Паровоз с Травкой подходил в это время к станции «Пролетарская».
Беляков рассказывает:
- Оттого и называется паровоз, что паром возит.
- Это-то я знаю! - говорит Травка.
- Внутри машины - котел, а под котлом топка - печка, что ли, по-твоему. В котле - вода. Вода кипит, из нее получается пар. Пар хочет вырваться, идет по трубам, попадает к поршням. И вот выталкивает то один поршень, то другой. Как пробку из деревянного пистолета, только гораздо сильнее.
Поршни соединены с колесами и вертят колеса. Вот паровоз и идет.
- Понимаю, - говорит Травка.- А зачем часы?
- Какие часы?
- А вот на машине.
- Это не часы, глупенький. Это манометр. Он показывает, сколько пара в котле накопилось, сильно ли пар давит на поршни.
- Понимаю,-говорит Травка очень решительно: ему совсем не хочется быть глупеньким.
На поворотах Беляков дергает за веревку. Паровоз ревет. Но Травка уже привык. Он ничего не боится. Из-под паровозных колес вырывается пар: пафф-паф-паф! пафф-паф-паф! На маленьких станциях паровоз ре-вет и не останавливается. Телеграфные столбы бегут мимо паровоза, словно кто-то тянет их веревочками. А веревочки - это провода. Сзади столбов вертятся белые снежные поля. А совсем далеко деревушки несутся с паровозом наперегонки.