15 ноября 1923 г. в Севастополе, в Балаклавской бухте, водолазы вытащили из воды большую мачту. Мачта оказалась из редкого, очень дорогого, тикового дерева. У основавия ее сохранились следы топора, при чем{2} по расположению рубцов можно было предположить, что мачта срубалась на корабле наспех, без необходимой подготовки.

Так рубят мачты только в шторм, в беду, когда корабль идет ко дну, когда телеграфист торопливо выстукивает ключом, когда радиоволны несут в пространство три буквы, три тревожные буквы «SOS» («Спасите наши души»).

В наши времена тиковым деревом кораблей не отделывают. И мачта поэтому естественно заинтересовала моряков.

Стали копаться в морских архивах и с несомненностью установили, что мачта эта — весточка о золотом кладе на дне Черного моря. Тиковая мачта, срубленная в шторм, указывает путь к миллионам золотых рублей.

Так было дело.

В Крыму шла война. Англичане, французы, турки, сардинцы уже многие месяцы осаждали крепость Севастополь. Соединенный флот стоял в тихой Балаклавской бухте. Шла долгая осада Севастополя, и не было ей видно конца.

В начале ноября 1854 г. в Балаклаву прибыл из Англии караван парусных судов. С ним пришло продовольствие, медикаменты и теплое обмундирование для осаждающей армии. С флотилией в Севастополь пришел «Черный принц».

Это был один из первых английских винтовых пароходов. Он был выстроен по последнему слову техники того времени, отделан дорогим тиковым деревом и предназначался для рейсов в Австралию. Кроме военного командования, на нем прибыл в Севастополь казначейский чиновник.

Он привез много золота в монетах для уплаты жалования солдатам и для закупки продовольствия. Привезенное продовольствие, медикаменты и оборудование оценивались в 500000 фунтов стерлингов.

Прибыв к крымским берегам, весь караван во главе с «Черным принцем» стал на внешнем рейде Балаклавы.

С утра 14 ноября 1854 г. на Черном море, у крымских берегов, начался небывалый шторм. Он разразился неожиданно и захватил английскую флотилию врасплох. Ветер был настолько силен, что суда были лишены возможности укрыться в Балаклавской бухте.

«Черный принц» имел два якоря. В спокойную погоду, когда якорь опускался отвесно, «Принц» развертывал якорный канат на 65 — 85 метров. А тут, в шторм, когда большие волны, канаты надо было развернуть до отказа, на 250 — 320 метров. Концы якорных канатов не были прикреплены к лебедкам; на заводе, где спешно заканчивали «Черного, принца», про эту «мелочь» забыли.

Начали развертывать канат. Он быстро скатывался в воду, и так же быстро исчез в воде его конец. Такая же участь постигла и второй якорь. «Черный принц» остался без якорей.

Были разведены пары. Капитан ходом хотел отойти от берега.

Он приказал срубить мачту, ту самую мачту, которую вытащили в 1923 г. севастопольские водолазы. Мачта рухнула за борт и такелажем запуталась в лопастях винта

«Черный принц», отделанный тиковым деревом, был парализован. Ветер подхватил его и понес на восточные скалы Балаклавы. Десять минут продолжалась трагедия. Два раза ударился «Принц» о скалы и быстро — с людьми, продовольствием, медикаментами, обмундированием и деньгами — пошел ко дну.

Было это в 1854 г. — 77 лет тому назад.

Вскоре после войны в Англии вышла книга участника Крымской камлании. Он подробно описывал гибель соединенной эскадры и давал список погибших на «Черном принце». Книга заинтересовала общественное мнение не только Англии, но и Франции и России. Во французской прессе того времени печаталось много статей на эту тему, и каждая из них неизменно кончалась предложением выяснить, где затонул «Черный принц», и достать со дна Черного моря золото «Черного принца».

Золотой клад погнал некоего Пастухова на розыски «Черного принца». После нескольких месяцев работы он заявил: «Принц» найден» и даже рассказал подробности.

Нашли якобы «Черного принца» у восточных скал Балаклавы, на глубине 64 метров. Лежит он на крутом откосе и, нельзя поэтому работать на нем. От малейшего сотрясения скатится «Принц» с откоса на глубину в 125 метров, а там уж его не достанешь. Однако, как выяснилось потом, никакого «Черного принца» Пастухов не нашел.

В 1905 г. известный специалист по судоподъему, итальянец Рестуччи, обратился к царскому правительству с просьбой разрешить ему организовать поиски. «Черного принца». Правительство разрешило. Все лето работал Рестуччи в Балаклавской бухте и поздней осенью заявил: «Черный принц» найден». Однако, как выяснилось потом с достоверностью, заявление Рестуччи тоже было неверно — неудобно было большому специалисту Рестуччи сознаться в тщетности своих работ.

