Рифмовать могут строки, стоящие рядом, например:

Искры точно зОЛОТО
Блещут из-под мОЛОТА.

Такая рифмовка называется парной.

Иногда рифмующие строки располагаются через одну, например:

А на дворе-то после стУЖ
Такая же кипит почИНКА.
Ой, сколько-сколько майских лУЖ,
Обрезков голубого цИНКА.

Такая рифмовка называется перекрестной.

Иногда рифмы располагаются так:

Капля к капле шумит водопАД,
Камень к камню — сверкает дворЕЦ,
Сердце к сердцу — и брызнет свинЕЦ,
Загремит, загрохочет набАТ.

Здесь рифмуют первая строка с четвертой, а вторая с третьей такая рифмовка называется охватной или опоясанной.

Иногда рифмы располагаются так:

СпозарАНОК
Мой рубАНОК,
Лебедь, лебедь мой руЧНОЙ.
ТоропЛИВО
И шумЛИВО
Мною пущен в путь реЧНОЙ.

Здесь рифмуют первая строка со второй, четвертая с пятой, и третья с шестой. Такая рифма называется тернарной.

Тернарная рифмовка может иметь и другой вид.

Бушуют клИКИ,
Горят знамЕНА
И майские лучи горЯТ.
То он — велИКИЙ,
Он, — закалЕННЫЙ,
Свободный пролетариАТ.

Здесь первая строка рифмует с четвертой, вторая с пятой, третья с шестой.

Вообще, порядок рифмовки может быть самым разнообразным, и перечислить все сочетания невозможно. Начинающий поэт должен, читая стихи, вглядываться в расположение рифм, и, слагая свои стихи, может изобретать новые сочетания, так как очень многие из таких сочетаний никем не были построены. Возьмем, например, отрывок из стихотворения Лермонтова «Бородино»:

Скажи-ка, дядя, ведь не дАРОМ
Москва, спаленная пожАРОМ,
Французу отдаНА?
Ведь были ж схватки боевЫЕ,
Да, говорят, еще какИЕ.
Недаром помнит вся РоссИЯ
Про день БородиНА?

Здесь семь строк и три разных рифмы, одна из которых повторяется три раза. Но в этом семистишии возможны многие сотни сочетаний рифм, и начинающий поэт без труда может найти новые, никем не построенные.

Несколько строк с определенным порядком рифмовки, повторяющиеся несколько раз в стихотворении, называются строфою. Самые распространенные, строфы — четверостишия. Но возможны строфы из пяти, шести и более строк. В «Евгении Онегине» Пушкина строфа состоит из четырнадцати строк, при чем в первых четырех рифмы расположены перекрестно, в следующих четырех попарно, в следующих четырех опоясанно, и в последних двух строках парно.

Составляя строфу, следует иметь в виду следующие правила: нельзя смешивать в двух смежных строфах различные окончания, в одной, скажем, мужские и женские, а в другой мужские и дактилические и тому подобное; такое смешение придает всему стихотворению растрепанный вид; затем, подряд не должны идти окончания одного и того же вида, не рифмующие между собой; например, если бы мы приведенное Лермонтовское семистишие начали так:

Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Французу отдана
Москва, спаленная пожаром?
Ведь были ж схватки боевые…

Здесь в строке третьей и четвертой окончания женские, но не рифмующие между собой; получается неприятный для слуха стык.

Иногда рифма ставится не только в конце строки, но и внутри, например:

Утро раскраснелось веселей, чудЕСНЕЙ
Будит отдохнувших заводским гудком.
На завод идем мы пролетарской ПрЕСНЕЙ
Со свободной пЕСНЕЙ мы идем рядкОМ.

Здесь рифма первой и третьей строки повторяется в середине четвертой. Такие рифмы называются внутренними.