То, что подводная лодка — невидимый противник, заставляет применять особенные, совсем отличные от обычных средства и для защиты от них охраняемых районов и для их обнаружения и уничтожения.

Лучшим средством уничтожения вражеских подводных лодок тоже служит удар под водой. Поэтому, хоть и очень коротко, в этой главе рассказано о том, как защищаются в наши дни от невидимого врага, как его обнаруживают и уничтожают.

Во вторую мировую войну воюющие страны прибегали к подводным лодкам-лилипутам для того, чтобы проникать внутрь рейдов, гаваней. Почему же для этой же цели понадобились подводные лодки-лилипуты, почему обыкновенные подводные корабли не могут выполнять такие задания?

Малые размеры и особенности устройства позволили этим суденышкам легче преодолеть все защитные преграды на пути к укрывшимся кораблям. Какие же это преграды?

Вот перед нами картина закрытой якорной стоянки кораблей. Узкий проход в глубину рейда надежно перегорожен. Цепь из длинных и грузных деревянных поплавков протянута поперек прохода, от одного берега до другого или до каких-нибудь естественных непроходимых препятствий (скал, отмелей). Эти поплавки поддерживают тяжелые металлические сети, простирающиеся до самого морского дна. Сети закреплены и заграждают путь не только подводным лодкам, но и торпедам на тот случай, если подводная лодка, или незаметно приблизившийся катер, или самолет выпустят торпеду, нацелив ее на стоящий у «стенки» корабль. В подводной «ограде» есть и свои «ворота» — для прохода собственных кораблей. Ворота — это подвижная секция ограды, которую можно открывать, как дверь, и снова запирать, она — эта секция — представляет собой безмоторное судно-баржу длиной в 30 метров и больше, которое закрывает оставленный в ограде узкий проход. Это судно также несет на себе сеть, закрывающую всю толщу воды в воротах. Секция подводной ограды — поплавок с сетью — имеет свое специальное морское название — бон. Бывает, что боны сделаны не из сетей, а из связанных между собой бревен. Существуют особые корабли, которые ставят на место поплавки с тяжелыми сетями, убирают или меняют их, когда нужно.

Стоянка кораблей, загражденная сетевыми бонами и станционными минами. На рисунке показаны и корабли — сетевые заградители, обслуживающие подводную «ограду»
1 — станционные мины, взрываемые электрическим током с берега; 2, 3 — орудия, защищающие подходы к стоянке; 4 — деревянные боны-поплавки, несущие заградительные сети; 5 — корабль — сетевой заградитель; 6 — судно-«ворота», закрывающее и открывающее подводную «ограду»; 7 — корабль-привратник, буксирующий «ворота», когда необходимо их открыть или закрыть; 8 — боевой корабль на стоянке; 9 — сетевой якорь; 10 — танкеры; 11 — сети, закрывающие доступ в стоянку неприятельским подводным лодкам и торпедам

Кроме того, имеются суда-«привратники», которые дежурят у баржи, отпирают — тянут ее в сторону или закрывают — ставят ее на место.

В подводной «ограде» открыты «ворота» для прохода своих кораблей

Подводная «ограда» еще на подходе к ней защищается станционными минами. И если подводная лодка или другой скрытный корабль противника налетит на эти мины или на боны, обнаружит себя или просто будет замечен постами наблюдения, на этот случай на обоих берегах прохода насторожились батареи скорострельных орудий, заранее нацеленные на те места, где может быть выявлен скрытно подобравшийся враг.

Подводные заградительные сети для обнаружения скрывающегося под водой врага применялись еще 2000 лет назад. Так один римский полководец (незадолго до нашей эры) перегородил сетями водный проход, через который могли проплывать вражеские водолазы-разведчики. Эти сети над водой были оборудованы колоколами.

Стоило водолазу-подводнику задеть сеть, как колокола начинали звенеть тревогу.

Боны и сети, управляемые с берега станционные мины, береговая противоминная артиллерия, скрытные посты наблюдения и «выслушивания» — все это быстро превращает, якобы, незащищенный порт, в который каким-то путем попал неприятельский корабль, в «осиное гнездо», откуда выбраться невредимым очень трудно. Это пришлось однажды испытать на себе даже безобидному киту, который, следуя за кораблями, как-то попал внутрь их закрытой стоянки. Подводные ворота захлопнулись, и кит оказался в ловушке, откуда ему так и не удалось уйти.

Подводные ограды из сетей или бревен годятся только для узких проходов, ведущих в закрытые стоянки флота. Но бывает, что нужно расставить своего рода ловушки для подводных лодок на широких морских просторах. Это делается в том случае, когда известно, что подводные лодки противника облюбовали себе район важнейших коммуникаций, где охотятся за надводными кораблями. Вот здесь-то и надо расставить ловушки. И в этом случае на помощь минерам снова приходят металлические сети.

