Работа водолаза под водой сложна и разнообразна. Представьте себе, что во время шторма у стоящего на якоре судна лопнул якорный канат и надо найти и поднять якорь. Место его нахождении приблизительно известно. Тогда ставят в этом месте водолазный бот и устраивают с него «спусковой конец» — дорогу для водолаза. Один конец этой прочной веревки привязан к достаточно солидному грузу — баластине — и опущен на дно, а другой обтянут и привязан к боту. По нему спускается водолаз, попадая в середину намеченной для поисков площади.

К спусковому концу у самой баластины привязана «оттяжка» — веревка, длиной метров 10. Став на дно («на грунт»), водолаз берет оттяжку в руки и отходит от баластины на полную длину оттяжки. Тот, кто думает, что под водой можно искать с таким же успехом, как и на воздухе, сильно ошибается.

«На глубине 60 метров, — пишет человек, погружавшийся в Мексиканском заливе, — вода была очень прозрачна и имела темноголубую окраску. Проникавший свет напоминал сияние, излучаемое звездами. На глубине около 30 метров свет приобретал характер лунного, при чем видимость доходила до 7½-15 метров. При приближении к поверхности освещение постепенно переходило в солнечное».

Так говорит человек, погружавшийся в очень прозрачной воде при ослепительном свете солнца под тропками. Вода же Невы например такова, что на глубине 10 метров — полный мрак. Мало заметной на глаз мути уже достаточно, чтобы яркий свет солнца не проник далеко в воду.

Не надо думать, что стоит только взять в руки хорошую лампу, чтобы под водой стало сразу светло. Вот что рассказывает по этому поводу руководитель работ по подъему американской подводной лодки «S 51» в 1926 г. у берегов Соединенных штатов в Атлантическом океане. Он послал водолаза Фрезера в машинное отделение подлодки.

«Фрезер нес мощную подводную лампу, но в мало прозрачной воде лампа давала лишь тусклый свет. Он прошел между первыми цилиндрами правого и левого дизелей. Еще шаг, и он ударился шлемом о какое-то препятствие, преградившее ему дорогу. Подняв свою лампу вверх, Фрезер увидел, что тут был механик лодки, наклонившийся к клапану левой машины. Его полуодетое тело было зажато между машиной и верхом помещения, а ноги свешивались в проход между дизелями и закрывали его».

Мощная лампа ничего не дала: в узком проходе водолаз обнаружил мертвое тело только тогда, когда ударился о него головой. Вот почему водолазу нужны прочные металлические шлемы: они спасают его от поранений и даже от смерти при ударах о незамеченные, часто даже невидимые препятствия.