НАЦИОНАЛЬНАЯ ВРАЖДА МЕШАЕТ СТРОИТЕЛЬСТВУ СОЦИАЛИЗМА
В октябре 1917 года рабочий класс, и трудящееся крестьянство России под руководством партии большевиков прогнали помещиков и капиталистов, взяли власть в свои руки и начали строить свою жизнь по-новому.
В ноябре 1931 года исполнится 14 лет существования власти советов. За эти немногие годы у нас произошли большие перемены в хозяйственной, политической и культурной жизни.
Ярким и наиболее убедительным доказательством этих перемен является наша пятилетка. Успешное выполнение пятилетнего плана нашего хозяйственного строительства уже за первые два с половиной года совершенно изменило характер народного хозяйства и культурного состояния СССР.
У нас теперь преобладает социалистический сектор, то есть государственная и обобществленная часть промышленности и сельского хозяйства над частным единоличным хозяйством.
При советской власти построены сотни новых громаднейших фабрик и заводов, десятки мощных электростанций, каких никогда не видела прежняя царская Россия.
Советская власть создала огромнейшие, еще невиданные в мире государственные сельскохозяйственные фабрики — совхозы, которые ежегодно дают десятки миллионов центнеров[1] хлеба, мяса, шерсти, хлопка.
Больше половины бедняцко-середняцких хозяйств уже объединено в колхозах. Число колхозов с каждым днем растет. На основе сплошной коллективизации ликвидируется как класс кулачество — этот последний оплот капитализма в нашей стране.
Мы уже ввели всеобщее обязательное начальное обучение, охватывающее около 15 миллионов ребят школьного возраста, обучающихся на 70 разных языках.
Рабоче-крестьянское студенчество заполняет теперь все наши многочисленные рабфаки, университеты и институты.
Рабочие и колхозники — ударники Советского союза — показывают всему миру, какие неисчерпаемые силы может развернуть рабочий класс при советской власти, при диктатуре пролетариата.
Все это резко отличает СССР от царской России, от всех прочих буржуазных государств.
Эти достижения советской власти — результат правильного руководства коммунистической партии. Они достигнуты упорной борьбой пролетариата и трудящегося крестьянства с классовым врагом.
Однако наряду с достигнутыми успехами у нас есть еще много недостатков.
Наряду с новой жизнью у нас еще осталось наследие старого, прогнившего царского строя: неграмотность, национальная вражда, шовинизм и прочее.
Национальная вражда неизбежна в таком классовом обществе, когда власть находится в руках эксплуататорских классов. Для удержания своей власти над трудящимися русские капиталисты разжигали вражду к полякам, украинцам, евреям, татарам и другим нациям. Так поступают капиталисты всех наций. Путем разжигания национальной вражды капиталисты стремятся разъединить трудящихся. Национальная вражда мешает рабочим и трудящимся крестьянам разных наций объединиться для борьбы с общим врагом — помещиком, фабрикантом и банкиром.
У нас в СССР остатки эксплуататорских классов бывших угнетенный наций продолжают натравливать рабочих и крестьян своей национальности против всех русских.
Еврейский торговец, украинский кулак, бывший польский помещик и фабрикант разжигают вражду против русских трудящихся. Они сеют недоверие к русскому пролетариату, чтобы помешать трудящимся всех наций в их дружной работе и борьбе за уничтожение остатков эксплуататорских классов и построение социалистического общества.
В свою очередь раскулачиваемый кулак, поп, торговец, бывший царский чиновник используют национальную вражду и шовинизм для борьбы с советской властью. Они против того, что угнетенные при царизме нации имеют теперь свои школы, газеты, свои республики.
Превознесение своей нации, своего языка и веры над другими нациями, языками и религиями, стремление ущемить права, язык и веру других национальностей в интересах своей нации называется шовинизмом. Проявление великорусского шовинизма подрывает доверие трудящихся разных национальностей к своим русским братьям. Оно мешает им объединиться для совместной борьбы с классовым врагом, для социалистического строительства. Поэтому великорусский шовинизм является главной опасностью.
ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ АНТИСЕМИТИЗМА
Что такое антисемитизм? Это неприязнь или вражда к евреям.
Почему же существует вражда к евреям и кому она выгодна? Чтобы понять причины этой вражды, нужно добраться до самых корней антисемитизма.
Белорусс, еврей и поляк из интернационального колхоза «Новый свет», Гомельский округ.
Если просмотреть развитие капитализма во всем мире, то нетрудно увидеть, что антисемитизм сопутствует развитию капитализма, как и всякая национальная вражда. Антисемитизм возник и развился на почве конкуренции, то есть соперничества между еврейскими и нееврейскими купцами и ремесленниками. В разные времена и в разных странах антисемитизм принимал разные формы, начиная от ограничения в гражданских нравах и кончая кровавыми погромами.
Больше двух тысяч лет назад евреи имели свое государство в Палестине. Как и другие народы Востока, они занимались земледелием, скотоводством, ремеслами и торговлей. Соседние более сильные государства — Ассирийское, Вавилонское и другие — нападали на евреев и разоряли их земли. Евреи сотни лет упорно боролись за свою независимость. Но в конце концов еврейское государство было окончательно разрушено римлянами, и с тех пор евреи были рассеяны по разным странам мира. На чужбине им разрешали заниматься только торговлей и ремеслами. Поэтому евреи с течением времени стали искусными торговцами и ремесленниками. Это привело к тому, что купцы, фабриканты и ремесленники всех стран повели жестокую борьбу против евреев как против опасных конкурентов (соперников).
В этой борьбе против евреев были использованы все средства, в том числе и отличительные особенности еврейского народа: особый язык, вера и обычаи.