Еще в первую мировую войну союзники перегораживали сетями огромные подводные пространства. Одна из таких оград у побережья Фландрии вытянулась в длину почти на 200 километров. Как же удавалось установить под водой такую длинную сетевую ограду?

Сети для этой цели изготовлялись из стального троса диаметром в 9,5 миллиметра с квадратными ячейками. Сторона квадрата ячейки равнялась 3,6 метра. Сети связывались в виде отдельных полотнищ длиной около 90 метров и шириной до 50 метров. Два таких полотнища соединялись в одно своего рода рамкой-«основой» сети. Эта рамка-основа и прикреплялась ко дну двумя якорями, а чтобы сети не тонули; их поддерживали с поверхности пустотелые стеклянные шары. Одна за другой выстраивались такие рамки поперек вероятного пути невидимого врага и не только преграждали ему путь. Ограда эта была еще и вооружена подрывными патронами — по два на каждое полотнище сети. Как только подводная лодка попадала в сети, одно полотнище вырывалось, окутывало корабль, патроны приближались к его корпусу и, наконец, взрывались — невидимый враг погибал. Такие сети называются «позиционными», они применяются и в наши дни.

Позиционным сетям помогают антенные мины, те самые мины со щупальцами, простертыми вверх и вниз, о которых уже рассказано во второй главе этой книжки. Эти мины тоже расставляются на вероятных путях неприятельских подводных лодок — они охраняют не только ширину пути, но и глубину. Как ни глубоко нырнет подводная лодка, она все же может зацепиться за щупальцы антенной мины и оказаться под ее ударом.

Подводная лодка застряла в противолодочной сети
1 — поддерживающие поплавки; 2 — ячейки сети, изготовленные из толстого стального троса; 3 — присутствие подводной лодки выдается буруном, возникающим от работы винтов на одном месте; 4 — подводная лодка дает полный задний ход, пытаясь освободиться от сети; при этом горизонтальный руль лодки захватывается сетью

* * *

Заградить путь подводным лодкам, сделать его опасным, насыщенным смертельными ловушками — этого еще недостаточно для успешной борьбы с невидимым врагом. Не так уже часто попадаются в эти ловушки подводные лодки. Их надо преследовать и уничтожать беспощадно, чтобы вражеские заводы не успевали пополнять убыли в этих кораблях. А для этого нужно уметь обнаруживать подводные лодки во время их боевого крейсерства в море, прежде чем им удастся напасть на караван торговых судов или на военные транспорты или на боевые корабли.

Проект нового электромеханического устройства для обнаруживания неприятельских подводных лодок
Обнаруживающие устройства размещаются под водой недалеко от охраняемого берега и состоят (каждое) из пары полых шаров, которые короткими и изолированными кабелями прикреплены к общему якорю. Один шар — цинковый, другой — медный. В соленой морской воде эти два шара становятся анодом и катодом батареи и между ними течет электрический ток. Колебания воды от проходящей вдоль берега подводной лодки вызывают изменения в течении тока, которые регистрируются приборами на берегу. От каждой пары шаров к берегу тянется изолированный электрический кабель, по которому возбужденный электрический ток течет к приборам на береговой регистрирующей станции. На рисунке видна схема всего устройства и как регистрирующие приборы указывают место нахождения вражеской подводной лодки

Если позиционная сеть изготовлена легкой и не вооружена патронами, если сверху к ней подвязан особый сигнальный буй, такая сеть может служить для обнаружения подводных лодок. Когда в нее попадается невидимый враг и вырывает полотнище, сигнальный буй уходит сначала под воду. Но тут же особое устройство заставляет разматываться с вьюшки трос, который соединяет буй с сетью. Поэтому буй снова всплывает. Если все это случается днем, буй начинает дымить хорошо видимым белым дымом. Ночью при всплытии буя загорается и светится особый патрон. Недалеко от сигнальной сети стерегут ее специальные корабли. Они замечают движения буя и поплавков, дым или свет, мчатся к сети и забрасывают подводную лодку глубинными бомбами.

Как «нащупывают» подводную лодку с помощью ультразвукового эхолота (устройства для измерения морских глубин)
1 — ультразвуковой луч «нащупал» подводную лодку; 2 — отраженные луч; 3 — обнаруженная подводная лодка

Но одних сигнальных сетей недостаточно.

Во всех странах изобретатели изощряются в поисках все новых и новых средств для своевременного обнаруживания подводных лодок. Интересен проект одного из таких устройств, опубликованный в американском журнале. Автор проекта предложил воспользоваться уже не раз примененным в минном деле свойством морской воды играть роль раствора в электрическом элементе, если в нее погрузить медную и цинковую пластины. Каким может оказаться устройство, построенное на таком принципе, показывает рисунок на стр. 182–183.

* * *

Невозможно усеять сетями и другими обнаруживающими устройствами необозримые морские и океанские просторы. Кроме обнаруживающих устройств, нужны еще и разведчики, такие разведчики, которые очень быстро и зорко могли бы осматривать большие морские пространства и проникать своим взором под воду, пусть даже неглубоко, но все же на некоторую глубину. Таким разведчиком в наши дни оказался самолет.

