Корабль и здоровье
Жизнь и работа на военных кораблях сильно отличаются от жизни и работы на берегу.
Борта и палубы кораблей облиты металлом, так что воздух может проникать внутрь помещений только через люки[1] и небольшие иллюминаторы[2], когда они открыты. Таким путем воздуха проникает в помещение недостаточно. На подводных же лодках во время нахождения их под водой все отверстия и вовсе плотно закрыты, так что экипаж[3] подводной лодки не может в это время даже проветривать помещения так, как это делают на прочих кораблях. Для возобновления воздуха, без которого невозможно жить, на кораблях требуются особые приспособления.
Военные корабли имеют очень сильные машины для того, чтобы передвигаться с большой скоростью. Такие машины занимают много места и требуют большого количества пара. Чтобы получить этот пар, нужно много объемистых котлов, а для котлов необходимо иметь огромные запасы топлива и пресной воды. Даже на тех кораблях, которые не нуждаются в паре, двигатели все же занимают большое место, а на подводных лодках много пространства занимают аккумуляторы, то есть приборы, дающие электрическую силу двигателям лодки. Значительное пространство занимают на военных кораблях боевые припасы, артиллерийские орудия, минные аппараты[4], приборы, назначенные для борьбы с врагом. Кроме того много места занимают электрические и. радиотелеграфные станции, механизмы для подъема и погрузки тяжестей, запасы снаряжения, различные мастерские, материалы для работ, камбуз[5], баня, прачечная, умывальники, гальюны[6], провизионки и помещения для хранения одежды и белья, вентиляционные каналы, трубопровод пара, пресной и забортной воды, — все это в общем занимает много места.
Для жилых помещений, кубрика[7], кают[8], мест для отдыха, таким образом места мало и, будь такие помещения на берегу, в казарме, — их конечно признали бы негодными из-за недостатка воздуха. Да кроме того и дневное освещение в них очень слабое, потому что многие помещения находятся в глубине корабля, в тех частях его, которые лежат ниже ватерлинии[9], куда дневной, свет не может проникать. Там же, где это можно, он проходит по большей части только через маленькие иллюминаторы, которых нельзя делать в бортах очень много, чтобы не уменьшать крепости корпуса корабля. Значит и света в помещениях на кораблях гораздо меньше, чем это требуется гигиеной от помещений, находящихся на берегу, например от казарм.
Однако со всем этим приходится мириться, потому что военный корабль приспособлен для боя, а не для удобств жизни. Для того же, чтобы при таких условиях сделать корабельные помещения пригодными для жизни в них без вреда для здоровья, необходимо усиленно снабжать их свежим воздухом посредством вентиляции. Необходимо поддерживать в них самую полную чистоту и обеспечить их достаточным электрическим освещением. Без замены испорченного воздуха свежим нельзя жить и быть здоровым, а там, где слабое освещение, где темно, трудно конечно поддерживать и чистоту. Там легко накопляется грязь, а грязь гибельна для здоровья, — это известно каждому.
Жизнь на корабле таким образом налагает на весь корабельный состав обязанность соблюдать и поддерживать возможно большую чистоту как помещений, жилых и нежилых, так одежды, белья и тела.
Есть еще ряд неблагоприятных условий, которыми отличается жизнь и работа на корабле по сравнению с берегом. На кораблях тесно, некоторые помещения низки, переходы извилисты, много подвижных тяжелых металлических предметов. Из-за этого на корабле бойцы чаще страдают от ушибов и других повреждений тела. Корабль находится на плову, поэтому должна быть постоянная и полная готовность к борьбе с водяной и пожарной опасностью. Корабль должен быть всегда готов отразить нападение; отсюда — частые «тревоги» в мирное время и привычка быть все — время начеку. Море и ветер не шутят, и корабли в море часто подвергаются опасности. Тогда тоже нельзя медлить, поэтому должна образоваться привычка исполнять приказания немедленно и бегом. Отсюда — настороженность и внимательность, которые должны быть развиты у краснофлотцев особенно сильно.
Постоянный шум на корабле, то спокойный и привычный, то внезапно усиливающийся, не может конечно не влиять на здоровье, но все же он не должен его расстраивать.
При работе механизмов корабли испытывают сотрясения, не прекращающиеся ни на походе, ни при стоянке в спокойной гавани. В море к сотрясениям присоединяются колебания и качания корабля, то есть то, что называется морской качкой. Качка затрудняет передвижение по кораблю, заставляет при ходьбе тратить немало усилий, и часто причиняет особый вид нездоровья, так называемую морскую болезнь. У непривычных к морю и плаванию людей вид бушующего моря и сильные размахи корабля, который кажется как-будто беспомощной игрушкой волн и ветра, могут вызвать чувство неуверенности и боязни. Это чувство действует угнетающе на нервную систему. Однообразный шум машин, гудение вентиляторов и запах нагретых смазочных материалов увеличивают это гнетущее чувство.
Трудные переходы при сильном напряжении, недостаточном отдыхе и не всегда достаточном питании требуют большой крепости и силы организма для того, чтобы преодолевать эти трудности без вреда для здоровья. Работа на сильном ветре, иногда леденяще холодном, дождь, особые вредности некоторых специальных служб, — все это может тяжело отражаться на здоровьи военных моряков и требует проведения предохранительных мер.
Краснофлотцы проходят военно-морскую службу в различных климатах — от сурового холодного Северного ледовитого океана до жаркого Каспийского моря. Корабли же во время плаваний могут проникать в области с самым различным климатом. Посыльное судно «Боровский» например проделало путь из г. Архангельска через тропические моря в г. Владивосток и дальше к Берингову проливу. За это время корабль находился то за северным полярным кругом, то есть в полосе наибольшего холода, то подле самого экватора — в самой жаркой полосе земного шара, то опять у полярного круга. Такие перемены конечно также требуют от организма крепости, устойчивости и закалки. Поэтому при отборе призываемых на военную службу во флот назначаются только совершенно здоровые и крепкие люди. Не принимаются многие из тех, кто вполне может нести службу в сухопутных войсках, но не сможет выдержать тягостей корабельной службы. Но для сохранения здоровья и этих отборных людей во время службы нужно широко применять и точно исполнять гигиенические правила.
Однако морская служба в общем, несмотря на всю свою тяжесть, может благотворно действовать на здоровье. Воздух над морским простором отличается замечательной чистотой. В хорошую погоду все, несущие службу на верхней палубе, и все, свободные от вахт (дежурств) в нижних частях корабля, пользуются воздухом и солнцем, отдыхают в лучших, чем на суше, условиях, укрепляющих здоровье.
Плавание на кораблях закаляет здоровье, укрепляет мышцы, развивает ловкость, приучает к упорной и опасной борьбе, укрепляет волю, бодрость и твердость, мужество и вообще вырабатывает смелого, крепкого и спокойного борца.
Для того, чтобы вредные особенности военно-морской службы не превысили полезных, необходимо ослаблять и уничтожать их влияние посредством самого тщательного постоянного выполнения гигиенических требований. Это должно делаться всем личным составом кораблей. На кораблях особенно должна чувствоваться правильность одной из главнейших основ советской медицины: охрана здоровья трудящихся есть дело самих трудящихся.
Корабль как жилище
Воздух в жилых и рабочих помещениях корабля загрязняется дыханием людей, дурно пахнущими и вредными газами, которые выделяются человеческим телом, а также нефтью, смазочным маслом, каменным углем, окрасочными материалами, пищевыми припасами, взрывчатыми веществами, гальюнами. Кроме того воздух загрязняется дымом, сажей и угольной пылью. Между тем для поддержания здоровья необходим чистый, достаточно теплый и не слишком влажный воздух.
Для очистки и освежения воздуха на кораблях имеется сильная электрическая вентиляция. Воздух при помощи ее или вдувается в помещения, или вытягивается из них и заменяется воздухом из соседних помещений или снаружи, или же и вдувается и вытягивается. На подводных судах устраиваются особые приспособления для очищения и освежения воздуха во время нахождения судов под водой.
Кроме постоянных вентиляторов, которые гонят воздух по металлическим каналам, имеются еще переносные электрические вентиляторы для очистки воздуха в таких помещениях, где нет постоянных установок для проветривания, но где могут накопиться вредные газы, например в угольных ямах, трюмах[10] и пр. Употребляют также длинные парусиновые рукава с раструбом наверху (виндзейли). Их нижним концом опускают в глубокие части корабля, которые надо проветрить, а верхний конец поднимают над верхней палубой.
В помещениях, находящихся на верхней палубе или выходящих из нее, устраивают особые отверстия для проветривания, которые закрываются от попадания воды различными крышками, пропускающими воздух.
Часто верхние части раструба вентиляторов делают подвижными, чтобы их можно было поставить против ветра— тогда воздух вдувается снаружи, или по ветру — тогда воздух высасывается из помещения.
На кораблях составляется расписание действия вентиляторов. Надо строго соблюдать это расписание и отнюдь не затыкать отверстий вентиляторов внутри кубриков, так как чистый воздух— одно из обязательных условий для сохранения здоровья.
