На шестом месяце беременности Марии Иосиф возвращается домой, замечает положение ее, предается отчаянию, что не мог уберечь ее от соблазнами, и обращается к ней с горькими словами укоризны в нарушении долга. Та плачет, утверждает: «Я непорочна и я не знаю мужа», и не может объяснить старцу причину своей беременности. Ночью Иосиф размышляет, как ему поступить с Марией, но является во сне ангел, предлагает не отпускать ее и предсказывает ему о рождении от нее сына, долженствующего носить имя Иисуса и искупить грехи народа. Обручник повинуется и славит бога.
Однако, беременность Марии замечает случайно книжник Анна и обвиняет его пред первосвященником в нарушении долга. Первосвященник проверяет донос, убеждается в его правильности и назначает суд над Иосифом и Марией, несмотря на все их заверения в своей невинности. Он для испытания дает им выпить «воду свидетельства господня» и, видя их после нее невредимыми, убеждается вместе с народом в их правоте, после чего отпускает с миром. Радостные, они возвращаются домой.
Император Август издал декрет о переписи родившихся в Вифлееме. Иосиф не знает, как записать Марию, — женой ли, или дочерью; усаживает ее на ослицу и с двумя сыновьями отправляется в путь. На пути он замечает, что она то печальна, то весела, и спрашивает ее о причине, Та отвечает, что видит два народа, из которых один плачет и стонет, другой — смеется и ликует. На полдороге она жалуется на боли внутри и просит снять с ослицы. Иосиф не знает, куда ее поместить, и, найдя пещеру, вводит ее туда, поручает охрану сыну, а сам идет за бабкой- акушеркой.
В дороге он замечает странное явление: небо остановилось, воздух омрачился, птицы неподвижно повисли в воздухе, работники в поле лежали с протянутыми к котлу с пищей руками, ничего не ели, недвижно смотрели на небо, овцы стояли на месте, не двигались, пастух не опускал поднятую с посохом руку, козлы не пили в реке воды, хотя губы их касались ее. Все в этот момент остановилось, замерло на месте.
Спускавшаяся с горы женщина спрашивает Иосифа о его пути; тот объясняет, что идет за бабкой для беременной Марии, которая воспитывалась в храме и зачала от святого духа. Чтобы проверить это, женщина идет в пещеру и видит над ней лучезарное облако. Пещера наполняется ослепительным сиянием, и они видят младенца, которого кормит Мария. Женщина удивляется чуду, спешит из пещеры и сообщает некоей Саломее: «Я расскажу тебе великие чудеса: дева родила и она остается девой». Саломея желает убедиться в этом собственноручно, но, когда она прикоснулась рукой к соответствующему месту Марии, кисть руки у ней сжигается огнем и отваливается. На мольбы ее является ангел и советует взять на руки младенца; она берет его, исцеляется, выходит из пещеры и слышит неведомый голос, приказывающий ей не открывать никому о виденном, пока младенец не войдет в Иерусалим.
В это время в Вифлееме великое волнение: пришли волхвы и разыскивают новорожденного царя иудейского. Дальше идет рассказ по Матфею об Ироде, волхвах, звезде, поклонении их младенцу и избиении детей в Вифлееме. Мария, спасая Иисуса, завертывает его в пеленки и прячет в яслях для быков. Елизавета же с младенцем Иоанном укрываются в горе, которая чудесным образом раскрывается пред ними, и охраняются ангелом. Заканчивается апокриф рассказом о том, как по повелению Ирода был убит в преддверии храма отец Иоанна — Захария и как на место последнего избрали Симеона, которому было возвещено духом святым, что он не умрет, не увидев христа.