Самолет, сопровождающий конвой, обнаружил подводную лодку, подобравшуюся к конвою, и забрасывает ее вместе с кораблями-охранителями конвоя глубинными бомбами
Суда-охотники за подводными лодками с двух соседних береговых баз взяли курс на выслеженную с воздуха вражескую подводную лодку

При большой скорости современных самолетов для летчиков почти не существует «необозримых» пространств. Быстро обследуют они огромные районы моря и легко замечают подводную лодку, когда она еще на поверхности, в крейсерском положении. А если стоит ясная погода, если море спокойно, вода прозрачна, тогда подводная лодка не укроется и на малой глубине — с воздуха четко видны контуры подводного корабля. И тогда самолет-разведчик превращается в опасного врага подводной лодки — его бомбы могут поразить ее и на поверхности и на глубине. Часто самолеты-разведчики сопровождают флот в морских переходах. Воздушный наблюдатель обозревает море, вглядывается в глубину, высматривает подводные лодки противника, охраняет свои корабли.

Из соседней базы вышел патрульный корабль на «охоту» за подводной лодкой

Это — надежная охрана, и только одно мешает ей быть еще надежнее, еще зорче. Скорость самолета — его самое важное достоинство. И эта же большая скорость оказывается недостатком, когда речь идет об охране кораблей в пути, о своевременном обнаружении подводных лодок врага. Эта скорость, даже если уменьшить ее до самой малой возможной величины, все же будет намного больше скорости охраняемых кораблей. Самолет вынужден обгонять свои корабли и снова возвращаться, все время кружить над морем. Он не может удержаться все время над одним и тем же фарватером, следовать постепенно по его длине, непрерывно наблюдать. Вот почему подводная лодка может остаться и незамеченной, вот почему в последние годы перед войной стали особенно много внимания уделять автожирам и геликоптерам, таким летательным машинам, которые могут умерять свою скорость до очень малой величины и даже «висеть» над морем впереди охраняемых кораблей.

Фрегат времен парусного флота

Но пока еще не слышно об использовании таких самолетов во второй мировой войне. Вместо них применили дирижабли. Эти воздушные корабли медлительны и неповоротливы в сравнении с самолетами, но для борьбы с подводными лодками их недостаток оказался большим достоинством. Они способны медленно следовать впереди охраняемых кораблей и выслеживать невидимого врага. А завидев его, могут почти висеть, парить над ним, сбрасывать в него свои глубинные бомбы. Как кошка, притаившись у норы, терпеливо, настойчиво подстерегает момент появления мыши, так и дирижабль может часами не сходить со своего воздушного поста над местом погружения подводной лодки, ждать ее появления на поверхности и тут же уничтожать. Дирижабли применялись в эту войну в американском флоте и настолько оправдали возложенные на них надежды, что количество их стало быстро расти, увеличилось во много раз. Особенно пригодны дирижабли для выполнения своей роли морского разведчика и противолодочного корабля в тех районах, где почему-либо им меньше грозит опасность подвергнуться нападению истребителей противника.

Все же и воздушной разведки недостаточно для обнаруживания подводных лодок. Хорошо, если вражеская подводная лодка крейсирует на поверхности, или двигается под перископом, или находится на небольшой глубине; хорошо если погода ясная, море спокойное, ничто не мешает воздушному наблюдению. А если обстановка другая, если плохая видимость, если невидимый враг притаился глубоко под водой или даже вовсе лег на дно, как в таком случае обнаружить подводную лодку?

Корвет времен парусного флота

Надводные корабли вооружены таким же «механическим ухом», как и подводные лодки, — гидрофоном. Именно в борьбе с подводными лодками такое «ухо» было применено еще в первую мировую войну. 23 марта 1916 г. германская подводная лодка запуталась в английских противолодочных сетях. Подводный хищник заметался, пытаясь освободиться. Шум его винтов услышал сторожевой корабль, охранявший сеть. В воду полетели глубинные бомбы, и подводная лодка отправилась на дно. Но как сторожевику удалось услышать подводную лодку? Конечно, это удалось не обыкновенному человеческому слуху его наблюдателей, а механическому уху корабля — гидрофону, впервые и с успехом примененному в этом боевом эпизоде.

За четверть века устройство гидрофонов улучшилось. Крупнейшие физики — Резерфорд, Флориссон, Ланжевен — не переставали искать наилучшего решения задачи. В наши дни механический слух кораблей настолько обострился, что с его помощью даже на расстоянии в 7–8 миль точно определяется, где, в каком направлении находится невидимый враг. Но как только в свое время стало известно о появлении на кораблях «механического уха», кораблестроители стали бороться с шумом машин и винтов подводной лодки. Кроме того, подводные лодки часто ложатся на дно и там подстерегают своих противников или прячутся таким образом от преследования. Все шумы при этом замирают и никакой механический слух не поможет обнаружить невидимого и притаившегося врага.

