Адольф лежит на постели и читает газету. Жерар, спящий на столе в очень неудобной позе, медленно сползает на пол и просыпается при падении.

Адольф. Доброе утро! Как вы спали?

Жерар. Это не лучшая ночь в моей жизни… Вчера, пытаясь заснуть на этом проклятом столе, я посмотрел на вещи с несколько другой точки зрения… Где Нина?

Адольф. Она в ванной!

Жерар. Прекрасно. Тогда поговорим спокойно. Дорогой господин Тессье, вы представляете нас со стороны?

Адольф. Безусловно, дорогой господин Дюпюи.

Жерар. Вы очень любезны… И что вы намерены делать?

Адольф.?!?!?!

Жерар. Вчера вечером, когда она спросила, что вы здесь делали, вы отвечали весьма туманно…

Адольф. Не мог же я ей сказать, что пришел вас убить…

Жерар. Но мне кажется, что некоторые мужья в подобной ситуации спросили бы жену, что она здесь делала…

Адольф. И Нина бы мне это объяснила, а мне бы это не помогло. Она бы устроила ужаснейшую сцену.

Жерар. Да… Пожалуй! Во всяком случае, я хочу с ней порвать.

Адольф. Мне показалось, что это вы придумали только для того, чтобы она ушла.

Жерар. Вовсе нет.

Адольф. И вы действительно хотите с ней порвать?

Жерар. Конечно!

Адольф. Не из-за меня, надеюсь?

Жерар. Я принял решение ещё до вашего прихода.

Адольф. Мне кажется, что Нина не очень-то поняла вас.

Жерар. Это-то меня и пугает. (Встает с пола) И поскольку обстоятельства нас… скажем… сблизили… Я надеюсь на вашу помощь.

Адольф. Что я могу сделать для вас?

Звонит телефон.

Жерар. Вы позволите?.. Алло! Здравствуй! Где ты? Я не видел тебя целую вечность!.. Нет, я не один!.. Нет, не красивая женщина, а очаровательный мужчина. Что он делает? Он лежит в моей постели. Он провел там ночь. Даю слово, что это правда! Дать ему трубку? (Адольфу) Скажите ей несколько слов.

Адольф. Алло! (голосом ловеласа) Да, мадам!.. Я гость мсье Дюпюи и должен извиниться, что из-за меня вы не можете прийти… Мои сожаления, мадам… (Отдает трубку)

Жерар. Ну, убедилась?! Это муж моей знакомой. Вчера вечером они пришли и заночевали у меня… А, да… хорошо… я забегу к тебе… целую. (Кладет трубку)

Адольф. Очень милый голос!

Жерар. Да, она очаровательна.

Адольф. Расскажите мне о ваших женщинах! Ну, пожалуйста!..

Жерар. Давайте вернемся к Нине. Я сказал вам, что моя связь с ней продолжаться не может, и прошу вас о помощи.

Адольф. А как вы стали её любовником?

Жерар. Ну… я встретил её однажды у своих друзей… Она мне позвонила…

Адольф. И всё?!

Жерар. Да.

Адольф. У вас удивительная профессия! Пардон, я хочу сказать «жизнь»! Я, например, финансист. И моя жизнь это только вклады и кредиты… А вы, вы имеете дело с женщинами… Она приходит к вам… Какая минута!.. Целый мир входит в вашу комнату. Первый шаг, который она делает по комнате, это… я не знаю, как это выразить словами… он почти как поцелуй!.. Она улыбается!.. Вы обнимаете её, гладите её волосы… (Адольф изображает эту сцену, прижав к груди подушку)

Входит Нина.

Нина. Чем вы занимаетесь?

Жерар. Ничем. Мы разговариваем.

Нина. О чем?

Жерар. О любви.

Нина. Я вижу разговор в самом разгаре. Ну, тогда сейчас самое время.

Адольф. Самое время для чего?

Нина. Самое время узнать, что вы намерены делать. Ты был так бестактен, что поставил нас всех троих лицом к лицу. Итак, вот мой любовник и вот — мой муж. Настало время для объяснений. Что ты намерен делать, Адольф? (Адольф чихает). Это не ответ.

Жерар. Пока вы будете выяснять, я хотел бы умыться.

Нина. Подожди, умоешься после.

Жерар. И потом — я очень голоден.

Нина. Я тоже, но на кухне ничего нет…

Жерар. Естественно! Всё съели вчера вечером.

Нина. Я пойду в магазин и что-нибудь куплю. Пусть только Адольф скажет, что он намерен делать.

Адольф. Я хочу… я хочу…

Нина. Так что же ты хочешь? Убить меня? (Звонок в дверь. Нина Жерару). Ты кого-нибудь ждешь?

Жерар. Не в это время.

Нина. Пойду, посмотрю.

Она выходит и возвращается, пятясь под напором человека, приказывающего за кулисами.

Инспектор. Полиция!

Нина. Прекрасно. Ну и что?

Инспектор. Я говорю — полиция! Где труп?

Нина. Труп? Какой труп?

Инспектор видит под одеялом очертания лежащего человека.

Инспектор. Всё понятно. Всем оставаться на местах… (Быстро надевает наручники на Жерара) Ни слова!

Жерар. А я и не говорю!

Инспектор. Бесполезно запираться! Вы убили его вчера вечером. Не так ли?

Жерар. Вы ясновидец.