Вместе с тем необходимо устранять все те причины порчи воздуха, какие во власти человека: содержать в чистоте тело и одежду, удалять грязь, отбросы, остатки пищи, принимать меры, чтобы испорченный воздух не попадал в жилые помещения, наблюдать за чистотой гальюнов. В жаркое время года приносят облегчение ветрогоны, которые пригоняют к телу все новые слои воздуха. В теплое время года иллюминаторы и люки следует открывать при всякой возможности, но во время похода они обыкновенно должны быть закрыты, так как через них легко может проникнуть вода.
Что касается температуры, то на кораблях чаще приходится думать о том, как охладить воздух, чем как нагреть его, потому что топки, котлы и механизмы выделяют большое количество тепла, которое передается по всему кораблю и с которым иногда бывает трудно бороться. Прямое нагревание железных бортов и палубы солнечными лучами также увеличивает внутреннюю теплоту корабля в летнее время или при плавании в морях жарких стран. Однако в зимнее время на небольших судах борта и верхняя палуба сильно охлаждаются, и с них стекает вода, образующаяся из-за охлаждения влажного воздуха помещения. Во избежание этого борта покрывают пробковой краской и обшивают их и подволок[11] деревом. Важно не допускать накопления такой воды, чтобы не увеличивать сырости помещений. Поэтому, же нельзя развешивать для просушки и вообще держать в кубриках и каютах мокрое белье и одежду. Надо избегать слишком высокой температуры в жилых помещениях в зимнее время, так как жара в них располагает к простудным заболеваниям. Посидит человек в такой жаре, а потом выбежит наверх недостаточно тепло одетым, и заболевание почти неизбежно.
Освещаются внутренние помещения корабля через иллюминаторы, световые люки и сводные люки. Но все это дает недостаточно света, а если и дает, то не во все помещения. Боевое назначение корабля, а также условия морского плавания не допускают устраивать больше световых отверстий. Иногда бортовые иллюминаторы совершенно отсутствуют. Поэтому особо важное значение имеет искусственное освещение.
Искусственное освещение на кораблях обыкновенно бывает электрическое. Часто оно бывает кое-где недостаточным, и тогда краснофлотцы самочинно устраивают летучие лампочки для освещения своих коек. Этого делать не следует, так как от таких лампочек при порче проводов легко может произойти пожар, а кроме того нельзя производить никакого переустройства. Во время перерывов электрического освещения применяют пиронафтовые лампы и фонари. Необходимо наблюдать за чистым содержанием этих приборов. Запасы осветительных материалов хранятся, и разлив их производится только в назначенных для этого местах.
Для поддержания чистоты тела и белья личного состава, для пищи и питья и для питания котлов на кораблях имеются запасы пресной воды. Она содержится в особых металлических цистернах, покрытых внутри слоем цемента. Цистерны должны быть совершенно чисты и предохранены от попадания в них пыли через воздушные трубки; горловицы[12] цистерн должны быть плотно закрыты.
Так как через воду могут распространяться различные болезни, то за питьевою водой должен быть установлен особенно тщательный надзор.
На больших кораблях кроме трубопровода питьевой воды имеется трубопровод воды для мытья и хозяйственных надобностей; трубопровод забортной (морской) воды должен быть разобщен от трубопровода пресной воды. Шланги[13], посредством которых наполняются питьевой водой цистерны, не должны употребляться для других целей. Их следует содержать всегда в чистоте. Обычно из цистерн питьевой воды вода подается донкой по мере надобности в расходные цистерны питьевой воды, откуда уже расходится по трубопроводу.
В зимнее время расходные цистерны, расположенные наверху, обогреваются паром, проходящим по особым трубкам.
Для получения во время плавания безусловно чистой и доброкачественной воды на кораблях имеются особые аппараты, называемые опреснителями. При помощи их из соленой морской воды получается перегнанная вода, совершенно не содержащая никаких примесей. Вследствие отсутствия в этой воде минеральных солей, находящихся во всякой другой воде, она менее приятна для питья, но безусловно здорова.
Для получения опресненной воды в больших количествах требуется значительный расход угля, и потому, если можно получить хорошую питьевую воду с берега, ею всегда запасаются. Если вода не вполне надежна, ее обеззараживают хлориновой известью, после чего она становится совершенно безвредной.
Жилые помещения кораблей легко могут стать пристанищем для насекомых-паразитов, особенно тараканов и клопов. Присутствие их указывает на недостаточную культурность экипажа. С ними необходимо вести беспощадную борьбу.
Клопов не так трудно вывести. Когда их развелось очень много, приходится прибегать к окуриванию корабельных помещений сернистым или другим ядовитым газом. Обычно же тщательный и частый пересмотр коек, выжигание паяльной лампой гнезд клопов в металлических частях, убивание их струей пара, а также смазывание жидкостями, вредными для этих насекомых, мест, где они разводятся, достаточно, чтобы клопы перевелись. Но нельзя успокоиться на этом, потому что клопов легко занести с берега. Поэтому о них не следует забывать никогда и уничтожать их, когда они еще не успели сильно размножиться.
В борьбе с тараканами очень большое значение имеет отсутствие беспорядочно валяющихся пищевых продуктов, остатков пищи и всяких отбросов. Упорное и неустанное истребление этих насекомых и большое внимание к содержанию пищевых припасов и отбросов — главное средство успешной борьбы с тараканами на кораблях.
Легко и охотно проникают на корабль крысы. Это такой враг, истребить которого удается иногда только посредством окуривания ядовитыми газами, так как обычных средств истребления — ловушки разных видов, отравленный корм, кошки — оказывается недостаточно. Чтобы крысы не попали на корабль с берега, ставят особые железные раструбы на швартовы[14] и следят, чтобы крысы не пробегали по трапу[15].
На кораблях речных флотилий в жаркое время года встречается иногда огромное количество различных мелких летающих насекомых, для которых корабли являются временным пристанищем. Эти насекомые не причиняют особого вреда, но конечно загрязняют помещения и верхнюю палубу.
На стоянках вблизи населенных мест всегда есть опасность залета мух, которых во время плавания обыкновенно бывает мало. С мухами борьба должна вестись, как и на берегу. Укрывание пищи, быстрое удаление остатков пищи и всяких отбросов, истребление мух раствором формалина и липкой бумагой— меры, избавляющие корабль от этих назойливых, а иногда и вредных насекомых.
Трюмы могут быть источником вредных газов, которые образуются в них, а оттуда проникают в жилые помещения. За правильным содержанием трюмов и проветриванием их должно быть установлено постоянное наблюдение.
Вредные и опасные газы могут образовываться и в погребах, где хранятся боевые припасы, вследствие частичного разложения взрывчатых веществ. Так как эти погреба содержатся по особым точно определенным правилам, то опасности от вдыхания этих вредных газов и распространения их по кораблю почти никогда не бывает — их удаляют раньше, чем они накопятся во вредном количестве.
Все жилые помещения прибираются ежедневно, а один раз в неделю производится особо тщательная приборка. Во время ее выносятся наверх, выколачиваются и проветриваются постельные принадлежности и перебираются предметы одежды, хранящиеся в больших чемоданах.
Верхнюю палубу и мостики ежедневно и обильно скачивают забортной водой, протирают находящиеся на них предметы, пролопачивают деревянные настилы, отжимая и сгоняя избыток воды. Сильно загрязненную палубу моют с песком, а некоторые места ее — с мылом или едкой содой. Медные части ежедневно чистят.
Утренняя приборка на верхней палубе.
Предметы вооружения корабля прибирают и обтирают. Наружные борта под шпигатами[16] и по ватерлинии подмывают каждый день; борта снаружи, надстройки, дымовые трубы моют время от времени, как и все предметы обстановки внутренних помещений корабля. Стекла и иллюминаторы моют и протирают ежедневно.
Внутренние помещения надо прибирать также мокрым способом: влажными щетками с мылом и сырыми тряпками протирают обшивку бортов, переборки и предметы обстановки; местные койки, шкафы, столы, скамьи, палубу протирают мокрыми швабрами.
Плевать на палубу конечно запрещено из-за вреда и грязи, которые происходят от разбрасывания мокроты и слюны. Плевательницы же и мусорницы необходимо очищать ежедневно.
Оставлять после приборки мокрые швабры в кубриках никогда не следует, чтобы не разводить сырости.
Особенно заботливо необходимо относиться к содержанию в чистоте и исправности корабельных гальюнов и ватерклозетов, которые при небрежном обращении сильно наполняют воздух соседних помещений своим зловонием. При грязном содержании их гниющая моча расталкивается на обуви по палубам. Надо пользоваться! гальюнами аккуратно, прокачивать и промывать ватерклозеты и гальюны забортной водой и чаще вымывать палубу, решетчатые настилы и сиденья, по временам применять дезинфицирующие вещества.
Мусорные рукава также могут стать источником зловония и порчи воздуха и тоже должны промываться забортной водой.
Личная гигиена краснофлотца на корабле
Живя и работая в тесных помещениях корабля, необходимо поддерживать чистоту тела самым тщательным образом. Действительно культурный человек не может быть грязным, носить грязную одежду и допускать накопляться грязь в своем жилище. Вред и опасность грязи достаточно известны.
