Фашизм — это варварство

Господство фашистов в Германии принесло неслыханные бедствия и страдания народным массам. Фашистская диктатура — это беспощадное угнетение трудящихся, человеконенавистничество, террор, мракобесие. Цель германских фашистов — поработить все народы мира, установить повсюду режим топора и виселицы. Этот режим уже установлен в самой Германии и во временно захваченных ею странах.

Германский фашизм целиком несет ответственность за кровавую войну, происходящую сейчас во всем мире. У народных масс Германии (не говоря уже о других странах) никогда не было столь заклятого врага, как нынешние правители этого государства.

Фашизм — это правительственная система политического бандитизма и провокаций. В Германии фашисты начали свое правление с того, что с провокационной целью подожгли здание парламента — рейхстага. Они попытались взвалить свое преступление на коммунистов, чтобы оправдать разгул фашистского террора.

Фашисты разгромили все классовые рабочие организации, лучших представителей пролетариата бросили в тюрьмы и концентрационные лагери, замучили в застенках, убили.

Крестьянству фашизм принес полное закабаление у помещиков и кулаков, нищету, разорение.

Жестоким преследованиям подверглись в Германии и лучшие представители интеллигенции, работники науки, искусства. Фашисты стремятся подавить всякие проблески свободной мысли и разжечь самые низменные инстинкты. Сплошное надругательство над наукой и культурой царит в фашистской Германии.

Фашистский режим испытывает величайшие затруднения и на фронте, и в тылу. Явное разложение начинается среди солдат; отчаянием охвачены миллионы немцев и немок, проводивших на фронт своих сыновей, мужей и отцов. Гитлеровцы трепещут при виде предвестий грядущей расплаты за свои злодеяния и еще более усиливают гнет над десятками миллионов людей. Нет такого средства террора, которое не было бы пущено в ход фашистскими палачами.

Из всех видов свободы в Германии существует только один — свобода для гитлеровских головорезов творить их черные дела. Народ в этой стране скован по рукам и по ногам. У него отняты все свободы, в том числе свобода мысли. Мыслить свободно в фашистской Германии запрещается. Философам, ученым, писателям, учителям, всему народу предписывается думать так, как угодно фашистам. Никакое свободное научное исследование в Германии невозможно, как невозможно и свободное развитие искусства. Недаром в первые же месяцы господства фашистов в Германии около полутора тысяч уцелевших немецких ученых, художников, артистов были вынуждены бежать за границу. Тогда же было закрыто много высших учебных заведений, газет и театров.

Гитлеровцы влезают в самую душу людей и хотят навести там свои «порядки». Это касается и такого вопроса, как религиозный. Фашисты преследуют верующих за религиозные убеждения, глумятся над предметами культа, подвергают гонениям католическое, протестантское, иудейское духовенство. Насилием насаждают фашисты кровавую религию грабежа и разбоя, культ Вотана, культ крови, бредовую расовую теорию.

Причины религиозных гонений в Германии

Жестокие гонения на свободу совести в Германии начались в первые же дни после захвата власти фашистами. Особенно усилились они за последнее время.

Чем объяснить то, что Гитлер и его приспешники преследуют верующих? Дело здесь не в религиозных убеждениях, а в политических расчетах и планах фашистов.

В Германии, в старых ее границах, было 20 миллионов католиков и 40 миллионов протестантов. Большим политическим влиянием пользовалась тогда католическая партия «центра». Она объединяла людей по религиозному признаку, в ее рядах были и крупнейшие фабриканты, и помещики, и духовенство, и многие представители мелкой буржуазии, и часть рабочих-католиков. В 1918 г., после поражения Германии в первой империалистической войне, «центр» (вместе с социал-демократией) стал правящей партией. Князья церкви, которые руководили этой партией, больше всего на свете боялись революции. Поэтому политика «центра» была враждебна интересам рабочего класса и трудящихся. Те трудящиеся, которые состояли в партии «центра», были обмануты ее воротилами и не отличались классовой сознательностью.

Почти семьдесят лет существовала в Германии католическая партия и все это время служила господствующим классам. Ей удалось завербовать миллионы людей в разные католические организации. Например, в католических профсоюзах Германии было полтора миллиона членов, почти столько же членов имели особые организации католической молодежи. Существовало, кроме того, много женских, детских, спортивных, благотворительных и других массовых католических организаций. «Центр» имел большое влияние не только на них, но и на государственных чиновников.

Рост революционного движения в послевоенной Европе и усиление империалистических тенденций среди властителей Германии, побежденной в 1918 г., привели наиболее реакционные круги немецкой буржуазии к мысли о том, что «центр» и социал-демократия уже не смогут обуздывать и обманывать народные массы, что нужна новая, открыто террористическая буржуазная партия. Тут и пригодился Гитлер, который организовал фашистскую партию из всякого сброда.

Захватив в 1933 г. власть в Германии, фашисты стали громить все массовые нефашистские организации, в том числе и католические. Ведь гитлеровцы боятся масс, боятся того, что всякая массовая организация, созданная не по фашистской указке, даже религиозная организация, может стать объединением враждебных фашизму сил. Кроме того, фашистские главари, разумеется, хотели захватить в свои руки весь государственный аппарат, на который они смотрели прежде всего как на доходное место. Но в государственном аппарате сидели старые чиновники, многие из них состояли в католической партии «центра». Чтобы устранить конкурентов, фашистам надо было ликвидировать влияние «центра» (и социал-демократии) на государственный аппарат.

Вместе с другими политическими партиями в 1933 г. была разогнана партия «центра». Ее руководители — священник Каас, Брюнинг и другие — вскоре очутились в эмиграции. Затем, фашисты распустили христианские профсоюзы, началось закрытие католических юношеских организаций и всех вообще религиозных объединении кроме церковных приходов. Гитлеровские разбойники стали единственными хозяевами в стране.

Роспуск «центра» был жестоким ударом для католической церкви, которая благодаря этой партии раньше играла большую политическую роль в стране. Князьям церкви под давлением гитлеровского террора пришлось уступить, но глухая, скрытая борьба продолжалась.

Были и другие причины, по которым фашисты оказались не в ладах с христианскими церквами. Христианство, освящая неравенство на земле, проповедуя смирение и покорность «властям предержащим», в то же время утверждает, что все люди равны перед богом. Оно обращается с проповедью не только к представителям белой расы, но и к неграм, китайцам, индусам и другим народам, обещая всем равную награду за «праведную жизнь» на земле. Такая религия неприемлема для фашизма.

Гитлеровцы разработали свою «идеологию», если вообще можно называть идеологией то, что проповедуют разбойники с большой дороги. Главный смысл их поучений в том, что немцы-де — «избранный» народ и что они созданы самим богом для господства над всем миром, для того, чтобы обратить прочие народы в своих рабов.

Христианство неприемлемо для фашизма еще и потому, что оно сложилось на основе иудейской религии и многое у нее заимствовало. Христос, по учению христиан, был евреем. Десять заповедей, в которых изложены основы ветхозаветной морали («не убий», «не укради» и др.), перешли в христианство из иудейской религии. Погромщики-фашисты не могут, конечно, примириться с такой религией. Им нужен особый, фашистский бог, который вдохновлял бы на разбой, на убийства. Дальше мы увидим, что они такого бога нашли.

Вражда между фашизмом и христианством в гитлеровской Германии началась не сразу. Больше того, реакционные епископы христианских церквей Германии в свое время помогли Гитлеру установить его диктатуру. Они боялись революции, боялись возраставшего влияния коммунистической партии на рабочий класс и надеялись, что гитлеровцы сумеют справиться с революционной грозой. Первые послания германских епископов, выпущенные после того, как установилась диктатура фашистов, были полны благодарности Гитлеру за разгром коммунистических организаций. Многие католические священники быстро усвоили фашистскую фразеологию о мнимых расовых преимуществах немцев перед другими народами. На германское духовенство сильно влиял и римский папа, который требовал, чтобы оно поддерживало Гитлера.

Гитлеровцы сумели воспользоваться этой поддержкой. В то же время они громили католические организации, преследовали верующих и тех священников, которые были противниками фашистского режима.

Помогая гитлеровцам захватить власть, чтобы удушить революционное движение, епископы не рассчитывали, что сами они очутятся под фашистским сапогом, и были жестоко разочарованы, когда Гитлер лишил католическую церковь Германии политической власти. Однако повести открыто борьбу за свои былые привилегии церковники не решались.

Едва захватив власть, гитлеровцы начали расправу со своими политическими врагами, а таких оказалось очень много. Массовые расстрелы, избиения, грабежи, еврейские погромы, сожжение миллионов книг, наглое попрание элементарнейших человеческих прав грязным фашистским сапогом — все это восстановило против Гитлера новые массы людей, даже тех, которые прежде верили его лживым обещаниям служить интересам народа.