Инспектор. Молчите. Осмотрим тело. (Рывком срывает одеяло. Адольф выскакивает, как чертик из коробочки.) Что такое? Вы не умерли?! Где тело, я вас спрашиваю!

Нина. Какое тело, инспектор? Вы нам надоели с вашим трупом!

Инспектор. Не разговаривать! Господин Дюпюи, это вы?

Адольф. Нет.

Жерар. Это я.

Инспектор. Господин Жерар Дюпюи?

Жерар. Да.

Инспектор. Значит, это вы должны были стать жертвой…

Нина. Как жертвой? Мне кажется — жертва я. Я ничего не понимаю…

Инспектор. Вы — госпожа Дюпюи?

Нина. Нет, я мадам Тессье.

Инспектор. Тогда тише! Не усложняйте расследование. Господин Адольф Тессье?

Адольф. Это я.

Нина. Это мой муж.

Инспектор. Он преступник. У меня письмо.

Нина. Какое письмо?

Нина. Прекрасно. Ну и что?

Инспектор. Я говорю — полиция! Где труп?

Нина. Труп? Какой труп?

Инспектор видит под одеялом очертания лежащего человека.

Инспектор. Всё понятно. Всем оставаться на местах… (Быстро надевает наручники на Жерара) Ни слова!

Жерар. А я и не говорю!

Инспектор. Бесполезно запираться! Вы убили его вчера вечером. Не так ли?

Жерар. Вы ясновидец.

Инспектор. Молчите. Осмотрим тело. (Рывком срывает одеяло. Адольф выскакивает, как чертик из коробочки.) Что такое? Вы не умерли?! Где тело, я вас спрашиваю!

Нина. Какое тело, инспектор? Вы нам надоели с вашим трупом!

Инспектор. Не разговаривать! Господин Дюпюи, это вы?

Адольф. Нет.

Жерар. Это я.

Инспектор. Господин Жерар Дюпюи?

Жерар. Да.

Инспектор. Значит, это вы должны были стать жертвой…

Нина. Как жертвой? Мне кажется — жертва я. Я ничего не понимаю…

Инспектор. Вы — госпожа Дюпюи?

Нина. Нет, я мадам Тессье.

Инспектор. Тогда тише! Не усложняйте расследование. Господин Адольф Тессье?

Адольф. Это я.

Нина. Это мой муж.

Инспектор. Он преступник. У меня письмо.

Нина. Какое письмо?

Инспектор. Письмо, написанное преступником. Комиссар получил его сегодня утром. (Читает) «Я, нижеподписавшийся, Адольф Тессье, проживающий в Париже на улице…» и так далее…

Нина. Мсье…

Инспектор. Не прерывайте меня, мадам… и зовите меня «господин инспектор».

Жерар. Господин инспектор, не будете ли вы так любезны снять с меня эти приспособления?

Нина. Ну, конечно!

Жерар. Вот именно.

Инспектор. И документы при себе?

Жерар. Конечно. Вот, господин инспектор, смотрите.

Инспектор. А кто из вас должен был быть трупом?

Жерар. Я.

Инспектор. Тогда я вас освобождаю! Вы — жертва, к вам нужно особое внимание!..

Нина. Господин инспектор, какое письмо вы там начали читать?

Инспектор. «Я, нижеподписавшийся, Адольф Тессье, проживающий… официально заявляю, что сегодня, 22 октября в 17 часов 45 минут без всякого принуждения и совершенно хладнокровно убью некоего Жерара Дюпюи, проживающего…»

Нина. Так это ты хотел убить его?!

Инспектор. Тише!.. «Труп моей жертвы можно будет найти у неё дома, ул. Вашо, 7, я же буду ожидать представителей правосудия у себя дома. Адольф Тессье». Итак, где тело?

Жерар. Вот.

Инспектор. Но вы не труп, насколько я понимаю.

Жерар. Нет, но… должен был им быть.

Инспектор. А преступник — это вы?

Адольф. Нет, но должен был им стать.

Инспектор. Вы не убивали?

Адольф. Нет.

Инспектор. Почему?

Нина. Он передумал.

Инспектор. А почему вы не дома, как написано в письме?

Нина. Он заболел.

Инспектор, (растерянно) Здесь?

Адольф. Да.

Инспектор. Когда?

Адольф. Вчера вечером.

Нина. Грипп дал осложнения.

Инспектор в задумчивости делает круг по комнате.

Инспектор. (Адольфу) Вылезайте из кровати!

Нина. Он простудился! Он чихает. Почихай немного, Адольф!

Инспектор. Вставайте! (Он вытаскивает Адольфа из постели и ощупывает его) Вы не ранены?

Жерар. Нет инспектор.

Инспектор. А каково ваше участие в этой истории?

Жерар. Мое?!

Нина. Это мой любовник.

Инспектор. Ваш любовник?

Нина. Я осмеливаюсь это утверждать.

Инспектор. Итак, ваш муж хотел убить вашего любовника, если я правильно понял?

Адольф. У меня была такая мысль.

Инспектор. И вы — муж — спали в постели любовника вашей жены?

Адольф. Да… То есть…

Инспектор. Ну и дела… Но… ладно, трупа нет, и я ухожу. (Адольфу) Но вы за ложный вызов у меня попляшете. В следующий раз будете умнее. Понятно?! Ну и муж!

Инспектор выходит.

Жерар. Если вы не против, я пойду приму ванну!

