Огромную роль в трудовой деятельности людей играет погода. В старину говорили: «Погода может накормить, может и разорить».
В засуху палящие лучи солнца губят урожай. Наоборот, когда часто идут дожди, посевы страдают от излишка влаги. Внезапные заморозки губят посадки огородных культур, град уничтожает посевы.
Рыбаку, застигнутому штормом в открытом море, грозит гибель. Даже крупные морские суда могут быть повреждены штормом.
Зависит от погоды и работа лётчиков. Низкая облачность затрудняет полёт. Туман усложняет взлёт и посадку. При полётах в облаках, если температура воздуха ниже 0°, на крыльях и винтах самолётов образуется лёд. Сначала он появляется в виде тонкой стекловидной корки, затем нарастает всё более толстым слоем неравномерной толщины, искажая обтекаемые формы самолёта и увеличивая его вес. Льда может нарасти столько, что самолёт теряет способность держаться в воздухе и вынужден совершить посадку вне аэродрома.
Можно назвать много других отраслей народного хозяйства, где погода непосредственно влияет на деятельность людей. Поэтому изучение воздушной оболочки Земли является одной из важнейших задач человечества в его стремлении познать и покорить окружающий мир.
Этим и занимается наука, называемая метеорологией. Она изучает процессы, происходящие в атмосфере, и помогает человеку предсказывать погоду и применяться к её изменениям.
В буржуазных странах знания об атмосфере часто используются для агрессивных военных целей. Известно, что условия погоды могут способствовать развёртыванию военных действий или, наоборот, сковывать их. Сильные дожди затрудняют передвижение сухопутных войск, подвоз продовольствия и военных материалов; туман позволяет незаметно для противника произвести перегруппировку сил; низкая облачность и дождливая, пасмурная погода мешают действиям авиации и т. д. И правительства капиталистических стран расходуют значительные средства для постановки опытов по искусственному воспроизведению различных условий погоды, чтобы в случае войны использовать результаты этих опытов.
Вместе с тем буржуазные правители не заботятся о том, чтобы своевременно предупредить население страны о катастрофах, к которым может привести неблагоприятное изменение погоды.
В ноябре 1951 года на севере Италии, в Альпах, несколько дней шли проливные дожди. Большая река По и другие реки вышли из берегов и затопили огромные пространства. Бурные потоки воды разрушили много построек. В одной только провинции Ровиго от наводнения пострадало 200 тысяч человек. Ещё более яркий пример — наводнение в Англии и Голландии в феврале 1953 года, когда в результате штормовых ветров необычайной силы были затоплены побережья этих стран. Наводнение причинило огромные убытки, погибло много людей. В том и другом случае жертв могло быть значительно меньше, если бы население было своевременно предупреждено о возможном наводнении, а правительства этих стран приняли соответствующие предупредительные меры.
Иная роль отводится метеорологии в социалистическом государстве, где главная задача науки состоит в том, чтобы поставить природу во всех её проявлениях на службу народу.
Советские метеорологи ведут тщательные наблюдения за изменениями в атмосфере, сопоставляют полученные сведения и делают вывод о предстоящей погоде. Они предупреждают колхозы о дождях и заморозках, железнодорожников — о метелях и бурных разливах рек, лётчиков и моряков — о штормах, туманах, грозах и шквалах. И если предупреждение получено своевременно — можно предотвратить возможные последствия этих явлений и обеспечить нормальную работу при неблагоприятной погоде.
В наши дни специально оборудованные морские суда и самолёты могут совершать рейсы и в тумане; приборы позволяют морякам и лётчикам хорошо ориентироваться.
Возможность обледенения не останавливает теперь работу воздушного транспорта. Лётчик лишь должен знать, на каких высотах следует опасаться обледенения. Если полёт в этих слоях атмосферы неизбежен, самолёт должен иметь оборудование для борьбы с обледенением.
Борьба за увеличение скорости и дальности полёта летательных аппаратов не может быть успешной без изучения высоких слоёв атмосферы.
Воздух оказывает сопротивление летящему аппарату. Чем больше скорость полёта, тем больше это сопротивление. Но оно определяется не только скоростью полёта, а зависит ещё и от плотности воздуха. Как мы увидим дальше, с увеличением высоты плотность воздуха и его сопротивление движению летательного аппарата уменьшаются. Следовательно, при одинаковой тяге двигателя скорость полёта будет тем большей, чем выше поднимется летательный аппарат; при одном и том же запасе топлива высотный летательный аппарат будет иметь большую дальность полёта. Поэтому для дальних полётов желательно использовать большие высоты. Чтобы знать условия работы летательных аппаратов и их двигателей на больших высотах и обеспечить безопасность полёта, нужно тщательно изучить строение высоких слоёв атмосферы и явления, в них происходящие.
Плановый характер развития хозяйства нашей Родины позволяет проводить работы, направленные на то, чтобы в будущем положить конец зависимости человека от погоды и климата. В степных районах уже растут новые леса. Они будут оберегать поля от иссушающих ветров. Строятся каналы и оросительные системы, которые заставят плодоносить выжженные Солнцем земли.
Большие неприятности приносят сельскому хозяйству заморозки — и советские учёные разрабатывают мероприятия для их предупреждения. Засуха может погубить урожай — и советские учёные работают над способами искусственного получения дождя из облаков.
Таким образом наука об атмосфере даёт в руки человека активные средства воздействия на погоду.