Среди этих людей было немало верующих — католиков и протестантов, состоявших в церковных общинах. Естественно, что люди, состоявшие раньше в католических профсоюзах и прочих религиозных массовых организациях, по-прежнему тяготели к церкви, даже больше прежнего, ибо после того, как гитлеровцы разогнали эти профсоюзы, оказалось, что во всей Германии нет никаких легальных нефашистских организаций кроме церковных приходов. Верующие понесли в церковь свое разочарование в фашистском режиме. Священники, которые приветствовали захват Гитлером власти, потеряли свой авторитет в глазах масс.

Среди верующих, даже политически неразвитых, отсталых было много людей, горячо ненавидевших гнусный фашистский режим. Если бы они понимали свои классовые интересы, они пошли бы в свое время за коммунистами, которые указывают правильный путь борьбы за освобождение трудящихся. Но для верующих авторитет священника был сильнее. Теперь духовенству пришлось считаться с тем, что верующие ожидали от церкви сочувствия их антифашистским настроениям, ожидали выступлений в защиту человеческих прав, грубо нарушенных фашистскими варварами. Если бы церковь не откликнулась начато, массы верующих трудящихся разочаровались бы в ней, отошли бы от нее. Поэтому руководители германских церквей были вынуждены прислушаться к настроениям и требованиям масс и поискать такой формы протеста, чтобы и народ удовлетворить, и фашистов не слишком обидеть.

Нужно, впрочем, тут же сказать, что и среди католического и, еще больше, среди протестантского духовенства (особенно низшего, приходского) с самого начала нашлось известное число мужественных людей, которые решились выступить против фашистского террора не из соображений узко церковной политики, а из сочувствия к порабощенному фашистами народу.

Форма таких выступлений была довольно мирная: священники в весьма умеренных выражениях говорили в проповедях об очередных фашистских бесчинствах по отношению к церкви, публично сожалели о том, что Гитлер нарушил свое обещание не вмешиваться в церковные дела и оставить неприкосновенными массовые организации церквей. Но сколько бы ни смягчали проповедники свои речи, на фашистов они действовали, как раскаленное железо. Подосланные полицией хулиганы устраивали в церквах скандалы, свистели во время проповедей, выкрикивали фашистские лозунги, старались вызвать верующих на драку. Если священник казался явным «крамольником», его без церемоний хватали и увозили в полицейский застенок.

Прихожане, наблюдавшие все это, еще больше объединялись вокруг церкви.

Массы снизу оказывали давление на церковь и заставляли ее в той или иной форме протестовать против: гитлеровского террора. Это не входило в расчеты церковных руководителей, которые надеялись на мир с Гитлером, даже ценой больших потерь для церкви. Но и епископам пришлось считаться с настроениями верующих. Отношения церкви с фашизмом становились все более напряженными, и гитлеровские бандиты перешли к нападкам даже на высшее духовенство.

Все это следует иметь в виду, говоря о религиозных гонениях в Германии. Нужно помнить, что церковные организации вступили в конфликт с фашистами под давлением народных масс, а вовсе не потому, что князья церкви осуждают фашизм. Это свидетельствует о том, насколько сильны в Германии антифашистские настроения в народе.

Германские фашисты непрочь были бы наладить мирные отношения с церковными организациями. Гитлер был бы рад не раздражать церковь, пользующуюся в стране большим влиянием на массы. Сам он не раз подчеркивал, что остается «добрым католиком» (этим он хотел приобрести доверие верующих Германии и других стран, где распространен католицизм). В программе фашистской партии специально говорится, что она поддерживает христианскую религию. В своих речах Гитлер нередко вопит, как кликуша: «С нами бог!». Но одно дело — желание жить в мире, а другое — невозможность мира. Епископы хотят пользоваться авторитетом у масс и потому вынуждены считаться с их настроениями, подлаживаться к ним.

Но массы ненавидят фашизм, и церковники вынуждены, хотя весьма робко и осторожно, выступать против «крайностей» фашизма, против бесчинств в церквах и издевательств над верующими, которые совершают фашистские головорезы. Фашисты, не допускающие ни свободы мысли, ни свободы слова, требующие слепой собачьей покорности своему «фюреру», приходят в неистовство даже от весьма робких церковных проповедей с протестами против насилий над свободой совести.

Разумеется, с каждым днем ненависть германского народа к фашизму не слабеет, а усиливается. Не прекращаются и раздоры между гитлеровцами и епископами.

Фашистский террор против духовенства

Уже в первые дни фашистской диктатуры в Германии, в феврале 1933 г., на собрании католиков в Крефельде был избит фашистами один из видных деятелей «центра» — Штегервальд. Примерно в то же время падерборнский епископ пожаловался одному из фашистских вожаков — фон-Папену, что гитлеровцы ночью ворвались к священнику Отто Коху в г. Дортмунде, увели его в помещение своей организации и там долго глумились над ним.

Обыкновенно фашистские власти отвечают на такие протесты, что это, мол, случайные бесчинства, которые не повторятся. На самом деле это преднамеренный поход фашистов на верующих и на церковь, гонение на веру.

Приведем несколько примеров.

В августе 1939 г. был убит в концентрационном лагере «Бухенвальд» католический священник Штейнведер. Три месяца просидел он в этом лагере. Его беспрерывно истязали за то, что он не хотел признать Гитлера стоящим выше Христа.

В августе 1937 г. в Имменштадте был присужден к тюремному заключению монах-капуцин Гуго только за то, что сказал, что фашистская организация «Сила через радость» не дает своим членам возможности посещать богослужения.

Во Франкентале в июне 1937 г. был приговорен к штрафу священник Шредер только за то, что он в проповеди нелестно отозвался об одном из главарей фашистов — Бюркеле. Кстати сказать, Бюркель известен как ярый враг христианской религии и духовенства, пускающий в ход любые хулиганские приемы, чтобы досадить верующим.

В июне 1937 г. в Мюнхене был арестован популярный католический священник Руперт Майр, а вместе с ним еще 10 католических священников. Майра приговорили к 6 месяцам тюрьмы.

Тогда же берлинский особый суд приговорил к тюремному заключению до 8 лет и к уплате крупных штрафов католических священников Крейца, Кремера, Орема и других. На 5 месяцев тюрьмы был осужден священник Маутс.

3 июля 1937 г. в Кенигсберге судили четырех католических священников (среди них был настоятель собора). Суд приговорил их к тюремному заключению от 1 до 3 лет.

30 октября 1937 г. гитлеровский министр по делам культов Керрль официально заявил, что предстоят новые судебные процессы против 93 священников, 744 монахов и 118 церковных служащих.

С еще большей силой поход против католиков и протестантов начался в период еврейских погромов, организованных фашистскими властями в конце 1938 г. и в начале 1939 г. Эти погромы сменились погромами против католиков. Сотни священников и рядовых верующих людей были арестованы, убиты и замучены за то, что отказались одобрить бандитские еврейские погромы.

Фашистские громилы преследуют и высших представителей католической церкви в Германии, т. е. тех людей, которые долго были примирительно настроены по отношению к гитлеровскому режиму и всегда искали сближения с ним. В декабре 1938 г. фашисты напали на дворец епископа в Мюнстере и выбили там камнями окна. В ноябре 1938 г., сейчас же после еврейских погромов в Мюнхене, фашисты напали на дворец кардинала Фаульхабера. С бранью и гиканьем они бросились к дворцу и тоже выбили окна. В ту же ночь в Мюнхене были разгромлены дома других священников.

Особенно яростно преследовали фашисты роттенбургского епископа Шпролля. Фашистским главарям он пришелся не по нутру потому, что не захотел участвовать в выборах в рейхстаг (т. е. не захотел голосовать за гитлеровцев, которые только и были кандидатами). Шпролль был вынужден уехать из Роттенбурга, но по приказанию римского папы вернулся. На другой день фашисты устроили демонстрацию против Шпролля, потом повторили ее. 23 июля они собрались толпой в 3 000 человек и с криками: «Ставьте попов к стенке!» ворвались во дворец епископа. Погромщики выбрасывали из окон и ломали мебель, немало вещей было расхищено этими профессиональными бандитами. В спальне епископа фашисты подожгли постель. Во время этого разгрома архиепископ Гребер, епископ Шпролль и несколько местных священников находились в домовой церкви и, стоя на коленях, громко молились. Двадцать фашистов проникли туда и стали издеваться над молившимися, угрожая расправой.

Полиция и в этом случае дала громилам возможность действовать свободно.