Нина. Значит, ты хотел убить Жерара?!

Адольф. Да, моя дорогая… Ты поймешь…

Нина. Пойму что? Что ты сумасшедший, только и всего. Почему ты мне этого не сказал! Я бы объяснила тебе, что это смешно! И ты бы не покидал постели из-за пустяков. Зачем его убивать? Ты его даже не знал! Меня надо было бы убить! Тогда бы это что-то значило! Это было бы естественно! Понятно, это была бы ревность!

Адольф. Я шел убить не из-за ревности, Нина!

Нина. Тогда не убивают вовсе! Принимают душ, едут в деревню, словом, проветривают мозги! Но не убивают! Я тебе говорила: ты не любишь, ты рассуждаешь. Я скажу, что тебе надо было делать. Надо было подумать так: «У Нины есть любовник, это, конечно, моя вина. Моя большая вина. И если мне это не нравится, я сам в этом виноват!»

Адольф. Почему ты вышла за меня замуж?

Нина. Потому что ты меня об этом попросил, а я была настолько вежлива, что не смогла тебе отказать.

Адольф. Значит, я был неправ, попросив тебя об этом.

Нина. Нет, ты был прав. Ты знал, что делаешь это, чтобы быть счастливым со мной. Очень счастливым.

Адольф. Я…

Нина. А разве ты несчастен? Четырнадцать лет ты был счастлив! Ты не можешь наплевать на четырнадцать лет счастья только потому, что двенадцать часов назад ты узнал о сопернике! Почему я приняла твое предложение? Возможно потому, что я уже знала…

Адольф. Знала что?

Нина. Дорогой Адольф!.. Я знала, что никогда не встречу настоящего мужчину. Мужчину, который сильнее меня.

Адольф. А Жерар?

Нина. Что Жерар?

Адольф. Он принес тебе то, что не смог дать я?

Нина. Он?! Нет. Он ничего не дает, он получает.

Адольф. Тогда почему ты выбрала его? Ведь это ты его выбрала?

Нина. Естественно, я.

Адольф. Почему?

Нина. Потому что он тоже нуждается во мне! Он из породы настоящих мужчин, но немного устал… Другие женщины не понимают этого.

Адольф. Другие?!

Нина. Конечно! У него их четыре или пять. Я это знаю. Я все знаю. Но они недостаточно сильны, чтобы заставить его полюбить. Меня он мог бы полюбить. И если я захочу, чтобы он вошел в магический круг любви, он войдет.

Адольф. Ты в этом уверена?

Нина. Да! Потому что я хорошо знаю Жерара. Он несчастлив. А счастлив он будет в тот день, когда в его жизни буду я одна. И не раньше. В тот день он узнает, наконец, что такое настоящая любовь.

Жерар. (входя) Друзья мои, я умираю с голода.

Нина. Сейчас будем завтракать.

Жерар. Чем? Всё съели ещё вчера.

Нина. Я куплю всё, что нужно. А теперь нужно объясниться.

Жерар. Нет! Я не даю и не принимаю никаких объяснений! Потом! Всё потом! Я голоден!

Нина. (Адольфу) Ты видишь, это ребенок. Он голоден и из-за такого пустяка способен устроить душераздирающую сцену. Я знаю тут недалеко хорошую кондитерскую. А ты, Адольф, пока оденься!

Адольф. Я тоже приму ванну!

Нина. Ни в коем случае! Твой грипп?! (Жерару) Проследи за ним, он тоже ребенок! Ты хочешь эклеры или круасаны?

Жерар. Мне всё равно, я хочу есть.

Нина. Ясно, ясно, я поняла, что ты не выносишь, когда опаздывают с твоим кормлением.

Нина уходит. Адольф тотчас вылезает из кровати и подходит к Жерару.

Адольф. Послушайте, я хочу сообщить вам очень серьезную вещь. Я сейчас расспрашивал Нину и могу утверждать что, вы кончите, как я. Давно вы близки?

Жерар. Около полугода.

Адольф. Через полтора года с вами будет кончено.

Жерар. Что значит «кончено»?

Адольф. Вы перестанете быть мужчиной, и расстанетесь с вашей прежней жизнью.

Жерар. Вы сами вчера с револьвером в руках предлагали расстаться с ней.

Адольф. Мне стыдно об этом вспоминать. Но я больше не позволю, чтобы нас унижали, задевали, мучили! Вы слышите, я этого не позволю!

Звонит телефон.

Жерар. Вы позволите?

Адольф. Конечно, наверняка это одна из ваших женщин!

Жерар. Алло! (интимным голосом) Здравствуй, Сесиль, ангел мой… да… вчера вечером?.. О, это слишком долгая история, я расскажу в другой раз… Нет, это чересчур сложно… Конечно, я умираю от желания видеть тебя… (Выражение лица Адольфа непрерывно меняется) Сегодня после обеда?.. (Адольф толкает его под локоть и знаками вынуждает сказать «да») Ну… хорошо, я думаю, мы сумеем что-то сделать… Секундочку, я только сверюсь с записями… (Пока Жерар ищет записную книжку, Адольф держит трубку в вытянутой руке и с нежностью возвращает её вернувшемуся Жерару. Он всё время вертится около телефона и конце концов знаками вынуждает Жерара дать ему послушать) Знаешь, я предпочел бы вечером… Ты не можешь?.. Значит, значит… Я позвоню тебе в пять часов… Что?…Ты сменила номер телефона? Какой? Пасси 30–03? Прекрасно. Я записал. (Адольф подает ему карандаш) До скорого. Умираю от желания тебя увидеть. (Вешает трубку)

Адольф. Как чудесно!