Как же быть в таких случаях?

Гидрофон улавливает обыкновенные звуки, такие, которые услышало бы и человеческое ухо, если бы оно находилось в воде. Но существуют и необыкновенные звуки с очень высокой частотой колебаний, свыше 14 000 в секунду. Это — ультразвуки. Они не улавливаются ни ухом, ни гидрофоном. Обыкновенные звуки распространяются волнами во все стороны от своего источника, а ультразвуковые волны пронизывают воду, точно луч, в одном направлении. Если на своем пути они встретят препятствие — дно морское, подводную скалу, корпус корабля, — они отразятся обратно таким же лучом в сторону своего источника-излучателя.

Еще в 1917 г., когда очень остро ощущалась необходимость в оружии против германских подводных лодок, известный французский ученый профессор Ланжевен предложил снабдить надводные корабли излучателем ультразвука. Он справедливо считал, что ультразвуковой луч будет служить надводному кораблю как нащупывающая палка слепому, как чувство осязания. Пронизывая воду во всех направлениях и встретив корпус подводной лодки, такой луч отразится назад и будет принят своим же излучателем. Направление, откуда пришел отраженный луч, известно. Скорость распространения ультразвука в воде тоже известна. Значит, можно указать не только, в каком направлении «ощупано» подозрительное препятствие, но и вычислить, на каком расстоянии оно находится. А это позволит точно определить место неприятельской подводной лодки.

В конце первой мировой войны эти приборы еще только проходили первые испытания.

Над их улучшением усиленно работали в последние десятилетия ученые — акустики чуть ли не «всего мира. И к началу второй мировой войны ультразвуковые пеленгаторы сделались уже испытанным средством обнаруживания подводных лодок.

В 1941 г. целая группа работников одного из наших заводов заслужила высокую награду — Сталинскую премию — за создание ультразвукового прибора, который помогает нашим морякам в борьбе с германскими подводными лодками.

Но ультразвук, так точно определяющий, где, на каком расстоянии находится невидимый враг, часто оказывается бессильным, не может нащупать неприятельскую подводную лодку. Его лучи-волны проникают очень недалеко, всего на 1–2 мили; если подводная лодка еще не приблизилась на такое расстояние, подводное осязание корабля ее не нащупает. Если подводная лодка прячется очень глубоко, недалеко от дна, или вовсе легла на дно, она как бы станет частью дна и почти невозможно будет различить, откуда отразился звук, от подводной лодки или от дна. Все это — очень большие недостатки ультразвуковых приборов.

Проект усовершенствованного корабля-ловушки
Сверху — отделяющаяся платформа (полуют), вооруженная пушкой, установленной в кормовой части корабля; в круге — пловучая платформа отделилась от потопленного корабля и осталась на плаву; внизу — орудийный расчет открывает огонь и топит всплывшую подводную лодку, тем временем к платформе пристают спасательные шлюпки, ранее ушедшие с потопленного корабля

В начале второй мировой войны эти недостатки давали фашистам основание надеяться, что их подводным лодкам все же удастся перерезать артерии, питающие фронты союзников в Европе и Африке.

В это время появились сведения о новом, как будто очень могущественном средстве для обнаруживания подводных лодок. Ультракороткие радиоволны, нащупывающие во мраке ночи вражеские самолеты и корабли, могли оказаться еще более сильным средством для отыскания подводных лодок. О таком применении радиоволн еще ничего неизвестно. В декабре 1939 г. премьер-министр Англии Черчилль, выступая в Палате общин, впервые объявил о том, что английские корабли вооружены новым прибором для обнаружения подводных лодок, таким прибором, который безошибочно нащупывает их на расстоянии до 10 миль и даже на дне морском, не дает им никуда укрыться и надежно помогает надводным судам уничтожать невидимого врага.

В отчетах английского правительства о поставках Советскому Союзу в числе посланного в нашу страну вооружения значатся и такие приборы. Они называются «Асдик». Как они устроены, на чем основано их действие — это составляет военную тайну. Известно, что их название «Асдик», по-английски Asdic, составлено из начальных букв названия специального учреждения Британского адмиралтейства, которое разрабатывает средства борьбы с вражескими подводными лодками.

* * *

Воздушная разведка — острое зрение надводных кораблей, гидрофоны — их тонкий подводный слух, ультразвуковые приборы — их чувствительное осязание, — все это в наши дни позволяет им очень успешно и во-время обнаруживать подкрадывающегося или притаившегося невидимого врага — подводную лодку — и обрушить на нее свои удары. Но на тот случай, если неприятельской подводной лодке все же удастся подобраться на близкое расстояние, надо принять меры к тому, чтобы ее торпеды прошли мимо цели. Поэтому корабли чертят зигзаги на воде, меняют направление и скорость через малые, промежутки времени. Поэтому корабли маскируются особой искажающей окраской, которая вводит подводную лодку в заблуждение: кажется, что корабль двигается со скоростью большей, чем на самом деле, и под другим углом к курсу подводной лодки.