После этого Шпролль получил приказ выехать из Роттенбурга. Куда бы он ни приехал, фашисты отовсюду его выгоняли, и он был вынужден скитаться по стране. Ватиканская газета «Оссерваторе романо» писала в августе 1938 г., что одного только издевательства над Шлроллем достаточно, чтобы убедиться в существовании религиозных гонений в Германии, как бы ни старались власти отрицать это.

Не меньшим гонениям подверглись протестантские священники. Протестантская церковь Германии раскололась на две части. Возникшая при фашизме церковь «немецких христиан» — это та часть протестантской церкви, которая целиком восприняла бандитскую идеологию фашизма и всецело перешла к нему на службу. Во главе «немецких христиан» власти поставили приятеля Гитлера — епископа Мюллера. «Исповедническую» церковь образовала та часть протестантского духовенства, которая, не отличаясь враждебностью к фашизму, не хотела все же допустить превращения церкви в придаток фашистской партии. К этой церкви примкнуло не менее 7 000 священников. Ее руководитель — пастор Нимеллер.

Фашисты сразу же решили покончить с исповеднической Церковью. Тысячи принадлежавших к ней протестантов были брошены в тюрьмы, сотни священников арестованы. 11 октября 1934 г. гитлеровский ставленник в протестантской церкви Иегер с помощью гестапо (тайной полиции, жандармерии) дал отставку руководителям протестантской церкви в Баварии за их нелады с Мюллером и арестовал баварского епископа Мейстера. В ответ на это начались массовые демонстрации населения против «немецких христиан». 21 октября 1934 г. сотни верующих с пением молитв пришли к дому арестованного Мейстера. Во дворе был отслужен молебен, на котором присутствовала огромная толпа. Так люди, выражали свой протест против фашистских гонений на свободу совести.

Баварский министр культов, напуганный ростом антифашистских настроений среди верующих масс, велел освободить епископа. 30 октября Гитлер принял у себя Мейстера и других видных священников исповеднической церкви. Желая успокоить народ, Гитлер заявил им, что отныне-де фашисты «больше не будут вмешиваться во внутрицерковные дела». Как и все другие обещания фашистов, это оказалось наглым обманом.

В конце февраля 1937 г. известный во всей Германии деятель исповеднической церкви Вайслер был найден мертвым в камере концентрационного лагеря «Заксенгаузен»: его замучили фашистские палачи. В том же году был арестован пастор Шнейдер из Дикеншейда (Рейнская область) без всяких обвинений. После двух месяцев ареста пришлось его освободить. Однако в ноябре 1937 г. он был вновь арестован и сослан в концлагерь «Бухенвальд». Дело это получило огласку, и суд был принужден прекратить его. И все-таки пастора не освободили. Он был замучен в лагере в июне 1939 г. В «Бухенвальд» был брошен и другой деятель исповеднической церкви — пастор Штейнбауэр.

Летом 1939 г. фашисты арестовали в Данциге пасторов исповеднической церкви Гекка и Вальтера за то, что они не согласились признать, что Гитлер — выше Христа.

С февраля по декабрь 1937 г. фашисты арестовали более 700 пасторов, 80 пасторам запретили проповедывать, 50 пасторов выслали из приходов. За первые пять месяцев 1939 г. в одном лишь Гессен-Нассау 40 пасторов были отстранены от должностей. В Бранденбурге в 1939 г. пасторам исповеднической церкви вообще запретили отправление религиозного культа.

Особую ненависть фашистов вызвал руководители исповеднической церкви пастор Нимеллер. 1 июля 1937 г. он был арестован и 7 месяцев просидел в тюрьме. Суд признал его невиновным, но фашисты побоялись выпустить его и бросили в концентрационный лагерь «Заксенгаузен». Там он находится до сих пор. Фашисты готовились убить его под предлогом «попытки к бегству», но Нимеллер еще в 1938 г. письменно предупредил родных и друзей, что, если с ним случится несчастье, это будет убийством, так как он не намерен ни бежать из лагеря, ни кончать жизнь самоубийством. Арест Нимеллера вызвал массовое движение протеста и в Германии, и за границей. Вместе с Нимеллером был привлечен к суду другой руководитель протестантской церкви — Дибелиус (тот самый, который в 1933 г. публично провозгласил, что «Гитлер послан богом»).

Нередко агенты гестапо арестовывали священников в церквах во время богослужений.

Тысячи верующих участвовали в демонстрациях против подобных бесчинств. В некоторых местностях Германии крестьяне целыми деревнями поднимались с протестом против фашистских зверств.

Хроника фашистских зверств

Разгромив все профсоюзные, кооперативные и прочие общественные организации, фашисты решили расправиться и с религиозными массовыми организациями, в которых было объединено немало рабочих. До захвата власти фашистами в Германии было много разных юношеских организаций. Революционная молодежь шла за комсомолом. Много молодежи было в католических союзах, которые в общих политических вопросах находились под влиянием партии «центра». В союзах католической молодежи состояло немало рабочих, еще не освободившихся от влияния религии и церкви. Союзы эти, как уже сказано, не представляли ровно никакой опасности для господствующих классов, и раньше буржуазия сама поддерживала их, чтобы отвлечь молодежь от революционной борьбы.

Фашисты поступили иначе. Они постарались разгромить не только христианские профсоюзы, но и религиозные и спортивные юношеские организации, так как всякого сплочения пролетарских элементов фашизм боится, как огня.

Многие деятели союзов католической молодежи пали жертвами этого террора. В июне 1934 г. был убит один из них — Пробст. Фашисты заманили его в Берлин будто бы для участия в переговорах о новом соглашении между Германией и Ватиканом. Из Берлина он не возвратился, и полиция отказалась дать жене сведения о нем. Через несколько дней власти переслали ей урну с пеплом. На урне была наклеена бумажка, что это — прах ее мужа.

В феврале 1936 г. в Дюссельдорфе было арестовано около 150 членов союза католической молодежи во главе с его председателем — священником Фолькером. В январе 1938 г., при разгоне союза католической молодежи Баварии, в числе других был арестован епископ Беле.

В апреле 1937 г. в Берлине происходил суд над видными деятелями этих союзов, обвиненными в пропаганде против военной политики Гитлера и в установлении единого фронта с рабочим движением. Среди обвиняемых находились бывший генеральный секретарь союза католической молодежи Клеменс, руководитель католических юношеских отрядов Штебер и два священника из Рурской области — Кремер и Россэн. Все они были приговорены к тюремному заключению. Россэн посажен в тюрьму на одиннадцать лет.

В Германии много лет существовала религиозная организация «исследователей библии» («бибельфоршеров»). Фашисты ударили и по ней. Сотни членов этой организации были арестованы, многие осуждены. Приведем несколько примеров.

В октябре 1936 г. в Саарской области власти арестовали 72 «исследователей библии». Почти в то же время в Веймаре особый суд приговорил 18 членов этого общества к длительному лишению свободы.

1 декабря 1936 г. в Дармштадте закончился суд над членами секты «бибельфоршеров». Все они приговорены к тюремному заключению. В Дортмунде в феврале 1937 г. особый суд приговорил еще 30 членов этого общества к тюрьме, в Берлине в январе 1937 г. судили 16 «бибельфоршеров», в феврале во Франкфурте — еще 36, в октябре 1938 г. в Бохуме началось сразу несколько процессов «бибельфоршеров». Все они также приговорены к тюремному заключению. Немало членов этой организации было убито фашистами. Швейцарская газета «Националь-цейтунг» 27 июня 1937 г. сообщала, что незадолго до того фашисты убили 18 «исследователей библии».

В 1937 г. по всей Германии прокатилась волна судебных процессов против священников и монахов, обвиненных в «нарушении нравственности», растлении малолетних и т. д. Но ведь весь мир знает, что сами фашисты — это люди морально растленные; на совести их столько преступлении, что, когда они стали вдруг ратовать за нравственность, это вызвало глубокое возмущение и недоверие в народе[1].

В апреле 1937 г. в Крефельде был арестован священник Гильс, обвиненный в «нарушении нравственности»; в Бонне тогда же были осуждены четыре монаха на срок от 10 месяцев до 2½ лет; в Ратиборе священник Бирхан был приговорен к 1 году каторги; в Кобленце на полтора года тюрьмы был осужден 76-летний монах Игнатий, два других монаха приговорены к еще большим срокам заключения.

2 мая 1937 г. швейцарская газета «Нейе цюрхер цейтунг» сообщала, что в Германии предстоят еще 400 судебных процессов против духовенства за «нарушение нравственности». Такие суды происходили и позже. Например, в мае 1939 г. католический священник одного из предместий Эссена был приговорен к пожизненному тюремному заключению и к кастрации.

