Ежедневно слышим споры о воскресении мертвых. Каким образом, говорят, воскреснут мертвые? В каком теле востанут они? потому что нынешнее тело согнивает и истлевает; самыя кости, с течением времени, гниют, сокрушаются и истлевают. Посмотри, говорят, в ту гробницу, в которой похоронены сотни умерших; едва ли найдешь в ней одну горсть праха. — Но другие, разсуждая о том же предмете, возражают так: знаем, говорят они, что мертвые воскреснут; но они облекутся в тело небесное и в формы духовныя. Еслиб сие было иначе, продолжают они, то сии самыя сотни умерших, которые погребены в одной гробнице, и от которых в продолжении времени ничего не остается, в какое облекутся тело во время воскресения, когда прежнее их тело обращается в ничтожество? — Значит, они облекутся в тела небесныя.
Действительно несмыслен и безумен каждый, кто только разсуждает таким образом. По его умствованию, мертвые, когда были вносимы в гробницу, были нечто; но по прошествии долгаго времени они обратились в ничто; когда же придет время воскресения мертвых, тогда каким образом то, что было ничто, опять соделается, по прежнему, чем-то, и возобновится прежняя природа? — Безумный, выслушай, чтó говорит Апостол, обращая речь свою к подобному тебе безумцу, и обличая его таким образом: безумне, ты еже сееши, не оживет, аще не умрет: и еже сееши, не тело будущее сееши, но голо зерно, аще случится, пшеницы или иного от прочих: Бог же дает ему тело, якоже восхощет, и коемуждо семени свое тело (1 Кор. 15, 36–38). — Итак веруй, безумный, что каждый из мертвых востанет в своем собственном теле. Случалось ли тебе сеять ячмень, и на том же месте пожинать пшеницу? И собирал ли ты смоквы с посаженнаго тобою винограда? — Конечно, нет; но все возраждается по своему роду. Посему и тело воскреснет тоже самое, которое умирает. Поелику же тело сие прежде разрушается и истлевает; то о воскресении его ты должен заключать по сходству с семенем, которое, упавши в землю, прежде начинает гнить и разрушаться, а потом из сей же самой гнилости прозябает трава, цветет и приносит плоды. Ибо, как то место, на котором семена не были посеяны, не приносит плода, хотя бы оно и получало себе дождь благовременный: так и из той гробницы, в которой не погребали ни одного мертвеца, во время воскресения мертвых не выйдет ни один человек, хотя бы над нею сосредоточился весь звук трубный. Но если, как они говорят, души праведных восходят на небо, и облекаются в тела небесныя (а существа небесныя живут на небе, равно как и Воскрешающий мертвых обитает на небе же); то каким образом Он, пришед на землю, возбудит из ней мертвых? И для чего Писание говорит нам, яко грядет час, в оньже еси сущии во гробех услышат глас Сына Божия, и изыдут из гробов своих (Иоан. 5, 28)? Ужели ж тело небесное сойдет с неба, взойдет во гроб, и опять изыдет из онаго, как говорят безумные?
Но для чего ж Апостол сказал, что есть тела небесныя, и тела земныя (1 Кор. 15, 40)? — Кто противополагает нам сии слова Писания, тот должен выслушать и другое, что там же говорит Апостол: есть тело духовное (1 Кор. 15, 44); далее: подобает тленному сему облещися в нетление, и мертвенному сему облещися в безсмертие (1 Кор. 15, 53). В другом месте: всем явитися нам подобает пред судищем Христовым, да приимет кийждо, яже с телом содела, или блага, или зла (2 Кор. 5, 10). Еще: что творят, говорит Апостол, крестящиеся мертвых ради? Аще отнюдь мертвии не востают, что и крещаются мертвых ради (1 Кор. 15, 29)? И выше сего: аще воскресения мертвых несть, то ни Христос воста. Аще же Христос не воста; тще убо проповедание наше, тща же и вера наша. Обретаемся же и лжесвидетеле Божии, яко послушествовахом на Бога, яко воскреси Христа: Его же не воскреси, аще мертвии не востают. Но если мертвые не воскресают, то нет и последняго суда. Да ямы, и пием, утре бо умрем. Не льститеся, говорит Апостол, тлят обычаи благи беседы злы (1 Кор. 15, 32–33). — Слова Апостола: есть тела небесныя, и тела земныя, ты должен понимать следующим образом: когда востает тело праведника и изменяется, тогда оно называется небесным, а то, которое не изменяется, называется по природе своей земным. Но выслушай, еще подобныя выражения Апостола. Он негде говорит: человек духовный востязует вся, а сам той ни от единаго востязуется (1 Кор. 2, 15). Еще: сущии по плоти, плотская мудрствуют: а иже по духу, духовная (Рим. 8, 5). И еще: егда бехом во плоти, страсти греховныя, яже законом, действоваху во удех наших, во еже плод творити смерти (Рим. 7, 5). Все сие Апостол говорил о человеке, облеченном плотию и находящемся под влиянием духа. Таким образом и во время воскресения мертвых тела праведных изменятся, — форма земная сокроется в небесную, и назовется телом небесным. Но тело не изменившееся называется земным. — Впрочем я подробнее изложу тебе учение о воскресении мертвых, сколько могу.