Для мытья тела на кораблях устраивают умывальники по расчету 1 сосок умывальника на 15 человек, души, ванны и бани. Краснофлотцы тех специальностей, при которых неизбежно происходит особенно сильное загрязнение тела и рабочего платья, получают увеличенное количество мыла. То же самое относится и к командам судов, которые производят работу по тралению[17] мин заграждения[18].
В умывальники наливается пресная вода, и только в исключительных случаях, например во время продолжительного похода и при необходимости беречь запасы пресной воды, приходится пользоваться для умывания соленой морской водой. Ее недостаток в том, что мыло очень плохо в ней распускается, а после мытья кожа становится липкой.
Весь личный состав корабля должен умываться по утрам. Во время умывания необходимо прополаскивать рот и чистить зубы щеткой, мыть лицо, шею, уши, подмышки, обтирать верхнюю половину тела и, по возможности, обмывать половые органы и ноги. Особенно тщательно следует мыть руки и вычищать грязь из-под ногтей. Ногти никогда не следует обгрызать, но надо их ровно и довольно коротко подрезать ножницами или острым ножиком.
После мытья необходимо скатить умывальники, чтобы не осталось грязной воды и мыла. Нельзя мыть в умывальниках посуду, стирать белье и бросать в них окурки, остатки пищи и другие предметы, которые могут засорить их. Если делать это, то в умывальниках застаивается грязная вода, которая гниет и издает зловоние.
Утреннее умыванье.
Перед каждым принятием пищи руки следует снова вымыть. Это предохраняет от занесения через рот с пищей микробов заразных болезней.
Длинных волос на голове не следует отращивать, потому что при коротких волосах гораздо легче содержать их в чистоте и легче мыть голову; к тому же короткие волосы аккуратнее лежат на голове и требуют меньше времени и заботы для приведения их в красивый вид.
Один раз в неделю необходимо мыться теплой водой в бане. На кораблях это легко выполнимо, когда корабль имеет пары. Кочегары, машинисты, турбинисты, мотористы и другие специалисты, работа которых связана с значительным загрязнением тела, должны мыться в бане или под душем после каждой вахты и уже после того надевать другую одежду вместо загрязненного рабочего платья.
В летнее время, на рейдах с чистой водой, полезно освежать тело купаньем, которое может происходить 2 раза в день — перед обедом и ужином.
Во избежание несчастных случаев следует точно соблюдать установленные правила купанья у борта корабля. Продолжительность купанья зависит от температуры воды и воздуха. Начало и конец купанья отмечаются сигналом. Если нельзя купаться, потому что вода загрязнена, устанавливают души холодной воды или просто обмываются на верхней палубе.
Стирка и сушка белья, рабочего платья, трусиков, коек и чемоданов производится в установленное время и в определенных местах. На некоторых кораблях имеются механические стиральные приспособления и отдельные помещения-прачечные; на других — стирка производится на верхней палубе. Стирают белье в горячей пресной воде; с мылом. Не следует окончательное прополаскивание выстиранного белья делать в морской воде, потому что в этом случае в белье останутся соли, которые будут притягивать влагу из воздуха, и белье будет сыроватым и липким. После стирки прачечную надо прибрать, обрезы и лохани вымыть. Сушку белья, а также мокрой одежды, производить в особо предназначенных для этого помещениях, в сушилках, в которых устроены паровые грелки, или в других указанных для этого местах. На стоянках и при хорошей погоде выстиранное белье и одежду развешивают и поднимают для просушки на леерах[19]. При этом надо так прикреплять мокрые вещи, чтобы более толстые части их были выше более тонких; иначе эти толстые места одежды не успеют просохнуть вместе со всею вещью. Никогда не следует развешивать мокрые вещи в кубриках; то же относится и к мокрой обуви.
Сушка белья на леерах.
Одежду выколачивать и чистить щеткой следует на верхней палубе. Укладывать в чемоданы и рундуки можно только вычищенное и вполне просушенное платье. Грязное белье до времени стирки необходимо держать отдельно от чистых вещей, плотно свернутым, если возможно — в особом ящике, который надо проветривать, когда белье из него будет вынуто для стирки.
Койки следует содержать в чистоте. Около третьей части своей жизни человек проводит в постели, и потому понятно, что постель должна быть гигиенична. Для ночного сна необходимо снимать одежду и обувь. Днем во время отдыха обязательно надо снимать обувь и не ложиться на койку в грязной одежде. Прибирая койку по утрам, следует стряхивать простыню и аккуратно застилать ее. Под подушкой и матрацом лишним предметам не место.
Подвесные койки по утрам тщательно связывают и укладывают в сетки[20], где они остаются до вечерней раздачи коек. Не следует подвешивать койки возле грелок или сильно нагретых механизмов, а также у выходных наружу трапов, у которых нет обвесов или тамбуров. При несоблюдении этого легко можно простудиться. Во время дневного отдыха не следует также укладываться в таких местах, где тело может или сильно согреваться, или, наоборот, попадать под резкую струю холодного воздуха. Койки и матрасные чехлы моют 2 раза в месяц.
Подвесные койки.
Теснота на корабле заставляет использовать всякое свободное пространство, а потому для вещей личного состава можно предоставить лишь очень небольшие помещения. Под местными койками устраиваются рундуки, затем имеются небольшие шкафы. Предметы одежды помещаются в большие и малые чемоданы, сделанные из толстой парусины, кроме того для некоторых мелких личных вещей краснофлотцы имеют небольшие ящики или шкатулки. Большие чемоданы помещают отдельно и в них укладывают те вещи, какие не нужны каждый день. Шкафы, рундуки и шкатулки следует содержать в чистоте и вещи в них держать в порядке. Хранить съестные припасы в них не следует, чтобы не привлекать мух и тараканов. Чемоданы моют раз в месяц.
Шкафы для личных вещей краснофлотцев.
Форменная одежда моряков всех военных флотов имеет много сходных черт. Одежда эта должна быть достаточно свободна и не стеснять движений. Должна сберегать теплоту тела, но не прекращать при этом обмена воздуха у поверхности кожи и не задерживать кожных испарений. Важно также, чтобы одежда в случае намокания ее все-таки при этом пропускала сквозь себя воздух и не высыхала очень быстро, не допуская таким образом слишком большого охлаждения тела: при испарении влаги уходит много тепла. В теплое время года лучше носить одежду из белого полотна и более широкую, а в холодное время — шерстяную.
В Красном флоте моряки носят фланелевую темно-синюю рубаху с откидным воротником, а летом — белую полотняную форменку с широким воротом и синим откидным воротником с тремя белыми полосками по краю воротника и на синих обшлагах. Зимние брюки делают из черного сукна, летние — из белого полотна. Те и другие шьют с лацбантом, без разреза спереди.
Важную и очень удобную часть обмундирования составляет бушлат, иначе говоря — двубортная черная суконная куртка на теплой шерстяной подкладке с отложным воротником. Бушлат делается такой длины, что, прикрывая живот и верхнюю часть ног, он не мешает сидеть на банке[21] в шлюпке[22], его не надо подвигать под сиденье и он не стесняет движений ног.
Кроме бушлата, краснофлотцы носят шинель — однобортное пальто с наружными пуговицами, и с разрезом сзади внизу; поверх пальто носится черный кожаный поясной ремень с медной бляхой. На голове носят суконную фуражку без козырька, черного цвета, летом — с белым чехлом. Младший командный состав от 2-й категории и выше носит фуражку с козырьком. В зимнее время носят шапку с черным мехом. Обувь состоит из ботинок на шнурках и высоких черных сапог.
При производстве работ и на вахтах внутри корабля надевают рабочее платье из парусины или из синей нанки. Парусина плохо удерживает тепло и мало пропускает воздух. Поэтому не следует носить рабочее платье вместе с бушлатом или шинелью в холодное время года во избежание простуды и надевать парусиновое рабочее только при работах.
В дождливую погоду краснофлотцы, несущие верхнюю вахту, и гребцы шлюпок надевают непромокаемую одежду и зюйд-вестку — очень удобный головной убор, хорошо защищающий голову и шею от дождя; в холодное время года краснофлотцы, назначаемые на наружные посты, надевают меховой тулуп, теплую обувь и перчатки. На подводные лодки отпускается некоторое количество комплектов кожаного обмундирования.
На кораблях объявляется форма одежды, в какую должна быть одета команда, и никто не имеет права переодеваться в другую форму по собственному усмотрению. Одежда должна всегда соответствовать установленным образцам и иметь опрятный вид; в каждом случае команда должна быть одета одинаково; это правильно и в гигиеническом отношении и производит впечатление большей спаянности и аккуратности воинской части.
При объявлении той или другой формы одежды руководствуются температурой наружного воздуха, общим состоянием погоды, характером предстоящей работы или занятий и некоторыми другими обстоятельствами, например— смотр, участие в торжествах и т. п.