Жерар. Что?

Адольф. Вы умираете от желания её увидеть!

Жерар. Я?! Умираю?!

Адольф. Ну, вы так говорите… Сесиль!.. Какая свежесть в этом имени… Она молода?

Жерар. Двадцать два года.

Адольф. Замужем?

Жерар. Да.

Адольф, (вне себя от восторга) Ах, как чудесно! Молодая женщина, двадцать два года, замужем, а вы — увлекаете её на этот чудесный путь тайной любви!.. Это восхитительно! Это великолепно!

Звонит телефон.

Жерар. Алло! Я рад, что ты позвонила, Клэр, так как не смогу быть в пять часов, мой ангел… Нет, я должен идти к черту. Да, совершенно неинтересное дело… Вечером, если захочешь… Согласен… Вместе поужинаем. (Адольф подсказывает: «К восьми часам»). Около восьми. Целую.

Адольф смеется.

Адольф. (Внезапно меняет тон, говорит очень серьезно) Послушайте, я чувствую к вам огромную симпатию. Вчера я вас не знал, а теперь и двадцатилетняя дружба не может даже сравниться с моими чувствами.

Жерар. Ну-ну.

Адольф. Я говорю то, что думаю. И потому не хочу, чтобы Нина взялась за вас. Хоть один раз в жизни, он я буду сильнее её. Я вас спасу. Есть только одно решение проблемы.

Жерар. Какое?

Адольф. Убить Нину.

Жерар. Простите?

Адольф. К моему глубокому сожалению, я её убью.

Жерар. Вы псих. Каждый день у вас желание кого-нибудь убить!

Адольф. Вчера я видел в вас элемент общественного беспорядка и нарушителя морали. А теперь я уверен, что этот элемент — Нина.

Жерар. Быстро это у вас.

Адольф. Поверьте, Нина — наилучшая жертва из нас троих. Я в это уверен.

Жерар. Да, но если вы намерены убивать всех, кто нарушает порядок, у вас будет адова работа!

Звонок в дверь.

А вот и Нина!

Адольф открывает дверь. Нина входит в комнату с двумя огромными букетами и тремя или четырьмя пакетами.

Нина. Какая чудесная погода! Я не могла не пройтись! Посмотрите на эти цветы. Какая прелесть! Я не устояла! А здесь всё для прекрасного завтрака!.. (вынимает из кармана маленькую коробочку) … Эту маленькую серебряную безделушку я купила у антиквара… Красивая, правда?

Жерар. Зачем, Нина?

Нина. Как зачем? Потому что это красиво. (Жерару) Это тебе. (Идет к Адольфу, вынимая по дороге флакон) А это тебе, Адольф! Аптекарь сказал, что он ещё не поступило в продажу… Это новое, совершенно чудодейственное средство… Попробуй, прошу тебя! А я пойду, поставлю чай. Жерар, поставь цветы в воду. (Исчезает на кухне)

Адольф. Ну, видели? Что я говорил? Она всегда выигрывает. С ней невозможно спорить. Вы никогда не сможете её бросить. Поэтому — она жертва.

Жерар. (Ставя в вазу цветы) Пожалуйста, оставьте вашу жертву в покое!

Адольф. Что же вы будете делать?

Жерар. Я скажу просто: Нина, наша связь окончена…

Адольф. Посмотрим. Я подожду. Но когда закончите вы, придет моя очередь.

Жерар. Хорошо, не будем больше об этом говорить.

Голос Нины. Вы уже договорились?

Адольф. Что она имеет в виду?

Жерар. Она спрашивает, пришли ли мы к согласию? Да!

Голос Нины. И что же вы решили?

Жерар. Мы решили тебя убить.

Входит Нина.

Нина. Убить меня? Зачем?

Жерар. Чтобы избавиться от твоего очарования.

Нина. Уверена, что эта идея пришла в голову Адольфу.

Жерар. Именно.

Нина. Он прав. Это единственный выход. Разве что мертвая я буду мешать вам спать, вы не находите?

Адольф. Посмотрим.

Нина. Адольф, оденься, ты уже не в постели. Иначе ты простудишься, и в конечном счете из нас троих умрешь именно ты.

Нина снова уходит.

Адольф. Где моя одежда?

Жерар. Вы её оставили вчера в ванной.

Адольф уходит. Входит Нина с подносом.

Нина. Жерар, там, на кухне два больших блюда. Возьми их, будь любезен. У нас будет чудесный завтрак! Где убийца?

Жерар. Он в ванной (уходит на кухню).

Нина. А-а… он моет руки перед преступлением! Он всё делает наоборот. (Входит Адольф) Ты вымыл руки?

Адольф. Да.

Нина. (Жерару который входит из кухни) Ну, садись! Разве мы не счастливы все трое? Конечно, проводить так каждый день было бы слишком, но один раз — это занятно, не так ли? Итак, что вы решили?

Адольф. Господин Дюпюи хотел тебе сказать…

Нина. Зови его Жерар! Господин Дюпюи — слишком торжественно.

Адольф. Жерар хотел тебе сказать, что мы рассмотрели все возможные варианты…

Нина. Ну и что же?