Буржуазия свои интересы наживы прикрывала показной защитой христианской веры. Духовенство со своими накопленными в монастырях богатствами от сборов и пожертвований везде искало прибыльного приложения своих капиталов. Поэтому понятно, что во главе борьбы против конкурента-еврея везде стояла церковь. Она имела в руках для одурманивания народа сильное средство — религию. Религия всегда служила орудием борьбы за интересы имущих классов, и неудивительно, что против евреев как врагов «христовых» издавались особые жестокие законы. Были случаи, когда в угоду купцам, богатым ремесленникам и попам евреев совершенно изгоняли из страны. В тех же странах, где торговля и ремесла были очень слабо развиты, совершенно иначе относились к евреям. Например евреи, изгнанные в пятнадцатом столетии из таких хозяйственно развитых стран, как Германия и Испания, нашли для себя приют в хозяйственно отсталой Польше, где им были тогда предоставлены большие льготы и самоуправление. А ведь поляки были такими же христианами, как немцы и испанцы, и также заботились о «церкви христовой»!
Однако такое отношение к евреям продолжалось в Польше только до тех пор, пока там не развились торговля и ремесла. А как только появилось много польских купцов и ремесленников, там сейчас же возник антисемитизм. Стало быть вся суть была в выгодах, в наживе. Эксплуататорские классы забывают о боге и вере и охотно протягивают руку любому «нехристу», когда это для них выгодно.
Старая Россия, выросшая в большое государство через завоевание соседних земель, также применяла против евреев большие ограничения и жестокости. Еще в 1563 году царь Иван Грозный при покорении Полоцкого княжества в угоду русским купцам приказал потопить в Западной Двине всех полоцких евреев, являвшихся их конкурентами. По таким же корыстным причинам императрица Елизавета Петровна издала в 1741 году указ о поголовном изгнании российских евреев за границу. Антисемитизм в царской России являлся важной частью всей политики царизма и проявлялся в разных видах притеснений и погромов.
С течением времени к России были насильственно присоединены соседние страны с большим числом евреев. Тогда уже нельзя было всех евреев потопить или выслать за границу. Против евреев стали уже издавать особо строгие законы. В 1882–1883 годах царь Александр III издал целый ряд ограничительных законов, которыми еврейские трудящиеся массы были как бы зажаты в железные тиски притеснений и бесправия.
О чем говорят приведенные примеры? Во-первых, они говорят о том, что антисемитизм берет свое начало от капитализма. Во-вторых, что антисемитизм возник и развился в тех странах, где евреи занимались главным образом торговлей и ремеслом. В-третьих, что антисемитизм зарождается и растет на почве торговой и промышленной конкуренции — соперничестве.
КОМУ НУЖЕН И ВЫГОДЕН АНТИСЕМИТИЗМ
Во всех капиталистических странах трудящиеся массы во главе с рабочим классом ведут упорную борьбу против своих угнетателей и эксплуататоров. Пролетариат и трудящееся крестьянство стремятся свергнуть господство буржуазии. Гнет и эксплуатация вызывают забастовки рабочих, крестьянские восстания. Помещики и фабриканты борются с революционным движением трудящихся масс. Они всеми мерами подавляют революционное движение и при помощи своих верных слуг — социал-предателей[2] — стараются отвести от себя справедливый гнев трудящихся и направить их борьбу по ложному пути.
Еврейские трудящиеся массы во всех капиталистических странах в силу своего особенного положения были «громоотводом», через который эксплуататорские классы пытались отвести от себя народный гнев, направляя его против евреев.
Капиталистические правительства, церковь, школа и буржуазные газеты стремились воспитать в массах убеждение в том, что евреи являются источником и причиной всех народных бедствий.
Если помещик, фабрикант или купец разорялись; если крестьянство нищало от кулацко-помещичьей кабалы и непосильных налогов; если промышленные товары дорожали, а сельскохозяйственные дешевели; если рабочие массы выбрасывались с фабрик и заводов и терпели нужду и голод; если целые деревни вымирали от голода или повальных болезней — то во всех несчастьях и бедствиях в первую очередь обвиняли евреев. Об этом трубили изо дня в день в церкви, школе, газетах. При этом дело не ограничивалось одними только разговорами, а часто заканчивалось жестокой кровавой расправой над еврейской беднотой.
Перед революцией 1905 года царское правительство особенно сильно пыталось разжечь национальную вражду. Оно организовало погромы против еврейских масс.
В 1903 году на юге России и в Бессарабии начало сильно развиваться революционное движение, в котором еврейские трудящиеся массы принимала большое участие. Помещики и буржуазия решили потопить это движение в потоках еврейской крови. Они организовали в городе Кишиневе небывалый по своим размерам еврейский погром. Резня, в которой наряду с лавочниками, преступниками и наемными хулиганами участвовала полиция и жандармы, продолжалась три дня. За это время было зверски убито и растерзано больше 100 человек, в том числе много женщин и детей. Ранено было 360 человек, разгромлено и ограблено 700 домов и 600 магазинов и лавок.
Начальник кишиневского жандармского управления в своих донесениях в Петербург по поводу этого погрома ярко обнаруживает политический характер погромов — как месть за деятельность революционеров-евреев.
«Означенный еврейский погром, — пишет жандармский полковник Чарнолусский, — явившись совершенно неожиданным для местных революционных кружков, состоявших на девять десятых из евреев, нанес очень чувствительный и едва ли скоро поправимый удар революционным деятелям этих кружков. Увидев неожиданно свое же оружие направленным деморализованной ими же толпой не против правительства и существующего порядка, чего они добивались, а обращенным против евреев, — означенные революционные кружки были очень поражены и пали духом…».
Из этого документа видно, что в руках царского правительства, помещиков и буржуазии антисемитизм был сильным орудием борьбы для удержание своего имущества и своей власти против революционного движения трудящихся.
Еврейские рабочие, ремесленники и трудовая интеллигенция как наиболее угнетенные скорее воспринимали революционные идеи. В революционной борьбе, которую пролетариат России вел за свержение царизма, еврейские рабочие Варшавы, Лодзи, Вильно, Одессы и других промышленных районов «черты оседлости» активно участвовали наравне с другими рабочими России. Из рядов еврейского пролетариата и трудовой интеллигенции вышло много выдающихся бойцов за рабочее дело. Еврейские погромы являлись кровавой расправой царизма и буржуазии над еврейскими трудящимися и должны были устрашить и оттолкнуть их от революционного движения. Политика травли и преследования евреев была одной из главных ставок царского правительства в его борьбе против революционного движения рабочих и крестьянских масс. Царизм путем раздувания национальной вражды, а в особенности путем раздувания ненависти к евреям хотел отвлечь трудящихся от борьбы против угнетателей.
НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ЦАРИЗМА
При власти капиталистов не может быть национального равенства и мирного сожительства разных народов внутри государства. Почему не может быть? Потому что эксплуататорским классам нужна национальная вражда, мешающая сплочению трудящихся. При помощи национальной вражды можно легче разъединить трудящихся разных национальностей, затемнить у них сознание своих классовых интересов и ослабить или подавить революционное движение. При помощи национальной вражды можно легче переманить к себе покупателя, заказчика, вкладчика. А в то же время сами капиталисты разных наций объединяются, чтобы сообща эксплуатировать трудящихся.
«Посмотрите на капиталистов, — писал Ленин, — они стараются разжечь национальную вражду в простом народе. А сами отлично обделывают свои делишки; в одном и том же акционерном обществе — и русские, и украинцы, и поляки, и немцы. Против рабочих объединены капиталисты всех наций и религий, а рабочих стараются разъединить и ослабить национальной враждой».
Как пример можно взять Румынию. В Румынии капиталисты и их правительство часто организовывают еврейские погромы в ряде городов. Румынская буржуазия натравливает румынских рабочих и крестьян на евреев. Еврейская же буржуазия восстанавливает еврейских трудящихся против румынских. В то же самое время еврейская буржуазия полностью поддерживает румынских капиталистов, прямых организаторов погромов, на выборах в парламент. Еврейская и румынская буржуазия совместно владеют банками, заводами, землей и эксплуатируют румынских и еврейских трудящихся.
Буржуазия господствующей нации создает для других национальностей разные ограничения в политическом, хозяйственном и культурном отношениях. Этим она облегчает себе конкуренцию на рынке и укрепляет свое положение. В капиталистических странах травят и преследуют национальные меньшинства. Например в Чехо-Словакии преследуют и угнетают немцев и словаков. В Польше свирепо угнетают украинцев, белоруссов и евреев. В Америке преследуют негров.
В царской России больше половины населения (57 процентов) составляли народы нерусских национальностей. Они находились в неравном положении по сравнению с русским населением. Они подвергались разного рода угнетениям и преследованиям со стороны царского правительства, русских помещиков, капиталистов и кулаков, захватывавших лучшие земли у ингушей, чеченцев, киргизов, бурят, калмыков и других народов.
Десятый съезд коммунистической партии в 1921 году отметил, что «Политика царизма, политика помещиков и буржуазии по отношению к этим народам состояла в том, чтобы убить среди них зачатки всякой государственности, калечить их культуру, стеснять язык, держать их в неравенстве и наконец по возможности руссифицировать (то-есть насильственно навязать им русский язык и русскую культуру)». Царское правительство разжигало национальную вражду между народами России, чтобы отвлечь рабочих от классовой борьбы. Например в 1905 году полиция и жандармы организовали в Баку армяно-татарскую резню, во время которой погибло много трудящихся с обеих сторон. Царская власть натравливала украинцев на поляков, русских — на украинцев, а все народы в отдельности возбуждала против евреев. Евреев притесняли, мучили, пытали и громили.
Притеснения и ограничения в правах вынуждали евреев приспособляться, повышать свои знания. Русские помещики, кулаки, купцы, фабриканты, крупные ремесленники и часть буржуазной интеллигенции крепко ненавидели евреев как своих конкурентов. Но они прикрывали свои корыстные цели воплями о «жидовском засилии» и «защите православной веры» от богом проклятого племени, о защите мужика от «жидовского обмана» и так далее.
Такой способ борьбы с конкурентом был самый легкий и самый выгодный для буржуазии. Когда русскому фабриканту, купцу или ремесленнику приходилось бороться со своим же русским конкурентом, то он мог его одолеть только в том случае, если он предлагал товар лучшего качества или уступал его по более сходной цене. Если же конкурент был еврей, то русский фабрикант, купец, ремесленник мог заводить с покупателем или заказчиком такую примерно речь:
«Ты русский, и я русский, мы оба люди одной веры, одной крови. Еврей нам обоим одинаково чужой. Он нехристь, он враг всего русского; поэтому мы не должны иметь с ним дела, а ты должен договориться со мной».
Конечно далеко не все поддавались на эту хитрость. Буржуазия не смогла своими злостными выдумками затуманить сознание всех трудящихся. Но эта агитация имела успех среди самых отсталых слоев населения.
ПОЛОЖЕНИЕ ЕВРЕЕВ В ЦАРСКОЙ РОССИИ
В течение столетий по отношению к евреям применялась политика нажима и ограничений, что неизбежно накладывало свою особую печать на жизнь еврейских масс. Самые тяжелые последствия повлекли за собой царские законы 1882 года. Это был узаконенный государством антисемитизм. По этим законам евреям запрещалось жить по всей России, кроме 15 западных и юго-западных губерний и прежней Польши. Этот район назывался «чертой оседлости» евреев. Царские законы не разрешали евреям заниматься сельским хозяйством. Не разрешалось работать на фабриках и заводах, расположенных обычно вдали от городов и местечек «черты оседлости». Евреям также был закрыт доступ на государственную службу. Прием в средние учебные заведения был ограничен десятипроцентной нормой, а в университет — пятипроцентной. Это означает, что на каждые сто учеников средней школы можно было принять не больше десяти евреев, а на каждые сто студентов — не более пяти евреев. А так как еврейские трудящиеся в «черте оседлости» составляли 60 % населения, то они фактически не могли учиться. Получить среднее и высшее образование могли только дети еврейской буржуазии. Наконец на еврейское население — кроме общих — налагались специальные налоги и сборы.
Эти ограничения всей своей тяжестью падали на еврейские трудящиеся массы, почти не касаясь крупной еврейской буржуазии.