Сначала, когда Бог образовал Адама, сотворил его и воздвиг из праха. Итак, если Бог сотворил Адама из ничего; то гораздо удобнее Он может воскресить его в таком виде, в каком он был уже, потому что семя уже было брошено в землю. Если Бог сделает для нас что либо такое, что нам кажется несбыточным; то сие не должно казаться нам делом великим для Него Самаго. Ест даже и из людей мудрые, которые производят, дела удивительныя; — и люди, неразумеющие таких дел, дивятся и изумляются, как это сделано; — даже произведение друзей их кажется их глазам делом несбыточным. Сколь же после того должны быть чудны для них дела Божий? Для Бога нисколько не трудно воскресить умерших. Если земля произвела то, чего не имела она в себе семени; и если, не быв осемененною, родила она в своей девственности: то что за несбыточное дело произрастить ей то, чего имеет она в себе семена, и родить, будучи осемененною? — Вот уж и время рождения ея приближается, как говорит Исаия (Ис. 36, 17)! — Но, может быть, возразят нам: кто слышал, или кто видел такое чудное событие, чтоб земля в одно рождение произвела целый род человеческий? — Для Адама, отвечаем мы, не было в земле семени, однакож он рожден; он не был зачат, однакож произведен на свет. Теперь поколения его уже посеяны, и ожидают только дождя для своего произращения. И вот земля чревата многими, и близка к разрешению от бремени!
Все отцы наши чаяли воскресения и желали онаго, как говорит святый Апостол: и аще убо оно помнили, из негоже изыдоша, имели бы время возвратитися: ныне же лучшаго желают, сиречь небеснаго (Евр. 11, 15). Они желали скорее отделиться от земли, и отойти на небо. Из того, что я теперь скажу тебе, ты хорошо поймешь, что они чаяли воскресения. Иаков, праотец наш, при смерти своей, завещал своему сыну Иосифу так: аще обретох благодать пред тобою, подложи руку твою под стегно мое, и сотвориши надо мною милость и истину, еже не погребсти мене во Египте: но да почию со отцы моими: и изнесеши мя из Египта, и погребеши мя во гробе их (Быт. 47, 29). Возлюбленный! — почему Иаков не хотел быть погребен в земле Египетской, но — вместе с отцами своими? Потому что он хотел дать разуметь о себе, что он ожидал воскресения мертвых; и для того, чтобы, при громком звуке последней трубы воскреснуть подле отцев своих и, в день воскресения, не обрестися в числе нечестивых, имеющих отыти во ад. Подобным образом и Иосиф завещал своим братьям: в посещении, говорил он, им же посетит вас Бог, совознесите и кости моя отсюду с вами (Быт. 50, 25). И братья исполнили сие завещание Иосифа, сохранив памятование о нем чрез сто двадцать пять лет. Ибо, когда воинство Господне вышло из земли Египетской, тогда Моисей вынес с собою и кости Иосифа. Драгоценными казались для него кости Праведника; он ценил их выше золота и серебра, которое сыны Израиля вынесли из Египта. Сии кости Иосифа носимы были по пустыни сорок лет; и когда под конец сего времени умер Моисей; тогда наследником их соделался Иисус Навин (Нав. 24, 32), для котораго кости отца его Иосифа были драгоценнее всей добычи, приобретенной им в земле завоеванной. — Но почему Моисей передал Иисусу Навину кости Иосифа? — Потому что он сам был из колена Ефремова, и для того, чтоб он похоронил их в участке онаго, дабы кости Иосифа хранимы были так, как сокровище. — Иаков, при смерти