* * *

Удары по подводным лодкам врага наносят, главным образом, специально предназначенные для этого надводные корабли. Какие же это корабли, как они ведут борьбу против невидимого врага?

Прибрежные воды и районы оживленных морских коммуникаций охраняются патрульными скоростными кораблями, миноносцами, охотниками за подводными лодками, катерами, самолетами и дирижаблями. Непрерывно снуют они по морю и над ним, не оставляют ни одного необследованного пятнышка, высматривают бурун от перископа. И чуть замечен подозрительный признак или подлинный след невидимого врага, морской патруль мчится на место и забрасывает его глубинными бомбами. Большое строительство патрульных кораблей, особенно охотников за подводными лодками, позволило американцам организовать своего рода «посты уничтожения» германских подводных лодок. Вдоль побережья на расстоянии от 80 до 100 миль организуются базы для 1–3 малых патрульных кораблей, сильно вооруженных автоматической артиллерией и глубинными бомбами. Эти суда всегда готовы выйти в море по первому сигналу разведчика. Как только дозорный самолет или дирижабль обнаружил подводную лодку где-то между двумя базами, он сообщает им по радио, где найти противника, а сам остается на месте до подхода своих кораблей и помогает им в уничтожении врага (см. рис. на стр. 186–187).

Как устроены бомбомет и глубинная бомба
1 — взрыватель; 2 — держатель бомбы; 3 — взрывная камера; 4 — метательная сила, возникающая в результате взрыва; 5 — стержень держателя бомбы; 6 — винт установки глубины взрыва; 7 — стальная оболочка бомбы; 8 — взрыватель и механизм установки глубины; 9 — детонатор; 10 — заряд взрывчатого вещества; 11 — запальный стакан;

Но наилучшим средством борьбы с германскими подводными лодками оказались конвои, те самые конвои, которые и в первую мировую войну выбили из рук немцев их подводное оружие.

Основная боевая задача германских подводных лодок и в первую и во вторую мировую войну сводилась к потоплению торговых, транспортных и нефтеналивных судов союзников. Англичане начали соединять большое число таких судов в один караваи и сопровождать его в пути специальными охраняющими кораблями. В целом такое соединение получило название «конвоя».

Конвои имеют свою историю. В XVII и XVIII столетиях на морях и океанах очень развилось каперство — нападения вооруженных пиратских кораблей на торговые суда. Именно в те времена англичане впервые стали соединять в один караван много судов и сопровождать их военными кораблями. Больше всего пригодились для этой цели быстроходные, хорошо вооруженные корветы и фрегаты, парусные трехмачтовые небольшие корабли (см. рис. на стр. 188–189).

В первую мировую войну конвойными кораблями служили, главным образом, эсминцы и миноносцы. По скорости, подвижности эти корабли больше всего подходили для борьбы с подводными лодками и в то же время были достаточно мореходны для дальнего плавания в составе конвоя.

К концу войны стали строить специальные патрульные суда — корабли-охотники за подводными лодками и сторожевые корабли больше всего для борьбы с подводными лодками в прибрежных водах и на ближних коммуникациях.

Через четверть века немцы во второй мировой войне снова понадеялись на удары подводных лодок по коммуникациям союзников, но англичане опять применили конвои, вооруженные новейшими средствами борьбы с невидимым врагом. В этот раз положение было еще серьезнее, еще опаснее.

Фашисты бросили на морские пути огромное количество подводных кораблей, намного больше, чем в первую мировую войну. Они применили тактику волков, их подводные лодки набрасывались на союзные конвои «волчьими стаями», группами по нескольку десятков кораблей, и не прекращали своих нападений во все время перехода. Коммуникации второй мировой войны удлинились, больше времени отнимал переход, реже оборачивались корабли. Значит, и конвойных кораблей понадобилось намного больше, чем их было в первую мировую войну. К началу войны количество эсминцев; союзников оказалось даже меньше, чем было 25 лет назад. И эти? эсминцы были нужны для своего основного, боевого назначения — для помощи крупным кораблям в бою и в походе, для нанесения торпедных и артиллерийских ударов по противнику. Надо было срочно построить сотни новых конвойных кораблей.

Y-образный бомбомет

Для охраны тихоходных караванов очень большая скорость и торпедное вооружение эсминцев вовсе не были необходимы. Строить такие корабли для конвоирования караванов приходилось долго, обходилось дорого. А враг не давал лишнего времени, средства и материалы надо было экономить. Вот почему союзники еще до начала войны создали и начали строить в большом количестве новые конвойные корабли, специально предназначенные для охраны караванов в пути.