Купцы, фабриканты и лица с высшим образованием могли свободно жить за «чертой оседлости» где угодно. Кроме того еврейская буржуазия при помощи взяток добывала себе всякие другие права (принятие в гимназию или университет сверх нормы, право проживать за «чертой оседлости», получение подрядов на постройки и т. п.).
Погромы также не касались еврейской буржуазии. Полиция во время погромов выставляла около домов еврейских богачей специальную охрану. Крупная еврейская буржуазия откупалась деньгами и пользовалась покровительством и защитой царского правительства. Поэтому еврейская буржуазия усердно помогала царским палачам душить еврейских революционных рабочих. На средства еврейских фабрикантов раввины (еврейские священники) организовали слежку за еврейскими революционерами и предавали их властям. Они составляли для полиции и жандармов «черные списки» революционных рабочих, которых подвергали преследованиям.
Еврейская буржуазия беспощадно выматывала жилы не только из русских, украинских, польских или белорусских рабочих и крестьян, — она также угнетала еврейских рабочих и трудящихся.
И сейчас еврейская буржуазия в Польше, Румынии, Австрии, Америке и других странах жестоко эксплуатирует как еврейских, так и других трудящихся. Цель буржуазии всех национальностей одна — эксплуатация трудящихся.
Мы уже знаем, что царское правительство притесняло все нерусские народы как «иноверцев» и «инородцев». Православная вера, русский язык и культура находились под особым покровительством царского правительства и его верных прислужников. Однако больше всех притеснялись евреи. Против них было издано 650 специальных ограничительных законов. Это была крепкая петля, в которой десятки лет задыхалось пятимиллионное еврейское трудящееся население.
Насильственный отрыв еврейской бедноты от сельского хозяйства и крупной промышленности совершенно искалечил классовое строение еврейского народа. Получилось так, что евреев, занятых производительным трудом, было мало, а занятых непроизводительным трудом было много.
Большинство евреев занималось мелкой торговлей, посредничеством, ремеслами и т. д.
По данным переписи 1897 года видно, что крупная еврейская буржуазия составляла один процент еврейского населения.
Среди евреев было слишком много кустарей и ремесленников — 30 человек на каждую сотню. А фабрично-заводских рабочих было не больше 5 человек на каждые 100 евреев. У русских же, украинцев, белоруссов приходилось по 10 фабрично-заводских рабочих на каждые 100 человек населения.
Из каждых 100 евреев торговлей занималось 39 человек, а у неевреев торговлей занималось только два-три человека. На каждые 100 евреев только двое занимались земледелием, а у русских, украинцев и белоруссов на каждые 100 человек земледелием занималось 76 человек.
Такой неправильный классовый состав еврейского народа получился оттого, что евреев не допускали к сельскому хозяйству и крупной фабрично-заводской промышленности.
Большая скученность евреев в городах и местечках «черты оседлости», где они составляли до 60 процентов населения, создавала там самую обостренную борьбу за полуголодное существование.
Чем мог заниматься еврей в «черте оседлости»? Он мог заниматься ремеслом, извозным промыслом, торговлей или скупкой сельскохозяйственных продуктов у крестьян соседних деревень. Была небольшая прослойка рабочих и интеллигенции, в общей сложности около 10 процентов всего еврейского населения. При громадном количестве мелких ремесленников, извозчиков и мелких торговцев на них не хватало ни заказчиков, ни пассажиров, ни покупателей, и подавляющая часть еврейского населения жила в нищете и нужде.
При царском правительстве было несколько раз обследовано состояние еврейской торговли особыми комиссиями. Эти комиссии установили, что в наиболее густо населенных пунктах торговая прибыль составляла только 2 процента, то есть 2 копейки на каждый наторгованный рубль. Это значит, что мелкий лавочник мог заработать 10–15 копеек в день. Заработок ремесленников-евреев до революции был также очень низкий.
В Юго-западном крае портные зарабатывали меньше 2 рублей в неделю, сапожники — 25–30 копеек в день. Заработок белошвеек колебался от 50 копеек до 1 рубля в неделю. Столяры зарабатывали 20–30 копеек в день. Чтобы избежать голодной смерти, евреи при царизме переселялись за границу. За 35 лет существования «черты оседлости» в одну только Америку выехало свыше полутора миллиона человек.
Что показывают эти цифры? Они показывают, что большое число мелких торговцев и ремесленников и небольшое число рабочих и крестьян у евреев — не их вина, а их беда. Еврейская трудящаяся масса против своей воли втянута была в такие занятия и в большинстве своем нищенствовала и жила впроголодь.
Но малосознательный рабочий и крестьянин не задумывались над вопросом, почему нет почти евреев-крестьян и так мало рабочих.
А помещики, капиталисты, жандармы, попы подсказывали и внушали свои объяснения.
ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ и РАЗВИТИЯ АНТИСЕМИТИЗМА В ДЕРЕВНЕ
Антисемитизм существовал во многих местах России. Но особенно развивался он в украинской и белорусской деревне. Это происходило потому, что там находилась «черта оседлости». Главную массу городского и местечкового населения составляли там евреи. С ними крестьяне постоянно сталкивались на базаре, в мастерской, в аптеке. Кроме того из города или местечка нередко заезжал в деревню еврей — скупщик, «меняла», посредник (барышник). С евреями-рабочими крестьяне почти не встречались.
Отсталому крестьянину представлялось дело таким образом, что евреи все богачи, наживающиеся на крестьянском труде, в то время как он, крестьянин, в поте лица своего еле-еле сводил концы с концами.
Земский же начальник, урядник, поп и кулак непрестанно внушали крестьянам, что все их горе исходит от евреев. Чиновники, помещики, купцы и духовенство усердно насаждали антисемитизм среди всего населения. Вот почему антисемитизм находил благоприятную почву и в деревне. В умах отсталых крестьян и рабочих укреплялась примерно такая мысль: «Евреи — народ дошлый: земледелием они не занимаются, на фабриках и заводах их тоже что-то не видать: все они норовят как бы купить-продать, все легкий хлеб ищут себе. Видно неспроста про них так плохо говорят и пишут. Пожалуй прав хозяин, мастер, барин, поп, урядник, утверждающие, что жидов нужно бить и уничтожать». Отсталая масса поддавалась провокации и громила ни в чем неповинную еврейскую бедноту.