Жерар. Да, Нина… Я думаю… я думаю… Я думаю, что теперь, когда меня и твоего мужа связывает искренняя симпатия… даже дружба… так продолжаться не может…

Нина. Ты требуешь моего развода!

Жерар. Нет!!!

Нина. Тогда что?

Жерар. Я думаю, наша связь должна прекратиться… Да… И уступить место симпатии, скажем, дружбе… между нами… всеми.

Нина. Послушай, дорогой, ты меня любишь, и ты не можешь ставить на одни и те же весы твою любовь ко мне и симпатию, даже дружбу к моему мужу. Так не бывает. Вода закипела! (Убегает на кухню.)

Адольф. Я это предсказывал. Теперь — я!

Адольф выливает в чашку Нины маленький флакон.

Жерар. Что вы делаете?! Вы сумасшедший!

Нина. (Входит в комнату, берет в руки чашку, но в последний момент бросает взгляд на чашку Жерара). Почему ты забрал мою чашку? Думал, что я не замечу шутки? Смотри, тут следы моей помады! (Она отбирает свою чашку)

Адольф. Цвет помады — цвет крови жертвы.

Нина. (Жерару) Когда ты получше узнаешь Адольфа, ты увидишь, что он время от времени роняет замечания, вроде бы и глубокие по смыслу, но тем не менее ничего не значащие. Кто мало его знает, обычно думает, что это признак гения. Он вообще оригинал… (Хочет выпить, но в последний момент, что-то вспомнив, задерживает чашку в руке. Смеется). Он идет убивать людей, которых никогда раньше не видел, прямо на дом, но в душе он паинька! Не так ли, Адольф? Но, тем не менее, я его очень люблю. Ну, сделай глоток из моей чашки в знак примирения, в знак того, что мы добрые друзья! (Жерару) Это наш семейный обычай! Мы делаем так всякий раз, когда немного ссоримся.

Адольф. Но мы не ссорились, дорогая!

Нина. Нет, не ссорились, но я тебе наговорила таких вещей…

Адольф. Да нет же, уверяю тебя!

Нина. И ещё вчера вечером… я сказала, что ты великий рогоносец. Это ведь не доставило тебе удовольствия?

Адольф. Не сказал бы…

Нина. Ну, видишь? Выпей глоток, и всё пройдет.

Адольф. У меня нет желания.

Нина. Как нет желания? Ты хотел выпить чай, а теперь ты вдруг не хочешь? Значит, тебе наплевать на меня, Адольф?

Адольф. Мне не наплевать. Я не хочу пить, вот и всё.

Нина. Не пей, а обмакни губы и сделай один-единственный глоток… Если ты откажешь мне в этом символическом акте нашей дружбы, значит ты мой враг и способен меня убить. Ты хочешь, чтобы я в это поверила? (Она берет чашку, подносит её ко рту Адольфа и заставляет сделать один глоток). Один глоточек, и всё! И достаточно… Ну, а теперь я… (Залпом выпивает свою чашку) Да, этот чай не из лучших. Какой-то странный привкус. Это китайский или цейлонский? Можно подумать, что глотаешь какое-нибудь лекарство Адольфа. Почему вы на меня так смотрите? Из-за того, что мне не понравился чай? И почему вы не едите? Что с вами? То ты не хотел ни о чем говорить, не позавтракав, а теперь не ешь?

Жерар. Я больше не голоден.

Нина. Один не хочет пить, другой не хочет есть! У вас что — заговор? (Пауза)

Жерар. Нина, как ты себя чувствуешь?

Нина. Чудесно! А почему ты меня об этом спрашиваешь?

Адольф падает со стула.

Жерар. Боже мой!

Нина. Что с ним? Адольф, что с тобой?

Адольф. Я умираю!.. Я отравлен…

Нина. Он сошел с ума?

Из рук Адольфа выпал флакон.

Жерар. Он отравился!

Нина. Он выпил весь флакон?

Адольф. Всё внутри горит!

Жерар звонит. Нина рассматривает флакон.

Нина. Почему ты выбрал именно это лекарство? Слава богу, оно не очень сильное.

Адольф. Я умру!

Нина. Не говори глупостей! Сейчас мы тебя уложим. Помоги мне, Жерар!

Адольф. Сесиль!

Нина. Что?! Сесиль? Лучше вложи пальцы в рот, вместо того, чтобы говорить всякие глупости!

Жерар. Это не очень эстетично, Нина.

Нина. Гораздо более неэстетично, если он умрет.

Адольф. Сесиль! Позвоните Сесиль!

Нина. Мы позвоним, не волнуйся!

Адольф. Как ты себя чувствуешь, Нина?

Нина. Чудесно, дорогой!

Адольф. Странно.

Нина. (Жерару) Он выпил целый флакон яду и находит странным, что я чувствую себя прекрасно…

Адольф. Послушай, Нина… Жерар тебя не любит.

Нина. У него начинается агония. (Жерару) Он не понимает, что говорит.

Адольф. Обещай после моей смерти оставить его…

Нина. Обещаю, Адольф!

Адольф. Можешь в этом поклясться у моего смертного ложа?

Нина. Клянусь! (Жерару) У него бред!

Адольф. Кончено. Я умираю.

Нина. Я в аптеку за рвотным. Не умирай Адольф, я поставлю тебя на ноги. (Жерару) Ждите! Я возьму ключ. Жерар, не оставляй его одного,

Нина уходит.