Нательное белье краснофлотца состоит из нательной рубахи, подштанников и носков. Оно изготовляется из тканей с хорошими гигиеническими качествами. В холодное время года и во время плаваний в северных морях к этому добавляют теплые подштанники и носки и фуфайку или свитер. При занятиях физическими упражнениями и играми, при пользовании солнечными и воздушными ванными и при купаньи следует надевать трусики. Вообще же в жаркие солнечные дни тело должно быть прикрыто легкой одеждой, а оставаться в трусах более продолжительное время не годится, чтобы не слишком подвергаться сильному действию солнечных лучей.
Все перечисленные части одежды дают хорошую и разнообразную, по временам года и погоде, защиту тела от жары и холода. Не следует только излишне кутаться, так как это изнеживает организм и располагает к простуде. Не надо также и слишком легко смотреть на значение той или другой части одежды и отбрасывать ее по своему желанию.
Питание на корабле
Находясь в плавании во — внутренних водах Союза ССР, краснофлотцы получают увеличенное по сравнению с береговыми частями количество пищи. Трудовая нагрузка во время плавания увеличена. Время отдыха в плавании не может быть твердо установлено, как не может быть обеспечен ночной сон, достаточно долгий и покойный для всех каждую ночь.
Повышенный расход сил требует усиленного питания. Краснофлотец получает в море в сутки 800 грамм ржаного и 400 грамм пшеничного хлеба; 300 грамм мяса (2 раза в неделю свинину); 75 грамм жиров, из которых 50 грамм в виде коровьего масла; 640 грамм свежих овощей и картофеля; 50 грамм сахара.
Прочие продукты отпускаются в том же количестве, что и на берегу, но установлено большее разнообразие круп.
Пищевой паек в плавании заключает в себе 124 грамма белков, 90 грамм жиров и 737 грамм углеводов и дает организму 4 396 калорий, береговой же паек дает 3 329 калорий.
В особенно тяжелых отраслях военно-морского дела — в подводном плавании и для водолазов — при производстве работ необходим еще более усиленный паек, и краснофлотцы этих служб получают в суточном пищевом пайке около 5000 калорий. Это позволяет сохранить и укрепить здоровье и силы во время плавания, а в некоторых случаях — при благоприятных условиях плавания — еще и несколько увеличить вес тела. При заграничном плавании питание краснофлотцев происходит по другим нормам и бывает вообще более обильным.
На кораблях, в особенности на больших, личный состав которых иногда превышает 1 000 человек, приходится иметь огромные запасы пищевых продуктов, особенно если имеется в виду продолжительный поход. В других случаях, например при плавании в Ледовитом океане, приходится запасать на корабле пищевые продукты на несколько месяцев, а иногда даже на год и больше, особенно если нельзя быть уверенным, что корабль непременно возвратится в ту же навигацию домой.
Пищевые продукты должны быть хорошего качества, и их надо правильно хранить. Для хранения легко портящихся продуктов на больших кораблях устроены обширные холодильники-рефрижераторы, внутри которых поддерживается постоянно температура на несколько градусов ниже 0°, т есть небольшой мороз, при помощи особых охлаждающих машин. При правильном обращении, в таких холодильниках продукты, например мясо, могут оставаться свежим очень долго. В менее холодных частях холодильников могут сохраняться те продукты, которые не надо замораживать, но и не годится держать в тепле, например масло и овощи.
Где нет холодильников, мясо хранят в особых ларях, через стенки которых может свободно проходить воздух, или подвешивают на верхней палубе, прикрывая от дождя и сажи брезентом. При таких условиях мясо можно сохранять лишь несколько дней.
Иногда на корабль берут живой скот, который убивают по мере надобности, но ходить за животными и содержать в чистоте отведенные для них места во время морского похода довольно затруднительно, и потому живой скот берут лишь при крайней необходимости.
Сухую провизию хранят отдельно, наблюдая, чтобы помещение было всегда чисто и хорошо проветрено.
Вся поступающая на корабль провизия осматривается врачом.
Весь экипаж корабля получает горячую пищу два раза в день — в обед и ужин. К утреннему завтраку выдается масло; обед обычно состоит из 2 блюд. Хлеб выдается нарезанный ломтями на столы, в три очереди. Сахар каждый получает на руки на месяц.
Горячая пища приготовляется в корабельном камбузе[23], куда ежедневно выдают необходимое количество провизии, которая при этом должна снова осматриваться врачом. На многих кораблях камбуз оборудован картофелечистками и мясорубками, которые приводятся в действие электричеством.
В помощь кокам[24], которые специально обучаются ответственному и важному делу приготовления пищи, назначаются в некоторых случаях другие краснофлотцы. Все, кто имеет дело с приготовлением и распределением пищи, должны соблюдать самую тщательную личную чистоту. Нельзя и преступно работать в камбузе в грязной одежде и с грязными руками. От несоблюдения чистоты при приготовлении, распределении и хранении готовой пищи легко могут произойти тяжелые последствия, массовые заболевания краснофлотцев.
Коки, как и хлебопеки, находятся под усиленным врачебным наблюдением, их осматривают чаще, чем остальных краснофлотцев. Специальная одежда коков, обязательно надеваемая при исполнении обязанностей, должна быть чиста и исправна.
Котлы и другая посуда, а также столы и их ящики, полки и все вообще предметы, находящиеся в камбузе, должны постоянно содержаться в чистоте, а луженая посуда должна быть с хорошей полудой.
После окончания работ в камбузе он должен быть тщательно прибран, и в нем не должно оставаться ничего, что привлекало бы тараканов, мух и крыс — ни остатков пищи, ни крошек.
В такой же чистоте должны содержаться все принадлежности и приборы для приготовления хлеба. Хлебопеки должны заботиться, чтобы их рабочее платье и передники и полотенца были чисты, так же как и руки.
Столы, местные и опускные, за которыми принимают пищу, должны быть чисты и покрыты чистой же клеенкой или парусиновой подстилкой. Если пищу принимают на верхней палубе, то должны быть разостланы подстилки, на которые ставятся баки с пищей, бачки или тарелки, ложки, ножи, вилки, лотки с хлебом, солонки, масленки, чайники и кружки. При еде следует соблюдать возможную чистоту; отбросы и остатки пищи нельзя выбрасывать в иллюминаторы, чтобы не загрязнять борт, проходящие шлюпки и т. д.
После принятия пищи все должно быть прибрано: остатки пищи собраны в особую посуду, остатки хлеба также, подстилки очищают и складывают, опускные столы поднимают, палубы подметают, обеденную посуду вымывают горячей водой, вытирают и укладывают в назначенные места. Предназначенные к передаче на берег остатки хлеба и другой пищи должны храниться в закрытой посуде. Свою личную посуду каждый краснофлотец моет сам, артельную моют по очереди. Посуда не должна быть сальной на ощупь и иметь запах, когда высушена.
В шкафиках для хранения обеденной и чайной посуды нельзя хранить хлеб и другую пищу. Полки должны быть чисты от пыли и крошек. Грязную посуду помещать в шкафики нельзя, чтобы не разводить тараканов и дурного запаха и не есть потом впопыхах из немытой посуды.
Кипятильники, чайники и чайная посуда должны содержаться в чистоте. Под ними не должно быть налито. Необходимо бережно относиться к анкеркам[25], в которых берется питьевая вода в шлюпки, содержать их в чистоте и проветривать, чтобы вода в них не принимала затхлого вкуса.
На большинстве кораблей существуют (кооперативные) корабельные лавочки для снабжения личного состава различными необходимыми предметами и материалами, а также такими пищевыми продуктами, которые не входят в паек. Лавочки избавляют краснофлотцев от необходимости каждому запасать для себя нужные предметы на берегу. Кроме того на корабле легче иметь санитарное наблюдение за доброкачественностью попадающих к краснофлотцу пищевых продуктов и таким путем предупредить возможные заболевания.
Помещение лавочки должно содержаться в чистоте. Пищевые продукты в ней должны быть вполне доброкачественными. Продажа всякого рода спиртных напитков из корабельных лавочек запрещена.
На кораблях вообще не разрешается распитие спиртных или охмеляющих напитков. Совершенно точно доказано, что под влиянием даже небольших количеств алкоголя немедленно понижается точность и уверенность движений. Не говоря уже о других свойствах алкоголя, которые проявляются в организме после принятия спиртных напитков, одно, это действие его представляет большей вред на корабле. Ведь от недостатка точности, четкости, уверенности и быстроты движений не только легко подвергается опасности жизнь отдельного человека, но иногда может пострадать и. весь корабль. Приняв внутрь спирт, комендор и стрелок становятся не такими меткими, радист — не таким внимательным и тонким слухачом, хотя по большей части самим им кажется, что они стали лучше справляться со своей работой. Это — такое же ошибочное впечатление, как и кажущееся увеличение тепла в теле после принятия алкоголя. На самом же деле у выпившего человека и работа исполняется хуже, и организм сильнее теряет тепло и потому больше охлаждается, чем было до приема алкоголя. Поэтому на корабле спиртные напитки употребляются исключительно для медицинских надобностей, по предписанию корабельного врача.
