Но деятельность Российско-американской компании имела и большое прогрессивное значение в истории Дальнего Востока. Она содействовала проникновению русского народа на далекие северо-восточные окраины Азии и в северо-западную часть Америки. В глухие, чрезвычайно отсталые районы проникали новые формы производства, развивались разделение труда и обмен, создавались новые типы хозяйства, быта, культуры. Русские несли не вышедшим из стадии родовых отношений туземным племенам новую, высшую культуру. Закладывались прочные основы культурного влияния и мощи великой русской народности на современных форпостах Страны Советов на Тихом океане.
Непосредственно с деятельностью Российско-американской компании связано громадное развитие отечественного мореплавания в тихоокеанских водах.
Прежде всего в этом отношении следует отметить значительный рост дальневосточного флота и увеличение тоннажа его судов. Ко времени образования компании в охотской флотилии было 4 гальйота и 1 фрегат, сооруженный еще Барановым на американском побережье. К 1820 г. новый флот Российско-американской компании состоял из 32 судов разного типа и тоннажа. Накануне ликвидации у компании было 14 больших, хорошо оборудованных пароходов и несколько десятков паровых и парусных судов.
Далее следует указать на появление на Тихом океане, в связи с деятельностью компании, высококвалифицированных кадров моряков. Еще до официального учреждения компании на Дальний Восток были командированы из Петербурга штурманские офицеры для организации мореплавания и судостроения. В ближайшие годы новые большие плавания в азиатско-американских водах на новых крупных судах потребовали опытных, знающих свое дело моряков. В России такие моряки были тогда только в военном флоте.
Со времени учреждения Российско-американской компании все наиболее крупные плавания в тихоокеанских водах связаны уже так или иначе с ее деятельностью, а суда, участвовавшие в этих плаваниях, укомплектовывались преимущественно военными моряками. На службу в колонии переходили, естественно, наиболее энергичные, активные флотские офицеры, сильно двинувшие вперед развитие мореплавания на Тихом океане. Они были командирами судов; начальниками многочисленных экспедиций, организаторами судостроения и судоходства.
Развитие тихоокеанского флота и мореплавания сопровождалось оживленными рейсами между азиатскими и американскими портами. Безопасность плавания увеличивалась, происходили исследования навигационной обстановки Тихого океана, многочисленные описания его побережий, различные научные изыскания. Все это обогащало опыт русских моряков и не только отечественную, но и мировую науку новыми знаниями о Восточном океане и его странах.