Мы привели лишь несколько примеров из многих сотен.

Духовенство никогда не отличалось чистотой нравов, а католические монахи — особенно. Но то, что сразу во всей Германии были затеяны сотни судебных процессов против духовенства за «нарушение нравственности», ясно свидетельствовало о желании фашистов запугать церковников и заставить их безропотно следовать велениям фашистских правителей.

Сотни этих процессов были средством давления и на германское духовенство и на Ватикан. Правительство Германии угрозами скандальных разоблачений рассчитывало заставить папу быть сговорчивее.

Фашистский террор в оккупированных Германией странах

Режим террора, бандитизма установили немецкие фашисты и в тех государствах, которые им удалось временно захватить. Словно саранча, налетали они на города и села этих стран и все, что могли награбить, увозили в Германию. Начиная от крупных заводов и железнодорожных составов и кончая личным имуществом жителей, все ценное эти разбойники объявили своим.

Подлую политику национального гнета и грабежа, немецкие фашисты настойчиво проводят всюду, они разрушают и грабят памятники национальной культуры, насаждают звериный шовинизм, культ крови, разбой, бандитизм. Многие миллионы людей во всей Европе проклинают кровавый фашистский режим и гитлеровскую банду палачей.

В оккупированных странах руководители национальных церквей в огромном большинстве заняли антифашистскую позицию, так как отлично знают, что массы верующих ненавидят гнусных оккупантов. Церковные организации в Чехии, Сербии, Словакии и других странах объединяют миллионы людей, ненавидящих кровавый фашизм и ожидающих от церкви поддержки в борьбе с гитлеровской чумой. Фашисты нападают на церковь в этих странах не потому, что они борются против религии, а потому, что видят в православной и других церквах оккупированных стран массовые организации, которые могут оказать сопротивление фашистским захватчикам.

Часть высшего духовенства (те реакционные князья церкви, для которых собственный народ страшнее немецких захватчиков) кое-где перешла на сторону фашистов. Например, католический кардинал Бодрийяр лакейски призывает порабощенное население Франции лизать сапоги гитлеровских разбойников. Но массы католиков и протестантов во Франции и во всей Европе ненавидят фашистов. С этими массами идет и часть духовенства. Дошло до того, что во Франции католические князья церкви выступают против сельских священников, не согласных с их политикой рабского подчинения Гитлеру.

Фашистские громилы в захваченных ими странах поступают по отношению к церкви и верующим так же, как в Германии: одних князей церкви они стараются подкупить, других — запугать, а массовые религиозные организации громят без пощады. Особенно зверским гонениям подвергаются верующие в польских областях. Даже римский папа, не склонный обострять свои отношения с фашистами, вынужден был выступить против зверских гонений на верующих в Польше.

Первый удар фашистов обрушился на австрийских католиков. Австрию Германия захватила в марте 1938 г. 94 процента населения этой страны — католики, и влияние католической церкви там очень велико.

Высшее австрийское духовенство приветствовало оккупацию Австрии германскими войсками, в этом оно видело спасение от надвигавшейся революционной грозы.

13 марта германские войска заняли Вену. 14 марта глава австрийских католических церковников венский кардинал Инницер выпустил обращение к епископам с призывом выполнять все предписания захватчиков. Затем Инницер и епископы выпустили воззвание к населению, в котором восхваляли германский фашизм.

На 10 апреля гитлеровцы назначили в Австрии «плебисцит», чтобы показать, будто австрийский народ высказывается за присоединение к Германии. «Плебисцит» сопровождался неслыханным террором. Епископы выпустили новое послание к верующим, призывая их голосовать за фашистскую Германию. Инницер распорядился, чтобы на всех церквах Австрии были вывешены фашистские флаги.

Австрийский народ, очутившийся под ярмом завоевателей, враждебно встретил церковное воззвание, предлагавшее покоряться оккупантам. Воззвание это было враждебно встречено и католиками самой Германии, где в то время усилился фашистский террор против них. Папа римский тоже осудил выступление Инницера. Кардинал был даже вызван в Рим для объяснений.

Захват Австрии фашистами приветствовали и протестантские церковники этой страны.

Приветствия церковных руководителей шли вразрез с настроениями католических и протестантских масс, да и сами князья церкви, одобрившие вначале захват Австрии фашистами, очень скоро на своих спинах почувствовали ужас фашистского разбоя.

Германские фашисты начали в Австрии поход против рабочих, интеллигенции, культурных учреждений. В венском университете они учинили настоящий погром. Виднейшие ученые были выброшены оттуда и вынуждены бежать за границу. Многие ученые покончили самоубийством.

Католические организации Австрии объединяли миллионы верующих. При ненависти к германским захватчикам, какая существует среди австрийского населения, гитлеровцы увидели в католических организациях возможную оппозицию себе. Начались преследования католиков, были распущены почти все их союзы. Многие члены религиозных юношеских организаций были арестованы. Фашисты стали изгонять активных деятелей католической церкви из государственных учреждений.

В Зальцбурге впал в немилость епископ Вайц, хотя он был сторонником фашизма. Этот епископ еще в июне 1938 г. опубликовал статью, в которой восхвалял фашизм. Он, несомненно, хотел мира между гитлеровцами и церковью, но под давлением антифашистских верующих масс был принужден протестовать против фашистского разбоя. За это в мае 1939 г. фашисты изгнали его из епархии, а дворец его разгромили. Он поселился в монастыре, но фашисты и оттуда прогнали его. Дом, который он затем нанял в Зальцбурге, фашисты отняли у владельца, а епископа выгнали снова.

Еще в апреле, накануне упомянутого «плебисцита», было арестовано около двухсот австрийских священников, которых фашисты подозревали в нежелании агитировать среди прихожан за Гитлера. В декабре 1938 г. была арестована большая группа других священников. Через месяц к тюремному заключению был приговорен епископ г. Граца Павликовский. Папская газета «Оссерваторе романо» сообщала тогда о массовых арестах и избиениях католиков. Аресты священников и католических деятелей продолжались весь 1939 год. Епископ Адам Гентер в августе 1939 г. был отстранен фашистами от должности.

Очередь дошла и до кардинала Инницера. В продолжение нескольких лет он ратовал за германский фашизм, приветствовал оккупацию Австрии, но как и Вайц, должен был считаться с ненавистью народа к оккупантам и выступить против них. Кроме того, церковь, даже при склонности многих ее руководителей к фашистскому режиму, разумеется, не могла равнодушно относиться к ликвидации гитлеровцами католических учреждений.

7 октября 1938 г. при большом стечении верующих Инницер произнес проповедь в венском соборе и, обращаясь к молодежи, призывал ее поддерживать церковь, твердо стоять за веру. Фашисты попытались разогнать толпу. Дошло до открытых столкновений. Демонстрации католиков происходили также на следующий день. Это были, в сущности, демонстрации против фашистского гнета: протестуя против насилий над церковью и свободой совести, народ тем самым выражал протест против кровавого фашистского разбоя. Гитлеровцы отлично понимали это. 8 октября они напали на дворец Инницера и разгромили его, причем много ценных вещей украли, часть имущества выбросили через окна на улицу и там сожгли. Инницер был ранен, а священника Краварика, находившегося тогда во дворце кардинала, фашисты выбросили из окна. Вскоре Краварик умер от ран. Инницера посадили под домашний арест.

Фашисты и позже не оставляли престарелого Инницера в покое. В июне 1939 г., во время его поездки по Нижней Австрии, они устраивали враждебные ему демонстрации, врывались в церкви во время богослужений, выбивали окна в домах священников. В Кенигбурне фашистские разбойники жестоко избили Инницера.

Народ все более озлоблялся, и фашисты ответили разрушением церквей. 6 августа 1940 г. радиостанция папы римского сообщала, что в Австрии насильственно закрыто более 3 000 церквей. Фашисты издевались над верующими, глумились над предметами культа. Это привело к кровавым стычкам с католическим населением. Например, летом 1939 г. в Тироле крестьяне нескольких деревень избили штурмовиков за глумление над предметами культа. В августе того же года по Австрии распространялись листовки, в которых говорилось: «Бывают положения, когда католик не только умеет умирать за свою веру, но когда он обязан бороться… как революционер. Именно такое положение наступило сейчас в Австрии». Тысячи католиков Австрии выступали рука-об-руку с коммунистами, с классово-сознательными рабочими-атеистами против разбоя фашистов. Защищая религиозные организации, они защищали также свои человеческие права от насилий фашистских варваров.

