Константин X, преемник Михаила Стратиота, и Исака Комнена, царствовал от 1059 по 1067 года. Умирая, он назначил опекуншей над тремя своими малолетними детьми императрицу, которую заставил подписать обязательство, скрепленное всеми сенаторами, что она, императрица Евдокия, никогда не выйдет замуж. По смерти Константина вдова начала управлять империей. Арабы, пользуясь тем, что на византийском престоле воцарились женщина и трое малолетних детей, перешли границу, и императорские войска были разбиты. Весь народ взволновался и стал громко требовать императора. Евдокия, желая иметь господином мужа, но не сына, решила выйти замуж. Общественное мнение было за Никифора, но любовь решила иное. Императрица избрала себе в супруги Романа Диогена, отец которого, генерал, был сослан императором. Не взирая на это, сын сосланного, Роман Диоген, явился к Константину и начал его просить о месте. Император ему лаконически отвечал: «Хорошо, посмотрим, насколько ваши действия заслуживают нашего внимания», и назначил его командиром войска. Диоген оказался вполне достойным этого назначения: он разбил варваров и отправил в Константинополь массу голов, как доказательство своего кровавого триумфа. Император, посылая ему диплом высшего назначения, написал следующие слова: «Вашим повышением вы обязаны не мне, а вашей шпаге». Молодой воин, поощренный столь лестной похвалой, после смерти императора стал мечтать о троне. Он составил заговор, который был открыт и послужил причиной осуждения на смерть Романа Диогена. Прежде чем утвердить приговор, императрица Евдокия пожелала видеть осужденного. Преступление Диогена было вполне доказано. Но его замечательная храбрость, а главное молодость и красота произвели сильное впечатление на сердце императрицы. Вспыхнувшая любовь женщины победила негодование императрицы. Она возвратила приговор и приказала пересмотреть дели. Судьи поняли мотив, который руководил Евдокией в этом случае, и оправдали Диогена. Он было уже отправился на родину, но, отъехав несколько верст от Константинополя, был возвращен и получил назначение главного командира милиции. Евдокия решила выйти за него замуж. Но патриарх, ввиду обязательства, данного императрицей — не выходить замуж, решительно воспротивился. Тогда страстно влюбленная женщина употребила хитрость. Она послала к патриарху для переговоров очень ловкого евнуха. Посланный обратился к патриарху с следующими словами: «Империя на краю пропасти; турки перешли границу; у византийских войск нет главы; народ ропщет; наша мудрая повелительница, императрица Евдокия, признала необходимым выйти замуж и короновать человека, способного спасти государство. Мне кажется — продолжал евнух — выбор императрицы пал на вашего брата Бардаса. Но как быть с обязательством, на котором вы сами подписались? императрица меня уполномочила поговорить с вами об этом, — она не решится ни на что без вашего совета». Заманчивая идея посадить брата на трон соблазнила патриарха. Частью подкупом, частью красноречивыми увещаниями ему удалось склонить сенаторов дать согласие на брак императрицы; патриарх отослал Евдокии злосчастный документ, который ею и был брошен в печь. Затем во дворец был позван Роман Диоген и императрица сама предложила ему руку. Нашелся дворцовый священник, который совершил брак. Велико было изумление придворных, а в особенности патриарха, когда на другой день узнали об этом событии; все невольно должны были покориться совершившемуся факту, которому они сами способствовали; лишь сыновья императрицы, боясь за будущее, протестовали. В защиту несовершеннолетних поднялся гвардейский корпус, так называемых варангов (varanghi). Евдокия бросилась обнимать детей, плакала, уверяла их, что ее свадьба с Диогеном есть ничто иное, как желание с ее стороны дать им регента, и что впоследствии, когда они будут совершеннолетними, Диоген удалится. Дети поверили уверениям матери и приказали гвардейцам успокоиться. Двор торжественно приветствовал нового правителя; сенат был вынужден молчать; а народ принял известие о воцарении Романа Диогена с таким же равнодушием, с каким рабы смотрят на перемену своего господина (1068 г.). Новый император зарекомендовал себя с самой лучшей стороны. Он принял империю, похожую на развалившееся здание, и тотчас же стал исправлять его. К жене он не выказал слабости, предоставив ей единственно внутреннее управление дворцом. Справедливый, твердый, энергичный, он тотчас же занялся обнародованием полезных реформ и в то же время защищал границы государства: он несколько раз отбрасывал турок от границ и окончательно разбил их на берегу реки Евфрата. По возвращении в Константинополь из похода, он получил от жены оперу «Иония»[7], сочиненную ею и посвященную ему.