своей, благословляя своих сынов, которые сделались радоначальниками колен, предсказал им то, что должно было с ними случиться в позднейшия времена. Рувиму сказал он: Рувим, первенец мой, ты крепость Моя и начало чад моих: жесток терпети, и жесток упорник. Досадил еси яко вода, да не воскипиши: восшел бо еси на ложе отца твоего: тогда осквернил еси постелю, идеже восшел еси (Быт. 49, 3–4). От кончины Иакова до смерти Моисея протекло двести тридцать три года. Но не смотря на такой промежуток времени, Моисей старался чрез установленное священство загладить грех Рувима (Быт. 35, 22), для того, чтоб и ему не быть исключену из числа своих братьев во время их воскресения. Посему тот же Моисей в начале своих благословений говорит: да живет Рувим, и да не умрет (Втор. 33, 6). — При наступлении того времени, когда сам Моисей должен был отыти к отцам своим, он возмутился духом и опечалился; а потому просил и молил Господа своего, чтобы Он позволил ему итти далее и видеть землю обетованную. Почему, возлюбленный, опечалился муж праведный? — Не потому, что не мог итти далее и видеть землю, кипящую медом и млеком; но потому, что не мог войти в сию землю и сподобиться погребения с отцами своими, а должен был положить кости свои в земле врагов, — в земле Моавитян. Ибо Моавитяне подкупили Валаама, сына Веорова, чтобы он злословил и проклинал Израиля. Моисей не желал быть погребенным в сей земле для того, чтобы не пришли Моавитяне, не открыли гроба его, не вынули оттуда костей и не разсеяли бы их по полю. Но Бог оказал Моисею великую милость. Он возвел его на гору Навав (Числ. 27, 12; Втор. 34, 2), и показал ему всю землю обетованную, представив ее, так сказать, пред самый его взор. И когда Моисей объял своим взором всю ту землю, тогда увидел гору Иевусеев и предназначенное ему место успокоения. Скорбь стеснила сердце его, — и он залился слезами, когда увидел гробницу в городе Хевроне, в которой погребены праотцы его: Авраам, Исаак и Иаков, потому что ему не суждено лечь возле них, и что кости его не приложатся к костям их, дабы в день воскресения воскреснуть вместе с ними. Но после того, как он обозрел всю землю, Господь утешил его, как бы так говоря: «Я погребу тебя, сокрою от всех, никому не будет известно место твоей могилы». — И скончался тамо Моисей раб Господень, в земли Моавли словом Господним. И погребоша его в земли Моавли близ дому Фогорова, и не уведа никтоже погребения его даже до сего дне (Втор. 34, 5–6). Господь, сокрывши место погребения Моисея, оказал ему чрез сие две милости: первую ту, что враги не могли найти его, извлечь из гроба кости его и разсеять их; — вторую ту, что и самые Израильтяне не узнали гробницы его и не соделали ея местом поклонения, потому что народ смотрел на него, как на некоего Бога. Отселе можно понять, возлюбленный, почему Израильтяне, когда Моисей оставил их и взошел на гору Синайскую, говорили: Моисей бо сей человек, иже изведе нас из земли Египетския, не вемы, что бысть ему (Исх. 32, 1), и сделали себе изображение тельца и покланялись ему, а о том забыли, что не Моисей, а Бог чрез Моисея извел их рукою крепкою и мышцею высокою. Значит, Бог оказал Моисею милость, скрыв его гроб от народа, чтобы сей не сделал себе изображения его, и не стал бы переносить кости сего Праведника с места на место, с приношением жертв самому Моисею.
