Возбуждая у собаки при первоначальных упражнениях инстинкт схватывания, мы воспитываем связь у собаки бросаться непосредственно за брошенным предметом, схватывать и приносить его обратно.
Возбуждая инстинкт схватывания, мы попутно воспитываем у собаки нежелательную связь, и достаточно будет бросить аппорт, не произнося команды, собака все же бросится за ним. Для того чтобы затормозить эту нежелательную связь и выработать у собаки выдержку при бросании аппортировочного предмета, нам необходимо провести несколько упражнений следующим образом.
Дрессировщик берет собаку на поводок и при бросании аппорта дает команду «сидеть»; если собака попытается за ним броситься, то одновременно с командой «сидеть» дается рывок поводком, что и удержит собаку у ноги дрессировщика. Сделав небольшую выдержку, дрессировщик дает команду «аппорт», и как только собака возьмет аппорт он подзывает ее обратно к себе. Такими упражнениями от собаки нужно добиться, чтобы она бросалась за аппортом только по команде дрессировщика.
В последующих занятиях поводок снимается и при бросании аппорта дается команда «сидеть», чем и добиваемся от собаки выдержки при аппортировании.
Затем при первоначальных упражнениях во избежание преждевременного выбрасывания аппорта дрессировщик протягивает правую руку к морде собаки и берет аппорт, чем также воспитывает у собаки нежелательную связь, и она при виде протянутой руки дрессировщика, не ожидая команды «дай», всегда выбрасывает аппорт. Чтобы затормозить эту нежелательную связь, нужно, протягивая правую руку за аппортом, одновременно давать команду со строгой интонацией «аппорт», что заставит собаку удержать аппорт в пасти. Если она все-таки аппорт выбросит, то его нужно немедленно поднять и вложить в пасть со строгой командой «аппорт», что заставит собаку аппорт держать до команды «дай». После нескольких таких упражнений эта нежелательная связь затормаживается, и собака перестает реагировать на протянутую руку дрессировщика, ожидая команды «дай». Таким образом закрепляется условный рефлекс передачи аппорта на условный звуковой раздражитель.
По закреплении подноски аппорта собакой дрессировщику можно начать приучать собаку к носке аппорта у ноги дрессировщика. Дрессировщик подносит аппорт к морде собаки, давая команду «аппорт»; когда собака возьмет аппорт, следует вторая команда «рядом», и одновременно с этим дрессировщик идет вперед, наблюдая за собакой. Если собака во время движения аппортировочный предмет не выбрасывает, то дрессировщик поощряет ее, говоря «хорошо, хорошо»; пройдя шагов десять-пятнадцать, дрессировщик берет у собаки аппорт и в виде поощрения дает ей лакомство.
Упражнения повторяются с увеличением расстояния для того, чтобы собака научилась держать аппорт более продолжительное время. Но если собака во время движения будет выбрасывать аппорт, дрессировщик поступает так же, как всегда в таких случаях, т. е. берет аппорт, вкладывает его в пасть собаки и дает команду «аппорт» «с повышенной интонацией.
26. Разжатие челюсти для вкладывания аппортировочного предмета
Второй способ обучения аппортированию: Первый способ обучения аппортированию, основанный на инстинкте схватывания, в большинстве случаев применим для возбудимых собак; к тормозным же собакам приходится в большинстве случаев применять другой метод обучения: дрессировщик усаживает собаку и накладывает ей свою левую руку на щипец сверху, с таким расчетом, чтобы большой палец левой руки находился на правой стороне щипца, а все остальные — на левой его стороне, затем слегка надавливает на губы у соединения челюстей, чем и заставляет собаку раскрыть пасть (рис. 26). Одновременно с этим действием дрессировщик дает команду «аппорт» и находящийся в правой руке аппорт (мягкий) осторожно вкладывает в пасть собаке. При вкладывании аппорта действие левой руки на губы собаки прекращается. Затем дается поощрительная команда «аппорт, хорошо», и левой рукой дрессировщик поглаживает собаку по голове. Правая же рука дрессировщика, вложив аппорт, находится под нижней челюстью собаки для предупреждения выбрасывания аппорта собакой (рис. 27). При желании собаки выбросить из пасти аппорт дается строгая команда «аппорт», а большим пальцем правой руки дрессировщик подталкивает аппорт обратно в пасть.
Как только собака зажмет аппорт, следует поощрительная команда «хорошо, хорошо». После небольшой выдержки по команде «дай» дрессировщик берет аппорт у собаки, а собаке дается лакомство для закрепления приема. После нескольких таких упражнений у собаки наступает связь, что когда аппорт находится в пасти, то боль, причиняемая нажатием на губы, моментально прекращается.
Когда у собаки закрепится условный рефлекс держания аппорта, то дело дрессировщика закрепить аппортировку, соблюдая строгую постепенность и закрепляя этот прием так, как указано в первом случае.
Третий способ обучения аппортированию. Если собака не поддается обучению аппортированию при помощи вышеуказанных методов, то применяются более сильные раздражители (молодым дрессировщикам этот способ обучения не рекомендуется).
Дрессировщик надевает на, собаку парфорс, усаживает ее, левой рукой держит поводок коротко, почти у самого парфорса, правой рукой держит аппорт возле морды собаки. Затем левой рукой делает сильный рывок поводком к себе, чем и заставляет собаку открыть пасть, куда немедленно вкладывает аппорт с командой «аппорт». В момент вкладывания аппорта, поводок отпускается свободно, в силу чего надавливание парфорса прекращается, прекращается также и болевое ощущение для собаки, причиняемое ей острыми липами парфорса.
27. Поддерживание нижней челюсти
Как только собака возьмет аппорт, следует поощрительная команда «аппорт, хорошо». Правая рука дрессировщика находится под нижней челюстью собаки для предупреждения выбрасывания аппортировочного предмета. Проделав это упражнение несколько раз, у собаки воспитывается связь, что с моментом схватывания аппорта болевые ощущения прекращаются и при виде аппорта, чтобы избежать неприятных ощущений от парфорса, собака начинает самостоятельно схватывать его. В дальнейшем если собака будет продолжать выбрасывать аппортировочный предмет, то в этих случаях каждый раз применяется непосредственный раздражитель (рывок поводком). Упражнение повторяется до полного закрепления, т. е. схватывания аппортировочного предмета, по команде «аппорт».
Закрепление приема ведется, как и в первых двух случаях.