ПОЧЕМУ У НАС ДО СИХ ПОР СУЩЕСТВУЕТ АНТИСЕМИТИЗМ
Нам теперь понятно, что антисемитизм есть детище капиталистического строя, при котором общество делится на ожесточенно борющиеся между собой классы. Стало быть, пока существуют классы, будет существовать и антисемитизм, как и другие виды национализма. Обострение классовой борьбы в городе и в деревне неизбежно усиливает антисемитские и другие националистические настроения. Антисемитизм в Советской стране полностью не уничтожен потому что еще не уничтожены в ней классы и классовая борьба.
Кроме того тут действуют еще и другие причины.
Во-первых, предубеждения и неприязнь во взаимоотношениях между разными национальностями, насаждавшиеся в течение сотен лет, глубоко впитываются в сознание миллионных масс. То, что веками упорно вдалбливалось в голову через воспитание в семье, через школу, церковь, казарму, продолжает еще властвовать над умами людей, особенно старших поколений.
Во-вторых, антисемитизм имел подходящую почву в первые годы нэпа, то есть новой экономической политики. Среди нэпманов и спекулянтов были понятно и евреи. Эти нетрудовые элементы больше всего скопились в крупных центрах — Ленинграде, Москве, Ростове, Харькове, Одессе, Киеве и т. п. Еврей-нэпман и спекулянт скорей бросался в глаза, чем русский, украинский, польский, немецкий и другие нэпманы и спекулянты. Еврейская же беднота была далеко от этих центров. Она находилась в старом обнищавшем местечке и частично тогда уже занималась земледелием — на Украине и в Белоруссии. Еврейских рабочих на крупных фабриках и заводах в первые годы нэпа было не так много, особенно в крупных центрах РСФСР.
Вот и выходило так, что еврейские нэпманы и спекулянты часто заслоняли собой миллионную массу еврейских тружеников и бедноты. Это приводило к тому, что вполне понятная ненависть рабочего к нэпману и спекулянту вообще принимала иногда среди отсталых слоев рабочих характер антисемитских настроений. Эти настроения не изжиты полностью и теперь.
В-третьих, антисемитизм поддерживается временными затруднениями бытового характера — жилищной теснотой, продовольственными затруднениями, недостатком промтоваров и т. п. Всякие столкновения и споры между евреями и неевреями на этой почве принимают нередко националистическую окраску.
Приведем некоторые факты проявления антисемитизма. Недавно на Уладовском сахарном заводе бывшие прислужники владельца этого завода графа Потоцкого — кулаки Ермалюк и Бабурин — издевались над рабочими-евреями.
Они подстрекали рабочих избивать евреев и распространяли слухи о скором падении советской власти.
Дело об издевательстве над еврейкой-работницей Баршай на стеклозаводе «Октябрь» в Белоруссии прошумело на весь Союз. Три мастера, ярые антисемиты, изо дня в день издевались над ней как над еврейкой. Рабочие цеха знали об этих безобразиях, но никто не вступился за Баршай.
В Минске на кожевенном заводе трое рабочих обварили гашеной известью, нагретой до 80 градусов, рабочего-еврея, чистившего чан. Хулиганский поступок вызвал возмущение среди рабочих завода. Хулиганы были сняты с работы и преданы суду. Один из них оказался бывшим жандармом. Таких примеров можно привести много из жизни фабрик, заводов и советских учреждений.
Среди отсталых слоев еврейских трудящихся также бывают случаи национальной вражды к другим нациям. Вражда к другим нациям не только поддерживалась тяготевшим над ними национальным гнетом, но и насаждалась еврейской буржуазией, чтобы отвлечь трудящихся от классовой борьбы против всех капиталистов, от действительных виновников их тяжелого положения, от борьбы за социализм.
Еврейский пролетариат вместе со всем рабочим классом ведет борьбу против капиталистических элементов в нашей стране. Он также борется против еврейской буржуазии, которая пытается влиять на отсталые слои еврейских трудящихся, пытается возбудить в них вражду к другим нациям.
Эти примеры доказывают, что антисемитизм и национальная вражда проникали в рабочую среду и главным образом проявляются среди отсталых слоев рабочего класса, которые недавно пришли из деревни. Но в то же время эти примеры доказывают, что низовые партийные и профессиональные организации недостаточно решительно борются с этими выступлениями классовою врага, недостаточно вскрывают перед трудящимися истинное контрреволюционное нутро антисемитизма, которому у нас не должно быть места.
«Антисемитизм, — сказал товарищ Калинин, — понятен во всех буржуазных странах. Антисемитизм в советских социалистических республиках по существу в значительной степени покоится на старых предрассудках…
Наши крестьяне и рабочие не могут быть глубоко и сильно задеты антисемитизмом. Антисемитизм может быть на них только навеян, но не рождается в них самих».
Остатки шовинизма сохранились еще и у нас в СССР.
Коммунистическая партия и советская власть решительно борются с остатками шовинизма всех видов в нашей стране. Национальная политика коммунистической партии стремится объединить всех трудящихся нашего Союза. Трудящиеся всех национальностей активно участвуют в строительстве социализма. Развивается хозяйство и культура самых отсталых и угнетенных царизмом народностей.
Вот почему надо вести решительную борьбу против великорусского шовинизма как главной опасности и против всех проявлений местного национализма. Наиболее распространенным, наиболее вредным пережитком прошлого является антисемитизм — возбуждение вражды против евреев.
АНТИСЕМИТЫ — ВРАГИ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ
Антисемитизм всегда был и сейчас остается верным орудием контрреволюции.
В 1905 году, когда революция пошла на подъем, царь и его приспешники посылали против рабочих и крестьян карательные отряды. Наряду с этим, разжигая национальную вражду, повсеместно организовывали еврейские погромы. Революция была потоплена в крови трудящихся.