То, что произошло в Австрии, повторилось в Чехословакии. Оккупировав эту страну, фашисты обрушили кровавый террор на чешский народ. Тысячи людей были арестованы и убиты. Фашисты стали преследовать католиков и православных. Религиозные союзы были распущены в феврале 1939 г. Один из видных руководителей немецких католиков Судетской области, священник Якш, был арестован гестаповцами и брошен в концентрационный лагерь, где умер от пыток. Как и в Германии, в Судетской области начались аресты членов религиозной организации «исследователей библии».

В ноябре 1939 г. в Праге было арестовано 40 католических чешских деятелей, среди них 3 священника. Значительная часть церковного имущества в Чехословакии конфискована оккупантами, много священников брошено в концентрационные лагери.

Летом 1941 г. в Лондоне было получено сообщение о бесчинствах фашистов в Шилльбергской тюрьме чешского города Брно. Там фашисты, угрожая чешским священникам револьверами, заставляли их произносить в тюремной церкви кощунственные проповеди, а других с распятием в руках плясать вокруг алтаря. Священников принуждали часами неподвижно сидеть «по-турецки», причем угрожали застрелить, если шевельнутся. Один священник пошевелился и получил пулю в лоб. Евреев тоже принуждали, держа распятие в руках, танцовать вокруг алтаря.

Особенно утонченным издевательствам подвергаются поляки и евреи в польских областях. Поляков немецкие оккупационные власти низвели на положение рабов и особенное удовольствие находят в глумлении над их религиозными чувствами.

Господствующей кастой в «Варшавском генерал-губернаторстве» является кучка немцев, жадных к легкой наживе и прибывших туда из Германии специально за тем, чтобы грабить. Поляков и евреев фашисты считают людьми низшего сорта. В Польше кастрируют и стерилизуют (лишают возможности иметь потомство) польских и еврейских мальчиков. Поляков заставляют носить нарукавную повязку с буквой «П». Евреи обязаны носить желтую повязку, как в средние века. Польских и еврейских девушек фашисты хватают и отправляют в дома терпимости для немецких солдат.

Фашисты тщательно скрывают преступления, совершаемые ими в польских областях, но через духовенство многое стало известно Ватикану, и папа не раз протестовал перед германским правительством против религиозных гонений в оккупированной немцами Польше.

Например, в октябре 1939 г. в протесте папского посла в Берлине говорилось, что в первый же месяц германской оккупации гитлеровцы закрыли в Польше 117 монастырей и 211 церквей, 7 епископов отстранили от должности, 193 священников и монахов арестовали, сотни верующих и священников избили, ранили и подвергли оскорблениям.

В январе 1940 г. ватиканская радиостанция передавала новые известия о гонениях на католиков в Польше. Эта передача вызвала такое недовольство у фашистских правителей, что германский посланник в Ватикане заявил протест римскому папе.

В марте 1940 г. глава польских католиков кардинал Хлонд, бежавший из Польши во время наступления немцев, в беседе с корреспондентом парижской польской газеты «Народовед» сказал о положении церкви в занятых немцами польских областях следующее:

«Со времени принятия в X в. Польшей христианства ее западные провинции не подвергались столь огромным бедствиям, как во время германского захвата этих областей… Списки расстрелянных священников еще не полны. Много священников вывезено в Германию, другие находятся в концентрационных лагерях. Их судьба поистине трагична. Из 261 церковного прихода гнезненской епархии более половины осталось без священников, в Познани осталась лишь четвертая часть священников. Большинство церквей закрыто, другие открыты лишь по воскресеньям между 9 и 11 часами… Оставшиеся священники обязаны после богослужения молиться за Гитлера. Проповеди должны произноситься на немецком языке и подвергаться контролю полицейских шпионов. В этих условиях духовенство отказалось проповедывать с церковного амвона. В некоторых местностях были конфискованы даже церковные свечи. Немецкие уполномоченные ведут себя, как хозяева церквей, кладбищ, жилищ священников, церковного и частного имущества… Перспективы весьма мрачны, если не наступят перемены».

Никаких перемен не наступило. 15 августа 1941 г. ТАСС сообщал:

«Аргентинская газета «Критика» приводит факты, изложенные в докладе, представленном римскому папе главой польской католической церкви кардиналом Хлондом.

Кардинал подробно описывает преследование германскими фашистами католической церкви в Польше. Он сообщает, что больше половины священников Лодзинской области были сосланы или арестованы. В районе Кульм (Хелмно) из 650 священников на свободе осталось только 20. Под арестом оказался также епископ. Немцами были запрещены венчания по католическим обрядам. Многие монастыри и церкви превращены в гостиницы и дансинги».

Все это сказал Хлонд — человек, близкий к римскому папе. Его слова далеко еще не полно показывают положение в польских областях, где гонения на верующих — католиков, православных и иудеев — приняли невероятные размеры.

16 марта 1940 г. французская военная газета «Франс милитер» писала:

«Папа, глубоко потрясенный событиями, обрушившимися на церковь и католиков Польши, к которой он чувствует особую склонность, заявил всему миру об ужасах, совершаемых там немцами. Он указал на ужасные методы онемечивания занятых Германией западных областей Польши. Методы эти… напоминают своим варварством вторжение в древние времена диких монголов в Китай… Страдания поляков превосходят все прежние ужасы… Ватикан… обвинил Германию в том, что она уничтожает и гражданскую, и культурную, и религиозную жизнь».

20 ноября 1940 г. ватиканская радиостанция передавала сообщение, что лишь за последние месяцы 400 польских священников были высланы из Польши в Германию. Дальнейшая судьба их неизвестна.

Через месяц папская газета «Оссерваторе романо» поместила статью о гонениях на католиков в занятых немцами польских областях и обвинила германские власти в арестах священников и епископов, а также в запрещении церковных организаций. Дошло до того, что фашистские власти запретили католикам-немцам ходить в те церкви, где служат священники-поляки.

Религиозные гонения начались и в Голландии после вторжения туда германских фашистов. Съезд нидерландских протестантских священников выступил в октябре 1940 г. с протестом против действий германских властей. В январе 1941 г. во всех католических церквах Голландии было прочитано послание епископов, направленное против фашизма как «серьезной опасности для христианства».

В телеграмме ТАСС от 15 августа 1941 г. говорится, что «английская газета «Дэйли телеграф энд морнинг пост» сообщает о резком конфликте, возникшем между католическими священниками Голландии и фашистами. Возмущенные наглым поведением фашистов, католические епископы изгнали фашистских комиссаров из католических школ. Епископы опубликовали обращение, в котором резко опровергают утверждения фашистов о том, что немцы борются за «спасение христианства» в Европе. В обращении говорится, что эти утверждения лживы. Фашистская печать в Голландии ожесточенно нападает на католическое духовенство и угрожает ему репрессиями за сопротивление фашистским мероприятиям в католических школах».

В Норвегии оккупационные власти тоже стремятся превратить церковь в придаток фашизма. В октябре 1940 г. фашистский советник по делам церкви Стагмар Сканке заявил, что церковные деятели лишь в том случае смогут работать, если «проявят лойяльность» к властям, т. е. будут покорно служить захватчикам. Какой «лойяльности» фашисты требуют от церкви, можно видеть по следующему примеру: в январе 1941 г. министр норвежской полиции отменил обязанность священников сохранять в секрете доверяемые им тайны; священники по требованию фашистов обязаны выдавать им все, что узнают от верующих на исповеди.

Это распоряжение властей, а также бесчинства немецких фашистов и их ставленников вызвали протест норвежских католических епископов, жаловавшихся в своем послании (февраль 1941 г.) на подавление свободы совести в стране. Власти запретили читать это обращение в церквах и в отместку издали через месяц приказ о том, что богослужения могут происходить лишь под контролем полиции. Среди церковников, арестованных в Норвегии немецкими оккупантами, находится Рональд Фанген, известный деятель международного христианского церковного движения («Оксфордское движение»).

Фашистские бандиты сами признают, что норвежский народ настроен против них. Немецкий ставленник, глава фашистов Норвегии Квислинг в речи 14 февраля 1941 г. сказал: «Мы видим, что против нашего движения ведется агитация и что к этой агитации причастны даже епископы нашей страны…».

Оккупировав часть Франции, фашистские бандиты и там не оставили духовенство в покое. В августе 1940 г. по распоряжению германских властей был изгнан из своей епархии епископ г. Меца; военные власти предложили ему покинуть город в течение двух часов. Изгнали они также страсбургского епископа, запретив ему возвращаться в Эльзас. Даже кардинал Бодрийяр, ныне покорный раб фашистов, долго был под надзором германских властей[2].

Захватив Югославию, фашисты ввели террористический режим для сербов.