Но Моисей негде сам ясно предсказал воскресение мертвых, говоря от лица Божия: Аз убию, и жити сотворю (Втор. 32, 39). Тоже говорит и Анна в речи своей: Господь мертвит, и живит, низводит во ад и возводит (1 Цар. 2, 6). Воскреснут, говорит Исаия, мертвии, и востанут, иже во гробех, и возрадуются, иже на земли (Ис. 26, 19). Они возвестят милосердие Божие, когда услышат трубный глас, гремящий свыше; во время землетрясения отверзутся гробы, и из них изыдут народы со славою, возвестят единодушно милосердие Божие и скажут: «велика милость Божия, которая нам оказана; чаяние наше оправдалось и надежда наша исполнилась; мы посеяны, не в честь, но воскресли со славою, — посеяны в немощи, но востали в силе». — Так-то возвестят они из гробов милосердие Божие! Впрочем, возлюбленный, не в одних только словах говорил о сем Бог, воскрешающий мертвых, но и на самом деле доказал воскрешение, и многообразно давал о нем свидетельство, чтобы препобедить наше неверие и избавить от наказания за оное. Чрез Илию Он чудодейственно доказал, что мертвые оживают, и воскресают спящие в земле; ибо пророк воскресил умершаго сына вдовицы, и отдал его матери (3 Цар. 17, 21). Подобным образом и Елиссей возвратил жизнь сыну жены Соманской (4 Цар. 4, 32–36), для того, чтоб мы имели второе, твердое и несомненное доказательство воскресения. На кости Елиссеевы бросили умершаго, — и сей ожил (4 Цар. 13, 21). Таким образом дано нам и третие доказательство. Чрез пророка Иезекииля еще объяснено очевидным образом воскресение и оживление умерших. Бог, выведши его на некое поле, и, показав ему множество костей, спрашивал: сыне человечь, оживут ли кости сия (Иез. 37, 3)? Иезекииль отвечал Ему: Господи Боже, Ты веси сия (Иез. 37, 4). Тогда Бог сказал ему: сыне человечь, прорцы на кости сия, и речеши им: кости сухия, слышите слово Господне (Иез. 37, 5). И когда пророк заставил их внимать слову Господню, тогда сделался шум и движение; — кости, которыя были разъединены и сокрушены, стали совокупляться. Пророк, увидев это, изумился, потому что кости быстро соединялись одна с другою, — каждая в свой состав. Стоя в изумлении, он увидел еще, что для соединения их явились и жилы, все сухия кости покрылись плотию, все тела оделись кожею, — и кожа украсилась власами; впрочем духа в них еще не было. После того Бог повелительно сказал пророку: прорцы о духе, прорцы, сыне человечь, и рцы духови, сия глаголет Адонаи Господь: от четырех ветров прииди душе, и вдуни на мертвыя сия, и да оживут (Иез. 27, 9). Как скоро он вторично заставил их внимать слову Господню, то пришли и взошли в них души; оне ожили, поднялись и стали на ноги; — явилось чрезвычайно великое воинство.
Но почему не воскресли оные мертвецы от одного перваго слова, и не совершилось воскресение костей вместе с душами? Почему от перваго слова совокупились кости, а после другаго взошли в них души? — Потому что совершенное воскресение должно совершиться только чрез Господа нашего Иисуса Христа, Который одним гласом и одним словом возбудит все поколения Адама. — Известно, что Илия и Елиссей, воскрешая мертвых, никогда не возбуждали их одним словом, но молились, просили Бога и долго ожидали, пока воскреснут мертвые. Известно также, что Господь наш, во время перваго своего пришествия, воскресил трех мертвецов; но каждаго из них воскрешал Он двумя словами: к сыну одной вдовицы произнес Он два слова: юноше, (тебе глаголю) востани (Лук. 14, 14); и сей ожил и встал. И к дочери начальника синагоги произнес Он также два слова: девице (тебе глаголю,) востани (Марк. 5, 41); и возвратилась в нее душа ея, — и она встала. Когда умер Лазарь, Господь Сам пошел ко гробу его, помолился и воззвал громким голосом: Лазаре, гряди вон (Иоан. 11, 43); и сей ожил, и вышел из гроба. — Я сказал тебе, что сии мертвецы воскрешены были двумя словами; это