В годы гражданской войны, 1918–1920, погромная кровавая волна снова залила всю Украину и Белоруссию, то есть районы еврейской оседлости. Царские чиновники и военщина, буржуазия, помещики и кулаки жестоко отомстили еврейским трудящимся за их участие в революции на стороне большевиков. Белогвардейцы хотели этим ослабить сплоченность пролетариата и восстановить власть помещиков и капиталистов.
Прислужники капитализма, явные и тайные враги рабочих и крестьян, всячески доказывали, что евреи — спекулянты и шпионы, что они якобы взрывают церкви и глумятся над христианскими святынями, что они якобы стремятся захватить в свои руки власть, чтобы закабалить православный люд, и тому подобное.
За время с 1917 по 1921 год было устроено деникинскими, петлюровскими, польскими, махновскими и прочими бандами 1 тысяча 520 погромов. Было совершенно разгромлено 911 населенных пунктов, было убито и растерзано около 200 тысяч евреев, почти исключительно бедноты.
Жертвы бандитского погрома в местечке Глубоковичи в июле 1921 года.
Около 300 тысяч сирот осталось без крова и хлеба.
Сейчас, в советских условиях, когда пролетариат зорко следит за происками классового врага, антисемитизм не может проявляться в открытых формах.
Классовый враг в лице чиновничьего охвостья, кулачества, духовенства, вредителей всячески стремится использовать антисемитизм для подрыва доверия к коммунистической партии и советской власти.
Каким образом антисемиты ведут свою контрреволюционную работу? С одной стороны, они сеют национальную рознь среди трудящихся, чтобы подорвать их дружную работу по социалистическому строительству; с другой стороны, они стремятся опорочить советскую власть и возбудить против нее недовольство.
«Советская власть продалась евреям… Чего уж тут ожидать хорошего?» — шипят они.
Но на эту злостную контрреволюционную клевету можно ответить словами товарища Калинина из его письма комсомольцу Овчинникову:
«Обвиняют советскую власть, — пишет товарищ Калинин, — в том, что она — власть еврейская, что она евреям благоволит, — ведь это сущие пустяки. Верно, советская власть возвратила права только еврейской нищете, а с богатыми евреями поступила так же, как и со всеми капиталистами… Еврейские фабрики, заводы, дома, банкирские конторы, процентные бумаги, которых у богатых евреев было достаточно, — все-это конфисковано, отобрано.
Одним словом, мы, которых антисемиты называют защитниками евреев, мы в первую очередь, своим первым шагом разрушили в числе других и еврейский капитал. Пусть нам укажут еврейские большую фабрику, банкирскую контору или значительный дом, которые бы не были отобраны. Я должен сказать, что в еврейских местечках еврейская беднота с еще большим азартом отбирала имущество от богатых евреев, чем это было в других местах, и это очень естественно. Задавленная нищетой масса в первую очередь стремилась расправиться со своими непосредственными угнетателями, эксплуататорами, то есть богатыми евреями…
У нас при советской власти происходит внутри еврейской национальности столь же острая борьба между богатыми и бедными, как и внутри всех национальностей, населяющих Советский союз. И в этой борьбе советская власть встала и стоит на стороне бедноты».
Среди изгнанных из Советского союза капиталистов находятся и еврейские капиталисты.
Еврейская крупная буржуазия не только при царизме, но и после Октябрьской революции активно поддерживала буржуазно-помещичий строй. И недаром еврейская буржуазия находила себе защиту при всех белогвардейских властях, которые временно создавались на юге и юго-западе России. Можно указать на такой яркий пример. Во время гражданской войны деникинские и петлюровские банды нападали на поезда, расстреливали и выбрасывали евреев из вагонов на полном ходу поезда. Еврейские богачи в тех же поездах спокойно разъезжали в отдельных купе под охраной подкупленных ими белогвардейских офицеров.
С антисемитизмом необходимо вести самую беспощадную борьбу, как и со всяким проявлением национальной вражды. Нужно вести терпеливую разъяснительную и воспитательную работу повсюду: в мастерской, в цехе, в клубе, в школе. Нужно усиливать антирелигиозную пропаганду. Нужно бороться с темнотой и неграмотностью. Ленин учил нас, что «вражда к евреям держится прочно только там, где кабала помещиков и капиталистов создала беспросветную темноту рабочих и крестьян».
В нынешних условиях развернутого социалистического строительства в городе и в деревне антисемитизм теряет почву. Мы заканчиваем построение фундамента социалистической экономики. Почти вся промышленность и торговля находятся в руках государства и кооперации. Безработица ликвидирована, нам не хватает рабочих рук.
На основе сплошной коллективизации мы ликвидируем кулачество как класс. Колхозники стали основной и главной опорой советской власти в деревне. Смычка между городом и деревней все более и более укрепляется на основе производственной помощи и шефства пролетарского города над деревней.
Жилищное строительство все более и более развивается. Снабжение трудящихся продовольствием и предметами широкого потребления неизменно улучшается. В таких условиях в СССР нет и не может быть почвы ни для какой национальной вражды вообще, ни для антисемитизма в частности.
Временное жилище евреев-переселенцев.
НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ
Перед рабочим классом всего мира стоит величайшая историческая задача — уничтожение капиталистического строя, полное раскрепощение трудящихся всего мира от эксплуатации и перестройка всей жизни на новый коммунистический лад.
Много тяжелых жертв понес рабочий класс во всем мире за осуществление этой задачи. Мировая буржуазия оказывает повсюду бешеное сопротивление, упорно цепляясь за старый строй, который дает ей возможность властвовать и наживаться на труде рабочих и крестьян.
У нас, в Стране советов, рабочий класс и трудящееся крестьянство под руководством партии большевиков свергли власть помещиков и капиталистов.
Мы осуществляем заветную мысль всех трудящихся и угнетенных — строительство социализма.
Смог бы рабочий класс свергнуть царя, помещиков и капиталистов и выйти победителем из тяжелой гражданской войны без правильного разрешения национального вопроса, без ликвидации национальной розни, мешающей объединению и сплочению трудящихся?