По сообщению ТАСС (июль 1941 г.), прибывший в Женеву (Швейцария) из Югославии священник П. из Крушевца с ужасом рассказывал о жестоких преследованиях духовенства германскими оккупационными властями:

«Судя по террору, который сейчас проводится в Югославии, особенно в Сербии, немецкие фашисты задались целью полностью уничтожить сербский народ. Сербов тысячами вывозят на работу в Германию, десятки тысяч лучших сербских патриотов немцы загнали в концентрационные лагери. Трудно описать все те ужасы, которые переживает сербское духовенство. Такова уж ненависть фашистов ко всему славянскому, что они даже церковь и религиозные обычаи славян хотят уничтожить.

Сразу же после захвата Югославии гестапо арестовала в одном из черногорских монастырей сербского патриарха Гаврилу и национального сербского героя первой мировой войны епископа Николу из Кралево. Одновременно немецкие грабители захватили все монастырские ценности, утварь и облачение, разгромили Патриарший двор. Этот арест немцы объясняют тем, что патриарх Гаврило и епископ Никола, а также и все сербское духовенство являлись активными противниками присоединения Югославии к тройственному пакту.

Сейчас, — продолжал священник, — немцы предали патриарха военному суду. Надо отметить, что патриарх Гаврило и епископ Никола не отказались от своей справедливой позиции. Они выступали с политическими речами, призывая крестьян протестовать против присоединения Югославии к новому порядку в Европе.

Палачи из гестапо не ограничиваются арестами духовных лиц. Они без суда и следствия казнят их. Недавно были повешены священники Янкулович и Мексин из Панчево по обвинению в том, что они организовали партизанский отряд. В срезе (округе) Чачак немцы закрыли 2 церкви, а их служителей арестовали и направили неизвестно куда».

От германских фашистов не отстают итальянские. Как сообщал в июле 1941 г. ТАСС, в оккупированной итальянцами Словении словенский язык всячески преследуется, а за отказ говорить по-итальянски жителей даже расстреливают. Все словенские школы закрыты.

«Народные дома, эти очаги народной словенской культуры, разграблены и разрушены фашистскими чернорубашечниками, — говорится в сообщении. — Множество лучших сынов словенского народа расстреляно, повешено, брошено в каторжные тюрьмы. Фашизм не пощадил и словенское духовенство. Словенские священники в деревнях Карста, Истрии и Крайны подвергались избиениям. Много священников было убито фашистскими бандитами за то, что они читали свои проповеди на словенском языке и призывали народ отстаивать честь, свободу и культуру словен».

В Голландии, Дании, Норвегии, Франции, Бельгии — всюду, куда ступила нога немецких фашистов, льются реки человеческой крови.

Тысячи фактов свидетельствуют о настойчивых, планомерных, упорных гонениях фашистов на религию в захваченных странах. Подавление национальной независимости, бесчеловечную эксплоатацию, террор, нищету, бесправие, разгром национальной культуры, шовинизм, уничтожение свободы совести — вот что принес фашизм народам, которые ему временно удалось поработить.

Неудивительно, что народы мира ненавидят фашизм. Неудивительно, что, несмотря на террор, тюрьмы, пытки, расстрелы, все ширится народное движение против гитлеровских бандитов, растет ненависть к фашизму в сердцах миллионов людей без различия национальности и религии.

Какой бог нужен фашистам

Мы привели здесь немало примеров свирепых гонений на религию и церковь в фашистской Германии и во временно захваченных ею странах. Многие виднейшие церковные деятели в своих протестах по поводу этих гонений не раз утверждали, что гитлеровцы поступают так из ненависти ко всему христианскому.

В этом есть большая доля правды, хотя нужно иметь в виду, что главная причина гонений заключается не в религиозных, а в политических соображениях фашистов. Здесь уже говорилось, что фашизм по существу вовсе не враждебен религии и что сам прохвост Гитлер непрочь прикинуться «добрым католиком». Если бы христианская, иудейская или какая-нибудь другая из религий, распространенных среди немцев, могла служить для оправдания фашистского варварства и зверства, гитлеровцы всячески восхваляли бы и поддерживали бы ее. Однако ни одна из этих религий не удовлетворяет их.

Наиболее горячие головы среди гитлеровских бандитов дошли до того, что решили состряпать свою, новую, фашистскую религию. При этом они основываются на так называемой расовой «теории» — антинаучном измышлении оголтелых шовинистов. Германские расисты пытаются доказать, что человеческий род делится на две неравные части: на «чистокровных германцев», к которым причисляются «породистые» германские помещики, капиталисты и вся их свора наемных убийц и бандитов, и на «неполноценных» людей, к которым отнесено все остальное человечество, в том числе рабочие и крестьяне самой Германии, ненавидящие фашизм.

Гитлер и его приспешники открыто заявили, что цель германских фашистов — поработить весь мир, истребить миллионы представителей «низших» рас, прежде всего славян, превратить нашу планету в мировую фашистскую империю. Все свои злодеяния фашисты стараются оправдать ссылками на расовую «теорию». Так как, по их мнению, называться настоящими людьми вправе лишь «избранные» немцы, якобы творящие «наивысшую культуру», они уничтожают национальную культуру порабощенных народов, гноят в тюрьмах и убивают сотни тысяч поляков, сербов, греков, чехов и других. Особую ненависть фашистов вызывают евреи. Травлей евреев они рассчитывают ослабить ненависть народных масс к гнусной шайке фашистских эксплоататоров, поджигателей войны и организаторов голода. Иудейская религия подвергается всяческим преследованиям и издевательствам в «Третьей империи».

В дни еврейских погромов в Германии в конце 1938 г. и в начале 1939 г. много синагог было подожжено фашистами. Во Франкфурте-на-Майне в январе 1939 г. гитлеровцы взорвали синагогу на Доминиканской площади. В ноябре 1938 г. ночью была подожжена синагога в Кельне; главным поджигателем оказался фашист-бургомистр Шмидт. В Вуппертале даже могильные плиты на еврейском кладбище были разбиты. Кое-где на синагоги были сброшены бомбы. Можно было бы привести много подобных примеров.

В борьбе с верующими христианами-антифашистами и с непокорным духовенством гитлеровцы используют, в частности, антисемитизм. Они говорят, что уже одно еврейское происхождение Христа делает христианство неприемлемым для них, а библию всячески поносят только потому, что она написана евреями. Однако дело обстоит далеко не так просто, как кажется фашистам. Сколько бы ни бранили они библию, Христа и христианство, нельзя не считаться с тем фактом, что в Германии живут десятки миллионов верующих христиан, возмущенных дикими гонениями на религию. Начиная с протеста против насилий над свободой совести, многие верующие переходят на антифашистские позиции и в других вопросах.

Поэтому фашиствующие богословы считают неудобным отказываться от библии начисто и предпочитают переделывать ее на фашистский манер, хотя и это оскорбляет верующих. Эти богословы исключают из библии все места, где говорится об избранности еврейского народа, изменяют имена иудейских пророков и святых, географические названия и т. д. Другие фашисты хотят выйти из затруднения иначе и утверждают, что Христос был не евреем, а… немцем. Один из наиболее гнусных фашистских главарей — погромщик Штрайхер 15 августа 1935 г. заявил даже, что Христос был антисемитом. Некий фашистский «профессор» Деттвайлер в 1939 г. «открыл», что и библейская Ева была немкой.

Однако все эти перекрашивания не удовлетворяют фашистов. Им нужна новая религия, и они силятся насадить ее в Германии. Превознося все немецкое, фашисты извлекли из забвения религию древних германцев и преподносят ее людям двадцатого века. На посмешище всему миру они возрождают культ языческого бога Вотана, существовавший в Германии более двух тысяч лет назад и давно исчезнувший.

Религия древних германцев была многобожной. Главным богом считался Вотан, были и другие боги: сын Вотана Тор (громовержец), Фрей (бог веселья и брака), Циу (бог войны), Аки (бог моря), Улльр (бог охоты), были боги плодородия, любви, домашнего очага, леса, воды и сотни других. Все они олицетворяли силы природы.

Религия древних германцев мало отличалась от других языческих религий древних народов, стоявших на столь же низкой ступени культуры. Древние германцы верили, что Вотан и другие боги вели войны, сражались, пировали, пьянствовали, изменяли своим женам.

Немецкий историк Шерр, живший в XIX в., писал, что «германцы приносили в жертву своим богам плоды, животных и — об этом нельзя умолчать — людей»[3]. Отправляясь в поход, они приносили Вотану человеческие жертвы — чаще всего пленных.

Эту-то религию и возрождают фашисты!

