Живя и работая в тесных помещениях корабля, необходимо поддерживать чистоту тела самым тщательным образом. Действительно культурный человек не может быть грязным, носить грязную одежду и допускать накопляться грязь в своем жилище. Вред и опасность грязи достаточно известны.
Для мытья тела на кораблях устраивают умывальники по расчету 1 сосок умывальника на 15 человек, души, ванны и бани. Краснофлотцы тех специальностей, при которых неизбежно происходит особенно сильное загрязнение тела и рабочего платья, получают увеличенное количество мыла. То же самое относится и к командам судов, которые производят работу по тралению[17] мин заграждения[18].
В умывальники наливается пресная вода, и только в исключительных случаях, например во время продолжительного похода и при необходимости беречь запасы пресной воды, приходится пользоваться для умывания соленой морской водой. Ее недостаток в том, что мыло очень плохо в ней распускается, а после мытья кожа становится липкой.
Весь личный состав корабля должен умываться по утрам. Во время умывания необходимо прополаскивать рот и чистить зубы щеткой, мыть лицо, шею, уши, подмышки, обтирать верхнюю половину тела и, по возможности, обмывать половые органы и ноги. Особенно тщательно следует мыть руки и вычищать грязь из-под ногтей. Ногти никогда не следует обгрызать, но надо их ровно и довольно коротко подрезать ножницами или острым ножиком.
После мытья необходимо скатить умывальники, чтобы не осталось грязной воды и мыла. Нельзя мыть в умывальниках посуду, стирать белье и бросать в них окурки, остатки пищи и другие предметы, которые могут засорить их. Если делать это, то в умывальниках застаивается грязная вода, которая гниет и издает зловоние.
Утреннее умыванье.
Перед каждым принятием пищи руки следует снова вымыть. Это предохраняет от занесения через рот с пищей микробов заразных болезней.
Длинных волос на голове не следует отращивать, потому что при коротких волосах гораздо легче содержать их в чистоте и легче мыть голову; к тому же короткие волосы аккуратнее лежат на голове и требуют меньше времени и заботы для приведения их в красивый вид.
Один раз в неделю необходимо мыться теплой водой в бане. На кораблях это легко выполнимо, когда корабль имеет пары. Кочегары, машинисты, турбинисты, мотористы и другие специалисты, работа которых связана с значительным загрязнением тела, должны мыться в бане или под душем после каждой вахты и уже после того надевать другую одежду вместо загрязненного рабочего платья.
В летнее время, на рейдах с чистой водой, полезно освежать тело купаньем, которое может происходить 2 раза в день — перед обедом и ужином.
Во избежание несчастных случаев следует точно соблюдать установленные правила купанья у борта корабля. Продолжительность купанья зависит от температуры воды и воздуха. Начало и конец купанья отмечаются сигналом. Если нельзя купаться, потому что вода загрязнена, устанавливают души холодной воды или просто обмываются на верхней палубе.
Стирка и сушка белья, рабочего платья, трусиков, коек и чемоданов производится в установленное время и в определенных местах. На некоторых кораблях имеются механические стиральные приспособления и отдельные помещения-прачечные; на других — стирка производится на верхней палубе. Стирают белье в горячей пресной воде; с мылом. Не следует окончательное прополаскивание выстиранного белья делать в морской воде, потому что в этом случае в белье останутся соли, которые будут притягивать влагу из воздуха, и белье будет сыроватым и липким. После стирки прачечную надо прибрать, обрезы и лохани вымыть. Сушку белья, а также мокрой одежды, производить в особо предназначенных для этого помещениях, в сушилках, в которых устроены паровые грелки, или в других указанных для этого местах. На стоянках и при хорошей погоде выстиранное белье и одежду развешивают и поднимают для просушки на леерах[19]. При этом надо так прикреплять мокрые вещи, чтобы более толстые части их были выше более тонких; иначе эти толстые места одежды не успеют просохнуть вместе со всею вещью. Никогда не следует развешивать мокрые вещи в кубриках; то же относится и к мокрой обуви.
Сушка белья на леерах.
Одежду выколачивать и чистить щеткой следует на верхней палубе. Укладывать в чемоданы и рундуки можно только вычищенное и вполне просушенное платье. Грязное белье до времени стирки необходимо держать отдельно от чистых вещей, плотно свернутым, если возможно — в особом ящике, который надо проветривать, когда белье из него будет вынуто для стирки.
Койки следует содержать в чистоте. Около третьей части своей жизни человек проводит в постели, и потому понятно, что постель должна быть гигиенична. Для ночного сна необходимо снимать одежду и обувь. Днем во время отдыха обязательно надо снимать обувь и не ложиться на койку в грязной одежде. Прибирая койку по утрам, следует стряхивать простыню и аккуратно застилать ее. Под подушкой и матрацом лишним предметам не место.