Жерар. Я убийца!

Адольф. Но ведь вы не убивали!

Жерар. Я позволил Нине выпить отравленный чай! Теперь я знаю, что я — преступник!

Адольф. Ну и слова же вы выбираете!

Жерар. Других у меня нет. Удивляюсь, что вас не мучает совесть.

Адольф. В конце концов — хотите вы отделаться от Нины или нет?

Жерар. Нет!!!

Адольф. Нет?!

Жерар. Да! Но не убивая! А вы хотите избавиться от Нины во что бы то ни стало?

Адольф. Нет! Нина мне необходима! Я не знаю, как бы я смог жить без неё. Она удивительная! Я только смочил губы и отравился. А Нина выпила чашку и с ней ничего не случилось. Мы были просто орудиями судьбы, и сами видите: мы ничего не смогли.

Жерар. Я знаю, что нужно делать: мне нужно уехать.

Адольф. Вам?!

Жерар. Да. Я трус. Значит, я должен поступать так, как подобает трусам: бежать.

Адольф. Куда?

Жерар. Всё равно. Я давно хотел побывать в Мексике. Вот туда и отправлюсь.

Адольф. В Мексику?

Жерар. Да.

Адольф. Когда?

Жерар. Немедленно!..

Адольф. Вы уезжаете в Мексику из-за Нины?

Жерар. Из-за всего! Мне всё надоело, мне нужен свежий воздух, понимаете?

Адольф. Вы впали в отчаяние.

Жерар. Никакого отчаяния. Я уезжаю на свежий, чистый воздух!

Адольф. Вам никуда не надо ехать! Я знаю, что надо делать!

Жерар. Что?

Адольф. Нина доказала, что из нас троих, именно она достойная жизни. Но знак смерти неумолим — он указал на меня.

Жерар. Да ну?

Адольф. Кто из нас троих лишний? Я.

Жерар. Но почему вы?

Адольф. Потому что в восьми случаях из десяти лишним оказывается муж. Стало быть, мне пора. Мсье Дюпюи, я прошу вас оказать мне ту услугу, о которой вы просили меня вчера.

Жерар. Хотите, чтобы я вас убил?!

Адольф. Будьте так любезны.

Жерар. Послушайте, дорогой господин Тессье…

Адольф. Зовите меня Адольф… И говорите мне «ты».

Жерар. Послушай меня, Адольф…

Адольф. Я тебя слушаю, Жерар.

Жерар. Я уезжаю в Мексику и больше никаких смертей!

Адольф. Ты не уедешь!

Жерар. Уеду!

Адольф. В Мексику?

Жерар. В Мексику!

Адольф. Нина вернет тебя! Если я буду живой, она тебя вернет.

Жерар. Из Мексики?

Адольф. Из Мексики!

Жерар. Посмотрим! А если не живой?

Адольф. То она тебя оставит. Она поклялась, сейчас, когда я умирал. А для неё клятва священна. Убей меня, и всё будет в порядке!

Жерар. Адольф, ты меня утомляешь.

Адольф. Тогда я сам себя убью!

Жерар. Проглоти пижаму. Повесься на поясе.

Адольф. В ванной лежит мой револьвер, но сначала я напишу письмо комиссару полиции.

Жерар. Зачем?

Адольф. Я сообщу, что добровольно кончаю с сбой и что никто в этом не виноват.

Жерар. Прекрасная мысль. А я напишу Нине.

Адольф. Нине?

Жерар. Я объявлю ей о моем отъезде.

Адольф. У тебя есть почтовая бумага?

Жерар. Держи.

Адольф. Мерси.

Жерар. Пиши. Я отнесу письмо на почту.

Адольф. «Господин комиссар…»

Жерар. «Моя дорогая и обожаемая Нина…»

Адольф. Дорогая и обожаемая?.. Она тебя не поймет.

Жерар. Пиши твоему комиссару…

Адольф. Господин комиссар…

Жерар. «Тебе известно, какое место ты занимаешь в моей жизни…»

Адольф. «Вы будете удивлены, получив мое новое письмо…»

Жерар. «Тем не менее, Нина, ты должна понять…»

Адольф. «Вы примете меня за сумасшедшего, но…»

Жерар. «Я решил…»

Адольф. «Уехать в Мексику…»

Жерар. Нет, это я уезжаю в Мексику! А ты умираешь!

Адольф. Верно, верно, пардон. А почему?

Жерар. Что?

Адольф. Почему бы нам не поехать а Мексику вдвоем? Ты возьмешь меня?

Жерар. Взял бы, если бы ты был один.

Адольф. Но я один!

Жерар. А Нина? Ты оставишь её?

Адольф. А ты?!

Жерар. Но я оставляю её с тобой.

Адольф. Значит, ты оставишь нас одних? Хорошо, (пишет) «Я решил покончить с собой…»

Жерар. Делай это потише.

Пишут в тишине.

Адольф. «Примите, господин комиссар…»

Пишут. Адольф заклеивает письмо.

Вот!

Жерар. Я ещё не закончил.

Адольф. Извини.

Звонит телефон.

Я отвечу?

Жерар. Скажи, что я уехал в Мексику.

Адольф. Алло! Мадам!.. Пардон, мсье! Да, мсье, это здесь. Господин Дюпюи уехал в Мексику… (Жерару) Он повесил трубку.

