Бомбометание с самолета — дело сложное и трудное.
Обычно бомбы сбрасываются так. Перед бомбометанием штурман в полете точно рассчитывает время сброса бомбы. Для этого ему приходится учесть высоту и скорость полета самолета, силу и направление ветра и еще многое другое. После этого летчик направляет самолет точно на мишень и ведет его так, чтобы скорость полета не изменялась. А штурман тем временем выжидает и в точно рассчитанный момент выпускает бомбу из бомбодержателя.
Но это еще не значит, что бомба точно попадет в мишень. Еще много имеется причин, которые могут заставить бомбу отлететь в сторону. Поэтому, несмотря даже на отличные бомбодержатели и точные приборы для нацеливания, меткость бомбометания все еще недостаточна. Из сброшенных бомб только небольшое количество попадает точно в цель.
Есть другой способ сбрасывания бомб, при котором значительно увеличивается меткость попаданий. Это бомбометание с пикирования, когда бомбы сбрасываются с самолета, спускающегося почти отвесно. Для такого бомбометания существуют особые типы боевых машин — пикирующие бомбардировщики.
Основное преимущество бомбометания с пикирования в том, что оно не требует особых вычислений и сложных действий над прицельными приспособлениями. Летчик нацеливается в мишень всем своим самолетом и, подойдя к ней на расстояние нескольких сот метров, поражает ее бомбами почти в упор. Таким образом, пикирующий бомбардировщик не сбрасывает бомбы, как это делают другие бомбардировщики, а как бы «стреляет» ими, подобно истребителю.
Но бомбометание с пикирования имеет также и недостатки. В тот момент, когда, выпустив бомбы, летчик начинает выводить машину из пикирования, возникает огромная сила (центробежная сила), благодаря которой вес тела летчика и всех частей самолета увеличивается в несколько раз. И чем больший разгон имеет самолет во время выхода из пикирования, тем тяжелее становится летчик и самолет и тем большую нагрузку испытывают органы человеческого тела и части машины. Самолеты в пикировании разгоняются до скорости в 800 и более километров в час. Такую чудовищную скорость и представить себе невозможно.
Вот как описывает один известный летчик свои ощущения при выводе самолета из продолжительного пикирующего полета:
«…Я взял ручку на себя. Машина пошла вверх, и меня прижало к сиденью. Центробежная сила — огромное невидимое чудовище — вдавила мою голову в плечи и так прижимала меня к сиденью, что мой позвоночник изгибался и я стонал от тяжести. Она заставляла кровь отливать от головы. В глазах у меня темнело… У меня страшно кружилась голова».
Нужно обладать крепкой физической закалкой, быть отлично тренированным, чтобы летать на пикирующем бомбардировщике. И самолет должен быть особенно прочным, иначе при выходе из пикирующего спуска он сложит крылья и, как подстреленный коршун, рухнет на землю.
Возможность бомбометания с пикирования была известна еще в годы прошлой империалистической войны. Даже делались попытки бомбометания таким способом. Я помню, еще в 1916 году некоторые мои товарищи и я лично бросали небольшие бомбы с пикирования, и довольно удачно. О подобных опытах я слышал и от других летчиков.
Мысль о возможности бомбометания при крутом спуске самолета возникла в нашем отряде при любопытных обстоятельствах. Как-то раз нам понадобилось срочно отправить письмо в одну санитарную часть. Почта действовала плохо, и поэтому решено было сбросить пакет с самолета.
Отрядили летчика. К письму «для весу» привязали пучок цветов. При появлении самолета над санчастью сотрудники со всех сторон высыпали во двор. Заметив это, летчик решил сперва «попугать» их. Он направил самолет носом к земле, нацелившись в самую середину двора. Люди шарахнулись в разные стороны.
Когда от земли летчика отделяло всего лишь 150 — 200 метров и настало время выводить самолет из пикирования, у летчика неожиданно мелькнула мысль — а не выбросить ли письмо? Он так и поступил. Сверх ожидания, письмо упало чуть ли не к самым ногам адресата…
Бомбометание с пикирования, однако, не привилось в те годы ни у нас, ни за рубежом, главным образом из-за слабости конструкции самолетов и их малой грузоподъемности. Только в годы гражданской войны красные летчики изредка применяли этот способ бомбометания да иностранцы кое-где производили опыты с пикирующими бомбардировщиками.
В более поздние годы бомбометание с пикирования стали применять японцы в войне с Китаем, республиканцы — в Испании, немцы — в Польше, мы — в войне с белофиннами. Но самое широкое распространение получило оно на Западе в происходящей сейчас мировой империалистической войне.