Еще одно вещество прочно вошло в обиход, и хотя оно не пищевой продукт, но вводится в организм и влияет на него изнутри и потому упоминается в отделе о питании. Это — табак. Курение табака довольно сильно распространено и в Красном флоте. Так как в кубриках и вообще жилых помещениях, кроме личных кают и кают-компании[26], курить табак воспрещено, то некурящим не приходится находиться в прокуренном воздухе и вдыхать табачный дым, да и курильщики вдыхают его лишь во время курения. Запрещено также курить во всех местах, где нет достаточной вентиляции и где пожар был бы особенно опасен. При курении табака в тех местах, где оно разрешено, необходимо соблюдать опрятность, не разбрасывать окурков и пепла и исполнять правила, установленные в целях предохранения от пожара.
Надо стремиться к тому, чтобы число некурящих краснофлотцев, которое уже и теперь довольно велико, увеличивалось все больше и чтобы в Красном флоте изживалась эта нездоровая привычка.
Физическая культура и санитарное воспитание на корабле
Основная задача Красного флота— охранять и защищать морские границы первого в мире государства трудящихся, которое под прикрытием рабоче-крестьянской Красной армии стремится к мирному развитию. В случае вооруженного столкновения с врагом, корабли Красного флота должны проявить самую высокую стойкость, мужество и военное искусство. Весь личный состав кораблей всегда должен быть готов к этому, и потому боевая подготовка составляет главную цель военно-морской службы.
Подготовка эта трудна и требует от краснофлотца хорошего здоровья и телесной крепости и выносливости. Самые условия службы и быта на кораблях предъявляют к организму повышенные требования. Поэтому уже при отборе граждан во флот они помимо осмотра в призывных комиссиях по месту жительства призываемых свидетельствуются еще комиссией, состоящей из врачей военно-морской санитарной службы, которые хорошо знакомы с особенностями этой службы и ее влиянием на здоровье. Это второе, освидетельствование происходит уже в морских частях, куда прибывают признанные в призывных комиссиях годными, и часто при втором освидетельствовании довольно многие бывают признаны негодными для флота. Кроме физического здоровья при этом исследуют также общее умственное развитие и проверяют приобретенные в жизни ловкость, силу, выносливость и уменье сохранять равновесие тела.
Краснофлотцы, признанные годными для морской службы, обучаются затем различным специальным отраслям военно-морского дела и все проходят занятия по физической подготовке. Гимнастика, подвижные игры, спортивные занятия, выработка правильных трудовых приемов и навыков, все это — физические упражнения, которые имеют целью укрепление мышц, выработку и развитие согласованности движений, ловкости, находчивости, присутствия духа и вообще развитие всего организма. Все то, что способствует такому развитию организма, должно быть использовано. При этом нужны не одни только разнообразные физические упражнения, но и постоянное заботливое отношение к своему телу, заключающееся в исполнении требований гигиены, а также разумное пользование естественными силами природы: солнечным светом и теплом, воздухом и водою. Отсюда становится понятным выражение: «физическая культура —24 часа в сутки».
Занятия гимнастикой, упражнения в ходьбе, беге и прыжках и некоторые игры дополняются такими упражнениями, которые являются необходимыми для моряка. Плавание и гребля, лазание по вантам[27] и по шкентелю[28], ходьба и бег по выстрелу[29], бросание конца[30], поднимание тяжестей, все это — упражнения, тесно связанные с военно-морской учебой. Навык в них необходим краснофлотцу. Плавание с линем[31] для установления сообщения с берегом, плавание с винтовкой; постановка при плавании перевернутой шлюпки и ряд других упражнений увеличивают ловкость, находчивость и умение выйти из затруднения яри различных случайностях морской жизни.
Подвижные игры за исключением ватер-поло[32] могут происходить только на берегу, и потому следует пользоваться всякой возможностью организовывать их во время стоянок корабля.
Но советская физкультура имеет целью укрепление и развитие организма, повышение его способности к борьбе за существование. Поэтому не должно быть такого увлечения спортом, при котором, как в буржуазных государствах, главной задачей бывает достижение отдельными лицами самых высоких рекордов, то есть пределов того, чего можно достигнуть. На это часто устремляют все силы, а потому из-за крайне высокого одностороннего развития или вследствие переутомления важных для жизни органов вместо пользы от такой физкультуры получается вред. Однако разумное соревнование отдельных коллективов между собою, сравнение достигнутых результатов путем устраиваемых по временам состязаний необходимы для успешного развития занятий физкультурой. В Красном флоте ежегодно происходят такие состязания между командами отдельных кораблей и их соединений в каждом море.
Устраивают общие состязания избранных команд от морских сил нескольких морей на первенство морских сил, наконец бывают состязания на первенство Красной армии, в которых принимают участие и краснофлотские команды.
Под влиянием физических упражнений увеличивается сила мышц и их размеры, укрепляются суставы, улучшаются кровообращение и дыхание. Легкие вбирают больше воздуха, потому что размахи и емкость грудной полости при упражнениях увеличиваются. Тело становится более крепким, гибким, подвижным и упругим, закаленным и выносливым. Вместе с тем физкультура не только служит для укрепления тела, но развивает у краснофлотца знание своих сил и уверенность в них, поддерживает хорошее самочувствие и настроение, повышает энергию и укрепляет волю, что так необходимо для бойца.
Как физические упражнения, так и пользование солнцем, воздухом и водою должно происходить под врачебным наблюдением. То же относится и к обучению дышать в противогазе и работать с надетым противогазом.
Привыкают к противогазу.
Должен быть установлен правильный порядок проведения работ, учений, занятий физическими упражнениями и отдыха. Наблюдение за состоянием здоровья и физическим развитием краснофлотцев лает возможность определить, кому и какое из физических упражнений пригодно и полезно. Безусловно необходимо согласование занятий с временем года, с погодой и выполнение гигиенических правил при закаливании посредством солнечных и воздушных ванн и купанья. В этом случае наблюдение и указания врача предохранят от многих ошибок и увлечений, которые вызывают неприятные, а порою и вредные последствия.
Занятия по физическому образованию на кораблях происходят под руководством инструкторов по физической подготовке. В медицинском отношении дело физкультуры в морских силах моря находится в заведывании врача-инструктора по физическому образованию.
При проведении спортивных состязаний все участники их исследуются особенно тщательно, и врачи принимают все меры к тому, чтобы участие в этих состязаниях не отразилось вредно на здоровьи тех, кто к ним допущен. Но помимо врача, каждый краснофлотец, как и всякий трудящийся, должен помнить, что охрана здоровья трудящихся — дело самих трудящихся. Не так-то много можно было бы сделать всем врачам для охраны здоровья на корабле, если бы все краснофлотцы сами не воспитывали в себе навыков гигиенического образа жизни.
Большой помощью в этом деле являются занятия по санитарному просвещению. Эти замятия ведутся в продолжение всей четырехлетней службы краснофлотца. Краснофлотцы приобретают путем этих занятий сведения об устройстве и работе человеческого тела, об основах гигиены, о значении физических упражнений, о заболеваниях и мерах предупреждения их, о способах оказания первой помощи при несчастных случаях, о том, как советская власть охраняет здоровье трудящихся.
Большое внимание уделяется обучению краснофлотцев на деле приемам оказания первой помощи и переноске раненых. Главная цель всех занятий заключается в том, чтобы развить сознательное отношение к вопросам охраны здоровья и так воспитать краснофлотцев, чтобы исполнение требований гигиены стало такой же потребностью, как пить, есть, спать. Привыкнув к ним, краснофлотец будет проводником санитарной культуры и после службы в деревне, в городе. И деревня и город в этом нуждаются.
Труд и отдых на корабле
Личный состав кораблей ежедневно занимается подготовкой к боевой службе, обучается мореходному делу и развивает и укрепляет познания и навыки в различных специальных службах. Для того, чтобы в нужное время не растеряться и исполнить свое дело как можно быстрее и лучше, каждый краснофлотец должен хорошо знать все, что относится к его специальности, и твердо помнить, где он должен находиться, что и как делать по всем корабельным расписаниям. Без постоянного упражнения таких навыков приобрести нельзя.
Для того, чтобы корабль был в полной исправности и готовности, для приведения в действие механизмов и для управления движением корабля личный состав разделяется на вахты, каждая из которых работает непрерывно четыре часа. Во время походов чаще всего приходится разделять команду на 3 вахты, так что краснофлотец стоит вахту через каждые 8 часов. Конечно каждому приходится быть на вахте не в одни и те же часы суток. Поэтому и время сна также падает на разные часы. На стоянках, когда требуется меньше людей на каждую вахту, стоять вахту приходится реже.
Всякая специальная работа производится до точно установленным правилам, и тяжесть ее зависит от самой работы и от условий, в которых она производится. Условия же бывают различными для одной и той же специальной службы на разных кораблях и даже на одном корабле, — все зависит от климата, времени года, состояния моря и от многих других причин.