Жерар. Ну, вот, я закончил.

Адольф. Ты уезжаешь?

Жерар. Я уезжаю, Адольф. Я бабочка, улетающая от горящей лампы. Нина прекрасна, но мне нужна свобода… (Кладет письмо для Нины на видное место). Дай мне твое письмо, я по дороге опущу его в ящик. Твоя смерть бессмысленна. Она не нужна. Комиссар не получит твое письмо. (Рвет письмо)

Адольф. Зачем?!

Жерар. Затем, что ты должен жить, Адольф! Пойду собирать чемодан. (Уходит)

Адольф. Ты пришлешь мне письмо из Мексики?

Жерар. Да, милейший!

Адольф. А ты напишешь, какие в тех странах женщины?

Жерар. Да. Я оставлю тебе мою холостяцкую квартиру.

Адольф. Правда?

Жерар. Можешь очаровывать тех, кто будет приходить ко мне, не знаю, что я уехал.

Адольф. Я их всех тебе верну!

Жерар собирает маленький дорожный чемодан. Звонок в дверь

Жерар. Черт возьми, это Нина?

Адольф. Она взяла ключ.

Жерар. Значит, не она. Открой. И не забудь сказать, что я уехал в Мексику.

Адольф идет открывать. Он в пижаме. Из коридора возвращается с молодым человеком.

Молодой человек. Так значит, вы уехали в Мексику?! Мексика — это ваша постель?! Это условный пароль для женщин! Дон Жуан! Он даже не дает себе труд одеться! Он принимает в пижаме! Он уже в постели! Только дама ещё не пришла! Негодяй! И с такой рожей! Вы смотрите в зеркало, когда бреетесь? И вас не тошнит? Подумать только, что с этой помойкой Сесиль меня обманывала!..Ах, это имя вам что-то говорит, не так ли? Не припомните? Она блондинка, ей 22 года, и мы уже два года женаты. Когда вы позвонили Сесиль и попросили не приходить в пять часов, я снял параллельный аппарат и всё слышал! Потом выяснил ваш адрес и вот я здесь/ (Пауза) Очевидно, вы хорошо знаете женщин! И вам уже не надо быть ни молодым, ни красивым!.. Сволочь!.. И вы принимаете их здесь, лежа, в пижаме. Какая гнусность! Молитесь!

Входит Нина. Дверь остается полуоткрытой. Она стоит на пороге, и никто из присутствующих её не видит. Последние слова пришедшего вызывают у Нины смех. Молодой человек оборачивается.

Нина, (смеясь) Нет, мсье, нет… Не надо его убивать… Это мой муж.

Молодой человек. Ваш муж?

Нина. Да, я в этом уверена. Как вы сейчас хороши! Не правда ли, Адольф, он ве-ли-ко-ле-пен! Позвольте мне вас обнять и дайте-ка револьвер сюда. (Забираетревольвер) А то он может выстрелить, когда его не просят!.. Вот, Адольф, настоящий разговор страсти и ревности! Вот это мужчина! Вот это любовь! Ах, как это прекрасно! Если бы я вас знала, когда мне было двадцать! Могло бы случиться что-то нео-бы-кно-вен-ное! Поскольку вы так прекрасны не только в любви, но и в гневе, я сохраню ваш револьвер и пришлю вам его дня через три, когда вы успокоитесь. Кстати, вы не представились: по какому адресу отправить револьвер?

Молодой человек. Меня зовут Рене Редон-ламюр. Но если мадам позволит…

Нина. Редон-ламюр? Пасси 30–03?

Рене. Да.

Нина. Значит, вы — муж Сесиль?

Рене. Я это уже сказал.

Нина. Значит, это вы тот молодой идиот?

Рене. Что?!

Нина. Редон-ламюр, у которого такая очаровательная жена и который ей изменяет самым циничным образом, а сам прибегает в бешенстве с револьвером в руке, узнав, что он рогфюсец?! Вот вам правда! А знаете, как она мне досталась? Я провела у Сесили целый час. Когда я пришла к ней и сказала, что никогда больше не увидит Жерара, потому что он уезжает в Мексику. Конечно, я это выдумала, хотела проверить ее чувства к Жерару и знаете, что она мне сказала?! Она сказала, что безумно Вас любит, но вы к ней остыли. Она страдает. Она плакала у меня на плече! Я утешила Сесиль и сказала, что жизнь у неё только начинается!

Рене. Вы закончили?

Нина. Да. Вы можете сказать «до свидания»!

Рене. Можно мне вставить слово?

Нина. Вы можете уйти. Скорее уходите, ваша жена плачет! Немедленно идите просить у неё прощения!

Рене. Я могу сказать?

Нина, (вскидывая револьвер) Нет! Убирайтесь отсюда, глупый, несчастный эгоист! Убирайтесь, или я стреляю!

Жерар. (появляясь из-за ширмы с револьвером в руке) И я тоже!

Нина. И он — тоже!

Адольф. Убирайтесь, или мы стреляем!

Рене. (выскакивает визжа из комнаты) Настоящая банда! Банда!..

Нина. Кретин!!!..

Жерар. Нина, ты сказала правду? Ты была у Сесиль?

Нина. Да.

Жерар. И ты действительно все это ей сказала?

Нина. Адольф, иди в ванную и прими рвотное.

Адольф. Я иду.

Адольф уходит.

