Оставив Манилу, шлюпы «Сенявин» и «Моллер» направились к Зондскому проливу. После одиннадцатидневного спокойного плавания Южнокитайским морем 29 января перешли в третий раз экватор и вступили в южное полушарие.
Около полудня 1 февраля наступило безветрие, и шлюпы стали на якорь перед самым входом в Зондский пролив. На одном из выступов высокого берега острова белела башня голландского маяка. С левой стороны виднелись два небольших островка. Оба они от самого берега до вершин гор были покрыты роскошной растительностью.
В водах Зондского пролива шлюпы «Моллер» и «Сенявин» пробыли одиннадцать дней. За это время моряки в периоды продолжительных штилевых полос оказались вынужденными по нескольку дней простаивать на якоре то у одного, то у другого острова.
Зондский пролив разделяет острова Суматру и Яву. Посреди него разбросано много мелких островков. Став на якорь около Суматры, сенявинцы закинули невод. Какую массу разнообразной рыбы вытащили из моря! Были тут рыбы длинные, как иглы, толстые, как шары, покрытые шиповатой кожей, серебристые, полосатые, темные. Вместе с рыбой вытащили множество больших раков, которые составили лакомое блюдо к ужину; выловили и около двух десятков огромных губок. Вечером налетела гроза и начался такой ливень, какого моряки не видели за все время плавания. Казалось, море опрокинулось на корабли, и все окружающее исчезло из глаз. Но этот дождевой ураган скоро прошел, и над судами засверкали звезды.
Пребывание шлюпов у Зондских островов оказалось очень приятным. К столу офицеров и команды все время подавали ананасы и бананы. В лесах моряки сами набирали мангустаны и лимоны, зеленоватые, с довольно сильным запахом, отличавшиеся от лимонов, знакомых в России.
Снявшись с якоря, «Моллер» и «Сенявин» пошли проливом между Суматрой и Явой. Все любовались берегами острова, то далекими синеватыми, то близкими с виднеющимися на них горами и долинами, покрытыми роскошной зеленью. Всюду девственные леса зеленым ковром спускались по уступам холмов до тихого лазоревого моря. У берегов плавали лодки с малайцами, блистая на солнце белыми парусами.
К шлюпам часто приставали малайские пироги с ананасами, кокосами и обезьянами. Корабли шли вдоль берега Явы и по ночам становились на якорь. Почти на каждом шагу открывались новые островки, один живописнее другого.
Большинство жителей островов ходило голыми. Тела их казались отлитыми из бронзы. На некоторых были надеты красные платки, белые, зеленые чалмы, тростниковые шляпы. На этих сказочно-прекрасных островах все было ярко, пестро, красиво.
11 февраля оба шлюпа вышли из Зондского пролива в Индийский океан и направились к южной оконечности Африки — мысу Доброй Надежды. Индийский океан встретил шлюпы миролюбиво, и за все плавание по нему не было ни одного шторма. «Моллер» и «Сенявин» шли под всеми парусами, иногда в кильватер один другому, иногда разлучались почти до предельной видимости. Штили и маловетрие в середине этого перехода были довольно неприятны, так как значительно задерживали движение шлюпов.
24 февраля «Моллер» расстался с «Сенявиным» и пошел один на мыс Доброй Надежды; Литке взял курс на остров Св. Елены, к которому и подошел около полудня 18 апреля.
Став на якорь на рейде Джемстауна, Литке поехал с визитом к губернатору острова генералу Делласу. Тот оказал русским морякам самое широкое гостеприимство.
Все офицеры и команда «Сенявина» несколько раз побывали в городе и его окрестностях и посетили могилу Наполеона I[56], находившуюся в Лонгвуде, в 10,5 км от пристани. Дорога до Лонгвуда проходила по живописной местности среди роскошной долины. Кудрявая зелень, приятно ласкала взор после однообразного пятидесятидневного плавания.
Моряки осмотрели скромное деревянное жилище «знаменитого генерала Бонапарте» (как называли его на острове англичане). В одноэтажном доме было девять маленьких комнат е простыми крашеными полами. Ферма Лонгвуд после смерти Наполеона была возвращена английским правительством прежнему хозяину, который совершенно не заботился о ней и даже ставил лошадей в бывшую спальню Наполеона. Место погребения Наполеона было выбрано им самим задолго до кончины. Сюда он приходил ежедневно пить воду из находившегося тут колодца.
Благодаря содействию Г. Джонсона, директора обсерватории, только что основанной здесь Ост-Индской компанией, Литке за время стоянки в Джемстауне произвел ряд опытов над качанием маятника
26 апреля в Джемстаун прибыл шлюп «Моллер», и спустя два дня оба корабля вышли в море на Азорские острова.