Кроме того, императрица Евдокия писала различные аллегории, о богинях и героях и их метаморфозах. Многие сочинения ученой императрицы Евдокии, к сожалению, потеряны, как, например: поэма о волосах Ариадны, о воспитании женщины, правила монастырской жизни, трактат об обязанностях императриц и пр. Занятия литературой императрицы Евдокии имели весьма благотворное влияние не только на ее мужа, но и на окружающую среду. Воинственный и храбрый Диоген, под влиянием чтения сочинений своей жены, чувствовал в себе поднятие рыцарского духа, потребности побеждать турок, этих врагов цивилизации. В эту эпоху со всех сторон приезжали к византийскому двору христиане-воины, по преимуществу норманны и франки. В одном из сражений храбрый Диоген был ранен, упал с лошади, был взят в плен турками и представлен султану Арслану, который, по восточному обычаю, исполнил над пленным варварскую процедуру: он велел положить его на землю и наступил своей ногой ему на грудь. Исполнив эту церемонию, султан сказал: «Не бойся, государь, я не буду обращаться с тобой, как с пленником, а как с императором. Горе тому, кто, упоенный фортуной, забывает милосердие!» Сказав это, султан поднял Диогена, обнял его и приказал дать ему лучшую одежду, затем пригласил к столу. За обедом султан вел беседу с своим пленником о событиях дня, точно с другом. Один раз султан спросил Диогена, какая участь постигла бы его, Арслана, если бы он попал в плен?

— Я бы велел разорвать твое тело розгами, — дерзко отвечал Диоген.

— А я поступлю с тобой по правилам твоей религии, которая велит забывать обиды и любить своих врагов, — отвечал турок.

Вслед за этим Арслан заключил мир с Византийским императором, освободил его и всех пленных греков, дал на дорогу Диогену десять тысяч золотых монет и изъявил согласие на брак сына с дочерью византийского императора. При прощании Диоген, обливаясь слезами, бросился обнимать этого мусульманского героя, который победил его своим великодушием более, чем оружием (1071 г.). Приехав в Понт, Диоген написал к жене письмо, в котором рассказал историю своего плена. Письмо это было послано с нарочным, одним солдатом греком. К несчастью, солдат запоздал, а в Константинополе пронесся слух, что Диоген умер. Враги тотчас же этим воспользовались: созван был сенат, и Иоанн Дука, брат первого мужа Евдокии, объявил, что нечего оплакивать мертвого, а следует позаботиться о судьбе империи, и предложил провозгласить императором сына старшего своего брата Константина, Михаила. Пока шли все эти рассуждения, приехал посланный Диогена. Тщетно Евдокия поддерживала права своего мужа. Иоанн Дука взбунтовал солдат, которые стали угрожать императрице Евдокии. Она испугалась, думая, что ее хотят убить, и скрылась в монастырь, где ее принудили постричься. Константин был провозглашен императором, а сенат издал декрет, которым отрешался от власти узурпатор Диоген. Но последний, набрав отряд солдат, вступил в бой с своими противниками, был разбит и скрылся в Киликии. Новый император, пораженный храбростью Диогена, предложил ему разделить власть и царствовать вместе, но гордый Диоген отверг это предложение и снова выступил против Михаила. Произошло сражение, в котором Диоген был разбит. Защищаясь самым отчаянным образом, он наконец сдался под условием оставить ему жизнь. Он дал обещание уйти в монастырь и постричься. Император Михаил обещал ему письменным актом, за подписью трех епископов, не подвергать его смертной казни. Вследствие такого решения, Диогена, переодетого в сутану послушника, вывели за городские стены и посадили на мула. Во время пути один из придворных, сопровождавший его, дал ему яду, но быстро поданная медицинская помощь спасла Диогена от смерти. Вслед за этим пришло приказание из Константинополя лишить зрения несчастного Диогена. Напрасно трое епископов протестовали; эта страшная варварская операция была произведена: Диогену выкололи глаза и уже слепого привезли в монастырь, расположенный: на острове, где Диоген чрез несколько дней умер (1071 г.). Иоанн Дука, которому было поручено ослепить пленника, поспешил донести императору Михаилу, что его приказание исполнено. Царствование Диогена или, правильнее, его грустный роман продолжался три года и десять месяцев.