и дубин, которыми иногда пользуются и современные человекообразные обезьяны, то почему мы не говорим о каком-то отдельном деревянном веке, а сразу начинаем с каменного?
Ни о каком деревянном веке, предшествовавшем каменному, говорить, однако, не приходится по той причине, что когда мы говорим об орудиях человека, то мы имеем в виду искусственно изготовленные человеком орудия, а не те, которые человек мог взять в готовом виде из природы. Отломанная от дерева или подобранная на земле палка, которой ископаемый человек мог воспользоваться для выкапывания корней или для защиты, — это еще не искусственное орудие. Для того чтобы, например, заострить палку или приспособить ее для более удобного держания в руке, человеку уже необходимо было использовать каменные орудия, ибо собственными зубами и ногтями он обделывать дерево был не в состоянии. Вот почему наука начинает историю человеческой культуры не с деревянного, а с каменного века, хотя и в эпоху эолита должны были уже существовать также и простейшие орудия из дерева.
За эолитом идет эпоха нижнего палеолита, к которой относятся слои с орудиями, изготовленными из камня сначала односторонним, а потом и двусторонним обтесыванием, главным образом кремня. Это «тесание», конечно, надо понимать не в нашем теперешнем смысле. «Тесание» заключалось здесь просто в оббивке одного камня другим для получения грубого клинообразного орудия.
Возможные способы употребления ручного ударного орудия эпохи нижнего палеолита.
Если эолитические орудия еще не имели определенной формы и определенного назначения, то тесаные орудия нижнего палеолита постепенно приобретают уже определенную форму. Это так называемые ручные ударные орудия, которыми, зажав в руке, ископаемый человек пользовался и для рытья, и для удара, и для резания, и для рубки и т. д. Это все еще орудия универсального назначения, то есть орудия, служившие для самых различных целей. К эпохе нижнего палеолита относятся орудия дошёльской, шёльской и ашёльской культуры, то есть тех типов, которые впервые обнаружены близ селений Шёль и Ашёль во Франции.
Замечательно, что орудия, найденные в культурных слоях нижнего палеолита, имеют удивительное однообразие, где бы эти слои ни раскапывались — в Европе или в Африке. Это свидетельствует о том, что обработка камня у древних ископаемых людей развивалась совершенно одинаково.
Дальше идет эпоха среднего палеолита, для которой типична мустьерская культура (по знаменитой пещере близ Мустье, во Франции). Здесь вместо грубых ручных ударных орудий появляются уже более тонкие и тщательно отделанные кремневые орудия, изготовленные путем обработки каменных отщепов при помощи особых отбойников, или, как это называют иначе, путем скалывания. Эти орудия отличаются более тщательной отделкой и имеют уже специальное назначение. Одни из них являются остроконечниками, другие скреблами. Ясно, что остроконечниками можно было только колоть, а скреблами только скрести и резать, но никак не колоть.
Еще заметнее становятся разнообразие, специализация и более тщательная отделка орудий в следующую эпоху, в эпоху верхнего палеолита. В эту эпоху человек уже научился путем надавливания особыми отжимниками на каменные пластины, или, как говорят в науке, путем отжимания, изготовлять самые разнообразные орудия из камня, кости и рога. В эту эпоху появляются и ножи, и сверла, и резцы, и наконечники, и иглы (см. рис.) и многие другие орудия.
Древнейшие иглы.
Пятой эпохой является эпоха протонеолита («начала нового камня»). В эту эпоху орудия становятся еще более разнообразными, появляются первые грубые топоры, начинают применяться искусно изготовленные, имеющие геометрическую форму мелкие камни (микролиты), при помощи которых люди умудрялись изготовлять каменные пилы, сооружать разрывные гарпуны, производить татуировку и т. д.
Наконец, наступает шестая эпоха — эпоха расцвета камне-обделывания, или неолит. Ее отличительным признаком являются тщательно выделанные, целиком полированные или шлифованные орудия (топоры, ножи и т. д.).
Нам, современникам совершенных машин, при помощи которых в короткие сроки удается воздвигать такие грандиозные сооружения, как многоэтажные дома и подземные станции метро и т. д., кажется просто невероятным, что когда-то люди могли работать при помощи каменных орудий. И тем не менее это так. Конечно, работать ими можно было лишь крайне медленно, и при их помощи можно было изготовлять лишь очень грубые изделия.
«Я спросил их, — рассказывает один путешественник про южноамериканских индейцев, расчищающих лес для посевов при помощи шлифованных каменных топоров, — сколько времени им нужно, чтобы срубить одно дерево. Они ответили, что употребляют две луны, то есть два месяца на то, что мы в один час делаем обыкновенным топором». А Миклухо-Маклай говорит, что у папуасов иногда внук заканчивает орудие или сооружение, начатое еще дедом.
Глядя на орудия каменного века, мы особенно глубоко можем понять всю справедливость слов Ленина: «Никакого золотого века позади нас не было, и первобытный человек был совершенно подавлен трудностью существования, трудностью борьбы с природой»[6].
Раскопки археологов показали, что отдельным эпохам древнекаменного века соответствовали не только определенные типы орудий, но и определенный тип ископаемого человека и его культуры. Рядом с костями неандертальцев, например, неизменно обнаруживаются каменные орудия мустьерской культуры, иногда ашёльской, а в культурных слоях более поздних ориньякского, солютрейского и мадленского типов неизменно обнаруживались кости ископаемого нового человека. Не было таких случаев, чтобы в слоях, сохранивших свое неизменное положение, то есть не исковерканных землетрясением, обвалом или размывом, — кости ископаемого нового человека были найдены с орудиями шёльской культуры или чтобы у неандертальцев была обнаружена пещерная живопись. Установление правильности в сочетании определенных признаков в развитии человека и его культуры является одним из величайших достижений науки о предисторическом прошлом человечества.
Таков тот костный и каменный архив, с которым приходится иметь дело исследователям, пытающимся проникнуть в глубь тысячелетий, о которых люди не сохранили никаких, даже самых смутных, воспоминаний. Много остроумия, догадливости, осторожности и кропотливости потребовалось от ученых, ставящих перед собой задачу прочтения таких маловразумительных, таких неразборчивых, на первый взгляд, документов, как кости и камни. Немало ошибок было в этой грандиозной работе. Немало еще спорных и неразрешенных вопросов стоит перед исследователями в этой трудной области. Однако, говоря словами нашего поэта Некрасова, «гений и труд человека дивное диво творят». И в вопросе о происхождении человека и человеческого общества наука сделала такие успехи, о которых даже и мечтать не могли люди, жившие сто-полтораста лет тому назад.
Сводя воедино факты, добываемые археологией, этнографией, антропологией и рядом других наук, историки научились проникать в глубь таких времен, в которые ни о какой письменности не могло быть и помину. Изучая великий каменный и костный архив, оставшийся от первобытного человечества, историки оказались в состоянии в общих чертах восстановить картину быта и культуры тех наших ископаемых предков, которые во всех отношениях были еще более отсталыми, чем самые отсталые из сохранившихся дикарей, но которым, однако, принадлежат самые трудные шаги на пути, ведущем от обезьяны к современному человеку.