Подвесные койки по утрам тщательно связывают и укладывают в сетки[20], где они остаются до вечерней раздачи коек. Не следует подвешивать койки возле грелок или сильно нагретых механизмов, а также у выходных наружу трапов, у которых нет обвесов или тамбуров. При несоблюдении этого легко можно простудиться. Во время дневного отдыха не следует также укладываться в таких местах, где тело может или сильно согреваться, или, наоборот, попадать под резкую струю холодного воздуха. Койки и матрасные чехлы моют 2 раза в месяц.
Подвесные койки.
Теснота на корабле заставляет использовать всякое свободное пространство, а потому для вещей личного состава можно предоставить лишь очень небольшие помещения. Под местными койками устраиваются рундуки, затем имеются небольшие шкафы. Предметы одежды помещаются в большие и малые чемоданы, сделанные из толстой парусины, кроме того для некоторых мелких личных вещей краснофлотцы имеют небольшие ящики или шкатулки. Большие чемоданы помещают отдельно и в них укладывают те вещи, какие не нужны каждый день. Шкафы, рундуки и шкатулки следует содержать в чистоте и вещи в них держать в порядке. Хранить съестные припасы в них не следует, чтобы не привлекать мух и тараканов. Чемоданы моют раз в месяц.
Шкафы для личных вещей краснофлотцев.
Форменная одежда моряков всех военных флотов имеет много сходных черт. Одежда эта должна быть достаточно свободна и не стеснять движений. Должна сберегать теплоту тела, но не прекращать при этом обмена воздуха у поверхности кожи и не задерживать кожных испарений. Важно также, чтобы одежда в случае намокания ее все-таки при этом пропускала сквозь себя воздух и не высыхала очень быстро, не допуская таким образом слишком большого охлаждения тела: при испарении влаги уходит много тепла. В теплое время года лучше носить одежду из белого полотна и более широкую, а в холодное время — шерстяную.
В Красном флоте моряки носят фланелевую темно-синюю рубаху с откидным воротником, а летом — белую полотняную форменку с широким воротом и синим откидным воротником с тремя белыми полосками по краю воротника и на синих обшлагах. Зимние брюки делают из черного сукна, летние — из белого полотна. Те и другие шьют с лацбантом, без разреза спереди.
Важную и очень удобную часть обмундирования составляет бушлат, иначе говоря — двубортная черная суконная куртка на теплой шерстяной подкладке с отложным воротником. Бушлат делается такой длины, что, прикрывая живот и верхнюю часть ног, он не мешает сидеть на банке[21] в шлюпке[22], его не надо подвигать под сиденье и он не стесняет движений ног.
Кроме бушлата, краснофлотцы носят шинель — однобортное пальто с наружными пуговицами, и с разрезом сзади внизу; поверх пальто носится черный кожаный поясной ремень с медной бляхой. На голове носят суконную фуражку без козырька, черного цвета, летом — с белым чехлом. Младший командный состав от 2-й категории и выше носит фуражку с козырьком. В зимнее время носят шапку с черным мехом. Обувь состоит из ботинок на шнурках и высоких черных сапог.
При производстве работ и на вахтах внутри корабля надевают рабочее платье из парусины или из синей нанки. Парусина плохо удерживает тепло и мало пропускает воздух. Поэтому не следует носить рабочее платье вместе с бушлатом или шинелью в холодное время года во избежание простуды и надевать парусиновое рабочее только при работах.
В дождливую погоду краснофлотцы, несущие верхнюю вахту, и гребцы шлюпок надевают непромокаемую одежду и зюйд-вестку — очень удобный головной убор, хорошо защищающий голову и шею от дождя; в холодное время года краснофлотцы, назначаемые на наружные посты, надевают меховой тулуп, теплую обувь и перчатки. На подводные лодки отпускается некоторое количество комплектов кожаного обмундирования.
На кораблях объявляется форма одежды, в какую должна быть одета команда, и никто не имеет права переодеваться в другую форму по собственному усмотрению. Одежда должна всегда соответствовать установленным образцам и иметь опрятный вид; в каждом случае команда должна быть одета одинаково; это правильно и в гигиеническом отношении и производит впечатление большей спаянности и аккуратности воинской части.
При объявлении той или другой формы одежды руководствуются температурой наружного воздуха, общим состоянием погоды, характером предстоящей работы или занятий и некоторыми другими обстоятельствами, например— смотр, участие в торжествах и т. п.
Нательное белье краснофлотца состоит из нательной рубахи, подштанников и носков. Оно изготовляется из тканей с хорошими гигиеническими качествами. В холодное время года и во время плаваний в северных морях к этому добавляют теплые подштанники и носки и фуфайку или свитер. При занятиях физическими упражнениями и играми, при пользовании солнечными и воздушными ванными и при купаньи следует надевать трусики. Вообще же в жаркие солнечные дни тело должно быть прикрыто легкой одеждой, а оставаться в трусах более продолжительное время не годится, чтобы не слишком подвергаться сильному действию солнечных лучей.
Все перечисленные части одежды дают хорошую и разнообразную, по временам года и погоде, защиту тела от жары и холода. Не следует только излишне кутаться, так как это изнеживает организм и располагает к простуде. Не надо также и слишком легко смотреть на значение той или другой части одежды и отбрасывать ее по своему желанию.