Антисемитизм существовал во многих местах России. Но особенно развивался он в украинской и белорусской деревне. Это происходило потому, что там находилась «черта оседлости». Главную массу городского и местечкового населения составляли там евреи. С ними крестьяне постоянно сталкивались на базаре, в мастерской, в аптеке. Кроме того из города или местечка нередко заезжал в деревню еврей — скупщик, «меняла», посредник (барышник). С евреями-рабочими крестьяне почти не встречались.

Отсталому крестьянину представлялось дело таким образом, что евреи все богачи, наживающиеся на крестьянском труде, в то время как он, крестьянин, в поте лица своего еле-еле сводил концы с концами.

Земский же начальник, урядник, поп и кулак непрестанно внушали крестьянам, что все их горе исходит от евреев. Чиновники, помещики, купцы и духовенство усердно насаждали антисемитизм среди всего населения. Вот почему антисемитизм находил благоприятную почву и в деревне. В умах отсталых крестьян и рабочих укреплялась примерно такая мысль: «Евреи — народ дошлый: земледелием они не занимаются, на фабриках и заводах их тоже что-то не видать: все они норовят как бы купить-продать, все легкий хлеб ищут себе. Видно неспроста про них так плохо говорят и пишут. Пожалуй прав хозяин, мастер, барин, поп, урядник, утверждающие, что жидов нужно бить и уничтожать». Отсталая масса поддавалась провокации и громила ни в чем неповинную еврейскую бедноту.