Наиболее тяжелой и вместе с тем самой грязной работой на кораблях, которые отопляются углем, считается работа кочегаров. Вахта этих специалистов в кочегарках сильно утомляет их, и они выходят наверх в промокшей от пота одежде, грязными от угольной пыли, с повышенной температурой тела и потерявши 1–2 килограмма веса тела. Работа их во время вахты состоит в подаче угля в кочегарки из угольных ям, в подбрасывании угля в раскаленные топки котлов, в разравнивании (шуровании) горящего угля длинной шуровкой, подламывании спекающегося шлака тяжелым (16 килограмм) ломом. Нужно также очищать топки от шлака, заливать его, выгребать золу из поддувал и удалять ее наверх.
Опаляющий жар, бросающийся в лицо при открывании топок, угольная пыль, носящаяся в кочегарке, и едкие газы, постоянный шум вентиляторов, заглушающий голос, слабое освещение, внезапные переходы от ослепительного блеска топок к полутемноте, повышенное давление воздуха и тяжелая мышечная работа — все это требует от кочегара большой выносливости и силы.
Кочегары исполняют и другие нелегкие работы: они чистят котлы от накипи, очищают бесчисленные водогрейные трубки, забираясь в тесные и душные пространства с сильно влажным воздухом. Они же очищают кочегарные трюмы от золы, воды и мелкого угля. Во время погрузки угля кочегары распределяют лопатами уголь, который сверху сыплют в угольные ямы, где в это время воздух густо наполнен угольной пылью. Кроме того кочегары несут службу и исполняют некоторые работы наверху, например принимают участие в шлюпочных ученьях и других занятиях, несут службу дневальными и пр.
В кочегарке.
Во время вахты в кочегарке не следует обнажать тело до пояса, как иногда делают, так как тело без одежды больше страдает от жары из открытых топок. Кроме того так скорее можно простудиться, становясь под струю холодного воздуха, вдуваемого вентилятором или высовываясь на минутку из люка на верхнюю палубу, чтобы освежиться. Для защиты глаз от яркого света и опаляющего жара топок пользуются защитными очками. На руки надевают толстые парусиновые перчатки, а ноги обуты в добавочно отпускаемую кочегарам обувь, так называемую — прогарную.
Необходимо приучать себя не пить для утоления жажды много воды во время вахты, потому что обильное питье может вызвать расстройство кишечника. При продолжительных походах в жаркое время года у отдельных кочегаров иногда происходит потемнение в глазах, тошнота, головокружение, обморок, судорожные подергивания мышц живота и конечностей. Эти расстройства однако обыкновенно быстро проходят и не опасны для жизни.
Как бы ни была сильна усталость после тяжелой вахты, кочегар, сменившись, должен непременно вымыться в бане или под душем, надеть другую одежду и уже после этого идти на отдых. Иначе ему не миновать заболеваний кожи, часто упорных и мучительных (нарывы).
Работа многих краснофлотцев других специальностей также протекает в тяжелых условиях, но не всегда бывает напряженной во все время вахты. Однако работа команды подводных лодок во время плавания, независимо даже от специальности каждого краснофлотца, затем работа водолазов во время спусков под воду, работа трюмных машинистов и турбинистов — также относятся к наиболее тяжелым во флоте. Особо напряженной, хотя и не требующей больших физических усилий, является работа радиотелеграфистов, тем более что она зачастую протекает в неблагоприятных условиях.
Работы и занятия на кораблях ведутся по установленному порядку повседневной жизни. Но бывает еще ряд работ, называемых авральными, в которых принимает участие весь личный состав корабля. К таким работам относятся швартовка[33] и съемка со швартов, подача буксиров, ввод корабля в док[34], погрузка угля, а на некоторых кораблях также постановка на якорь или бочку и съемка с них, а иногда и спуск и подъем шлюпок и пр.
Для поверки постоянной готовности личного состава к вооруженной борьбе, к защите корабля от пожара и от потопления — на кораблях производятся боевые, пожарные и водяные тревоги, во время которых каждый краснофлотец должен занять установленное особыми расписаниями место и проделать то, что каждому полагается.
Перед началом летней кампании на кораблях производятся разнообразные ремонтные работы. Во многих из них личный состав кораблей принимает самое деятельное участие. При этих работах необходимо точно соблюдать требуемые правила безопасности. Например часто могут повреждаться глаза при отбивании старой краски, если не пользоваться предохранительными очками. Могут быть случаи повреждения тела при падении во время окраски наружных бортов, если забывают обвязаться концом, и т. п. Некоторые из ремонтных работ особенно тяжелы, как например очистка трюмов и междудонного[35] пространства. Но и эти работы необходимы, потому что застаивающаяся в этих местах вода разлагает краску, образует вредные газы, которые проникают в соседние помещения и дальше по кораблю, а самый корпус корабля ржавеет.
Также и по окончании кампании[36] на кораблях производится ряд работ по подготовке к зимнему времени года. Перебирают механизмы, устанавливают сообщение с кораблем-отопителем, если не будет своего отопления зимою, отепляют некоторые помещения, делают тамбуры у входных люков и т. д. Эти работы также исполняются командами кораблей.
Для того, чтобы организм краснофлотца не изнашивался преждевременно при таких условиях и чтобы здоровье не только не страдало, но и крепло, силы увеличивались, работу необходимо чередовать с отдыхом, необходимо, чтобы отдых был достаточен и разумно налажен. Молодому и еще не вполне закончившему свой рост организму краснофлотца необходим 8-часовой сон. Но одного этою недостаточно, — это еще не дает полного отдыха. Отдых вовсе не означает, что во время его не надо ничего делать. Требуется перемена работы и изменение тех условий, при которых получилась усталость. Широко поставленные на кораблях занятия по политическому просвещению занимают часть времени между такими работами, которые утомляют мышцы. В ленинском уголке, который имеется на каждом корабле Красного флота, краснофлотец находит газеты и книги, сводки последних полученных сведений о происходящем за пределами корабля, читает стенную газету, может провести часок за играми и т. д. Внешкольные занятия опять отвлекают его от повседневной корабельной работы по специальности. В живом обмене мыслями организм приобретает бодрость. Участие в составлении стенной газеты, корреспондирование в краснофлотскую газету, иногда постановка спектаклей, работа в кружках Красного креста или ячейках здоровья и т. д. вовлекают краснофлотца в общественную деятельность и служат отдыхом в работе по специальности.
Физические и спортивные упражнения, возможные на корабле и проводимые под руководством инструктора, особенно полезны и необходимы для тех специалистов, работа которых проходит в нижних частях корабля. Кочегары, машинисты и др., проведя несколько часов в глубине корабля, должны возможно больше времени находиться затем наверху, чтобы хорошенько провентилировать свои легкие.
Тяжелые условия работы краснофлотцев во время походов, в особенности если эти походы продолжительны, требуют, чтобы краснофлотцы побольше времени уделяли полному отдыху. Это нужно, чтобы не только восстанавливались их физические силы, но и успокаивалось то нервное возбуждение и напряженное состояние, в котором обычно находится команда, мало привычная к большим переходам. Прочие краснофлотцы должны заботиться о том, чтобы не мешать в таких случаях хорошенько отдохнуть усталым и возбужденным товарищам, которым после отдыха снова предстоит напряженная и часто ответственная работа.
Развлечения на берегу как при стоянке в своем порту, так и в новых местах, должны быть достойными культурного человека и сознательного гражданина. Это еще более необходимо, если корабль стоит в иностранном порту.
Иногда краснофлотцы заводят на корабле животных, которые служат для забавы и развлечения. По большей части это — собаки, иногда — медвежата, изредка — другие звери. Нельзя сказать, чтобы это было хорошим обычаем. Польза от этих животных в виде развлечения, которое они могут доставить, всегда меньше тех неприятностей, какие они могут причинить. Животные всегда увеличивают грязь на корабле, могут, особенно собаки, заразить глистами и некоторыми накожными болезнями, могут мешать при работах, особенно спешных, когда все на корабле оживленно заняты своим делом. Могут от них произойти и несчастные случаи, особенно от медвежат, которых в конце концов всегда приходится убивать, если их не успеют вовремя сдать в зоопарк. Поэтому лучше животных на корабле не держать.
Морские плавания
Море занимает почти три четверти всей поверхности земного шара. Это обстоятельство оказывает очень большое влияние на климат. Вода прогревается солнечными лучами на глубину до 20 метров, тогда как на суше нагревание идет в глубь земли только на 1 метр. Зато часть воды испаряется, и при этом поглощается большое количество тепла, таким образом вода оказывается нагретой слабее, чем суша. Но вода гораздо медленнее остывает, медленней отдает свое тепло после захода солнца, тогда как суша остывает быстро. Поэтому вода бывает днем холоднее суши, а ночью теплее. От этого климат приморских местностей менее жарок, а изменения температуры воздуха в течение суток менее резки, чем в местах, удаленных от водных пространств. В зимнее время при незамерзающем море климат смягчается, так как сказывается влияние воды, которая в это время года значительно теплее суши.