потому, что над ними должны совершиться два воскресения: одно, которое совершено в тогдашнее время, — другое, которое совершится в последствии. Но во время того воскресения, когда воскреснут все люди, и более умирать уже не будут, воскреснут все мертвые в мгновение ока от единаго слова Божия, которое будет произнесено Христом Спасителем; потому что не слабый кто-либо и немощный произнесет оное слово, но Тот, для Котораго довольно сказать одно слово, — и оно будет услышано во всех концах земли; и мертвые им пробудятся и воскреснут. Глагол, посланный Богом, не возвращается к Нему тощ; но, как написано у пророка (где Бог уподобляет слово Свое дождю и снегу), якоже аще снидет дождь или снег с небесе, и не возвратится, дондеже напоит землю, и родит, и прозябнет, и даст семя сеющему, и хлеб в снедь. Тако будет глагол Мой, иже аще изыдет из уст Моих, не возвратится ко Мне тощ, дондеже совершит вся, елика восхотех, и поспешу пути Моя и заповеди Моя (Ис. 55, 10–11). Дождь и снег не возвращаются на небо, потому что они на земле исполняют волю Пославшаго их; но слово, посылаемое Богом чрез Иисуса Христа, Который Сам есть Слово, возвращается к Нему с силою многою. Когда оно исходит от Бога и несется на землю, тогда нисходит на нее на подобие дождя и снега; — от него прозябают семена праведников и дают плод свой. Но когда сие Слово возвращается к Пославшему Его, тогда Оно не бывает пустым и праздным, но, как Оно само говорит Пославшему Его: се Аз и дети, которых Ты Мне дал (Ис. 8, 18). Впрочем, о том слове, от котораго воскреснут мертвые, сам Спаситель свидетельствует: яко грядет час, егда мертвии услышат глас Сына Божия, и услышавше, оживут (Иоан, 5, 25). Почему и написано: в начале бе Слово (Иоан. 1, 1); ибо Он Сам и есть то Слово, поелику Писание говорит: Слово плоть бысть, и вселися в ны (Иоан. 1, 14). И сие-то Слово есть тот глагол Божий, который приидет свыше, и воскресит мертвых. — Кроме того, Господь объяснил будущее воскресение мертвых саддукеям, когда сии, предложив Ему притчу о жене имевшей семь мужей, спросили: в воскресение убо котораго от седмих будет жена? вси бо имеша ю (Матф. 22, 28). Иисус отвечал им: прельщаетеся, не ведуще писания, ни силы Божия. В воскресение бо ни женятся, ни посягают, но яко Ангели Божии на небеси суть. О воскресении же мертвых несте ли чли реченнаго вам Богом, глаголющим: Аз есмь Бог Авраамов, и Бог Исааков, и Бог Иаковль? несть Бог, Бог мертвых, но Бог живых (Матф. 22, 29–52).
Впрочем есть люди, которые за живо умирают для Бога. — Бог заповедал Адаму не есть плодов от древа познания добра и зла, и угрожал ему: в онь же аще день снесте от него, смертию умерете (Быт. 2, 17). Хотя Адам после преступления заповеди жил еще девятьсот тридцать лет (Быт. 5, 5), однакож для Бога он был мертв по грехам своим. — Да будет тебе известно, что грешник называется мертвым, хотя он и живет еще. Сие ты можешь видеть из того, чтó написано у пророка Иезекииля: не хощу смерти грешника умирающаго, глаголет Адонаи Господь (Иез. 18, 32). — Когда некто просил позволения у Господа нашего отлучиться в дом свой для погребения отца своего; тогда Господь сказал ему: остави мертвыя погребсти своя мертвецы: ты же шед возвещай Царствие Божие (Лук. 9, 60). Как надобно, возлюбленный, по твоему мнению, разуметь сие? Видал ли ты когда-либо, чтобы мертвые погребали мертвых? Каким образом могут вставать мертвые для погребения мертвецов? — Но уразумей смысл сих слов! — Грешник, хотя и жив еще, однакож пред Богом мертв; а праведный, хотя и умер, однакоже пред Богом жив. Смерть сия, возлюбленный, есть сон, как говорит Писание: и мнози от спящих в земной персти востанут (Дан. 12, 2). Господь наш сказал о дочери начальника синагоги: не умре девица, но спит (Матф. 9, 24); и о Лазаре: Лазарь друг наш успе, но иду да возбужду его (Иоан. 11, 11).