Что касается человеческих жертвоприношений, гитлеровцьг далеко превзошли древних язычников, так как погубили за годы своего господства в Германии и в оккупированных странах много миллионов людей, — несравненно больше, чем могли погубить древние германцы.

Как заявил однажды фашистский министр земледелия Дарре, в культе древних германцев «свинья занимала первое место между домашними животными». Но семиты, как' известно, пренебрежительно относятся к свинье, и это вызвало гнев министра. Он даже заявил, что человечество будто бы разделилось некогда на две расы в зависимости от… отношения людей к свинье: «В самые далекие времена человеческой истории выделились две расы, стоящие в полном контрасте по отношению к свинье. Семиты не понимают свиньи, они не принимают ее, отрекаются от свиньи, тогда как в культе северных народов она занимает самое почетное место».

Можно принять эти слова за бред сумасшедшего, а ведь произнес их один из приближенных Гитлера, его министр!

Фашисты пытаются создать и обрядность своей новой религии. В 1937 г. в Мекленбурге был открыт вотановский «храм предков», или «храм крови». Там хранятся документы об «арийском» происхождении «избранных» жителей Мекленбурга, там же совершаются обряды бракосочетания, погребения и другие. Вместо алтаря в этом фашистском храме установлен жертвенник со «священным» огнем. Над жертвенником установлен бюст Гитлера, главного бога фашистских бандитов. Обряды, которые там совершаются, это повторение древних языческих обрядов.

По описанию самих фашистов, церемония брака у нынешних поклонников Вотана происходит следующим образом: сначала жених и невеста поклоняются солнцу, воде, огню и лесу (при этом совершается сложный обряд), затем смешивают свою кровь, полученную после укола в руку.

Вместо крещения детей фашисты устраивают празднества «наречения имени», зажигают при этом «священный огонь», выкрикивают приветствия духам предков и совершают разные языческие церемонии.

У древних германцев отмечался как праздник день летнего солнцестояния. Современные фашистские дикари тоже устраивают такой праздник. В июне 1935 г. Геббельс велел, чтобы по всей Германии справляли праздник солнцестояния. Было приказано зажигать костры в честь Вотана на всех горах и холмах. В июле 1939 г. празднество по случаю летнего солнцестояния совершалось на берлинском стадионе.

Культ Вотана в фашистской Германии — это культ крови и железа. Одним из главных проповедников этого культа был вильгельмовский генерал Людендорф (умер в 1937 г.). Сейчас в этом направлении подвизается А. Розенберг.

Несмотря на государственную поддержку, культ Вотана не встретил сочувствия в народных массах Германии. Эту шутовскую религию исповедуют лишь фашистские чиновники. Сам Гитлер, чтобы не озлоблять против себя верующее население, держится в стороне от «новоязычников», но известно, что без его одобрения никакие попытки фашистов возродить культ Вотана были бы невозможны.

Да что Вотан! Гитлер нисколько не против того, чтобы его самого, — его, фашистского обербандита, — объявили богом.

Фашисты хотели бы, чтобы германский народ верил в божественность гитлеровской власти, в божественность Гитлера. Нашлись у него приспешники, объявившие, что он — самый заправский бог. «Гитлер — новый Иисус Христос, более великий и более могущественный, чем прежний», — так провозгласил в 1935 г. атаман саарских фашистов Спаниоль. «Гитлер — подлинный святой дух», — вещал тогда же фашистский министр культов Керрль. «Я молюсь на этой земле только Адольфу Гитлеру», — заявил в 1938 г. глава фашистского «рабочего фронта» Лей. Самовлюбленный Гитлер в 1938 г. в одной из речей сравнил себя с библейским Моисеем. Впрочем, тут получился конфуз. «Фюреру» вежливо указали, что Моисей ведь был евреем, и зарапортовавшийся Гитлер был принужден отмежевываться от своих собственных слов.

Народные массы Германии и всех других стран знают, что за всем этим бахвальством кроется бандитизм, разбой. Сколько бы ни старались фашисты обожествить своего главаря, народы видят в Гитлере только палача, проливающего реки крови, и имя его всюду произносится с ненавистью, презрением и проклятием.

Протесты духовенства против религиозных гонений в Германии

Религиозные гонения в Германии вызвали массовое движение протеста против фашистских насильников во всех странах. Католическое и протестантское духовенство Германия тоже не раз протестовало против религиозных гонений.

Надо напомнить, что немецкие католические епископы не раз заявляли о своей готовности служить фашистскому режиму. Тем более знаменательно, что они вынуждены громогласно протестовать против преследования веры.

Германское духовенство осудило книгу фашистского «идеолога» Розенберга «Миф XX века», в которой развиваются бредовые идеи о мнимом превосходстве «немецкойрасы» над остальными. Епископы один за другим протестовали против религиозных гонений.

27 ноября 1936 г. мюнстерский католический епископ Клеменс Август обратился к верующим с посланием. Он писал о преследованиях веры, об оскорблении верующих и духовенства, о фашистской новой религии — о попытках возродить языческую религию древних германцев, чтобы заменить ею христианство. Епископ призывал продолжать сопротивление насилиям гитлеровцев.

В феврале 1937 г. выступил с посланием против религиозных гонений и эрмеландский епископ Каллер. Он писал, что церковь и веру ничто не в состоянии защитить «от фанатизма врагов христианства» — гитлеровцев. Каллер протестовал против постоянных оскорблений фашистами римского папы и против требования фашистских главарей, чтобы католическая церковь в Германии, была независимой от Рима.

В апреле 1937 г. в церквах было прочитано послание берлинского архиепископа Прейзинга, который писал о новых гонениях фашистов на религию.

Епископы протестовали против варварской расовой «теории» фашизма, против оскорблений культа, против арестов священников и верующих, против нарушений конкордата — договора гитлеровского правительства с Ватиканом. Фрейбургский архиепископ Гребер в январе 1939 г. также протестовал против преследования христиан Гитлером и заявил при этом, что гонения все усиливаются, что «Христу отказывают в уважении за его еврейское происхождение».

В мае 1939 г. архиепископ Прейзинг вновь протестовал против насилий над верующими. В августе того же года падерборнский архиепископ Клейн выступил с протестом против уличных фашистских демонстраций, устроенных специально для оскорбления религиозных чувств верующих. Клейн заявил, что Германия вернулась «к эпохе ужаснейших религиозных преследований», что устроенная фашистами в г. Падерборне демонстрация против верующих «вызвала глубокое возмущение во всей стране и ожесточение масс». В том же году почти одновременно выпустили новые послания против религиозных преследований кельнский и берлинский архиепископы и аахенский епископ.

Гонения на верующих не прекратились в Германии и во время второй империалистической войны. Об этом свидетельствует обращение архиепископа Гребера (март 1941 г.) к германским католикам. Он писал, что немецкие католики переживают гонения, превосходящие изуверские религиозные погромы XVI в. и что война ухудшила бедственное положение католиков Германии.

С протестами против религиозных преследований выступали и немецкие протестантские епископы.

В Англии против расовых и национальных гонений германского фашизма еще задолго до войны выступали дерхэмский и солсберийский епископы Генсон и Ловетт, кентерберийский архиепископ и другие видные представители англиканской церкви. Известный английский церковный деятель С. Муур после поездки по Германии в октябре 1938 г. заявил, что там происходят страшные гонения на верующих, тысячи священников и рядовых верующих арестованы за религиозные убеждения. Против гонений на верующих в Германии выступал и парижский архиепископ кардинал Вердье. Венгерское католическое духовенство публично заявляло о своем сочувствии гонимым фашизмом немецким католикам. В декабре 1937 г. конференция епископов Австрии обратилась к германским епископам с письмом по поводу религиозных гонений, устроенных гитлеровцами.

Горячие протесты вызвал гитлеровский бандитизм и в американском народе. Фашистские погромы не могли оставить равнодушным ни одного честного человека. Против этих гонений выступили и многие представители церкви. Особенно большой отклик получила речь против гитлеровских зверств, произнесенная в мае 1937 г. виднейшим католическим деятелем США кардиналом Мунделейном. Возмущаясь насилиями над верующими в Германии, Мунделейн сказал, между прочим, что для Германии Гитлер — иностранец, австриец. Как стало возможно, спрашивал Мунделейн, что германский народ подчинился этому иностранцу и нескольким его приспешникам? Мунделейн назвал бесчестным фашистского министра Геббельса и призывал американцев к поддержке германских католиков и духовенства.

Выступление Мунделейна было встречено с большим сочувствием во всей Америке. Он получил массу приветственных телеграмм и писем. Среди фашистских главарей Германии его речь вызвала припадок бешенства. Германские послы в Америке и Ватикане заявили протест по поводу выступления Мунделейна, однако американское правительство и папа отказались осудить его речь.

