Дело, по которому вызывали Травкиного папу, было действительно страшно важное и спешное дело. На строительстве Москва — Ленинград произошла авария.
Уже четыре года прошло с тех пор, как началось строительство самого большого во всем мире метрополитена — между Москвой и Ленинградом. На строительстве работало несколько сотен тысяч человек и много десятков тысяч машин. Самые лучшие машины и самые лучшие люди работали на строительстве. Да и было из-за чего работать! Сотни тысяч людей и тысячи тонн разных грузов перевозятся из Москвы в Ленинград и из Ленинграда в Москву. Сколько угля для паровозов, бензина, электрического тока тратится на эти перевозки!
А после постройки метрополитена перевозка из Москвы в Ленинград или из Ленинграда в Москву не будет стоить ничего. Впрочем, будет, конечно, стоить, но на перевозку не нужно будет тратить никакой силы: ни бензина, ни угля, ни электричества. Вагоны будут ходить сами собой, без моторов.
Это, конечно, удивительно. Но дело в том, что если прорыть тоннель из Москвы в Ленинград по прямой линии, вагон покатится по этому тоннелю сам собой, как горошина по наклонной доске. Сначала он покатится медленно, а потом все быстрее и быстрее, пока не промчит половины расстояния между Москвой и Ленинградом. Тут наклон кончится. Теперь начнется подъем. Но вагон к этому времени раскатится так сильно, что с разгону доедет почти до самого Ленинграда. Тут все-таки придется пустить в дело мотор. Но электричества на это придется тратить очень немного. Зато вся поездка из Москвы в Ленинград по новому тоннелю займет меньше часа. Можно будет жить в Ленинграде, а работать в Москве. Можно будет жить в Москве, а учиться в Ленинграде. В театр пойти — хочешь в московский, хочешь в ленинградский. А московские и ленинградские заводы будут все время помогать друг другу и работать еще лучше.
Вот такую-то безмоторную дорогу и начали строить под землей.
Строить было очень трудно. Впервые людям приходилось проникать в глубь земли на десятки километров. В шахтах было жарко. Строители ставили холодильные машины. В шахтах появлялись ядовитые газы. Строители уничтожали их и громадными вентиляторами накачивали свежий воздух. По дороге попадались подземные каменные горы. Строители бурили камень и прокладывали в нем тоннель. Пловучие пески и подземные озера преграждали путь строителям. Строители замораживали пески, отводили озера в сторону и прокладывали тоннель.
Но на этот раз случилось такое, чего никто и никак не мог ожидать: в тоннель ворвалась горячая река.
Уже давно ученые заметили, что чем глубже опускался тоннель в землю, тем земля вокруг становилась горячее и горячее. Было заготовлено множество машин и приборов, вырабатывающих холод и вбирающих в себя лишнее тепло. Готовые части тоннеля обкладывались такими материалами, которые не пропускали тепла совершенно. Но никто не мог и подумать, что где-то, совсем близко, протекает горячая река.
Река хлынула в тоннель. Работы остановились. Подземные галлереи наполнились паром. Погибло несколько человек. Воды в тоннеле делалось все больше и больше. Она бурлила, ревела и обжигала горячим паром. Уже было разрушено много подземных построек. Нужно было во что бы то ни стало остановить реку. Все машины были пущены в ход. Строители прекратили работу на других участках. Они все боролись с горячей рекой. Но вода бушевала и бушевала под землей. Машинам нехватало электрического тока. Строительство попросило помощи у Москвы, Ленинграда, у города Калинина, у всех городов, где были большие электростанции и много электрического тока.
Травкин папа работал на станции, которая давала ток московским уличным механизмам. Но и его спешно вызвали на работу. Он выбежал из дому и увидел автомобиль своей электростанции. Это была аварийная машина. На крыше ее находились складные лестницы для проверки проводов. Кроме того, там же помещался небольшой самолет со сложенными крыльями. Он был нужен для облета дальних участков электролинии.
Папа поднял руку. Автомобиль остановился. Машиной правил папин товарищ. Папа крикнул:
— Слышал, авария на Москваленстрое?
— Слышал, — ответил товарищ. — Тебе куда?
— Меня вызывают на станцию.
— А меня на восьмую шахту. Туда нет хорошего шоссе. Разгони машину. Я полечу на самолете.
Папа сел за руль, а товарищ по лесенке перебрался на крышу автомобиля. Папа дал самый быстрый ход. Машина понеслась по шоссе. Самолет на крыше автомобиля расправил крылья. Автомобиль несся так быстро, что самолету не нужно было разбегаться по земле перед тем, как подняться на воздух. Он просто отделился от автомобиля и полетел в сторону. Папа поехал на электростанцию, а его товарищ полетел на свой участок, к восьмой шахте Москваленстроя.