Так как место гибели соединенной эскадры в 1854 г. никто точно не обследовал, то на «Черного принца» махнули рукой.

И вот в 1923 г., 15 ноября, севастопольские водолазы вытаскивают из воды большую тиковую мачту — мачту «Черного принца». Тогда опять вспомнили о «Черном принце», о большом количестве золота, на миллионы золотых рублей..

Балаклава — небольшой рыбацкий поселок, летом — курорт и место отдыха.

На скале, что высится над морем,— остатки развалившейся генуэзской башни «Дон». В амбразуру бойницы башни видно: море до горизонта, налево — Шайтан-Доре — ущелье дьявола. Балаклавская бухта окружена со всех сторон горами, защищена от ветров и штормов. С моря вход в бухту заграждают высокие отвесные скалы. Их в шторм далеко обходят корабли.

Здесь погиб «Черный принц». Он 77 лет лежал на дне Черного моря и столько же времени занимал умы и не давал покоя горячим, предприимчивым людям. Его искали и французы, и итальянцы, и русские промышленники и не нашли. Его три года тщетно искала советская экспедиция подводных работ на Черном и Азовском морях. Его — легендарный английский корабль, знаменитый «Черный принц» — нашел врач Константин Алексеевич Павловский. Он — один из немногих (если не единственный) в СССР врачей, специализировавшихся на профилактике и лечении людей моря — водолазов. Он, Павловский, командовал балаклавской партией водолазов Эпрона, вышедших после трех лет тщетных поисков вновь на розыски «Черного принца». Павловский, изучив по литературным источникам историю гибели «Черного принца», разбил море у берега Балаклавы на несколько участков и там, именно там, а не в открытом море, как это делалось раньше, начал искать «Черного принца». 17 ноября 1925 г., спустя 71 год после гибели, водолазы нашли «Черного принца». Если вы посмотрите в рабочий водолазный журнал, вы не найдете там ни пафоса, ни восторга. Там записано:

«17 ноября. В 6 ч. 50 м. спустили водолаза Чумака для осмотра второй половины квартала III 2 . Грунт — камни. Видимость хорошая. Глубина 5-6 саженей. Осмотрел весь квадрат. Предметов в квадрате никаких не видел. Из квадрата III 2 , заметил в квадрате III 2 какой-то большой предмет и подошел к нему. Подойдя к предмету, обнаружил, что он железный и похож на паровой котел. В 9 ч. 20 м. подняли водолаза наверх. В 9 ч. 30 м. спустили водолаза Галямина для тщательного осмотра виденного водолазом Чумаком предмета. Водолаз Галямин осмотрел предмет и подтвердил, что это судовой котел. Несколько вправо и мористее обнаружен второй такой же котел, но несколько больше побитый. Пройдя дальше несколько вправо и мористее нашел 3-й котел, но совершенно разбитый, и недалеко от третьего 4-й котел, тоже разбитый. Около 4-го котла обнаружил дымовую трубу и 2 полосы коробчатого железа. Подал на баркас 2 обломка дымогарных трубок и кусок железа (повидимому {3}кусок палубы)».

Так отмечено в рабочем водолазном журнале историческое событие — находка «Черного принца».

Событие это, взбудоражившее моряков и адмиралтейства во всех странах света, прошло не замеченным нашей печатью. Про «Черного принца» у нас писали мало, и уж во всяком случае никто не знает имен людей, его нашедших: ни инициатора поисков, моряка Языкова, ни доктора Павловского, ни водолазов Галямина и Чумака.

«Железный предмет, похожий на паровой котел», обнаруженный на дне, оказался котлом «Черного принца». Остальные три котла, найденные неподалеку водолазом Галяминым, оказались паровыми котлами все того же «Черного принца». Экспедиция подводных работ имеет чертежи и техническое описание «Черного принца», имеет полную опись корабля. И чертежи, и техническое описание, и размер найденных котлов, и куски тикового дерева, и опись груза — все это единогласно подтвердило — найден «Черный принц». Собственно, это не совсем верно: найден не корабль «Черный принц», а то, что от него осталось.