Мы должны страшиться еще второй смерти, которую сопровождают слезы и скрежет зубов, вопли, бедствия и ужасныя мучения; — я разумею ту смерть, которая гнездится во тьме кромешней. Хотя верующие и праведные будут блаженны в день воскресения мертвых, потому что они тогда имеют надежду по воскресении получить возмездие за добрыя свои дела; но горе нечестивым, которые не веруют в воскресение! Для них лучше было бы, еслиб они совсем не воскресали, так как они и не веруют в истину воскресения. Ибо раб, ожадающий себе определенных господином мучений и уз, ложась спать, не хотел бы никогда пробуждаться; поелику знает, что, как только возсияет утро, его свяжут и начнут бить и мучить. Но раб добрый, которому господин обещал награды, бдит и с нетерпением ожидает дня, потому что, как скоро настанет утро, он получит награды от своего господина; еслиж и засыпает, то и во сне видит, как господин его дает ему обещанныя награды; — он радуется в сонном видении, и в радости пробуждается. Так спят и праведники, и сон их сладок и днем и ночью; они не чувствуют долготы ночи, потому что она им кажется одним часом; утром Они пробудятся и возрадуются. Но сон нечестивых тягостен и мучителен; они подобны человеку, который, страдая горячкою, мечется на постеле туда и сюда, и во всю ночь не знает покоя. Подобным образом нечестивый, поражаясь ужасом, страшится онаго утра, потому что должен будет предстать пред Господа своего виновным. Вера наша учит, что, когда умирают люди, души праведных отходят к Богу, а души грешных — в геенну. Припомни здесь, что я сказал в прежней речи своей об отшельниках, говоря, что дух, который обитает в праведниках, отходит ко Господу, — в небесное свое начало, до времени воскресения. Потом возвращается опять для соединения с телом, в котором он обитал; и всегда умоляет Бога о воскрешении тела, с которым он соединен был, чтобы и оно участвовало в наградах, так как участвовало в добродетелях.
Но вот еще камень претыкания, подставляемый нам еретиками! — Они выводят неправильное следствие из слов нашего Жизнодавца: никтоже взыде на небо, токмо сшедый с небесе, Сын человеческий, сый на небеси (Иоан. 3, 13). Вот, говорят они, Сам Господь засвидетельствовал, что тело земное не восходит на небо! Но они, несмысленные, не понимают ни силы ни смысла оных слов. Ибо чрез них Господь наш хотел только вразумить Никодима, не понимавшаго ни силы, ни смысла Его беседы. Он как бы так сказал ему: «никто не восходит на небо с тем, чтоб опять снизойти оттоле, для извещения вас о том, чтó там делается. Аще земная рекох вам, и не веруете: како, аще реку вам небесная, уверуете (Иоан. 3, 12)? Ибо со Мною не пришел оттуда ни один свидетель, который, для уверения вас, мог бы свидетельствовать о небесном. Илия взошел туда, но не сошел оттуда, чтобы вместе со Мною дать свидетельство, которое при двоих почиталось бы несомненным». — Ты же, возлюбленный, не должен иметь ни малейшаго сомнения о воскресении мертвых, потому что о нем произнесли свидетельство уста Того, в Ком заключается жизнь. По слову Писания, Господь мертвит и живит (1 Цар. 2, 6). От уст Единаго получили начало свое — смерть и жизнь. Как то верно, что Он мертвит, — это видим мы сами; так должно быть нам известно и достойно несомненнаго верования и то, что Он опять оживит Нас. — Итак, что я предложил тебе для верования, приими, и веруй, дабы в день воскресения востать тебе с телом чистым, получить от Господа за веру свою награду и воздаяние, и возрадоваться и возвеселиться о том, во что ты веровал.
Источник: Святаго Иакова, Епископа Низибийскаго, Слово о воскресении мертвых. // Журнал «Христианское чтение, издаваемое при Санктпетербургской Духовной Академии». — СПб.: В Типографии Министерства Внутренних дел, 1837. — Часть III. — С. 27–51.