Когда он тридцать с лишним лет назад начал свою научную и литературную деятельность, литература и искусствоведение были неприступными крепостями идеализма. Там почти безраздельно царствовал идеализм всех мастей и оттенков, от самодовольных либеральных катедер-божков до беспокойных, более талантливых, но и более рьяных в своем идеализме и мистицизме, академически тогда еще не признанных, символистов и модернистов.
На штурм этой крепости пошел молодой, еще никому неведомый я почти одинокий Владимир Максимович.
Между собой идеалисты вели борьбу, подчас довольно жестокую и непримиримую. Но они были едины в своей вражде к В. М. Фриче. Против него был единый фронт. При чем в борьбе против этого врата все средства были хороши: злобная полемика и замалчивание, лишение кафедры и третирование.
В руках идеалистов были академия и ученые общества, университетские кафедры и научные журналы, критика и издательства. В. М. Фриче был подчас один, всегда лишь с весьма ограниченным количеством соратников. Но с какой изумительной последовательностью, неустрашимостью и непримиримостью он вел борьбу! Борьбу за революционный марксизм в литературо-искусствоведении, борьбу против индивидуалистического ренегатства, эстестски-символического отхода от гражданских мотивов, мистически-богоискательских переоценок "освободительного движения и буржуазно-кадетской установки новых "вех".
Проникнутый глубочайшей верой в торжество пролетарской революции и в грядущую пролетарскую культуру, он неизменно разоблачат мещанский мелкобуржуазный и реакционно-буржуазный характер всех, ставивших после 1905 гола столь популярными в России, модернистских писателей и противопоставил им ростки пролетарской литературы к России и на Западе, которые он с таким чутьем умел разгадывать и которые к нему, особенно в России, так тянулись.
Когда он идеалистическим взываниям к "вечной правде" и "абсолютной красоте" противопоставлял свой призыв, четко классовые оценки и творчество Стриндберга и д'Аннунцио характеризовал как трагикомедию индивидуализма, его враги шагали его в схематизме и поверхности.
Но В. М. Фриче чрезвычайно оригинальными глубоко-самостоятельными исследованиями, как "Поэзия кошмара и ужаса", "Литература эпохи об'единения Италии", заставил университетских божков признать s нем исключительного ученого. Он бесконечным количеством острых, ярких этюдов и не менее заостренных публичных лекций преодолевал в умах интеллигенции, студенчества ту отраву, которая лилась со стороны всей буржуазной критики, выступая против авторитетнейших в то время академических ученых-идеалистов, против популярнейших буржуазных критиков и моднейших упадочных литературных явлений.
И то ни был задор молодой драчливости, ни искание крикливой популярности. То была борьба глубоко принципиальная, насквозь революционная, проникнутая единым желанием прорвать вражеский фронт, овладеть крепостью культуры и превратить ее в культуру пролетарскую.
* * *
Владимир Максимович Фриче родился 15 октября 1870 г. в Москве. В 1889 г он поступил на историко-филологический факультет Московского университета и изучат там классическую филологию и западные литературы. В 1594 году В. М. Фриче был оставлен проф. Н. И. Стороженко при кафедре всеобщей литературы.
В 1904 г. он сдал магистерский экзамен, после чего был допущен к преподаванию в Московском университете.
Общие политические события в стране заставили его в 1909 г. уйти из университета; он уехал в Италию и там, в библиотеках и архивах, изучал литературу эпохи объединения Италии, выпустив впоследствии значительный труд, посвященный этому вопросу.
Печататься т. Фриче начал в 1896 г., опубликовав в журнале "Книговедение" статью "Библиофилы и библиоманы эпохи возрождения". В следующем году напечатал в журнале "Русская Мысль" очерк "Из салонной жизни эпохи возрождения", а затем начал систематические публикации в руководящих литературных журналах и сборниках ("Русская Мысль", "Мир Божий", "Образование" и т. д.), a в годы революции -- в журналах "Красная Новь", "Печать и Революция", "Новый Мир", "Воинствующий Материалист", "Под знаменем марксизма.
После революции В. М. возобновил свою преподавательскую деятельность в качестве професора 1 МГУ, где читал историю западных литератур, методологию литературо- и искусствоведения Кроме того, он вел огромную и разнообразную научную и исследовательскую, преподавательскую и организационную работу в качестве председателя Лито 1 МГУ, председателя Российской ассоциации научно-исследовательских институтов общественных наук ("Рацион"), директора института языка и литературы и зам. директора института археологии и искусствознания и т. д. Огромная лабораторная работа В. М. Фриче -- автора свыше 50 этюдов по разнообразнейшим вопросам теории и истории литературы и искусства Запада и России -- послужила базой для ряда его монографий: "Художественная литература и капитализм", "Леонид Андреев", "Эволюция театра и драмы", "Мольер", "Германский империализм в литератур"е, а также для неоднократно переработанных им и разошедшихся в ряде изданий "Очерков развития европейской литературы" и "Западно-европейской литературы XX в.",
В. М. Фриче был литературовед с чрезвычайно богатым кругом разнообразнейших литературных интересов. Он работал в области истории литературы Западной Европы, Америки и России, от средневековья до наших дней, являясь у нас одним из лучших знатоков западной литературы XX в.
Но В. М. Фриче был не только литературовед, но и искусствовед, И здесь его заслуги не менее значительны.
Дав в своей первой работе по искусству опыт социология изобразительных искусств в России XIX в., он в своих "Очерках современной истории искусства" и "Социологии искусства" заложил фундамент современного социологического познания искусства.
В. М. Фриче один из первых встал на посту революционного марксистского литературо-искусствоведения. Он всю свою жизнь провел на фронте борьбы за пролетарскую культуру, за торжество пролетарской идеологии в области, которая всего больше использовалась для укрепления идеалистических и мистических учений.
Заветы Владимира Максимовича Фриче станут заветами марксистской критики, марксистских литературо-искусствоведов, идущих ему на смену.
"Литературная газета", No 21, 1929