На дне Черного моря, вокруг и поблизости котлов, водолазы нашли... но пусть говорят документы, выписки из водолазного рабочего журнала:

«19 ноября.. Водолаз Чумак видел на грунте большие куски железа, трубу, паровой котел и 2 бимса. Под камнем обнаружил и поднял наверх целый шрапнельный снаряд, разбитый такой же снаряд, медицинскую ступку (с надписью на английском языке города и фирмы), глиняную банку, медный оборок с какого-то люка. Водолаз Федотов Гавриил поднял наверх старинную ручную гранату и трубку от котла. 10 декабря... Водолаз поднял наверх 6 бомб, шрапнельный снаряд и различной величины куски железа. На грунте видел часть борта судна со шпангоутами и с 3 иллюминаторами. 14 декабря. Водолазы на грунте видели много железа. Вытащить наверх его не удается и лебедкой. Водолаз Воронков видел торчащий кусок свинцовой трубы из-под камня. Водолаз старался, но лебедкой вырвать его не удалось. Тогда водолаз зубилом отрубил часть свинцовой трубы и подал наверх. Необходимо некоторые камни поднять, и тогда уже будет возможность многие предметы поднять наверх. Интересно было бы для опыта взорвать один камень и посмотреть, что находится под ним».

Да, что находимся под ним? Может быть, золото, во имя которого люди 71 год искали и нашли «Черного принца»? Ведь доподлинно известно, что «Черный принц» привез из Англии для расплаты с солдатами осаждающей армии 500000 фунтов стерлингов в золотой монете. Золото не успели сгрузить на берег, и «Черный принц» во время шторма погиб вместе с грузом, людьми и золотом. Спаслись только шесть человек из многих сотен.

17 ноября 1925 г. водолазы Чумак и Галямин нашли «Черного принца». В этом году водолазы работали с перерывами до 25 декабря и в общей сложности пробыли под водой 222 часа. Штормы, господствующие в это время года, зюйд-весты, мертвая зыбь сильно мешали водолазам и вырывали целые рабочие дни. Рабочий водолазный журнал этого времени испещрен такими надписями:

«20 ноября. В 3 ч. 40 м. из Шайтан-Доре подул порывистый ветер. Подняли водолаза наверх и пошли в Балаклаву». «26 ноября. В море норд-вест довольно сильный, мертвая зыбь. Спустили Федотова Степана. Ветер усилился. Зыбь увеличилась. Водолаза начало качать. Подняли его и ушли в Балаклаву».

И опять зюйд-вест, порывистый ветер, мертвая зыбь, шторм. Но 222 часа водолазы все-таки под водой пробыли и внимательно обследовали дно Черного моря от утеса до Шайтан-Доре. За 222 часа водолазы установили: части парохода «Черный принц» — котлы, часть борта с иллюминаторами, бомбы разных величин, масса железных обломков, бимс находятся почти в одном месте. Все это завалено большими камнями. Доктор Павловакий подвел итоги:

«Камни эти необходимо поднять и отбросить в сторону. Взрывать же не рационально, так как большие камни, разорванные на мелкие, еще больше засыпали бы обнаруженные части. Дальнейшие поиски без уборки камней не дадут ничего».

Легенда о золоте «Черного принца» разрушена. Поиски золота мы отдали в концессию японцам. Они работали все лето и нашли две золотых монеты: они вывалились вероятно из кармана погибшего матроса. Тогда вновь бросились рыться в исторических справочниках и с достоверностью выяснили: командир «Черного принца» по дороге из Англии в Балаклаву выгрузил золото в Константинополе, в тыловой базе соединенной армии. Исход боев в Крыму был сомнителен, и командир, решил лучше лишний раз сходить за золотом в Константинополь, чем везти его в плен врагам.

На дне Черного моря, близ Балаклавы, золота не оказалось.

От «Черного принца» и его, груза остались малые следы: японские водолазы нашли несколько подметок от всего груза армейских ботинок да несколько медицинских фарфоровых ступок. Все что осталось от «Черного принца» и его груза.

Но японская концессия пошла нам на пользу. Японцы привезли нам, а мы переняли у них новую технику водолазного дела. Вместо тяжелого скафандра, водолазного костюма, который весит 85 килограммов, японский водолаз идет под воду налегке: он — голый, в трусиках, на лице — небольшая маска, во рту — трубка, через которую поступает воздух, иногда еще водолаз несет на спине баллон воздуха. В таком костюме японцы ходят на любые водолазные глубины. Барабанные перепонки и кровеносные сосуды выдерживают у них давление воды в несколько атмосфер.

Сначала думали, что у японцев — другая конституция тела и «что немцу здорово, то русскому смерть». Но организаторы нашего водолазного дела никогда не были консерваторами и всегда жадно воспринимали все новое в водолазной технике. Доктор Павловский, человек нашедший «Черного принца», занялся техникой водолазного дела.

Выяснилось — успехи японцев заключаются в хорошей тренировке и в умении дышать под водой не чаще пяти раз в минуту. Павловский переконструировал японскую водолазную маску и в водолазной школе начал тренировать водолазов.

У наших водолазов конституция тела оказалась той же самой, что и у японцев.

Они восприняли новую водолазную технику, и хотя сейчас кое-где у нас еще работают в скафандрах, но с каждым месяцем они все более отходят в область прошлого.