Во время плаваний вдали от берегов корабли находятся в очень влажном воздухе, который в случае неспокойного моря и при ветре бывает пронизан мельчайшими каплями морской воды. Воздух над морским простором совершенно чист от пыли. Пыль, дым и гарь попадают на него лишь с самого корабля и быстро рассеиваются в огромном пространстве. Вдали от берегов воздух свободен от микробов. Колебания температуры воздуха в разное время суток над морем меньше, чем на берегу, но температура морской воды и воздуха над морем очень неодинаковы в разных местах земного шара и в разное время года. Вследствие неодинакового нагревания солнцем различных частей земного шара, в океанах и морях возникают течения, которые часто имеют громадное протяжение и сильно влияют на климат отдельных пространств моря и суши.
Плавая в разных широтах, моряки подвергаются самым разнообразным климатическим условиям, попадая из холода в жару и наоборот. Так как иногда такие резкие перемены широты происходят довольно быстро, то от организма моряка требуется выносливость и закаленность, которая позволяет без всякого ущерба для здоровья менять холодные моря на тропическую жару и обратно.
Условия плаваний бывают очень различны, и быт на корабле меняется соответственно условиям климата и погоды. Но служба и работа на кораблях должны выполняться при всех обстоятельствах точно, четко и бесперебойно. А это не легко. Волнение раскачивает корабли, особенно во время ветра иди шторма[37], с неудержимой силой. Качания корабля — то с борта на борт, то продольные, то и те и другие вместе — могут продолжаться по многу дней кряду. Это так называемая морская качка. К ней надо привыкнуть. Редко встречаются люди, на которых качка как-будто не действует. Нет человека, который при качке чувствовал бы себя лучше, чем без нее. Новички или давно не бывавшие в море при качке зачастую испытывают ряд неприятных ощущений, известных под общим названием морской болезни. Тупая боль в голове, чаще в затылочной ее части, тошнота, рвота, общая слабость — вот се признаки, очень тяжелые и неприятные, но не следует падать духом и впадать в уныние: неприятные болезненные явления прекратятся, образуется привычка — у одного скорее, у другого медленнее. Проходят они скорее, если заболевший занят работой, которая отвлекает его внимание от качающегося корабля и колеблющегося горизонта, или если находится на свежем воздухе. Однако во время сильного шторма часть даже привычных к морю людей может опять почувствовать приступы давно забытой ими морской болезни. В этом нет ничего позорного, и если часто бывает, что над заболевшим подтрунивают, к этому нужно относиться добродушно.
Очень редко бывает, что кто-нибудь совершенно не может привыкнуть к качке. Такого человека конечно приходится перевести на береговую службу, потому что на море он — обуза. При качке устают мышцы туловища, особенно ощущается усталость и даже боль в мышцах живота. Это происходит вследствие постоянных усилий удерживать тело, в равновесии, в то время как палуба уходит из-под ног в разные стороны. Болезнь исчезает очень быстро при прекращении качки или при ослаблении ее.
Во время плаваний случается мокнуть под дождем, быть окаченным волной и подолгу оставаться в мокром платье. Приходится работать с большим напряжением, случается и недосыпать. Бывает, что и есть нельзя в установленном порядке, иногда потому, что нет желания есть, (у страдающих морской болезнью), а иногда из-за невозможности изготовить горячую пищу. Но такие перебои бывают обыкновенно недолгими и никакого вреда организму не приносят.
Само собой разумеется, что на походе работа напряженнее, чем при стоянке в гавани, и тем более важно не забывать основных требований гигиены и не рисковать без необходимости своим здоровьем. Нужно по возможности оберегать себя от простуды, от повреждений, защищать глаза от жара и блеска топок, от яркого блеска сверкающего на солнце моря, от дыма и гари, от резкого ветра, содержать в чистоте кожу тела и т. д.
Но только на походе моряк начинает чувствовать и сознавать свою неразрывную связь с кораблем, как бы роднится с ним, и, только побывавши в плаваниях, он становится настоящим моряком, крепким, выносливым, мужественным, находчивым, решительным, хладнокровным и подготовленным к выполнению своего главного назначения — боевой задачи.
Большое оживление во время плавания приносит обычно заход в портовые города. Побывать в невиданном еще или давно уже посещенном городе, близко столкнуться с жизнью другого, иногда совершенно чуждого народа, — заманчиво для каждого краснофлотца. Но в заграничных портовых городах сильно распространена проституция с ее неизбежным спутником — венерическими болезнями. Поэтому надо твердо помнить, что всякое половое сношение с неизвестной женщиной неминуемо заразительно, а потому, если не хватило силы воли воздержаться от этого, безусловно необходимо как можно скорее после сношения применить предупредительное лечение, то есть принять те меры, о которых должно быть хорошо известно каждому краснофлотцу от корабельного врача.
Кроме венерических болезней, при посещении портов могут быть занесены на корабль и другие заразные болезни, которые в это время распространены в этом порту. Всегда имеется опасность заболеть желудочно-кишечным расстройством в случае употребления в пищу немытых плодов или несвежей еды и литья недоброкачественных напитков или некипяченой воды. Санитарный надзор порта должен сообщать корабельному врачу о санитарном состоянии порта, а корабельный врач уже примет необходимые меры и даст нужные указания съезжающим на берег краснофлотцам. Эти указания, которые могут быть неодинаковыми в разных портах, необходимо исполнять в точности, чтобы остаться здоровым самому и не занести болезнь на корабль, где от нее могут пострадать и другие товарищи.
В своих морях, в местах постоянных или частых стоянок кораблей неизбежно должны завязываться более прочные отношения с местным населением. В этом случае краснофлотцы, получив за время службы довольно большие сведения по гигиене, могут и должны повлиять на оздоровление удаленной от культурного центра местности, взять шефство над деревней, помочь советом и делом, привести в лучшее санитарное состояние колодцы, провести ряд других мер и вообще быть проводниками санитарных знаний в малокультурную среду. При этом конечно личный пример имеет самое большое значение.
Находясь в море, моряк видит много интересного. Различные проявления жизни морских глубин — свечение моря, разнообразные крупные животные, показывающиеся на поверхности воды, и т. п. — дают развлечение в однообразии плавания вдали от берегов. Ознакомление с культурными учреждениями и устройством посещаемых во время плавания городов дает новые сведения и расширяет умственный кругозор краснофлотцев. Встреча с другими судами, приближение к берегу, постепенно развертывающийся вид берегов также разнообразят впечатления. Большое оживление вносят сообщения, получаемые по радио и объявляемые в виде сводки.
Болезни моряков
Некоторые болезни особенно часто встречаются на кораблях. Это зависит от особых условий труда и быта на них.
Наиболее часто происходят на кораблях различные повреждения: ушибы, ссадины, раны, размозжения и отрывы концов пальцев, попадания посторонних тел в глаза. Иногда бывают и более тяжкие повреждения: вывихи, переломы костей. Здесь конечно многое зависит от неосторожности, неловкости, неосмотрительной поспешности. Часто виновато пренебрежение мерами предосторожности и несоблюдение установленных правил. Молодые краснофлотцы, которые еще не привыкли к своему кораблю и к работе на нем и не успели еще приобрести необходимых навыков и ловкости, гораздо чаще подвергаются различным повреждениям, чем краснофлотцы 3-го или 4-го года службы. Нужна большая осмотрительность, чтобы на первых порах на корабле не получить иногда очень сильных ушибов, ссадин и даже ран, ударяясь головой в низких дверях переборок[38], стукаясь ногами о комингсы[39], натыкаясь на углы тяжелых металлических предметов, не говоря уже о ссадинах при выбирании различных снастей, при подъеме и спуске шлюпок и т. п.
Работая в разных частях корабля и обращаясь с механизмами огромной силы, часто очень тяжелыми и иногда движущимися с большой скоростью, надо быть всегда внимательным и никогда не надеяться только на свою ловкость, пренебрегая необходимыми предосторожностями. Нельзя рассчитывать на «авось». Надо действовать уверенно, но не рисковать больше, чем необходимо. Надо хорошо изучить свою работу и точно следовать указаниям опыта и требованиям службы. Во всех случаях повреждений необходимо поскорее обращаться к врачу или лекарскому помощнику, так как своевременная медицинская помощь уменьшает опасность заражения ран и помогает быстрому выздоровлению.
Оказание первой помощи санитаром.
Следующими по числу заболеваний бывают в более северных морях болезни, связанные с простудой, то есть с сильными и внезапными или продолжительными охлаждениями какой-либо части тела. В более южных морях распространены болезни кожи, которые на севере занимают третье место. Уберечь себя от простудных болезней можно, во-первых, укрепляя и осторожно закаляя свой организм. Затем нужно избегать всего того, что способствует простуде: не лежать возле нагретых приборов, не выбегать потным и разгоряченным на ветер, чтобы освежиться, не выходить наверх по ночам в том, в чем спал, то есть не одевшись, не оставаться в мокром белье, платье, обуви. При первой же возможности нужно заменять их сухими. Не следует обнажать шею и грудь на холоду и т. д.