Новым кораблям надо было дать название. И тогда снова вспомнили о конвоях XVIII столетия, вспомнили о корветах и фрегатах и такие же названия дали двум новым типам конвойных кораблей. Корветом назвали корабль водоизмещением всего 700–900 тонн, но отличающийся хорошей мореходностью и подвижностью. Скорость корвета небольшая, всего 18,5 узла, и вооружен этот корабль одним зенитным орудием, пулеметами, автоматами и глубинными бомбами (см. рис. на стр. 200–201).

Вскоре оказалось, что такой конвойный корабль не очень хорошо справляется со своей задачей. Его малая скорость была недостаточной для преследования обнаруженных подводных лодок, зенитное вооружение оказалось недостаточным для отражения атак с воздуха. Вот почему вскоре появился новый тип конвойного или эскортного корабля — фрегат. Это тот же корвет, только его водоизмещение выросло до 1000–1100 тонн, скорость увеличилась до 20–22 узлов, а вместо одной зенитной пушки стало две. И, наконец, все усиливая охрану караванов, пришли к третьему типу конвойного корабля, к эскортному эсминцу. Это тоже небольшой корабль, его водоизмещение около 900 тонн, но с более сильным: артиллерийским вооружением, а скорость выросла уже до 27,5 узла. Такой эсминец несет с собой большой запас глубинных бомб. Малые размеры и большая скорость защищают корабль с воздуха и делают его очень опасным противником подводных лодок.

Кормовой бомбосбрасыватель

Эскортные эсминцы растут не только в числе, но и но размерам. Уже появились такие корабли водоизмещением в 1300 тонн с торпедными аппаратами для борьбы с надводными океанскими «рейдерами», нападающими на конвой. В воздухе над конвоем как его разведчики и защита с воздуха парят самолеты. Без собственной пловучей базы самолеты не могли бы сопровождать караваны на далекие расстояния, через Атлантику. Поэтому пришлось включить в число конвойных кораблей специально построенные малые эскортные авианосцы водоизмещением в 10–17 тыс. тонн, со скоростью хода в 17–25 узлов, с 25–30 самолетами.

Все эскортные корабли вооружены новейшими, самыми совершенными средствами для обнаружения немецких подводных лодок.

Как выглядит большой конвой? Охраняемые торговые корабли выстраиваются в длинную линию судов, занимая место в строю по порядковому номеру. Все радиоустановки на кораблях опечатаны. Сигналы разрешаются только видимые. Ночью полное затемнение. В воздухе — рокот моторов прикрывающих самолетов. Впереди и по сторонам в конце колонны — эскортные корабли разных классов, эскортные эсминцы, корветы, фрегаты.

Успехи этих кораблей велики. Они провели через просторы Атлантики и Баренцово море десятки тысяч торговых судов. И почти в каждом бою волчьи стаи германских подводных лодок несут большие потери. Все чаще и чаще проходили конвои в порты назначения вовсе без потерь или с ничтожным уроном.

В мае 1944 г. Британское адмиралтейство сообщило о прибытии в порты СССР самого крупного каравана за все время войны. Германские подводные лодки непрерывно атаковали конвой. Несмотря на это, не было потерь в торговых судах, а из состава конвоя был потерян один эсминец. Две немецких подводных лодки заплатили за это своей гибелью, несколько было повреждено.

Каким же оружием побеждают эскортные и патрульные корабли невидимого врага?

Если подводная лодка застигнута на поверхности, одного-двух, нескольких метких выстрелов из пушки достаточно, чтобы отправить ее на дно. Но очень редко удается напасть на подводную лодку врасплох, когда она еще на поверхности: современные подводные лодки погружаются за 27–30 секунд.

Схема разбрасывания глубинных бомб по площади

Еще в прошлую мировую войну, когда союзники только начали искать наиболее сильные средства для обнаруживания и уничтожения невидимого врага, когда такого глубинные бомбы оружия еще не было и приходилось надеяться только на пушки и бдительность наблюдателей, — англичане придумали очень остроумный и смелый способ заманивать германские подводные лодки на поверхность моря, поближе к пушкам охотящегося за ними корабля.

К северу от Шотландии у Оркнейских островов находилась основная база Британского флота — Скапа-Флоу. Нескончаемой чередой тянулись с юга в эту базу суда с углем, продовольствием, боеприпасами. Вечером 24 июля 1915 г. одно из таких судов, угольщик «Принц Чарльз», шло как будто своим курсом как раз в том районе моря, где были замечены германские подводные лодки. Вскоре с угольщика заметили датский пароход «Луиза», застопоривший машины; около него стояла германская подводная лодка «U-36», приготовившаяся уничтожить судно. «Принц Чарльз» продолжал свой путь, точно надеясь проскользнуть мимо занятой «делом» подводной лодки. Но немцы не захотели упустить еще одну добычу, и полным ходом начали приближаться к безобидному и, повидимому, совершенно беззащитному угольщику. С расстояния не более мили немцы выстрелили из пушки. Снаряд перелетел, но командир угольщика все же застопорил машины и спустил шлюпки. Подводная лодка все приближалась и продолжала стрелять из своего, орудия. Второй снаряд снова перелетел, но упал уже ближе к угольщику. Вот подводная лодка уже совсем близко, повернулась к англичанам бортом, продолжает стрелять.