Конечно не смог бы. Поэтому коммунистическая партия и советская власть уделяли и уделяют так много внимания правильному решению национального вопроса и укреплению братского союза между трудящимися всех народов.
Еще в октябре 1917 года, как только власть была вырвана из рук эксплуататоров, советское правительство опубликовало декларацию, то есть заявление, о правах народов России, подписанное товарищами Лениным и Сталиным.
В этой декларации было сказано, что «в эпоху царизма народы России систематически[3] натравливались друг на друга. Результаты этой политики известны: резня и погромы, с одной стороны, рабство народов — с другой стороны. Этой позорной политике нет и не должно быть возврата. Отныне она должна быть заменена политикой добровольного и честного союза народов России».
Советская власть полностью выполнила свое обещание. Вместо царской «единой и неделимой» тюрьмы народов у нас создан мощный свободный братский Союз социалистических советских республик. В Союзе объединены 7 союзных республик, 15 автономных республик и 17 автономных областей.
Все национальные республики и области за первое десятилетие своего существования добились огромных успехов в хозяйственном и культурном строительстве. Они построили и строят у себя совхозы и колхозы, фабрики и заводы, школы и больницы. Они большими шагами движутся вперед, догоняя наиболее передовые русские сельскохозяйственные и промышленные районы.
Национальный вопрос у нас разрешен правильно, по-ленински, на основе действительного уничтожения всякого рода национального неравенства. Трудящимся каждой национальности обеспечены права и возможность хозяйственного и культурного развития.
Нужно однако разобраться и понять, что означает возможность хозяйственного развития для евреев?
Мы знаем, что при царизме была искалечена вся жизнь евреев-трудящихся. Царизм путем специальных законов и ограничений заставил огромную часть евреев заниматься торговлей или мелким ремеслом. При советской власти частная торговля или мелкие ремесла не имеют почвы для своего существования. Еврейская беднота в городах и местечках Белоруссии и Украины очутилась поэтому в очень тяжелом положении не только в годы гражданской войны, но и в первые годы нашего мирного строительства. Об этом очень ясно сказал товарищ Калинин в 1925 году на первом всесоюзном съезде ОЗЕТ — общества по земельному устройству еврейских трудящихся масс: «Октябрьская революция, которая принесла полное освобождение всем народам, в том числе и еврейскому населению, с одной стороны, освободила этот народ, а с другой — основательно ударила по этому еврейскому народу. Я говорю: ударила, ибо Октябрьская революция на первых порах в период острой гражданской борьбы уничтожила, по крайней мере на время, основу не только благосостояния, но самую возможность существования еврейского населения — кустарные промыслы. Это был основательный удар по городской и местечковой бедноте, именно по бедноте. Поэтому мы и говорим: декларация — одно дело; в настоящий же момент мы приступаем к тому, чтобы эту декларацию претворить в жизнь, в реальную действительность».
В ответе на письмо комсомольца Овчинникова товарищ Калинин пишет: «В последние годы, в числе прочих мест, я был и в еврейских местечках, и меня охватило чувство беспокойства: как сумеет советская власть вытащить из этой подавляющей и безнадежной нищеты еврейскую бедноту?»
Вот какие трудности стояли на пути проведения национальной политики в отношении еврейских трудящихся масс. Советская власть сумела вывести еврейскую бедноту на путь свободного и равноправного участия в великом социалистическом строительства СССР.
Каким путем это было достигнуто?
Это было достигнуто путем вовлечения еврейских трудящихся в промышленные предприятия, в государственные и кооперативные учреждения в качестве рабочих и служащих и путем кооперирования кустарей.
Кроме того часть еврейской бедноты была организованным образом привлечена к сельскому хозяйству. В 1925 году был образован особый правительственный орган — КОМЗЕТ (Комитет по земельному устройству трудящихся евреев) при президиуме Совета национальностей Центрального исполнительного комитета СССР.
КОМЗЕТ было поручено отвести свободные земельные фонды для устройства еврейских переселенцев. Затем он должен оказать всяческое содействие самой организации еврейского переселения и принять все необходимые меры к обеспечению хозяйственного развития переселенцев.
На помощь КОМЗЕТ пришла советская добровольная общественная организация — ОЗЕТ, которая развернула большую работу по земельному устройству трудящихся евреев и по культурному шефству над переселенцами.
Подготовка кадров евреев-рабочих в Одесской профшколе «Металлист».
ОЗЕТ — не еврейская, а интернациональная общественная организация, в которой большинство членов — не евреи. На многих крупнейших фабриках и заводах, а также и в советских учреждениях имеются ячейки ОЗЕТ. Когда мы приступили к проведению пятилетнего плана народнохозяйственного строительства, открылись большие возможности вовлечения еврейских трудящихся масс в промышленность. Задачи КОМЗЕТ были расширены. Он стал заниматься не только переселением трудящихся евреев в сельское хозяйство, но и массовым вовлечением их во все виды тяжелой и легкой промышленности и на транспорт.
Вопреки всяким антисемитским выкрикам о неспособности евреев к тяжелому труду, евреи оказались хорошими земледельцами. Они быстро освоились с новым, непривычным для них делом и повели хозяйство по-культурному. Почти во всех районах еврейского земледелия проведена сплошная коллективизация, введены многопольные севообороты и технические культуры. Преодолевая колоссальные трудности, еврейские переселенцы осваивают огромные пространства пустынных, необжитых земель в засушливых стенных или глухих таежных районах. Они прокладывают там новые дороги, строят поселки, школы, больницы, кооперативы и организуют колхозы. Через скудные засушливые степи северного Крыма, через глухую тайгу дальневосточного Биро-Биджана еврейская беднота прокладывает себе путь к новой светлой жизни.
В то же время на фабриках и заводах, на рудниках и шахтах, рука об руку с пролетариатом других национальностей евреи у станков крепят мощь СССР — социалистического отечества всех трудящихся.
Совершенно правильно сказал Михаил Иванович Калинин, что «благо еврейского народа, еврейских трудовых масс не может быть отделено от блага русского рабочего, русского крестьянина. Оно может быть только общее. И вот поэтому мы не боимся национального засилья, не можем его бояться. Ибо разве сейчас являются конкурентами евреи, осевшие на негодных крымских землях?