Болезни кожи на кораблях чаще всего происходят от недостаточной чистоплотности. Кожа загрязняется угольной пылью, копотью, смазочным маслом; отверстия сальных и потовых железок закупориваются, и от этого легко могут образоваться мелкие гнойнички. При растирании и расцарапывании их, а также из-за раздражения кожи не смытыми вовремя едкими веществами, образуются более серьезные заболевания кожи, требующие продолжительного лечения. Главной предупредительной мерой от заболеваний кожи является тщательное соблюдение чистоты. Чисто вымыть с мылом загрязнившуюся кожу тела, затем обсушить ее и надеть после этого чистое белье значит в большинстве случаев избегнуть многих заболеваний кожи. Изредка заносят на корабли чесоточного клеща, который, живя в коже, вызывает болезнь чесотку. Чистое содержание тела и обращение к врачу при подозрении на заболевание не позволяет этой заразительной болезни распространяться среди команды. При чистом содержании кожи неизбежные мелкие повреждения ее — ссадины, царапины, мелкие порезы — заживают скорее и без осложнений.
Затем идут заболевания пищеварительных органов и прежде всего желудка и кишок. Чаще всего эти болезни происходят в летнее и осеннее время года и происходят вследствие того, что в это время краснофлотцы едят много овощей, фруктов и ягод в сыром виде, часто не обмывая их чистой (лучше всего кипяченой) водой. Точно так же виновато в этом и питье сырой воды, которая в населенных местах редко бывает совершенно чистой и свободной от вредных микробов. Немалое значение имеет также питье разнообразных холодных напитков, например кваса, который часто приготовляется на сырой воде, содержится без необходимых предосторожностей и загрязняется. Пищевые продукты, легко подвергающиеся в теплое время года порче, также служат причиной желудочно-кишечных заболеваний, иногда очень тяжелых.
Чтобы избегнуть их, не нужно пить сырой воды, подозрительных продажных холодных напитков, не есть немытых сырых плодов и несвежей пищи. Не следует также лежать животом на холодном песке, земле или траве, так как это вызывает расстройство кровообращения в брюшных органах и легко может вызвать заболевание кишечника. Если в той местности, где стоит корабль, встречаются желудочно-кишечные заболевания, то при съезде на берег надо иметь при себе флягу с кипяченой водой и избегать есть и пить что-нибудь на берегу.
Корабельная служба и быт предъявляют большие требования к нервной системе, а потому среди краснофлотцев довольно часто встречаются различные нервные заболевания. Тщательный отбор людей при приеме на военно-морскую службу, соблюдение корабельного распорядка, часов труда и отдыха и правильное занятие укрепляющими организм физическими упражнениями и играми служат мерами предупреждения расстройств нервной системы.
В прежние времена настоящим бичом моряков была особая болезнь, происходящая вследствие расстройства питания организма, — цынга, или скорбут. Теперь в Красном флоте эта болезнь встречается очень редко. Питание моряков поставлено теперь правильно, так что цынга, убивавшая не так еще давно немало жизней, сейчас совершенно не страшна.
Но осталось одно зло, которое ослабляя организмы краснофлотцев, делает их надолго неработоспособными и держит их в госпиталях. Зло это — венерические болезни.
Необходимо всем вести неусыпную борьбу с этой бедой. Большинство краснофлотцев уже до поступления на военно-морскую службу начали жить половой жизнью. Поэтому полное воздержание от полового общения с женщиной для них гораздо труднее, чем для не имевших половых сношений. Прочная связь с одной женщиной и по возможности редкие сношения для тех, у кого нет такой прочной связи, уменьшают опасность заражения венерическими болезнями. Применение средств, которые в большинстве случаев уничтожают попавшую на половые органы венерическую заразу и. в значительной мере предохраняют от заболевания после сношения с больной женщиной, немедленное и тщательное лечение для заболевавших — вот меры, посредством которых можно уменьшить зло венерических болезней во флоте. Не надо забывать, что стремление к половому общению может быть без малейшего вреда для организма подавлено трудом, физическими упражнениями и спортом. Воспитание в себе чувства уважения к женщине как к человеку и товарищу еще более отстраняет на задний план половое чувство.
Среди прочих заразных болезней особенно опасна для моряков бугорчатка или туберкулез. С этой болезнью также должна вестись самая напряженная борьба. Больные бугорчаткой не должны оставаться во флоте. Распространение болезни предотвращается соблюдением наибольшей чистоты воздуха и помещений, возможно скорым обнаружением заболевания, удалением больного с корабля и дезинфекцией.
Морские сражения
Морской бой сильно отличается от сражений, происходящих на берегу. На кораблях во время сражений повреждения и ранения среди личного состава происходят, не только от разрывающихся артиллерийских снарядов противника, но и от обломков изуродованных частей своего корабля, поврежденных при попаданиях, от ожогов при взрывах и пожарах.
Могут быть также случаи отравления боевыми газами и случаи падения людей в море.
Медицинская служба устраивает на кораблях перевязочные пункты и места для размещения раненых, а кроме того распределяет сумки с перевязочным материалом по разным частям корабля, например дает их в башни и казематы, в кочегарки, в машинное отделение, а в определенных местах ставит санитаров-носильщиков с носилками. Кроме того по известным частям корабля распределяется питьевая вода и противоожоговые средства. Пути к перевязочным пунктам обозначаются нарисованными на переборках стрелками, с знаком Красного креста.
Однако всего этого еще недостаточно. По боевой тревоге закрываются наглухо двери и горловины в переборках, и сообщение между отдельными отсеками[40] корабля становится трудным, а в некоторых случаях почти невозможным. Ранения, ожоги могут произойти в глубоких частях корабля, откуда бывает трудно извлечь пострадавшего и быстро доставить его на перевязочный пункт. Между тем часто необходимо оказать первую помощь немедленно, чтобы предотвратить большую потерю крови, излишнее загрязнение ран и уменьшить страдания раненого или обожженного. Нельзя также забывать, что во время боя каждый человек на корабле на счету и что чем больше исправных бойцов из состава корабля находятся на своих боевых постах и принимают участие в борьбе с неприятельскими кораблями, тем успешнее может развиваться сражение. Все силы и все мысли корабельного состава должны в это время быть направлены к одной общей цели — одержать победу над вражескими кораблями.
Из всего этого понятно, что надо иметь на кораблях возможность оказать первую медицинскую помощь пострадавшему немедленно. При этом легко раненым может вовсе не понадобиться пробираться к перевязочному пункту, потому что их легкая рана может быть перевязана на месте, кровотечение остановлено повязкой и они могут продолжать по-прежнему нести боевую службу. Потому-то необходимо, чтобы каждый краснофлотец знал главнейшие приемы оказания первой помощи при ранениях, ожогах и других повреждениях тела, умел наложить кровоостанавливающий жгут и повязку, умел делать искусственное дыхание, чтобы он не только знал, как надо переносить раненых или потерявших сознание, но имел бы в этом и навыки, то есть делал это так же легко, быстро и уверенно, как он обращается с корабельными приборами и аппаратами по своей специальности и с оружием. Навыки эти приобретаются только при помощи постоянных упражнений под руководством медицинского состава. Надо уметь оказать правильную первоначальную помощь как пострадавшему товарищу, так и самому себе, пользуясь при этом теми материалами, которые распределяются санитарной службой по различным отделениям корабля перед боем. Санитарные учения, которые производятся, во время боевых тревог, во время маневров, а также и в другое время, имеют целью именно такое обучение и создание навыков в точной, отчетливой, уверенной работе по оказанию первой помощи пострадавшим в бою и при несчастных случаях.
Постоянный медицинский и санитарный состав на кораблях очень невелик. Даже те добавочные боевые санитары-носильщики, которыми пополняется санитарная служба во время боевых действий, далеко не могут покрыть всю потребность в людях, какая возникает у санитарной службы во время боя.
Переноска на морских носилках.
Много людей выделить в помощь санитарам нельзя, так как для управления кораблем и всеми его сложными устройствами, аппаратами, вооружением и пр. в бою нужно очень много бойцов. Поэтому помогать санитарам-носильщикам могут только случайно свободные в данный момент краснофлотцы.
Но, приготовляясь к бою и думая о победе и корабле, не следует забывать и о мерах личной предосторожности. В морских сражениях часто наблюдаются ранения в голову. Длинные волосы забиваются в раны и затрудняют осмотр, очистку и сближение краев раны. Попадая в рану, волосы вносят в нее грязь и микробов, которые на них постоянно бывают. Необходимо в военное время коротко стричь или даже брить волосы на голове.
Если только возможно, надо перед боем надеть чистое белье, так как этим уменьшается опасность загрязнения ран, при которых части белья прилипают к ране или даже глубоко вгоняются в нее осколками снаряда. Само собой разумеется, что чем чище кожа на теле, тем меньше опасность загрязнения ран и тем скорее они могут зажить.
Не следует надевать перед боем много одежды, так как это затрудняет при быстрой и напряженной работе, связывает движения и вызывает потение. Кроме того это может причинить излишние страдания при ранениях, когда потребуется обнажить поврежденное место для осмотра, наложения повязки и может быть для производства хирургической операции.
Не следует также иметь на себе и в карманах различных предметов, потому что они могут при ранении глубоко войти в тело, увеличивать раны, загрязнять их и усиливать страдания раненого.