И вдруг, совершенно неожиданно для немцев, на беззащитном угольщике происходит чудесное превращение. На мачте взвивается боевой флаг английского военного флота. Падают «ширмы», и открываются замаскированные орудия, одно из них открывает огонь. Снаряд попадает в подводную лодку и рвется недалеко от боевой рубки. Еще и еще снаряды попадают в лодку, а все попытки погрузиться не удаются, что-то повреждено в лодке еще первым снарядом. Стреляя, «Принц Чарльз» все больше приближается к подводной лодке, теперь каждый удар его пушек смертелен для врага. Немцы вышли на палубу, каждое мгновение ждут гибели лодки. «U-36» действительно пошла ко дну, а уцелевшая часть ее команды была подобрана кораблем-победителем.

Так впервые было применено судно-ловушка, приманка для германских подводных лодок, чтобы подводить их под удары пушек надводных кораблей.

Суда-ловушки применялись почти на всем протяжении первой мировой войны. Как только немцы узнали об их появлении, командиры немецких подводных лодок стали очень, очень осторожными. Подводная лодка долго «обнюхивала» свою жертву, прежде чем решалась всплыть. Но командиры судов-ловушек превосходно разыгрывали сцены паники на корабле. Пожары от попавших снарядов, пробоины в корпусе ловушки, смерть и разрушения на ее палубе не прекращали «игры». Когда на глазах у немцев команда в панике покидала корабль, когда дым пожара заволакивал все судно, когда оно уже почти шло ко дну, — тогда даже опытные командиры подводных лодок попадались на удочку, приказывали всплыть, приблизиться к погибающему судну, чтобы поскорее, одним, двумя выстрелами, добить его. И тогда вдруг действительно едва державшееся на воде судно оживало, его орудия открывали огонь наверняка и… победитель оказывался побежденным своим почти добитым противником.

Один из зарубежных проектов новейшего «охотника» за подводными лодками, вооруженного дальнобойными бомбометами в башенных установках
1 — кормовой бомбосбрасыватель; 2 — новые дальнобойные бомбометы; 3 — управление огнем; 4 — мощные прожекторы; 5 — трехдюймовые орудия; 6 — якорь; 7 — башенный дальномер; 8 — бомбомет; 9 — механизмы вращения и обслуживания башни; 10 — механизмы кормового бомбосбрасывателя; 11 — башни бомбометов; 12 — трехдюймовые орудия

Суда-ловушки не часто добивались успеха, тем более, что немецкие подводные лодки действовали все осторожнее.

В связи с этим представляет интерес один из проектов усовершенствования кораблей-ловушек, предложенный в США и опубликованный в одном из американских журналов уже в годы второй мировой войны (см. рис. на стр. 191).

В кормовой части палубы такого корабля предусматривается место для своего рода пловучей орудийной платформы, выполненной в виде изолированной и легко отделяющейся секции судна и сооруженной крупнокалиберной пушкой, установленной на палубе. Если подводная лодка атаковала торпедой такой корабль, то в момент его потопления, когда у нападавших не остается никаких сомнений в полной и окончательной победе и когда подводная лодка уверенно всплывает на поверхность, — от тонущей ловушки отделяется и остается на плаву орудийная платформа, пушка открывает огонь по неосторожному противнику и топит его. Пловучая платформа снабжена радиоустановкой и запасами провизии, служит затем пристанью для ушедших с потопленного суда спасательных шлюпок и может быть подобрана через некоторое время каким-либо своим или дружественным кораблем.

Продольный разрез современного эскортного корабля-корвета
1 — кормовые бомбосбрасыватели; 2, 3 — склады; 4 — каюты старшин; 5 — бомбометы; 6 — спасательные плоты; 7 — машинное отделение; 8 — глубинные бомбы; 9 — зенитное орудие; 10 — котельные; 11 — бортовые топливные цистерны; 12 — кладовая электротехников; 13 — офицерская каюта (двойная); 14 — шлюпка; 15 — наблюдательный пост; 16 — левобортовая 20-мм зенитная пушка; 17 — мостик; 18 — смотровое окно штурмана; 19 — антенна радиопеленгатора; 20 — рулевая рубка и радиорубка; 21 — прожектор; 22 — сигнальный фонарь; 23 — правобортовая 20-мм зенитная пушка; 24 — фонарная (кладовая); 25 — аптека; 26 — офицерские каюты (одиночные); 27 — цистерны с горючим; 28 — запасы пресной воды; 29 — помещения для команды (кубрик); 30 — жилая палуба (команды); 31 — скорострельное орудие калибра 90 мм в башенной установке; 32 — брашпиль; 33 — хранение противогазов

* * *

С самого начала первой мировой войны военные изобретатели искали такое оружие, с помощью которого можно было бы наносить невидимому врагу удары под водой в том месте моря, где будет заподозрено или точно установлено его присутствие.