Нет! От кого они отнимут? С кем поведут конкуренцию? Они могут создавать только материальные блага, увеличивая даже этим самым мощь Советского союза».
КАК ИЗМЕНИЛСЯ КЛАССОВЫЙ СОСТАВ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА В СССР
Каковы же результаты ленинской национальной политики, которую советская власть под руководством коммунистической партии проводит в отношении еврейских трудящихся масс?
За 14 лет революции отведено под землеустроение еврейской бедноты свыше полумиллиона гектаров земли на Украине, в северном Крыму и в Белоруссии. Кроме того на Дальнем Востоке, недалеко от Хабаровска, отведена большая необжитая таежная территория Биро-Биджан, размером около 4 миллионов гектаров. Всего имеется в настоящее время в СССР 250 тысяч еврейских крестьян (около 50 тысяч семейств). На переселенческих землях, отведенных евреям на Украине и в Крыму, уже больше половины освоено под разные культуры — зерновые, огородные, технические. В 1930 году озимый клин на этих землях занимал около 100 тысяч гектаров, а яровой клин — больше 105 тысяч гектаров. В 1931 году КОМЗЕТ наметил в плановом порядке перевести на землю еще около 25 тысяч человек еврейской бедноты, которые также будут направлены на Украину, в Крым и Биро-Биджан.
Советская власть провела большую работу по организации еврейских ремесленников и кустарей в артели и по вовлечению еврейских трудящихся в тяжелую и легкую промышленность. На Украине, в Белоруссии и РСФСР десятки тысяч евреев вошли уже равноправными членами в великую семью пролетариата СССР. Есть заводы, например Керченский металлургический, Днепропетровский, Харьковский паровозостроительный, московский «Серп и молот», Электрозавод и другие, где имеются уже по полторы — две и больше тысяч еврейских рабочих.
Корчевка леса в еврейском колхозе «Надежда» в БССР.
Организованная помощь государства, активно поддерживаемая пролетарской общественностью, привела к тому, что старые профессии, навязанные еврейским трудящимся проклятым царизмом, все более и более исчезают и заменяются здоровым производительным трудом. За этот короткий срок общественно-классовое лицо еврейского населения СССР резко изменилось.
В 1917 году около 39 процентов еврейского населения России занималось мелкой торговлей и 30 процентов — ремеслом. А в 1930 году 47 процентов жило на свои трудовые заработки по найму в качестве рабочих и служащих, то есть на каждые сто человек еврейского населения — 47 человек. Если до Октябрьской революции в сельском хозяйстве было занято только 2 человека на каждые 100 душ еврейского населения, то в 1930 году в сельском хозяйстве было занято уже 11 человек на каждые сто евреев.
Если в промышленных предприятиях фабрично-заводского типа было тогда занято не больше 5 человек на каждые сто евреев, то в 1930 году было на производстве уже 19 человек на каждые 100 евреев.
Наконец из каждых 100 душ еврейского населения 28 человек находилось на какой-нибудь государственной или общественной службе.
Таким образом подавляющая часть еврейского населения занимается уже общественно-полезным трудом, а на нетрудовые занятия остается не больше 15 человек на каждые 100 душ еврейского населения.
К концу пятилетки еврейское крестьянство будет полностью коллективизировано, а кустари — кооперированы.
Вот как просто и разумно коммунистическая партия и советская власть разрешают старый больной вопрос о судьбе целого народа. Вот как пролетариат, свергнувший иго капитала, разрешает труднейшую задачу национальной политики — выкорчевку корней антисемитизма.
ТРУДЯЩИЙСЯ, БОРИСЬ С АНТИСЕМИТИЗМОМ!
После всего сказанного каждому рабочему, каждому трудящемуся должно быть ясно, что такое антисемитизм, какова его классовая природа, какой ужасный вред он приносит трудящимся всех народов, какой раздор вносит антисемитизм в ряды пролетариата и трудящихся, как он затемняет классовое сознание пролетариата и ослабляет его борьбу против угнетателей и эксплуататоров.
Владимир Ильич Ленин в специальной речи, произнесенной в годы гражданской войны («О травле евреев»), сказал:
«Царская полиция в союзе с помещиками и капиталистами устраивала еврейские погромы. Ненависть измученных нуждой рабочих и крестьян помещики и капиталисты старались направить на евреев. И в других странах приходится видеть нередко, что капиталисты разжигают вражду к евреям, чтобы засорить глаза рабочим, чтобы отвлечь их взоры от настоящего врага трудящихся — от капитала. Вражда к евреям держится прочно только там, где кабала помещиков и капиталистов создала беспросветную темноту рабочих и крестьян.
Только совсем темные, совсем забитые люди могут верить лжи и клевете, распространяемой против евреев. Это — остатки старого крепостного времени, когда попы заставляли сжигать еретиков на кострах, когда существовало рабство крестьян, когда народ был задавлен и безгласен. Эта старая крепостническая темнота проходит. Народ становится зрячим. Не евреи — враги трудящихся, враги рабочих — капиталисты всех стран. Среди евреев есть рабочие, труженики — их большинство. Они — наши братья по угнетению капитала. Наши товарищи по борьбе за социализм. Среди евреев есть кулаки, эксплуататоры, капиталисты, как среди русских, как и среди всех наций. Капиталисты стараются посеять и развить вражду между рабочими разной веры, разных наций, разной расы. На розни рабочих держится сила и власть капитала. Богатые евреи, как и богатые русские, как и богачи всех стран, в союзе друг с другом давят, гнетут, грабят, разъединяют рабочих.
Позор проклятому царизму, мучившему и преследовавшему евреев! Позор тем, кто сеет вражду к евреям, кто сеет ненависть к другим нациям! Да здравствует братское доверие и боевой союз рабочих всех наций в борьбе за свержение капитала!»
В этих немногих словах сказано все. Каждый сознательный рабочий, каждый трудящийся должен не только не поддаваться антисемитизму, но и стать активным борцом против этого пережитка царизма.