Конференция католических епископов Америки в конце 1937 г. выпустила резкое послание против гонений на веру и на верующих людей в Германии.

Против этих гонений протестовал и глава католической церкви — папа римский Пий XI. Много лет он держался осторожной тактики в отношениях с германскими фашистскими правителями, однако неслыханные гонения вынудили выступить и его>. Самым значительным выступлением папы Пия XI в защиту гонимых в Германии католиков было его послание, изданное в марте 1937 г.

Это послание с тревогой отмечало растущие гонения на веру в Германии. Папа осуждал фашистскую проповедь возврата к язычеству, расовую «теорию», возвеличение Гитлера и провозглашение его стоящим выше бога. Папа протестовал против принуждения немецких католиков порывать с церковью. Бандитское учение фашистов о «крови и расе» папа назвал «фальшивой монетой, не заслуживающей места в сокровищнице языка верующего».

Папское выступление вызвало в Германии новые гонения на католиков. Власти запретили читать послание в церквах, германский посол в Ватикане заявил протест против позиции, занятой папой.

24 декабря того же года папа выступил перед кардиналами с речью против гонений на веру в Германии. Он сказал: «При этом гонении, как ни грустно признать, нет и, видимо, не будет недостатка ни в зверствах, ни в свирепости, ни в коварных кознях и лжи».

Но гонения продолжались. Послышались фашистские угрозы по адресу папы. Он снова выступил (в октябре 1938 г.) с речью о положении в Германии и Австрии. «Явился опять предатель Юлиан», — заявил папа, имея в виду Гитлера. Гонения на верующих в Германии и Австрии, по словам папы, напоминают гонения на христиан в древнем Риме.

За последние два года Ватикан еще не раз указывал, что зверства фашистов против католиков и протестантов продолжаются.

Провал фашистской затеи «крестового похода против большевизма»

Как известно, уголовник на троне, кровавый бандит Гитлер назвал свое разбойничье нападение на Советский Союз «крестовым походом против коммунизма». Этот людоед, по приказу которого в Германии и в оккупированных ею странах убиты и замучены сотни тысяч верующих, в том числе тысячи христианских священников, непрочь провозгласить себя защитником христианства! Вопли о «крестовом походе» против СССР нужны Гитлеру для того, чтобы обмануть население Германии и других стран, скрыть настоящие цели вторжения на нашу священную землю, скрыть всем известный факт, что германский фашизм стремится к мировому господству, что Гитлер хочет быть повелителем мира.

Никто, однако, ни на одну минуту не поверил крикливым заявлениям Гитлера о «защите христианства». Не поверили и церковные деятели, хотя на их поддержку этот громила очень рассчитывал. Католическое, протестантское и прочее духовенство знает о гонениях фашистов на церковь и в большинстве случаев отказывается считать гитлеровцев «защитниками христианства».

Очень интересно поэтому знать, как относится к войне Германии против СССР папа римский. Всем известно враждебное отношение папы к коммунизму. Германские и итальянские фашисты рассчитывали, что им удастся воспользоваться этим обстоятельством, чтобы привлечь папу на свою сторону. Если бы он поддержал их, его авторитет среди католиков всех стран помог бы фашизму укрепить свои позиции. Но на этот раз фашистов ожидало жестокое разочарование: папа высказался против новой фашистской авантюры.

30 июня 1941 г. папа Пий XII произнес речь о международном положении. Этой речи с нетерпением ожидали и Гитлер и Муссолини. Папе давали понять, что от него ожидается присоединение к гитлеровскому «крестовому походу». Но он не оправдал ожиданий фашистских разбойников. В его речи планы фашистских людоедов совершенно недвусмысленно осуждены. Говоря о современном положении, папа избегал прямых указаний на Германию, но, несомненно, именно ее имел в виду, когда заявил: «Мы видим упадок духа справедливости и милосердия; целые народы подавляются или ввергаются в пучину бедствий». Это — прямое указание на фашистских варваров, повсюду сеющих смерть, убивающих женщин и детей и открыто заявляющих о своем намерении истребить целые народы. Папа напомнил, что «в некоторых местах» (т. е. в фашистской Германии) многие верующие и духовенство подвергаются неслыханным гонениям. Он заявил протест против тех, кто проповедует неравенство народов. Это опять-таки направлено против фашистских дикарей, проповедующих расовую «теорию», которая провозглашает превосходство немцев над всеми другими народами.

О жесточайших религиозных гонениях в Германии сейчас вновь заговорило и германское католическое духовенство. В июле 1941 г. конференция германских епископов заявила протест против новых преследований католиков. Католическое духовенство Англии, Америки и многих других стран также резко высказалось против кровавого гитлеризма.

* * *

Гитлеровские разбойники, эти убийцы, захлебывающиеся в крови своих жертв, ненавистны всему человечеству. Как бы ни старались они напялить на себя овечью шкуру, сколько бы ни прикидывались защитниками христианской религии, их кровавые дела говорят против них достаточно ясно. Никого не могут обмануть их лживые речи. Во всем мире честные люди клеймят фашистское варварство и зверство. «Защитниками христианства» притворяются палачи, истребившие много тысяч людей, в том числе священников, именно за то, что люди эти — христиане. Вряд ли найдутся где-либо среди верующих простаки, способные поверить таким «защитникам».

Мы, советские люди, с симпатией относимся к германским, австрийским и прочим католикам, протестантам и православным, которые восстают против фашистских преследований свободы совести. Наше отношение к христианству, как и к другим религиям, остается, разумеется, прежним. Мы считаем, что религия не может указать трудовому народу пути к освобождению, не может она и помочь в свержении ненавистного всему миру фашистского режима. Мы стоим за то, чтобы разъяснять верующим ошибочность религиозного мировоззрения и тем самым сделать их вполне сознательными и активными строителями новой, лучшей жизни. Всякое насилие, а тем более глумление над религиозными чувствами верующих мы отвергаем; в нашей стране существует подлинная свобода совести, гарантированная великой Сталинской Конституцией.

В Советской стране каждый гражданин волен относиться к религии, как ему угодно. Он может быть верующим или неверующим, может верить в любого бога или не верить ни в какого, может свободно вести разъяснительную пропаганду против религии. Мы считаем религию ложным, противоречащим науке, реакционным мировоззрением, но в то же время не допускаем оскорбления религиозных чувств людей, не насилуем их совести, не принуждаем отказываться от веры в бога и, разумеется, не преследуем людей за их веру. Поэтому мы сочувствуем страданиям верующих, которых гитлеровские мерзавцы со свойственной им свирепостью заставляют выносить нечеловеческие муки только за то, что люди эти хотят пользоваться элементарным человеческим правом — правом на свободу совести.

Протест против преследования религии в странах, угнетенных фашизмом, является для многих верующих первым шагом в сторону общей антифашистской борьбы. Миллионам людей с каждым днем становится яснее, что никакими протестами, просьбами и ходатайствами нельзя заставить фашистов изменить их человеконенавистническую политику. Фашизм — это безудержный террор, и отказаться от террористических методов правления в любой области, в том числе и религиозной, значило бы для фашистов перестать быть самими собой. Подлинная свобода совести и всякая иная свобода для народных масс может быть лишь при одном условии — при условии свержения кровавой фашистской диктатуры.

Верующие в порабощенных фашизмом странах видят, конечно, что не только на них обрушился гитлеровский террор. Еще более зверски расправляются фашисты с коммунистами, безбожниками, свободомыслящими, вообще с людьми, не желающими думать так, как велит Гитлер. Десятки тысяч лучших людей Германии замучены в застенках гестапо, в концентрационных лагерях.

Самыми смелыми, передовыми борцами против фашизма являются коммунисты. Их идеи и их борьба получают горячую поддержку в самых разнообразных слоях трудового населения Германии и временно оккупированных ею стран, в том числе среди верующих трудящихся, также преследуемых фашистами.

Героическую, самоотверженную борьбу против гитлеровских орд ведет Советский Союз, его могучая Красная Армия. В этой борьбе Советский Союз не одинок. Мы имеем верных союзников в лице народов Европы и Америки, в том числе и в лице германского народа, стонущего под игом фашизма.

Зреют силы для отпора фашизму во всем мире. Зреют они и в Германии. И чем сильнее и сокрушительнее будет отпор могучей Красной Армии, отстаивающей свободу, честь и независимость не только народов Великого Советского Союза, но и всех народов мира, тем скорее наступит час гибели кровавого фашизма, лютого врага человечества.

У всех трудящихся сейчас главный, смертельный враг — фашизм. Этот враг будет уничтожен.