Сегодня ветер смилостивился над водолазами. В море тихо, волны небольшие. Эту весть привез рано утром «Набат». Все обрадовалась. Работать в море — желание. Ибо в море больше надежд найти подводную лодку, чем здесь, в илистой и засоренной Северной бухте.
Идем в море. Мы проскакиваем в ворота, минуем заброшенную Константинопольскую батарею временен Крымской кампании и мимо гудящего бакана выходим на внешний рейд.
Все дальше от берега, и мы подходим к четырем буйкам и спугиваем сидящих на них чаек. Буйками отмечен квадрат моря, где по предположению лежит затопленная англичанами подводная лодка.
Сейчас начнется работа. Два баркаса с обеих сторон квадрата будут ходить параллельными галсами по 213 метров каждый.
В воду «идет» водолаз. В глубине он садится на качели-беседку, а люди сверху начинают его возить.
Здесь глубина 42 метра. Водолаз сидит на беседке в 6-метрах от грунта, на глубине 36 метров. Сегодня видимость хорошая — на 21 метр в окружности.
На палубе по телефону принимают донесения водолаза из глубины. Он медленно, вслед за баркасом, движется и передает все, что видит на грунте.
— Куча аэропланных бомб.
— Снарядный ящик.
— Деревянная рама и дверь от рубки.
— Два круга колючей проволоки.
— Три ящика с порохом.
Нет лодки!
Медленно тянется время. Качальщики меняются каждые двадцать минут и, освободившись от маховиков-колес, помогают товарищам выбирать якорь.
Водолаз под водой уже 45 минут.
— Подъем! — командует старшина.
— Подъем! — кричит в трубку телефонный, а старшина с палубы три раза дергает веревку водолаза. Это тоже сигнал подъема, если от сильного давления на, барабанные перепонки водолаз плохо слышит.
Подъем длится полчаса. На 12-метровой глубине водолаза держат 5 минут, на 8-метровой — 10 минут и на 5-метровой — 15 минут. Это для того, чтобы организм привык к перемене давления.
Через полчаса водолаз выходит на палубу. Он может теперь «пойти в воду» не раньше, чем через 4-6 часов, ибо надо дать время, чтобы кровеносные сосуды пришли в нормальное состояние и могли при спуске выдержать давление 3-4 атмосфер. Вероятнее всего, он опускаться сегодня больше не будет.
Старшина смотрит направление ветра, спрашивает водолаза о течениях в верхних и нижних слоях воды — ему надо знать, куда отнес ветер баркас во время хода.
Сейчас баркас начинает второй галс, параллельный и в 20 метрах от первого. Под воду «идет» другой водолаз.
Весь отмеченный буйками квадрат моря 213 х 768 метров надо пройти 36 галсами. В среднем в день баркас делает 4 галса, и весь квадрат таким образом можно пройти в 8½ - 9 рабочих дней.
Но море коварно. Какая будет завтра погода? А вдруг подует господствующий в это время года норд-вест, и тогда несколько дней растянутся на долгие недели.
Баркас идет вторым галсом.
Опять все то же. Опять водолаз из глубины моря кричит наверх:
— Куча железа!
— Аэропланные бомбы!
— Снарядные ящики!
Качальщики заторопились, все сильнее разгоняют колеса, все быстрее нагнетают воздух.
— Легче воздух, — просит водолаз.
— Легче воздух! — командует телефонный.
Есть, легче воздух,— отвечает качальщик, и колеса замедляют уторопленный свой бег.