Появившиеся в Европе в XIV веке пушки почти два сто летая очень медленно улучшались. На то, чтобы зарядить их, уходило много времени. Снаряды редко попадали в цель.

Пользы от пушек было мало. Но шум, огонь и дым от выстрела наводили панику на противника, устрашали его. Огнестрельное оружие хоть и медленно, но неуклонно все больше проникало на боевые корабли и даже на торговые – для защиты от пиратов.

В 1571 году у г. Лепанто (в Греции) встретились в бою 550 кораблей двух флотов: 250 кораблей испано-венецианского и 300 кораблей турецкого. По-прежнему корабли шли в бой на веслах; по-прежнему корабли «сваливались» на абордаж и решали бой рукопашной схваткой. Но, кроме метательных машин, на кораблях уже были и пушки. На кораблях испано-венецианского флота количество пушек было в несколько раз больше, чем у турок. Вместо луков и самострелов у большинства испанцев и венецианцев были первые огнестрельные ружья, новинка того времени – «аркебузы». Турки же больше надеялись на луки и самострелы.

Битва при Лепанто окончилась победой испано-венецианского флота над турками и показала, что пушки могут оказаться решающим оружием в бою. Надо было приспособить боевые корабли для нового оружия.

На обыкновенных галерах было мало места для пушек. Их можно было устанавливать только на корме и на носу в небольшом количестве. Кроме того, обыкновенные галеры были недостаточно прочны, чтобы выдержать тяжесть большого количества пушек. Пришлось изменить устройство боевых кораблей.

Тогда начали строить галеры больших размеров, с более высокими бортами и более прочной конструкции. Эти корабли назвали «галеасами» (от того же корня, что и галера). Длина их доходила до 80 метров. На носу, корме и по бортам такого судна размещали до 70 небольших пушек. Такие корабли уже участвовали в бою при Лепанто.

Носовая часть этих кораблей па уровне палубы удлинялась так, что являлась каким-то подобием тарана. Служила же она больше для растягивания переднего паруса, а при абордаже – для перехода на корабль противника.

Галеасы были тяжелыми судами. Приходилось ставить по восемь-девять гребцов на одно весло. Корабль оставался неповоротливым, тихоходным, плохо выдерживал непогоду в открытом море.

Узкие и длинные галеры едва вмещали своих гребцов, команду и небольшое число воинов. Эти корабли не годились для перевозки товаров, боевого снаряжения или большого числа людей. Для таких перевозок еще римляне строили короткие и широкие, но высокобортные корабли для плавания под парусами.

В средние века продолжали строить такие корабли – их называли «нефы». Эти суда были лакомой добычей для морских пиратов. Поэтому приходилось приспосабливать нефы для боя и вооружать команду. В те времена кораблестроители и военные моряки считали, что возвышения на корабле обеспечивают выгодную позицию в бою. На верхушке мачты устраивалось «гнездо» для дозорного – наблюдательный «марс», а на корме и на носу – возвышения для стрелков.

Постепенно вооруженные нефы превратились в большие боевые корабли с неуклюжими – в несколько этажей – надстройками на носу и корме.

Чтобы сделать нефы быстроходными, кораблестроители начали строить их более узкими и длинными, но высокие носовые и кормовые надстройки сохранились. Такие корабли получили название «галионов». Они появились в XIV-XV веках в испанском и португальском флотах. Их тоже вооружили пушками. Галион, вооруженный пушками, стал родоначальником большого парусного боевого корабля. Но этот корабль был еще недостаточно приспособлен к плаванию в открытом море, в океане в непогоду, при сильном ветре и волнении; он был громоздок и неустойчив.

Русские корабли на сибирских реках.

После открытия Америки и морского пути в Индию на просторы трех океанов – Атлантического, Индийского и Тихого – вышли многочисленные торговые корабли. С грузом шли они из Европы в Индию и Америку и привозили оттуда ценные колониальные товары.

Все оживленнее становились морские и океанские пути.

В мирное время нужно было охранять их от пиратов, во время войны – от неприятельских кораблей.

Чтобы нарушить морскую торговлю неприятеля, нужно было послать побольше быстроходных кораблей на океанские и морские пути, захватить и уничтожить суда противника. Этим расстраивался или вовсе прекращался подвоз с моря продуктов питания, сырья для изготовления необходимых предметов и оружия и ослаблялась экономика неприятельской страны.

Победившая на море сторона под охраной своего флота перебрасывала на транспортных судах свои войска в помощь гласным сухопутным силам.

От случайных отдельных набегов и военно-морских экспедиций перешли к широким, заблаговременно разработанным действиям на море, протекавшим но определенному плану.

Для борьбы на бурных просторах морей и океанов были непригодны громоздкие, неустойчивые парусные корабли, не годились и гребные суда.

Нужны были более подвижные и крепкие корабли, хорошо выдерживающие шторм и непогоду.

Постепенно уменьшались и вовсе исчезали высокие и тяжелые надстройки на корме и на носу; военный корабль удлинялся, принимал более стройные очертания, становился устойчивее, количество парусов на нем все увеличивалось, и управление ими строилось с таким расчетом, чтобы во всех случаях можно было наилучшим образом воспользоваться даже малейшим ветерком.

Абордаж по-прежнему оставался лучшим способом решить исход поединка двух кораблей. Но сблизиться для абордажного боя не всегда удавалось. Поэтому особенно необходимо было оружие для нанесения ударов на расстоянии. Таким оружием могли явиться только пушки. Еще но было специальных морских орудий. Те же пушки, которые применялись на суше, приспосабливали к установке на кораблях. Крупные пушки укладывались в особые колоды-ящики на низких колесах спереди и сзади. Малые пушки укреплялись на особых подставках в виде огромной двузубой вилки. Подставка устанавливалась в специальное отверстие в борту корабля или в деревянной тумбе, прикрепленной к палубе.

Неуклюжие, в несколько этажей, надстройка па носу, п корме корабля.

Корабельные артиллеристы всячески совершенствовали пушки, чтобы лучше использовать их для боев на море. А корабли старались строить так, чтобы побольше пушек можно было разместить наилучшим образом, чтобы их залпы наносили противнику наибольший ущерб.

В самом начале XVI столетия кораблестроители начали прорезать в бортах кораблей отверстия – «порты» – для пушечных стволов, а за ними внутри кораблей настилать сплошную ровную палубу для пушек.

Можно было построить большой корабль с двумя-тремя линиями портов; с двумя или тремя пушечными палубами.

Это очень простое изобретение имело большое значение для развития строительства больших, сильно вооруженных парусных кораблей.

Раньше пушки разного калибра располагались в кормовых и носовых надстройках и на верхней палубе без всякой системы. Теперь же пушки выстроились стройными линиями по бортам корабля в два и три этажа. Число их резко увеличилось.

Уже в начале XVI столетия появились крупные боевые корабли с двумя линиями портов для пушек. Для стрелков были оставлены высокие надстройки и башенки на корме и на носу.

Артиллерия этих кораблей начинает играть большую роль в морских боях. Огонь линейно расположенной артиллерии уничтожает корабли противника, топит их или подготовляет успех абордажного боя.

Гребные же корабли – галеры сохранились только для действий у берегов, в лабиринтах прибрежных островков и шхер.

В конце XVIII столетия галеры вовсе исчезли.

Как вели бой корабли этого времени, гребные и парусные?

Галион- «родоначальник» большого парусного боевого корабля (XIV век). На этих кораблях в первое время их развития еще сохранились весла.

Военный корабль удлинялся, принимал более стройные очертания.