Такое оружие — глубинная бомба — было создано, и оно очень помогло союзникам. Оно уничтожило за все время войны 36 подводных лодок, или почти одну пятую часть всего количества потопленных подводных лодок. И в наши дни глубинная бомба — самое острое оружие тех надводных и воздушных кораблей, которые охотятся за подводными лодками. Пока мы рассказывали об этих кораблях, пришлось много раз упомянуть о глубинной бомбе. А теперь пришло время рассказать, что она собой представляет, как устроена, как ее направляют против невидимого врага.

Глубинная бомба (см. рис. на стр. 193) — снаряд цилиндрической формы. Вес заряда бомбы бывает разный и доходит до 270 килограммов. Бомба называется глубинной, потому что она взрывается не при соприкосновении с водой или при всяком ударе, а на определенной, заранее заданной глубине. Боек ударника бомбы связан с таким же гидростатом, который работает в различных устройствах мины и в торпеде. Гидростат так «настраивается», что спускает боек на определенной глубине под водой, при этом бомба взрывается. Но невозможно заранее знать, на какой глубине скрывается подводная лодка. Вот почему глубинные бомбы на корабле заблаговременно устанавливаются для действия на разной глубине. Определенное количество таких бомб с разной глубиной взрывания составляет целую серию. Бомбы и сбрасываются такими сериями, их удары поэтому настигают погрузившуюся подводную лодку одновременно на разных глубинах.

Но после погружения подводная лодка может уйти с того места, на котором заметили ее перископ. Правда, она еще не успела уйти далеко, но все же удары глубинных бомб, сброшенных в одном только месте, могут и не причинить ей вреда. Поэтому корабль сбрасывает свои бомбы на определенной площади с таким расчетом, чтобы незначительное перемещение подводной лодки не помогло ей избежать удара.

Глубинные бомбы вылетели из бомбомета

Вовсе не обязательно, чтобы глубинная бомба попала в подводную лодку или взорвалась тут же, около нее. Сила удара настолько велика, что заряд уничтожает подводную лодку на расстоянии 10 метров, а на расстоянии до 20 метров взрыв причиняет ей серьезные повреждения, которые часто выводят из строя важнейшие механизмы — подводной лодке приходится всплывать.

Как же «стреляют» глубинными бомбами?

На корме корабля устраиваются своего рода направляющие лотки-сбрасыватели. Бомбы уложены в эти лотки и сбрасываются за корму. Они падают тут же, в «след» корабля. Но существуют еще и бомбометы-пушки, из которых стреляют глубинными бомбами (см. рис. на стр. 195 и 196).

Теперь представим себе, что надводный корабль вооруженный и кормовым сбрасывателем и бортовыми бомбометами, заметил погружающуюся подводную лодку. Он мчится к месту погружения, вот он достиг его; тогда начинается сбрасывание бомб по ходу корабля и с обоих бортов. Корабль проносится, оставляя за собой большую площадь, покрытую бомбами (см. рис. на стр. 197). Их удары распространены по поверхности и по толще скрытой под ней воды и, образуют смертельно-опасную гибельную зону, из которой подводной лодке очень трудно выбраться невредимой. Успехи глубинного бомбометания привели к тому, что в проектах новых судов-«охотников» пытаются все шире, эффективнее использовать это оружие. В зарубежной печати появляются сведения о якобы проектируемых новейших кораблях-охотниках, вооруженных дальнобойными бомбометами в башенных установках (см. рис. на стр. 199). Это своего рода пушки, их стрельбой управляют из центрального поста управления огнем. Такие бомбометы якобы смогут поражать глубинными бомбами издалека замеченную погрузившуюся подводную лодку. Кроме того, такие бомбометы могут создать взрывную завесу на пути торпед, выпущенных каким-либо кораблем, и заставить их преждевременно взорваться или отвернуть.

Изобретатели не прекращают поисков еще более совершенного оружия для поражения погрузившихся подводных лодок. Так, в США предложен проект «торпедной глубинной бомбы». Это — обыкновенная торпеда, но ее зарядное отделение одновременно может служить и глубинной бомбой. Заметив подводную лодку на поверхности или ее перископ, корабль-охотник выпускает такую торпеду. Прибор расстояния в ней установлен на определенную дистанцию — до места подлодки. Если подводная лодка останется в надводном положении или под перископом, торпеда ударится об ее корпус, взорвется и отправит ее на дно. Если же подводная лодка успеет погрузиться, то в конце дистанции хода торпеды, как раз над «нырнувшим» противником, автоматически сработает механизм, отделяющий зарядное отделение торпеды. Оно превращается в обыкновенную глубинную бомбу и на заданной глубине взрывается.