Жерар. Зачем ты это сделала?

Нина. Я хотела на неё посмотреть.

Жерар. А ты понимаешь, что ты сказала…

Нина. Что? Я придумала правду?

Жерар. Да. Я совершенно случайно выбрал Мексику.

Нина. Ты знал, что это далеко.

Жерар. Да.

Нина. Забавно, не так ли? Я вижу, и чемодан уже собран. Значит тебя задержал только приход этого идиота?

Жерар. Нина, послушай…

Нина. Да… Таковы мужчины… Приходим домой, думаем, что нас ждут… А нет, он уехал в Мексику… Все мужчины однажды решают уехать в Мексику… Это известно… Мексика для этого и существует.

Жерар. Послушай меня, Нина! В конце концов, что произошло? Ничего не произошло.

Нина. Конечно. Абсолютно ничего. Вчера Адольф пришел убить тебя, сегодня утром он отравился, после полудня явился сумасшедший, чтобы застрелить тебя, ты уезжаешь в Мексику! А между делом, вы пытались отравить и меня. Ничего не произошло!

Жерар. Ты это знаешь?

Нина. Я это поняла. И если я не отравилась, вы тут ни при чем. Просто я сильнее яда!

Жерар. Я чудовище, Нина!

Нина. Не терзайся! Ты не хотел. Это Адольф. Ты просто позволил.

Жерар. Это одно и то же.

Нина. Ты позволил меня отравить, потому что тебе вдруг показалось, что моя смерть откроет дверь твоей тюрьмы.

Жерар. Мне стыдно! Я сам себе противен.

Нина. Поэтому ты и уезжаешь?

Жерар. Я негодяй!

Нина. Жерар, ты едешь, чтобы стать свободным?

Жерар. (Повторяет) Мне надо уехать.

Нина. Бедные мужчины, они всегда хотят свободу, как большую игрушку, без которой, как им кажется, не могут жить. Ты как все мужчины, которые лежат ночью и молча думают, не говоря ни слова. Они думают о том, чего не сделают никогда в жизни: об отравлении… о письме, которое оставят на видном месте… О разводе! О свободе! Они все хотят уехать в Мексику! И они никуда не уезжают!

Жерар. Я уеду, Нина!

Нина. Возьми с собой Адольфа. Он тоже хочет уехать в Мексику и получить свободу… Хочешь знать, почему мы со вчерашнего дня в эпицентре событий? Да потому что Адольф получил свободу на несколько часов! В итоге: четыре попытки убийства и трое несчастных. (Зовет) Адольф!

Голос Адольфа. Я здесь!

Нина. Я знаю, что ты здесь. Скажи Жерару, что тоже иногда думал о Мексике, и что для восьми мужчин из десяти свобода — это быть в крепких женских руках! И что если бы я не была твоей женой, ты искал бы меня всю жизнь. А в тот день, когда бы ты меня нашел, ты женился бы на мне — даже если бы знал, что у меня четыре любовника и что если ты когда-нибудь умрешь, Адольф… (Из ванной слышен выстрел) Адольф!

Жерар. Он застрелился!

Голос Адольфа. Не волнуйтесь, всё в порядке!

Нина. Как и следовало ожидать — всё в порядке!

Жерар выводит Адольфа из ванной. Адольф держит салфетку возле уха.

Адольф. (Извиняясь, как ребенок) Я так неловок! Я стоял перед зеркалом, приставил револьвер к виску…

Нина. Зачем так баловаться?

Адольф. Мне хотелось посмотреть, как это будет выглядеть. И тут я случайно поскользнулся, и револьвер выстрелил… Я оглох на одно ухо!

Жерар. Ты не ранен?

Адольф. Что-то поцарапало мне кончик уха!

Нина. Что-то?.. Тебя задело пулей, мой милый!

Адольф. Возможно, возможно… Приложу к ране Реностар, и всё пройдёт… (Жерару) Твой же палец мгновенно зажил!

Жерар. Где лекарство?

Адольф. В жилете, в правом кармане.

Нина. Это идиотство, Адольф! Нет никакой необходимости кончать с собой.

Адольф. Конечно!

Жерар. Вот лекарство!..

Адольф. Спасибо, Жерар! И извини меня за этот шум.

Жерар. Пустяки! (берет чемодан)

Адольф. Но старина…

Жерар. Тише! Адольф! Нина! Ничего не говорите! Я ухожу. Достаточно на сегодня смертей.

Жерар уходит. Нина смотрит ему вслед, не говоря ни слова.

Нина. Почти все женщины знают, что у них не тот муж, который им нужен, но и почти все, у кого есть любовники — тоже несчастны. Ты одна, всегда одна… А когда ты сильная, очень сильная, практически несокрушимая женщина, то знаешь, что никого не найдешь. Никогда! Я тоже должна кричать, что жизнь несправедлива, и что очень тяжело быть слишком сильной. Что мне не под силу одиночество, но я не кричу, я смеюсь и покупаю цветы! Я не поддаюсь несчастью, я прогоняю его, я заставляю одиночество опустить голову и не смотреть на меня! И если уж яд меня не взял, то мелкие житейские неурядицы не смогут помешать мне стать счастливой.

Дверь открывается и входит Жерар, с трудом передвигая ноги.

Жерар. Там, на улице… меня сбило такси…

Нина. Адольф, дай ему место рядом с тобой!

Жерар падает на постель.

Занавес